На заседании педагогического совета гбоу «Специальная (коррекционная) школа №1 VIII вида»



страница1/28
Дата26.06.2015
Размер5,26 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

ГБОУ «Специальная (коррекционная)

школа № 1 VIII вида»

Протокол № ___ от ________


УТВЕРЖДЕНО

Директор ГБОУ «Специальная (коррекционная) школа № 1 VIII вида» __________ Е.И. Ерохина Приказ № ___ от __________ 2013 г



Адаптированная

основная образовательная

программа начального

общего образования (индивидуальный уровень)

филиала ГБУО «Специальная (коррекционная) школа №1 VIII вида»

на базе ГБУСО «Бобровский детский

дом-интернат»

Псков

2013
СОДЕРЖАНИЕ

Адаптированной основной образовательной

программы начального общего образования (индивидуальный уровень)

филиала ГБУО «Специальная (коррекционная) школа №1 VIII вида»

на базе ГБУСО «Бобровский детский дом-интернат»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Раздел I: ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1.1 Личностные универсальные учебные действия


1.2 Регулятивные универсальные учебные действия

1.3 Познавательные универсальные учебные действия

1.4 Коммуникативные универсальные учебные действия

Раздел II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ФИЛИАЛА

2.1 Учебный план

2.2 Пояснительная записка

Раздел III. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

3.1 Описание ценностных ориентиров содержания образования

3.2 Связь личностных предметных и метапредметных результатов (универсальных учебных действий) с содержанием учебных предметов, технологиями и формами работы

3.3 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Раздел IV. АДАПТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

4.1 Содержание образовательного минимума и формирование УУД по образовательным областям.

4.1.1 Образовательная область «Язык и речь»

Развитие речи и окружающий мир

Альтернативное чтение

Графика и письмо

4.1.2. Образовательная область «Математика»

Математические представления и конструирование

4.1.3. Образовательная область «Естествознание»

Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности

4.1.4. Образовательная область «Физическая культура»

Адаптивная физкультура

4.1.5. Образовательная область «Искусство»

Изобразительная деятельность


Музыка и движение

4.1.6. Образовательная область «Технологии»

Социально-бытовая ориентировка

Ручной труд

Ознакомление с компьютерными технологиями

4.1.7. Образовательная область «Коррекционные технологии»

Игрокоррекция

Социальная коммуникация

Логопедическая коррекция

Лечебная физкультура


Раздел V. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Раздел VI. ПРОГРАММА  ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Раздел VIII. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Раздел IX. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Паспорт
Адаптированной основной образовательной программы

начального общего образования (индивидуальный уровень)

филиала ГБОУ «Специальная (коррекционная) школа №1 VIII вида»

на базе ГБУСО «Бобровский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»»

                                   

Полное название программы

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (индивидуальный уровень)

Сроки реализации программы

2013 - 2017

Основания для

разработки программы



- Конституция РФ

- Закон РФ «Об образовании»

- Конвенция ООН о правах ребенка

- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

- Национальная доктрина образования в РФ

- Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.

- Национальная образовательная  инициатива «Наша новая школа»

- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»

- Приказом Министерства образования и науки «Об утверждении и введении в действие ФГОС» от 06.10.2009 г. № 373.

- СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

- Приказ №655 Министерства образования и науки Российской Федерации от «23» ноября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»


Цель программы

Создание гуманной адаптированной и особой лечебно- педагогической среды для учащихся с целью социально – персональной реабилитации их и последующей интеграции в современном социально – экономическом и культурно – нравственном пространстве.

Основные задачи программы

Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;

Организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;

Совершенствование системы кадрового обеспечения.


Ожидаемые конечные результаты освоения Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (индивидуальный уровень)

● личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

● метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

● предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.


Разделы Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (индивидуальный уровень)

Пояснительная записка

Раздел I: Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы


Раздел II. Учебный план филиала

Раздел III. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся

Раздел IV. Адаптированные образовательные программы

Раздел V. Организация внеурочной деятельности


Раздел VI. Программа  духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся

Раздел VIII. Программа коррекционной работы

Раздел IX. Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы


Исполнители программы

заместитель директора по УВР Гурович Е.Г..;

учителя: Андреева В.В., Воронцова Е.В., Денисовец Т.Н., Чернявская А.Ю., Урвик А.В.

учителя-дефектологи: Тимофеева И.В., Эрмель О.Н.,

учитель- логопед: Урвик Т.А.,

педагог-психолог Удалова М.С.


Фамилия, имя, отчество, должность руководителя программы

Ерохина Е.И. директор ГБОУ «Специальная (коррекционная) школа №1 VIII вида»

Юридический адрес образовательного учреждения, сайт,

E-mail, телефон



181514, Псковская обл., Печорский р-н, д.Боброво

E-mail: spechscool1@mail.ru

Сайт: http: // www.school-1c.ru/

Телефон/факс: (8-8112-72-02-24)




Основные разработчики программы

Ерохина Е.И. -директор школы;

Гурович Е.Г. -заместитель директора по УВР;





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Информационная справка:

2 февраля 2009 года ГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №1 VIII вида» открыла филиал на базе ГУСО «Бобровский детский дом для умственно отсталых детей» (далее – Филиал).

Являясь гражданами государства, дети, подростки, взрослые лица с тяжелыми и множественными нарушениями имеют право на образование. Эти права закреплены в Конституции РФ, в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012), в перечне мер по реализации Федеральных Законов «О государственной социальной помощи» (от 17.07.1999), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (от 24.11.1995), в Федеральном регистре Минздравсоцразвития РФ (от 16.11.2004), в Законе «Об образовании в Псковской области».

В пакете социальных услуг предусмотрено, что каждый ребенок с инвалидностью должен получать образовательные услуги.

В Филиале обучаются дети с различной степенью тяжести дефекта: в основном с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (по международной классификации болезней МКБ-10: F72 и F73), но есть классы, где обучаются дети с умеренной степенью. Организован образовательный процесс для всех воспитанников интерната от 7 до 18 лет. Все учащиеся имеют сложный дефект развития. Сложный дефект — совокупность физических и (или) психических недостатков, подтвержденных в установленном порядке

В Филиале обучается 85 учащихся.

1 этап (подготовительный) 1 - 4 классы - 57 учащихся

2 этап (5 - 9 классы) - 28 учащихся

3 этап (10 класс) - 0 учащихся

Более 30 учащихся получают образовательные услуги в индивидуальной форме



  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»

  • Постановление «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях» (от 18 июля 1996 г. N 861 (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49))

  • Письмо Министерства народного образования РСФСР «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» (от 14.11.88 N 17-253-6)

В филиале школы работают 29 педагогов.

По уровню образования:
По стажу работы:

По уровню квалификации:


Награждены:

В Филиале основными видами деятельности являются обучение и сопровождение детей с тяжелыми и множественными нарушениями. Этой работой занимаются:



учителя школы, которые создают условия для успешного продвижения ребёнка в рамках образовательного процесса,  обеспечивают  многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы; 

специалисты службы сопровождения оказывает помощь педагогу в выявлении условий, необходимых для развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями;  

классные руководители осуществляют индивидуальное или групповое педагогическое сопровождение образовательного процесса; 

администрация обеспечивает условия для эффективной работы специалистов, осуществляет контроль и текущую организационную работу

Филиал предоставляет следующие образовательные услуги:

• начальная ступень образования в адаптированной (индивидуальной) форме

     Деятельность Филиала в рамках реализации Образовательной программы направлена на   создание благоприятных условий для организации образовательного, учебно-воспитательного процесса, адекватного возможностям школьников. Обучение построено так, чтобы в дальнейшем выпускники могли стать максимально социально-адаптированными в процессе жизнедеятельности. 

         Филиал - это школа для детей и подростков с различной степенью умственной отсталости, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, которые постоянно пребывают в вышеназванном интернате.

          Филиал - это центр взаимодействия как с родителями (законными представителями) и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, организациями социальной сферы, которые находятся в ближайшей территориальной близости, а так же в городе Пскове, Ближайшем Зарубежье. 

В рамках внедрения проекта СФГОС Образовательная программа Филиала ставит целью общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как индивидуальный уровень образования. А точнее: ребенок получает образование, уровень которого определяется, прежде всего, его индивидуальными возможностями. При этом роль компонента жизненной компетенции варьируется и закономерно возрастает в вариантах проекта специального стандарта, не предполагающих освоение ребенком уровня цензового образования. В данном случае мы говорим о четвертом варианте специального стандарта (индивидуальный уровень конечного результата школьного образования), где при значительном ограничении и утилитарности содержания «академического» компонента образования требуется максимальное углубление в область развития «жизненной компетенции». В этом варианте стандарта обязательной и единственно возможной является индивидуальная образовательная программа. Ребенок находится в среде сверстников с различными нарушениями развития, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка. Обязательной является специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях школы и дома. Требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, ее смыслом является индивидуально дозированное поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах, в том числе работа по организации регулярных контактов таких детей с их нормально развивающимися сверстниками. Таким образом, данный вариант стандарта, как и предыдущий, предусматривает не только адаптацию ребенка к условиям жизни в интернатном учреждении, но и доступное ему социальное развитие.

      Образовательная программа реализуется, опираясь на систему основных и специальных дидактических принципов на основе системно-деятельностного подхода, а именно:

принцип деятельности, заключающийся в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам (в соответствии со своими индивидуальными возможностями и особенностями), принимает систему норм учебной деятельности;

принцип непрерывности, означающий преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, предметного и надпредметного содержаний и методик их усвоения;

принцип целостного представления о мире, предполагающий формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, социокультурном мире и мире деятельности, о себе самом);

принцип минимакса, заключающийся в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом усвоение на уровне социально безопасного минимума (стандарта знаний, умений, способностей);

принцип психологической комфортности, предполагающий снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;

принцип творчества, означающий максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности учащихся, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. 

- принцип учета индивидуальных  возрастных, психологических и физиологических особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; 

Кроме этого,  системно-деятельностный подход предполагает: гарантированность достижения планируемых результатов освоения Образовательной программы, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

В рамках проекта СФГОС Филиал предъявляет и новые требования к современному педагогу, который:

•        в образовательной  подготовке:

а) знает основы современных концепций природы и общества;

б) имеет навыки пользователя информационными и коммуникационными технологиями; 

•         в профессиональной подготовке:

а) обладает ключевыми профессиональными компетентностями, такими, как профессиональная коммуникация, умение решать профессиональные проблемы, информационная компетентность;

б)  знает:

–  возрастную и педагогическую психологию, основы психологии, историю общей и специальной педагогики, педагогику, современное состояние и тенденции развития систем образования в России и за рубежом,  основные направления региональной образовательной политики;

– способы оценки показателей интеллектуального, нравственного и волевого развития ребенка;

–  методы оценки  степени социальной напряженности в отношениях ребенка с окружающей средой; 

–  показатели формирования гражданской зрелости человека;

–  принципы организации образовательной среды, в том числе воспитательной и информационно-образовательной;

–  сущность современных педагогических технологий и методик, таких, как развивающее, проблемное, дифференцированное обучение, метод проектов, модульная педагогическая технология, здоровьесберегающие технологии, технология портфолио, а также педагогических технологий и методик, признанных приоритетными для системы образования субъекта Российской Федерации  на среднесрочную перспективу (5 – 7 лет);

–  правовые нормы отношений участников образовательного процесса;

в)  умеет:

–  оценивать текущее состояние, ресурс и потенциал развития обучающегося и предлагать научно обоснованные методы повышения их эффективности; учитывать индивидуальные особенности обучающихся  в образовательном процессе;

–  выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям, в том числе обеспечивающим интенсивность и индивидуализацию образовательного процесса;

–  применять дидактические методы и приемы организации самостоятельной работы обучающихся в информационно-образовательной среде; 

–  организовывать взаимодействие с детьми, совместную и индивидуальную деятельность детей; 

–  реализовывать в своей деятельности функции управления, такие, как  разработка модулей  образовательных программ, в том числе реализуемых во внеурочной деятельности, а также формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;

– использовать данные профессионального мониторинга (психологического, социального, медицинского) для планирования и реализации педагогической деятельности;

– использовать современные способы оценочной деятельности, корректно применять разнообразные оценочные шкалы и процедуры, формировать оценочную самостоятельность обучающихся; 

– использовать для обеспечения образовательного процесса современные ресурсы на различных видах носителей информации; 

–  осуществлять профессиональную рефлексию;

–  вести документацию;

г)  владеет:

–  конкретными методиками психолого-педагогической диагностики;

– средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении;

 – современными технологиями проектирования образовательной среды, в том числе способами сопровождения, поддержки, компенсации, создания образовательных и тренинговых программ, проектов деловых и интерактивных игр, активных приемов обучения; 

–  методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации; 

•         в предметной подготовке:

а) знает:

–  содержание отраслей научного знания, которые положены в основу преподаваемых предметов, и области их применения в различных сферах человеческой деятельности;

–  частные методики, позволяющие реализовать содержание начального общего образования; 

– состав и особенности учебно-методических комплексов и  дидактических материалов, в том числе на электронных носителях;

б) умеет:

–  использовать частные методики;

–  анализировать программы, учебно-методические комплексы и отдельные дидактические материалы;

–  разрабатывать программы внеурочной деятельности;

–  разрабатывать дидактические материалы.

       

Раздел I: ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Планируемые результаты освоения предметных программ образования являются одним из важнейших механизмов модернизации образования. Они строятся с учетом основных нормативных документов, обеспечивающих реализацию права особого ребенка на образование — учебный план, адаптированные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений, системы оценки и др.

В результате освоения образовательных областей, учебных предметов у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия как основа умения учиться. 

В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформирована внутренняя позиция ученика (в соответствии с индивидуальными особенностями), появится элементарная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации. 

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее достижение (в том числе во внутреннем плане), с помощью учителя контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. 

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся использовать знаковосимволические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также спектром логических действий и операций, доступных для своего индивидуального уровня развития. 

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности (по возможности).


1.1 Личностные универсальные учебные действия


У выпускника будут сформированы (в соответствии с состоянием здоровья):

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

• учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

• элементарная способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

• дружелюбное отношение и толерантность к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.

• ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (можно-нельзя, хорошо-плохо);

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

• установка на здоровый образ жизни;

• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

1.2 Регулятивные универсальные учебные действия


Выпускник получит возможность научиться (в соответствии с состоянием здоровья):

• в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

• осуществлять контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


1.3 Познавательные универсальные учебные действия


Выпускник получит возможность научиться (в соответствии с состоянием здоровья):

• строить коммуникацию (речевое высказывание) в устной, письменной, знаково-символической форме;

• осваивать начальные лингвистические представления, необходимые для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью,  расширить свой лингвистический кругозор;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

1.4 Коммуникативные универсальные учебные действия


Выпускник получит возможность научиться (в соответствии с состоянием здоровья):

• ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

• формулировать собственное желание и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• задавать вопросы;

• контролировать свои и действия партнера;

• использовать речевые средства (как в вербальной, так и в невербальной форме) для регуляции своего действия;

• использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;



использовать элементарную коммуникативную компетенцию, как способность и готовность общаться с учетом своих речевых возможностей и потребностей; применять правила речевого, неречевого поведения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница