Тематический план дисциплины 5 Виды и содержание занятий по дисциплине 5 1



Скачать 130,81 Kb.
Дата26.06.2015
Размер130,81 Kb.



СОДЕРЖАНИЕ


1.

Основные положения

2

1.1.

Краткая характеристика предмета изучения

2

1.2.

Цели и задачи дисциплины

3

1.3.

Место дисциплины в учебном плане

3

1.4.

Требования к знаниям, умениям и навыкам

4

2.

Тематический план дисциплины

5

3.

Виды и содержание занятий по дисциплине

5

3.1.

Лекции

6

3.2.

Самостоятельная работа студентов (СРС)

10

4.

Учебно-методические материалы по дисциплине

12

5.

Лист внесения изменений

13
















































  1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ




    1. Краткая характеристика предмета изучения

Курс «Здоровый образ жизни» является факультативной дисциплиной. Программа курса подготовлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования на основании государственных требований к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки выпускников высших учебных заведений. Изучением дисциплины у студентов формируются представления о здоровом образе жизни с учетом современных тенденций и акцентом на личную ответственность. При изучении дисциплины используются знания из области медицины, психологии, валеологии, физиологии.

В программе представлены основные подходы к пониманию здоровья человека на современном этапе. Обозначены основные составляющие этого феномена; представлена концепция единства физического, физиологического и психического здоровья. Основной акцент в программе сделан на формирование личностной ответственности студентов в профилактике и лечении различных состояний, на сохранение здоровья в целом. Один из разделов программы посвящен стрессовым расстройствам, психосоматической патологии, их предупреждению. Рассмотрены современные представления о психофизиологических реакциях на стресс, способах проблемно-решающего поведения или выстраивания защит, результатом которых могут быть различные неконструктивные формы поведения.

Курс «Здоровый образ жизни» рассчитан на 40 часов.

• проведение лекций - 6 часов,


• самостоятельная работа – 34 часа.

    1. Цели и задачи дисциплины применительно к специальности 030501.65 - «Юриспруденция»

Цель преподавания дисциплины – ознакомить студентов с современными подходами к проблеме формирования здоровья, включая психическое здоровье; акцентировать внимание на личной ответственности каждого за состояние своего здоровья, показать преимущества здорового образа жизни.

Задачи изучения дисциплины:

a. расширить знания студентов о структуре и механизмах формирования здорового (нездорового) образа жизни, показать единство психического и физического здоровья;

b. приобщить студентов к мировому уровню культуры здоровья;

c. сформировать у студентов потребность в здоровом образе жизни,

e. познакомить студентов с механизмом возникновения и развития психосоматических заболеваний;

f. нацелить студентов на приобретение соответствующих знаний, умений, навыков, направленных на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих.


    1. Место дисциплины в учебном плане, взаимосвязь с предшествующими и последующими дисциплинами, роль в системе профессиональной подготовки специалистов.

Дисциплина «Здоровый образ жизни» относится к циклу общих гуманитарных дисциплин федерального компонента ГОС ВПО специальности 030501.65 - «Юриспруденция»

1.4. Требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми должны обладать студенты в результате изучения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен знать:


• основные направления в развитии современных представлений о здоровом образе жизни;
•составляющие здорового образа жизни;
• факторы современной жизни, оказывающие влияние на здоровый (нездоровый) образ жизни;
•средства и методы поддержания здорового образа жизни
Уметь:
• планировать мероприятия, направленные на профилактику здорового образа;
• распознавать факторы, угрожающие здоровому образу жизни.

В результате изучения дисциплины студенты должны иметь навыки работы с учебной литературой, научными и публицистическими журналами, статистическими сборниками.



  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

Распределение часов по темам и видам занятий



Наименование темы

Распределение часов по видам занятий

ДО

ЗО

ЗСО

Лек-ции

Пр. зан.

СРС

Лек-ции

Пр. зан.

СРС

Лек-ции

Пр. зан.

СРС

1 СЕМЕСТР

1

Понятие «здоровье» - медико-биологические, психологические, социальные аспекты.

1

0

4

1

0

4

1

0

4

2

Роль двигательной активности в сохранении и укреплении здоровья.

1

0

6

1

0

6

1

0

6

3

Роль естественных природных факторов в сохранении и развитии здоровья.

1

0

6

1

0

6

1

0

6

4

Питание как фактор здоровья.
Питание как материальная основа жизнедеятельности организма человека, его психического и физического здоровья.

1

0

6

1

0

6

1

0

6

5

Психофозиологическая регуляция, ее составляющие.
Адаптивные возможности человека.

1

0

6

1

0

6

1

0

6

6

Аддиктивное поведение, его виды. Биологические, физиологические, психологические и социальные аспекты его формирования.

1

0

6

1

0

6

1

0

6


































Итого

6

0

34

6

0

34

6

0

34


3.Виды и содержание занятий по дисциплине

3.1 Лекции

Тема 1. Понятие «здоровье» - медико-биологические, психологические, социальные аспекты. Здоровый образ жизни как основа формирования, сохранения и восстановления индивидуального здоровья.


Индивидуальные различия в понимании здоровья. Общественные критерии здоровья. «Культура» и здоровье. Социальные, психологические, биологические составляющие здоровья. Роль наследственности и среды в формировании здоровья. Примеры влияния нездорового образа жизни на человека. Определение «здоровья» на в современной науке. Здоровье и болезнь. «Валеология» как наука о здоровом образе жизни, ее развитие. Хелсизм – всемирное движение за здоровый образ жизни. Количественные и качественные показатели здоровья. Ананьев В.П. и его вклад в развитие представлений о здоровом образе жизни: «цветок потенциалов». Основополагающие принципы, приоритетные направления, факторы и компоненты ЗОЖ. Образ жизни, его составляющие. Роль здорового образа жизни человека в воспроизводстве, формировании, сохранении, потреблении, восстановлении здоровья. Значение ЗОЖ для профилактики инфекционных заболеваний, психических расстройств, отравлений, травм, формировании зависимых форм поведения. Деятельность Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по пропаганде и внедрению ЗОЖ. Содержание международной программы «Здоровье для всех», государственных программ формирования и пропаганды ЗОЖ в странах с высоким рейтингом здоровья и значительной продолжительностью жизни. Программы «Здоровье населения».
Опорные понятия темы: критерии здоровья (нездоровья), здоровье и болезнь, «цветок потенциалов», компоненты ЗОЖ.

Тема 2. Роль двигательной активности в сохранении и укреплении здоровья.


Биологическая потребность организма в движениях. Двигательная активность (ДА) как незаменимый фактор жизнедеятельности. Понятие о привычной ДА, ее соответствии биологической потребности организма в движениях.
Влияние оптимальной двигательной активности на организм человека, физическое развитие, работоспособность. Интегральное воздействие оптимальной ДА на психику, физическое состояние, уровень здоровья, заболеваемость, продолжительность жизни, смертность. Понятие о гигиенической норме ДА и патологических состояниях, связанных с ее нарушением. Представление о гипокинезии, гиподинамии; распространенность.
Виды гипокинезии: физиологическая, привычно-бытовая, профессиональная, клиническая, школьная, климатогеографическая. Изменения, происходящие в организме при гипокинезии. Дефицит физической активности как ведущий фактор риска развития патологических состояний. Особенности двигательной активности детей. Гиперкинезия и ее влияние на организм.
Адаптация к различному режиму двигательной активности. Оптимальная двигательная активность. Диагностика состояния опорно-двигательного аппарата (тест). Адаптационные возможности ребенка. Соблюдение правил личной гигиены и закаливание.

Опорные понятия темы: фактор жизнедеятельности, оптимальная двигательная активность, дефицит активности, гигиеническая норма ДА, гипокинезия, гиподинамия, гиперкинезия.

Тема 3. Роль естественных природных факторов в сохранении и развитии здоровья.

Закаливание как средство повышения функциональных резервов организма и его устойчивости к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Основные факторы закаливания. Физиологические механизмы закаливающих воздействий на организм. Закаливание к холоду, высокой температуре воздуха, низкому атмосферному давлению.


Показания и противопоказания к конкретным способам закаливания. Понятие о пассивном и активном закаливании. Методические принципы, формы и методы закаливания. Воздушные и солнечные ванны, сауна, паровая баня. Закаливающие водные процедуры: обтирание, обливание, ножные ванны, купание, «моржевание». Индивидуальный подход к процессу закаливания. Массаж. Особенности проведения массажа при смене часовых поясов. Нетрадиционные методы лечения и их роль в сохранении и развитии здоровья. Искусственное ультрафиолетовое облучение и аэроионизация.
Опорные понятия темы: функциональный резерв организма, пассивное и активное закаливание, индивидуальный подход, нетрадиционные методы лечения.
Тема 4. Питание как фактор здоровья.

Питание как материальная основа жизнедеятельности организма человека, его психического и физического здоровья.


Энергетические затраты и энергетическая ценность пищи. Обмен веществ и энергии. Рекомендуемые величины физиологической потребности в энергии и пищевых веществах. Значение для жизнедеятельности организма, потребность и нормирование белков, жиров и углеводов. Физиологическое значение и потребность в витаминах, минеральных элементах, биомикроэлементах. Балластные вещества, вторичные нутриенты, экзогормоны. Роль хлорида натрия в организме, баланс и нормы потребления. Значение жидкости, водный обмен, суточная потребность организма в воде. Приоритетные направления улучшения качества продуктов питания: производство и использование экологически чистых продуктов; сохранение биологической ценности продуктов; увеличение производства продуктов повышенной биологической ценности, с пониженным содержанием животного жира, сахара, поваренной соли; расширение ассортимента природных продуктов питание; сохранение природного комплекса биологически активных веществ. Употребление биологически активных веществ в качестве пищевых добавок (БАД).
Понятие о рациональном питании. Основные элементы рационального питания. Сбалансированное питание. Понятие о культуре питания, ее роль в профилактике заболеваний. Роль питания в возникновении патологических состояний. Принципы рационального режима питания. Значение соблюдения режима питания для сохранения и укрепления здоровья. Особенности вскармливания грудным молоком. Заболевания, передающиеся человеку через продукты питания. Пути и способы их профилактики.
Опорные понятия темы: энергозатраты, энергетическая ценность продуктов питания, обмен веществ, рациональное питание, сбалансированное питание.
Тема 5. Психофозиологическая регуляция, ее составляющие.
Адаптивные возможности человека. Роль нервной системы в процессе адаптации. Понятие «стресса»: физиологический и психологически подходы. Стресс как реакция борьбы или бегства, связанная с двигательной активностью. Роль интеллектуальных нагрузок в формировании стрессовых реакций. Физиологические и психологические составляющие стресса. Стадии развития стресса, ранние предупреждающие признаки. Причины возникновения стресса. Механизм формирования стрессовой реакции. Особенности реагирования в стрессовой ситуации: понятие копинг-стратегий, их роль в профилактике психосоматических заболеваний. Основные формы проблемно-решающего поведения. Понятие эвастресса. Виды защитных форм поведения. «Эмоциональное отреагирование» и его роль для здоровья человека. Особенности стрессового поведения мужчин и женщин. Стресс в детском возрасте. Стресс-зависимые заболевания: посттравматичекие стрессовые расстройства, расстройства адаптации.
Опорные понятия темы: адаптация, стресс, копинг-стратегии, расстройств адаптации, ПТСР

Тема 6. Аддиктивное поведение, его виды. Биологические, физиологические, психологические и социальные аспекты его формирования.


Аддикция как форма адаптации. Увлечение и зависимость. Потребностно-мотивационный механизм формирования зависимости. Бессознательные механизмы аддиктивного поведения. Зависимость как результат нарушения мышления и восприятия. Необходимые и достаточные причины формирования зависимого поведения. Способствующие и подкрепляющие причины. Виды зависимостей. Проблема лечения зависимого поведения.
Алкоголизм и табакокурение: национальные и исторические особенности появления и употребления на Руси. Феномен «российского алкоголизма». Биологическое, физиологическое и психологическое действие алкоголя на человека. Генетические и социальные условия формирования. Влияние алкоголя и никотина на здоровье человека. Репродуктивная функция и алкоголизм. Игромания как наиболее сложная форма зависимости. Виды игроманов. Способы профилактики. Пищевая зависимость, ее формы, механизмы формирования, влияние на здоровье. Биологические, физиологические, психологические механизмы действия наркотических веществ. Наркотическое состояние, психическая и физическая зависимость, возникновение механизма толерантности. Общие закономерности течения наркоманий. Группы риска среди молодежи. Факторы и механизмы возникновения наркоманий и токсикоманий. Общие признаки состояния наркотического опьянения. Принципы и методы валеологической, психологической и социальной профилактики наркомании и токсикомании.
Причины и особенности формирования зависимого поведения в детском возрасте.
Опорные понятия темы: аддикция, необходимые и достаточные, способствующие и подкрепляющие, толерантность, меры профилактики.
3.2. Самостоятельная работа студентов (СРС)

Для самостоятельной работы студентов предлагается разработка контрольных вопросов по каждой теме лекции, написание и защита рефератов, поиск литературы по теме, выполнение контрольных заданий.


Примерный перечень тем рефератов.
1. Методы профилактики психо-эмоционального перенапряжения.
2. Как сохранить зрение.
3. Особенности работы зрительных анализаторов в детском возрасте.
4. Иммунитет. Способы его укрепления.
5. Роль прививок для профилактики заболеваний: «за» и «против».
6. Особенности памяти в дошкольном возрасте.
7. Особенности адаптации организма к различным климатическим условиям.
8. Влияние ультрафиолетового излучения на организм человека.
9. Закаливание организма как средство укрепления здоровья.
10. Режим дня, его роль в профилактике нервно-психических нарушений в детском возрасте.
11. Значение биоритмов для рациональной организации образа жизни.
12. Инвалидность как социальное явление.
13. Принципы рационального питания.
14. Основы вегетарианства.
15. Причины нарушений сна.
16. Особенности табакокурения в России.
17. Кто такой «алкоголик».
18. Особенности женского алкоголизма.
19. Последствия ранних сексуальных контактов.
20. Последствия аборта. Методы профилактики.
21. Что необходимо знать о венерических заболеваниях?
22. Атеросклероз, факторы риска, профилактика.
23. Кариес - причины, способы профилактики.
24. Витамины в нашем рационе.
25. Микроэлементы - роль в формировании здоровья.
26. СПИД - современное состояние проблемы.
27. Факторы риска заболеваний у детей в пренатальный период.
28. Стратегия понимания здорового образа жизни студентами и преподавателями.
29. Влияние геомагнитных дней на состояние здоровья человека.
30. Вредно ли работать на компьютере?
31. Понятие «культура здорового образа жизни»: исторический, социальный аспекты.
32. Средства массовой информации, их роль в формировании здоровья населения.
33. Депрессия – что это?
34. Влияние семьи на психо-эмоциональное состояние детей.
35. Методы профилактики стресса.
36. Позитивный настрой как источник здоровья.

4. Учебно-методические материалы по дисциплине

4.2 Основная литература

  1. Морозов М.А. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний / М.А. Морозов. – СПб.: СпецЛит, 2012. - 168 с. - То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=105041

  2. Рубанович В.Б. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие / В.Б. Рубанович, Р.И. Айзман, М.А. Суботялов. - 2-е изд., стер. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010. - 224 с. : ил.,табл., схем. - (Университетская серия). - То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57603

  3. Чуприна Е.В. Здоровый образ жизни как один из аспектов безопасности жизнедеятельности: учебное пособие / Е.В. Чуприна, М.Н. Закирова. - Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2013. - 216 с. - [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256099 

4.2 Дополнительная литература

1. Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: Учебное пособие для высшей школы / Г.П. Артюнина и С.А. Игнатькова. - 4-е изд.,перераб. - М.: Академический Проект, 2008. - 560 с.



5. Лист внесения изменений
В УМК дисциплины вносятся следующие изменения:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Разработчик________________________________________Н.И. Апанасюк_________


должность, подпись, Ф.И.О.

УМК дисциплины пересмотрен и одобрен на заседании


кафедры математики и естественных наук «___»___________ 20__г.
Заведующий кафедрой ______________ Б.А. Середовских _______

подпись, Ф.И.О.






База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница