Министерство здравоохранения и социального развития РФ министерство здравоохранения Оренбургской области



страница1/19
Дата22.06.2015
Размер2,9 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Министерство здравоохранения и социального развития РФ

Министерство здравоохранения Оренбургской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Гайский медицинский колледж»

Утверждаю:

Заместитель директора по учебной части

ГБОУ СПО «ГМК»

_____________________Беляева Т. В.

«__»_______________20__г.

Лекционный материал по разделу
«Диагностика в акушерстве и гинекологии»

2013-2014 учебный год.

Курс II


Отделение «Лечебное дело»

По предмету «Диагностика в акушерстве и гинекологии»


Преподаватель: Колбинцева Н.М.

Количество часов по учебному плану: 52


Составлен в соответствии с программой, утвержденной директором

Управления научных и образовательных медицинских учреждений МЗ РФ


Рассмотрен на заседании

клинических дисциплин

цикловой комиссией

Протокол №_____

от______________20___г.

Председатель

______________________

Рекомендации по работе с гипертекстом лекций по разделу

«Диагностика в акушерстве и гинекологии»
Педагогическая технология

«Развитие критического мышления через чтение и письмо»




  1. Слушая преподавателя, внимательно следите за информацией в выделенном блоке гипертекста лекции.

  2. Используя условные обозначения, выделите на полях страниц гипертекста:

+ - я это знал до прочтения текста

V – это новая для меня информация

? – это мне не понятно, или же Вы хотели бы получить более

подробные сведения по данному вопросу.



  1. Запишите на полях страниц гипертекста в одну колонку ключевые слова и новые термины, которые характеризуют новую для вас информацию

  2. Сформулируйте возникшие у Вас вопросы, чтобы получить ответ на них у преподавателя или в процессе дискуссии.

  3. После каждого блока информации Вам будет предложено решить тест,

или ситуационную задачу, или составить алгоритм действия, или ответить на поставленные вопросы.

  1. Проведите самооценку полученных знаний по пятибалльной системе после завершения работы по каждому блоку информации. В конце занятия выставьте итоговую оценку.

  2. Выполнение предложенных рекомендаций позволит Вам

- значительно сократить время на изучение данного материала

- получить более глубокие знания

- равномерно распределить время

- избежать возможных проблем с переутомлением и потере интереса к выполняемой работе.









Лекционный материал по разделу 3.0 «Диагностика в акушерстве и гинекологии»
Тема 3.01. «Диагностика в акушерстве» 44 часа

Тема 3.01.01. «Введение. Система организации родовспоможения. История акушерства. Современное законодательство по охране здоровья материнства и детства. (2 часа)
План:

1.История развития и основоположники акушерства

2.Основные принципы организации акушерско - гинекологической помощи в РФ.

3.Структура акушерских учреждений в РФ

4.Современные формы обслуживания женского населения

5.Современное Законодательство об охране здоровья материнства и детства.



Акушерство – это медицинская специальность, изучающая физиологические и патологические изменения, происходящие во время беременности, родов и в послеродовом периоде, а также принципы и методы оказания помощи беременным, роженицам и родильницам.

Основные этапы развития акушерства.

В древности уровень образования даже профессионально работающих акушерок и врачей был несравненно ниже современного. Наиболее грамотные акушерки обслуживали только привилегированных женщин. Простые женщины обходились самой примитивной помощью. Помощь в родах была связана с магическими и религиозными обрядами и суевериями, которые часто были бесполезными и даже вредными. В пантеоне богов всех древних религий были богини - защитницы в родах, но они не очень помогали. Материнская и младенческая смертность была обычным явлением. Действовал естественный отбор, и выживали лишь сильнейшие. Тем не менее, с древних времен постепенно накапливались знания и опыт. Методом проб и ошибок врачи и акушерки выбирали более правильные методы ведения беременности и родов.

К XVIII в Европе (а чуть позже и у нас в России) уже появились небольшие акушерские клиники, кафедры, повивальные школы, которые к настоящему времени превратились в развитую медицинскую отрасль. Развитие акушерской науки связано, прежде всего, с деятельностью выдающихся врачей – сначала общей практики, а потом и специалистов – акушеров. Особенно эффективно проявлялась помощь врачей при акушерской патологии.

Первые упоминания о лечении женских болезней и акушерской патологии встречаются в древнеегипетских папирусах. Уже во времена Древнего царства в Египте (4 тыс. лет до н.э.) существовали медицинские школы при религиозных храмах, где из рабов и вольноотпущенных юношей подготавливали врачей. Обширными для того времени медицинскими знаниями обладали жрецы.

Около 3 тыс. лет до н.э. (времена Среднего царствования) был составлен свод знаний по лечебному питанию и по лечению женских болезней. В это время уже существовала некая система медицинской помощи, были больницы при храмах, в крупных городах имелись специальные дома для родовспоможения. В папирусе Эберса описаны наряду с другими заболеваниями и женские болезни. В папирусе Смита описаны хирургические инструменты, методы обезболивания и хирургических вмешательств. В более позднем папирусе из Кахуна (2 тыс. лет до н.э.) описаны признаки и методы лечения маточных кровотечений, нарушений менструального цикла, воспалительных заболеваний, сведения об анатомии гениталий, хотя и во многом ошибочные.

Например, египтяне считали, что в дне матки имеется отверстие. Возможно, при бальзамировании умерших во время родов женщин они находили разрыв матки. Был разработан метод для диагностики беременности: замечено, что зерно быстрее прорастало, если его поливали мочой беременной женщины (в ХХ в. доказано, что это наблюдение правильно).

В Египте были акушерки, которые оказывали профессиональную помощь при родах: роженицу сажали на сложенные стульчиком теплые кирпичи; применяли средства, усиливающие сокращения матки; в случае смерти роженицы ребенка извлекали из чрева матери хирургическим путем.

В древней Месопотамии и древнем Иране существовала развитая медицина. Были специалисты – врачи по родовспоможению, применялись лекарственные средства для лечения женских болезней и наркотические препараты для обезболивания родов. Так же как и в древнем Египте, в этих странах пытались изучить физиологические и патологические процессы. Много внимания уделили астрологическим прогнозам, магическим обрядам.

В древней Индии умели применять лекарственные средства из трав и ртути для лечения венерических болезней, использовать йогу для коррекции патологических состояний у беременных и рожениц.

Философские школы древнего Китая использовали свои достижения в медицине, в основе любого метода лечения было философское осознание происходящего и психологическое воздействие на больного. Китайцы разработали диагностику по пульсу, методы диагностики и лечения с использованием специальных точек и др. Метод иглорефлексотерапии и сейчас используется в медицине, в том числе для обезболивания родов и лечения патологических состояний в акушерстве. Китайцы знали много лекарственных трав, обезболивающих средств, разработали много гигиенических рекомендаций для поддержания чистоты тела. Лечебные физические упражнения китайской медицины применялись и в акушерстве для исправления положения плода.

Тибетская медицина развивалась под воздействием китайской медицины. Тибетские врачи – монахи учились своему искусству от 15 до 30 лет. Надо было изучить не только медицину, но чтобы лучше понимать суть вещей, необходимы были широкие познания об окружающей природе, мироздании.

С больным предписывалось говорить и действовать «…безобманно, кротко, правдиво и с улыбкой». Наблюдения по диагностике и лечению болезней изложены в тракте «Джудши», что в переводе значит «Четыре доклада». Наиболее сложными считались детские и женские болезни. Были разработаны гигиенические советы, регламентация сна, отдыха, половой жизни, питания, подробно изучены свойства пищи, Тибетские лекарства приготовлялись на основе трав, плодов, корней, минералов, тканей животных и отличались большим разнообразием и эффективностью.


В XX веке и особенно во второй его половине, акушерство стало более безопасным для матери и плода. Это стало возможным в результате стремительного развития всех отраслей научной и практической медицины. Эндотрахеальный наркоз, перидуральное и внутривенное обезболивание, антибиотики, развитие трансфузиологии и инфузионной терапии, успехи неонатологии, фармакологии, массовая подготовка квалифицированных специалистов, строительство специально оборудованных учреждений родовспоможения позволили женщинам не бояться родов и не относиться к ним как к смертельной и фатальной опасности.

Акушерство в России (как часть медицины) развивалось в русле общемирового, однако имело и свои особенности, связанные с историей страны.

Медицина Руси представляла собой довольно стройную систему, включающую концепции Галена, Гиппократа и других великих врачей древности. У лекарей – профессионалов была своя специализация, они имели вполне разработанную медицинскую терминологию, древнерусские хирурги выполняли сложные операции, включая чревосечение. В стране были лечебницы – монастырские, светские, частные.

Известно, что в конце XVI века в начале XVII века русское правительство обязывало врачей – иностранцев обучать русских врачебному делу «со всяким тщанием и ничего не тая». В 70-80 –е годы

XVII века хирургические методы применялись у «лечьцов бабичьего дела», т.е. в акушерстве.

Однако, как и в других странах, в ранние периоды истории России основная масса женского населения получала акушерскую помощь от повивальных бабок, среди которых встречались большие мастерицы своего дела, но были и люди случайные, неумелые, необразованные, подменявшие ремесло дикими обрядами, заклинаниями, заговорами. Лишь в городах женщина, причем состоятельная, хорошего рода, могла получить, вполне квалифицированное по тем временам родовспоможение от приглашенных врачей – иноземцев и выучившихся в лучших европейских университетах русских врачей- хирургов и акушеров.

В конце XVII века начались и в XVIII веке продолжались реформы Петра I , изменившие государственную и общественную жизнь страны, преобразовавшие медицину и здравоохранение. В 1724 г. в Петербурге была учреждена Академия наук.

Одним из первых широкомасштабных шагов в области медицины и здравоохранения стала организация медико-топографического описания отдельных территорий Российской империи. У истоков этой огромной работы вместе с В.Н. Татищевым и М.В. Ломоносовым стоял П.З. Кондоиди.

П.З. Кондоиди (1710-1760)-отечественный военный врач, президент Медицинской канцелярии, организатор и реформатор медицинского образования в России, основатель (в 1756г.) первой в России медицинской библиотеки. П.З. Кондоиди не только поставил вопрос об акушерском образовании, но и практически разрешил его. В 1754г. Правительствующим сенатом был утвержден проект организации «бабичьих школ», имевших целью подготовить научно - образованных акушерок, «присяжных бабок». Преподавание в «бабичьих школах» состояло из теоретического курса и практических занятий.

По проекту М.В. Ломоносова в 1755г. в Москве был основан первый русский университет. Открытие медицинского факультета при университете в 1764г. явилось значительным событием в деле подготовки отечественных врачей, а также в развитии акушерства и гинекологии.

Очень крупной фигурой в научном и практическом акушерстве был педагог, врач и ученый – энциклопедист Н.М. Максимович – Амбодик (1744-1812). Он первым начал преподавать акушерство на русском языке и проводить практические занятия с повивальными бабками на фантоме собственной модели в родильном отделении.

В 1798 г. в Петербурге и Москве были созданы первые высшие военно-медицинские учебные заведения со сроком обучения 4 года – медико-хирургические академии, выросшие из медико-хирургических училищ подобного рода.

Замечательным представителем Московской школы акушеров был В.Ф. Снегирев – автор фундаментального труда «Маточные кровотечения» (1884), выдержавшего много изданий и переведенного на французский язык.

Великолепным акушером и хирургом был другой яркий представитель московской акушерской школы - Н.И. Побединский (1861 - 1923).

Он усовершенствовал способы ведения родов при узком тазе, блестяще провел 45 кесаревых сечений без единого случая гибели матери, когда эта операция была далеко не повседневным делом, много оперировал женщин с опухолями матки во время беременности. Особой заслугой Н.И. Побединского явилось его внимание к амбулаторному наблюдению беременных, в советское время оно претворилось в повсеместное создание женских консультаций – крупнейшего достижения отечественной системы охраны материнства и детства.

И.Ф. Баландин (1834-1893) выпускник Петербургской медико-хирургической академии именно он одним из первых в России начал внедрять антисептику в акушерстве; при нем материнская летальность от септических заболеваний снизилась до 0,2%, что было выдающимся успехом по тем временам. Он же был инициатором широкого внедрения эпизиотомии, выступал против операции наложения высоких акушерских щипцов, доказывал вред пеленания младенцев.

Д.О.Отт (1855-1929) – директор Повивального института. Он неустанно совершенствовал хирургический инструментарий, предложил оригинальные осветительные зеркала, операционные столы, ногодержатель. Его легендарная хирургическая техника позволяла ему внести многочисленные усовершенствования в проведении акушерских пособий, он предложил и выполнил первые кольпоскопии, уточнил показания к кесареву сечению, был убежденным сторонником внутривенного введения изотонического раствора натрия хлорида при кровопотерях. Д.О. Отт создал образцовую систему подготовки и усовершенствования акушерок, воспитал замечательную плеяду ученых, возглавил собственную научную школу, получившую известность в мире как оттовская школа акушеров - гинекологов.

В.В. Строганов (1857-1938), много внимания, уделявший проблеме разрывов матки и предлежания плаценты. Мировую славу принесла В.В. Строганову разработанная им система лечения эклампсии. Исключительной популярностью пользовались его «Сборник акушерских задач» и труды о важнейших осложнениях беременности и родов.

Основателем казанской школы акушеров и гинекологов стал В.С. Груздев (1866-1938)- профессор, зав. кафедрой акушерства и гинекологии II Московского медицинского института, директор института репродуктивной функции человека, автор учебников по акушерству и гинекологии.

Выдающимися учениками В.С. Груздева были М.С. Малиновский (1880 - 1976) и Л.С. Персианинов (1908 - 1978), ставшие признанными лидерами московской школы акушерства и гинекологии.

М.С. Малиновский свои основные интересы сосредоточил на оперативном акушерстве, обезболивании в акушерстве и гинекологии, изучении патогенеза, профилактики и терапии позднего токсикоза беременных, послеродовых заболеваний. Он первым, изучил влияние питуитрина на сократительную деятельность матки в родах. Его руководство по оперативному акушерству было и остается настольной книгой практикующего акушера.

Л.С. Персианинов внес неоценимый вклад в учение об акушерском травматизме, в совершенствовании реанимации и обезболивания в акушерстве. Фундаментальный характер носили его работы по физиологии и патологии сократительной деятельности матки во время родов с разработкой способов коррекции ее нарушений. Л.С. Персианинов стал пионером использования ЭВМ в акушерстве и гинекологии в нашей стране.

Особенно велики его заслуги в становлении перинатологии и перинатальной медицины: многие его работы были посвящены исследованию состояния внутриутробного плода, раннему выявлению его патологии, комплексной терапии асфиксии новорожденного.

Н.Н. Феноменов (1855 - 1918)- был выдающимся акушером – практиком, лично выполнил более 2000 чревосечений, предложил ряд модификаций акушерских операций – метод перфорации предлежащей головки плода, клейдотомию, усовершенствовал несколько акушерских инструментов, носящих ныне его имя, последовательно и настойчиво внедрял методы асептики и антисептики.

И.И. Яковлев (1896-1968), - создал новый методологический подход к изучению физиологии и патологии беременности и родов. Одним из первых в мировой науке исследовал функции головного мозга при беременности и в родах, предложил физиологические методы обезболивания родов; обогатил представления о биомеханизме родов, роли плодного пузыря и околоплодных вод, создал оригинальную классификацию аномалий родовой деятельности.

Гордостью отечественной науки является создание перинатальной медицины и ее теоретического раздела – перинатологии. Этот термин вошел в специальную литературу в конце 60-х годов XX века. Для становления перинатологии исключительное значение имели работы П.К. Анохина и его учеников, обосновавших в 30-е годы учение о функциональных системах и создавших на этой основе теорию системогенеза.

Проблемами антенатального и раннего постнатального развития животных и человека занимались ученики и сотрудники И.А. Аршавского,

который ввел понятие «доминанта беременности». В 60 –е годы оформилось учение о критических периодах эмбриогенеза, о повреждающем влиянии различных патологических состояний материнского организма на ранний эмбриогенез. Чрезвычайное значение для развития перинатологии и перинатальной медицины имело внедрение аппаратных методов исследования состояния плода: электрокардиография, фонокардиография, ультразвуковое сканирование.

В наши дни успешно применяются интенсивные методы лечения и реанимации плода и новорожденного, инвазивные методы диагностики врожденных и приобретенных нарушений плода (биопсия хориона, плацентобиопсия, кордоцентез) с привлечением инструментальных, биохимических, иммунологических, микробиологических, молекулярно- биологических методов подтверждения диагноза у плода, внедряются методы терапии выявленной патологии плода, развивается фето – хирургия.

В мире и в России – проведены первые операции на внутриутробном плоде с целью коррекции пороков его развития. Плод в полном смысле слова стал пациентом, получающим необходимую медицинскую помощь на уровне современных достижений науки и практики. Одним из крупнейших достижений теоретического и практического акушерства ХХ века стало создание и внедрение метода экстракорпорального оплодотворения с переносом эмбриона в матку. Первая успешная операция ЭКО проведена в Англии Р. Эдвардсом и П. Стептоу. В России первые дети после экстракорпорального оплодотворения родились в Москве и Ленинграде. Центры ЭКО открыты также в Российских городах Сочи и Краснодаре.



Основные принципы организации акушерско – гинекологической помощи:

-Государственный характер здравоохранения.

-Медицинское страхование – это предоставление медицинской помощи, гарантированной всем гражданам России в соответствии с законом, для населения она бесплатна. Документом, подтверждающим право на ее получение, является страховой полис ОМС.

-Профилактика осложнений и заболеваний во время беременности, родов, послеродового периода, гинекологических заболеваний, профилактика перинатальной заболеваемости и смертности.

-Неразрывная связь в работе практических и научных учреждений.

Основными типовыми учреждениями по оказанию акушерско-гинекологической помощи являются: родильный дом, акушерско – гинекологическое отделение больницы, женская консультация в составе поликлиники или родильного дома, ФАП – фельдшерско-акушерский пункт, перинатальные центры.

Новый подход к организации акушерской помощи с общей лечебной сетью. Пути этой интеграции различны: объединение женской консультации с поликлиниками; объединение акушерского и гинекологического стационара с многопрофильными больницами; обслуживание беременных и их госпитализация в специализированные стационары общего профиля.

Изолированный родильный дом, женская консультация, гинекологические больницы постепенно уходят в прошлое, так как в этих учреждениях нет возможности организовывать всестороннюю, многопрофильную лечебно – диагностическую помощь в полном объеме.



Структура акушерских учреждений в Р. Ф.

Ведущим звеном в системе медицинских учреждений, оказывающих поликлиническую акушерско-гинекологическую помощь, является женская консультация. Большинство женских консультаций входят в состав родильного дома, поликлиники, перинатального центра или медико-санитарной части. Лишь немногие консультации являются самостоятельными учреждениями.

Работа женской консультации строится по территориально – участковому принципу, согласно которому за каждым врачом закрепляется определенный район с численностью 3300 человек женского населения старше 15 лет или 6000 взрослого населения. На участке работают врач акушер – гинеколог, акушерка. Преимущества участкового принципа обслуживания: постоянная связь акушера – гинеколога с участковым терапевтом районной поликлиники, терапевтом женской консультации и другими специалистами; своевременная постановка на учет беременных; решение вопросов о возможности сохранения беременности у женщин страдающих экстрагенитальными заболеваниями, всестороннее их обследование, установление соответствующего режима лечения; совместное диспансерное наблюдение.

Задачи женской консультации

Оказание лечебной, профилактической помощи женщинам во время беременности и после родов.

Снижение показателей материнской смертности, мертворождаемости, ранней детской смертности и процента невынашивания беременности.

Проведение физиопсихопрофилактической подготовки беременных к родам.

Оказание лечебной и профилактической помощи гинекологическим больным.

Повышение санитарно – гигиенической культуры женщин. Борьба с абортами.

Изучение условий труда работающих женщин, оказание им социально – правовой помощи.

Структура женской консультации:

- вестибюль – гардеробная,

регистратура,

- кабинет участковых врачей акушеров – гинекологов,

- терапевта,

-стоматолога,

-врачей консультантов,

-заведующего женской консультацией,

- старшей акушерки,

-юриста,

-кабины по контрацепции и лечению бесплодия,

- кабинет для занятий по физиопсихопрофилактической подготовке беременных к родам,

-физиотерапевтический кабинет,

-процедурная для внутримышечных и внутривенных инъекций,

-операционная,

- кабинеты функциональной, в том числе и пренатальной диагностики,

-помещение для обработки и стерилизации инструментов.

Женская консультация при наличии условий имеет право на организацию стационара дневного пребывания для беременных и гинекологических больных в установленном порядке.

Для улучшения лечебно – профилактической работы женских консультаций среди них выделяются отдельные наиболее крупные и хорошо оснащенные учреждения. Они являются консультативными центрами поликлинической помощи в данном районе. Такие консультации носят название базовых и обслуживают восемь и более участков. В них сосредотачиваются все виды специализированной акушерско – гинекологической помощи. В базовых консультациях должны быть кабинеты эндокринолога, окулиста, венеролога, детского гинеколога.

В крупных городах имеется сеть специализированных консультаций «Брак и семья», а также центры планирования семьи и репродукции, где проводятся обследования, лечения супругов по поводу бесплодия, невынашивания беременности, сексологических расстройств и других заболеваний, препятствующих нормальному развитию семьи. Медико-генетическое консультирование обеспечивается в соответствующих специализированных консультациях. Для оказания высококвалифицированной помощи беременным с экстрагенитальной патологией на базе специализированных акушерских стационаров создаются консультативно – диагностические центры для больных с сердечно – сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом, почечной патологией и др.

Территориальные женские консультации оказывают лечебно – профилактическую помощь не только женщинам, проживающим в районе деятельности консультации, но и работницам некоторых небольших предприятий, расположенных в этом районе.

На промышленных предприятиях с большим числом работающих женщин организуются гинекологические кабинеты в составе медико-санитарной части.

Одним из достижений охраны материнства и детства в нашей стране является диспансерное наблюдение. Это означает, что участковый врач акушер – гинеколог берет на учет всех беременных своего района и обеспечивает наблюдение за ними путем назначения точных сроков явки.

Организация стационарной акушерской помощи

Основной задачей родильного дома является оказание квалифицированной стационарной медицинской помощи женщинам в период беременности, в родах, и в послеродовом периоде, оказание квалифицированной медицинской помощи и уход за новорожденными в период пребывания их в родильном доме.

Направление в родильный дом осуществляется: станцией скорой и неотложной помощи, акушером – гинекологом, врачами других специальностей, акушеркой, фельдшером, медицинской сестрой, женщина может самостоятельно обратиться в родильный дом при преждевременном излитии околоплодных вод и появлении кровянистых выделений.

Плановая госпитализация беременных осуществляется акушером – гинекологом, при его отсутствии акушеркой. Порядок приема в родильный дом, профиль отделения устанавливает врач акушер – гинеколог в зависимости от диагноза, с которым поступает беременная, роженица, родильница.

Госпитализации в родильный дом подлежат беременные при наличии медицинских показаний, роженицы и родильницы в раннем послеродовом периоде в случае родов вне лечебного учреждения.

Для госпитализации в отделение патологии беременных выдается направление из женской консультации, выписка из индивидуальной карты беременной и родильницы и обменная карта после 28 недель беременности.

В исключительных случаях в установленном порядке могут быть госпитализированы небеременные женщины – кандидаты усыновители с целью сохранения тайны усыновления при наличии соответствующей документации.

При поступлении в родильный дом беременная предъявляет паспорт, обменную карту, направление на госпитализацию с указанием диагноза.

Если паспорта нет, то отмечается, что сведения записаны со слов женщины, указывается на необходимость предъявить паспорт, в ближайшее время.

Отделения акушерского стационара: приемно-пропускной блок, физиологическое акушерское отделение, обсервационное акушерское отделение, отделение патологии беременных, отделение для новорожденных детей в составе I и II акушерских отделений, гинекологическое отделение.



Структура родильного дома должна обеспечивать:

- полную изоляцию здоровых женщин поступивших для родоразрешения от больных;

- соблюдение санитарно – гигиенического режима;

- I и II акушерские отделения и гинекологическое отделение должны быть разобщены.

Приемно-смотровое помещение включает в себя: приемную, комнату – фильтр, смотровую, помещение для санитарной обработки, оборудованное туалетом и душевой комнатой.

В родильном доме, имеющем только акушерский стационар, должны быть две приемно-смотровые части, изолированные одна от другой, одна - для приема рожениц и беременных в физиологическое отделение, другая – в обсервационное отделение.

Показания для направления беременных в I и II акушерское отделение.

Беременные с нормальной температурой тела, без признаков инфекционного заболевания, интоксикации, при отсутствии заболеваний кожи направляются в смотровую 1 акушерского отделения.



Показания к госпитализации в обсервационное отделение:

- острые респираторные заболевания;

- проявления экстрагенитальных воспалительных заболеваний в случае отсутствия в городе специализированного стационара;

- лихорадочное состояние в отсутствие клинически выраженных других симптомов;

- длительный, безводный промежуток;

- внутриутробная гибель плода;

-грибковые заболевания волос, кожи, кожные заболевания;

-воспалительные поражения кожи, подкожно жировой клетчатки;

- острый, подострый тромбофлебит;

- пиелонефрит, пиелит, цистит и др. инфекционные заболевания мочевыделительной системы;

- проявления инфекции родовых путей, воспаление большой железы преддверия, остроконечные кондиломы;

- клинические или лабораторные подтверждения инфекции с высоким риском внутриутробного заражения плода: токсоплазмоз, листериоз, краснуха, венерические заболевания;

- туберкулез при отсутствии специализированного отделения;

- диарея;

- ранний послеродовый период в случае родов вне лечебного учреждения;

- уродства плода выявленные после 28недель;

- при злокачественных новообразованиях;

- при остеомиелите, каловых мочеполовых и др. свищах;

- при нарушении функции тазовых органов;

- при отсутствии обменной карты или результатов обследования беременных, рожениц на PW, ВИЧ, гонорею и др.

Беременных с инфекционными заболеваниями направляют в изолированные боксы соответствующих больниц.

После регистрации поступающих женщин в журнале учета приема беременных, рожениц и родильниц, заполняют паспортную часть родов.

В случае отсутствия свободных мест, или по другим причинам регистрируют отказ в журнале отказа от госпитализации.

I акушерское отделение включает в себя родильное отделение, послеродовое отделение, отделения новорожденных, отделение патологии беременных.

Роженицы весь I период находятся в предродовой палате, II, III период родов в родильном зале. В предродовой палате проводится только наружное акушерское исследование, влагалищное исследование проводиться в смотровой комнате на гинекологическом кресле.

(см. схему М.В. Дзигуа)

Родильное отделение




палата операционный предродовые род. зал с подсобные смотровая

интенсивной блок палаты комнатами помещения

терапии для проведения Iтуалета

новорожденного
В настоящее время построены родильные дома с индивидуальными палатами, которые функционируют как предродовая, родильная и малая операционная.

Палата интенсивной терапии предназначена для рожениц с тяжелыми формами осложнений беременности, экстрагенитальной патологией. Палата оснащена необходимой аппаратурой, инструментами, медикаментами, имеет функциональные кровати, устройство для централизованной подачи кислорода.

Малая операционная имеет оборудование и инструментарий для производства акушерских операций: наложение акушерских щипцов; вакуум экстракции плода за головку; контрольное ручное обследование полости матки; ручное отделение и выделение последа; осмотр после родов мягких родовых путей, зашивание их разрывов.

В большой операционной производят операции: кесарево сечение, надвлагалищную ампутацию, экстирпацию матки и др.

Палата для новорожденных в родильном блоке оснащена всем необходимым для первичной обработки новорожденного, оказания неотложной реанимационной помощи.

В послеродовом отделении находится 50-55% коек акушерского стационара. Структура: процедурная, бельевая, комната личной гигиены, комнаты для персонала, санитарные, туалетные комнаты.

Большое значение имеет соблюдение цикличности при заполнении палат в этом отделении.

Отделение новорожденных включает себя:

- палаты для здоровых доношенных,

- для недоношенных,

- для травмированных в родах детей,

- процедурную,

- молочную комнату,

-палату интенсивной терапии,

- подсобные помещения.

При выявлении инфекции новорожденные немедленно переводятся в инфекционное отделение больницы.

Палаты новорожденных заполняются циклически. Температура воздуха в палатах 21-22 С для доношенных и 24-26 С для недоношенных детей.

Детское белье стерилизуется автоклавированием. Все предметы ухода должны быть стерильными.

Созданы родильные дома совместного содержания матери и ребенка.

Для организации полноценного ухода на каждую детскую койку должно приходиться не менее 2,5 площади палаты. Во II акушерском отделении палаты для новорожденных должны быть боксированные.

Домой выписываются только здоровые дети; недоношенные, травмированные новорожденные переводятся в специализированные детские отделения больниц. О выписке обязательно дается телефонограмма в районную детскую поликлинику.



II обсервационное отделение – это мини родильный дом, в родильном доме.

II акушерское отделение включает в себя:

- санпропускник,

- предродовую,

родильную,

- палаты для беременных,

- родильниц,

-боксированные палаты для новорожденных,

-малую и большую операционные,

-манипуляционную,

- процедурную, буфетную, выписную комнату, санитарные комнаты и другие подсобные помещения.

Общее число коек отделения составляет 20-25% всех акушерских коек родильного стационара. Специфика работы отделения заключается в том, что одновременно на лечении находится беременные, роженицы, родильницы.

Родильницы II акушерского отделения в отличие от родильниц I физиологического отделения могут иметь свободный, ограниченный, строгий постельный режим.

В настоящее время новорожденные с гнойно-септическими заболеваниями переводятся в специализированные детские лечебные стационары, а мать при удовлетворительном состоянии на 5 сутки выписывается домой.

Отделение патологии беременных предназначается для дородовой госпитализации беременных с различными экстрагенитальными заболеваниями, осложнениями беременности. В это отделение инфицированных женщин не помещают.

Число коек в отделение составляет не менее 25% всех коек акушерского стационара.

Структура: палаты для беременных, манипуляционная, процедурная, кабинет функциональной диагностики, буфет со столовой, холл, комната личной гигиены, комната для персонала, санитарные комнаты и другие подсобные помещения.

Специализированная акушерская помощь.

В борьбе за дальнейшее снижение материнской, перинатальной смертности и улучшение качества обслуживания беременных совершенствуются формы работы акушерских стационаров. С этой целью организуются специализированные отделения, родильные дома для беременных с сердечно – сосудистой патологией, туберкулезом, сахарным диабетом, болезнью Боткина, для беременных с изоиммунизацией к Rh – фактору. Для новорожденных также создаются специализированные стационары, отделения, палаты.

В специализированных родильных домах выхаживают недоношенных детей, проводят квалифицированное лечение больных и травмированных в родах новорожденных.
.




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница