Занятие №8, Расчеты разных типов задач с медицинским и фармацевтическим



Скачать 244,18 Kb.
Дата26.06.2015
Размер244,18 Kb.
2.3. Конспекты занятий
Занятие № 8, 9. Расчеты разных типов задач с медицинским и фармацевтическим содержанием.
Цель: Создание условий для осмысления новой информации, для применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях.

Задачи:

образовательные:

-закрепить умения производить расчеты с использованием понятий: «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «число Авогадро», «молярная концентрация»;

-актуализировать умение находить формулы веществ по массовым долям химического элемента с использованием плотности и относительной плотности газов. Закрепить расчетное понятие «доля», такие разновидности его, как «доля химического элемента и комбинаций элементов в сложном веществе», «доля объемная» или « доля массовая», «доля компонента в смеси», «доля выхода продукта реакции в % к теоретически возможному»;

-развивать навыки решения задач по химическим уравнениям: массы, объема или количества продукта реакции, если известна масса или объем исходного вещества, содержащего массовую долю растворенного вещества; расчет массы продукта, если одно из реагирующих веществ взято в избытке;



развивающие:

-формировать умения правильного использования медицинской информации;

-развивать логическое мышление;

воспитательные:

стимулировать развитие познавательного интереса;


Подготовка к занятию.

1. Составление задач.

2. Структурирование материала.

3. Подготовка цветных табличек с терминами урока, дидактических карточек с условиями задач, (на кружках из ватмана-условия задач для устного решения), подготовка листа для учителя с решениями задач.

4. Подготовка таблицы для фиксирования результатов работы.
Занятие №1 Групповое решение задач
1. Актуализация знаний. Закрепление способов решения.

Методы и приемы: фронтальная беседа, устное решение задачи №1, комментирование пробных задач по действиям (№3, №7), решение у доски с подробным решением более сложной задачи (№4).

2. Решение задач. Самостоятельная групповая работа в виде соревнования двух команд по 6 человек. Для решения предлагается пять задач, объединенных в три группы по убывающей сложности и объему (с целью создания ситуации успеха и возникновения желания победы):

- комбинированная задача на избыток и недостаток с использованием относительной плотности и массовой доли - №1;

- задача по уравнению реакции - №2;

-задачи с использованием понятия «доля» - №3-5.

За 25-30 минут команды должны решить три задачи: №1, 2 и из №3-5 одну на выбор. Учитель направляет и контролирует работу команд: последовательность, правильность, сотрудничество в группе, решение в тетрадях, ознакомление с медицинскими и фармацевтическими данными задачи.

Через условие задач привносим прикладную направленность изучаемым вопросам в обоих занятиях.

3. Подведение итогов. Фронтальная беседа с целью усвоения теоретической части задачи, анализ решений, выяснение трудностей.
Занятие №2. Химические догонялки
Учащиеся рассаживаются за отдельными столами и решают первую задачу.

После окончания решения быстро подходят к учителю для проверки. Если решено верно, решение остается у учителя и выдается новый листочек для второй задачи.

Напротив фамилии ученика, решившего задачу, ставится плюс в таблицу результатов. Если решено неверно, путем наводящих вопросов учитель побуждает учащегося к дальнейшим действиям. По такому плану школьники работают все занятие.

Для работы предложено девять задач по нарастающей сложности и объему решения. Задания каждой группы примерно одинаковы по уровню сложности.

- Решение по формулам № 1-3;

- Решение по формулам с введением дополнительных данных №4-5;

-Задача №6 на выведение формул;

-Задачи №7-9 по уравнениям реакций.

Всего за занятие нужно решить четыре задачи: из каждой группы по одной.

За 5 минут до окончания занятия проводится анализ решенных задач, анализ работы участников, сообщается, что нового узнали, какими навыками и умениями овладели. Подводятся итоги.

Желающим предлагается дома составить и решить задачу с медицинским и фармацевтическим содержанием, аналогично решенным в классе. Достоверные сведения о веществах можно взять в источниках: 4, 14, 15, 16 и других.

Положительным в проведении такого занятия является исключение списывания, большая доля самостоятельности в работе. На занятии учащимся необходимо организовать себя, напряженно мыслить и работать в темпе.


Предлагаемые задачи с целью воспроизведения и корректировки знаний.
1. Препарат №1 в домашней аптечке перманганат калия. Для обработки ожогов используют ярко-фиолетовый его раствор. Рассчитайте массу перманганата калия и объем воды, которые требуются для приготовления 100гр. 3% раствора.

Ответ: m(KMnO4)=3г, V(H2O)=97мл.

2. Для полоскания горла при ангине и для промывания желудка при отравлении применяется 0,01-0,1% раствора перманганата калия (бледно – розового цвета), а для промывания ран 0,1-0,5% (розовые). Эти растворы лучше всего готовить, разбавляя водой более концентрированный («крепкий») раствор. Рассчитать объем 2,5 % раствора перманганата калия и воды, которые требуются для приготовления 40 мл.0,05% раствора, если плотность 0,05% раствора равна 1,003г/мл, а 2,5%-ного – 1,017г/мл.

Ответ: V(KMnO4)=8мл 2,5% р-ра и V(H2O)=39мл.

3Действие водного раствора, содержащего 1 г. Гидроперита, будет таким же, как если бы вы взяли 1 ст. ложку (15мл.) 3% р-ра пероксида водорода на стакан воды. Рассчитать: а) количество гидроперита в растворе, который получается при внесении одной таблетки гидроперита массой один грамм в стакан с водой емкостью 200мл.; б) молярную концентрацию Н202 в полученном растворе.

Ответ: n (H2O2)=0106 моль, С (Н2О2)=0,053 моль/л

4 Йод был открыт в 1811г. французским химиком Бернаром Куртуа. Рассказывают, что однажды в лаборатории кошка, которая всегда спокойно сидела на плече Куртуа, внезапно спрыгнула на стол, где стояли колбы с реактивами. Они разбились, и в воздух поднялись клубы фиолетового «дыма» - пары йода. Иодид натрия, взаимодействуя с серной кислотой, выделяет йод, одновременно образуется сернистый газ. Рассчитайте суммарный объем газов, выделяющийся в результате взаимодействия 15г иодида натрия с избытком серной кислоты, а также относительной плотности по воздуху образовавшейся газовой смеси, если степень превращения реагента йода составляет 90%.

Ответ: V(смеси)=2,018л, Д=5.48.

5. В человеческом организме в общей сложности содержится около 25мг. йода, входящего в состав различных соединений, причем половина всей массы йода находится в щитовидной железе. Подсчитайте, сколько атомов йода находится: а) в щитовидной железе; б) в человеческом организме в целом.

Ответ: а) 2,96. 1019 атомов йода; б) 5,93.1019 атомов йода.

6 Глауберову соль впервые выделил из воды минерального источника в Кронштадте немецкий химик Иоганн Рудольф Глаубер. Это кристаллическое вещество, хорошо растворимое в воде, постепенно выветривается. Глауберова соль применяется как слабительное средство в виде водного раствора. Рассчитать массу глауберовой соли и объем воды, необходимые для приготовления 90г. 10% раствора сульфата натрия (в расчете на безводную соль) и молярную концентрацию этого раствора, если плотность его равна1091,5 г/л.

Ответ: m(кристаллогидрата)=20,4г., V(воды)=69,6мл, C(р-ра)= 0,77 моль/л.

7. При отравлении кислотами принимают «жжёную магнезию» - оксид магния, который превращает кислоты в соли. Рассчитайте массу оксида магния, которая необходима для нейтрализации 10мл. 2% серной кислоты, плотность серной кислоты равна 1,014 г/мл.

Ответ: m (Mg) =0,0832г.

8. Если на руку попала уксусная кислота, казалось бы, надо, прежде всего, нейтрализовать её щелочным реагентом. Но так никогда не поступают, потому что пострадавший помимо химического рискует получить и термический ожог – ведь при реакции нейтрализации выделяется теплота. Рассчитайте количество теплоты, выделившейся при нейтрализации гидроксидом натрия хлороводорода, содержащегося в 1мл. 32% соляной кислоты (g=1,16 г/мл.). Термохимическое уравнение реакции Н+ + ОН= Н2О + 55,84 кДж1–

Ответ: 0,568 кДж


Задачи для групповой работы.
1.Нашатырь применяется в медицине в виде водного раствора как мочегонное средство, легко всасывается из желудочно-кишечного тракта и превращается в карбамид, одновременно образуя соляную кислоту:

2NH4Cl + CO2 = (NH4)2CO + 2HCl + H2O

Соляная кислота и мочевина удаляются из организма с мочой, увлекая излишнюю воду, а заодно и катионы натрия, вызывающие отеки. Рассчитать, какой объем углекислого газа надо пропустить через 1 литр одномолярного раствора хлорида аммония, чтобы получить 0,1 грамма карбамида. Определите также количество неизрасходованного хлорида аммония, остающегося при этом в растворе.

Ответ: V(CO2) = 0,037л, n(ост.) = 0,0967 моль.

2. Название «аммиак» происходит от оазиса Амон в Аравийской пустыне, который с незапамятных времен служил стоянкой караванов. Скопившиеся тысячелетиями испражнения верблюдов и других жвачных животных издавали острый, характерный запах аммиака. Водный раствори аммиака, (нашатырный спирт), применяется в виде примочек при укусах муравьев, комаров, мошек. Определите, хватит ли одной капли 1% раствора (g = 958г/л) для нейтрализации муравьиной кислоты от одного укуса, если при этом под кожный покров попало 0,001 мл 1% раствора муравьиной кислоты. Плотность раствора муравьиной кислоты принять равной плотности воды. Объём капли равен 0,04 мл.

Ответ: Одной капли раствора аммиака будет достаточно.

3. В начале 20 века появился раствор Люголя, содержащий в 17мл один грамм йода и 2 грамма иодида калия. Этим раствором смазывали слизистую оболочку горла и полости рта при воспалении (ангине, стоматите и др.). Рассчитайте массовую долю йода и иодида калия в растворе Люголя.

Ответ: w (I2) =0,05, w (KI) =0,1.

4. Долгое время йод не находил применения в медицине. Только в 1904 году русский военный врач Филончиков ввел в практику 5-10 %-е спиртовые растворы йода для обработки краев свежих ран. Какой объем 5% спиртового раствора йода можно приготовить, имея в своем распоряжении 10 граммов йода? Плотность спиртового раствора йода примите равной 0,950 г/мл.

Ответ: V = 211 мл.

5. Полоскание полости рта и горла пероксидом водорода помогает справиться с инфекцией и избавиться от неприятного запаха. Обычно удобно использовать для этой цели гидроперит-комплексное соединение пероксида водорода с карбамидом состава (NH2)2СО. Н2 О2. Рассчитайте массовую долю пероксида водорода в гидроперите.

Ответ:w(пероксида в гидроперите)=36,15 %.

6. Зеленка-это ярко-зеленый 0,2-2% водный раствор органического красителя бриллиантового зеленого. Такой раствор обладает антисептическими свойствами и применяется как наружное средство при воспалительных заболеваниях и мелких травмах кожи. Сколько молекул красителя бриллиантового зеленого C27H36N2 SO4 содержится в одной капле его 1% водного раствора? Объем одной капли раствора равен 0,04мл. Плотность раствора примите равной плотности воды.

Ответ: N=4,8 1017.

7. «Свинцовый сахар», или тригидрат ацетата свинца (II) Pb(CH3COO)2.2О, входит в состав «свинцовой примочки» - раствора, который обладает охлаждающим, вяжущим и противомикробным действием и незаменим при ушибах. Рассчитайте: а) массу воды в одном моль этой соли; б) количество и число атомов кислорода и водорода в том же количестве соли.

Ответ:m (H2O) = 54г, N (О) =4,2. 1024, N (H) = 7,2.1024.



Задачи для химических «догонялок»
1 группа. №1. Одно из распространенных средств лечения при нервном истощении, повышенной возбудимости, аллергии-теплые вводно-солевые ванны, содержащие 1-3% хлорида натрия. Рассчитайте массу хлорида натрия для приготовления такой ванны, содержащей 1 % хлорида натрия, если объем воды равен 300 литрам, а плотность раствора равна 1,0056 г/мл.

Ответ: m (NaCl)= 3016 г.



2 группа. №5. Перманганатом калия можно лечить змеиные укусы. Если нет специальной сыворотки, точно по месту укуса делают инъекции 0,5-1 мл 1 %-го раствора перманганата калия. Рассчитать массу перманганата калия и объём воды, необходимые для приготовления 75 мл такого раствора, имеющего плотность 1,006 г/мл.

Ответ: m(KMnO4)=0,75г, V(H2O)=75 мл.



3 группа. №6. «Горькая или английская соль» (кристаллогидрат серосодержащей соли магния) впервые была выделена англичанином Неемиасом Грю из воды минерального источника в Эпсоме-пригороде Лондона. Эта соль применяется в медицине при заболеваниях нервной системы, для снижения артериального давления, а также как слабительное средство. Определить состав «английской соли», если массовые доли химических элементов в ней следующие: 9,86 % магния, 3,01 % серы, 71,40 % кислорода, 5,73 % водорода.

Ответ: MgSO4 .2О



4 группа. № 7. При отравлении ляписом желудок промывают 2% раствором поваренной соли, при этом образуется нерастворимый хлорид серебра. Рассчитайте массу хлорида серебра, который получается при реакции 0,1грамма нитрата серебра с избытком хлорида натрия.

Ответ: m (NaCl) =0,034 г.

8. За полторы тысячи лет до нашей эры египетские жрецы уже умели извлекать из верблюжьего навоза бесцветные кристаллы, названные ими «нушадир». Позднее это слово превратилось в «нашатырь» - так назвали алхимики хлорид аммония. В смеси с гидроксидом кальция хлорид аммония служит для получения газообразного аммиака в лаборатории. Какой объем аммиака (при н.у.) может быть выделен таким способом из 25 граммов хлорида аммония?

Ответ: V (NH3) =10,5л.

9. В любой аптечке обязательно должна быть питьевая сода-гидрокарбонат натрия. Еще в 1845 году немецкий врач Бульрих обнаружил, что питьевая сода устраняет изжогу-чувство жжения в нижней части пищевода при повышенной кислотности желудочного сока. Раствор, содержащий 5г. этой соды и 200мл. воды избавит от неприятных ощущений. Рассчитайте объем углекислого газа, который может выделиться при растворении 5г. соды с соляной кислотой, входящей в состав желудочного сока

Ответ: V(CO2)=1,33л.


Занятие № 10. Интеллектуальная игра «Компетентность» по теме «Химия и медицина. Задачи с неизвестным и их решения»
Цель: Показать значение химии для решения проблем, связанных с медициной. Развивать умение аргументировать свою точку зрения, делать выводы на основе анализа.

Участники: а) команды-конкуренты «Химики» и «Медики»; б) арбитр- учитель, решающий спорные вопросы; в) директор и представители фирмы «Химмед»- группа старшеклассников, определяющих победителей с целью принятия их на работу.

Подготовка.

- Объявление темы игры на первом занятии (мотивация).

-Формирование команд, определение директора и представителей фирмы.

Ход занятия.

1. Объявление темы арбитром.

2. Получение задания от директора фирмы.

3. Обсуждение задания, решение (если требуется) в течение 3-5 минут.

4. Объяснение решения задачи. Право ответа у команды, первой подающей сигнал (свисток, звонок). Если ответ неверный, отвечает вторая команда. Арбитр регулирует спорные вопросы, дополнительными вопросами побуждает команды к нахождению правильного решения, дает возможность ответить еще раз. Если и второй раз команды не справляются с решением, объясняет решение сам.

5. Повторение хода игры со 2 по 5 пункты до разрешения всех намеченных заданий.

6. Оценивание каждого задания представителями фирмы, внесение

результатов в таблицу:






Оценки в баллах.

Команда

Задание


Правильность

Полнота

Аргументирован-ность

Итог

Химики

Медики

Химики

Медики

Химики

Медики

Химики

Медики



























Домашнее задание (для желающих): аналогично заданиям игры, придумать и решить одну задачу с фармацевтическим содержанием.

7. Совещание директора с представителями фирмы, выявление победителей, вручение памятных адресов с приглашением на работу в фирму, угощение «своей» продукцией (витаминами «Алфавит»).

Группирование заданий.

1 группа. Препараты кальция и рациональный выбор: № 1, 3, 6, 7.

2 группа. Заболевания желудочно-кишечного тракта. Действие препаратов на организм человека. № 8.

3 группа. Другие заболевания человека: № 2,4,5.



Задания

1. Представьте, что вы медицинский работник (фельдшер или медсестра) в небольшом поселке, где нет аптеки. К вам обратился житель поселка с вопросом: можно ли использовать для приема внутрь раствор хлорида кальция, в котором образовался небольшой хлопьевидный осадок белого цвета, если ему срочно нужно принять этот препарат, а приобрести свежий в данный момент невозможно?

2. В книге М.М. Гуревича «Домашняя диетология» есть такая рекомендация для больных мочекаменной болезнью: «Из зелени и овощей в рацион включают те сорта, которые считаются бедными кальцием и щелочными валентностями: горох, брюссельскую капусту». Прокомментируйте эту формулировку с позиции химика, а если сможете, то с позиции агронома и биолога.

3. Кариес стал настоящим бичом населения России. По статистике, им страдают более 96% населения. Одна из мер профилактики-тщательный уход за зубами. Желательно их чистить щеткой после каждого приема пищи, но есть одно исключение: если вы ели кислые ягоды или фрукты, лучше в течение часа не чистить зубы, особенно жесткой щеткой. Почему? Подсказка: Химический состав зубной эмали близок к составу минерала гидроксилапатита Ca5OH (PO4)3.

4. Кальций играет важную роль в жизнедеятельности организма. Ионы кальция необходимы для осуществления процесса передачи нервных импульсов, для сокращения скелетных мышц и мышцы сердца, для формирования костной ткани, для свертывания крови. Препараты кальция широко используют, в частности, при лечении переломов, при усиленном выделении кальция из организма, что имеет место у долго лежащих больных. В арсенале медика есть несколько препаратов кальция. Чаще всего применяют глюконат кальция, лактат кальция, глицерофосфат кальция, похожие по своему действию на организм, которые выпускаются в таблетках. Поэтому врачи нередко рекомендуют приобрести любой из них, оставляя право выбора за пациентом. Какой препарат рациональнее выбрать из вышеперечисленных, если их цена примерно одинакова? Приведите доказательство.

5. Для уменьшения кислотности желудочного сока и снижения его активности при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, гастритах с повышенной кислотностью в арсенале врачей есть такие препараты, как бекарбон (1 таблетка содержит сухого экстракта красавки 0,01г. и гидрокарбоната натрия 0,3г), оксида магния; магнезия белая- Mg (OH)2 . 4MgCO3 .Н2О; викалин BiNO3(OH)2, Al(OH)3 (в виде аморфного белого порошка), алмагель (смесь специально приготовленного геля гидроксида алюминия с оксидом магния и сорбитом). Многие больные до сих пор, если нет этих лекарств, пользуются обычной питьевой содой, чтобы избавиться от изжоги (что врачи делать не рекомендуют!). Сравнить действия всех названных препаратов и объяснить, какие есть преимущества у каждого из них, почему врачи сейчас отдают предпочтение препаратам на основе гидроксида алюминия и не рекомендуют принимать соду для нейтрализации избыточной кислотности желудочного сока.

6. Для лечения чесотки, заразного кожного заболевания, вызываемого чесоточным клещом, существуют высокоэффективные препараты, содержащие органические соединения, например, мазь или эмульсия бензилбензоата-сложного эфира бензойной кислоты и бензилового спирта (С6Н5-С (О) - О-СН26Н5). К сожалению, у многих больных они вызывают аллергию, поэтому до сих пор не потеряли актуальность старые методы лечения, основанные на применении серы в виде мазей на вазелине. Но значительно более эффективен, хотя и трудоемок, метод М. П. Демьяновича. При лечении по этому методу в кожу втирают в течение 10-15 минут 60 %-ный водный раствор тиосульфата натрия. При высыхании кожи и появлении на ней кристалликов втирают в течение 10-15 минут 6% соляную кислоту. Мытье разрешается через три дня. К этому времени больной выздоравливает. Объясните сущность метода М. П. Демьяновича с точки зрения химика.

7. Для лечения малокровия (пониженного содержания в крови гемоглобина) издавна применяют препараты железа, в т.ч. сульфат железа (II), а иногда и восстановленное железо в порошке. Известен и старинный народный рецепт средства от малокровия - «железное» яблоко: в яблоко (лучше антоновское) втыкают несколько гвоздей и выдерживают сутки. Затем гвозди вынимают, а яблоко съедает больной. Может ли быть эффективным с точки зрения химика такое «железное» яблоко?

8. Многим известен способ лечения насморка или радикулита с помощью поваренной соли. Ее нагревают на сковороде или в духовке, насыпают в мешочек из плотной ткани, а мешочек прикладывают к больному месту на несколько часов. Какие свойства поваренной соли использованы в этом рецепте? Можно ли вместо соли использовать чистый речной песок? Докажите.
Занятия №14-15. Ролевая игра «Квартальный отчет сотрудников НИИ «Медиахим» по теме «Химия и медицина в борьбе за здоровье человека»
Цель: Систематизировать знания курса по выбору. Ориентировать школьников на дальнейшее изучение химии и медицины.

Задачи:

образовательные: закрепить, углубить и проконтролировать знания и умения учащихся, полученные в ходе изучения курса по выбору: о биологической активности химических элементов, превращениях в организме человека лекарственных веществ, наркотических и веществ табачного дым;

воспитательные: реализовать интерес учащихся к химии и медицине;

развивающие: формировать навыки работы с различными источниками, умения анализировать, обобщать данные и представлять их в виде защиты реферата или другого нетрадиционного задания.

Метод обучения: эвристический с элементами поисковой беседы.

Участники:


  • Директор НИИ «Медиахим» - учитель химии - проводит заседание в виде квартального отчета сотрудников лаборатории.

  • Научный экспертный совет - учитель физики и два учащихся 10 класса-дают экспертную оценку деятельности каждого научного сотрудника лаборатории.

  • Научные сотрудники лабораторий, «Химия и здоровье», «Здоровый образ жизни», «Нетрадиционная» - учащиеся девятых классов - выступают с результатами выполненной работы в виде защиты реферата, нетрадиционных заданий, опровергают возражения, задают вопросы и отвечают на них.

Подготовка.

1. Выбор тем для выступлений (на первом занятии курса). Обучение реферированию материала и работе с нетрадиционными заданиями.

2. Поиск, отбор, анализ, обобщение данных разных источников. Написание реферата, подготовка тезисов выступления, подготовка нетрадиционных заданий.

3. Формирование лабораторий, научного экспертного совета, распределение обязанностей.



Ход игры

1. Выступление научного сотрудника лаборатории с освещением вопроса, над которым работал (5-7мин.). Установление очередности логикой освещения обсуждаемой темы.

2. Вопросы к первому докладчику и ответы на них.

3. Возражения на выступление сотрудниками других лабораторий и опровержение возражений.

4. Повторение технологии до полного раскрытия темы.

5. Оценка научным экспертным советом выступлений, умений формулировать возражения, формулировать и задавать вопросы, быстро ориентироваться в обстановке и находить нужные ответы. Фиксирование результатов на доске в таблице по пятибалльной системе.



Обсуждаемые темы

Оценки в баллах

Всего

баллов


Место

Выступле-ние

Вопросы

Ответы

Возраже-ния

Опровер-жения
























План выступления лабораторий



Лаборатория «Химия и медицина»

1. Вещества, которые нас лечат.

2. Антибиотики.

3. Генная инженерия, её значение в жизни человека.

4. Современные достижения медицины.

Лаборатория «Здоровый образ жизни»

1. Наркомания – шаг в пропасть.

2. Курение: удовольствие или здоровье?

3. Алкоголь: опасность применения.

4. Вредные привычки и опасная болезнь СПИД.

5. Здоровый образ жизни и его составляющие.



Лаборатория «Нетрадиционная»

1. Диафильм «Минздрав предупреждает...»

2. Презентация сборника задач по химии.

3. Новогодняя открытка «Скажи сигарете: «Нет»

4. Телеграммы, «страшилки», мудрые мысли о вредных привычках.

Подведение итогов. Обобщение темы курса, анализ работы участников игры директором НИИ и научным экспертным советом. Распределение мест между сотрудниками лаборатории.


Занятие №16 «Викторина «Диалог химии и медицины».
Цель: Обобщить знания курса «Химия, здоровье и медицина».

Задачи:

образовательные: закрепить, расширить и проконтролировать знания учащихся, полученные в ходе изучения курса по выбору;

развивающие: развивать логическое мышление быстрой и правильной формулировкой ответов на поставленные вопросы, быстрым переключением с одной темы на другую, с одного вида деятельности на другой;

воспитательные: пробудить интерес к химии и медицине, ориентировать школьников на дальнейшее изучение этих дисциплин;

культурологические: способствовать повышению культуры охраны собственного здоровья;

социальные: дать возможность учащимся проявить себя и увидеть результаты своего труда.
Подготовка к викторине.

1. Повторить записи по курсу и соответствующую литературу.

2. Подготовить три вопроса для команды соперников по теме «Химия и медицина».

3. Подготовить оформление – транспарант с названием игры, плакаты и лозунги: «Наркомания – шаг в пропасть», «Пить – здоровью вредить», «Медик без довольного познания химии совершенен, быть не может» (М.В. Ломоносов).



Ход занятия – викторины.

Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы собрались, чтоб повторить и расширить знания по химии и медицине, посоревноваться. Я желаю вам ни при каких обстоятельствах не допускать реакции окисления, не коррозировать, не выпадать в осадок! Удачных вам медико-химических синтезов!

Представление жюри.

Разминка

По принципу «дальше, дальше» телевизионной игры «Счастливый случай» команды должны дать как можно больше правильных ответов на семнадцать предложенных вопросов. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом. В случае отсутствия ответа говорить: «Дальше».



Команда №1. 1.Аллотропное соединение кислорода, используемое для дезинфекции больничных палат. (Озон).

2. Химический элемент, положительно влияющий на мыслительные процессы человека, входящий в состав гормона-тироксина. (Йод).

3. Таблетка, дающая малиновое окрашивание при погружении в раствор щелочи. (Пурген).

4. Металл, использующийся для защиты от рентгеновского излучения. (Свинец).

5. Химический элемент, входящий в состав средства для дезинфекции водопроводной воды и воды плавательных бассейнов. (Хлор).

6. Вещество крови белковой природы, содержащее ионы железа. (Гемоглобин).

7.Ответ на загадку: «Красив в кристаллах и парах, на детей наводит страх». (Йод).

8. Кислота, содержащаяся в ягодах брусники и клюквы, благодаря которой они прекрасно сохраняются длительное время без сахара. (Бензойная).

9. Соединение этого галогена оказывает успокаивающее действие на нервную систему. (Бром).

10. Воспаление слизистой желудка под влиянием частого употребления алкоголя. (Гастрит).

11. Главный компонент табачного дыма. (Никотин).

12. Смертельное заболевание – следствие курения. (Рак).

13. Химический элемент, регулирующий сердечный ритм и нормализующий артериальное давление. (Калий).

14. Химический элемент металл, снижающий уровень холестерина, незаменим для профилактики стрессов и синдрома хронической усталости. (Магний).

15. Биотехнологический метод, позволяющий получать гормон роста путем введения в ДНК гена-матрицы, ответственного за синтез этого гормона. (Генная инженерия).

16. Природные или синтетические химические вещества, выводящие из организма яды при отравлениях. (Антидоты).

17. Недостаток этого химического элемента приводит к кариесу зубов. (Фтор).

Команда №2. 1. Специально оборудованное помещение для проведения химических анализов жидкостей человеческого организма. (Лаборатория).

2. Химический элемент, названный алхимиками «желчью бога вулкана», входящий в состав мази для лечения заразного заболевания - чесотки. (Сера).

3. Таблетки черного цвета, применяемые при отравлениях организма. (Активированный уголь).

4. Вещество, запах которого ощущается изо рта больных тяжелой формой сахарного диабета. (Ацетон).

5 Вода, используемая для приготовления лекарственных средств. (Дистиллированная).

6. Биологически активные вещества белковой природы, регулирующие многие физиологические функции организма. (Гормоны).

7 Гормон поджелудочной железы, регулирующий количество сахара в крови. (Инсулин).

8. Ответ на загадку: «Крупинка может жизнь спасти, а килограммы дом снести». (Нитроглицерин).

9. Главная «химическая лаборатория» организма. (Клетка).

10. Вещество, употребляемое женщиной особенно в первые три месяца беременности, влияющее на появление детей с умственным отставанием, иногда с полным отсутствием мозга. (Алкоголь).

11. Вещества табачного дыма, вызывающие раковые заболевания. (Канцерогенные).

12. Химический элемент, содержащийся в костной ткани, способствующий выведению из организма солей тяжелых металлов, участвующий в свертывании крови. (Кальций).

13. Химический элемент, способствующий лучшему усвоению железа организмом, помогающий женщинам вынашивать и рожать здоровых детей и вызывающий бесплодие при его дефиците. (Медь).

14. Особо важный из всех микроэлементов, защищающий человеческий организм от раковых заболеваний, болезней сердца, токсического воздействия радиации, сильный стимулятор иммунитета, продлевающий жизнь человека. (Селен).

15. Одно из лекарственных средств домашней аптечки, используемое при обработке гнойных ран. Разлагается под влиянием каталазы крови с образованием кислорода, поднимающего на поверхность раны из глубоко лежащих тканей частички гноя, кровь и микробов. (Пероксид водорода).

16. Капуста, содержащая много йода. (Ламинария).

17. Ответ на загадку:

Имеет вещество гидроксогруппу. Кто примет внутрь его, тот смотрит тупо.

Имеет запах специфичный: чуть хлебный, не совсем обычный.
Конкурс капитанов

Предположим, ученые изобрели аппарат для получения кислорода из воды. Аппарат запущен в широкое производство. Спрогнозируйте возможные изменения в человеческом организме. (5 мин.)


И грянул бой...

Командам дается слово «радикулит». В течение 2 минут написать название заболеваний, начинающихся на каждую букву этого слова. (Например, ревматизм, астма, дизентерия, инфаркт миокарда, колит, умственная отсталость, ларингит, инсульт, туберкулёз).


Дело пахнет керосином...

Команды задают друг другу вопросы.



Команда №1. 1.Зачем одна из фирм мелкие игрушки для детей наполняет сульфатом бария? (Если ребёнок проглотит такую игрушку, её можно обнаружить с помощью рентгена).

2. Расскажите, в чем тут дело: гасили то, что не горело? (Пищевую соду гасили уксусом).

3. Почему опьяневший человек замерзает на морозе быстрее трезвого? (Алкоголь расширяет кровеносные сосуды и увеличивает теплоотдачу).

Команда №2. 1. Какая кислота всегда находится в желудке здорового человека, а при недостатке ее употребляют как лекарство? (Соляная кислота).

2. Какой газ называют «веселящим», и почему он так называется? (Оксид азота (Ι). При его вдыхании возникает состояние опьянения, притупляется физическая боль).

3. Есть ли позитивное направление использования наркотических веществ? (Да, например, анестезия).

Лекарства из аптечки

В пяти пронумерованных пробирках находятся растворы лекарств из домашней аптечки: йодной настойки, перманганата калия, бриллиантового зеленого, пероксида водорода, нашатырного спирта. Внимательно посмотрев, как настоящие детективы, определите по цвету и запаху (нюхать осторожно) вещества. Напишите формулу и определите класс вещества (возможные).



Ответы:

Йодная настойка - I2 – простое вещество, неметалл.

Перманганат калия - КМnО4 - сложное вещество, соль.

Бриллиантовый зелёный – С27Н36N2SO4 – сложное вещество.

Пероксид водорода - Н2О2 – сложное вещество, пероксид.

Нашатырный спирт – NH3.Н2О – сложное вещество, основание.



Трудные вопросы.

Команды отвечают по очереди на три вопроса ведущего. Четвертый вопрос

оценивается в пять баллов в том случае, если команда ответит на него сразу. С увеличением количества подсказок пропорционально уменьшается количество заработанных баллов.

Команда № 1. 1. Какую роль выполняет пищевая сода при изжоге? (Сода нейтрализует соляную кислоту, боль исчезает).

2. Какой « сахар» не едят, так как он ядовит? («Свинцовый сахар» – ацетат свинца - Рb (CН3СОО)2. По внешнему виду «свинцовый сахар» напоминает сахар, на вкус сладкий, но сильно ядовит).

3. Какую водку не станет пить даже сильно пьющий человек? Каков её состав? (Царскую водку, состоящую из соляной и азотной кислот, соотношение которых 3:1).

4. а) В организме человека его содержится 3,5г, из них 2,5г. в крови. (5б.)

б) По распространенности в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию, и алюминию. (4б.)

в) Первоначально единственным источником содержания его в чистом виде были упавшие на Землю метеориты. (3б.)

г) Первобытный человек стал использовать орудия из него несколько тысячелетий до нашей эры. (2б.)

д) В честь него назван век. (1б.)

Ответ: железо.

Команда № 2. 1. В одежде, из какой ткани можно загореть и получить дополнительную дозу витамина D? (Из ацетатного шёлка).

2. Какую формулу и химическое название имеет питьевая сода, пищевая сода, медицинская сода. (NаНСО3 – гидрокарбонат натрия).

3. О каком лекарственном растении идет речь? Какое вещество содержится в нем, способное довести до слёз, но и лечащее при этом? Растёт в затененных местах, оврагах, у дорог, вблизи жилья. Листья, помещенные в молоко, предохраняют его от скисания. Свежие мясо и рыба, переложенные этим растением, дольше сохраняются. (Крапива, муравьиная кислота).

4. а) Это лекарственное средство, содержащее бензольное кольцо, разрушается желудочным соком, поэтому используют его ароматическое производное – натриевую соль, которая в желудке не разрушается. (5б.)

б) Этот антибиотик не только убивает стафилококков, вызывающих у человека заражение крови, но и побеждает возбудителей дифтерии, менингита, воспаления легких. (4б.)

в) Вырабатывается грибком из класса Дейтеромицеты. (3б.)

г) Производство его было налажено в суровые годы Великой Отечественной войны. Под руководством профессора З. Ермольевой в Московских бомбоубежищах были расставлены чашки Петри с картофелем, смоченным слабым раствором медного купороса. Это были приманки для плесневых грибов. Из них то и получали прекрасного истребителя микробов. (2б.)

д) Грибок, из которого получают этот антибиотик, представляет собой зеленую плесень. (1б.)

Ответ: пенициллин.

Музыкальная пауза

Каждый человек на своем рабочем месте производит шум. Если его упорядочить, то он превратится в музыку. Попробуйте на этих профессиональных инструментах фармацевта-технолога изобразить мелодию народной песни «Калинка» (Команды получают пробирки, шпатели, колбы, стеклянные палочки, мерный цилиндр, ложечки для сыпучих веществ).



Легкие задания

1. Добавьте буквы в начале или в конце слова так, чтоб получилось название химического элемента, имеющего отношение к изучаемому курсу «Химия и медицина»: ром, желе, маг, полон, три, род, инк, мышь, герман, крем, бар, трон.

Ответ: бром, хром, железо, магний, полоний, натрий, родий, цинк, мышьяк, германий, кремний, барий, стронций.

2. Переставьте буквы, и вы получите название химического элемента, изученного вами на одном из занятий курса: тазо, саре, дьме, орребес езелож, сликодор, мникрей, сорфоф, елнес.

Ответ: азот, сера, медь, серебро, железо, кислород, кремний, фосфор, селен.

Всезнаевские обгонялки

Вопрос для обеих команд задается один. Своим звуковым сигналом (свисток, звук сотового телефона) команда извещает о готовности отвечать.

1. «Белый враг» человека, слишком любим сладкоежками. (Сахароза).

2. О ней сказано: «Сапоги мои, того, пропускают аш-два-о». (Вода).

3. Очень сладкий углевод меда и виноградного сока. (Глюкоза).

4. Если вы любитель острых ощущений, то гормон «стресса» присутствует в ваших надпочечниках. (Адреналин).

5. Это вещество легко обнаружить с помощью раствора йода, но лучше сварить из него вкусный кисель. (Крахмал).

6. При чрезмерном употреблении этого органического вещества след идущего человека напоминает синусоиду. (Алкоголь).

7. Без него пища кажется безвкусной. Это вещество называют «белым ядом», поэтому употребляйте его в меру. (Поваренная соль).

Инсценировка

Кто из вас в детстве не мечтал стать великим артистом? Пусть ваши мечты сбудутся. Средством движений, звуков, шума, свиста изобразить звук рождающейся воды из подожженного в пробирке водорода.



Жюри подводит итоги занятия, награждает команду – победительницу. Учащимся, успешно освоившим курс по выбору, вручаются сертификаты общеобразовательного учреждения Родниковской средней общеобразовательной школы.

Учитель вместе с учащимися проводит рефлексию завершившегося курса по выбору.







База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница