Вера Анатольевна Елагина, директор школы Сыктывкар 2010 Открытый информационный доклад



Скачать 326,67 Kb.
Дата26.06.2015
Размер326,67 Kb.

Министерство образования Республики Коми
Управление образования администрации МО ГО «Сыктывкар»
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22» г. Сыктывкара

Открытый информационный доклад
новый рисунок (2)

Вера Анатольевна Елагина,

директор школы

Сыктывкар

2010

Открытый информационный доклад

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 22» г. Сыктывкара
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определила главные задачи современной школы – «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на различные жизненные ситуации».

Таким образом, возможности образования связываются с развитием потенциала личности, с развитием возможностей учащихся в различных сферах деятельности. Речь идёт о достижении новой возможности образования – возможности формирования у обучаемых способности самостоятельного решения не только учебных, но и разнообразных познавательных и иных проблем – коммуникативных, ценностно-ориентационных (мировоззренческих, нравственных), практических (в том числе проблем организации совместной деятельности, проблем принятия решения в ситуации выбора).

Исходя из этого, Программой развития школы определена стратегическая идея – реализация компетентностного подхода к обучению и воспитанию учащихся, которая предполагает формирование и развитие у них следующих компетентностей и способностей:


  • ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою роль и предназначение в обществе, способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в окружающей действительности, умение выбирать целевые и смысловые установки, умение принимать решения;

  • общекультурных: духовно-нравственные основы жизни человека, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, опыт освоения учеником окружающего мира, познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры;

  • учебно-познавательных: владение способами организации, целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки, навыками самостоятельной познавательной деятельности, умение действовать в нестандартных ситуациях, креативность;

  • информационных: владение современными средствами информации, информационными технологиями, поиск, анализ и отбор необходимой информации;

  • коммуникативных: владение различными социальными ролями, знание способов взаимодействия с окружающими, навыки работы в группе, коллективе;

  • социально-трудовых: способность решать экономические, правовые и другие социальные задачи на основе целостной научной картины окружающего мира с позиции ценностей гражданского общества и демократического государства;

  • личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие, саморегуляция и самоподдержка, самопознание, культура мышления и поведения.

Тем самым развитие школы осуществляется целенаправленно в русле модернизации системы российского образования.

Данный доклад является публичным отчётом Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 22» г. Сыктывкара и содержит информацию о результатах её работы в свете реализации основных направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Информационный доклад является одним из направлений информационного обеспечения деятельности школы и адресован обучающимся, их родителям, педагогам, органам власти, общественности.



1. Переход на новые образовательные стандарты
Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновлённое содержание образования.

(Д.А. Медведев)
Переход от образовательных стандартов «второго поколения», содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, к новым образовательным стандартам (стандартам «третьего поколения»), содержащим требования к школьным программам, результатам, которые должны продемонстрировать дети, условиям, которые должны быть созданы в школе для достижения этих результатов, определён Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» как важнейшее условие обновления содержания образования.

Администрация школы традиционно уделяет значительное внимание обновлению содержания образования в целях более полного удовлетворения образовательных запросов обучающихся и их родителей. Обновление содержания образования в школе происходит за счёт расширения содержания некоторых предметов, введения новых курсов, применения новых учебно-методичеких комплектов и различных педагогических технологий.

Содержание образования в школе направлено на реализацию компетентностного подхода к обучению учащихся, который предполагает формирование и развитие учебной, предметной, социальной, информационно-коммуникативной компетентностей, способности к выполнению практической деятельности, готовности к продолжению образования, к трудовой деятельности, к ответственности за качество своего труда, способности реализовать потребности в здоровом образе жизни.

Содержание образования в школе находит отражение в учебном плане, разработанном на основе действующих государственных образовательных стандартов, Базисного учебного плана БУП-2004 и конкретизируется в рабочих учебных программах, составленных на основе примерных программ по каждому предмету учебного плана на ступень обучения.

Учебный план сохраняет в необходимом объёме содержание образования, являющегося обязательным на каждой ступени обучения, преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами, обеспечивает предпрофильную подготовку учащихся девятых классов и профильное обучение учащихся десятых-одиннадцатых классов.

Учебный план и логика его построения отражают основные задачи и цели, стоящие перед школой, создают возможности для развития способностей обучающихся с учётом их интересов и психологических особенностей. При разработке учебного плана школы учитываются результаты изучения образовательных запросов учащихся и их родителей.

Особенностью содержания образования в школе является введение в учебный план предметов и курсов, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников, интереса к познанию, потребности и желания учиться в школе:


  • на первой ступени обучения - интегрированных курсов «ИЗО и художественный труд», «Окружающий мир», «Краеведение», «Интеллект»;

  • на второй ступени обучения – курсов «Основы русской словесности», «Наглядная геометрия», «История Республики Коми», «Географическое краеведение», пропедевтического курса физики, элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки;

  • на третьей ступени обучения – практикумов по алгебре, геометрии, русскому языку, элективных предметов, изучение предметов на базовом и профильном уровнях.

С переходом школы на БУП – 2004 увеличилось количество классов, изучающих информатику и ИКТ как учебный предмет. В третьих и четвертых классах реализуется безмашинный вариант обучения. Для девятиклассников помимо учебного предмета (информатика) проводится элективный курс «Рисуем, программируя». В старшей школе в классах информационно-технологического профиля информатика изучается на профильном уровне, в классах социально-гуманитарного профиля – как базовый предмет.

Условием, обеспечивающим качественную реализацию школьных образовательных программ, является их преемственность и завершённость, которая обеспечивается использованием учебно-методических комплектов одной линии, отвечающих запросам учащихся и их родителей.

На первой ступени обучения реализуется общеобразовательная программа начального общего образования через учебно-методические комплекты (УМК) Л.В.Занкова, «Школа 2100», «Планета Знаний», «Школа XXI века».

В основной и старшей школе используются УМК М.М. Разумовской по русскому языку, В.Я. Коровиной по литературе, И.Ф. Шарыгина по наглядной геометрии, И.Т. Семакина по информатике, В.А. Касьянова по физике, Л.Н. Боголюбова по обществознанию, Н.В. Загладина по истории и другие.

Начало перехода школы на новые образовательные стандарты планируется с 2011-2012 учебного года. Поэтому уже в 2009-2010 учебном году была начата работа по подготовке к нему:


  • изучены соответствующие нормативные документы;

  • проведены тематические совещания при директоре, заседания методического совета, школьных методических объединений;

  • в годовой план работы на 2010-2011 учебный год включены мероприятия по разработке нового учебного плана, рабочих учебных программ.

Эффективность внедрения и реализации образовательных стандартов «третьего поколения» Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» тесно связывает с развитием системы оценки качества образования.

В школе разработана и реализуется система оценки качества образования, позволяющая оценить результаты деятельности школы по трём направлениям: качество условий, качество процесса, качество результата на всех уровнях.

Способом получения внешней оценки деятельности школы, общественной поддержки в решении конкретных задач, стоящих перед ней, средством обеспечения её открытости, публичности, являются:


  • открытый информационный доклад директора школы (издаётся с 2006 года);

  • отчёты, доклады, выступления на конференциях, форумах, выставках разного уровня;

  • выступления в средствах массовой информации;

  • родительские конференции и собрания;

  • изучение общественного мнения по наиболее важным вопросам школьной жизни;

  • проведение «горячих линий», «дней открытых дверей».

Таким образом, школа готова к нововведениям по обновлению содержания образования, имеет многолетний опыт опытно-экспериментальной работы, неоднократно являлась опорной площадкой Министерства образования Республики Коми, КРИРОиПК.
2. Развитие системы поддержки талантливых детей
Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвлённая система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

(Д.А. Медведев)
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определила задачи, направленные не только на обновление содержания образования, но и на развитие творческой среды для выявления и поддержки особо одарённых детей в каждой общеобразовательной школе.

Задача школы заключается в том, чтобы помочь ребенку осознать свои возможности и создать условия для их оптимального развития. В нашей школе сложилась система работы с одарёнными детьми, которая охватывает все ступени обучения.

С целью выявления индивидуальных особенностей будущих первоклассников и формирования готовности к школьному обучению для детей старшего дошкольного возраста организована работа школы будущего первоклассника (ШБП) «Ступеньки к школе». Разработана и реализуется Программа предшкольной подготовки – программа работы с детьми и их семьями, рассчитанная на учебный год.

С 2004 года в школе реализуется новая образовательная система: предпрофильная подготовка и профильное обучение.

Предпрофильная подготовка позволяет подготовить выпускников основной школы к выбору профиля и способа дальнейшего обучения и является условием организации профильного обучения на старшей ступени. Предпрофильная подготовка включает изучение девятиклассниками курсов по выбору; информационную работу с учащимися, их родителями и учителями; психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки; рейтинговую оценку образовательной деятельности учащихся – портфолио, профильную ориентацию учащихся; государственную (итоговую) аттестацию выпускников основной школы в новой форме.

Учителями школы разработано 28 программ элективных курсов, которые охватывают все предметные области, дают возможность девятиклассникам установить межпредметные связи и обеспечивают профильную ориентацию.

Важную роль в системе предпрофильной подготовки играет портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения (в конкретном случае – за девятый класс). Он относится к разряду «аутентичных» (истинных, наиболее приближенных к реальному оцениванию) индивидуализированных оценок и ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Дополняя традиционные контрольно-оценочные средства, портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. и является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

Средством дифференциации и индивидуализации, позволяющим создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования, является профильное обучение. В результате реализации программы экспериментальной работы в школе создана и функционирует следующая модель профильного обучения: реализуются три профиля (информационно-технологический, социально-гуманитарный, химико-биологический), действуют однопрофильные и двухпрофильные классы.

Обновлению, жизненной направленности содержания образования способствует система дополнительного образования, которая расширяет и углубляет базовое образование, развивает способности и дарования детей, удовлетворяет образовательные потребности учащихся школы и реализует образовательные функции в форме интеллектуальных, психолого-педагогических услуг в условиях свободного времени детей.

Дополнительное образование реализуется в школе путём создания внутренней сети кружков, клубов по интересам, секций, профильных отрядов, а также расширения связей с районными учреждениями дополнительного образования. В школе организована работа:



кружков и студий:

«Прикладное творчество»

«Художественный шрифт. Буквица»

Хоровое пение

Вокал

Интеллект



Эрудит

Логика


Краеведение

Волшебный клубок




спортивных секций:

пионербол

волейбол

баскетбол

мини-футбол

ГО

спортивные танцы




клубов по интересам:

«Пресс-центр»

«Крутые тигры»

«Эпл стар»



профильных отрядов:

«По улицам родного города»

«Юный эколог»

«Спортивный»



Школа сама по себе не может обеспечить реализацию всего диапазона детских и родительских потребностей, удовлетворяемых в рамках дополнительного образования, поэтому она активно сотрудничает с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, другими общеобразовательными учреждениями Эжвы. Учащиеся посещают кружки и секции при Центре детского творчества «Интерес», Дворце спорта, Доме культуры «Бумажник», Детско-юношеской спортивной школе №6, Реабилитационном оздоровительном центре, занимаются в музыкальной и художественной школах.

С 1999 года в школе существует ШДОО (школьная детская общественная организация) «Республика ШКИД», которая является основой для развития ученического самоуправления. Детское самоуправление входит в общую структуру управления школой, объектом его управления является жизнь ученического коллектива. Смысл ученического самоуправления состоит в том, что дети приобретают личный опыт демократических отношений и навыки его осмысления, что эта коллективная, самостоятельная, творческая, активная деятельность позволяет им влиять на школьную политику.

Особая роль в выявлении и развитии индивидуальных особенностей школьников принадлежит внеклассной работе, осуществляемой во внеурочное время с использованием самых разнообразных форм.

Развитию у школьников механизма самообразования и самореализации, созданию устойчивой мотивации к учению способствует организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Проектная деятельность органично вошла в образовательный процесс школы и стала его неотъемлемой частью. Она объединяет все предметные области и в зависимости от задач, поставленных перед конкретной проектной работой, занимает урочное, внеурочное, внеклассное время обучающегося. По объему времени, которое отводится на выполнение проекта, в школьной практике используются:


  • открытые проекты, работа над которыми продолжается в течение нескольких лет и может выполняться разными творческими коллективами. Примером такого проекта может быть работа по немецкому языку – путеводитель по историческим местам Эжвы «Всему начало Слобода», исследовательская работа по химии и экологии «Родники»;

  • долгосрочные проекты, к которым относятся основное количество работ, выполняемых в школе в течение учебного года. Например, проект «История моей семьи в истории России», «Школьный парк», «Память сердца хранит» (Сборник сочинений об участниках Великой Отечественной войны);

  • краткосрочные проекты – работы, продолжительность которых колеблется от урока до нескольких месяцев: «Рождество в Германии», перевод одного стихотворения, боевые листки, подготовка выставочных работ и др.

Исследовательская деятельность способствует развитию креативности личности ребёнка, формированию у него исследовательской культуры, представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах – с другой.

Учителя школы владеют исследовательским методом обучения, применяя его и как универсальное средство ведения воспитательной работы, и как средство формирования у учащихся коммуникативной компетенции как на уроках, так и во внеурочной работе. Формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности осуществляется через создание проблемных ситуаций, активизацию познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построение гипотез. Учебные исследования выполняются детьми и в ходе подготовки домашнего задания: проведение наблюдений, постановка опыта, проблемный анализ текста, подготовка вопросов для дискуссии, творческие работы.

Формами организации исследовательской деятельности в школе являются научное общество учащихся «Исток» (создано в 2004 году), которое объединяет учащихся 1-11 классов, и школьная ученическая научная конференция «Открытие». На конференции ежегодно представляют свои исследовательские работы до сорока учеников.

Учащиеся, подготовившие лучшие творческие работы, участвуют в различных конкурсах и конференциях: «Подрост», «ЮНИОС», «Родник», «Человек в истории России», «Моя малая Родина», «Зеркало природы», «Шаг в будущее», «История семьи в истории Республики Коми», «Родники Эжвы», «Зеленая планета», «Голос ребенка» и др.; пятеро имеют публикации в республиканских сборниках.

В систему внеклассной работы в школе прочно вошли такие формы, как «Праздник науки и искусства», интеллектуальный марафон, предметные олимпиады, разнообразные интеллектуальные, спортивные, творческие конкурсы и соревнования, предметные недели.

Решение задачи развития ключевых компетентностей учащихся невозможно без использования современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребёнка за счёт уменьшения доли репродуктивной деятельности в образовательном процессе. Из числа современных образовательных технологий педагогический коллектив успешно реализует (в системе, либо в виде отдельных элементов) следующие:



  • развивающее обучение;

  • проблемное обучение;

  • разноуровневое обучение;

  • обучение с использованием групповых форм работы;

  • исследовательские методы обучения;

  • проектные методы обучения;

  • лекционно-семинарско-зачётная система обучения;

  • игровые технологии; обучение в сотрудничестве;

  • информационно-коммуникационнные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • система инновационной оценки «портфолио»;

  • технология «дебаты»;

  • технология этического диалога;

  • технология образовательного путешествия.

Особое внимание администрация и педагогический коллектив школы уделяют стимулированию интеллектуальной и творческой активности детей. Его средства разнообразны:

  • объявление благодарности в приказе;

  • награждение Почётной грамотой администрации школы;

  • выдвижение на получение наград различного уровня;

  • помещение фотографии на школьной доске почёта;

  • проведение школьных конкурсов «Ученик года», «Класс года»;

  • награждение на ежегодной церемонии «Достояние года» в различных номинациях.

Эффективность работы школы по выявлению и поддержке одарённых в той или иной сфере деятельности детей подтверждается следующими результатами:

  • высоким уровнем охвата учащихся школы кружками и секциями:




  • активностью и результативностью участия школьников в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, играх:



  • ростом социальной активности учащихся – всё больше школьников принимают участие в деятельности общественных организаций, акциях социального характера, в реализации социальных проектов:

3. Совершенствование учительского корпуса
Ключевая роль в школе принадлежит учителю. И нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. Но что ещё более важно – для пополнения школ новым поколением учителей.

(Д.А. Медведев)
Обеспечение полноценного и качественного образования невозможно без высокопрофессиональных кадров.

Школа укомплектована педагогическими кадрами. Педагогический коллектив сегодня насчитывает 61 работника.

По стажу работы коллектив представляет собой оптимальное сочетание опытных и начинающих педагогов: 13% имеют педагогический стаж до пяти лет, 33% - от 5 до 15 лет, 54% – свыше 15 лет.

Средний возраст педагогического коллектива – 38,5 лет.

Уровень образования педагогических кадров соответствует требованиям: 87% учителей имеют высшее педагогическое образование, 13% - среднее специальное, продолжают учиться в вузах 1,6%.

Несмотря на рост числа педагогов, приток молодых специалистов, сохраняется высокий уровень квалификации педагогического коллектива: 65% учителей имеют высшую и первую квалификационные категории.

В школе создана система материальной и моральной поддержки педагогов, направленная на повышение заинтересованности работников в результатах труда, поддержку лучших педагогов, привлечение перспективных педагогических кадров.

Материальная поддержка осуществляется за счёт средств фонда стимулирующих выплат. Премии педагогам назначаются по итогам года и ежемесячно дифференцированно, в зависимости от результатов работы. В школе создана система оценки качества образования, позволяющая отследить результаты работы каждого педагога. Распределение стимулирующих выплат носит открытый характер. К нему администрация школы привлекает представителей педагогического коллектива.

Система моральной поддержки включает в себя:


  • объявление благодарности в приказе;

  • награждение Почётной грамотой администрации школы;

  • выдвижение на получение наград различного уровня;

  • помещение фотографии на школьной доске почёта;

  • проведение школьных конкурсов педагогического мастерства «Самый классный классный», «Учитель года»;

  • награждение учителей на ежегодной церемонии «Достояние года» в различных номинациях;

  • оказание методической помощи при подготовке к участию в конкурсах педагогического мастерства различного уровня;

  • оказание методической помощи молодым учителям через организацию наставничества и работы школы молодого учителя;

  • организацию методической учёбы педагогического коллектива.

Всё это позволяет создать благоприятный психологический климат в коллективе, деловые отношения, настрой на совместную реализацию целей и задач, стоящих перед школой. Большинство педагогов заинтересованы в результатах своей работы, готовы к нововведениям, работают на перспективу, принимают участие в планировании работы школы, разработке целевых комплексных программ, экспериментальной работе, развивая свой творческий потенциал, направляя свою деятельность на развитие школы и развитие личности учащихся.

Высокий уровень профессиональной компетентности педагогов школы подтверждается



  • ростом уровня квалификации педагогов:




  • ростом образовательного уровня членов педагогического коллектива:




  • регулярным, в соответствии с графиком (один раз в пять лет) обучением на различных курсах повышения квалификации:




  • результатами аттестации педагогических кадров:



  • победами в Конкурсе по отбору лучших учителей государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в рамках ПНПО (4 педагога), в профессиональных конкурсах, наличием публикаций, участием в жюри районных олимпиад и конкурсов, в работе экспертных групп, выступлениями на районных и республиканских конференциях и семинарах, результатами обучения и воспитания, активным участием в инновационной работе:




  • наличием государственных и отраслевых наград: 12 педагогов награждены Почётными грамотами министерства и образования и науки Российской Федерации, 29 – Министерства образования Республики Коми, 1 – орденом Трудовой Славы III степени, 1 – знаком «Почётный работник общего образования», 3 – «отличник образования».

Высокой оценкой деятельности педагогического коллектива являются победы в республиканском этапе Всероссийского конкурса «Лучшие школы России» (2005 год), конкурсном отборе лучших образовательных учреждений в рамках ПНПО (2006, 2008 годы).

4. Изменение школьной инфраструктуры
Сам облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно. Если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом.

(Д.А. Медведев)
Сохранение и развитие материально-технической учебной базы школы является непременным условием обеспечения высокого качества образования, создания комфортной образовательной среды. Поэтому администрация школы уделяет большое внимание развитию её материально-технической базы. Значительно этому способствовало получение гранта по ПНП «Образование» (2006, 2008 годы).

Сегодня в школе 25 кабинетов, из них шесть кабинетов начальных классов, девятнадцать – предметные. Практически все кабинеты (80%) оснащены новой ученической мебелью. Все предметные кабинеты имеют необходимую материально-техническую базу для организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с современными требованиями.

Несмотря на серьёзные финансовые трудности, с которыми сталкивается школа, за последние три года выполнен частичный ремонт пищеблока, заменены двери запасных выходов, произведены замена проводки и светильников в мастерских, кабинетах информатики и русского языка и литературы), произведён частичный ремонт кровли козырьков, запасных крылец, восстановлена кирпичная кладка спортзала, выполнен ремонт отмостки, произведены ремонт лотков теплотрассы и водопровода холодного водоснабжения, произведена частичная замена санузлов в туалетах на первом этаже, заменены полы в мастерских, приобретены ксерокс, компьютеры (4), проекторы (3), интерактивные доски (2), корпусная мебель для 6 учебных кабинетов.

Нерешённой остается проблема замены электропроводки и светильников в учебных кабинетах, капитальный ремонт пищеблока, шатровой крыши, установка ФЭС, ремонт канализационной системы и системы холодного водоснабжения; требуется установка камер видеонаблюдения.

Приоритетным направлением работы школы является компьютеризация учебно-воспитательного процесса, создание единой информационной сети. Сегодня кабинеты информатики и ИКТ, истории, физики и математики, начальных классов оснащены современным компьютерным оборудованием (интерактивные доски, мультимедийные проекторы, сканеры, принтеры); функционирует читальный зал – медиатека.

В школе два компьютерных класса. Оснащённость компьютерами составляет 21 учащийся на одно компьютерное место.

Для организации воспитательной работы и дополнительного образования активно используются микрофоны, цифровой фотоаппарат, музыкальный центр, синтезатор, светоустановка.

Школьная библиотека укомплектована необходимыми учебниками (на 92,0%) за счет благотворительной помощи ежегодно оформляется подписка на методические журналы, детские газеты и журналы (10 наименований), за счёт внебюджетных средств пополняется фонд методической, научно-популярной, справочной и художественной литературы. Ежегодно приобретаются учебники для профильного обучения, для работы по БУП-2004.

Оценивая материально-техническую базу школы, можно говорить о наличии условий для обеспечения достаточно высокого качества образования учащихся, организации исследовательской и экспериментальной работы, применения в образовательном процессе информационных технологий.
5. Сохранение и укрепление здоровья школьников
Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно «кивать» только в их сторону нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги. Нужно уйти от усреднённого подхода в этом вопросе. К каждому ученику должен быть применён индивидуальный подход – минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Тем более что к перегруженным программам обучения в обществе тоже много вопросов.

(Д.А. Медведев)
Школа является местом активной деятельности ребёнка на протяжении девяти – одиннадцати лет. Самые важные периоды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь, совпадают с важнейшим социальным этапом детством – получением среднего образования. В этот период на здоровье школьников оказывает влияние большой комплекс социально-гигиенических, экологических и других факторов. К сожалению, далеко не всегда это влияние положительное. Факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся, делятся на две группы: факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом, школой (внутришкольные факторы); внешние по отношению к школе факторы. Задача школы – сохранить и укрепить здоровье детей за счёт снижения влияния школьных факторов риска.

Для решения этой задачи в школе реализуется комплексная целевая программа «Школа. Дорога к здоровью», «Программа адаптации учащихся пятых классов», мероприятия по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса содержатся в Программе развития школы (раздел «Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса»).



Основой поддержания здоровья учащихся является система профилактических мероприятий:

для снижения интенсификации учебного процесса:

  • обеспечивается разумное сочетание труда и отдыха учащихся: в соответствии с действующим санитарным законодательством утверждены режим учебных занятий, 45-минутная продолжительность уроков, 10-минутная - перемен; организованы 2 большие перемены по 20 минут, динамические паузы для учащихся 1-4 классов; введены дополнительные каникулы для первоклассников;

  • расписание уроков составляется в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями;

  • реализуется ступенчатый режим обучения в первых классах, определена допустимая учебная нагрузка учащихся в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими нормами;

  • организовано обучение на дому учащихся по медицинским показаниям;

в целях соблюдения физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса:

  • используются только допущенные Министерством образования и науки Российской Федерации учебники;

  • применяются здоровьесберегающие технологии;

  • обеспечивается оптимальный воздушно-тепловой режим и освещенность кабинетов;

  • поддерживается удовлетворительное санитарное состояние в школе, за соблюдением физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

  • осуществляется контроль за санитарно-гигиеническими условиями в школе, организацией питания учащихся, физического воспитания;

  • организовано одно- и двухразовое питание учащихся в соответствии с утверждённым режимом питания;

  • проводится витаминизация пищи, кварцевание кабинетов начальных классов;

  • учащиеся обеспечиваются бутилированной водой для питья;

  • организована профилактическая работа по предупреждению инфекционных заболеваний;

для устранения недостатков в системе физического воспитания:

  • организована работа спортивных секций и специальных медицинских групп;

  • вводятся «малые формы» в структуру учебного дня для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение всего времени обучения (вводная гимнастика до учебных занятий с учащимися 1-2 классов, физкультминутки, физкультпаузы;

  • проводятся спортивные соревнования и спортивные праздники;

  • организованы занятия по плаванию в группах продлённого дня;

для формирования ценности здоровья и здорового образа жизни:

  • выпускаются санбюллетени, проводятся беседы по профилактике туберкулеза, ОРВИ, гриппа, вирусного гепатита В;

  • проводятся Дни здоровья;

  • проводятся месячник «Здоровый образ жизни – это стильно», акции «Здоровое поколение», «Нет наркотикам»;

  • организуются мероприятия по профилактике вредных привычек (классные часы, беседы, посещение «Музея вредных привычек», конкурсы рисунков, буклетов, сочинений и др.);

  • разработаны планы мероприятий по противопожарной безопасности, предупреждению травматизма и дорожно-транспортных происшествий.

Руководство и педагогический коллектив школы уделяет большое внимание организации и качеству питания учащихся. Для организации питания учащихся и работников школы заключён договор с Эжвинским муниципальным унитарным предприятием «Общественное питание». В школе разработана и реализуется программа организации и развития школьного питания «Школьное питание». Вопросы питания регулярно рассматриваются на Совете руководства, педагогических советах, совещаниях при директоре, Совете школы, проводится анкетирование учащихся и родителей на предмет удовлетворённости организацией и качеством питания.

Вопросы сохранения и укрепления здоровья находят отражение в содержании учебных предметов: окружающий мир, биология, природоведение, обществознание, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура, обслуживающий труд.

Одним из наиболее важных и сложных в системе работы администрации школы является вопрос обеспечения личной безопасности обучающихся. Комплекс мероприятий подразумевает такие направления деятельности, как создание безопасных условий пребывания школьников, соблюдение санитарно-гигиенического режима, мер противопожарной и электробезопасности, обучение безопасному поведению, знанию норм и правил, ведение обязательной документации, определяемой номенклатурой дел и другое. Немаловажным фактором, напрямую влияющим на состояние травматизма в школе, является также периодически изменяющееся психоэмоциональное состояние детского коллектива, наличие и количество гиперактивных детей, работа с ними психолога и социального педагога, организация системы дежурства.

В школе создана необходимая нормативно-правовая база, обеспечивающая безопасность образовательного пространства: приказы по противопожарной безопасности, охране труда и технике безопасности, инструкции, должностные обязанности, Единые требования к учащимся, Правила поведения учащихся, планы эвакуации, планы по ГО и ЧС, журналы инструктажей для учащихся и работников школы, памятки. Заключены договоры по обслуживанию школы с Эжвинским муниципальным унитарным предприятием «Жилкомхоз», по обслуживанию автоматической противопожарной сигнализации – с ООО «Орбита», «тревожной кнопки» – с Федеральным государственным унитарным предприятием «Охрана» МВД России, по дератизации, дезинсекции – с Федеральным государственным унитарным предприятием «Дезинфекция».

С целью обеспечения антитеррористической и противопожарной безопасности в учебное время организовано постоянное дежурство администрации, учителей, учащихся, вахтёров, в вечернее и ночное время, а также в выходные дни – сторожей. В школе установлена «тревожная кнопка», система автоматической пожарной сигнализации, заменены двери запасных выходов, «рукава» на пожарных кранах, за центральным входом ведётся видеонаблюдение.

Ежегодно в школе проводятся практические мероприятия, формирующие способность учащихся и педагогов к действиям в экстремальных ситуациях, повышающие уровень культуры безопасности в образовательной среде и социуме. Регулярно с целью отработки действий при возникновении чрезвычайных ситуаций в школе проходят практические учения. По результатам учений действия коллектива школы в течение ряда лет оцениваются на «отлично» и «хорошо».

В школе проводятся конкурсы рисунков, сочинений, стенгазет, викторины по противопожарной безопасности и предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Ученики школы принимают участие и занимают призовые места в соревнованиях по пожарно-прикладным видам спорта «Серебряная штурмовка» в районе, республике, Российской Федерации.

В целях соблюдения законодательства о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств особое внимание уделяется хранению и обороту прекурсоров наркотических средств (соляная, серная кислоты), организован учёт и контроль расходования химических реактивов, имеющихся в кабинете химии и относящихся к прекурсорам наркотических веществ, проводится их ежемесячная сверка, обеспечено надёжное хранение прекурсоров.

Школа организует совместную работу с учреждениями здравоохранения по флюорографическому обследованию детей, санации полости рта, оценке нервно-психического здоровья и психофизиологического статуса детей и подростков, профилактическому осмотру детей.

За последние три года в целях обеспечения безопасных условий организации учебного процесса:



    • установлены точечные дымовые извещатели под потолком в спортивном зале и столовой;

    • определена категория взрывопожарной и пожарной опасности в столярной мастерской;

    • восстановлена дверь из коридора перехода в спортивный зал;

    • восстановлена система вентиляции в школьной столовой;

    • заменены светильники в трех учебных кабинетах и мастерских;

    • кабинеты повышенной опасности оснащены медицинскими аптечками;

    • регулярно закупаются медикаменты для медицинского кабинета школы;

    • ежегодно организуется летняя оздоровительная кампания;

    • приобретены порошковые огнетушители;

    • установлены указатели на путях эвакуации;

    • заменены двери запасных выходов.

Руководство школы ежегодно проводит анализ данных медицинских осмотров и динамики заболеваемости учащихся.

Результаты мониторинга заболеваний и состояния здоровья учащихся представлены в диаграмме:


Они показывают, что в течение трёх лет снижается количество часто и длительно болеющих детей, снижается количество детей с заболеваниями кишечно-желудочного тракта и органов дыхания. Это – результат целенаправленной работы по профилактике заболеваемости среди детей и созданию комфортной образовательной среды: ежегодная вакцинация, мероприятия по активизации двигательной активности обучающихся, приобретение ростовой ученической мебели, освещение классных досок, замена светильников в классах.

Наблюдается тенденция ослабления зрения обучающихся. Снижение зрения происходит главным образом в параллелях пятых классов и девятых-одиннадцатых классов, что связано с увеличением количества изучаемых предметов, предэкзаменационной подготовкой старшеклассников и по результатам исследования РАН является общероссийской тенденцией.

Анализ состояния детей по группам здоровья и физкультурным группам позволяет оценить общую картину здоровья учащихся школы, эффективность профилактической работы, проводимой в школе. На протяжении последних лет наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества учащихся с первой и второй группами здоровья и снижение с третьей:
Наряду с этим остается стабильным количество учащихся, отнесённых к основной медицинской группе, и количество учащихся, отнесённых к подготовительной и специальной медицинским группам, а также освобождённых от занятий физической культурой:
Анализ охвата питанием учащихся за последние три года свидетельствует об устойчивой тенденции увеличения числа учащихся, питающихся в школе, учащихся, питающихся организованно за счёт родительских средств, сокращается количество учащихся, питающихся самостоятельно через буфет:
Качество приготовленной в школьной столовой пищи удовлетворяет 87,3% опрошенных учащихся. Ассортимент выпускаемой продукции устраивает –56% детей. 55,6% учащихся удовлетворены культурой обслуживания. Стабильно количество учащихся, признанных в установленном порядке малоимущими (5-6%), второй год 3% детей из семей СОП получают бесплатное питание за счет муниципального бюджета. Впервые в этом году организовано модульное питание для учащихся, им охвачено 28,5% детей.

На протяжении трёх лет наблюдается рост числа педагогов, использующих здоровьесберегающие технологии.


На протяжении последних трёх лет не было случаев пищевых отравлений детей в школьной столовой, травматизма среди персонала, сохраняется низкий уровень травматизма учащихся (0,1%): в 2006-2007 учебном году – 1 случай, в 2007-2008 учебном году – ни одного, в 2008-2009 учебном году – 1случай.

Количество предписаний, вынесенных органами надзора за последние три года незначительно: 2005-2006 учебный год – 2; 2006-2007 учебный год – 2; 2007-2008 учебный год – 1, 2008-2009 учебный год – 1, 2009-2010 учебный год – 0. Организуется своевременное исполнение предписаний, не прерывая учебный процесс или во время подготовки школы к новому учебному году.

Приведённые данные свидетельствуют о комплексном решении проблем безопасности в школе: создаются здоровые и безопасные условия работы, ведется работа по предупреждению детского и взрослого травматизма, безопасной эксплуатации здания, в школе создан оптимальный режим труда и обучения.
Цели и задачи работы школы на 2010 – 2011 учебный год
Исходя из анализа состояния работы школы, степени решения тех или иных проблем, требований социального заказа, реальных возможностей школы, перспективных целей работы, определённых Уставом и Программой развития школы, целевыми комплексными программами определена миссия школы: развитие личности ученика с учётом способностей в соответствии с профессиональными интересами и намерениями продолжить дальнейшее образование; обеспечение качественного и доступного образования в условиях комфортной образовательной среды; создание условий для успешной социализации школьников; формирование ответственной, социально компетентной личности учащихся с активной жизненной позицией.

Основное содержание работы школы в 2010-2011 учебном году – мероприятия, направленные на дальнейшую реализацию основных направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

В соответствии с этим определены цели школы:

Раскрытие способностей каждого ученика, воспитание ответственного, патриотичного человека, личности, готовой к жизни в современном мире; обеспечение качественного и доступного образования в условиях комфортной образовательной среды.



Их достижение возможно при условии успешного решения следующих задач:

  • совершенствование содержания и технологий образования;

  • развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;

  • повышение эффективности управления школой;

  • развитие ресурсного обеспечения нововведений.

Решение задачи совершенствования содержания и технологий образования обеспечивает реализация мероприятий по следующим направлениям:

  • оптимизация нагрузки учащихся школы, расширение возможности дополнительного образования детей;

  • подготовка к переходу на новые ФГОС на первой ступени обучения;

  • обеспечение соответствия содержания образования требованиям государственных стандартов;

  • внедрение новых образовательных технологий (в том числе информационно-коммуникационных) и новых принципов организации учебного процесса;

  • совершенствование системы воспитания (формирование духовно-богатой, нравственной личности, воспитание патриота и гражданина, развитие опыта ученического самоуправления, повышение профессионального мастерства классных руководителей);

  • совершенствование содержания и технологий обучения, воспитания и развития;

  • сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса (обеспечение сохранения и укрепления здоровья ученика, обеспечение формирования здоровьесохраняющих культурных традиций семьи, обеспечение здоровьесохраняющей деятельности педагога).

Развитие системы обеспечения качества образовательных услуг достигается реализацией мероприятий по следующим направлениям:

  • совершенствование системы внутришкольного контроля;

  • использование открытого информационного доклада как механизма (инструмента) оценки и контроля качества деятельности школы;

  • развитие школьной системы оценки качества образования;

  • повышение уровня профессиональной компетентностей педагогов;

  • работа с одарёнными детьми.

Решение задачи повышения эффективности управления школой обеспечивается мероприятиями по следующим направлениям:

  • расширение социального партнёрства с целью привлечения дополнительных материальных, интеллектуальных и иных ресурсов;

  • создание Управляющего совета;

  • корректировка и пополнение нормативной базы, обеспечивающей развитие школы, разработка Программы развития школы на 2011-2016 годы;

  • использование информационных технологий в системе управления школой.

Ресурсное обеспечение нововведений обеспечивается мероприятиями по следующим направлениям:

  • повышение уровня профессиональной компетентности педагогических и управленческих кадров;

  • обновление учебно-материальной базы: приобретение учебно-лабораторного, компьютерного и технологического оборудования.


новый рисунок (2)

Контактная информация
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 22» г. Сыктывкара
Адрес:

167018

Республика Коми

г. Сыктывкар

ул. Мира, д. 14А
Телефон (факс): (8212) 63-16-02
e-mail: 22prof@rambler.ru




База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница