Урок по химии в 11 классе по теме: «Неорганические и органические кислоты, их классификация и свойства»



Скачать 134,65 Kb.
Дата26.06.2015
Размер134,65 Kb.
МАОУ «Уртазымская СОШ» Кваркенского района Оренбургской области.

Учитель химии и биологии Байрак Наталья Николаевна.



Урок по химии в 11 классе по теме:

«Неорганические и органические кислоты, их

классификация и свойства»

Цель: Обобщить и углубить знания о кислотах. Сравнить свойства неорганических и органических кислот, выявить их сходство и различия.

Задачи:

Образовательные: Обобщить и закрепить знания о кислотах, их классификации и свойствах. Провести реакции, характеризующие общие химические свойства кислот. Повторить классификацию кислот. Вспомнить и провести качественные реакции на анионы: Cl-, I-, Br SO42-, CO32- .

Развивающие: Продолжить развитие умений проводить химический эксперимент, умение вычленять главное, делать выводы, анализировать, обобщать. Закрепить знания и умения в написании уравнений реакций в молекулярном и ионном виде. Познакомить учащихся с отдельными представителями органических и неорганических кислот и их значением, основываясь на свойства.

Воспитательные: Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, коммуникативные качества учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование и реактивы: Презентация о кислотах, таблетки аскорбиновой кислоты, лоток с веществами: CH3C-OH=O, Ag2O, C2H5OH, Zn, лакмус, CaO, растворы Na2CO3, NaOH; HCl ; H2SO4 ; BaCl2; AgNO3; NaBr ; NaI; штативы с пробирками. Карточки для проверки знаний.

Педагогические технологии: проблемного обучения, химический эксперимент, дифференцированный подход, деятельностного подхода.

Приемы и методы: частично – поисковый, наглядный, словесный, лабораторная работа,стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля.

Формы обучения: фронтальные, индивидуальные, групповые ( парные).

Ход урока.

В начале урока учитель раздает учащимся по таблетке аскорбиновой кислоты ( или драже) и просит учеников попробовать их на вкус. Он кислый. Почему данная таблетка имеет такой вкус, как это можно объяснить? (ответ учащихся).



Слайд: Что объединяет все изображенные здесь предметы (тела):

( муравей, лимон, щавель, яблоко, бутылка с кефиром, клюква, крапива)?

(ответ учащихся).

Сегодня на уроке мы будем говорить о кислотах, их свойствах, о роли кислот в нашей жизни, постараемся увидеть удивительное и необычное в привычных растворах кислот. Человек в своей жизни даже далекий от химии, ежедневно сталкивается с кислотами.

Удивительный факт: ботаникам известно более восьмисот видов растений, вырабатывающих синильную кислоту и использующих ее как оружие межвидовой борьбы. И муравьи, и крапива содержат муравьиную кислоту, которая при соприкосновении сильно обжигают кожу. Некоторые жуки выстреливают парами серной кислоты.

- Какое свойство кислот положено в основу их названия?

- Да, кислый вкус.

- Все ли кислоты кислые на вкус?

(Салициловая – сладкая, никотиновая – горькая).

- Но ни один химик и ни один грамотный человек не подумает распознавать таким образом кислоты. А как гораздо проще и безопаснее их распознать? ( с помощью индикатора – указателя).

- Вспомним определения кислот? (беседа)

В свете теории электролитической диссоциации к кислотам относят электролиты, которые при диссоциации образуют катионы только одного типа – ионы водорода.

HNO3 H+ + NO3- диссоциирует

H2SO4 H+ + HSO4- ступенчато

HSO4- H+ + SO42-

В 1923 году появилась протолитическая теория кислот и оснований Бринстеда – Лаури, которая расширила представление о кислотах. Согласно этой теории:

Кислоты – это молекулы, или ионы, которые являются в данной реакции донорами ионов водорода:

Например: HCl + H2O= H3O+ + Cl-



кислота вода ион аксония ион хлора

Все существующие в природе кислоты можно разделить на 2 класса: неорганические или минеральные кислоты и органические кислоты.

А как классифицируют кислоты? Какие известны вам неорганические и органические кислоты? Беседа по таблице стр. 182 учебника О.С. Габриеляна.


  1. По каким признакам классифицируют кислоты?

  2. Какие группы кислот выделяют?

  3. Приведите примеры.

-А теперь вспомним химические свойства неорганических кислот.

Слайд: «химические свойства неорганических кислот».

Учащиеся в парах (за одним столом) проводят химические реакции, характеризующие общие химические свойства неорганических кислот (выполняют лабораторные опыты):



  1. Действие на индикаторы( лакмус, метилоранж)

  2. Взаимодействие с металлами (НСl + Zn)

  3. Взаимодействие с оксидами металлов (CaO + HCl)

  4. Взаимодействие с гидроксидами металлов (HCl + NaOH)

  5. Взаимодействие с солями : качественные реакции на анионы Cl-;Br-;

I-; SO42-; CO32-.

Слайд:

Определяемый

анион

Реактив, содержащий ион

Ag+

Ba2+

H+

Cl-

AgCl↓ белый







Br-

AgBr↓желтоватый







I-

AgI↓ желтый







SO42-




BaSO4↓белый




CO32-







CO2

-Сравним химические свойства неорганических и органических кислот.

Учитель приглашает 2-х помощников лаборанта (учащихся), которые демонстрируют химические свойства уксусной кислоты.

1)Действие на индикаторы

2)Взаимодействие с металлами (Zn)

3)Взаимодействие с гидроксидами металлов (NaOH)

4)Взаимодействие с солями (Na2CO3)

Учащиеся на доске и в тетрадях заполняют таблицу (левую колонку).



«Химические свойства неорганических и органических кислот».

Общие свойства кислот

Особые свойства кислот

1)Диссоциация

HCl → H+ + Cl-

CH3 ↔ CH3COO- + H+

Ионы H+ обеспечивают кислый вкус кислот

2)Растворы кислот взаимодействуют с Mе

2HCl +Zn= ZnCl2+H2

2CH3COOH + Zn= Zn(CH3COO)2 + H2

3)Взаимодействуют с оксидами Mе

CaO+2HCl=CaCl2+H2O

CaO+2CH3COOH=Zn(CH3COO)2+H2O

4)Вступают в реакции с основаниями

HCl + NaOH ═ NaCl+H2O

CH3COOH+NaOH=CH3COONa+H2O

5)Взаимодействуют с солями:

Na2CO3+2HCl=2NaCl+H2O+ CO2

Na2CO3+2CH3COOH=2CH3COONa+H2O+CO2




1)CH3COOH+C2H5OH ↔

CH3C=O-O-C2H5 +H2O

этиловый эфир уксусной кислоты

2)CH3-COOH+Cl2 ↔ H2ClCCOOH+HCl

хлоруксусная кислота

3)HCOOH+Ag2O → 2Ag+H2O+CO2

муравьиная к-та


Мы рассмотрели общие свойства неорганических и органических кислот. Наряду с этим отдельные представители минеральных и органических кислот имеют особые свойства (заполняется правая колонка таблицы).

1)органические кислоты вступают в реакции со спиртами с образованием сложных эфиров – реакция этерификации.



Учитель демонстрирует опыт: Реакцию этерификации .

Учащиеся записывают уравнение реакции в таблицу и в тетради.

2)Карбоновые кислоты (кроме муравьиной кислоты) вступают в реакцию замещения водорода галогенами.

Уравнение реакции записываем в таблицу и в тетрадь.

3)Муравьиная кислота (самая сильная) является также альдегидом и дает реакцию «серебряного зеркала»

Демонстрационный опыт, выполняет учитель. Уравнение реакции в таблице.

Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты рассмотрим на следующем уроке.


- Предлагаем небольшое путешествие в класс неорганических кислот:

«Минеральные кислоты, прошлое и настоящее».

(сообщения учащихся – 3 человека).

(«Книга для чтения» В.А.Крицман, М. «Просвещение» 1983 г.) стр.158-163
Первое сообщение: « Представители неорганических кислот»

1. Азотная кислота (ХV в.; селитряная водка)

2. Серная кислота (Х в.; купоросное масло)

3.Угольная кислота (ХVIII в.; содовая вода)

4. «Царская водка»

Открывая бутылку лимонада, «Пепси-колы», или любого другого газированного напитка, мы также сталкиваемся с кислотой. Как часто предательски вырывается она из бутылки, разбрызгивается она из бутылки, разбрызгиваясь вокруг. Это происходит потому, что молекулы ее крайне неустойчивы, а в бутылке она находится под большим давлением, когда мы открываем крышку, она сразу разлагается

H2CO3=H2O+CO2

Угольная кислота - это тот редкий случай вещества, формулу которого принято считать условной, то есть такой молекулы Н2СО3 практически не существует.

Серная кислота широко используется в промышленном производстве. Она оказывает вредное воздействие на глаза и вызывает ожоги кожи. Другой сильной кислой является соляная кислота. Она получается при соединении серной кислоты и поваренной соли. Она используется в производстве различных химических соединений и при очистке поверхностей металлов. В организме человека производится незначительное количество слабой соляной кислоты, используемой при переваривании пищи.

Азотная кислота – также сильная кислота и тоже оказывает вредное воздействие на глаза и кожу. Борная кислота, с другой стороны, является слабой кислотой. В природе она встречается в Италии. Она используется при изготовлении керамики, цементов, косметики. Иногда ее используют для борьбы с микробами, но она недостаточно эффективна. Угольная кислота получается из углекислого газа, некоторое ее количество добавляют во фруктовые напитки. Мышьяковая кислота используется при производстве дезинфицирующих средств.

«Царская водка» это смесь двух концентрированных кислот соляной и азотной ( в объемном соотношении соответственно 3:1). Эта смесь растворяет некоторые металлы, не взаимодействующие с азотной кислотой, в том числе и «царя металлов» - золото. Действие её объясняется тем, что азотная кислота окисляет соляную с выделением свободного хлора и образованием хлороксида азота (III), или хлорида нитрозила, NOCl:

+3

HNO3 + 3HCl ═ Cl2 + 2H2O + NOCl


Второе сообщение : «Представителями органических кислот».

1.Лимонная кислота

2.Яблочная кислота

3.Щавелевая кислота

4.Муравьиная кислота

Органические кислоты не настолько сильны, как неорганические. Уксусная кислота содержится в уксусе, её можно получить при брожении яблочного сидра. При образовании сахара в молоке образуется молочная кислота. Она окисляет молоко, но также используется в производстве сыра.

Немало кислот в нашей пище. Фрукты, овощи, молочные продукты содержат яблочную, лимонную, молочную, винную кислоту. Даже синильная кислота, которая считается сильнейшим ядом, знакома каждому, кто лакомился ядрышками слив, вишен или миндаля. Нитрил миндальной кислоты, содержащийся в ядрышках, взаимодействует со слюной при жевании и образует синильную кислоту.

Некоторые из кислот опасны для человека, но полезны в промышленности. Другие необходимы для жизнеобеспечения человека и присутствуют в пищевых продуктах. Есть кислоты, которые вырабатываются нашим организмом и необходимы для его жизнедеятельности.


Третье сообщение: « Кислоты в организме человека».
1.HCl в желудке

2. Нуклеиновые кислоты

Важна и разнообразна роль кислот в человеческом организме. Аскорбиновая, фолиевая, никотиновая и другие кислоты являются витаминами. Фосфорная кислота в виде солей является основным конструкционным материалом костей, зубов, ногтей. Гиалуровая кислота основной компонент смазки всех трущихся частей в наших суставах. Аминокислоты, соединяясь друг с другом, образуют великое множество белков.

Немало дел и у соляной кислоты. В желудке она активирует фермент пепсиноген, разлагающий белки, попавшие с пищей, на составные части. Кроме того, она сильный бактерицид. У птиц, питающихся падалью, кислотность желудочного сока поразительно высокая, это помогает им расправляться с миллиардами микробов.

Общее количество кислот, вырабатываемое ежедневно нашим организмом, велико и соответствует по кислотности двум-трем литрам концентрированной соляной кислоты. От количества кислот, а в организме человека зависит состояние здоровья, работоспособность и даже настроение.

Применение аминокислот способствует поддержанию крепкого здоровья, их мы получаем с белковой пищей. Апельсины, лимоны и грейпфруты содержат аскорбиновую кислоту – это химическое название витамина С. Никотиновая кислота присутствует в печенее, мясе домашней птицы, говядины, она препятствует развитию кожных заболеваний.

Два вида нуклеиновых кислот, ДНК и РНК, содержащихся в клетках эукариот хранят и передают наследственную информацию о структуре белка при делении клетки из поколения в поколение.

Закрепление:

Для закрепления вам предлагается следующее задание: (индивидуальная работа учащихся по карточкам)



  1. Укажите, с какими из перечисленных веществ взаимодействует раствор соляной кислоты: Ag, AgNO3; CaO; Cu; CuO; Fe; H2SO4; Na2CO3; SO3;Zn;

Zn(OH)2.

  1. Укажите, с какими из перечисленных веществ реагирует раствор уксусной кислоты: Ag; CO2; KOH;C2H5OH; HCl; Fe2O3; Cl2.

  2. Допишите уравнения, характеризующие свойства кислот, расставьте недостающие коэффициенты.

Na2CO3 + H2SO4 ═ ? + Н2О +СО2

Fe + 2HCl ═ ? +H2

CaO +2CH3COOH ═ (CH3COO) 2 Ca +?

KOH + ? ═ CH3COOK + H2O
Задание на дом: §22, упражнения № 5,6, 8 по желанию: на «3» один номер, на «4» два, на «5» все три номера.



База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница