Программа обучения по дисциплине: Клинические особенности развития детей с ов для специальности 5В010500 Дефектология



страница1/3
Дата26.06.2015
Размер0,5 Mb.
  1   2   3

Ф.4-71

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Павлодарский государственный педагогический институт


Кафедра анатомии, физиологии и дефектологии

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ

по дисциплине: Клинические особенности развития детей с ограниченными возможностями

для специальности 5В010500 Дефектология

Павлодар





Ф.4-72
Утверждаю
Декан ФЕ

________Г. Даржуман

_______________2013 г



Составитель: старший преподаватель _____________ Л. Резник

Кафедра анатомии, физиологии и дефектологии



ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ

по дисциплине: Клинические особенности развития детей с ОВ

для специальности 5В010500 Дефектология

Программа разработана на основании рабочей учебной программы, утвержденной ___________ 2013 г.


Рекомендована на заседании кафедры от ______2013 года, протокол №__
Заведующий кафедрой ____________ С. Кабиева

Одобрена УМС факультета естествознания

___________2013 г. протокол № ____

Председатель УМС__________ Б. Габдулхаева




Рабочая программа дисциплины для студента(Syllabus)

1.Данные о преподавателе:

Резник Ляйля Вахитовна, старший преподаватель кафедры анатомии, физиологии и дефектологии

Приемные часы на кафедре (А-307) по расписанию консультаций для группы.

2. Данные о дисциплине

Дисциплина будет изучаться продолжительностью соответственно 15 недель. Общая трудоемкость дисциплины 135 часов, из них 45 часов отведено на занятия в аудитории и 60 часов – на самостоятельную работу студентов (СРПС и СРС) по изучению дисциплины. Распределение аудиторного времени по видам занятий приведено в календарном плане.

Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных во время изучения следующих дисциплин: школьный курс биологии, химии, введение в специальность.

Целью курса является:


Задачами изучения дисциплины являются:

  1. ознакомить студентов с контингентом детей, относящихся к категории «дети с ограниченными возможностями»;

  2. ознакомить с онтогенезом детей в норме и детей с ограниченными возможностями;

  3. обучить студентов методам обследования детей с ограниченными возможностями;

  4. ознакомить теоретически и на практике с клиническими симптомами различных заболеваний;

  5. сформировать теоретические основы для дальнейшего восприятия необходимых медико-биологических и клинических знаний.

Изучив дисциплину, Вы должны будете знать:

  • особенности развития детей в разные возрастные периоды;

  • методы обследования детей с ограниченными возможностями;

  • клинические симптомы заболеваний, ведущих к отклонениям в развитии;

  • этиологию и патогенез отклонений в психомоторном развитии.

Участвуя в практических занятиях и выполняя задания на СРС, Вы научитесь:


  • критически оценивать литературные источники, использо­вать полученные знания в работе с детьми, страдающими различными отклонениями в развитии

  • использовать знания при изучении других медико-биологических и клинических дисциплин, а также в практической деятельности;

Владеть навыками:

правильно ориентироваться в подходах при коррекционно-педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями и их родителями.



Знания и компетенции по завершении курса:

  • развивающая: владеть знаниями, умениями и навыками изучать, обобщать, обладать высокой мотивацией к педагогической деятельности, стремиться к самообразованию и самопознанию;

  • компетенция в самостоятельном поиске обосновывающего материала и проведении диагностического материала;

  • владеть знаниями, умениями и навыками защищать права и интересы ребенка, профессиональную честь и достоинство педагога, а также соблюдать нормы педагогической этики.

2.Пререквизиты;

«Невропатология», «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности», «Введение в специальность»



Постреквизиты;

«Психолого-педагогическая диагностика детей с ОВ», «Психофизическое развитие детей со сложными дефектами», «Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с ОВ», «Организация логопедической работы в учреждениях образования», все виды практик, практическая деятельность.



Литература

Основная

  1. Манжуова Л.Н. Клинические особенности развития детей с ОВ-Алматы: Нур-Принт. 2009,-116с

  2. Резник Л.В. Жакупов М.К. Клинические особенности развития детей с ОВ.-Павлодар: ПГПИ, 2012, -136с.

  3. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Основы генетики.-М.: Владос,2003-368с.

  4. Ляпидевский С.С. Невропатология./Под ред. В.И. Селиверстова. –М.: Владос, 2003,-384с

Дополнительная:

  1. Бухановский А.О., Кутявин Ю.А. Литвак М.С.. Общая психопатология. –Ростов- на –Дону, 2000

  2. Немов Р.С. Психология. Книга 2. –М.: Владос, 2001.-608с.-С.19-52,.

  3. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни.-М.: Медицина,2001.-272с.-С.7-259.

  4. http//www.deafworld.ru/сайт страна глухих

  5. http//www.deti-blog.ru/funkcionalnaya -diagnostika rebenka


Содержание программы обучения

5В010500 Дефектология Клинические особенности развития детей с ограниченными возможностями





Наименование документа

Автор

Примечание

Рабочая программа дисциплины для студента (Syllabus)

Резник Л.В.




Карта обеспеченности учебной и учебно-методической литературой дисциплины в научной библиотеке ПГПИ

Резник Л.В.




Лекционный комплекс

Резник Л.В.

Учебно-методическое пособие.

Комплекс лекций мультимедиа на диске



План и методические рекомендации к выполнению практических работ

Резник Л.В.




График выполнения и сдачи заданий по дисциплине

Резник Л.В.




Материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся.

Резник Л.В.












Ф.4-70



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Клинические особенности детей с ограниченными возможностями



№ темы

Наименование тем дисциплины

Количество часов

лекции

Практические занятия

СРС

(и СРСП)


1

2

3

4

5



Значение дисциплины. Понятие нормы и отклонения от нормы в педагогике.

1

1

6



Периодизация детского возраста. Периоды (этапы) развития ребенка.

1

2

6



Период новорожденности.

1

2

6



Психомоторное развитие ребенка в онтогенезе:

период грудного детства, преддошкольный и дошкольный период.



1

3

6



Психомоторное развитие ребенка в онтогенезе:

младший школьный и старший школьный (пубертатный) период.



1

2

6



Общая характеристика детей с ограниченными возможностями. Этиология и патогенез различных форм отклонения в развитии Классификация детей с ограниченными возможностями Лапшина В.А. и Пузанова Б. П.

1

2

6



Методы обследования детей с ограниченными возможностями

2

4

12



Особенности развития детей с нарушением слуха.

1

2

6



Особенности развития детей с нарушением зрения.

1

2

6



Особенности развития детей с нарушением речи.

1

2

6



Особенности развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

1

2

6



Особенности развития детей с умственной отсталостью

1

2

6



Особенности развития детей с задержкой психического развития

1

2

6



Оказание медико-педагогической помощи детям с ООП.

1

2

6



Итого

15

30

90

4. Компоненты курса

Перечень тем лекционных занятий

Тема 1. Значение дисциплины. Понятие нормы и отклонения от нормы в педагогике Характерные особенности детского организма.

Тема 2. Периодизация детского возраста. Психофизическое развитие ребенка. Классификация онтогенетического развития ребенка (Н.П. Гундобин). Развитие ребенка во внутриутробный период. Развитие ребенка в эмбриональный период. Поздний фетальный период. Интранатальный период (роды).

Тема 3. Период новорожденности. Шкала АПГАР. Прогностическое значение. Функциональное состояние органов и систем здорового новорожденного. Переходные состояния.

Тема 4. Психомоторное развитие ребенка в онтогенезе: период грудного детства (с 28 дня до 12 месяцев), преддошкольный (старший ясельный) период (от 1 года до 3-х лет) дошкольный период (от 3 до 7 лет);

Тема 5. Психомоторное развитие ребенка в онтогенезе: физическое и психическое развитие детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет); старший школьный (пубертатный) период (от 11 до 20 лет), время наступления периода полового созревания

Тема 6. Общая характеристика детей с ограниченными возможностями. Классификация детей с ограниченными возможностями Лапшина В.А. и Пузанова Б. П. Факторы, влияющие на развитие ребенка с ОВ. Этиология и патогенез различных форм отклонения в развитии.

Тема 7. Методы обследования детей с ограниченными возможностями.

Особенности обследования детей с ограниченными возможностями. Клинические методы обследования: опрос; осмотр ребенка; антропометрия; пальпация. Клинико-генеалогический метод исследования. Лабораторные методы исследования. Инструментальные методы исследования. Исследование состояния психической деятельности

Тема 8. Особенности развития детей с нарушением слуха. Возрастные особенности становления слуховой чувствительности. Причины врожденной глухоты или тугоухости. Особенности психического и речевого развития слабослышащих детей. Развитие познавательной сферы у ребенка, имеющего нарушения слуха.

Тема 9. Особенности развития детей с нарушением зрения. Классификация нарушений зрения: функциональные и органические; слепые и слабовидящие. Особенности психомоторного развития детей с нарушением зрения.

Тема10. Особенности развития детей с нарушением речи. Этапы формирования речи. Критические периоды развития речи. Динамика формирования речи в онтогенезе. Признаки благополучного развития речи у ребенка. Этиология речевых нарушений.

Тема11. Особенности развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Этиология нарушений ОДА. Классификация нарушений ОДА. Клиническая и психолого - педагогическая характеристика детей с ДЦП.

Тема 12. Особенности развития детей с умственной отсталостью. Этиология УО. Этиологические факторы: внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Классификация умственной отсталости. Классификация детей с общим психическим недоразвитием Певзнера М.С. Тема 13. Особенности развития детей с задержкой психического развития, нарушением поведения и общения; с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Тема 14. Оказание медико-педагогической помощи детям с ООП



Содержание практических занятий

Тема 1. Понятие нормы и отклонения от нормы в педагогике Характерные особенности детского организма.

Тема 2. Периодизация детского возраста. Психофизическое развитие ребенка.

Тема 3. Период новорожденности. Шкала АПГАР. Рефлексы в норме и патологические. Переходные состояния.

Тема 4. Психомоторное развитие ребенка в онтогенезе: период грудного детства, преддошкольный период

Тема 5. Психомоторное развитие ребенка в онтогенезе: дошкольный период физическое и психическое развитие детей младшего школьного пубертатный период. Стадии полового созревания

Тема 6. Общая характеристика детей с ограниченными возможностями. Этиология и патогенез различных форм отклонения в развитии. Классификация детей с ограниченными возможностями Лапшина В.А. и Пузанова Б. П

Тема 7. Методы обследования детей с ограниченными возможностями.

Клинические методы обследования: опрос; осмотр ребенка; антропометрия; пальпация. Исследование функционального состояния различных органов и систем. Клинико-генеалогический метод исследования. Лабораторные методы исследования. Инструментальные методы исследования. Исследование состояния психической деятельности

Тема 8. Особенности развития детей с нарушением слуха.

Тема 9. Особенности развития детей с нарушением зрения.

Тема10. Особенности развития детей с нарушением речи.

Тема 11. Особенности развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Клинические симптомы ДЦП.

Тема12. Особенности развития детей с умственной отсталостью. Этиологические факторы: внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Классификация умственной отсталости. Отличие умственной отсталости от сходных с ней состояний.

Тема 13. Особенности развития детей с задержкой психического развития, нарушением поведения и общения; с комплексными нарушениями психофизического развития.

Тема 14. Оказание медико-педагогической помощи детям с ООП


Политика курса

Ваша подготовка к занятиям будет проверяться опросами, проверкой выполнения ДЗ, участием в работе группы. За присутствие на занятиях без замечаний и опозданий Вы получите 90 баллов. За качественное и творчески выполненное домашнее задание Вы получите от 95 до 100 баллов. За опоздание на 10 минут снимается 10 баллов, если опоздали на 15 и более минут Вы не будете допущены к занятию и, соответственно, теряет их. Если Вы не готовы к занятию и не выполнили ДЗ, то оценивается только Ваше присутствие(75 баллов). Пассивность на занятии приведет к потере 10 баллов. За некачественное оформление отчета по домашним заданиям, за отксерокопированный материал балл может быть снижен в два раза.

Несвоевременное выполнение СРС (кроме подготовки к занятиям) приводит к снижению балла:


  • на 1/3 при опоздании на неделю;

  • в 2 раза при опоздании более чем на неделю.

При удалении с занятия балл будет равен 0. Если Вы отсутствовали на занятии или контрольном мероприятии по уважительной причине, Вам предоставляется возможность отработать его индивидуально во время, указанное преподавателем.

В каждом семестре предусмотрены два рубежных контроля знаний пройденного материала соответствующих разделов дисциплины в виде тестирования, опроса, выполнения творческого задания или конференции. По итогам работы два раза за семестр определяется итоговый балл текущей успеваемости (рейтинг). Балл менее 50 соответствует неудовлетворительной оценке.

Для допуска к экзамену необходимо иметь положительные оценки по итогам 1 и 2 рейтингов.

Итоговый экзамен будет проводиться в тестовой форме. Списывание на экзаменах или при выполнении письменных работ запрещено.

Итоговая оценка по дисциплине в баллах будет, определяется по формуле:

Р1+Р2


ИО = ---------------* 0,6 + Э*0,4

2

где Р1, Р2, Э – соответственно баллы, набранные по итогам 1 – 2 рейтингов, полученные за качество выполнения и защиты курсовой работы и на экзамене, определяемые по 100 бальной шкале;



0,6 и 0,4 – соответствующие весовые доли, установленные Ученым советом университета.

Если Вы получите на экзамене оценку неудовлетворительно (менее 50 баллов), то Ваш итоговый рейтинг по дисциплине не определяется, а в ведомость заносится оценка «неудовлетворительно».



Желаем успехов!
Лекционный комплекс

Лекция №1. Значение дисциплины «Клинические особенности развития детей с ОВ».

План

  1. Цель и задачи изучения дисциплины

  2. Понятие нормы и отклонения от нормы в педагогике

  3. Характерные особенности детского организма

Литература:

  1. Манжуова Л.Н. Клинические особенности развития детей с ОВ-Алматы:Нур-Принт. 2009,-116с

  2. Резник Л.В. Жакупов М.К. Клинические особенности развития детей с ОВ.-Павлодар: ПГПИ, 2012, -136с.

Актуальность изучения курса. Цель и задачи курса: развитие определенного уровня образованности, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения дисциплины, позволяющих решать задачи в сфере профессиональной и социальной деятельности. Понятие нормы и отклонения от нормы в педагогике. В Казахстане после принятия закона «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» от 11 июля 2002 года реализуется практически концепция интеграции людей, имеющих те или иные отклонения, в общество. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные дети», «исключительные дети». Понятие «нормы» широко используется в медицине, психологии, педагогике, социологии и других науках. Типы и причины отклонений. Инклюзивное образование (франц.. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Восемь принципов инклюзивного образования.
Лекция№2. Периодизация детского возраста.

План

  1. Понятие рост и развитие

  2. Особенности роста и развития

  3. Критические периоды развития ребенка

  4. Периодизация развития дет­ского организма

  5. Классификация онтогенетического развития человека Н.П. Гундобина

Литература:

1.Резник Л.В. Жакупов М.К. Клинические особенности развития детей с ОВ.-Павлодар: ПГПИ, 2012, -136с.

В процессе онтогенеза отдель­ные органы и системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные сроки жизни. Эта гетерохрония созревания обуславливает особенности функционирования организма детей раз­ного возраста. Периодизация развития дет­ского организма имеет большое значение для педагогической прак­тики и охраны здоровья ребенка. Каждый возрастной период характеризуется своими специфи­ческими особенностями. Переход от одного возрастного периода к последующему обозначают как переломный этап индивидуаль­ного развития, или критический период.

Классификация онтогенетического развития ребенка (Н.П. Гундобин)

А. Внутриутробный этап:


  1. фаза эмбрионального развития (эмбрион, от 0 до 3 месяцев)

  2. фаза плацентарного развития (с 3-х месяцев до рождения)

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница