Воспитание к свободе



страница1/5
Дата26.06.2015
Размер1,02 Mb.
  1   2   3   4   5


ВОСПИТАНИЕ К СВОБОДЕ”
составила - Райнина Галина

по методическим и педагогическим книгам

Рудольфа Штайнера и другим источникам


Томск
1999 год


Встречи с людьми, участие в семинарах, организация обучающих групп родителей, студентов, педагогов привели к тому, что необходимо стало создать доступные и популярные тексты для дальнейшего ознакомления с вальдорфской педагогикой. Не всем доступна методическая, дидактическая и специальная литература. Эти беседы получались отдельными брошюрками. Первая - дошкольное детство. Потом, через некоторое время, следующая. Вносились дополнения, редактировался текст. И, по-прежнему, я считаю, что необходимо работать с подлинниками. Однако предлагаю для начального ознакомления эту работу с рисунками моих трех детей, когда они были маленькими. Я перечитала сборник - вновь хочется что-то добавить, исправить. Этот процесс бесконечен - давайте открывать мир ребенка, себя и окружающий мир ВМЕСТЕ!

Галина Райнина.

Содержание:
1 часть: СВОБОДНОЕ РАЗВИТИЕ (дошкольное детство)

* Ребенок до смены зубов

* Наследственность и индивидуальность

* Сущность и значение подражания

* Детские игры

* Физически-телесное развитие

* Образный мир сказок

2 часть: ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ

* Исходные принципы дидактики

* Внутренняя подготовка учителя

* Влияние темперамента учителя на ребенка

* Вопрос воспитания как социальный вопрос

3 часть: ПЕДАГОГИКА ТВОРЧЕСТВА (школьный возраст)

* Школа жизни

* Особенности школьного возраста

* Цель и задачи воспитания и обучения

* Возможности урока

* Условия становления школы

4 часть: ПЕДАГОГИКА ЛЮБВИ (возраст подростка)

* Время перемен

* Рождение человека

* Долг

* Смысл жизни

* Пора любви

* Развитие личности

5 часть: ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ (лечебная педагогика)

* Основные положения

* О нарушениях развития у детей

* Дети с особенностями развития

* Классификация состояний детей

* Дети с затрудненным вдохом или выдохом

* Нарушения чтения и письма (легастения)

* Утренний и вечерний ребенок

* Способность к обучению

* Проблемы зависимости

* Беспокойный ребенок (гипервозбудимость)

* Проблемы поведения

* Факторы развития. Окружающий мир детей

* Педагогика - искусство

* Искусство как лекарство

Приложение 1. Дневник наблюдений Г. Райниной - 1 класс

Приложение 2. Урок о фиалке

Приложение 3. Развитие человека (детство) - схема

Список литературы

1 часть: СВОБОДНОЕ РАЗВИТИЕ

(дошкольное детство)
Ребенок до смены зубов
Ребенок в дошкольном возрасте является целостным существом. Исходя из трёхчленности человеческой природы (телесность, душевность, духовность), мы можем сказать, что эти три члена человека приобретают дифференциацию лишь в поздние годы. До смены зубов ребенка можно представлять как единый орган чувств. Все его душевные переживания подобны восприятиям, в том числе и впечатления от окружающих людей. Когда в присутствии ребенка мы бываем медлительны, обнаруживая душевную вялость, или наоборот, развиваем бурную деятельность, обнаруживая стремительность наших душевных движений, это воспринимается ребенком с той же интенсивностью, с какой органы чувств воспринимают воздействующие на них внешние раздражения. Весь ребенок в целом - это орган чувств. Орган чувства у него как бы растянут на весь организм. Цветовые впечатления глубоко связываются у него с ритмом дыхания и влияют на кровообращение. Всё тело ребенка, подобно органу чувств рефлекторно реагирует на то, что происходит в окружении.

В случае обучения и воспитания детей дошкольного возраста достаточно мало значения имеет то, чему учился или что знает взрослый. В этом случае наибольшее значение имеет то, какой это человек, какое впечатление получает от него ребенок, и может ли ребенок ему подражать. Поэтому чрезвычайно важно учиться читать в ребенке. Настоящее, практическое, ориентированное на развитие тела, души и духа, познание, является нашим наставником в этом чтении.

Первые семь лет жизни, до смены зубов, являются важнейшими для всего дальнейшего развития человека. Подражая, ребенок внутренне воспроизводит всё окружающее его. Именно с помощью подражания надо учиться в первые годы жизни.

Если в то, что таким образом осваивает ребенок, воспитатель начинает вводить что-то от себя и не понимает, что естеству человека, которое в это время должно быть предоставлено самому себе, может оказываться лишь помощь, - человеческую организацию такой педагог может покалечить на всю жизнь. Это происходит, когда мы понуждаем ребенка ходить, говорить, что-то делать. Причем особый ущерб будет причинен его старости!

Ребенок впечатлителен не только к поступкам взрослых, но так же и к их чувствам, переживаниям, особенно к их мыслям, моральным побуждениям. Ребенок ощущает так же и то, что мы думаем! Поэтому важно, чтобы находясь рядом с ребенком, родители и воспитатели не только не допускали ничего внешне неподобающего, но чтобы в самих своих мыслях и чувствах они были внутренне чисты, внутренне моральны. В воспитании дошкольника окружение является важнейшим фактором.

Наследственность и индивидуальность
В первые семь лет, до выпадения зубов, человек обладает телом, полученным природным образом от родителей. Это “модель”. К этому душа находится в таком же отношении, как художник к служащей для него прототипом модели. В продолжении семи лет из человека извлекается как бы второе тело. Можно сказать, это тело делает человек себе сам, следуя той модели, которую он получил от родителей, завершается этот процесс со сменой молочных зубов. Бывают слабые индивидуальности, и второе тело они создают точно по образцу модели. Существуют и сильные индивидуальности, которые к семи годам успевают существенно “поработать” с моделью. Наблюдая процесс прорезывания, а затем смены зубок, родитель и воспитатель могут многое понять в судьбе ребенка.

Педагог должен знать и понимать, что происходит с малышом в первые годы: духовно-душевное существо низошло в мир! Этот мир совершенно не пригоден, не подходящ для этой духовной сущности. Его модель (физическое тело) может быть несовершенна. Взрослые, которые его окружают - не совсем удачная в моральном отношении атмосфера для его взросления. Педагог должен иметь представление о том, что происходило с человеком до рождения, и как это влияет на развитие. До рождения человек жил в духовной субстанции. Там, соответственно своей карме, исходя из следствий предыдущих земных жизней, он подготовился к нисхождению. Там человек, можно сказать, находился в своей собственной духовной одежде. Затем он нисшел на Землю, где выбрал для себя тело. Это тело было подготовлено предшествующими поколениями. У отца и матери рождаются дети, а у них - свои дети. Это линия наследственности, это - линия тела. В него должен войти человек. Он облекается в тело, подготовленное для него рядом поколений. С этого момента человек оказывается совершенно в иных условиях, чем те, что у него были в сверхчувственном мире. Зачастую тела бывают недостаточно подходящими (по разным причинам). Что происходит с нами, что чувствуем мы, если вынуждены носить обувь, одежду не по размеру?

Но когда при нисхождении вы облекаетесь в тело, вы вынуждены его носить! До смены зубов.

Мы знаем, что каждые семь лет внешняя, физическая материя, из которой мы состоим, полностью меняется. Хотя, стоит заметить, некоторые твердые органы не обновляются, обновляются лишь мягкие органы. Быть ребенком чрезвычайно трудно, только он не осознает этого, его сознание еще не пробудилось, оно спит.


Сущность и значение подражания
Ключевыми понятиями для воспитания в дошкольном возрасте являются слова -

подражание и пример.

Если попросту делать в детском саду такие вещи, которым дети могли бы подражать, подражать по собственному своему побуждению, - то дети вырастут свободными! И, хотя, это обусловит то, что дети станут на нас чем-то похожими, но ведь именно от нас зависит, таковы ли мы, чтобы на нас могли походить наши дети!

Имея дело с детьми первых семи лет их жизни, следует заботиться не о том, что относится к словам, ко внешнему, к установкам. Внимание следует обращать на то, что, может быть, ваше лицо имеет слишком озабоченное выражение, и это может воздействовать на ребенка и причинить ему вред на всю жизнь.

Поэтому необходимо, чтобы воспитатель маленьких детей посвятил себя познанию человека и человеческой жизни. Не так важно, какая у вас программа, важно



какой вы человек!

Составить программу в наше время не такой уж и подвиг, так как люди весьма толковы. Практически нет глупых воспитательных или учебных программ, они всегда очень содержательны. Но дело заключается не в том, что бы овладеть этими программами, а что бы усвоить такой образ мыслей, где ребенок - это духовно-душевное существо, и весь является единым органом чувственного восприятия.

До смены зубов (с рождения и до выпадения зубок) главным душевным чувством является бессознательное чувство, что весь мир прекрасен. Это чудесная убежденность, которую надо поддерживать. Всё воспитание в этом возрасте должно учитывать эту убежденность в моральности мира. Дети верят в моральность мира, поэтому и подражают ему!

Мы можем сравнить это со следующим семилетием (с семи лет до времени полового созревания): там дети хотят наслаждаться миром - тогда обучение и воспитание будут исходить из этого - мир интересен. Мы будем думать, как сделать, чтобы ребенку было интересно. Для них - мир по-прежнему прекрасен и интересен!

В следующем семилетии (с момента пубертета до социального взросления, т.е. до 21 года), когда дети уже подростки, вновь иное - для них важно, что мир истинен!

Все наше общение с ребенком до семи лет должно быть пронизано любовью. Человек, которому в детстве с любовью помогали открывать мир, становится здоровым взрослым. Помогая ребенку говорить, мы должны быть абсолютно правдивы. Величайшие неправды мира закладываются в то время, когда ребенок учится говорить, так как в этот период правдивость мира воспринимается через физический организм и как бы “впечатывается” в физические органы и системы. Одна из неправдивостей заключается в том, что мы свою речь приспосабливаем к его уровню. Однако ребенок бессознательно стремится слушать речь взрослых, а не лепет.

Нет особого детского языка - есть человеческая речь! Как говорение развивается из хождения, так мышление развивается из говорения! Если здесь у нас не верная позиция, то страдают органы пищеварения.


Детские игры
Кто наблюдал за тем, что в своем простом мышлении испытывает ребенок, когда он выпрямляется, когда принимает вертикальное положение, когда учится ходить, тот не спешит вводить в жизнь ребенка что-то искусственное. Он свертывает куколку из носового платка, намечает двумя пятнышками глазки, и, получив такую куколку, ребенок понимает ее и может любить. Здесь человеческий облик представлен на том простейшем уровне, на котором он только и обозрим для ребенка.

Ребенок пока только знает, что человек вертикально ориентирован, что у него есть верх и низ, что наверху у него находится голова, на которой помещаются два глаза. Настоящее место рта вначале не всегда осознаётся. То, что ребенок реально переживает, уже включает в себя такая элементарная кукла из носового платка! В ребенке действует внутренняя пластическая сила - всё, что к нему приходит из окружения внутренне преобразуется и участвует в формировании органов физического тела.

Если же мы даем ребенку так называемую красивую куклу, которая может и ходить, открывать и закрывать глаза, говорить, обладает красивыми волосами. Если мы даем это отвратительное с художественной точки зрения произведение, подделку под человека, то восходящие из ритмической системы пластические силы человека, которые, исходя из дыхания и кровообращения, формируют систему мозга, такие силы действуют подобно ударам бича! Мозг ужасным образом бичуется! Такова тайна “красивой” куклы. Это - тайна многих сторон детской игры.

Тому, кто хочет с любовью создавать условия для детских игр, следовало бы иметь представление о действующих в ребенке созидающих силах.

Такой подход касается всех игрушек вообще. Необходимо, что бы они были полностью “прозрачны” для ребенка. В детскую игру не стоит вносить чего-либо в том или ином отношении интеллектуального. Естественным образом в игре дети подражают окружению. Но видели ли вы, допустим, ребенка, который хотел бы стать... филологом? Однако нет ничего необычного в том, что он хочет стать шофером. Почему? Потому что всё, что делает шофер, можно видеть! В детские игры мы должны вносить только то, с чем ребенок соприкасается. Как раз интеллектуальное не соприкасается с жизнью ребенка в его физическом становлении. Постараемся повсеместно, сопровождая это художественным чувством и чувством меры, выявить независимый от цели (интеллектуальное) облик, образ, - и мы получим то, в чём нуждается играющий ребенок.

В этом возрасте мы не должны пользоваться специально придуманным рукоделием: складывание, аппликация, всевозможное плетение, раскраски и другое. Образцом должно служить то, как живут и что делают взрослые люди. Если мозг ребенка слишком рано подвергается воздействию интеллектуалистического, то в органах и системах физического тела наступает ранняя склеротизация, старение.



Физически-телесное развитие
Основами воспитания ребенка в детском возрасте является знание законов развития всего человека. Из этого знания следует, что до выпадения зубов можно говорить в основном о телесно-физическом развитии. Мы различаем здесь три последовательных эпохи: от рождения до 2,5 лет. Следующая - от 2,5 до 5 лет и, затем, от 5 до 7 лет.

Первый этап (с рождения до 2-3 лет).

В это время развивается нервно-чувственная система. Говоря о системе чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, ощущение, мы должны понимать, что малыш - единый орган чувств, без явной дифференциации от функций органов. Любой яркий цвет, резкий звук, сильную эмоцию он воспринимает всем своим существом, и это для него как микроконтузии. Последствия - непоправимы. В дальнейшем мы будем иметь предрасположенность именно к заболеваниям органов этой сферы. То же касается развития и нервной системы. Происходящее в это время в ребенке недоступно для посторонней воли. Ведь именно в эти годы ребенок встает, начинает ходить, говорить. У него и развивается таким образом душевное качество, которое мы называем ВОЛЕЙ. Поэтому так важно не навязывать волю взрослого!

Второй этап (с 2-3-х лет до 5).

Происходит развитие ритмической системы организма, то есть систем дыхания и кровообращения. Это является как особая подготовка живой детской памяти, которая проявляется в развитии детской фантазии (игры, игрушки). Ребенок опять-таки, по возможности, не должен чему-то принуждаться. Принуждая, заставляя его участвовать в чём-то, мы вносим в формирование органов свою волю и этим закладываем предрасположенность к заболеваниям в органах дыхания и кровообращения. В этом возрасте не стоит проделывать с ребенком ничего, напоминающего упражнения памяти! Напротив, активное действие, движение, не сдерживаемое условностями и стесняющей движения одеждой.

А так же - сбалансированное питание. Такое отношение убережет развивающийся организм от дисгармонии в развитии и не принесет хронических заболеваний легких и вегето-сосудистой системы к 30-35 годам.

Третий этап (приблизительно с 5 до 7 лет).

Здесь ведущую роль играет развитие системы обмена веществ и двигательного аппарата. Учитывая, что это весь желудочно-кишечный тракт, а так же иммунная и гормональная системы и системы выделения и размножения, ясно, что неправильное воспитание приведет к предрасположенности болезней этих органов и систем.

Если мы проявляем давление на ребенка, безудержно ограничиваем его, заставляем учиться чему-то, вводим свою волю, то последствия катастрофичны: частые болезни, ослабление жизненных сил, душевные надрывы.

То, что необходимо детям - это неограниченный двигательный режим, питание из высококачественных продуктов, и, кроме этого, радостная атмосфера, следующая из морального и грамотного отношения среди окружающих взрослых. В этом возрасте мы вносим элементы долженствования, обязанности и обязательства, учитывая его опыт подражания и любознательность.

Следует подчеркнуть, что до прорезывания зубов, воля становится как ведущее физически-телесное качество и, затем, душевное. После этого мы или имеем волю, или она отсутствует!
Образный мир сказок
Способность воображения должна быть положена в основу всего обучения, всего воспитания. Важно знать, что до возраста 9-10 лет ребенок не отделяет себя как “Я” от окружающего мира. Он говорит о себе “я” как бы следуя инстинкту. Но в действительности он чувствует себя как бы находящимся внутри мира. Он чувствует себя сросшимся с миром. Ребенок не проводит различия между живым и неживым миром, все представляется ему единым. И себя он от единого не отделяет.

О растениях, о животных и о камнях в окружающем мире нужно рассказывать так, будто предметы беседуют друг с другом, обращаются подобно людям, друг друга любят и ненавидят. Действительно, все представлять так, будто речь идет о человеке. И не как-нибудь остроумно одушевлять, но так, чтобы это было понятно ребенку, который еще не научился проводить различия между живым и безжизненным. У ребенка еще нет никаких оснований считать, что у камня нет души, а у собаки - есть, движению он не приписывает одушевленности. Все одушевленное, живое нужно представлять так, будто происходит общение между людьми, будто люди беседуют, чувствуют друг к другу симпатию и антипатию. Поэтому ребенку в этом возрасте все должно преподаваться в виде сказок, в виде историй с одушевленными участниками. Это создает наилучший душевный климат для живущей в виде воображения души ребенка.

Воспитатель же должен обладать художественным вкусом, артистическим темпераментом, ибо на ребенка оказывает влияние душевное состояние педагога.

Мы снова учимся верить в мифы, в легенды, в сказки, ИБО В ВООБРАЖЕНИИ ОНИ ВЫРАЖАЮТ ВЫСШУЮ ПРАВДУ. Мы учимся понимать духовный смысл мифов, легенд и сказок. И, как следствие, наши пропитанные верой слова достигают глубин детской души. Воспитателя и ребенка тогда связывает правда, а ведь слишком часто ее место бывает занято неправдой. Неправда устанавливается, когда учитель считает, что он должен что-то рассказывать ребенку только потому, что ребенок глупый, а он, учитель - умный. Дети ощущают такие вещи - они способны тончайшим образом чувствовать, чем именно руководствуется учитель: рассудком или воображением. На душу ребенка рассудок действует иссушающе, а воображение - живительно.

Для ребенка вы должны быть авторитетом добра, истины и красоты. Преданным истине, добру и красоте ребенок должен быть потому, что он предан вам. У них должно быть чувство, что правильно то, что вы считаете правильным. Что красивым является то, что вы сочли красивым. Что хорошо то, что нравится вам.

2 часть: ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ
Мы живем в такое время, когда важнейшие факторы развития совершенно не зависят друг от друга. Мы живем в эпоху, когда человек пытается найти связь между корнями своего бытия и корнями мира. Изнутри самих себя мы пытаемся извлечь импульсы, которые помогли бы нам быть нравственными существами в нашей цивилизации.

Современная наука, раскрывающая нам определенные явления природы, удаляет нас от человека. Нетрудно видеть, что в результате страдает та область нашей культуры, к которой принадлежат образование и воспитание. Педагог только тогда способен воспитывать и преподавать, когда он понимает то, что он должен преобразовывать и формировать. Воспитание и преподавание всегда должны основываться на действительном познании существа человека, где мы должны учитывать, что человек состоит из тела, души и духа. Кроме этого необходимо стремиться постичь все, что происходит между людьми.


Исходные принципы дидактики

в науке о развитии ребенка
Вопрос об учителе - это основной вопрос педагогики и дидактики. Ведь то, что волнуясь и струясь живет в детях, проникает в их сердца и волю, и, далее, в мышление, - живет в них, просто потому, что еще прежде это живет в учителе, когда он со своим особым темпераментом, своим особым характером, своим особым душевным складом находится рядом.

Детство делится на три явно различимые эпохи.

Первая эпоха начинается от рождения ребенка и оканчивается сменой зубов. Вступая в физический чувственный мир, физическое тело человек получает от родителей. Душевно-духовная часть человека, соединяющаяся с тем, что переходит от отца и матери, нисходит с духовно-душевного мира. Находясь в духовном мире, она прошла через определенного рода переживания, и в первые годы жизни сначала слабо связана с физической телесностью.

До смены зубов ребенок в целом представляет собой как орган чувств. В его организме струятся, звучат, резонируют впечатления окружающего мира, которые он вбирает в себя. От рождения до смены зубов человек выступает как чисто подражающее существо. Мы замечаем, как ребенок отзывается на каждое наше движение, как за каждым движением руки, за каждой переменой выражения лица, за каждым взглядом он чувствует то духовное, что несет в себе взрослый человек. Так мы видим, как из наследованной модели в течение первых семи лет формируется индивидуальное.

Восприятие ребенка в это время можно было бы назвать природно-религиозным, что означает благоговейное восприятие природы ребенком, когда он является его частью. Он отдается природе не душой, но кровообращением, дыханием, питанием. Так воспитание становится своего рода пробуждением к жизни человека, а сам воспитатель является проводником. Методику воспитания необходимо строить, основываясь не на интеллектуальном или рассудочном подходе, а на одушевленном.

Вторая эпоха длится от начала смены молочных зубов до наступления половой зрелости (пубертета). Подобно тому, как в первую эпоху жизни человек завоевывает себе второе тело при помощи того, что воплощается в его индивидуальности из чисто духовного существования между смертью и новым рождением, так во вторую эпоху происходит борьба между влияниями внешнего мира и тем, что человек хочет нести в себе как свою индивидуальность.

Влияние внешнего мира делается сильней, но и человек укрепляется внутренне; он уже не напоминает орган чувств, чувственное восприятие локализуется более на поверхности, на периферии. Органы чувств обретают самостоятельность. Новые отношения человека к миру можно назвать художественным восприятием жизни.

Ребенок испытывает потребность претворять приходящее извне в образы - он является художником. Поскольку ребенок стремится получить все знания о мире в виде художественных образов, постольку и педагог также должен быть творческой личностью, художником. И это требование является непременным условием искусства воспитания.



Художественно строить преподавание - вот к чему следует стремиться современной педагогике, и для этого преподавателю нужен артистизм, художественный элемент.
Когда ребенка в этом возрасте слишком нагружают интеллектуально, то на физическом уровне это проявляется в виде нарушения процесса дыхания, достаточно часты заболевания дыхательных путей, астмы. Если преподаватель пытается воздействовать на ребенка, исходя из своей воли, у ребенка развивается слабость органов пищеварения, последствия которой может обнаружить себя в более позднем возрасте.

И то, и другое недопустимо в воспитании: ни преувеличенный интеллектуализм, ни злоупотребление воли. То, что совершается в душе, когда воля учителя мягко переходит в поступки ребенка, и то, когда интеллект смягчается художественным подходом - вот искусство воспитания.

Учитель, воспитатель для ребенка представляет собой то, что ребенок в своем сердце называет истиной, красотой и добром.

Если я как педагог соответствую тому, в чем нуждается ребенок, то в нем постепенно развивается эстетическое чувство по отношению к моральному.

Добро нравится ему благодаря тому, что мы всем свои существом, правильным образом являем для него пример добра. Мы должны поставить воспитание так, чтобы могла развиться естественная потребность находить удовлетворение в добре и отвергать зло. Через учителя ребенок этого возраста воспринимает мир: то, что в мире является добрым и злым, красивым и безобразным, истинным и ложным, то есть развивается способность испытывать удовлетворение от морального и отвергать аморальное.

Третья эпоха: с наступлением половой зрелости до 21 года - социальной зрелости. В ребенке появляется способность к восприятию отвлеченных понятий, способность суждения и независимого разума. Если самостоятельное суждение развивать до пубертета, то ему будет недоставать основания.

Мыслить зрело в состоянии лишь тот, кто усвоил уважительное отношение к мыслям других людей. Не может быть здорового мышления, которое не предварялось бы чувством истины, опирающимся на веру, само собой разумеющиеся авторитеты. Для молодого человека должно быть естественным сначала изучать, а потом выносить суждение. И если до пубертета дети должны знакомиться с самими явлениями и непосредственно воспринимать их душой, то после пубертета мы говорим о том, что ребенок переживает могущество логики.

Внутренней склонностью молодого человека становится долг - тогда вся мораль рождается из чисто человеческого начала, когда можно воспользоваться словами Гете:

Долг там, где мы любим, где мы сами себе повелеваем”.

В жизни все устроено так, что для всего есть свое время, и различные аномалии в жизни возникают от того, что то, что является нормальным для одного возраста, ненормальным образом действует в другом возрасте.

С половой зрелостью человек полностью выходит на связь с внешним миром (в дошкольном возрасте человек полностью эмансипирован в себе, в среднем школьном возрасте он прорабатывает себя через систему дыхания и кровообращения, выходит на свою человеческую периферию).

По сути дела, процесс в духовно-душевном существе, который начинается с половой зрелостью, еще совершенно не имеет отношения к полу ребенка. То, что имеет отношение к полу, развивается лишь тогда, когда человек совершил свой прорыв в мир, то есть когда он вступил во взаимосвязь с миром.

Те силы, которые высвобождаются в это время, можно назвать восприимчивостью к идеальным образам, к фантазии.

С половой зрелостью человек, можно сказать, выброшен из духовно-душевного мира и ввергается во внешний мир, который он может воспринимать лишь своим физическим телом, своим жизненным телом.

Особенно важную роль это играет в подсознании. В подсознании человек сравнивает тот мир, в который выходит, с миром, который он ранее имел в себе. Здесь имеются всевозможные препятствия, имеется желание преодолеть эти препятствия. Здесь мы видим всё то смятение, которое выступает в отношениях между миром и человеком в этом возрасте. Этот мятеж, это смятение должно иметь место, и надо на протяжении всего предшествующего воспитания всматриваться в это смятение, которое должно возникать необходимым образом. Люди якобы желающие добра могут верить, что хорошо, если они избавят человека от этого смятения. Но именно поэтому они станут его злейшими врагами.

Нельзя избавлять человека от этого смятения!

Нужно прежде так организовать воспитание, чтобы оно пришло теперь на помощь внутренней работе духовно-душевного в человеке.

Теперь надо принять, что человек этого возраста являет нам новое существо, которое возникает из его отношения к миру, что чувство авторитета уже не играет никакой роли. Человек, когда ему преподносят что-либо, требует обоснования этого!

Мы должны приучить себя к тому, чтобы выступать против подрастающего юноши или девушки только при наличии к тому оснований. Например, молодой человек бунтует против порядков этого несовершенного мира - нужно постараться без назидательности пояснить, что то, что волнует его сейчас, произошло, в конце концов, из прошлого, из исторического, и обосновать это.

Нужно представлять собой искушенного человека, который полностью понимает, как произошло то в мире, что волнует подростка. Но авторитетом здесь уже ничего не исправишь. Нужно быть искушенным в вещах, что бы быть в состоянии привести для них полноценные основания.

Именно в этом возрасте некоторые выступают против не обоснованного человеком мира содержания, противятся порядкам в мире, которые ощущаются неразумными. Эти порядки воспринимаются молодёжью таким образом: то, чем я жил до сих пор, и пока я не вошел в этот мир, в сущности бессмысленно, всё это ведет меня в мир, который неразумен! Если здесь не происходит встречи с человеком, который мог бы хоть в какой-то степени обосновать разумность мира, то внутренняя буря становится слишком сильной и юноша или девушка теряют внутреннюю опору.


  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница