Программа «Педагогика здоровья»



страница1/2
Дата26.06.2015
Размер402 Kb.
  1   2
Программа «Здоровье» преподаётся в МОУ «Погорельская СОШ» имени героя Советского Союза Н.И.Черкасова Зубцовского района в рамках школьного компонента в 1-5 классах.

(В основу программы положена программа «Педагогика здоровья» Касаткиной)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I.САМОПОЗНАНИЕ ЧЕРЕЗ ЧУВСТВО И ОБРАЗ.

Традиционная программа обуче­ния в начальной школе направлена в основном на интеллектуальное развитие ребёнка. Его учат читать, писать, считать, он узнает много нового об окружающем его мире. Однако в потоке сообщаемой ин­формации отсутствует сам ребе­нок — его телесная жизнь, внут­ренние душевные переживания, отношения с другими людьми и пр. В результате полученные знания и умения нередко имеют отчужден­ный характер: они лишь формально усвоены, так как к самому ребёнку не имеют никакого отношения. Но для полноценного развития личнос­ти ему совершенно необходимо знать и понимать самого себя.



Приобретаемые знания, умения и способности могут иметь действи­тельно развивающий характер, если ребёнок будет пропускать их через себя, воспринимать их «изнутри». Ведь личность человека начинается тогда, когда он выделяет и осозна­ёт себя как нечто уникальное и неповторимое, когда он видит результаты своей активности как своё отражение во внешнем мире, в другом человеке. Но этот важней­ший аспект не предусмотрен в со­временном традиционном обучении.

Этот раздел нашей программы как раз и направлен на то, чтобы ребёнок научился понимать и по­знавать, прежде всего, самого себя и свои возможности. Но что такое собственное Я и каким образом можно его познать? Ответ на этот вопрос далеко не прост, поскольку сам ребёнок (как и человек вооб­ще) — существо чрезвычайно слож­ное и противоречивое. Его нельзя однозначно определить, и он ни­когда не бывает до конца завершён­ным. И всё же в этом Я можно выделить два разных, но взаимо­связанных начала, которые позво­ляют проникнуть в сокровенные тайны человеческого Я.

Первое — это устремлённость человека во внешний мир. Он все­гда чего-то хочет, к чему-то стре­мится. В этом стремлении есть два момента — познавательный и эмо­циональный. Человек знает, чего он хочет, у него есть представле­ние, образ того, что ему нужно, будь то образ предмета или иде­альный образ будущего. Но всегда предмет его желания отражается в сознании в форме образа. Однако это не простое объективное отраже­ние, но обязательно образ, вызы­вающий определённые чувства, имеющий эмоциональную значи­мость и субъективную привлека­тельность, иначе он не стал бы предметом желания и стремления. Чувство и образ здесь сливаются воедино и разорвать их невозможно. Такое единство чувства и образа, эмоционального и познавательного, создает возможности реализации самого себя в самых разных видах деятельности — рисовании, лепке, игре, драматизации, танце, сочи­нении историй и пр. Важно только, чтобы эта деятельность не была воспроизведением чужих образцов, а стала собственной, творческой активностью ребенка, способом самовыражения. Нужно помочь ре­бёнку увидеть и узнать себя в том, что он сам сделал, подвести к само­анализу через его собственное твор­чество, отражающее внешний мир.

Второе — осознание ребенком себя и овладение своим поведени­ем. Как известно, человек — это единственное существо, которое может сделать самого себя предме­том анализа и деятельности. Такой «поворот на себя» (рефлексия), способность осознавать своё пове­дение, свои способы действия, свои состояния делают возможным овладение собой, управление своим поведением.

В младшем школьном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие этих необходимых качеств. Поэтому данный раздел специ­альной целью педагогической работы ставит осознание ре­бенком широкого спектра воп­росов, не связанных напрямую со школьным обучением, но жиз­ненно важных для становления его личности. Это — строение и функционирование организма, понимание своего физического состояния, своих эмоций, пра­вил поведения в быту, на улице, в общении с другими людьми.

Помочь младшему школьнику реа­лизовать и осознать себя в самых раз­ных своих проявлениях, дать ему по­чувствовать себя, свои особенности, возможности и переживания — чрез­вычайно важная задача воспитания.
II. ШКОЛА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

Раздел программы, посвящен­ный здоровому питанию, очень важен с нескольких точек зрения.



Во-первых, пища это един­ственная видимая часть окружающе­го мира, которую человек ежеднев­но делает «частью себя». Поэтому культура приготовления и поглоще­ния пищи составляет неотъемле­мую часть культуры человечества вообще и конкретного человека в частности. Она символизирует степень самоуважения и отражает многие человеческие комплексы. По тому, как и что человек ест, можно многое сказать о нем самом, его семье, даже его стране. После­военное поколение родителей, познавшее голод, в первую очередь хотело досыта накормить ребенка,

а критерием хорошего здоровья было количество съеденного. В настоящее время большинство родителей заботятся о качестве питания своих детей.



Во-вторых, питание тесно свя­зано со здоровьем. Начало заболе­ваний желудочно-кишечного тракта в 70 из 100 случаев приходится на 5—6-летний возраст и достигает пика к 8—12 годам. По данным академика А. А. Баранова, распрост­раненность хронических заболева­ний органов пищеварения составляет 702,3 на 1000 детского населения и зависит от ряда факторов:

  • нерегулярное питание с перерывами более 3—4 часов;

  • частое употребление острых блюд, консервированных продуктов, ма­ринадов, копченостей, солений;

  • однообразное питание;

  • еда в сухомятку;

  • употребление в пищу некаче­ственных продуктов;

  • несоблюдение режима дня;

  • малоподвижный образ жизни;

  • вредные привычки.

Их устранение снижает вероят­ность возникновения заболеваний пищеварительной системы в сред­нем на15%.

Понимание младшими школьни­ками важности правильного питания может стать эффективным способом профилактики и предупреждения неинфекционных заболеваний желудочно-кишечного тракта, раз­вития сердечно-сосудистых заболе­ваний и рака.

Каждый человек может и должен быть хозяином собственного здоро­вья. Нельзя переложить заботу о нем только на плечи врача. Предлагае­мый раздел «Школа здорового питания» представляет собой один из пу­тей совершенствования системы про­филактики, поэтому цели раздела:



  • сформировать у учащихся представление о влиянии питания на здоровье;

  • выработать способность раз­делять основные и редко упот­ребляемые продукты питания по их пищевой и энергетичес­кой ценности;

  • научить соблюдать гигиени­ческие правила в процессе хранения, приготовления и употребления пищи.

Немаловажно также выработать у младших школьников определенные навыки и привычки:

  • самостоятельно приготовить не­сложные блюда с учетом питатель­ной ценности входящих в них продуктов и с соблюдением эле­ментарных правил гигиены и техни­ки безопасности;

  • правильно сделать покупку;

  • следовать несложным правилам этикета;

  • сознательно сокращать нежела­тельные продукты;

  • понимать необходимость регу­лярного питания.

На первом году обучения мы предлагаем игровую форму прове­дения уроков, например, используя, персонажи романа-сказки Ю. Олеши «Три Толстяка».

Дальше можно перейти от игры к постепенному усложнению подачи материала, максимально приближая его к условиям повседневной жизни.

В конце изучения раздела у учащихся должны быть сформирова­ны приоритетные позиции:


  • чувство собственной ответственно­сти за правильное развитие орга­низма на основе рационального питания;

  • понимание необходимости употреб­ления продуктов питания в соответ­ствии с их пищевой и энергетичес­кой ценностью;

  • ежедневное соблюдение правил гигиены и техники безопасности в процессе хранения и приготовле­ния пищи;

  • отношение к здоровому питанию как к профилактике заболеваний пищеварительной и сердечно­сосудистой системы.

III. ОСЛЕПИТЕЛЬНАЯ УЛЫБКА НА ВСЮ ЖИЗНЬ.

Здоровье полости pтa имеет большое значение для сохранения здоровья всего организма на протя­жении всей жизни. В то же время стоматологические заболевания остаются в числе наиболее распрос­траненных в современном обще­стве.

Это побудило компанию «Колгейт — Палмолив» к созданию учебной программы «Ослепитель­ная улыбка на всю жизнь», основным содержанием которой является правильный уход за полос­тью рта и профилактика стоматоло­гических заболеваний. Главная цель программы — воспитание у детей личной ответственности за сохранение своего здоровья.

Все разделы и материалы про­граммы объединены одним пер­сонажем: Доктором Кроликом — добрым стоматологом, который помогает детям ухаживать за зуба­ми. Мы верим, что дружелюбный и знакомый детям персонаж вызо­вет у них интерес к предмету и поможет сформировать представ­ление о стоматологе как помощнике в сохранении здоровых зубов.

Будучи педагогом, вы обладаете возможностью формировать у детей знания и здоровые привычки, которые помогут им сохранить зубы здоровыми и красивыми на протя­жении всей жизни. Методическое пособие поможет вам сделать за­нятия по гигиене полости рта час­тью обучения детей предметам, входящим в программу начальной школы, таким, как природоведение и основы безопасности жизнедея­тельности. Кроме того, это пособие поможет вам привлечь родителей к воспитанию у детей здоровых при­вычек.

Используя данный раздел в своей работе, вы поможете детям сохранить их здоровье и красивые улыбки на всю жизнь!
IV. ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕННИЯ И СЛУЧАЙНЫХ ОТРАВЛЕНИЙ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ ПРЕПАРАТАМИ.

До середины текущего столетия случаи употребления детьми до­школьного и младшего школьного возраста одурманивающих веществ описывались как казуистические, не носящие преднамеренного ха­рактера. Однако на настоящий момент картина принципиально иная. У всех возрастных групп, отчасти и у детей младшего школь­ного возраста, возникла потреб­ность в получении неординарных ощущений и удовольствий. Согласно современным представлениям, к объективным причинам восприим­чивости ко всем наркотическим веществам можно отнести:



  • глобальные изменения социальных и психологических составляющих личности, биохимических, иммуно­логических, психофизиологических свойств человека;

  • повышенную склонность к измене­нию своего сознания с помощью восприятия любых сверхмощных внешних раздражителей;

  • массовые заражения эмоциями и необычными культовыми убеждени­ями;

  • феноменальную способность к самогруппированию для изменения сознания с помощью удовольствия.

Широкую распространенность приобрела табачная наркомания, никотинизм, или табакизм. Около 70% молодежи, независимо от пола, начали курить в несовершен­нолетнем возрасте.

По статистике к 17 годам около 100% юношей и 90% девушек начинают эпизодически употреблять или злоупотреблять алкоголем. Образовался порочный круг: подра­стающее поколение усваивает стереотипы алкогольного поведения родителей, чтобы в свою очередь передать их своим детям. Употреб­ление алкогольных напитков в СССР в период 1960 — 1985 гг. возросло более чем в 2 раза и составило 7, 2 литра на душу насе­ления.

Параллельно в арифметической прогрессии растет заболеваемость наркоманиями и токсикоманиями. Например, в период 1984—1987 гг. она возросла в 6 раз. На текущий момент имеющиеся данные очень противоречивы, но можно опреде­ленно говорить о тенденции роста употребления и злоупотребления молодежью психоактивных веществ. Так, в период с 1991 по 1995 гг. разные авторы и результаты выбо­рочных исследований свидетель­ствуют об увеличении заболеваемо­сти наркоманиями и токсикомания­ми в 5—50 раз. Разночтения объяс­нимы: за этот же период обращения к врачам-наркологам в государст­венные учреждения по сравнению с альтернативными, коммерческими сократились приблизительно на тот же порядок.

По многолетнему опыту ВНЦ наркологии СССР (ныне НИИН и ГНЦПН РФ), около 10 % подрост­ков до 15 лет пробовали какие-либо наркотики. На «черном рынке», в аптечной сети появились новые наркотики и медикаменты: кокаин, кетамин, трамал. Медицинские работники оказались недостаточно готовыми к проведению лечебно-профилактической помощи таким больным.

Эпизодическое или регулярное употребление наркотических ве­ществ в молодежной среде стало обычным явлением. Иногда нарко­тики — необходимое условие член­ства в какой-нибудь группе. Среди всех пациентов, обращающихся за наркологической помощью по пово­ду употребления различных одурма­нивающих средств, за последние годы дети и подростки составили 50%.

Формирование заболевания во всех случаях наркозависимостей, будь то табакизм, алкоголизм, токсикомании и др., проходит несколько этапов. Один из наиболее значимых — это формирование аддиктивного поведения (addiction -пагубная привычка, порочная склонность). Так специалисты назы­вают злоупотребление различными веществами, изменяющими психи­ческое состояние до того, как от них сформировалась физическая зависимость. Аддиктивное поведе­ние, по клинической терминологии «первичный поисковый полинаркотизм», — это переходная стадия наркомании. Оно характеризуется злоупотреблением одним или не­сколькими психоактивными веще­ствами без признаков психической и физической зависимости в сочета­нии с другими нарушениями пове­дения.

Аддиктивное поведение появля­ется не «вдруг». Наркотические вещества могут поступать в расту­щий организм с молоком матери. Ребенок фиксирует внимание на ситуациях, связанных с приемом взрослыми наркотических веществ, хорошо отличает поведение их в трезвом и пьяном состоянии. Начи­нают появляться игровые формы, действия и поступки по типу подра­жания взрослым. Воспроизведение образов любого наркоманического (включая табачное и алкогольное) содержания, новое сочетание их и трансформация составляют основу пагубного воображения ребенка, материал для его фантазий и явля­ются, по существу, первыми эле­ментами положительного субъектив­ного восприятия наркотических веществ в онтогенезе. Поведение такого ребенка среди ровесников все более напоминает поведение родителя, злоупотребляющего наркотическими веществами. По мере взросления формируется созависимость (присвоение черт характера зависимого от наркоти­ческих веществ человека). Условно назовем это первым этапом приоб­щения ребенка к наркотическим веществам (до 7 лет).

Второй этап начинается примерно с 7 и длится до 12 лет. Богатое детское воображение включает все большее число порочных связей между образными представлениями и эмоциональной окраской их (приятный — неприятный, добрый — злой, привлекательный — против­ный). Именно на этот возраст при­ходятся первые попытки употребле­ния наркотических веществ, наблю­даются признаки положительной установки на «престижность» пребы­вания в состоянии опьянения. Вмес­те с тем, нарастают интенсивность эмоциональных срывов, легкость возникновения грубых аффектов. Ребенок с аддиктивным поведени­ем тянется к более старшим по возрасту подросткам со сформиро­ванным наркозависимым поведени­ем, включая криминальное. Следу­ющие этапы формирования аддиктивного поведения приходятся на предпубертатный и пубертатный периоды. Они знаменуют переход аддиктивного поведения в болезнь. Продолжительность развития каждо­го этапа строго индивидуальна.



В формировании адциктивного поведения немаловажную роль играют следующие факторы:

  • «Неблагополучная» семья. Изна­чально ребенок воспитывается в состоянии материнской и социаль­ной депривации. Депривация — термин, широко используемый в психологии и медицине, в русский язык пришел из английского (deprivation) и означает «лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей». Существенна имен­но психологическая сторона этих последствий. Они могут включать весь спектр нарушений от легких странностей до грубых поражений развития интеллекта и личности. При этом у ребенка отсутствуют необходимые позитивные жизнен­ные навыки.

  • Воспитание ребенка в гиперопе­ке при наступлении подросткового возраста нередко выливается в реакцию протеста, негативизма, отчуждения от семьи и вхождения в среду сверстников с непривычным для него поведением.

  • Определенную роль играет нару­шение иерархической структуры в полной семье, неспособность взрослых избегать и мирным путем разрешать конфликты, наличие в семье «секретов» друг от друга.

  • Неполная семья. У детей с од­ним родителем часто наблюдаются трудности в общении.

  • Тяжелые микросоциальные условия семьи несут сугубо биоло­гические следствия — стресс и недостаточную социальную адапта­цию, нарушение контактов с ок­ружающими как из-за агрессивно­сти, так и из-за робости, боязли­вости.

Отмечено, что дети и подростки могут прибегать к применению наркотических веществ, демонстри­руя свои требования к близким, пытаясь изменить семейную ситуа­цию. И, наконец, относительно новый для нашей страны фактор — попол­нение из «благополучных» слоев общества, из семей с высоким до­статком. В этих семьях финансо­вая свобода подростков нередко сочетается с гипоопекой и невысо­кими морально-этическими норма­ми.

Лечение больных со сформиро­ванной зависимостью от психоактив­ных веществ, как правило, очень длительно, сопровождается частыми рецидивами и далеко не всегда при­водит к положительному эффекту Современное «антинаркотичес­кое» обучение происходит строго с учетом вышеуказанных этапов и факторов формирования аддиктивного поведения. Основано оно на создании установок, которые дети вырабатывают сами в процессе обучения. Одним из главных требо­ваний выступает:

максимальное исключение воз­можности обратного эффекта — «повышенного интереса», т. е. со­общаемая детям информация не должна вызывать «поисковой ак­тивности» ребенка, желания на собственном опыте проверить до­стоверность приводимых фактов.

Кроме того, на наш взгляд, отри­цательная информация о воздей­ствии тех или иных наркотических ве­ществ, лекарственных препаратов не должна затрагивать возможности смертельного исхода, так как в слу­чае возникновения мыслей о само­убийстве она может спровоцировать ребенка на реальное действие.



Логика построения данного раздела основана на формировании у ребенка прежде всего:

  • навыков самосохранения (в 1 клас­се — нечаянно не выпить неизвест­ное лекарство, не быть пассивным курильщиком, избежать опасности соприкосновения с наркоманом, алкоголиком);

  • эмоционального неприятия «нарко­тических» форм поведения в каче­стве положительной ролевой моде­ли (наркотизм в любой форме это болезнь, больных жалко, а похо­дить на «жалких» не престижно);

  • осознания возможности очень быст­рого и незаметного для себя во­влечения в состояние зависимости {некоторым достаточно одной про­бы, чтобы стать зависимым, но никто заранее не может гарантиро­вать, что ты не относишься к таким людям);

  • собственной жизненной позиции, позволяющей формировать круг интересов, выстраивать позитивные отношения с людьми, не прибегая к «суррогатам» общения в виде сига­реты, рюмки;

  • умения отстаивать свою точку зрения в любой ситуации.

V. БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ НА ДОРОГАХ.

Человек вынужден жить в совре­менных искусственных и потенци­ально опасных внешних средах. Одна из них — транспортный мир, среда дорожного движения. В обществе сложилось чрезвычайно упро­щенное и неверное понимание проблемы безопасности дорожного движения. Однако, если 15 лет на­зад в г. Москве ежегодно по поводу дорожной травмы обращались около 120 тысяч детей, а в дорожно-транспортных происшествиях поги­бало около 30, то в 1995 г. эти цифры значительно возросли: около 160.000 и 124 ребенка. Знание и соблюдение Правил дорожного дви­жения, конечно, могут помочь в решении этой проблемы. Но это лишь незначительная часть необхо­димого! Формальные знания Пра­вил, по мнению многих специалис­тов, обеспечивает ребенку лишь около 10% желаемой безопасности, остальное достигается лишь при помощи умения прогнозировать опасность на дороге и действовать адекватно обстановке.

Профилактика детского травма­тизма, так же как и выработка имму­нитета к инфекции, может базиро­ваться на двух противоположных принципах — пассивное и активное предотвращение травмоопасной си­туации. Под пассивной профилакти­кой травматизма мы понимаем соз­дание таких условий, когда травмо­опасная ситуация не может возник­нуть. Активный путь подразумевает выработку травмобезопасного пове­дения. Оба эти принципа в нашей жизни соседствуют и взаимно до­полняют друг друга. Например, строи­тельство подземного перехода, раз­деляя пространства автомобиля и пешехода, снижает вероятность трав­мы. Но как пассивный иммунитет ме­нее стоек, так и «пассивная» профи­лактика при травмоопасном поведе­нии не даст полноценного результа­та. Если человек не воспользуется подземным переходом, а побежит через дорогу наперерез транспорту, ценность строительства подземного перехода будет сведена к нулю.

Рассматривая этот вопрос в возрастном аспекте, мы увидим, что применительно к новорожден­ному и ребенку первых месяцев жизни мы можем использовать только метод пассивной профилак­тики. Во второй половине первого года жизни, когда ребенок открыва­ет для себя окружающий мир, начинается выработка навыков травмобезопасного поведения. Надо сказать, что пассивный метод имеет ограниченное применение. Невоз­можно провести конкретные меро­приятия по предотвращению всех возможных травмоопасных ситуаций. И хотя пассивный метод может быть применен ко всем без исключения возрастным группам, даже к взрос­лым (например «защита от дурака», закладываемая в ряд инженерных ре­шений), все же ведущим следует счи­тать активный метод: выработку навы­ков травмобезопасного поведения.

В методическом плане очень важно сочетание игровой формы обучения с разбором реальных ситуаций даже у детей младшего школьного и дошкольного возраста. Ребенок с самого раннего детства должен быть приучен к реальной опасности травмы.

Психологами давно отмечена такая особенность восприятия ре­бенка, как ситуативность. Попробу­ем проанализировать, как в созна­ние ребенка входят простейшие понятия о травмоопасных ситуациях. Мы говорим ребенку «горячо» — он протягивает руку к чайнику, обжига­ется и отдергивает руку. Мы говорим ребенку «высоко, ты упадешь» — он подползает к краю дивана, пада­ет с него и понимает, что нужно аккуратно свесить ноги вниз и не много оттолкнуться руками, и т. п. И больше ребенок не повторяет подобных ошибок. Когда мы на примере «игры в улицу» и заучива­ния стихов о светофоре пытаемся преподать навыки травмобезопасного поведения, ребенок воспринима­ет информацию, но она не под­тверждается его практическим опытом. Его собственные органы чувств никак не сигнализируют о реальной опасности. Игровой фон создает определенный динамичес­кий стереотип. Ребенок осваивает правила поведения для данных конкретных условий игры, но, выйдя на улицу, он как бы оказыва­ется в совершенно иной ситуации, в которой приобретенные навыки не реализуются.



Цель методики — максималь­ное приближение в восприятии ребенка ситуации игры (тренин­га, урока) к реальной ситуации на улице (дороге). Поэтому в обу­чении правилам поведения на улице должна присутствовать реальная улица с автомобилями и конкретные травмоопасные ситуации. Таким об­разом, выработка навыков травмобезопасного поведения должна про­водиться в тех условиях и обстанов­ке, где реально может возникнуть травмоопасная ситуация. Занятия должны проходить как в классах, так и на улице. Кроме отдельных уроков, в разделе предусмотрено проведение ежедневных «Минуток» по травмобезопасному поведению перед выхо­дом ребенка на улицу. «Минутка» — это система вопросов, содержа­щих информацию об основных ситуациях в жизни пешехода-ре­бенка, ее проводит любой учи­тель, чей урок приходится на конец школьного дня. Список вопро­сов для проведения «Минуток» при­лагается.

Не имеет значения, с какого класса начнется обучение по данно­му разделу. На первом году обуче­ния подробно отрабатываются все вопросы в доступной для ребенка форме. Например, в 1-м классе все уроки можно построить в виде сюжетной игры с использованием игрушек или ввести в урок сказоч­ный персонаж, которого дети в процессе изучения темы будут учить правильному поведению на улице. Во 2-м, 3-м и 4-м классах, с учетом сформированных учебных навыков, вводятся новые виды пода­чи, отработки и закрепления мате­риала: составление устных и пись­менных рассказов, самостоятельное моделирование дорожных ситуаций, выполнение рисунков и аппликаций на заданную тему для закрепления или в качестве домашнего задания. При этом количество часов на изу­чение каждой темы сокращается.

Навыки травмобезопасного поведения детей могут быть сфор­мированы только при тесном взаи­модействии с родителями, так как они имеют возможность индивиду­альных занятий с детьми. В связи с этим предусмотрена система подго­товки родителей, занятия с которы­ми проводятся один раз в месяц (на родительском собрании). На 1-м году обучения каждая тема разбира­ется подробно; на 2-м — темы мож­но объединять; на 3-м — занятие может подготовить и провести кто-то из родителей; а на 4-м — ситуации для разбора предлагают сами роди­тели. На 3-м и 4-м году обучения целесообразно привлекать родите лей к подбору материалов по темам уроков.

В конце изучения данного раздела:



Каждый ребенок должен овла­деть знаниями и навыками рас­познавания типичных дорожных ситуаций («ловушек»);

сформиро­вать «транспортные» привычки в противовес «бытовым», возника­ющим в раннем возрасте; на­учиться прогнозировать развитие ситуации на дороге.

Каждый родитель должен овладеть знаниями о типичных дорожных ситуациях — «ловуш­ках», в которые попадают дети на дороге, и о глубинных причинах этих ошибок, выработать у себя навыки распознавания и предви­дения дорожных ситуаций в про­цессе движения с детьми по улицам и навыки постоянного обучения ребенка прогнозу раз­вития ситуации на дороге.
VI. ПОВЕДЕНИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ.

«Жизнь в России, к сожалению, способствует экстремальным ситуа­циям», — написал А. Гостюшин в «Энциклопедии экстремальных ситуаций».



Экстремальные ситуации возникают вдруг, внезапно. Они требуют от нас оперативного сосре­доточения, анализа сложившихся обстоятельств и принятия решения, от которого может зависеть жизнь и здоровье.

Наши дети, становясь свидетеля­ми экстремальных ситуаций, под­вергаются глубоким эмоциональным переживаниям. Эти переживания выливаются в травму,

когда ребе­нок оказывается участником необы­чайного по сложности и трудности положения.

Случается, что дети сами способствуют возникновению той или иной экстремальной ситуа­ции (пожар, отравление, бытовой травматизм и т. д.). Так, по данным УГПС г. Москвы, в 1996 г. было 21.696 пожаров, из них по причине шалостей детей с огнем — 1.141. Ощущение страха, беспомощности, паника не позволяют ребенку при­нять правильное решение, т. е. определить конкретные действия, их последовательность и порядок, ориентированные на сохранение собственного здоровья.

При составлении данного разде­ла, авторы исходили из предположе­ния, что экстремальных ситуаций, требующих быстрого принятия правильного решения, может быть много, а варианты поведения в такого рода ситуациях ограничены фактором времени, физическими и психическими возможностями детей.

Помочь ребенку не растерять­ся в экстремальной ситуации, ка­кой бы она ни была и где бы она ни возникла — цель данного раздела.

Она логически связана с концепцией всей программы «Педа­гогика здоровья» и направлена на формирование и укрепление внут­ренней позиции ребенка, его «Я-концепции». Учебно-методичес­кий материал подобран в соответст­вии с возрастными и психологичес­кими особенностями младших школь­ников и включает изучение следую­щих тем:

Экстремальная ситуация. Модели поведения.

Как выйти из экстремальной ситуации.

Как звать на помощь в экстре­мальной ситуации.

Поведение при пожаре.

Действия при экстремальной ситуации на воде.

Травмы.


Встреча с незнакомцем.

Оказание первой медицинской помощи.

Главное требование к изложению информации — максимальное иск­лючение возможности образного эффекта «повышенного интереса».

Методика проведения занятий предполагает сочетание игровых форм, тренингов на основе разбо­ра реальных ситуаций.

Виды эмоций

Среди психологов нет единодушия по поводу набора основных эмоций человека. Например, по мнению П. Экмана, таких эмоций 6: радость, горе, отвращение-презрение, удивление, страх и гнев.

К. Изард предложил 10, по его мнению, фундаментальных эмоций: инте­рес-возбуждение, удивление, гнев-ярость, презрение-пренебрежение. стыд-застенчивость, радость-удовольствие, горе-страдание, отвращение-омерзение, страх-ужас, вина-раскаяние.

По мнению отечественных исследователей, большая часть эмоциональных состояний человека — это комбинация, сочетание в различных пропорциях трех важнейших, базальных, эмоций: удовольствия - радости, гнева и страха. Иначе говоря, почти из всякого нашего «эмоционального коктейля» можно выделить эти три основных ингредиента. Впрочем, не следует забывать, что есть еще и печаль — эмоция, достаточно распространенная и не сводимая к вышеназванным.

Охарактеризуем вкратце 10 фундаментальных эмоций, которые ребенок должен знать и уметь выделять.

Интерес - возбуждение

Субъективно эта эмоция переживается как положительная, Интерес и природа не зря позаботилась о нас, обеспечив этот позитивный настрой на приобретение знаний, открытие нового. Интерес тесно связан с радостью. Нас одновременно при­влекает новизна и радует ощущение знакомости. Интерес актуализируется, если мы внезапно обнаруживаем в знакомых предметах или людях нечто новое. Мы «вычерпываем» эту новизну, удовлетворяя интерес и радуясь познанию. Утрата интереса к жизни ведет к депрессии, тоске, унынию. Учи­телю необходимо постоянно поддерживать в учениках «пламя» познаватель­ного интереса, не давать ему погаснуть. В то же время не стоит сразу сжи­гать все «топливо»: вспыхнув очень сильно, интерес быстро потеряет свою энергетику. А любая излишне мощная эмоциональная вспышка ведет к утом­лению.

Радость – удовольствие

Пожалуй, для большинства людей — это самая желанная эмоция. Согласно некоторым теориям (например гедонизм), целью жизни человека и высшим благом признается наслажде­ние. Однако известно немало примеров, когда пресыщенность наслаждениями лишает человека радости и рождает постоянное чувство ску­ки. Многие знают, что больше удовольствия доставляют действия по его до­стижению, чем конечный результат (например, радостная суета подготовки к какому-нибудь празднику нередко приносит больше положительных эмоций, чем сам праздник). Радость ощущается нами особенно ярко тогда, когда удов­летворение нашей актуальной потребности происходит неожиданно (напри­мер, ребенок надеялся на получение в подарок щенка, но считал свои шан­сы призрачными, и вдруг — живой комочек в его комнате, — вот это радость!). Необходимое условие радостного настроения — хорошие взаимоотношения с людьми. И наоборот: радостное восприятие жизни — залог симпатии и расположения к тебе других. Надо иметь постоянную и ясную установку на доб­рое и уважительное отношение к людям.



Удивление

Эта эмоция предшествует возникновению других: как реакция Удивление на внезапно возникшие обстоятельства она может преобразо­ваться либо в интерес, либо в страх, либо во что-то другое. Само по себе удивление не имеет определенного знака «плюс» или «минус». Это мимолетное эмоциональное состояние характеризуется неопределенно­стью, непониманием, как реагировать на неожиданное событие. Удивление можно считать «переходным» переживанием, «эмоциональным мостиком» между состояниями организма до и после внезапного воздействия. Удивле­ние освобождает пути для проявления иного способа активности человека, для осуществления нужных в ситуации действий. Учителю надо постараться обеспечить развертывание такой «эмоциональной цепочки» в переживаниях учеников: удивление — интерес — радость. Это позволит поддерживать эф­фективность уроков на высоком уровне.



Горе – страдание

Негативное эмоциональное состояние, возникающее при не возможности (кажущейся или действительной) удовлетворения важнейших жизненных потребностей. Причин страданий может быть очень много: боль, голод, физическое и психологичес­кое отчуждение, неудачи во всех видах и формах. Современные ученые обоб­щают все основные причины горя в понятии «утрата». Это может быть утрата физическая (смерть любимого человека, потеря здоровья, материальных ценностей), психологическая (снижение самоуважения, интеллекта и т.д.), статусная (потеря привычного положения в классе, в семье) и др.

Функции страдания и физической боли одинаковы — сообщить человеку (и его окружению), что ему плохо, и он нуждается в помощи и заботе. Воз­никновение эмоции страдания (чаще всего в форме эмоционального стрес­са) сигнализирует, что человек должен предпринять ряд действий для изме­нения ситуации, а возможно, и всего стиля жизни.

Гнев – ярость

Если страдание имеет астенический характер, т.е. ослабляет и обессиливает человека, то гнев, напротив, стеничен, вызывает мощный всплеск жизненных сил и протекает по типу аффекта. Его возникновение связано с неожиданными препят­ствиями, не дающими реализоваться очень значимым для человека потреб­ностям. Когда ребенок гневается (на сверстников, родителей, учителей), он освобождается от отрицательных эмоций, но причиняет ущерб жертве свое­го гнева, да и себе тоже: вырабатываются нежелательные привычки, фор­мируются негативные черты характера, он портит отношения с окружающи­ми. Поэтому следует учить детей выражать справедливый гнев конструктив­но, сохраняя достаточный контроль над интенсивностью эмоции. Важно объяснить и показать детям, что можно проявлять свои чувства, не оскорбляя и не унижая других людей. Если у вас возникло раздражение или разозленность, не нужно бороться с ними. Попробуйте «отделить» их от себя. Понаблюдайте за их протеканием, найдите и проанализируйте причину их появления. Такой отстраненный анализ отрицательных эмоций способствует их угасанию.



Отвращение – омерзение

При возникновении этой эмоции ребенок испытывает, прежде всего, желание убежать. Объекты, вызвавшие отвращение (люди ли, предметы ли), в переживаниях характеризуются как крайне неприятные и абсолютно не совместимые со вкусами и установками человека. Любопытно, что слово «вкусы» здесь не случайно: гримасы ребен­ка, испытывающего отвращение к кому-либо или чему-либо, практически совпадают с выражением лица человека, съевшего нечто отвратительное.

Данная эмоциональная реакция, по-видимому, нужна человеку как сиг­нал организма о необходимости побыстрее избавиться от объекта отвраще­ния, видимо, опасного и вредного. Если же очевидно, что отвращение неоправданно и нелогично, то поиск и рациональный анализ причин появления подобного эмоционального состояния помогут избавиться от него.

Презрение – пренебрежение

Оно связано с такими личностными проявлениями, как высокомерие, чувство превосходства над кем-то. К сожалению, пренебрежение эту холодную, отрицательную эмоцию можно часто обнару­жить у детей, имеющих высокопоставленных и обеспеченных родителей. Они считают, что социальный и материальный статус родителей дает им право на пренебрежительное отношение к сверстникам из других со­циальных групп. Будучи отстраненным, «рационализированным» переживани­ем, презрение может вести к агрессии, обману, подлости. Задача учите­ля — помочь детям в преодолении этой эмоции, в осознании крайне нега­тивного ее характера.



Страх – ужас

Своим появлением обычно страх обязан возникновению ситуаций, несущих реальную или воображаемую угрозу, либо физическую, либо психологическую. Страх может парализовывать, а может порождать необузданную активность, которая реализуется в бессмысленном импульсивном поведении или паническом бегстве. Страх обладает прогностической функцией, т.е. он является переживанием ожида­емого: предвидение страдания порождает в нас страх. Преодолевать страх сложно, потому что обычно мы редко правильно осознаем его источник. Например, ребенок боится отвечать у доски, хотя блестяще знает материал урока. Ни учитель, ни сам малыш не в состоянии рационально объяснить истоки этого страха. А дело может быть в том, что ребенка пугает сама ситу­ация публичного оценивания его знаний, что для него равносильно оценке его личности.

Нельзя не сказать о том, о чем уже давно твердят психологи: до тех пор, пока школа будет использовать страх в качестве едва ли не основного рычага управления учеником, ни о каком осмысленном усвоении ценностей, моральных норм, гармоничном личностном развитии детей говорить не приходится.

В последние годы под влиянием хлынувших на наши экраны фильмов и даже мультфильмов ужасов, у некоторых детей появились почти не встречав­шиеся ранее страхи призраков, вампиров, мертвецов и оборотней, заменивших традиционные сказочные персонажи. Но способы избавления от этих страхов остаются, в общем, теми же: необходимо сделать жизнь ребенка напол­ненной яркими, оптимистичными, позитивными переживаниями, активно включать его во всевозможные виды деятельности и, конечно, прежде всего, в разнообразные игры. Бывает полезно поиграть с ребенком в психодраматические игры, где он возьмет на себя роль пугающего его персонажа. Луч­ше, если и игры, и роли дети выберут сами. Такие игры помогают им снять «копившееся внутреннее напряжение, связанное со страхом. Возможность самому побыть, например, «привидением» позволяет ребенку избавиться от ужаса, развенчать этот образ и посмеяться над ним. Нередко очень хороший эффект имеет рисование «страшного» персонажа, заканчивающееся перечер­киванием рисунка или приданием портрету комических черт.

Полезна куклотерапия, когда малыш манипулирует игрушкой, символи­зирующей предмет страха (способность управлять пугающим предметом придает ребенку чувство уверенности, превосходства над ним). Или можно ра­зыграть маленький спектакль с любимой игрушкой, которая попадает в страшную историю» и умело справляется с ней (здесь идентификация ре­бенка со своей игрушкой позволяет и ему самому освободиться от страха). Важно не фиксировать внимание ребенка на пугающих его образах, а зани­маться этим весело, непринужденно, легко переключаясь на другие игры.

Стыд - застенчивость

Это отрицательное эмоциональное состояние, порождаемое


несоответствием между тем, каким человек должен быть, по его мнению и ожиданиям окружающих, и тем, каким он яв­ляется в настоящий момент. Эмоция стыда на определенном этапе жизни играет важную и полезную роль тормоза, который не позволяет нам совершать неблаговидные поступки. Но сколько психологических проблем обрушивается на человека, не сумевшего к взрослому возрасту преодолеть инфантилизм этой эмоции. «Мне стыдно, что я такой толстый (такой тонкий)!», «Мне стыдно, что у меня родители некультурные (очень интеллигентные)» и т.п. Драматична судьба ребенка, когда взрослые из соображений собственно­го удобства манипулируют его стыдом, зачастую заставляя поступать его даже с вред себе, лишь бы «соответствовать». Многие неудачи такого ребенка во взрослой жизни связаны с его эмоциональной незрелостью.

Вина – раскаяние

Это эмоция, во многом сходная со стыдом. Некоторые психологи считают, что разница между ними заключается в том, раскаяние знают или нет о каком-то поступке другие. Если ребенок пе­реживает эмоцию независимо от этого, то мы имеем дело со стыдом. Если же эмоциональное переживание связано именно с несоответствием оценкам других людей, то это — вина. Человек, постоянно испыты­вающий чувство вины, стремится всеми силами оправдать ожидания окружающих. Не говоря уже о вреде «комплекса вины», который может возникнуть в результате такого поведения, нелишне вспомнить высказывание одного из­вестного человека: «Я не знаю формулы успеха. Но зато я знаю формулу неудачи — стремитесь угодить всем».

Эмоции в воспитании и обучении

Психологи неоднократно обращали и обращают внимание на тот факт, что до сих пор очень многие воспитательные методы строятся на чувстве вины и стыда. Почему-то принято считать, что если ребенок почувствовал себя виноватым, то, по мнению взрослых, он сразу все осознал и исправится. Прямолинейность и наивность этого утверждения равносильны только его ошибочности.

Чувства вины и стыда могут иметь совершенно иные причины, не зави­сящие ни от наших предположений, ни от степени осознания ребенком проступка. Тем более вряд ли стоит надеяться, что ребенок сможет разви­ваться, «подстегиваемый» негативными эмоциями, в частности виной или стыдом (как тут не^вспомнить саркастичное высказывание древних: «Бичуе­мые стыдом, влекутся они к добродетели»).

Чувство вины у ребенка чаще всего неконструктивно: оно может обесси­лить, раздавить, лишить его уверенности в себе и позитивного самоотно­шения, а может включить ряд психологических защит в форме грубости, дерзости, агрессии или отчуждения. С их помощью ребенок закрывает свое Я от внешних воздействий. В результате бывают разрушены и трудно вос­становимы доверительные отношения между педагогом и воспитуемым.

Вполне возможно, что «кнут» вины и других негативных эмоций сможет удержать ребенка от того или иного опрометчивого шага, но весьма сомни­тельно, что отрицательные эмоции станут хорошей «почвой» для развития здоровой личности. Даже при дрессировке животных гораздо больший эф­фект приносит положительное подкрепление. А для младших школьников по­зитивный эмоциональный настрой на общем естественном фоне радостно-удивленного настроения — единственный залог успеха и мотивированности на учебную деятельность.

Полностью исключить негативные эмоции из жизни детей вряд ли удаст­ся, да, пожалуй, и не нужно, дабы избежать пресности или приторной сла­щавости. Образно говоря, диапазон «эмоциональных волн» должен быть дос­таточно широким, но центральная часть — непременно в спектре ярких и приятных переживаний. Это тем более важно, если мы учтем некоторые осо­бенности влияния эмоций на познавательные процессы.

Результаты специальных психологических исследований свидетельствуют, что эмоциональное возбуждение улучшает выполнение более легких заданий и затрудняет более сложных. Значит, если дети на уроке почему-либо воз­буждены, учителю не следует загружать их слишком трудными заданиями. Лучше дать что-нибудь полегче — зато все справятся успешнее. Положитель­ные эмоции, возникшие в результате учебных действий и связанные с ощу­щением успеха, способствуют еще лучшему выполнению заданий. Отрица­тельные эмоции, связанные с неуспехом, наоборот, обескрыливают ребен­ка, мешая ему хорошо справиться с заданием.


  1   2


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница