Программа дисциплины Психолого-физиологические особенности развития ребенка в младшем школьном возрасте Направление подготовки: 44. 03. 02



Скачать 231,19 Kb.
Дата26.06.2015
Размер231,19 Kb.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное учреждение

высшего профессионального образования

"Казанский федеральный университет"

Институт психологии и образования

УТВЕРЖДАЮ

Проректор

по образовательной деятельности КФУ

проф. Р.Г. Минзарипов

__________________________

"___"______________2014 г.

Программа дисциплины



Психолого-физиологические особенности развития ребенка в младшем школьном возрасте

Направление подготовки: 44.03.02 -Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки: Практическая психология в образовании

Квалификация выпускника:

Форма обучения: очно-заочная

Язык обучения: русский

Автор: Акрамова И.А.

Рецензент(ы):


СОГЛАСОВАНО:

Заведующая кафедрой: Фролова А.В.

Протокол заседания кафедры No ___ от "____" ___________ 2014 г


Учебно-методическая комиссия Института психологии и образования:

Протокол заседания УМК No ____ от "____" ___________ 2014 г


Казань


2014

Программу дисциплины разработала доцент, к.п.н. Акрамова И. А. Кафедра общей и практической психологии, Институт психологии и образования, Zakirovaia@rambler.ru


1. Цели освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины «Психолого-физиологические особенности развития ребенка в младшем школьном возрасте» – способствовать созданию у студента целостного и устойчивого представления об анатомо-физиологических и психологических особенностях, функциональных возможностях организма детей младшего школьного возраста; расширить профессиональные компетенции будущего психолога в работе, направленной на поддержание физической и умственной работоспособности детей младшего школьного возраста при различных видах их деятельности.

Задачи курса:


  • сформировать знания и умения, позволяющие планировать, организовывать и проводить психолого - педагогическую деятельность с учетом возрастных особенностей развития организма и психофизиологических характеристик детей младшего школьного возраста;

  • воспитать профессиональную ответственность за здоровье подрастающего поколения в психолого-педагогической деятельности в условиях системы образования;

  • повысить теоретическую и практическую подготовку студентов к работе с детьми младшего школьного возраста с проблемами в развитии.


2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

При подготовке специалистов по курсу «Психолого-физиологические особенности развития ребенка в младшем школьном возрасте» необходимо знание особенностей строения организма, физиологических процессов и особенностей психического развития детей младшего школьного возраста. Студенты получают возможность учитывать анатомо-физиологические, возрастные и психические особенности младших школьников.

Для освоения дисциплины студенты используют знания, виды деятельности, полученные при изучении школьных курсов: «Биология. Человек», «Основы безопасности жизнедеятельности». Освоение данной дисциплины необходимо для изучения таких образовательных модулей, как: «Психофизиология», «Нейропсихология», «Основы медицинских знаний», «Безопасность жизнедеятельности», «Общая и возрастная психология», «Психология детей с проблемами в развитии», «Коррекционная педагогика».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины /модуля


Шифр компетенции

Расшифровка приобретаемой компетенции

ОК-8

(общекультурные

компетенции)


готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией

ПК-1

(профессиональные

компетенции)


способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях

ПК-12

(профессиональные

компетенции)


способность разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности

ОПК-4 (профессиональные компетенции)

готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов

ОПК - 6

(профессиональные компетенции)



способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной сферы

ПКПП-5

(профессиональные компетенции)



способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей

ПКПП-7

(профессиональные компетенции)



способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка

ПКНО-4

(профессиональные компетенции)



готов создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе

ПКНО-8

(профессиональные компетенции)



способен эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников


В результате освоения дисциплины студент:

должен знать:


  • физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма ребенка младшего школьного возраста;

  • основные закономерности роста и развития организма младшего школьника;

  • особенности зависимости физической и психической работоспособности и поведения ребенка младшего школьного возраста от процессов физиологического созревания и развития;

  • физиологию ЦНС и ВНД детей младшего школьного возраста;

  • методы определения физического развития, физической и умственной работоспособности младших школьников;

  • особенности развития личности младшего школьника;

  • проявления психического дизонтогенеза у детей младшего школьного возраста.


должен уметь:

  • определять строение органов и частей тела ребенка младшего школьного возраста;

  • использовать приобретенные знания по анатомии и физиологии при изучении профессиональных модулей и организации профессиональной деятельности;

  • определять физическую и умственную работоспособность;

  • проводить мероприятия, направленные на поддержание высокой работоспособности при различных видах деятельности;

  • осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников;

  • проводить анализ структуры различных нарушений развития детей младшего школьного возраста.


должен владеть:

  • навыками определения психофизиологических возможностей к обучению детей младшего школьного возраста;

  • методами формирования принципов здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

  • навыками определения особенностей физической работоспособности и закономерности ее изменения различных интервалов времени и их учета при проектировании и реализации образовательного процесса.

  • способностью реализовывать профессиональные задачи образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих программ.

  • навыками взаимодействия с семьей, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития младших школьников.


4. Структура и содержание дисциплины/ модуля
Общая трудоемкость дисциплины составляет _1_ зачетную единицу, 36 часов.

Форма итогового контроля дисциплины – экзамен.


Содержание дисциплины
Раздел 1. Возрастные особенности физиологии и анатомии младшего школьника

Тема 1. Физическое развитие детей младшего школьного возраста. Влияние наследственности и среды на развитие младшего школьника

Роль анатомии, физиологии и гигиены в ряду наук, значение изучения данных. Общие закономерности роста и развития детского организма. Показатели функциональных возможностей организма в младшем школьном возрасте. Наследственные и средовые факторы, их влияние на формирование здоровья. Адаптация к экстремальным условиям. Наследственные заболевания. Диагностика наследственных заболеваний. Состояние окружающей среды, факторы, воздействующие на организм. Понятие о периодах и критических этапах онтогенеза. Акселерация и ретардация. Теории акселерации. Гармоничность развития.


Тема 2. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата младшего школьника. Развитие, строение и соединение костей. Работа мышц как активного аппарата движения

Общие сведения о развитии скелета детского организма. Особенности строения костей черепа. Скелет туловища. Возрастные изменения строения детского скелета. Строение и функции скелетных мышц. Утомление при различных видах мышечной работы. Выносливость. Осанка. Формирование и нарушение ее в младшем школьном возрасте.


Тема 3. Физиология внутренней среды организма детей младшего школьного возраста. Система кровообращения. Возрастные особенности органов дыхания

Внутренняя среда организма. Значение и состав крови. Функции крови. Возрастные особенности системы кровообращения младшего школьника. Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы. Особенности органов кровообращения и сердечно-сосудистой системы у детей младшего школьного возраста. Свойства сердечной мышцы. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Факторы, неблагоприятно действующие на сердце и сосуды.

Общая характеристика строения и возрастные особенности органов дыхания. Изменения частоты и глубины дыхательных движений жизненной емкости легких, минутного объема дыхания в младшем школьном возрасте. Возрастные особенности регуляции дыхания. Микроклимат.
Тема 4. Особенности пищеварения и питания детей младшего школьного возраста. Особенности органов выделения

Общий план строения пищеварительной системы. Возрастные особенности пищеварения и питания младшего школьника. Обмен веществ и энергии – основы процесса жизнедеятельности организма. Возрастная динамика энергетического обмена.

Строение и функции почек. Система мочевыделения и её возрастные особенности младшего школьника. Психофизиологическая составляющая проявления энуреза в детском возрасте.

Возрастные особенности кожи. Строение и функции кожи. Кожа в процессе терморегуляции.


Тема 5. Возрастные особенности анатомии и физиологии нервной системы младшего школьника. Высшая нервная деятельность

Общий план строения и значение нервной системы. Нейрон – основная структурно-функциональная единица нервной системы. Основные свойства и функции элементов нервной системы. Проведение возбуждения. Строение синапса. Рефлекс как основная форма нервной деятельности. Изменения взаимодействия процессов возбуждения и торможения младших школьников. Взаимдействие нервных процессов. Возрастные особенности координации нервных процессов младших школьников. Высшая нервная деятельность, условно-рефлекторная деятельность, классификация рефлексов. Переход от рефлекторной эмоциональности к интеллектуализации эмоций.


Раздел 2. Психическое развитие детей младшего школьного возраста

Тема 1. Формирование личности младшего школьника. Особенности развития самосознания

Личность ребенка младшего школьного возраста. Формирование личности младшего школьника. Особенности развития самосознания. Формирование самооценки личности, особенности ее проявления в младшем школьном возрасте. Образ тела и внешность в формировании Я-концепции и самооценки. Половая идентификация. Психологическое время детской личности в младшем школьном возрасте. Социальное пространство в самосознании ребенка младшего школьного возраста. Развитие чувств. Особенности воли. Формирование социальной активности младшего школьника. Значение формирования основ экологического сознания. Психология формирования национального и интернационального самосознания. Индивидуальные различия в младшем школьном возрасте.


Тема 2. Интеллектуализация психических процессов в младшем школьном возрасте

Особенность развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста. Методы психологической диагностики познавательных процессов. Эмоциональное развитие ребенка в возрасте от 6 до 11 лет. Построение иерархической системы мотивов младшего школьника. Познавательные и социальные мотивы в системе мотивации учебной деятельности младшего школьника.


Тема 3. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности младшего школьника. Адаптация ребенка к обучению в школе: психолого-педагогический и физиологический аспекты

Характеристика учебной деятельности как ведущего вида деятельности, определяющего психическое развитие младших школьников. Готовность к школе. Сущность учебной деятельности. Структура учебной деятельности. Формирование системы отношений к школе, учителю, учебным обязанностям. Усвоение моральных норм и правил поведения. Осознание прав и обязанностей школьника. Изменение отношения к учебе на протяжении младшего школьного возраста. Влияние стиля общения на формирование отношения к школе, сверстникам, учителю. Проблема оценки. Влияние интереса к содержанию учебной деятельности младшего школьника. Понятие и уровни адаптации к школе. Формы адаптации. Этапы адаптации ребенка к обучению в школе. Фазы физиологической адаптации. Причины дезадаптации и школьных трудностей.


Тема 4. Особенности проявления психического дизонтогенеза у детей младшего школьного возраста

Понятие «психический дизонтогенез». Норма, аномалии и патология в физическом и психическом развитии ребёнка. Характеристика основных вариантов психического дизонтогенеза. Комплексный подход к изучению детей младшего школьного возраста с нарушениями в развитии: медицинское обследование, педагогическое изучение, социальное изучение микросоциальных условий, методы психологического изучения. Основные направления психологической помощи и психолого-педагогической коррекции. Возможности организации жизнедеятельности и воспитания ребенка младшего школьного возраста с проблемами в развитии.



5. Образовательные технологии, включая интерактивные формы обучения

Организация обучения основана на компетентностном подходе и включает личностно-ориентированные технологии обучения, предусматривающие широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.

По основным формам организации образовательного процесса программа включает: чтение лекций; проведение практических занятий (семинаров и практикумов); организация самостоятельной образовательной деятельности; организация и проведение консультаций; проведение зачета (технология организации мониторинга результатов образовательной деятельности). Возможно использование различных технологий изложения лекционного материала: проблемная лекция, лекция вдвоем (бинарная лекция), лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция с заранее запланированными ошибками, видеолекция.

В программе курса могут быть использованы практические занятия в форме семинара-беседы, конференции, дискуссии, проблемных семинаров, семинар-исследование, Кейс-семинары, использование видеокейса.

С появлением информационных средств обучения в вузе стремительно развиваются такие организационные формы как дистанционное и открытое обучение, обучение в компьютерных классах и лабораториях и т.п. В качестве источников информации все шире используются электронные средства и глобальные телекоммуникационные сети Интернет, программы интерактивного обучения применяются как практические тренажеры для формирования и закрепления профессиональных умений и навыков. Работа с информационными компьютерными технологиями – современная форма организации самостоятельной работы студентов.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Наряду с традиционной формой контроля – экзаменом вводится рейтинговая система контроля. Тестовый контроль знаний и умений студентов отличается объективностью, экономит время, обладает высокой степенью дифференциации испытуемых по уровню знаний и умений и очень эффективен при реализации рейтинговых систем.

6.1. Тесты для оценки текущей успеваемости (освоения теоретического материала по разделам)

Тестовые задания для промежуточной аттестации освоения 1-го раздела дисциплины

При составлении использованы тесты Беловой О.А. из учебного пособия «Возрастная анатомия и физиология».

1.Расставьте порядковые номера по уровню сложности – от низшего к

высшему:


а) нервная система;

б) нейрон;

в) нервная ткань.
2. Здоровье – это:

а) отсутствие болезней, функциональных отклонений в развитии, гармоничность физического развития, наличие высокого уровня функционирования различных систем организма;

б) только отсутствие болезней и гармоничность развития;

в) здоровый образ жизни.


3. Соматометрические признаки – это:

а) длина тела;

б) артериальное давление;

в) сила мышц кисти.


3. Соматоскопические признаки – это:

а) цвет слизистой оболочки ротовой полости;

б) количество зубов;
4. Физиометрические признаки – это:

а) рост;

б) развитие вторичных половых признаков;

в) жизненная емкость легких.


5. Биологический возраст – это:

а) период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования;

б) совокупность свойств организма, связанных с физическим развитием;

в) период от зачатия до момента обследования;

г) период внутриутробного развития.
6. Возрастной период – это отрезок времени, в пределах которого:

а) процессы роста и развития завершены;

б) период роста и развития детского организма с момента рождения;

в) период, связанный с возрастной периодизацией.

7. Оценка физического развития младшего школьника нужна:

а) для назначения индивидуальных рекомендаций по профилактике и лечению заболеваний;

б) оценки состояния здоровья коллектива;

в) оценки состояния здоровья индивидуума;

г) оценки динамики работоспособности коллектива.
8. Плантография – это определение:

а) развития конституции ребенка;

б) развития зрения;

в) развития биологического возраста;

г) отсутствия плоскостопия.
9. Физическое развитие младшего школьника зависит:

а) от биологических факторов;

б) социальных факторов;

в) состояния здоровья;

г) используемых методов исследования.
10. К закономерностям роста и развития детей младшего школьного возраста можно отнести:

а) неравномерность темпов роста и развития;

б) увеличение темпов роста и развития;

в) акселерацию роста и развития.


11. Акселерация включает:

а) увеличение роста и развития;

б) увеличение продолжительности жизни;

в) увеличение тотальных размеров тела;

г) изменение структуры заболеваемости.
12. Биологический возраст можно определить:

а) по длине тела и годовым прибавкам;

б) массе тела и ее соответствию средним возрастным показателям;

в) развитию вторичных половых признаков;

г) жизненной емкости легких;

д) наличию определенных точек окостенения;

е) зубной формуле;

ж) появлению мутаций голоса.


13. Наиболее информативны в младшем школьном возрасте следующие показатели:

а) длина тела;

б) погодовые прибавки;

в) число постоянных зубов;

г) изменение пропорций телосложения;

д) степень развития вторичных половых признаков.


14. Дети, относящиеся к 1 группе здоровья, могут быть:

а) частоболеющими;

б) частоболеющими и имеющими хронические заболевания;

в) не гармонично сложенными.


15. Миопия – это заболевание:

а) органов зрения;

б) органов слуха;

в) вестибулярного аппарата.


16. Основными факторами риска, влияющими на состояние здоровья детей, являются:

а) нарушение гигиенических требований к окружающей среде и условиям жизнедеятельности;

б) наследственность;

в) недостаточная или избыточная двигательная активность;

г) нарушение режима дня;

д) недостатки в организации качества питания

е) отсутствие гигиенических навыков и здорового образа жизни;

ж) неблагоприятный психологический климат в семье.


17. Ребенок с отставанием биологического возраста от паспортного должен быть:

а) отнесен к 1 группе здоровья;

б) подвергнут углубленному обследованию;

в) подвергнут углубленному обследованию и диспансерному наблюдению;

г) отнесен к 3 группе здоровья.
18. Школьная зрелость – это:

а) готовность опорно-двигательного аппарата к обучению без вреда для здоровья;

б) функциональная готовность детского организма к системати-ческому обучению в школе без вреда для здоровья;

в) физиологическая готовность кровеносной и дыхательной си-стем к обучению без вреда для здоровья.


19. Типы высшей нервной деятельности (ВНД) были впервые изучены:

а) П.К. Анохиным;

б) И.П. Павловым;

в) Гиппократом.


20. Предболезнь у ребенка младшего школьного возраста можно выявить:

а) по количеству молочных зубов;

б) снижению физиометрических показателей;

в) обострению хронических патологических заболеваний;

г) учащению острых заболеваний;

д) снижению антропометрических показателей.


21. Биологический возраст младших школьников следует определять:

а) по массе тела;

б) длине тела;

в) количеству прорезавшихся зубов;

г) развитию умений и навыков;

д) окружности грудной клетки.


22. Физиологической основой режимных моментов для детей младшего школьного возраста являются:

а) особенности развития центральной нервной системы;

б) особенности моторной активности;

в) особенности развития соматометрических признаков;

г) специфика обменных процессов;

д) биологический возраст.


23. Высказывания верны (да, нет):

а) поведение человека во многом определяется особенностями его нервных процессов;

б) типы ВНД, выделенные на основе силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, присущи только человеку;

в) темперамент человека можно изменить целенаправленными усилиями;

г) человек отличается от животных тем, что способен к выработ-ке условных рефлексов;

д) вторая сигнальная система действительности – это система условных рефлексов на словесные раздражители;

е) первая сигнальная система действительности для человека полностью утратила свое значение;

ж) так как возможность развития второй сигнальной системы у человека предопределена генетически, то она формируется у любого че-ловека, независимо от внешних условий;

з) вторая сигнальная система действительности является основой абстрактно-логического мышления.
Тестовые задания для промежуточной аттестации освоения 2-го раздела дисциплины

1. Для младшего школьника характерно формирование:

а) половой идентичности;

б) самоуважения;

в) эго-идентичности;

г) позитивного отношения к миру.


2. Произвольность поведения и психической деятельности является психологическим новообразованием в ... возрасте.

а) подростковом;

б) дошкольном;

в) младшем школьном;

г) раннем юношеском.
3. Для изучения умственной работоспособности детей младшего школьного возраста следует использовать:

а) корректурную буквенную пробу;

б) тест арифметических вычислений;

в) эргометрию;

г) динамометрию;

д) корректурную фигурную пробу;

е) тест Векслера.
4. Сформированность познавательных процессов относится к ... компоненту психологической готовности к школе.

а) личностному;

б) когнитивному;

в) эмоционально-волевому;

г) коммуникативному.
5. Сформированность адекватной самооценки относится к ... компоненту психологической готовности к школе.

а) коммуникативному;

б) интеллектуальному;

в) личностному;

г) эмоционально-волевому.
6. Ведущая деятельность - это:

а) деятельность, которой на данной стадии развития ребенок посвящает большую часть своего времени

б) деятельность, наиболее интересная для ребенка

в) деятельность, в которой возникают другие виды деятельности и формируются основные новообразования возраста

г) деятельность, к которой ребенка побуждает взрослый

д) деятельность, в которой происходит освоение социального опыта


7. Новообразованием младшего школьного возраста является:

а) гордость за достижения;

б) внутренний план действий;

в) чувство взрослости;

г) активность.
8. Установите соответствия между компонентами психологической готовности к школе и их характеристикой:


  1. Эмоционально-волевой

  2. Личностный

  3. Коммуникативный

  4. Интеллектуальный

а) умение общаться

б) произвольное запоминание

в) дифференцированная самооценка

г) настойчивость


9. Ведущим видом деятельности младшего школьника является:

а) общение со сверстниками;

б) учебно-игровая деятельность;

в) учебная деятельность;

г) трудовое воспитание.


10. Произвольное внимание у детей младшего школьного возраста может длиться:

а) 45 минут;

б) 5 минут;

в) 10 минут;

г) 15 минут.
11. Для социальной ситуации развития детей младшего школьного возраста основная линия:

а) ребенок – сверстники;

б) ребенок – ближайшее окружение;

в) ребенок – родители;

г) ребенок – учитель.
12. Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности является новообразованием кризиса:

а) 1 года;

б) 7 лет;

в) 3 лет;

г) 11-13 лет.
13. Одним из авторов теории учебной деятельности, разработанной в отечественной психологии является :

а) А.Н. Леонтьев;

б) Л.И. Божович;

в) Л.С. Выготский;

г) Д.Б. Эльконин.
14. Признаки кризиса 7 лет:

а) потеря непосредственности и манерничание;

б) аффективные реакции и проявления самостоятельности;

в) негативизм и упрямство;

г) обесценивание и строптивость.
15. Среди учебных мотивов у первоклассников преобладает стремление получать:

а) прочные знания;

б) высокие оценки;

в) одобрение родителей;

г) материальное вознаграждение.
16. Произвольность познавательных процессов младших школьников предполагает:
а) высокий уровень поведенческой активации;

б) способность спланировать, осуществить и проконтролировать результат учебных действий;

в) наличие социального мотива учения

Эмоционально положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками.


17. Младший школьный возраст сенситивен к развитию:

а) предпосылок теоретического мышления;

б) навыков общения;

в) речи, образных форм отражения действительности;

г) мировоззрения.
18. Основным показателем кризиса 7 лет является:

а) наглядно-действенное мышление;

б) потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности;

в) рефлексия;

г) критичность.
19. Формирование поведенческой саморегуляции младшего школьника предполагает:

а) непроизвольное поведение в учебных и других ситуациях внутришкольного взаимодействия;

б) сдерживание непроизвольных эмоций и желаний;

в) использование речи как инструмента мышления;

г) высокий уровень учебной активности.
20. К какому виду психического дизонтогенеза по В.В. Лебединскому относится задержка психического развития у младшего школьника:

а) общее психическое недоразвитие;

б) задержанное психическое развитие;

в) поврежденное психическое развитие;

г) дефицитарное психическое развитие;

д) искаженное психическое развитие;

е)·дисгармоничное психическое развитие.
6.2. Форма итогового контроля

Итоговая аттестация освоения дисциплины состоит из двух блоков: 1. Ответы студентов по экзаменационным вопросам. 2. Защита выполненных заданий по самостоятельной работе студентов.



Вопросы к экзамену

  1. Предмет и задачи возрастной анатомии и физиологии. Значение возрастной анатомии и физиологии для психологии и педагогики.

  2. Закономерности роста и развития организма.

  3. Физическое развитие – важный показатель здоровья и социального благополучия. Антропометрические исследования для оценки физического развития младшего школьника

  4. Характеристика анатомо-физиологических особенностей детей в младшем школьном возрасте.

  5. Влияние наследственности и среды на развитие младшего школьника.

  6. Биологическая акселерация

  7. Скелет – пассивный аппарат движения. Рост, развитие, строение и соединение костей в младшем школьном возрасте.

  8. Мышцы – активный аппарат движения. Строение и работа мышц.

  9. Внутренняя среда организма. Значение и состав крови.

  10. Возрастные особенности системы кровообращения младшего школьника.

  11. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку у младшего школьника.

  12. Факторы, неблагоприятно действующие на сердце и сосуды.

  13. Общий план строения и возрастные особенности органов дыхания младшего школьника.

  14. Возрастные особенности регуляции дыхания младшего школьника.

  15. Общий план строения пищеварительной системы. Возрастная динамика энергетического обмена младшего школьника.

  16. Система мочевыделения, и ее возрастные особенности у младшего школьника.

  17. Эндокринная система и ее возрастные особенности у младшего школьника.

  18. Особенности полового созревания у детей младшего школьного возраста.

  19. Роль нервной системы в восприятии, переработке и передаче информации, в организации реакции организма и осуществлении психических функций младшего школьника.

  20. Развитие самосознания младшего школьника.

  21. Развитие когнитивной сферы детей младшего школьного возраста.

  22. Новообразования в младшем школьном возрасте.

  23. Методы психологической диагностики познавательных процессов.

  24. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности младшего школьника.

  25. Адаптация ребенка к обучению в школе. Причины дезадаптации.

  26. Развитие мотивационной сферы в младшем школьном возрасте.

  27. Развитие эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте.

  28. Сознательный контроль и волевая регуляция деятельности младшего школьника.

  29. Методы психологической диагностики особенностей личности младшего школьника.

  30. Основные категории детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии.

  31. Рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей младшего школьного возраста.

  32. Общая характеристика психолого-педагогических рекомендаций по коррекционной работе с детьми младшего школьного возраста с проблемами в развитии.

Форма итогового контроля дисциплины – экзамен (6 часов). Суммарно по дисциплине можно получить 100 баллов, из них текущая работа оценивается в 50 баллов, итоговая форма контроля – в 50 баллов. Минимальное количество для допуска к экзамену – 28 баллов. 86 баллов и более – «отлично» (отл.); 71-85 баллов – «хорошо» (хор.); 55-70 баллов – «удовлетворительно» (удов.); 54 балла и менее – «неудовлетворительно» (неуд.).
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины / модуля

7.1.Основная литература

  1. Белова О.А. Возрастная анатомия и физиология : учебное пособие / О.А. Белова ; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань, 2011. – 172 с.

  2. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы /О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 443 с.

  3. Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология : детство, отрочество, юность : хрестоматия : учеб. пособие для студентов, обучающихся по пед. спец. / сост. и науч. ред.: В.С. Мухина, А.А. Хвостов .– 5-е изд., испр. – Москва: Академия, 2005 .– 623с.

  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология : учебник для бакалавров : для студентов высших учебных заведений / Л.Ф. Обухова .– Москва: Юрайт, 2013 .– 460 с

  5. Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков : учеб. пособие для студ.пед.вузов / М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина .– 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Академия, 2005 .– 432 с.

  6. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология с возрастными особенностями детского организма / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – Москва: Academa, 2004.

  7. Цукерман Г.А. Развитие учебной самостоятельности. – Москва: ОРИО. 2010. – 432с.

  8. Шишова Е.О. Психологическая характеристика личности в младшем школьном возрасте: Учебно-методическое пособие/ Е.О.Шишова, М.М. Солобутина. – Казань: ТГГПУ, 2008. – 148 с.


7.2. Дополнительная литература

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов / Г.С. Абрамова – Москва: Академический проект, 2001. – 704 с.

  2. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. –Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. –97 с.

  3. Белова О.А. Возрастная анатомия и физиология: учебное пособие / О.А. Белова; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань, 2011. – 172 с.

  4. Батыршина А.Р. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие/ А. Р. Батыршина .– Казань : Изд-во Казан. гос. ун-та, 2007 .– 223с.

  5. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Основные варианты неблагоприятного развития младших школьников // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - Москва, 2001. – 208 с.

  6. Жилов Ю.Д. Основы медико-биологических знаний / Ю.Д. Жилов, Г.И. Куценко, Е.Н. Назарова. – Москва: Высшая Школа, 2001.

  7. Обреимова Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков / Н.И. Обреимова, А.С.Петрухин. – Москва, 2000.

  8. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова.- Москва, 1990.

  9. Смирнов, В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность / В.М. Смирнов – Москва: Academa, 2003

  10. Шапаваленко И.В. Возрастная психология: (психология развития и возрастная психология) : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / И.В. Шаповаленко .– Москва : Гардарики, 2007 .– 349 с.

  11. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.- Москва, 1981.


8. Интернет-ресурсы

  1. Гончарова Ю.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/407345/

  2. Григорьева О.В. Учебник по курсу «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» – Режим доступа: http://docs.podelise.ru/docs/index-5730.html

  3. Каменская, Мельникова: Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Учебник для вузов – Режим доступа: http://www.labirint.ru/books/355770/

  4. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.– СПб.: Речь, 2008. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/3/0332/3_0332-1.shtml

  5. Мухина В.С. Возрастная психология – Режим доступа: http://log-in.ru/books/vozrastnaya-psikhologiya-mukhina-v-s-vozrastnaya-psikhologiya/

  6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология – Режим доступа: http://www.bronnikov.kiev.ua/book_1_231.php

  7. Фельдштейн Д.И. Хрестоматия по возрастной психологии . – Режим доступа: http://www.koob.ru/feldshtein_d_i/hrestomatiya_po_vozrastnoy_psihologii_feldsh


9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Освоение дисциплины предполагает использование академической аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий с необходимыми техническими средствами (компьютер, проектор, интерактивная доска, презентации в системе Power Point, банк данных видео по курсу).


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и учебным планом дополнительной профессиональной программы (программы профессиональной переподготовки) по направлению «Практическая психология в образовании»
Автор (ы):

Акрамова И.А. __________________



«___» __________ 2014 г.



Рецензент(ы):

________________________________

«___» _________ 2014 г.


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница