Овчаренко Наталья Михайловна Управление образования и науки



Скачать 488,68 Kb.
страница1/3
Дата26.06.2015
Размер488,68 Kb.
  1   2   3

Овчаренко Наталья Михайловна

Управление образования и науки

Администрации муниципального района

«Алексеевский район и город Алексеевка»

Развитие читательских умений и навыков

посредством совершенствования практической деятельности

обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения

Автор опыта:

Овчаренко Наталья Михайловна,

учитель начальных классов МОУ СОШ №7

Алексеевка

2013 год

Содержание

Информация об опыте………………………………...3

Технология опыта……………………………………..5

Результативность опыта ……………………………..13

Библиографический список………………………….15

Приложение к опыту…………………………………17

1. Информация об опыте.

Условия возникновения и становления опыта.

Опыт формировался и апробировался на базе МОУ СОШ №7 города Алексеевки Белгородской области. Становление педагогического опыта осуществлялось на учебных занятиях в условиях сельской школы. Наблюдения за учащимися показали, что намети- лась тенденция снижения интереса к чтению. В ходе изучения уровня развития читательских умений и навыков было установлено:



  • постепенное снижение интереса к печатному слову, падение престижа чтения;

  • сокращение чтения в свободное время;

  • изменение характера чтения;

  • преобладание “делового” чтения над “свободным”;

  • возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.

Проведённая диагностика позволила выявить следующие причины снижения интереса к чтению:

-усиление влияния средств массовой информации - чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;

- в связи с резким изменением общественной жизни возросло число неблагопо лучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка;

-изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с деть ми, поступившими в первый класс (резко сокращается чтение взрослого чело века ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами в первые годы обучения);

-отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятель- ности школьников.

В ходе анализа результатов диагностики определилась необходимость работы по формированию интереса к чтению у младших школьников.



Актуальность опыта

«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно»,-утверждал А.Н.Толстой. Однако проблема формирования интереса к чтению у младших школьников остается нерешенной в полной мере. Многочисленные наблюдения убедительно показали, что в последнее время интерес к чтению резко падает. Традиционное чтение книг вытесняют мультимедийные формы хранения, представления и восприятия информации. Ребенок окружен множеством привлекательных вещей. Это интерактивные - движущиеся, звучащие, реагирующие и провоцирующие - живые и интересные в его представлении предметы и процессы закономерным образом вытесняют книгу из обихода детей в возрасте, наиболее благоприятном для врастания в книжную культуру и предопределяющем все интеллектуальные перспективы человека. Поэтому, на наш взгляд, проблема формирования интереса к чтению у младшего школьника является очень актуальной. Учебно-методическая литература предлагает учителю разнообразные методики, повышающие технику чтения учащихся, однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволит сформировать у учащихся интерес к чтению. И поэтому возникло противоречие между потребностью формировать интерес к чтению у младших школьников сельской школы и недостаточной методической разработанностью путей, методов, приемов этого процесса.

Помочь в решении этой проблемы, создать условия, максимально стимули рующие развитие интереса к чтению у младших школьников, может комп лексное использование методов и приемов формирования интереса к чтению у учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по развитию интереса к чтению на уроках и во внеурочное время через исполь зование различных форм, методов и приемов.



Длительность работы над опытом.

Работа проводилась в течение четырёх лет в три этапа.

На первом этапе была изучена психолого–педагогическая литература по представленной теме, осуществлялся подбор диагностического материала.

На втором этапе апробировалась выработанная модель по проблеме формирования интереса к чтению у младших школьников.

На третьем этапе проводилась диагностика сформированности читательской культуры младших школьников, анализировались результаты работы.

В ходе работы было установлено, что процесс формирования читательских умений и навыков достаточно сложен, он требует пристального наблюдения за его ходом, педагогической зоркости, тонкости ориентировки учителя в многообразных проявлениях учеников. Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной проблемы.



Диапазон опыта.

Диапазон опыта представлен методической системой работы учителя по использованию различных форм, методов и приемов формирования интереса к чтению. Опыт может использоваться в работе учителей начальных классов на уроках и во внеурочное время.



Теоретическая база опыта.

Современный подход к воспитанию квалифицированного читателя посредст вом формирования интереса к чтению и развития читательских умений сложился на основе дидактической и методической традиции. К. Д. Ушинский, основоположник методики классного чтения, видел одну из задач обучения в том, чтобы приучить детей к самостоятельной беседе с книгой. Он выдвигал два требования при чтении художественных произведений: «первое, чтобы дети поняли образцовое произведение, и второе, чтобы они его почувствовали». Вопросами сознательного чтения также занимались М.П. Воюшина, М.И.Оморокова, Т.А.Ладыженская и другие. Так, при автоматизации читательских умений младших школьников одни авторы на первое место выдвигают необходимость развития оперативной памяти и внимания учащихся(И.Т.Федоренко), другие- систему особых упражнений и их многократный повтор(В.Н.Зайцев), третьи – информационно – ценностный подход (А.М.Кушнир), четвертые – учет особенностей развития разных качеств навыка чтения (М.И.Оморокова). Целесообразность нетрадиционного обучения, ориентированного на развитие познавательного интереса учащихся, была применена М.М Разумовской, Г.И. Беленьким, Ю.И. Лысым.



Новизна опыта.

Новизна опыта заключается в системном использовании различных форм, методов и приёмов формирования интереса к чтению, в изменении подходов к организации учебно-воспитательного процесса: творческое взаимодействие учителя и учащихся, исходя из принципов сотрудничества и сотворчества с опорой на индивидуальные особенности учащихся, разработке новых средств и правил их применения, постановке и решении новых педагогических задач.

Представляемый опыт является репродуктивно-творческим, так как основан на творческом анализе и переработке материала, представленного в педагогичес- кой литературе, преломлении его сквозь призму собственного педагогического опыта.

Условия реализации опыта

Данный опыт по теме «Развитие читательских умений и навыков посредством совершенствования практической деятельности обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения» может быть использован как учителем со стажем, так и молодыми специалистами. Материалы опыта могут быть использованы в различных общеобразовательных учреждениях с обучающимися разных возрастных групп, при организации классно- урочных занятий и факультативных занятий, независимо от определённого учебно-методического комплекта. Автором опыта разработаны и апробированы на практике:

- система нетрадиционных уроков по учебному курсу «Литературное чтение»;

- нетрадиционные практические задания для развития речи, языковой интуиции, воображения, детского речевого творчества.


2. Технология опыта

Научить читать детей, конечно же, трудно, но еще труднее научить их полю- бить чтение. Вначале детям нравится сам процесс овладения чтением. Им ин- тересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители до- ма пытаются заставить ребенка читать и читать, чтобы росла техника чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой. Посмотреть мультфильм, поси деть у компьютера – и проще и интереснее. Поэтому необходимо формировать интерес к обучению чтению у младших школьников. Если мы хотим, чтобы шедевры литературы несли бы радость прикосновения к чуду, мы должны пробуждать в ребёнке эмоциональный резонанс на прочитанное, помогать ему в художественном образе искать и находить созвучие собственной душе; обогащать его жизненный опыт; содействовать читательской самооценке и откровению.

Как же приобщить сегодняшних школьников к чтению? Как сделать так, чтобы, задавая себе вопрос: чем заняться в свободное время? – ребята делали выбор в пользу книг?

Исходя из вышеперечисленных проблем, нами была поставлена цель и определены главные задачи в работе по формированию читательской культуры учащихся.



Целью педагогической деятельности является повышение интереса к чтению через использование современных подходов к обучению.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:



  • создать условия, направленные на формирование интереса к чтению, на раз витие читательских умений и навыков младших школьников; содействовать поддержке внутренней учебной мотивации на основе познавательного интереса учащихся.

  • развивать коммуникативные умения сотрудничества, обучения в диалоге; создать условия для раскрытия личностного потенциала учащихся.

  • внедрить в педагогическую практику такую организацию учебного процес- са, которая способствовала бы формированию интереса к чтению младших школьников.

В соответствии с поставленной целью и задачами педагогической деятель ности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы и средства формирования интереса к чтению у младших школьников.

Но возникновение интереса невозможно без прочного навыка чтения. Годы работы убедили, что чем лучше человек владеет техникой чтения, тем меньше он уделяет внимания техническому прочтению текста. Поэтому одной из главных задач на уроке мы видим в том, чтобы ребенок как можно быстрее овладел техникой чтения, чтобы этот процесс стал для него привлекательным, удовлетворяющим его познавательные интересы.

Для этого на своих уроках литературного чтения в «читательскую пятими нутку» включаем упражнения для развития способа чтения и всех качеств навыка чтения. Эти упражнения могут быть проведены в течение урока в удобное время.

Приведем примеры данных упражнений:

1. Многократное прочтение, возвращение к прочитанному каждый раз для выполнения нового задания.

2. Молния:

чередуется обычное чтение с очень быстрым по команде «молния».

3. Чтение «Слоговичков».

С помощью линейки строчки и столбики читаются коллективно, группами, выборочно.

4. Упражнение над артикуляцией:

1. Чтение чистоговорок

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. Чи-чи-чи – у дома кирпичи.

Ща-ща-ща – папа нам поймал леща. Ца-ца-ца – карета у крыльца.

2. Скороговорки

Утром, присев на пригорке, учат сороки скороговорки и т.д.

3. Чтение скороговорок в темпе (четкая артикуляция, высокий темп)

Очень эффективны различного рода речевые разминки- тренинги, направлен ные на выработку навыка чтения:


  • Упражнения на регулирование дыхания;

  • Упражнения на выработку отчетливого произношения звуков;

  • Упражнения на развитие навыка орфоэпически правильного чтения;

  • Упражнения на расширение оперативного поля чтения детей;

  • Упражнения на развитие навыка смысловой догадки;

  • Упражнения на выработку внимания к слову и его частям.

Но складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем. Главное, организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении, как в источнике дальнейшего развития.

Поэтому значительное место на уроках литературного чтения в работе по формированию читательских умений и навыков в начальных классах занимают тексты. Начиная со второго класса, работа с текстом предполагает различные направления, причем на одном уроке можно использовать все направления сразу (если класс с высокой мотивационной учебной деятельностью), можно использовать выборочно направления, меняя и повторяя их на каждом уроке. Эти виды работы с текстом развивают и активизируют у учащихся познава тельную и творческую деятельность, дисциплинируют, заставляют работать на уроке всех учащихся без исключения, формируют интерес к чтению.



Приведем пример направлений работы с текстом:

  1. Чтение всего текста сильными учениками.

  2. Чтение учащимися нового текста, заранее подготовленного.

  3. Чтение цепочкой по предложениям, по абзацам.

  4. Чтение вполголоса.

  5. Нахождение отрывка к рисунку.

  6. Нахождение отрывка, который поможет ответить на вопросы.

  7. Чтение самого интересного отрывка.

  8. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено.

  9. Нахождение предложений, которые стали поговорками.

  10. Чтение по ролям.

  11. Нахождение предложения, отрывка, который надо прочитать весело, радост но, печально, с досадой, возмущением, восхищением, строго, ласково, с гордостью, сочувственно и т. д.

  12. Нахождение и чтение образных слов и описаний.

  13. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.

  14. Нахождение самого длинного(короткого, красивого, интересного, непонятного и т.п.) слова.

  15. Чтение, пометка непонятных слов.

Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, бег- лость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств мы вклю- чали специальные упражнения на каждый урок литературного чтения. Все упражнения делятся на четыре группы: для развития сознательного чтения; для формирования правильности чтения; для развития беглости чтения; для развития выразительности чтения. (Приложение№1)

Упражнения для развития осознанного чтения.

Первая группа- логические упражнения:

  1. Что общего в словах и чем они различаются?

  2. Назови одним словом.

  3. Какое слово лишнее и почему?

  4. Чем похожи слова?

  5. Путем перестановки букв составь слово.

  6. Составь слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

  7. Составь новое слово, используя последний слог

  8. Раздели слова на группы и др.

Вторая группа – игры по составлению слов со словами:

  1. Найди слово в слове.

  2. Подбери пару.

  3. Закончи предложение.

  4. Шарады.

  5. Ребусы.

  6. Загадки.

  7. Найди животное среди строк.

  8. Составь слова, в которых один из слогов должен начинаться с буквы Л.

Третья группа – работа с деформированными текстами, незаконченными рассказами:

  1. Составь текст.

  2. Закончи рассказ.

  3. Составь предложения к теме урока.

Четвертая группа – работа с текстом по учебнику:

  1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы по карточкам.

  2. Расположи вопросы по порядку содержания текста.

  3. Определи, сколько частей в тексте, есть ли здесь вступление, заключение.

  4. Работа над заголовком.

  5. Выборочное чтение.

  6. Составление плана.

Упражнения для формирования правильности чтения.

Первая группа – упражнения, направленные на развитие внимания, памяти.

  1. Найди, что изменилось.

  2. Опиши предмет.

  3. Чудесные превращения.

  4. «Фотоглаз»

  5. Работа со скороговорками и др.

Вторая группа – упражнения со словами:

  1. Подбор слов, различающихся одной буквой.

  2. Чтение слов, в написании которых использованы одинаковые буквы.

  3. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.

  4. Чтение перевертышей.

  5. «Сквозная буква»

Упражнения для развития беглого чтения.

Первая группа – упражнения для расширения поля зрения.

Для быстрого чтения необходимо иметь хорошее периферическое зрение. Значительно расширяют поле ясного видения и решают задачу вертикального движения глаз по центру страницы при чтении широко известные у психологов тестовые цифровые таблицы Шульте. Взгляд фактически неподвижно фиксирует центральную часть таблицы. Время поиска всех цифр 8-11 секунд. А также используем работу с буквенными таблицами и трафаретами, со словарными блоками.



Вторая группа – упражнения для активизации органов речи: артикуляционная гимнастика, скороговорки, чистоговорки, различные виды чтения.

Упражнения для развития выразительности чтения:

  1. Чтение с разными оттенками интонации.

  2. Упражнения для дыхания.(Приложение №2)

  3. Чтение по ролям, в лицах.

  4. Упражнения для дикции.

Предложенная классификация упражнений по совершенствованию навыка чтения учащихся - это всего лишь первый этап на пути становления квалифици рованных, талантливых читателей-школьников. Подобные индивидуальные задания позволяют наиболее эффективно и быстро добиваться положительных результатов по чтению, а это, в конечном счёте, приводит к тому, что у учащихся возрастает уверенность в своих силах, появляется интерес и любовь к чтению более крупных художественных произведений.

Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечён ного читателя. Поэтому с первого дня прихода маленьких учеников в школу, начиная с первого класса, мы стараемся строить уроки обучения грамоте, а затем и уроки литературного чтения так, чтобы дети в совершенстве овладевали всеми качествами чтения и при этом не только умели читать, но и думать, чувствовать, жить, творить.

При проведении уроков и внеклассных мероприятий используется стратегия и тактика продуктивного взаимодействия, которая представляет собой совместную деятельность, сотрудничество.

Для формирования интереса к чтению и изучению литературы используем разнообразные формы уроков:



  • урок–КВН

  • урок - викторина

  • урок–спектакль

  • урок–праздник

  • интегрированный урок

  • урок–исследование урок–путешествие и т.. д.(Приложение 3,4)

Интересны уроки с использованием возможностей проектной технологии. Так, на уроке дополнительного чтения, учащимся предлагались задания по

группам по нанайской сказке «Айога»: подготовить сообщение по сказке от лица разных героев, например, с точки зрения матери, девочки Айоги, соседской девочки. Учащиеся трактуют события, происходящие в сказке от лица своих героев. А затем была организована дискуссия между Айогой и соседской девочкой, где каждая группа защищала своего героя.

Учащимся, владеющим компьютером и Интернетом, давалось задание в поиске и презентации дополнительной информации по изучаемому произведению. Так, например, при подготовке к проведению урока по теме: «М.М.Пришвин «Ежик», Ю.Н.Могутин «Убежал», Б.В.Заходер «Ежик» учащиеся нашли много информации и подготовили интересные сообщения о ежах. (Приложение №5)

Учащимся нравятся такого рода задания, они нередко находят и представляют информацию, которая может заинтересовать весь класс, побуждает их любознательность и заставляет их расширять знания, получаемые из учебников. С использованием ИКТ мы проводим интересные, познавательные игры, викторины с использованием мультимедийных технологий на основе телевизионных игр “Поле чудес ”, “Звёздный час”, “Своя игра”, “Счастливый случай”, “Большие буквы”, “Что? Где? Когда?”, конкурсы “Виртуальная реальность”. (Приложение №7)Включение в урок таких игр-занятий способствуют развитию познавательного интереса, развивают мышление, воспитывают интерес к книге. Они использовались как на уроках, так и во внеурочное время.

Интересны уроки по технологии театральной педагогики. Они представляют собой художественно-педагогическую деятельность, сотворчество учителя и детей по разработке одной темы несколькими видами искусств, где дети осваивают материал через игру, сопереживание и акт воплощения. Одним из приемов повышения интереса учащихся к чтению художественного произведения на этих уроках является постановка мини-сценок по изучаемым произведениям.

Очень эффективны в работе с детьми методы досуговой педагогики:

- метод игры и игрового тренинга – игра очень важный для детей вид дея -тельности, в ней они самовыражаются без внешнего побуждения (викторины, кроссворды, игровые программы и т.п.);

- метод театрализации – основан на бесконечном множестве сюжетов и соци альных ролей (праздники, номера для концертов и фестивалей и т.п.);

- методы состязательности –с этим методом связаны все задания, в которых происходит деление на группы;

- метод импровизации – он выводит детей на практическую предприимчи -вость и привнесение своего творческого начала;

-метод равноправного духовного контакта – основан на равноправной сов- местной деятельности взрослых и детей.

 Данные  методы работы  позволяют развить речь учащихся, повышают учебную мотивацию детей и, главное, воспитывают грамотного читателя. В любое задание включаем элементы творчества, соавторства. Для этого используем приемы активизации сотворчества читателя, задачи которых связаны с пробуждением у школьников сопереживания, с активизацией воображения мыслительной деятельности, словарного запаса:

1. Приемы, как словесное рисование, прием цветовой гаммы, суть которого показать, что чувствуешь, показать построение при чтении;

2. Подбор музыкального произведения к тексту, чтения на фоне музыки, работа над графическими иллюстрациями в роли художника. («Если бы я был художником»);

3. Конкурс на лучшего чтеца, когда класс выступает в роли жюри;

4. Составление кроссвордов, викторин после изучения произведения или раздела;

5. Защита рисунков, тестирование, использование учителем изображений графической мимики;

6. Инсценировка фрагмента, сюжета средствами пантомимы, воспроизведение эпизода с составлением диалога между героями, интервью с главными героями.



Действенный прием, способствующий выработке интереса к чтению у младшего школьника, – прервать рассказ или чтение на самом интересном для ребенка моменте под каким-либо предлогом и предложить тому дочитать самостоятельно. Практика показывает, что прием работает безукоризненно. Мы специально придумываем истории с захватывающими ситуациями. Вот примерные названия таких историй: Путешествие на другую планету, Однажды в новогоднюю ночь, Сюрприз к 8 Марта, Нашествие неизвестных насекомых, Фантастическое животное, Загадочное исчезновение и другие. Большой интерес у детей вызывает прием антиципация-предугадывание, предвосхищение (предположение, чем закончится, о чем будем читать, какое название (после чтения)).Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приемам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.

Что определяет читательские интересы большинства детей младшего школьного возраста? Ответ на этот вопрос позволит более глубоко вникнуть в проблему чтения и интереса с целью их органического слияния. Чтение довольно сложный, индивидуальный процесс. Каждый читатель откликается на книгу какой-либо особой стороной своей личности. Так, у одного в соответствии с его индивидуальным характером и жизненным опытом при чтении данного произведения особенно разгорается чувство, у другого - ум, рассудочность подавляют и оттесняют эмоционально-волевую сторону личности.

Жизнь убеждает нас, что любое действие, которое диктуется сверху, и в котором у человека нет личной заинтересованности, выполняется неохотно и, как правило, даёт мало пользы. Поэтому учителю очень важно обеспечить ученику право свободного выбора. Охотно читается и производит впечатление то, что является актуальным для читающего. Поэтому для поддержания интереса школьников к чтению используем заявленное чтение.

Для этого на уроке выделяем время для совместного чтения и обсуждения «заявленного» произведения, т. е. такого, которое выбирают сами дети, основываясь на своём интересе к определённому произведению и испытывая потребность поделиться своими впечатлениями с одноклассниками и учителем. Основная методическая особенность уроков «заявленного» чтения заключается в том, что сами авторы заявок читают произведение классу, выбирая себе по необходимости помощников в чтении (учителя, ребят), и задают ход его обсуждения через вопросы и задания одноклассникам («А вам понравилось это произведение? Чем?»), активно представляя свою точку зрения на прочитанное.

Необходимо найти время при проведении уроков для возвращающегося чтения - перечитывания уже знакомых детям произведений через некоторое время. Такое чтение способствует развитию у детей положительного отношения к общению с книгой через удовлетворение их потребности в повторном переживании сюжетов и образов, захвативших их воображение. Вместе с тем происходит углубление и переоценка полученных ранее впечатлений, когда воспринятые образы всплывают в памяти и высвечиваются по-новому, приближая ребёнка к пониманию идейно-художественного смысла произведения. Основным моментом урока «возвращающегося» чтения является выдвижение предположений в классе о том, почему Маше или Сереже захотелось перечитать это произведение.

Любовь к чтению не может возникнуть без наличия у ребёнка возможности свободно определять своё отношение к нему. Поэтому эффективно свободное чтение-это обращение ученика к чтению по собственному желанию и с пра- вом самому решать: зачем ему читать, что именно читать, как читать и когда читать. Свободное позволяет ученику читать в меру своих возможностей и в оптимальных для себя условиях вести диалог с автором произведения, предо ставляет ребёнку возможность для самовыражения своих читательских инте- ресов.

Одним из любимых приемов в изучении художественных произведений нашими учащимися является подготовка иллюстраций по прочитанному произведению, составление и отгадывание кроссвордов и ребусов. Такие задания развивают в учащихся творческие способности, формируют у них креативное мышление.

Широкие возможности для развития интереса к чтению заключают в себе внеклассные занятия.(Приложение №6,8) Это проведение недели детской книги, литературные викторины, праздники, посвященные творчеству известных детских писателей и т.д. Литературные игры очень содержательны. Они приучают ребят к внимательному чтению книг, помогают им глубже понять содержание произведения, обращают их внимание на художественные достоинства книги. Участие в игре, радость узнавания знакомых книг и их героев доставляют ребятам настоящее удовольствие. Любят младшие школьники игры, в основе которых лежит узнавание художественных произведений по отдельным открыткам, воссоздания строк и строф по заданным словам. «Хитрые» вопросы по прочитанным книгам (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий писателей, названий книг и произведений по серии вопросов, отгадывание героев и книг по описанию. Наряду с традиционными приемами интересны следующие нетрадиционные формы работы.

- создание анимации;

- компьютерная презентация книги;

- синхронное чтение (дети слушают аудиозапись и следят по тексту в книге);

- приготовление любимого блюда героя;

- конкурс на лучшую рекламу произведения ;

- создание детских комиксов.

Стало хорошей традицией проведение литературных праздников. На эти уроки ребята приглашают своих родителей, которые решают, кто был активным читателем в течение учебного года и лучших ребят награждают книгами. Обычно все ребята уходят с подарками, т.к. взрослые (родители) придумывают разнообразные номинации, например, «Активный читатель», «Юный читатель», «Лучший сочинитель», «Лучший сценарист», «Лучший актер», «Лучший кроссворд»…

Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет педаго- гу обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей любовь к книгам и самостоятельному чтению. Ведь единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей – основное условие успешного формирования ребенка–читателя в семье, поэтому необходимо использовать воспитательный потенциал семьи, устанавливать контакты с родителями, оказывать им необходимую помощь. Как воспитывать и под- держивать интерес к книге в семье? Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно проанализировать читательские умения, запросы учеников, результаты проверки техники чтения. Для родителей проведены консультации на тему: “Книга в нашей семье”, “Моя настольная книга”, “Книга моего детства” и др., что позволило выявить уровень развития читательской самостоятельности учащихся, читаемость семьи. Все это помогло нам при планировании работы с родителями в данном направлении. Воспитать любовь к книге и чтению помогают родительские собрания: “Роль чтения в жизни ребенка”, “Правиль ное чтение – залог успешного обучения учащегося”, собрание – практикум “Как помочь ребенку овладеть связной речью”, праздник “Папа, мама, я – читающая семья”, индивидуальные консультации и информационные уголки для родителей, где помещена “Памятка для родителей по воспитанию интере са к книге, проведение выставки рисунков «Читаем и рисуем вместе с роди телями», организация участия родителей в конкурсе «Читающая семья», совместная работа по организации выставки книг: «Книги моей семьи» и другие формы работы.

Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только творческие люди, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда учитель и библиотекарь – единомышленники и работают вместе, это приносит положительные результаты.

3.Результативность опыта

Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной проблемы. Использование подобных заданий оказывают положительное влияние на развитие интереса к чтению, формирование читательской культуры младшего школьника и повышение их грамотности. Опыт работы по данной теме дает положительные результаты.

Результаты диагностики по методике А.Н.Корнева, позволили сделать вывод, что уровень развития читательских умений значительно повысился.

Диаграмма №1.

Динамика уровня развития читательских умений:


Диаграмма №2.

Динамика роста интереса к чтению по годам:


Диаграмма №3

Динамика роста качества знаний по литературному чтению:

Итак, исследование позволило сделать вывод, что использование современных подходов к обучению чтению помогает развивать у учащихся интерес к чтению, формирует читательскую культуру младших школьников.

Библиографический список

1. Андреев, О.А. Учимся читать быстро. Мн. «Университетское», 2002. 2. Боразнова, Г.Д. Техника  обучения   чтению . «Пачатковая школа», №10, 2004.

3. Джежжелей, О.В. Формирование круга чтения младших школьников. //  Начальная школа. – 1989 г. - №1. – с. 33 –38.4. Ефросинина, Л. А.. О литературном чтении в четырехлетней начальной школе. – Начальная школа, 2004.№4. 5. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение в начальной школе. Оценка знаний.//Тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания.//М.: «Вентана-Граф», 2007.-205 с.

6. Зайцев, В.Н. «Резервы обучения чтению». Книга для учителя. – М: Просвещение, 1991. – 32 с.

7. Кислицина, Е. В. Упражнения по развитию навыка чтения. – Начальная школа, 2003. - № 6. – С. 47.

8. Козырева, А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения.// Начальная школа. – 1990. - №3. – с. 67-69.

9. Никитина, Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы. // Начальная школа. – 2001. - №5. – с99- 101.

10. Одегова, В.Ф. Дифференцированная работа при чтении художественного произведения.//Начальная школа.-2004.-№2.-с.69-75.

11. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников - М.: 1997.

12. Светловская, Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое?// Начальная школа, 2005, №2.

13. Соболева, О.Л. Как помочь ребёнку, когда он учится читать: психологический аспект. «Школьный психолог». № 4, 6, 2007.

14. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование. «Начальная школа».

15. Фролова В. Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. –1989 - №7 – С. 24-27.

16.Шевякова А.В. По материалам сайта Образование.ру http://www.danilova.ru/publication/read_metod_05.htm

Интернет-ресурсы



  • www.uroki.net/docnach.htm

  • ipk.kbsu.ru/p10aa1.html

  • www.pedsovet.su/forum/90-2002-1

  • www.nachalka.com/blogs

  • www.school2100.ru

Приложения к опыту.
1. Приложение№1– Упражнения для развития интереса к чтению

и формирования навыков чтения.


2. Приложение№2 -Упражнения для дыхания.
3. Приложение№3 – Разработка урока-путешествия.
4. Приложение №4 Разработка урока-исследования.
5. Приложение №5 –Творческие работы учащихся.
6 .Приложение№6– Мини-сценки для внеклассной работы.
7. Приложение №7 – Литературные игры.
8. Приложение №8 - Внеклассное мероприятие «Сказочный марафон»

Приложение №1



Упражнения для развития интереса к чтению, помогающие выработать навыки правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения

  1. Чтение строчек наоборот по словам.

Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее − вторым и т.д. Это упражнение уводит от привычного стереотипа чтения слева направо, развивает точность движений глаз, предупреждает ошибки в грамматической форме слова, пропуски и перестановки слов и слогов. Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения.

Проказы старухи-зимы.

Сжить света со дыхание всякое задумала, зима-старуха разозлилась. Писком и криком своим они ей надоели: добираться птиц до стала она всего прежде. Дорогам по их разметала и дубрав и лесов с листья посорвала, холодом зима подула. Думать думушку, собираться стайками они стали; деваться птицам некуда. Страны теплые в, моря синие за, горы высокие за полетели и покричали, собрались.(К.Д.Ушинский)



  1. Чтение строчек наоборот по буквам.

Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова, формирует произвольность регуляции движения глаз, а также создаёт предпосылки для устранения распространённых ошибок «зеркального» чтения.Задание: Прочитай текст вслух, читая слова наоборот - справа налево.

алиЖ акчовед янеЖ. ыджандО алалсоп ёе амам в низагам аз имакнараб. алипуК янеЖ ьмес конараб: евд икнараб с морахас ялд ябес и ундо юукьнелам юувозор укнараб -ядл акитарб акилваП.(В.Катаев «Цветик-семицветик»



3) «Заколдованное слово».

Первое слово читается обычно, второе (или подчёркнутое) − справа налево. Это упражнение развивает способность персептивной и речедвигательной систем работать при одновременном функционировании двух противоположных установок: на хорошо знакомые, привычные образы и на новые - и гибко переходить от одной к другой. Подчёркивается сначала каждое второе слово, затем слова, несущие основную смысловую нагрузку.



Задание: Прочитай текст вслух, читая подчёркнутые слова наоборот.

Баран, заяц и ёж.

Я учох рассказать о том, как у янем в деревне, в мёом деревянном емод, у большого асел, в глуши, илиж со мной йиншамод баран, цяаз и ёж. И так скоро ко мне илкывирп, что не илидохто от меня. Как-то, ядис вечером у леса, я ледиву, как по травке лёш ко мне небольшой зверёк – жё.(К.А.Коровин)



4) Метод ритмических фиксаций. Это упражнение основано на принудительном увеличении скорости перемещения взгляда по строкам, что способствует формированию навыка скачкообразного движения взгляда во время чтения.

Задание: Бросайте взгляд поочерёдно на левую и правую части строчек. На каждой раздельной части строки взгляд фиксируйте всего один раз. Целые строки необходимо осмысливать двумя фиксациями.

«Волк, улитка и осы.» Французская народная сказка.

Раз шёл

волк по лесу

и наступил

на улитку.

В те времена

животные

ещё умели

говорить,

как люди.

Вот улитка

ему и

сказала:

_-Какой ты,

злой, волк!

Зачем топчешь

ногами слабых?

5) Читайте текст как можно быстрее.

Во время чтения старайтесь бросать взгляд на пробелы между словами. Упражнение направлено на расширение поля зрения.

Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелетными птичками. (М.Пришвин. «Осеннее утро»)

6) Чтение текста с добавлением недостающего слога, слова. Упражнение предназначено для совершенствования умения учащихся прогнозировать состав слова и предложения, что ведёт к усвоению смысла прочитанного. Задание: Прочитай текст и добавь необходимые по смыслу части слов или слово.

На иных берёз.., обращен… к солнц…, появились серёжк… золот…, чудесн…, нерукотворн… . На других только наклюнулись почк…, на треть… раскрылись и усел…, как удивлен… всему на свете, маленьк… зелён… птичк… .( М.Пришвин «Лесная капель»)



7) Поиск отрывков из разных текстов. Упражнение формирует умение выявлять структурную и смысловые части текста. Задание: Найди отрывки из разных текстов: К.Ушинский «Плутишка кот» и русская народная сказка «Зимовье зверей». Восстанови каждый из них и прочитай отдельно.

У старика со старухой были бык, баран, свинья, гусь и петух. Жили они дружно, сена клок и то пополам; а коли вилы в бок, так одному коту Ваське. Вот старик и говорит старухе: -А что, старуха, с петухом-то нам нечего делать, зарежем его к празднику .Он такой вор и разбойник: где что плохо лежит, туда и глядит.. Услыхал это петух и ночью в лес убежал. Вот идет раз кот-мурлышка, серый лобишко; идет да так жалобно плачет.. Вечером опять говорит старик старухе: -Не нашёл я петуха, придется нам свинью заколоть! Услышала это свинья и ночью в лес убежала. Старик искал-искал свинью- не нашёл. –Придется барана зарезать! Спрашивает кота козёл да баран:-Котик-коток, серенький лобок! О чём плачешь, на трёх ногах скачешь? Баран услышал это и говорит гусю:-Убежим в лес, а то зарежут и тебя, и меня!

Приложение №2



Упражнения, развивающие дыхание, дикцию.

Обрызгайте цветы водой ( в один прием, три, пять).

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на цветы.

Морской бриз. Представьте, что вы стоите на берегу моря и почувствовали дуновение легкого ветерка, дующего с моря. Вы хотите насладиться его запахом и набраться целительной силы. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).

Кочки. Представьте, что вы едете на велосипеде по кочкам. Сделайте, глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух. (пока не кончатся кочки)
Задуйте свечу.  Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Для разогрева голосовых связок предлагаем так называемые распевные упражнения.

  Медвежата.

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук м.

Мам, меду б нам. Мам, молока б нам.

   В ракете.

Представьте, что мы стартуем в ракете и ведем отчет времени. Чем выше поднимаемся, тем голос выше, и наоборот. Сначала отчёт в прямом порядке от одного до девяти, а потом в обратном.

Кисточка в зубах

Нарисуйте в воздухе молча цветок. Произнесите это слово, зажав ручку зубами и губами.

Приложение №3 Урок-путешествие


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница