Методические рекомендации для организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине оп. 01 «Здоровый человек и его окружение»



страница1/4
Дата26.06.2015
Размер0,85 Mb.
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БРЯНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ АКАДЕМИКА Н. М. АМОСОВА

Методические рекомендации

для организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине

ОП.01 «Здоровый человек и его окружение»

Специальность 060101.52 «Лечебное дело»

Квалификация – Фельдшер

Уровень подготовки – Углубленный

Форма обучения – очная

Нормативный срок подготовки – 3 года 10 месяцев

Образовательная база приёма: на базе среднего (полного) общего образования.


Одобрена на заседании ЦМК

Протокол № _________

«____» __________________ 2012г.

Председатель ЦМК

________________ Яковлева З.Р.





Составлена в соответствии с Государственными требованиями
к минимуму содержания и уровня подготовки выпускника по специальности:

060101.52 «Лечебное дело»

Зам. директора по учебной работе

заслуженный учитель РФ


_____________ Цаплина Э.Г.


Автор: преподаватель доклинической практики по педиатрии 2 категории Гапеева О.А.
г. Брянск

2012 г.

Содержание

  • Формируемые компетенции

  • Методические рекомендации для организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по теме практического занятия № 1: «Внутриутробный период и период новорожденности»

  • Методические рекомендации для организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по теме практического занятия № 2 по теме: «Анатомо-физиологические особенности детей грудного возраста»

  • Методические рекомендации для организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по теме практического занятия № 3: «Нервно-психическое развитие детей грудного возраста»

  • Методические рекомендации для организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по теме практического занятия № 4: «Физическое развитие, воспитание и закаливание детей грудного возраста»

  • Методические рекомендации для организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по теме практического занятия № 5: «Вскармливание детей грудного возраста»

  • Методические рекомендации для организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по теме практического занятия № 6: «Период преддошкольного и дошкольного возраста»

  • Методические рекомендации для организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по теме практического занятия № 7: «Период младшего школьного возраста».

  • Методические рекомендации для организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по теме практического занятия № 8: «Период старшего школьного возраста (подростковый, пубертатный)».



Формируемые компетенции на практических занятиях:


Код

компетенции



Формируемые компетенции

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать

ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.



ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК 14

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 1.1

Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

ПК 5.1

Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией.

ПК 5.2

Проводить психосоциальную реабилитацию. ПК

ПК 5.6

Оформлять медицинскую документацию.

ПК 7.3.

Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому

ПК 7.4.

Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода

ПК 7.6.

Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий

ПК 7.7.

Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.


Методические рекомендации для организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по теме практического занятия №1: «Внутриутробный период и период новорожденности»

Введение:

Методическая рекомендация рассчитана на возможность самостоятельного изучения студентом данной темы с проведением самоконтроля на качество усвоения материала. Студент должен первоначально ознакомиться с учебными целями модуля, а затем работать поэтапно



Цель: овладеть практическими навыками для мотивированного оказания сестринских услуг и осуществления сестринского процесса при уходе за доношенными и недоношенными новорожденными детьми.

Студент должен знать:

  • периоды детского возраста;

  • жизненные потребности в каждом периоде;

  • особенности сбора информации о ребенке;

  • анатомо-физиологические особенности доношенного и недоношенного ребенка;

  • физиологические состояния новорожденного ребенка.

Студент должен уметь:

  • осуществить первый этап сестринского процесса у детей разных возрастных периодов;

  • выявить признаки зрелости новорожденности;

  • оценить состояние ребенка;

  • осуществить сестринский процесс по уходу за новорожденным;

  • проводить гигиеническую ванну;

  • осуществить уход за кожей, слизистой носа и глаз, пупочной ранкой;

  • пеленать новорожденных детей.

Последовательность ваших действий:

I. Ознакомьтесь с планом занятия:

1. семинар - 1час



2. практическая часть:
доклинический этап - 45 мин.

самостоятельная работа по осуществлению сестринского процесса, оформлению сестринской истории болезни - 90 мин.



3. заключительный тестовый контроль, подведение итога занятия - 30 мин.

II. Изучите материал лекции № 1, 2 и ответьте на вопросы для самоподготовки:

  1. Чем обосновано деление детского возраста на периоды?

  2. Назовите этапы и периоды детского возраста.

  3. Дайте характеристику антенального периода развития.

  4. Сроки и роль дородовых патронажей в антенатальной охране плода.

  5. Перечислите изменения в организме, происходящие при рождении ребенка.

  6. Дайте краткую характеристику пограничным состояниям.

  7. Какова тактика мед. сестры при перегревании ребенка.

  8. Какая максимальная потеря массы новорожденного допустима? Как избежать ее большой потери?

  9. Назовите особенности ухода при токсической эритеме.

  10. Какие признаки характерны для физиологической желтухи.

  11. Какие особенности ухода при проявлениях полового криза.

  12. Дайте характеристику стула новорожденного ребенка.

  13. Каковы требования к персоналу отделения новорожденных и содержанию палат?

  14. Назовите основные особенности ухода за доношенными новорожденными.

  15. Сроки отпадения пуповинного остатка и заживления пупочной ранки у доношенных и недоношенных новорожденных детей.

  16. Расскажите о роли медсестры в профилактике внутрибольничной инфекции у новорожденных и родильниц.

  17. Почему необходимо рано прикладывать ребенка к груди?

  18. Какие рекомендации вы дадите матери по технике кормления грудью?

  19. Как определить суточную и разовую потребность новорожденного в пище /доношенного и недоношенного/?

  20. Как определить степень недонашивания, исходя из гестациоиного возраста, показателя массы?

  21. Перечислите анатомические признаки недоношенного ребенка.

  22. Функциональные признаки недоношенности.

  23. Какие микроклиматические условия необходимы для выхаживания недоношенных детей на 1-2 этапах?

  24. Как организовать кормление недоношенного ребенка?

  25. Какое осложнение может развиться при кормлении? Тактика м/с в этом случае.

  26. Назовите критерии выписки недоношенного ребенка из стационара.

  27. Дайте совет по уходу за недельным ребенком в домашней обстановке.

  28. В чем заключается профилактика преждевременного рождения детей?

III. Выполните дополнительные творческие задания:

1. Составление планов патронажей (дородовых; новорожденных)

2. Составление планов обучения уходу за новорожденным.

3. Составление плана беседы по поддержке грудного вскармливания.



Изучите технику выполнения манипуляций по алгоритму:

  1. Гигиеническая ванна.

  2. Ежедневный туалет новорожденного.

  3. Согревание недоношенных детей.

  4. Дезинфекция кувеза.

  5. Борьба с ателектазами.

СОГРЕВАНИЕ НЕДОНОШЕННОГО РЕБЕНКА

1 Температура в палате должна быть 24-26ºС, влажность 60%.

2. В первые дни глубоконедоношенные дети выхаживаются в кувезах. В них поддерживается температура от 32ºС до 36ºС, влажность воздуха 55-60%, концентрация увлажненного кислорода около 30%.

Дезинфекция и смена кувезов проводится через 2-3 дня.

3. После перевода ребенка в кроватку проводят дополнительный обогрев с помощью
термоматраца, с использованием термозащитной пеленки, грелок.

ДЕЗИНФЕКЦИЯ КУВЕЗА.


  1. Дважды протереть стерильной ветошью, смоченной в 1% растворе хлорамина внутренние поверхности кувеза, матрасики и закрыть на 1 час.

  2. Дважды протереть стерильной ветошью, обильно смоченной водой.

  3. Вытереть насухо.

  4. На расстоянии 0,5-1м включить в открытое окно бактерицидную лампу на 30-60 минут.

  5. Затем закрыть крышку и включить аппарат на 2-5 часов.

  6. После истечения времени в кувез можно помещать ребенка.

Через 7-10 дней пребывания ребенка в кувезе его перекладывают в открытый кувез или детскую кроватку. Температура в палате не ниже 24 градусов. При отсутствии кувезов недоношенных детей можно согревать при помощи резиновых грелок.

БОРЬБА С АТЕЛЕКТАЗАМИ

Склонность новорожденных, особенно недоношенных детей обусловлена:



  1. Полнокровием и сниженной воздушностью легких.

  2. Сниженным содержанием эластических волокон.

  3. Дефицитом поверхностно-активного вещества сурфактанта, препятствующего спадению альвеол на выдохе.

МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ М/С ДЛЯ БОРЬБЫ С АТЕЛЕКТАЗАМИ

  1. Возвышенное изголовье кроватки.

  2. Чаще менять положение в кроватке.

  3. Свободное пеленание.

  4. Отсасывание слизи из дыхательных путей при рождении головки и в дальнейшем по назначению врача /стерильным резиновым баллоном или электороотсосом/.

  5. Аэротерапия: в течение дня помещение проветривают не менее 3 раз по 20 минут.

  6. Поддержание температурного режима палат на уровне 22-24ºС.

  7. Дача кислорода.

Способы подачи увлажненного кислорода новорожденным детям: А\ в кувезе;

Б\ через носовой катетер;

В\ масочный способ;

Г\ в кислородной палатке;



Д\ из кислородной подушки.

ПРИМЕНЕНИЕ ГРЕЛОК ДЛЯ СОГРЕВАНИЯ НОВОРОЖДЕННОГО.

Цель:

  • обеспечить нормальную температуру тела недоношенного новорожденного.

Оснащение:

  • резиновые грелки 3 шт;

  • воды температуры 60-70º С;

  • пеленки 3 шт;

  • одеяло и теплая пеленка.

Обязательное условие: термометр должен располагаться рядом с ребенком под одеялом.


Этапы

Обоснование

Подготовка к процедуре

  1. Объяснить маме / родственникам цель и ход проведения процедуры

  • Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком

  1. Подготовить необходимое оснащение




  • Обеспечение четкости выполнения процедуры

  1. Заполнить грелку горячей водой температуры 60-70 С на ½ или 2/3 объема

  • Сухое тепло усиливает кровообращение, способствует согреванию

  1. Вытеснить воздух из грелки, нажав на неё рукой, плотно закрыть пробкой

  • Обеспечение безопасности пациента

  1. Опрокинуть грелку горловиной вниз и убедиться в её герметичности

  • Предупреждение ожога кожи

  1. Аналогичным способом приготовить еще 2 грелки

  • Ребенка необходимо обложить грелками с трех сторон

  1. Обернуть каждую грелку пеленкой, сложенной в 4 слоя

  • Предупреждение местного перегревания, ожога кожи

Выполнение процедуры

    • Уложить грелки на расстоянии примерно 10 см от ребенка завернутого в пеленки:

    • а) одну на уровне стоп;

    • б) две другие – вдоль туловища с обеих сторон

  • Обеспечение равномерного согревания тела ребенка

  1. Накрыть ребенка одеялом (температуры воздуха под одеялом должна быть 28-30С)

  • Создание «тепловой зоны»

  1. Смену воды в грелках проводить по мере её остывания обязательно поочередно (через 2 ч.)

  • Предупреждение резкого перепала температуры окружающей ребенка среды.

Завершение процедуры

    • Вылить из грелок воду

    • Обработать их наружную поверхность дезинфицирующим раствором

  1. Вымыть и просушить руки

  • обеспечение инфекционной безопасности


Утренний туалет новорожденных

Показания:

  • соблюдение гигиены тела;

  • обеспечение универсальной потребности ребенка «быть чистым»;

  • формирование навыков чистоплотности.

Обязательные условия:

  • при обработке носовых и слуховых ходов исключить использование твердых предметов..

Оснащение:

  • резиновые перчатки,

  • 2 лотка (стерильный и для отработанного материала),

  • пинцет,

  • 2 пеленки,

  • 2 мензурки,

  • 2 пипетки,

  • бикс с перевязочным материалом,

  • мешок для грязного белья,

  • 3% раствор перекиси водорода,

  • 1% раствор бриллиантовой зелени,




  • стерильное растительное или вазелиновое масло,

  • слабый раствор перманганата калия или дистиллированная вода,

  • 70% этиловый спирт,

  • дезинфицирующий раствор и ветошь.



Ход манипуляции

Обоснование

  1. Объяснить маме цель и ход проведения процедуры.

  2. Подготовить необходимое оснащение.

  3. Вымыть руки гигиеническим способом.

  4. Взвесить ребенка и измерить температуру.

  5. Записать данные в лист наблюдения за массой тела и температурный лист.

  6. Подготовить необходимое оснащение.

  7. Обработать пеленальный столик ветошью, смоченной 1% раствором хлорамина, постелить чистую пеленку.

  8. Вымыть руки гигиеническим методом, обработать раствором антисептика, надеть перчатки.

  • Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком

  • Обеспечение четкости и быстроты выполнения процедуры.

  • Соблюдение правил асептики.

  • Вести контроль температуры прибавки в весе.




Выполнение манипуляции.



  1. Раздеть одежду, сбросить в мешок для грязного белья. Обработать глаза новорожденного:

    • Заложить за мизинец сухой марлевый шарик.

    • Взять в руку марлевый шарик, смоченный дистиллированной водой или слабым раствором перманганата калия, отжать над нестерильным лотком.

    • Повернуть голову ребенка в сторону обрабатываемого глаза.

    • Зафиксировать левой рукой голову новорожденного.

    • Обработать глаз в направлении от наружного угла к внутреннему мокрым шариком.

    • Осушить глаз сухим марлевым шариком в том же направлении.

    • Глаза обрабатывают после каждого сна.

  2. Обработать носовые ходы:

    • Взять ватные турунды, смочить методом полива вазелиновым маслом над лотком для отработанного материала.

    • Левой рукой зафиксировать голову ребенка, приподнять большим пальцем кончик носа.

    • Ввести турунду в один из носовых ходов вращательными движениями на 1 см, извлечь и сбросить в лоток для отработанного материала.

    • Повторить те же действия со вторым носовым ходом.

    • Носовые ходы обрабатывают 6 раз в день перед каждым кормлением.

  3. Очистить слуховые ходы сухими ватными жгутиками поочередно:

  • Оттянуть ушную раковину ребенка в сторону и вниз.

  • Вводить жгутик в слуховой проход на 1 см вращательно и извлекать. Уши обрабатывают 1 раз в неделю и по мере загрязнения.

  1. Осмотреть полость рта на наличие эрозий, язвочек, налетов. При наличии данных элементов сообщить врачу. Здоровым детям полость рта не обрабатывают.

  2. Умыть ребенка марлевой салфеткой, смоченной дистиллированной водой или слабым раствором перманганата калия.

  3. Осушить лицо сухой марлевой салфеткой.

  4. Подмыть ребенка проточной водой температура которой 37 градусов:

  • Взять ребенка на руки.

  • Уложить на предплечье левой руки лицом вверх, зафиксировать ногу.

  • Набрать в ладошку воду.

  • Подмыть в направлении от лобка к анусу.

  • Подмывать ребенка необходимо 6 раз и после каждого акта дефекации.

  • Каждое третье подмывание проводится с мылом.

  1. Уложить ребенка на пеленальный столик.

  2. Осушить ягодицы сухой пеленкой промокательными движениями. Сбросить пеленку в мешок для грязного белья.

  3. Смочить ватный шарик вазелиновым маслом и обработать следующие кожные складки: подколенные, паховые, ягодичные.

  4. Обработать руки одним из растворов антисептика (например, 70% этиловый спирт).

  5. Обработать пупочную ранку:

  • В левую руку сбросить сухой марлевый шарик, зафиксировать мизинцем.

  • Первым и вторым пальцами левой руки раздвинуть края пупочной ранки.

  • В правую руку взять пипетку и набрать в неё 2-3 капли раствора 3% перекиси водорода.

  • Закапать в пупочную ранку.

  • Сбросить пипетку в дезраствор.

  • Осушить марлевым шариком пупочную ранку от центра к периферии.

  • Взять другую стерильную пипетку, набрать в неё 1 % спиртовой раствор бриллиантовой зелени.

  • Сохраняя края ранки раздвинутыми, закапать капли в пупочную ранку.

  • Подвигать края ранки, чтобы бриллиантовая зелень попала на дно ранки.

  • Подождать когда подсохнет и запеленать ребенка.

  • Пупочная ранка образуется на 3- 5 день жизни после отпадения пуповинного остатка, заживет к 7-10 дню. Обрабатывать её необходимо 6 раз в день.





  • Обеспечение свободного носового дыхания.

  • Размягчение «корочек» с помощью растительного масла и более легкое их удаление



  • Исключение наличия стоматитов и других патологических изменений слизистой полости рта.

  • У детей до 1 года в связи с особенностями строения слухового аппарата.



  • Наиболее удобная фиксация ребенка.




  • Профилактика попадания кишечной палочки в мочеиспускательный канал и развития восходящей инфекции.



  • Предупреждается развитие опрелостей.

  • Паховые и ягодичные складки максимально загрязнены и должны обрабатываться в последнюю очередь



  • Профилактика инфекционных заболеваний пупка: мокнущий пупок и омфалит.




Завершение манипуляции.

  1. Отработанный перевязочный материал подвергнуть дезинфекции 3% раствором хлорамина на 60 минут, резиновую часть пипетки погрузить в 3% хлорамин на 1 час, стеклянную – прокипятить в дистиллированной воде в течение 30 минут.

  • Обеспечение инфекционной безопасности.
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница