Рабочая программа Дисциплина: Сестринское дело в педиатрии Код дисциплины: рмі 3212



страница1/24
Дата26.06.2015
Размер5.33 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
044 - 38/Б - 1(6)

Южно-Казахстанская Государственная фармацевтическая академия
Кафедра: Педиатрии

УТВЕРЖДАЮ

Проректор УМиВР, д.м.н.

_________Анартаева М.У. «____»__________20____г.



Рабочая программа
Дисциплина: Сестринское дело в педиатрии

Код дисциплины: РМІ 3212

Специальность: 051101 «Сестринское дело»

Объем учебных часов/кредитов* 180 часов (4 кредита)

Курс и семестр изучения: 3/5

2009

Рабочая программа дисциплины составлена кафедрой Педиатрии

на основании типовой учебной программы по специальности 051101 – «Сестринское дело» по дисциплине «Сестринское дело в педиатрии».

Обсуждена на заседании кафедры от _____ _________ 20___ г.

протокол № ____

Зав. кафедрой, д.м.н., проф. ______________________ Карабеков А.К.


Обсуждена цикловой методической комиссией по клиническим дисциплинам

от _____ _________ 20___ г. Протокол № ____
Председатель ЦМК, д.м.н. _________________________Бекмурзаева Э.К.

Утверждена Методическим Советом

от _____ _________ 20___ г. Протокол № ____

2. Программа

2.1 Введение

По определению Всемирного Организации Здравоохранения роль медицинской сестры заключается в обеспечении физической и психологической поддержки здоровых и больных людей, оценке состояния здоровья отдельных лиц, в укреплении здоровья, предупреждении заболеваний, в обеспечении и поддержании здоровой обстановки, в участии в санитарном просвещении, осуществлении совместно с врачом медицинского облуживания, предоставления рекомендаций, проведении реабилитационных мер.

Медсестра с высшим образованием должна в области педиатрии обеспечить широкий вневрачебный спектр услуг, в том числе консультации в отношении здорового образа жизни, воспитания здорового ребенка, организации помощи на дому и различных этапах реабилитации.

Изучение предмета «Сестринское дело в педиатрии» позволит студентам по окончании обучения оказать высококвалифицированную сестринскую помощь, включая укрепления здоровья детей, профилактику заболеваний, организацию ухода за здоровым и больным ребенком. Медсестра с высшим образованием должна так же хорошо представлять особенности работы всех подразделений детского стационара, детской поликлиники, дошкольно – школьного отделения детской поликлиники, домов ребенка и т.д.



2.2 Цель дисциплины формирование знаний, умений и навыков по организации оказания высококвалифицированной сестринской помощи детскому населению, включая укрепления здоровья детей, профилактику заболеваний, обеспечения ухода за здоровым и больным ребенком.

2.3 Задачи обучения

  • обучить технологии организации лечебно – профилактической помощи детям;

  • дать знания основ физиологии роста и развития в различные периоды детства и комплексной оценки состояния здоровья детей;

  • обучить мерам профилактики и принципами коррекции ранних отклонений в состоянии здоровья ребенка;

  • обучить навыкам синдромной диагностики наиболее часто встречающейся в педиатрии соматической патологии;

  • научить основам организации сестринского процесса при заболеваниях детского возраста и составлению плана сестринских мероприятий;

  • обучить навыками оказания первой медицинской неотложной помощи при неотложных состояниях у детей;

  • ознакомить с современными методами организации медико – социальной реабилитации детей;

  • обучить методам и правилам диспансерного наблюдения за детьми.

2.4 Конечные результаты обучения

Студент должен знать:

  • принципы организации сестринского процесса в педиатрии;

  • особенности работы всех служб и подразделений детского здравоохранения (детская поликлиника, детский стационар, перинатальный центр, детские дошкольные учреждения и т.д.);

  • основные нормативные документы, регламентирующие работу детского здравоохранения;

  • учетно – отчетную медицинскую документацию педиатрических отделений различного профиля, ее назначение, порядок введения;

  • основные закономерности роста и развития здоровых детей в различные возрастные периоды;

  • принципы естественного и исскуственного вскармливания детей грудного возраста;

  • принципы организации питания детей младшего, дошкольного и школьного возраста;

  • основные синдромы и симптомы заболеваний у детей;

  • основные методы диагностики в педиатрии, особенности подготовки ребенка к различным методам исследования;

  • принципы оказания неотложной помощи и синдромного лечения при неотложных состояниях у детей;

  • основы психологии здорового и больного ребенка;

  • первичную профилактику заболеваний;

  • основы просветительной работы.

Студент должен уметь:

  • оценить и дать комплексную оценку состояния здоровья ребенка;

  • правильно и своевременно заполнить основные формы медицинской документации, оценить качество заполнения;

  • провести ревизию и коррекцию питания детей различных возрастных групп;

  • составить сестринский план работы со здоровым и больным ребенком и его семьей;

  • определить объем неотложной помощи при угрожающих жизни состояниях;

  • организовать контроль качества выполнения всех манипуляций и необходимых консультаций, связанных с диагностикой заболеваний;

  • организовать сестринский лечебный процесс;

  • организовать и провести контроль качества выполнения всех манипуляций и необходимых консультаций, связанных с диагностикой заболевания;

  • организовать и провести контроль качества плановой вакцинопрофилактики»

  • организовать профилактику наиболее распространенных патологических состояний в педиатрии;

  • провести обучение членов семьи приемам ухода за здоровым и больным ребенком.

Владеть навыками:

  • общего осмотра с оценкой физического и нервно – психического развития ребенка.

2.5 Пререквизиты:

  • Анатомия

  • Физиология

  • Патологическая анатомия

  • Патологическая физиология

2.6 Постреквизиты:

  • Оценка состояния здоровья

2.7 Тематический план:

2.7.1. Лекций




Наименование темы лекций

Форма проведения


Продолжительность




1-й кредит

1

Организация педиатрической службы в Казахстане. Организация сестринского процесса в педиатрии. Периоды детского возраста. Общая характеристика анатомо-физиологических особенностей органов и систем у детей.

Обзорная

1 час

2

Рациональное вскармливание детей. Программы ВОЗ по вскармливанию детей грудного и раннего возраста. Роль сестры в организации рационального питания у детей.

Доклад

1час

3

Принципы организации сестринского процесса и современные программы ВОЗ в неонатологии.

Презентация

1 час

4

Общие принципы программы ВОЗ «Интегрированное ведение болезней детского возраста», ее роль и значение в цели снижения детской смертности.

Доклад

1 час




Всего




4 часов

2-й кредит

5

Понятие преморбидных состояний у детей. Белково-энергетическая недостаточность как одно из ведущих фоновых состояний в структуре младенческой смертности. Принципы ИВБДВ при нарушении питания у детей

Обзорная

1 час

6

Пневмония у детей. Принципы ИВБДВ при симптоме кашля. Синдром анемии у детей различного возраста. Организация сестринского процесса. ИВБДВ при синдроме анемии у детей.

Презентация

1 час

7

Заболевания сердца и сосудов у детей. Особенности организации сестринского процесса в детской кардиологии.

Доклад

1 час

8

Болезни органов пищеварения у детей. Особенности организации сестринского процесса при заболеваниях желудочно-кишечного тракта у детей.

Презентация

1 час




Всего

4часов

3-й кредит

9

Синдромы поражения мочевыделительной системы у детей. Организация сестринского процесса при болезнях почек у детей.

Презентация

1

10

Синдром гипер- и гипогликемии у детей. Особенности организации сестринского процесса в эндокринологии

Обзорная

1 час

11

Синдром инфекционной сыпи у детей.

Презентация

1 час

12

Критерии оценки здоровья детей. Роль сестры в профилактике отклонений здоровья. Особенности развития детей различного возраста и организация сестринского наблюдения.

Доклад

1 час




Всего

4 часов

4-й кредит

13

Организация работы сестринского персонала с группами риска. Основные положения комплекса профилактических мероприятий для детского населения. Понятие о специфической и неспецифической профилактике. Организация специфической профилактики детям.

Обзорная

1 час

14

Основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в детских учреждениях. Наблюдение за состоянием здоровья детей в детских учреждениях. Роль медицинской сестры.

Доклад

1 час

15

Организация диспансерного наблюдения за

больными детьми в

условиях детской поликлиники.


Обзорная

1 час




Всего

3 часов




Итого



15 часов

2.7.2 Практических занятий






Наименования темы занятия

Форма проведения

Продолжительность

1-й кредит

1

Структура и принципы организации работы детских медицинских учреждений. Особенности постановки сестринского диагноза в педиатрии. Планирование сестринских мероприятий в педиатрии. Основные модели действий сестры педиатрической службы. Формы организации труда сестринского персонала педиатрических служб. Периоды детского возраста. Физическое развитие детей в различные возрастные периоды, факторы влияющие на него. Нервно-психическое развитие детей и критерии его оценки.

Дискуссия

3 часа

2

Вскармливание детей раннего возраста. Грудное вскармливание. Правила введения прикормов. Современные программы ВОЗ. Структура и принципы работы отделения новорожденных родильного дома. Современные программы ВОЗ в перинатологии. Принципы организации сестринского ухода на этапах выхаживания доношенных и недоношенных новорожденных детей.

Ситуационные задачи

3 часа

3

Локализованные и генерализованные гнойно-воспалительные заболевания новорожденных. Программа ИВБДВ в неонатологии.

Презентация

3 часа




Всего




9 часов

2-й кредит

4


Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы у детей различного возраста. Рахит. Классификация. Клиника. Лечение. Профилактика. Организация сестринского процесса. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей различного возраста. Острая пневмония, особенности развития течения в зависимости от возраста. Особенности течения острой пневмонии у новорожденных. Основные синдромы при пневмонии. Осложнения. Принципы диагностики и лечения. Организация сестринского процесса при острой пневмонии. ИББДВ.

Дискуссия

3 часа

5

Понятие геморрагического синдрома. Основные формы геморрагического диатеза: тромбоцитопеническая пурпура, гемофилия, скорбут, геморрагический васкулит. Организация сестринского процесса при геморрагическом синдроме.

Ситуационные задачи

3 часа

6

Врожденные заболевания сердечно-сосудистой системы, протекающие с нарушением гемодинамики. Понятие о врожденных пороках сердца у детей. Клинические проявления. Основные принципы диагностики и лечения. Организация сестринского контроля за развитием и состоянием здоровья ребенка с врожденным пороком сердца.

Малые группы

3 часа

7

АФО пищеварительной системы. Характеристика основных синдромов поражения желудочно кишечного тракта у детей: диспепсический, болевой, нарушения аппетита. Хронический гастрит, гастродуоденит, язвенная болезнь. Особенности организации сестринского процесса в детском гастроэнтерологическом отделении.

Роль сестринского персонала в профилактике и организации реабилитации детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.



Ситуационные задачи

3 часа




Всего




12 часов

3-й кредит

8

АФО органов мочеобразования и мочевыделения. Микробно-воспалительные заболевания мочевыделительной системы: пиелонефриты и циститы. Особенности организации сестринского процесса при заболеваниях мочевыделительной системы у детей.

Дискуссия

3 часа

9

Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы у детей. Причины возникновения, клинические проявления синдрома гипергликемии у детей. Основные принципы диагностики и лечения. Неотложная терапия коматозных состояний.

Ситуационные задачи

3 часа

10

Основные характеристики синдрома сыпи у детей. Понятие о первичных и вторичных элементах сыпи. Организационная структура сестринского процесса при синдроме сыпи. Корь. Краснуха. Скарлатина. Ветряная оспа. Менингококковая инфекция у детей.

Презентация

3 часа

11

Диагностика и профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья детей. Сестринский компонент комплексной оценки состояния здоровья детей и коррекция ранних отклонений в развитии и здоровья детей. Схема исследования и оценки критериев здоровья. Понятие о профилактических и оздоровительных рекомендациях. Особенности развития здорового ребенка грудного и младшего возраста. Организация проведения сестринских патронажей и профилактических осмотров для контроля развития ребенка и профилактики отклонений в состоянии здоровья. Вакцинация. Ревакцинация.

Дискуссия

3 часа




Всего




12 часов

4-й кредит

12

Организация работы сестринского персонала с группами риска. Классификация групп риска. Роль сестры в организации ранней диагностики, контроля, лечения и диспансерного наблюдения. Организация диспансерного наблюдения за больными детьми в условиях детской поликлиники. Основные элементы диспансерного наблюдения. Основная документация. Комплекс лечебных и реабилитационных мероприятий. Роль сестры в успешном проведении диспансерных мероприятий.

Ситуационные задачи

3 часа

13

Организация сестринской профилактической помощи организованным и неорганизованным детям. Содержание и задачи профилактической помощи детям. Основные положения комплекса профилактических мероприятий. Понятие о неспецифической профилактике.

Малые группы

3 часа

14

Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в детских учреждениях. Организация контроля санитарно гигиенического состояния детских учреждений. Задачи и сроки организации периодических осмотров детей. Мероприятия в детских учреждениях при выявлении инфекционных заболеваний и педикулеза. Организация наблюдения за контактными детьми. Организация карантина в детских учреждениях. Сроки изоляции больных инфекционными заболеваниями и лиц, бывших с ними в контакте

Работа в парах

3 часа

15

Организация и проведение профилактических осмотров детям дошкольного и школьного возраста - педиатрический специализированный этапы. Наблюдение за детьми, находящимися на диспансерном учете в условиях детского учреждения. Организация и проведение амбулаторного приема в условиях детского учреждения. Организация неотложной доврачебной помощи. Проведение учета заболеваемости и травматизма. Оформление медицинской документации лицам, поступающим в учебные учреждения. Оформление этапных эпикризов.

Дискуссия

3 часа




Всего

12 часов




Итого

45 часов

2.7.3 Самостоятельных работ под руководством преподавателя*






Наименования темы занятия

Форма проведения

Продолжительность

1-й кредит

1

Функциональные обязанности сестринского персонала детского стационара и детской поликлиники. Медицинская документация.

Роль главной и старшей сестры в организации и контроле качества работы сестринского персонала



Дискуссия

4 часа

2

Организация смешанного и искусственного вскармливания. Оценка адекватности питания. Основные молочные смеси, применяемые для

вскармливания ребенка грудного возраста. Основные положения международного свода правил сбыта заменителей грудного молока.

Особенности вскармливания недоношенных детей. Сестринский контроль питания детей.


Ситуационные задачи

4 часа

3

Анатомо-физиологические особенности центральной и периферической нервной системы у детей различного возраста. Семиотика основных отклонений в умственном и психоэмоциональном развитии. Причины гипоксии, родовых травм.

Основные мероприятия неотложной помощи новорожденным, родившимся в состоянии асфиксии (ВОЗ). Организация ухода и лечения. Основные клинические проявления перинатальных поражений центральной нервной системы, организация выхаживания

новорожденного с перинатальным поражением центральной нервной системы.


Дискуссия

4 часа

4

Группа специфических перинатальных инфекций: токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция, герпетическая инфекция, хламидии, микоплазмоз, сифилис. Источник инфекции, пути передачи заболевания восприимчивый контингент. Организация обследования. Принципы комплексного лечения.

Рубежный контроль



Презентация

4 часа




Всего




16 часов

2-й кредит

5

Анатомо-физиологические особенности кожи и подкожно-жировой клетчатки у детей различного возраста. Особенности исследования у детей. Определение тургора мягких тканей и эластичности кожи. Показатели нормы. Семиотика поражений. Атопический дерматит.

Современная распространенность. Причины. Классификация. Клинические проявления по стадиям. Принципы лечения. Прогноз.

Сестринский процесс при атопическом дерматите.


Работа в парах

4 часа

6

Бронхообструктивный синдром у детей, причины, механизмы, клиника, принципы лечения. Обструктивной бронхит. Бронхиальная астма. Современные принципы лечения обструктивного синдрома, программа GINA, GINA-1. Астматический статус, неотложная помощь. ИВБДВ.

Ситуационные задачи

4 часа

7

АФО системы крови и органов кроветворения. Понятие анемии, клинические формы анемии Железодефицитная анемия, основные клинические синдромы. Клинические формы железодефицитной анемии "ранняя" анемия недоношенных, "поздняя" анемия недоношенных, алиментарная и алиментарно-инфекционная анемия, хлороз. Оценка анемического синдрома и лечение по принципам интегрированного ведения болезней детского возраста (ИВБДВ). Ревматизм, причины возникновения, клинические проявления. Первичный ревмокардит, миокардит, эндокардит, перикардит, возвратный ревмокардит, ревматический полиартрит, выпотной серозно фиброзный перикардит. Варианты течения ревматизма. Принципы диагностики и лечения ревматизма. Организация сестринского процесса в детском кардиоревматологическом отделении. Первичная и вторичная профилактика ревматизма.

Организация диспансерного наблюдения.



Дискуссия

4 часа

8

Заболевания печени и желчевыводящих путей у детей: причины развития, клинические симптомы, особенности течения у детей, принципы диагностики и лечения. Болезни толстого кишечника, роль микрофлоры толстого кишечника и его нарушений.

Рубежный контроль



Малые группы

4 часа




Всего




16 часов

3-й кредит



9

Поражение гломерулярного аппарата у детей. Острый диффузный гломерулонефрит, хронический гломерулонефрит. Определение

нефротического синдрома, причины возникновения, клинические проявления, основные принципы диагностики и лечения, профилактика возникновения нефротического синдрома. Нефритический синдром, причины возникновения, клинические проявления, основные принципы диагностики и лечения. Профилактика возникновения нефритического синдрома. Изолированный мочевой синдром у детей, причины возникновения, клинические проявления, основные принципы диагностики и лечения. Профилактика возникновения изолированного мочевого синдрома.



Малые группы

4 часа

10

Синдром гипотиреоза у детей. Гипотиреоз первичный, вторичный, третичный, врожденный и приобретенный. Основные клинические проявления. Основные принципы диагностики, наблюдения и лечения.

Работа в парах

4 часа

11

Детские инфекционные заболевания, не сопровождающиеся синдромом сыпи (коклюш, эпидемический паротит, дифтерия). Этиология и эпидемиология. Основные клинические варианты течения. Принципы диагностики и лечения. Профилактические сестринские мероприятия при детских инфекционных болезнях. Ведение сестринской документации.

Дискуссия

4 часа

12

Комплексная оценка режима и питания ребенка. Показания к ревизии режима и питания на основании комплексной оценки состояния здоровья детей. Основные принципы подбора

физических упражнений и массажа в зависимости от возраста, уровня развития и состояния здоровья ребенка. Медицинский

контроль нагрузки во время проведения занятий физкультуры. Основные особенности развития ребенка в период школьного возраста. Контроль физического и нервно-психического развития детей данной возрастной группы. Подготовка ребенка к школе. Проведение плановой ревакцинации. Организация режима для

детей периода школьного возраста. Сроки организации и проведения профилактических осмотров. Оценка полового созревания детей. Подготовка ребенка к передаче в подростковый

кабинет. Основная документация.

Рубежный контроль



Работа в парах

4 часа




Всего




16 часов

4–й кредит

13

Организация специфической профилактики детям. Прививочный кабинет в структуре детской поликлиники, организация и планирование работы прививочного кабинета. Основные виды документации. Оборудование прививочного кабинета. Обучение персонала прививочного кабинета. Организация и проведение туберкулинодиагностики и обследование детей с виражом туберкулиновых проб. Организация флюорографического обследования школьников. Обследование детей на наличие гельминтов, проведение массовой дегельминтизации в условиях детского учреждения.

Презентация

4 часа

14

Контроль за соблюдением режима дня в детских дошкольных учреждениях, понятие о режиме детей ясельной, младшей, средней, старшей и подготовительной групп. Организация и контроль питания детей. Медицинский контроль расписания школьных занятий. Организация режима групп продленного дня и летних школьных лагерей.

Ситуационные задачи

4 часа

15

Организация диспансерного наблюдения детей, страдающих хроническими заболеваниями ЛОР органов, заболеваниями печени и желчевыводящих путей, заболеваниями почек, с бронхолегочной патологией. Роль сестры в успешном проведении диспансерных мероприятий.

Рубежный контроль



Презентация

4 часа




Всего




12часов




Итого




60 часов

2.7.4. Самостоятельной работы студента






Наименования темы занятия

Форма выполнения

Продолжительность

Сроки сдачи


1-й кредит



Профилактика и лечение гипогалактии. Лечебные питательные смеси для вскармливания детей первого года жизни

Реферат

3 часа

1 нед



Роль гипотермии в патологии периода новорожденности, понятие тепловой цепочки. Особенности развития недоношенных детей.

Презентация


3 часа

2 нед



Спазмофилия. Сестринская организация диагностики, профилактики и контроля лечения. Неотложная помощь при спазмофилии. Гиповитаминозы у детей.

Написание истории болезни

3 часа

3 нед



Гипертермический синдром у детей. Программа ИВБДВ при симптоме лихорадки.

Презентация

3 часа

4 нед




2-й кредит










5.

Витаминодефицитная, белково-дефицитная анемии у детей. Причины. Клинические проявления. Принципы лечения. Сестринский процесс при анемии.

Составление алгоритмов

3 часа

5 нед

6.

Особенности питания детей с пищевой аллергией.

Составление тестов

3 часа

6 нед

7.

Вегето-сосудистая дистония у детей. Принципы диагностики, лечения и профилактики. Сестринская первичная профилактика вегетативно-сосудистой дистонии.

Реферат

3 часа

7 нед

8.

Организация сестринского контроля за развитием и состоянием здоровья ребенка с врожденным пороком сердца.

Презентация

3 часа

8 нед




3-й кредит










9.

Функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта: причины, клинические проявления, принципы диагностики и лечения Синдром дисбактериоза у детей.

Написание истории болезни

3 часа

9 нед

10.

Синдром гипогликемии.

Написание рецензии

3 часа

10 нед

11.

Организация образа жизни детей, больных сахарным диабетом

Составление алгоритмов


3 часа

11 нед

12.

Закаливание детей различных возрастных групп.

Презентация

3 часа

12 нед




4-й кредит










13.

Частоболеющие дети.

Реферат

3 часа

13 нед

14.

Паразитарные заболевания у детей.

Презентация

3 часа

14 нед

15.

Гигиеническое воспитание и санитарное просвещение в детских учреждениях.

Реферат

3 часа

15 нед




Всего




15 часов




Итого




45 часов

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница