Органические вещества клетки. Углеводы, белки, липиды



Скачать 260,8 Kb.
Дата26.06.2015
Размер260,8 Kb.
Областной отдел образования

Онлайн - урок по биологии в 9 классе

на тему:

«Органические вещества клетки. Углеводы, белки, липиды»


Провела:

учитель первой категории СОШ № 2

им. Ж.Модагалиева

Егорова Елена Юрьевна



d:\елена все документы\для аттестации высшей категории\фото к аттестации 2012-13\dsc01701.jpg

d:\елена все документы\для аттестации высшей категории\фото к аттестации 2012-13\dsc01698.jpg

г. Уральск, 27 сентября 2012 уч.год

Онлайн - урок по биологии учителя первой категории СОШ № 2 Егоровой Е.Ю.
Тема: "Органические вещества клетки. Углеводы и липиды. Белки"

Цели и задачи урока:

Образовательные -

  1. Обеспечить в ходе урока усвоение основных понятий органические вещества клетки, белки, углеводы, липиды.

  2. Познакомить учащихся со строением и биологическими функциями углеводов, белков и липидов.

  3. Показать, что органические вещества являются высшей формой организации всего живого, что развитие веществ в природе идет от простых форм к более сложным.

  4. Дать понятие о материальной сущности явлений жизни, совершающихся на молекулярном уровне, подчеркнуть важное мировоззренческое значение изучения данной темы.

Развивающие -

  1. Продолжить формирование мотивационных качеств учащихся к учебной деятельности, работать с текстом учебника, приложениями к уроку, видео и аудио презентациями.

  2. Совершенствовать навыки самообразования при систематизации знаний.

  3. Совершенствовать умение составлять краткий опорный конспект, формируя у учащихся интеллектуальные умения, выбирать главное, сравнивать, сопоставлять.

Воспитательные –

  1. На основе углубления межпредметных связей химии и биологии продолжить развитие познавательного интереса к предметам, продолжать формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся.

  2. Продолжить воспитание интереса к природным явлениям.

  3. Проводить профориентационную работу по выбору будущей профессии.

Методы, используемые на уроке: Словесные, наглядные, обьяснительно-иллюстративные, поисковые, интерактивные.

Форма урока: урок-семинар;

Оборудование урока: презентация, ИКТ, инструктивные карты, тесты, листы оценки урока, учебники.

План урока:

  1. Актуализация знаний.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Постановка проблемы по теме урока.

  4. Раскрытие темы (работа учащихся в группах, защита презентаций)
    а) углеводы в природе, строение углеводов, роль углеводов в клетках.

б) белки в природе, строение белков, свойства и функции белков и ферментов в организме животных.
в) липиды, строение липидов, функции липидов, роль липидов в клетке.

5. Закрепление.

6. Домашнее задание.

7. Рефлексия.

8. Итог урока.
І. Актуализация знаний – (2 минуты) начинается с изображения на интерактивной доске таблицы «Химический состав клетки», задаётся вопрос:

Содержание в клетке химических соединений


Соединения (в %)

Неорганические 70 – 80%

Органические 20 – 30%


Вода

Неорганические вещества



70 - 80

1,0 - 1,5



Белки

Углеводы

Жиры

Нуклеиновые кислоты



АТФ и другие низкомолекулярные органические вещества

10 - 20

0,2 - 2,0

1 - 5

1,0 - 2,0



 

 

0,1 - 0,5


- Каково соотношение неорганических и органических веществ в клетке? Каких веществ по содержанию больше?

- О чём свидетельствует сходство химического состава клеток разных организмов?

На прошлом уроке мы изучили состав неорганических веществ клеток живых организмов. Давайте проверим ваши знания.



ІІ. Проверка домашнего задания – 10 минут.

В начале урока класс разбивается на три группы по 6-8 человек, в каждой группе назначаются консультанты. У каждого консультанта на парте лежит лист оценки урока, где он вписывает фамилии учащихся своей группы. В течение урока он заносит в него баллы за выполнение домашнего задания, за участие в ходе объяснения урока, за закрепление. В конце урока лист оценки консультант сдаёт учителю, и он ставит итоговую оценку за урок.



Ф.И. уч-ся

Класс

УЭ – 1 (д/з)

УЭ - 2 (новая тема)

УЭ – 3 (закрепление)

Итоговая оценка


















Из среднего арифметического трёх учебных элементов складывается оценка учащегося за урок.

В каждой группе на партах разложены инструктивные карты урока, которые разделены на четыре учебных элемента.

Учебный элемент – 1, задание 1.

Тесты по проверке домашнего задания (каждому учащемуся).


I вариант

1. Какое число химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева включают клетки живых организмов: а) 100 б) 40 в) 80 г) 115 д) 4

2. Микроэлементами клетки являются:

а) водород, цинк, кислород, калий б) водород, кислород, углерод, азот

в) кальций, фосфор, йод, фтор г) бор, кислород, азот

3. Входят в состав жидкой части крови:

а) кальций, железо; б) кальций, фтор в) калий, магний г) калий

4. Входят в состав катализаторов и ферментов у животных, у растений содержатся в хлорофилле: а) фтор б) магний в) железо г) цинк

5. Входит в состав белка крови: а) железо б) цинк в) магний г) медь д) азот

6. Макроэлементов в клетке содержится:

а) 2% б) 0,01% в) 0,000001% г) 98%

7. Гормон щитовидной железы содержит: а) йод б) фтор в) бор г) бром

8. Наиболее важные ионы минеральных солей в клетке:

а) K+ Ba2+ Cl- б) Na+ Ca2+ К+ в) I- Cl- Fe2+ г) Ca2+ Ba2+ Mo2+

9. Компонент дыхательных пигментов ракообразных и моллюсков, ряда ферментов и молекул-переносчиков: а) фтор б) бром в) бор г) медь

10. Необходим как микроэлемент растениям для роста:

а) магний б) марганец в) бор г) барий


Консультанты проверяют работу по ключу и выставляют в лист ответов оценку.

Тесты на тему «Неорганические вещества клетки».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

в

в

а

б

а

г

а

б

г

в

Ключ ответов 1 варианта:



II вариант

1. В процентном отношении, какого вещества в клетках больше:

а) кислорода б) углерода в) водорода г) азота

2. Макроэлементами клетки является:

а) водород, цинк, кислород, калий б) водород, кислород, углерод, азот

в) кальций, фосфор, йод, фтор г) бор, кислород, азот

3. Входят в состав костей и зубов:

а) кальций, фосфор б) кальций, фтор в) калий, магний г) калий

4. Входят в состав катализаторов и ферментов у животных, у растений содержатся в хлорофилле: а) фтор б) магний в) железо г) цинк

5. Входит в состав гемоглобина: а) железо б) цинк в) магний г) медь

6. Микроэлементов в клетке содержится: а) 2% б) 0,01% в) 0,0001% г) 98%

7. Гормон щитовидной железы содержит: а) йод б) фтор в) бор г) бром

8. Воды в составе клетки содержится: а) 100% б) 50% в) 30% г) 70%

9. Нарушения нервной системы связаны с недостатком этого химического элемента: а) фтор б) бром в) бор г) бериллий

10. Входит в состав мужских половых гормонов и некоторых белков:

а) магний б) марганец в) цинк г) молибден




Ключ ответов 2 варианта:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

б

б

б

а

б

а

г

б

в


Учебный элемент – 2, задание 2.

прочитать текст § 8-9 на с…… и дополнительный материал приложения УЭ-2, составить краткое изложение о нахождении в природе, строении, свойствах и роли углеводов в клетке живого организма. Защитить ответ группы в виде презентации.

Учебный элемент – 3, задание 3.

Закончи предложения (на скорость каждому), проверка с учителем и ИКТ.

Учебный элемент – 4, рефлексия.
III. Изучение новой темы.

Кроме неорганических веществ в составе клеток есть и органические вещества.

- Почему они названы органическими?

- Какие органические вещества вам известны?

- Может ли живой организм существовать без наличия в нём органических веществ? Почему?

- Какими атомами образованы в основном органические вещества? (см. в учебнике § 8, с. 33)

Ответить на интересующие нас вопросы, узнать о строении и свойствах органических веществ мы сможем, изучив тему урока «Органические вещества. Углеводы и липиды. Белки».

Органические вещества образуют около 20 - 30% состава клетки. Не смотря на то, что их содержание по сравнению с неорганическими веществами в два раза меньше, но их значение для жизнедеятельности живого организма огромное. Именно это нам и необходимо выяснить сегодня на уроке.
Для этого мы распределились на три группы, каждая группы получает своё задание:
  1. Изучить в параграфе 8-9 и инструктивных картах строение, свойства и биологическую роль углеводов, липидов и белков (І группы – углеводы, ІІ группа - липиды, ІІІ группа - белки)

  2. Представить отчёт групп в виде презентации (опережающее задание на предыдущем уроке).

  3. Закрепить изученный материал.

  4. Получить оценку за урок.






Инструктивная карта к теме урока:

«Органические вещества клетки. Углеводы»


Уч-ый

элемент

Учебный элемент с указанием заданий

Руководство по усвоению материала

УЭ-1.

Проверка домашнего задания

Цель: повторить основной материал темы «Неорганические вещества клетки», выявить уровень усвоения материала.

Задание 1 – выполнить тесты

I вариант

1. Какое число химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева включают клетки живых организмов:

а) 100 б) 40 в) 80 г) 115 д) 4

2. Микроэлементами клетки являются:

а) водород, цинк, кислород, калий б) водород, кислород, углерод, азот

в) кальций, фосфор, йод, фтор г) бор, кислород, азот

3. Входят в состав жидкой части крови:

а) кальций, железо; б) кальций, фтор в) калий, магний г) калий

4. Входят в состав катализаторов и ферментов у животных, у растений содержатся в хлорофилле: а) фтор б) магний в) железо г) цинк

5. Входит в состав белка крови:

а) железо б) цинк в) магний г) медь д) азот

6. Макроэлементов в клетке содержится:

а) 2% б) 0,01% в) 0,000001% г) 98%

7. Гормон щитовидной железы содержит: а) йод б) фтор в) бор г) бром

8. Наиболее важные ионы минеральных солей в клетке:

а) K+ Ba2+ Cl- б) Na+ Ca2+ К+ в) I- Cl- Fe2+ г) Ca2+ Ba2+ Mo2+

9. Компонент дыхательных пигментов ракообразных и моллюсков, ряда ферментов и молекул-переносчиков: а) фтор б) бром в) бор г) медь

10. Необходим как микроэлемент растениям для роста:

а) магний б) марганец в) бор г) барий
II вариант

1. В процентном отношении, какого вещества в клетках больше:

а) кислорода б) углерода в) водорода г) азота

2. Макроэлементами клетки является:

а) водород, цинк, кислород, калий б) водород, кислород, углерод, азот

в) кальций, фосфор, йод, фтор г) бор, кислород, азот

3. Входят в состав костей и зубов:

а) кальций, фосфор б) кальций, фтор в) калий, магний г) калий

4. Входят в состав катализаторов и ферментов у животных, у растений содержатся в хлорофилле: а) фтор б) магний в) железо г) цинк

5. Входит в состав гемоглобина: а) железо б) цинк в) магний г) медь

6. Микроэлементов в клетке содержится:

а) 2% б) 0,01% в) 0,000001% г) 98%

7. Гормон щитовидной железы содержит: а) йод б) фтор в) бор г) бром

8. Воды в составе клетки содержится: а) 100% б) 50% в) 30% г) 70%

9. Нарушения нервной системы связаны с недостатком этого химического элемента: а) фтор б) бром в) бор г) бериллий

10. Входит в состав мужских половых гормонов и некоторых белков:

а) магний б) марганец в) цинк г) молибден


Консультант проверяет и ставит баллы за тесты в лист оценки каждого учащегося. Ключ ответов даёт учитель после 7 минут работы с тестами.
Критерий оценки:

    1. ошибка – «5»

2-3 ошибки – «4»

4-5 ошибок – «3»

6 и более ошибок – «2»


УЭ-2.

Роль углеводов в клетке (группа І)

Цель: изучить строение, классификацию и биологическую роль углеводов в клетке; определить уровень умения работать с учебным и дополнительным материалом.

Задание 2 – прочитать текст § 8 на с.33-34 и дополнительный материал приложения УЭ-2, составить краткое изложение о нахождении в природе, строении, свойствах и роли углеводов в клетке живого организма. Защитить ответ группы в виде презентации.

Приложение

Углеводы (сахариды)

В состав углеводов входят атомы углерода, кислорода, водорода. Общая формула Cn H2 n On.

В клетках и тканях живых организмах количество углеводов неодинаково их содержание в растительных клетках достигает до 90% от сухой массы (в составе оболочки клеток, клубнях картофеля, семенах и плодах растений и т.д.), а в клетках животных углеводов содержится всего 1-2% (глюкоза в крови), иногда до 5%.

По количеству молекул различают простые и сложные углеводы.

Простые - моносахариды. Сложные - полисахариды, это полимеры мономерами которых являются моносахариды.



По физическим свойствам углеводы могут быть:

  1. Растворимые в воде (моносахариды и дисахариды) и нерастворимые в воде (олигосахариды в воде растворяются частично, набухая образуют коллоидные растворы).

  2. По вкусовым свойствам: сладкие (моносахариды и дисахариды) и безвкусные (олигосахариды)

  3. По агрегатному состоянию и цвету: твердые бесцветные кристаллические вещества.

         Моносахариды - это, которые хорошо растворяются в воде и очень плохо (или совсем не) растворяются в органических растворителях. Среди моносахаридов различают триозы, тетрозы, пентозы и гексозы (при n=2-6). Среди олигосахаридов наиболее распространенными являются дисахариды (Cn H2 n On)2 - (мальтоза, лактоза, сахароза). Полисахариды (Cn H2 n On)m наиболее часто встречаются в природе (целлюлоза, крахмал, хитин, гликоген). Их мономерами являются молекулы глюкозы.

Функции углеводов:

  1. Строительная (структурные и запасные углеводы)

  2. Энергетическая (основной источник энергии в организме)

Биологическая роль основных углеводов:

Углеводы

  Где содержатся


  Биологическая роль

Моносахариды:

Глюкоза


Рибоза, дезоксирибоза

 
В клетках растений

В составе кариоплазмы ядра и нуклеиновых кислот

 

Источник энергии

Входит в структуру молекул РНК и ДНК


Дисахариды:

Свекловичный сахар (сахароза)

Молочный сахар (лактоза)


 

В клетках растений

 

В молоке



 

Источник энергии

 

Источник энергии



Полисахариды:

Крахмал


Целлюлоза
Гликоген

Хитин


 

В клетках растений

В клетках растений
В клетках печени

Покровы членистоногих, в составе оболочки грибов



 

Источник энергии

Образует клеточную стенку

Источник энергии

Защитная функция






Материал изучается в течении 10 минут и составляется краткий конспект (схема).
Ответы каждого участника группы, консультант фиксирует в листе оценки. Оценку ответа даёт учитель.

УЭ-3

Закрепление

Цель: выявить уровень усвоения информации по теме «Органические вещества клетки. Углеводы, липиды, белки»

Задание 3 – закончи предложения

  1. Углеводы иначе называют ___________________________

  2. Простые углеводы __________________________________

  3. Основная функция углеводов _________________________

  4. Липиды накапливаются в ____________________________

  5. Функции липидов в клетке ____________________________

  6. При окислении 1 кг. жира образуется ___________________

  7. Мономерами белков являются _________________________

  8. Незаменимых аминокислот в составе белков всех живых организмов _______

  9. Основная функция белков ____________________________

  10. Органические вещества называют полимерами потому что ________________

За данное задание консультант ставит один балл за правильный, учитель выставляет общую оценку с учетом вашей работы по инструктивной карте.

УЭ-4. Рефлексия

Цель: выяснить настроение и результативность урока.

http://im3-tub-kz.yandex.net/i?id=253496354-48-72&n=21

Мне понравился урок Мне было скучно на уроке Я не всё понял http://im2-tub-kz.yandex.net/i?id=620350999-64-72&n=21http://im3-tub-kz.yandex.net/i?id=95768202-58-72&n=21








Инструктивная карта к теме урока:

«Органические вещества клетки. Липиды»


Уч-ый

элемент

Учебный элемент с указанием заданий

Руководство по усвоению материала

УЭ-1.

Проверка домашнего задания

Цель: повторить основной материал темы «Неорганические вещества клетки», выявить уровень усвоения материала.

Задание 1 – выполнить тесты

I вариант

1. Какое число химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева включают клетки живых организмов:

а) 100 б) 40 в) 80 г) 115 д) 4

2. Микроэлементами клетки являются:

а) водород, цинк, кислород, калий б) водород, кислород, углерод, азот

в) кальций, фосфор, йод, фтор г) бор, кислород, азот

3. Входят в состав жидкой части крови:

а) кальций, железо; б) кальций, фтор в) калий, магний г) калий

4. Входят в состав катализаторов и ферментов у животных, у растений содержатся в хлорофилле: а) фтор б) магний в) железо г) цинк

5. Входит в состав белка крови:

а) железо б) цинк в) магний г) медь д) азот

6. Макроэлементов в клетке содержится:

а) 2% б) 0,01% в) 0,000001% г) 98%

7. Гормон щитовидной железы содержит: а) йод б) фтор в) бор г) бром

8. Наиболее важные ионы минеральных солей в клетке:

а) K+ Ba2+ Cl- б) Na+ Ca2+ К+ в) I- Cl- Fe2+ г) Ca2+ Ba2+ Mo2+

9. Компонент дыхательных пигментов ракообразных и моллюсков, ряда ферментов и молекул-переносчиков: а) фтор б) бром в) бор г) медь

10. Необходим как микроэлемент растениям для роста:

а) магний б) марганец в) бор г) барий
II вариант

1. В процентном отношении, какого вещества в клетках больше:

а) кислорода б) углерода в) водорода г) азота

2. Макроэлементами клетки является:

а) водород, цинк, кислород, калий б) водород, кислород, углерод, азот

в) кальций, фосфор, йод, фтор г) бор, кислород, азот

3. Входят в состав костей и зубов:

а) кальций, фосфор б) кальций, фтор в) калий, магний г) калий

4. Входят в состав катализаторов и ферментов у животных, у растений содержатся в хлорофилле: а) фтор б) магний в) железо г) цинк

5. Входит в состав гемоглобина: а) железо б) цинк в) магний г) медь

6. Микроэлементов в клетке содержится:

а) 2% б) 0,01% в) 0,000001% г) 98%

7. Гормон щитовидной железы содержит: а) йод б) фтор в) бор г) бром

8. Воды в составе клетки содержится: а) 100% б) 50% в) 30% г) 70%

9. Нарушения нервной системы связаны с недостатком этого химического элемента:

а) фтор б) бром в) бор г) бериллий

10. Входит в состав мужских половых гормонов и некоторых белков:

а) магний б) марганец в) цинк г) молибден



Консультант проверяет и ставит баллы за тесты в лист оценки каждого учащегося. Ключ ответов даёт учитель после 7 минут работы с тестами.
Критерий оценки:

    1. ошибка – «5»

2-3 ошибки – «4»

4-5 ошибок – «3»

6 и более ошибок – «2»


УЭ-2.

Роль липидов в клетке (группа ІІ)

Цель: изучить строение, классификацию и биологическую роль липидов в клетке; определить уровень умения работать с учебным и дополнительным материалом.

Задание 2 – прочитать текст § 8 на с.35 и дополнительный материал приложения УЭ-2, составить краткое изложение о нахождении в природе, строении, свойствах и роли липидов в клетке живого организма. Защитить ответ группы в виде презентации.

Приложение

Липиды (от греч. lípos — жир) – это жироподобные вещества, входящие в состав всех живых клеток и играющие важную роль в жизненных процессах.
Липиды - нерастворимые в воде жиры и жироподобные вещества, состоящие из глицерина и высокомолекулярных жирных кислот. В клетках растений количество липидов (жиров) содержится 5-15% от массы сухого вещества, а в клетках жировой ткани животных и человека может достигать 90%.

Жиры - сложные эфиры трехатомного спирта глицерина и высших жирных кислот. Животные жиры содержатся в молоке, мясе, подкожной клетчатке. У растений - в семенах, плодах. Кроме жиров в клетках присутствуют и их производные - стероиды (холестерин, гормоны и жирорастворимые витамины А, D, К, Е, F).



Классификация липидов.



Простые: сюда входят сложные эфиры жирных кислот и спирты.
1. Глицериды – это сложные эфиры 3-атомного спирта глицерина и высших жирных кислот.
2. Воски – сложные эфиры 1- или 2-атомных спиртов и высших жирных кислот.
Сложные: сложные эфиры жирных кислот со спиртами, в которые включены и иные группы.
1. Фосфолипиды. В этих жирах кроме жирных кислот и спирта включены и следы фосфорной кислоты, азотистые компоненты, а также сфинголипиды и глицерофосфолипиды.
2. Гликолипиды
3. Стероиды
4. Иные сложные жиры: аминолипиды, сульфолипиды, а также липопротеины.

Функции липидов в организме: (слайд - )

  1. Структурная. Являются элементами мембран клеток и клеточных органелл;

  2. Энергетическая. Являются энергетическим материалом (1г жира, окисляясь, выделяет 39 кДж энергии);

  3. Запасными веществами (подкожная жировая клетчатка, семена масличных культур)

  4. Выполняют защитную функцию (у морских и полярных животных);

  5. Источник воды для организма (метаболическая вода) - 1кг жира, окисляясь, дает 1,1кг воды.

Материал изучается в течении 10 минут и составляется краткий конспект (схема).

Ответы каждого участника группы, консультант фиксирует в листе оценки. Оценку ответа даёт учитель.



УЭ-3

Закрепление

Цель: выявить уровень усвоения информации по теме «Органические вещества клетки. Углеводы, липиды, белки»

Задание 3 – закончи предложения

  1. Углеводы иначе называют ___________________________

  2. Простые углеводы __________________________________

  3. Основная функция углеводов _________________________

  4. Липиды накапливаются в ____________________________

  5. Функции липидов в клетке ____________________________

  6. При окислении 1 кг. жира образуется ___________________

  7. Мономерами белков являются _________________________

  8. Незаменимых аминокислот в составе белков всех живых организмов __

  9. Основная функция белков ____________________________

  10. Органические вещества называют полимерами потому что ____

За данное задание консультант ставит один балл за правильный, учитель выставляет общую оценку с учетом вашей работы по инструктивной карте.

УЭ-4. Рефлексия

Цель: выяснить настроение и результативность урока.

Мне понравился урок Мне было скучно на уроке Я не всё понял http://im2-tub-kz.yandex.net/i?id=620350999-64-72&n=21http://im3-tub-kz.yandex.net/i?id=253496354-48-72&n=21http://im3-tub-kz.yandex.net/i?id=95768202-58-72&n=21








Инструктивная карта к теме урока:

«Органические вещества клетки. Белки»


Уч-ый

элемент

Учебный элемент с указанием заданий

Руководство по усвоению материала

УЭ-1.

Проверка домашнего задания

Цель: повторить основной материал темы «Неорганические вещества клетки», выявить уровень усвоения материала.

Задание 1 – выполнить тесты

I вариант

1. Какое число химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева включают клетки живых организмов: а) 100 б) 40 в) 80 г) 115 д) 4

2. Микроэлементами клетки являются:

а) водород, цинк, кислород, калий б) водород, кислород, углерод, азот

в) кальций, фосфор, йод, фтор г) бор, кислород, азот

3. Входят в состав жидкой части крови:

а) кальций, железо; б) кальций, фтор в) калий, магний г) калий

4. Входят в состав катализаторов и ферментов у животных, у растений содержатся в хлорофилле: а) фтор б) магний в) железо г) цинк

5. Входит в состав белка крови:

а) железо б) цинк в) магний г) медь д) азот

6. Макроэлементов в клетке содержится:

а) 2% б) 0,01% в) 0,000001% г) 98%

7. Гормон щитовидной железы содержит: а) йод б) фтор в) бор г) бром

8. Наиболее важные ионы минеральных солей в клетке:

а) K+ Ba2+ Cl- б) Na+ Ca2+ К+ в) I- Cl- Fe2+ г) Ca2+ Ba2+ Mo2+

9. Компонент дыхательных пигментов ракообразных и моллюсков, ряда ферментов и молекул-переносчиков: а) фтор б) бром в) бор г) медь

10. Необходим как микроэлемент растениям для роста:

а) магний б) марганец в) бор г) барий


II вариант

1. В процентном отношении, какого вещества в клетках больше:

а) кислорода б) углерода в) водорода г) азота

2. Макроэлементами клетки является:

а) водород, цинк, кислород, калий б) водород, кислород, углерод, азот

в) кальций, фосфор, йод, фтор г) бор, кислород, азот

3. Входят в состав костей и зубов:

а) кальций, фосфор б) кальций, фтор в) калий, магний г) калий

4. Входят в состав катализаторов и ферментов у животных, у растений содержатся в хлорофилле: а) фтор б) магний в) железо г) цинк

5. Входит в состав гемоглобина: а) железо б) цинк в) магний г) медь

6. Микроэлементов в клетке содержится:

а) 2% б) 0,01% в) 0,000001% г) 98%

7. Гормон щитовидной железы содержит: а) йод б) фтор в) бор г) бром

8. Воды в составе клетки содержится: а) 100% б) 50% в) 30% г) 70%

9. Нарушения нервной системы связаны с недостатком этого химического элемента:

а) фтор б) бром в) бор г) бериллий

10. Входит в состав мужских половых гормонов и некоторых белков:

а) магний б) марганец в) цинк г) молибден



Консультант проверяет и ставит баллы за тесты в лист оценки каждого учащегося. Ключ ответов даёт учитель после 7 минут работы с тестами.
Критерий оценки:

    1. ошибка – «5»

2-3 ошибки – «4»

4-5 ошибок – «3»

6 и более ошибок – «2»


УЭ-2.

Роль белков в клетке (группа ІІІ)

Цель: изучить строение, классификацию и биологическую роль белков в клетке; определить уровень умения работать с учебным и дополнительным материалом.

Задание 2 – прочитать текст § 9 на с.36-38 и дополнительный материал приложения УЭ-2, составить краткое изложение о нахождении в природе, строении, свойствах и роли белков в клетке живого организма. Защитить ответ группы в виде презентации.

Приложение

Белки – нерегулярные полимеры, мономерами которых являются аминокислоты. В состав всех белков входят атомы углерода, водорода, кислорода, азота. Во многие белки, кроме того, входят атомы серы. Есть белки, в состав которых входят также атомы металлов - железа, цинка, меди.

Общая формула аминокислоты: N2H - CH – COOH

Аминогруппа Карбоксильная группа

Из аминогруппы одной аминокислоты и карбоксильной группы другой аминокислоты выделяется молекула воды, а освободившиеся электроны образуют пептидную связь: CO - NN (ее открыл в 1888 году профессор А. Я. Данилевский), поэтому белки называют полипептидами.

Молекулы белков - макромолекулы. Известно много аминокислот. Но в качестве мономеров любых природных белков - животных, растительных, микробных, вирусных - известно только незаменимых 20 аминокислот. Они получили название "волшебных". Тот факт, что белки всех организмов построены из одних и тех же аминокислот - еще одно доказательство единства живого мира на Земле.

В строении молекул белков различают 4 уровня организации:



Первичная структура - полипептидная цепь из аминокислот, связанных в определенной последовательности ковалентными пептидными связями;

Вторичная структура - полипептидная цепь в виде спирали. Между пептидными связями соседних витков и другими атомами возникают многочисленные водородные связи, обеспечивающие прочную структуру;

Третичная структура - специфическая для каждого белка конфигурация - глобула. Удерживается малопрочными гидрофобными связями или силами сцепления между неполярными радикалами, которые встречаются у многих аминокислот. Есть также ковалентные S - S -связи, возникающие между удаленными друг от друга радикалами серосодержащей аминокислоты цистеина;

Четвертичная структура возникает при соединении нескольких макромолекул, образующих агрегаты. Так, гемоглобин крови человека представляет агрегат из четырех макромолекул.

Свойства белков:

  1. Нарушение природной структуры белка называют денатурацией. Она возникает под воздействием высокой температуры, химических веществ, лучистой энергии и др. факторов.

  2. Растворимость в воде (растворимы и нерастворимые).

Роль белка в жизни клеток и организмов:

Строительная (структурная) - белки - строительный материал организма (оболочки, мембраны, органоиды, ткани, органы);

Каталитическая функция - ферменты, ускоряющие реакции в сотни миллионов раз;

Опорно-двигательная функция - белки, входящие в состав костей скелета, сухожилий; движение жгутиковых, инфузорий, сокращение мышц;

Транспортная функция - гемоглобин крови;

Защитная - антитела крови обезвреживают чужеродные вещества;

Энергетическая функция - при расщеплении белков 1 г освобождает 17,6 кДж энергии;

Регуляторная и гормональная - белки входят в состав многих гормонов и принимают участие в регуляции жизненных процессов организма;

Рецепторная - белки осуществляют процесс избирательного узнавания отдельных веществ и их присоединение к молекулам.

Материал изучается в течении 10 минут и составляется краткий конспект (схема).
Ответы каждого участника группы, консультант фиксирует в листе оценки. Оценку ответа даёт учитель.

УЭ-3

Закрепление

Цель: выявить уровень усвоения информации по теме «Органические вещества клетки. Углеводы, липиды, белки»

Задание 3 – закончи предложения

  1. Углеводы иначе называют ___________________________

  2. Простые углеводы __________________________________

  3. Основная функция углеводов _________________________

  4. Липиды накапливаются в ____________________________

  5. Функции липидов в клетке ____________________________

  6. При окислении 1 кг. жира образуется ___________________

  7. Мономерами белков являются _________________________

  8. Незаменимых аминокислот в составе белков всех живых организмов _______

  9. Основная функция белков ____________________________

  10. Органические вещества называют полимерами потому что ______

За данное задание консультант ставит один балл за правильный, учитель выставляет общую оценку с учетом вашей работы по инструктивной карте.

УЭ-4. Рефлексия

Цель: выяснить настроение и результативность урока.

http://im2-tub-kz.yandex.net/i?id=620350999-64-72&n=21http://im3-tub-kz.yandex.net/i?id=253496354-48-72&n=21

Мне понравился урок Мне было скучно на уроке Я не всё понял http://im3-tub-kz.yandex.net/i?id=95768202-58-72&n=21








Закрепление.

На заключительном слайде появляются картинки с изображением растений, животных, продуктов питания. Учащиеся должны определить, какие из органических веществ содержатся в данных организмах.


Рефлексия:

  1. Что нового вы узнали на уроке?

  2. Что больше всего запомнили?

  3. Отметьте при выходе из кабинета своё настроение на уроке:

Мне понравился урок Мне было скучно на уроке Я не всё понял на урокеhttp://im2-tub-kz.yandex.net/i?id=620350999-64-72&n=21http://im3-tub-kz.yandex.net/i?id=253496354-48-72&n=21http://im3-tub-kz.yandex.net/i?id=95768202-58-72&n=21




Домашнее задание.

I уровень – изучить и уметь пересказывать § 8-9

II уровень – составить конспект об углеводах, белках и липидах в виде схем по их классификации.

III уровень – сочинить сказку «Путешествие органических веществ по организму».




База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница