Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине (приложение 4) III. Методические указания для студентов по дисциплине



страница1/10
Дата23.06.2015
Размер2,31 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра Стоматология детского возраста

(название кафедры)

Учебно-методический комплекс по дисциплине


Ортодонтия и детское протезирование

Основная образовательная программа ___060201 Стоматология ___


(наименование ООП)

Утверждено на заседании

кафедры:

Протокол №153

«08» февраля 2013 г.

И.о. зав. кафедрой

Т.В. Ушакова

Автор-составитель:

Ларионов С.Н., канд.мед.наук, доцент

Чурсанов Д.М. ассистент
Архангельск 2013

Структура учебно-методического комплекса дисциплины
I. Рабочая -учебная программа (приложение 1)

Тематический план лекций (приложение 2)

Тематический план практических занятий (приложение 3)
II. Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине (приложение 4)

III. Методические указания для студентов по дисциплине (приложение 5)


IV. Фонд оценочных средств (приложение 6)



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации




«СОГЛАСОВАНО»

И.о. зав. кафедрой, к.м.н., доцент Ушакова Т.В.

«08» февраля 2013 г.
Рассмотрено на заседании кафедры

Протокол №153


«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета, д.м.н.

Оправин А.С.

«13» марта 2013 г.



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


По дисциплине - Ортодонтия и детское протезирование

По направлению подготовки – 060201 Стоматология

Курс - IV, V

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен ) – экзамен

Кафедра стоматологии детского возраста

Трудоемкость: 180 часов (5 зачетных единиц)

Архангельск, 2013



1. Цель и задачи освоения дисциплины

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов стоматологического факультета знаний и умений в методике обследования детей с зубочелюстными аномалиями, врожденными и приобретенными пороками развития зубочелюстной системы и челюстно-лицевой области, навыков диагностики, профилактики и лечения данной патологии, повышение качества знаний и навыков в освоении специальности.

Задачи изучения дисциплины

-ознакомить студентов с анатомо-физиологическими особенностями зубочелюстной системы ребенка в различные периоды развития челюстно-лицевой области;

- изучить вопросы этиологии и патогенеза зубочелюстных аномалий в детском возрасте;

-изучить особенности клиники зубочелюстных аномалий у детей, взаимосвязь их с общим состоянием здоровья детского организма, влияние зубочелюстных аномалий на состояние других органов и систем;

-овладеть методами диагностики (включая лабораторные, функциональные и другие методы дополнительных исследований) патологии зубочелюстной системы у детей;

-освоить методы исправления зубочелюстных аномалий у детей в различные возрастные периоды;

-освоить методы профилактики зубочелюстных аномалий у детей, а также основы диспансеризации пациентов с различной патологией челюстно-лицевой области.

2.Место дисциплины в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки__060201 Стоматология


3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:


Коды формируемых компетенций

Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции:

Выпускник должен обладать:

ОК-1

способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в своей профессиональной и социальной деятельности;

ОК-2

способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию;

ОК-3

способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, у уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства, знать историко-медицинскую терминологию;

ОК-4

способностью и готовностью анализировать экономические проблемы и общественные процессы, использовать методику расчета показателей экономической эффективности; знать рыночные механизмы хозяйствования, консолидирующие показатели, характеризующие степень развития экономики;

ПК -№

Профессиональные компетенции

ПК 1

способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками

ПК 3

способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности

ПК 5


способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного

ПК 6

способностью и готовностью проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп

ПК 9

способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных

технологий для решения профессиональных задач



ПК-13

способностью и готовностью проводить профилактические мероприятия по предупреждению возникновения стоматологических заболеваний, зубо-челюстных аномалий, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными

ПК-19

способностью и готовностью к сбору и записи полного медицинского анамнеза пациента, включая данные состояния полости рта

ПК-23

способностью и готовностью поставить диагноз, с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ)

ПК-24

способностью и готовностью к проведению диагностики типичных стоматологических заболеваний твердых и мягких тканей полости рта, зубочелюстно-лицевых аномалий у пациентов всех возрастов

ПК-36

способностью и готовностью к проведению несложного ортопедического лечения заболеваний полости рта у пациентов различного возраста


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:


- Морфологические и функциональные особенности зубочелюстной системы новорожденных и в периоды временного прикуса. Сроки прорезывания временных зубов, их форму, размеры. Форму и размеры зубных дуг. Динамику роста альвеолярных отростков.

- Морфологические и функциональные особенности зубочелюстной системы в период сменного и постоянного прикуса. Особенности роста челюстей, последовательность смены зубов. Варианты нормального развития ЗЧС при формировании постоянного прикуса. Характеристику сформированного постоянного прикуса.

- Этиологию и патогенез зубочелюстных аномалий. Основные причинные факторы, влияющие на рост и развитие челюстных костей, процессы прорезывания зубов. Механизмы формирования зубочелюстных аномалий.

-Классификации зубочелюстных аномалий. Их особенности.

- Клинические методы обследования ребенка в ортодонтическом кабинете.

- Дополнительные методы обследования

- Рентгенологические методы дианостики зубочелюстных аномалий

- Функциональные методы диагностики

- Схему постановки предварительного ортодонтического диагноза.

- Схему постановки оокончательного ортодонтического диагноза.

-Общие принципы ортодонтичекого лечения аномалий отдельных зубов и зубных рядов. Возрастные особенности лечения. Исправление аномалий ортодонтическими аппаратами, комплексный подход к исправлению.

Уметь:


- Проводить обследование ребёнка в ортодонтическом кабинете.

- Проводить дополнительные методы обследования.

- Проводить анализ внутриротовых рентгенографических снимков, телерентгенограмм, томограмм ВНЧС и ортопантомограмм.

- Проводить функциональные методы диагностики

- Ставить предварительный ортодонтический диагноз.

- Ставить окончательный ортодонтический диагноз.

- Исправлять аномалии ортодонтическими аппаратами.

Владеть:


- Методикой постановки предварительного ортодонтического диагноза

- Методикой постановки окончательного ортодонтического диагноза

-Алгоритмом планирования ортодонтического лечения, устранения функциональных, морфологических, эстетических нарушений. Алгоритмом прогнозирования результатов лечения.

- Алгоритмом этапов исправления зубочелюстных аномалий.

- Методами исправления различных аномалий зубного ряда

4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет _5_ зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестры

VIII

IX

Аудиторные занятия (всего)

96

60

36

В том числе:

-







Лекции (Л)

16

10

6

Клинические практические занятия (КПЗ)

80

50

30

Самостоятельная работа (всего)

48

30

18

Экзамен

36

36




Общая трудоемкость: часы

зачетные единицы

180







5








5. Содержание дисциплины:

5.1. Содержание разделов дисциплины





п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3




Морфологические особенности зубочелюстной системы ребенка в различные возрастные периоды. Классификация зубочелюстных аномалий. Этиопатогенез и профилактика зубочелюстных аномалий.


Основные этапы формирования зубочелюстной системы. Морфологическая и функциональная характеристика молочного, сменного и постоянного прикуса. Классификация зубочелюстных аномалий Энгля, Калвелиса и других, их оценка. Методы профилактики зубочелюстных аномалий в различные возрастные периоды. Выявление факторов риска, нарушенных функций, вредных привычек. Методы нормализации нарушенных функций.




Особенности клинического обследования ортодонтического больного. Биометрические методы диагностики зубочелюстных аномалий. Рентгенологические методы диагностики в ортодонтии. Функциональные методы диагностики в ортодонтии. Структура диагноза в ортодонтии и планирование лечения ортодонтического пациента.

Оценка общего развития ребенка. Лицевые признаки аномалий. Функциональные методы исследования (жевательные пробы, мастикациография, электромиография и др.). Объективное исследование состояния преддверия рта, зубов и зубных рядов, методика определения вида прикуса. Антропометрия в ортодонтии. Методы измерения моделей челюстей (Пон, Коркхауз, Снагина). Измерения на лице больного (индекс Изара). Рентгенологические методы (обычная рентгенография, ортопантомография, томография, телерентгенография). Структура диагноза, принципы составления плана лечения.




Дифференциальная диагностика и лечение основных разновидностей зубочелюстных аномалий. Основные принципы диагностики и лечения. Общая характеристика, механизм действия и показания к применению ортодонтических аппаратов. Гигиеническое обучение детей, находящихся на ортодонтическом лечении. Механизм адаптации. Сочетанные методы лечения зубочелюстных аномалий. Применение миогимнастики в ортодонтии. Детское зубное протезирование. Ортодонтическая и ортопедическая помощь детям с врожденными и приобретенными дефектами и деформациями.

Общая характеристика ортодонтических аппаратов. Классификация аппаратов по механизму действия, целевому назначению, месту расположения и способу фиксации. Механизм действия и показания к применению аппаратов различной конструкции. Предметы и средства для ухода за полостью рта при ортодонтическом лечении. Особенности гигиенического обучения ортодонтического пациента. Рекомендации по гигиеническому уходу по пользованию аппаратами. Механизм адаптации ребенка к аппаратам. Виды хирургических вмешательств, применяемых при лечении зубочелюстных аномалий. Показания к удалению временных и постоянных зубов, коррекции аномалийных уздечек губ, языка, мелкого преддверия рта. Применение миогимнастики и массажа при лечении аномалий. Дифференциальная диагностика и лечение аномалий отдельных зубов и зубных рядов, дистальной окклюзии, мезиальной окклюзии, вертикальной резцовой дизокклюзии, глубокой резцовой окклюзии и перекрестной окклюзии. Современные методы диагностики. Последствия утраты зубов у детей.

Показания к протезированию. Особенности конструирования детских зубных протезов. Сроки Современные методы и средства устранения зубочелюстных аномалий и деформаций. Этиология врожденных и приобретенных деформаций челюстно-лицевой области у детей. Диагностика.

Планирование комплексного лечения. Особенности ортодонтического и ортопедического лечения. Несъемные ортодонтические аппараты, лицевая дуга, лицевая маска. Показания к использованию. Отдаленные результаты. Ошибки и осложнения.

5.2. Разделы дисциплин и виды занятий






п/п

Наименование раздела дисциплины

Л


КПЗ

СРС

Всего часов




1

2

3

7

8

9




Морфологические особенности зубочелюстной системы ребенка в различные возрастные периоды. Классификация зубочелюстных аномалий. Этиопатогенез и профилактика зубочелюстных аномалий.


4

15


12

31




Особенности клинического обследования ортодонтического больного. Биометрические методы диагностики зубочелюстных аномалий. Рентгенологические методы диагностики в ортодонтии. Функциональные методы диагностики в ортодонтии. Структура диагноза в ортодонтии и планирование лечения ортодонтического пациента.

2

20

16


38




Дифференциальная диагностика и лечение основных разновидностей зубочелюстных аномалий. Основные принципы диагностики и лечения. Общая характеристика, механизм действия и показания к применению ортодонтических аппаратов. Гигиеническое обучение детей, находящихся на ортодонтическом лечении. Механизм адаптации. Сочетанные методы лечения зубочелюстных аномалий. Применение миогимнастики в ортодонтии. Детское зубное протезирование. Ортодонтическая и ортопедическая помощь детям с врожденными и приобретенными дефектами и деформациями.

10

45

20

75


6. Интерактивные формы проведения занятий

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги). В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять определенный процент аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП).

7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов



п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

Формы контроля

1.

Анатомо-физиологические особенности и факторы риска возникновения заболеваний челюстно-лицевой области детей разного возраста. Клиническое обследование ортодонтического пациента.

Подготовка мини-презентаций (5 мин.); рефераты, доклады. Разработка мультимедийных реферативных сообщений.

Оценка реферативных сообщений, дискуссия.

2.

Основные и дополнительные методы диагностики зубочелюстных аномалий

Подготовка мини-презентаций (5 мин.); рефераты, доклады. Разработка мультимедийных реферативных сообщений.

Оценка реферативных сообщений, презентаций, докладов

3.

Профилактика зубочелюстных аномалий

Подготовка мини-презентаций (5 мин.); рефераты, доклады, наглядных пособий.

Разработка мультимедийных реферативных сообщений. Подготовка текстов бесед для родителей, педагогов, воспитателей.




Оценка презентаций, рефератов, наглядных пособий и санитарных бюллетеней.


8. Формы контроля

8.1. Формы текущего контроля

- устные (собеседование, доклад )

- письменные (проверка тестов, контрольных работ, рефератов, конспектов, решение задач).

Перечень тем рефератов, докладов, эссе, контрольных и курсовых работ, сборники тестов и ситуационных задач приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».

8.2. Формы промежуточной аттестации (зачет).

Этапы проведения зачета.

1 этап - тестирование

2 этап - контроль практических навыков

3 этап- собеседование, решение клинических ситуационных задач

Вопросы к зачету и экзамену приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Список учебной литературы к изучению курса состоит из двух частей: основной и дополнительной.



9.1. Основная литература

1. Образцов Ю.Л. Пропедевтическая ортодонтия [Текст] : учеб. пособие/ Ю.Л.

Образцов, С.Н. Ларионов. -Санкт-Петербург: СпецЛит, 2007. -158, [2] с

9.2. Дополнительная литература.

1.Леус П.А., Профилактическая коммунальная стоматология.- М., Медицинская книга, 2008.- 444с.

2.Стоматологическая заболеваемость населения России. Состояние твердых тканей зубов. Распространенность зубочелюстных аномалий. Потребность в протезировании/ под ред. Кузьминой Э.М.- Москва, 2009.-236с.

3.Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060105 (040400) «Стоматология» в 2 частях. 2009 г.

4.Клинические ситуации с иллюстрациями для итоговой государственной аттестации выпускников медицинских Вузов Российской Федерации «Стоматология» Учебно-методическое по-собие. Коллектив авторов// М.,2008 - 218с.

9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Материальные средства

1. Учебные практикумы (2) на базе МУЗ «Детская стоматологическая поликлиника».

- мебель (рабочие столы, стулья, шкафы)

- ноутбуки Asus F3 Ys Samsung Acer

- мультимедийный проектор

- оверхед-проэктор

- диапроектор

- видеодвойка

- микроскоп поляризационный


3.Лечебные кабинеты:

- 2 терапевтических кабинета,

- ортодонтический кабинет на базе МУЗ «Детская стоматологическая поликлиника»,

- терапевтический кабинет на базе МУЗ «Опорно-двигательный реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями»



- стоматологическая установка Artu lux – 7 шт.

- стоматологическая установка Persus lux – 2 шт.

- наконечники турбинные – 7 шт.

- наконечники угловые с кнопкой – 1 шт.

- наконечники угловые с оптикой и внутренним спреем – 1 шт.

- компрессоры – 3 шт.

- прикресельные столы – 8 шт.

- камеры для хранения стерильных инструментов «Ультралайт» - 2 шт.

- рециркулятор передвижной РБ-07-Я-ФП-1 шт.

-рециркуляторы стационарные настенные – 2;

- гласперленовый стерилизатор «Termoest», «Termoest geramig» - 2 шт.

- стоматологические инструменты в наборе – 15 шт.

- аппарат эндодонтический многофункциональный для эффективного эндодонтического лечения (АЭ-01 эндо ЭСТ) – 1 шт.

- аппарат УЗТ – 1 шт.

- аппарат лазерный «Оптодан» - 1 шт.

- лампа фотополимеризационная – 2 шт.

- негатоскопы – 3 шт.

- расходные стоматологические и вспомогательные материалы;

- лекарственные средства.


Визуальные средства

1. Слайды

2. Муляжи

3. Плакаты

4. Модели

5. Демонстрационные средства и предметы ухода за полостью рта

6. Таблицы



«Профилактическая стоматология» - в 2-х частях.

«Кариес зубов у детей и его осложнения» - в 4-х частях.

«Терапевтическая стоматология детского возраста» - в 2-х частях.

«Пороки развития зубов, лица, челюстей у детей» - в 4-х частях.

Гигантская модель моляра, поражённого кариесом – 1 шт.

- модель языка – 2 шт.

- череп человека (анатомическая версия) – 2 шт.

- череп человека смонтированный – 2 шт.

- комплект зубов взрослого – 2 шт.

- комплект молочных зубов – 2 шт.

- развитие зубов – 2 шт.

- серия классических моделей зуба – 2 шт.

- «Зубы» - 2 шт.

- челюсть верхняя – 2 шт.

- челюсть нижняя – 2 шт.

- половина нижней челюсти – 2 шт.

- гигантская модель верхней и нижней челюстей – 2 шт.

Уход за зубами – 4 шт.

Зубные щётки в ассортименте;

- электрическая зубная щётка – 1 шт.

- аппарат для гидромассажа – 1шт.

Вспомогательные средства ухода за полостью рта (ёршики, флоссы, зубочистки);

- предметы ухода за языком;

- набор зубных паст;

- проспекты и журналы.

Таблицы малого формата к темам занятий – 54 шт.



Аудио-визуальные средства

1. Видеодвойка

LD KF20Р31

Видеофильмы:

- лечебно-профилактические аспекты употребления жевательной резинки;

- современные профилактические средства фирмы «Сонодент».



Средства обучения на бумажных носителях, в том числе

изданные кафедрой

1. Учебники

2. Учебно-методические пособия

3. Методические рекомендации для студентов


1.Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний: Учеб. Пособие/ Э.М.Кузьмина; Моск. Гос. мед. - стомат. ун-т.– М.: ПолиМедиаПресс, 2001- 214с.

2.Курякина Н.В. Терапевтическая стоматология детского возраста: [учебник]

/ Н.В.Курякина// Мед. кн. ; Н.Новгород : НГМА, 2001.-744 с.

3.Образцов Ю.Л., Ларионов С.Н. Пропедевтическая ортодонтия: учеб. пособие для студентов вузов/ Ю.Л. Образцов, С.Н. Ларионов-СПб, 2007.- 160 с.

4. Быков В.Л. Гистология и эмбриология органов полости рта человека / В.Л. Быков.- СПб: 2001.-246с.
1.Профилактика стоматологических заболеваний в схемах, таблицах и рисунках : учеб.-метод. пособие для самостоят. работы студентов стомат. и мед.-профилакт. фак. / [Ю. Л. Образцов, Л. А. Войтехович, Л. Н. Горбатова] ; Каф. стоматологии дет. возраста. - 2-е изд., испр. и доп. - Архангельск : Издат. центр СГМУ, 2006. - 72 с.

2.Рентгенолическая семиотика основных стоматологических заболеваний у детей : метод. пособие для самост. работы студентов / [Н.В.Корнеева и др.]// М-во здравоохранения Рос. Федерации, Арханг. гос. мед. акад. – Архангельск, 2004.-29 с.

3. Платонова Н. В. Особенности гигиенического стоматологического обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в организованных коллективах : учеб.-метод. рекомендации / Н. В. Платонова ; Сев. гос. мед. ун-т. - Архангельск : Издат. центр СГМУ, 2007. - 53 с.

4. Основы диагностики зубочелюстных аномалий у детей и подростков : учеб.-метод. пособие для самостоят. работы студентов / [Ю. Л. Образцов, С. Н. Ларионов] ; Сев. гос. мед. ун-т, Каф. стоматологии дет. возраста. - 2-е изд., доп. и перераб. - Архангельск : Пресс-Принт, 2002. - 59 с.


Соответствуют изучаемым разделам по детской стоматологии и темам занятий.

Электронные средства

1. Мультимедийные презентации

2.Компьютерные фотоальбомы клинических случаев


3. Видеофильмы.

- Кариес зубов у детей. Клиника. Диагностика. Лечение.

- Некариозные поражения зубов (несовершенный амело-, дентиногенез, флюороз, гипоплазия).

- Методика обследования ребёнка в клинике детской терапевтической стоматологии.

- Аномалии зубного ряда.

- Аномалии развития зубов.

- Вредные привычки у детей.

- Факторы риска.

- Этиопатогенез, классификации ЗЧА.

- Протезирование в детском возрасте.

-Дистальная окклюзия.

-Мезиальная окклюзия.

-Вертикальные аномалии.

-Аномалии зубныз рядов и отдельных зубов.

-Перекрестная окклюзия.

Зубочелюстные аномалии.

Некариозные поражения.

Заболевания пародонта.
Диагностика и лечение зубо-челюстных аномалий.

Damon system в практике врача ортодонта.

ICON- инновационная система инфильтрации кариеса.

Средства гигиены и предметы ухода за полостью рта.




11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине
Анкета-отзыв на дисциплину «________________» (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________


2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________


3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________


4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________


5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________


6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!
Автор (ы):


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

канд.мед.наук, доцент


Ларионов С.Н.




ассистент

Чурсанов Д.М.













Рецензент (ы):




Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись





































Приложение 2
Тематический план лекций
Учебная дисциплина – Ортодонтия

Направление подготовки – 060201 Стоматология

Семестр – VIII,IX

Количество часов, отведенное на курс, цикл – 80 час.

Курс – 4,5


№ лекций

Тема лекций



Количество

часов


№1

Этиопатогенез, классификация и диагностика зубочелюстных аномалий. Показания, общие принципы лечения детей с зубо-челюстными аномалиями. Гигиеническое воспитание детей, находящихся на ортодонтическом лечении.



№2

Аномалии развития зубов и зубных рядов.



№3

Аномалии прикуса в сагиттальной плоскости.



№4

Аномалии прикуса в вертикальной и трансверсальной плоскостях.



№5

Тканевые изменения при ортодонтическом лечении.



№6

Ошибки и осложнения в ортодонтической практике. Последствия преждевременной утраты зубов у детей. Особенности протезирования.



№7

Современные технологии исправления ЗЧС.



№8

Дисфункциональные заболевания ВНЧС у детей и подростков. Ортодонтические и ортопедические методы лечения в комплексном лечении детей с врожденными и приобретенными дефектами.



ИТОГО

16ч

Рассмотрено на заседании кафедры _________________________________

"___"_____________ 2013г.

протокол № ____________

Зав. кафедрой ___________________________________________________________

(ФИО подпись)

Приложение 3


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ_Ортодонтия _

2013 г.


1. Современные подходы к проблематике дисциплины

Отмечаются современные подходы к проблематике дисциплины.



2. Образовательные технологии

Отмечаются образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы (технология модульно-рейтингового обучения, информационные технологии, включая технологии дистанционного обучения, технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технологии организации группового взаимодействия и др.).



2.1. Активные и интерактивные формы проведения занятий

Дается краткое описание активных и интерактивных форм проведения занятий.

Порядок описания интерактивных форм представлен в приложении 5.

По желанию преподавателя описание может производиться в свободной форме.



2.2. Организация и контроль самостоятельной работы обучающихся

Отмечаются особенности организации и контроля самостоятельной работы

обучающихся.

3. Принципы и критерии оценивания результатов обучения

Раскрываются принципы и критерии оценивания результатов обучения (шкала оценивания (количественная и качественная), особенности рейтинговой системы и т.д.).



I. Тема № 1: Морфологическая и функциональная характеристика прикуса в различные возрастные периоды.

II. Актуальность темы: Зубочелюстные аномалии встречаются в любом возрасте и имеют высокую распространенность – 42.7%. Возрастные изменения зубочелюстной системы нередко трактуются как нарушение в ее развитии, поэтому знания морфо – функциональных особенностей зубочелюстной системы в различные возрастные периоды позволят избежать ошибок в диагностике и лечении зубочелюстных аномалий.

III. Количество часов для изучения темы – 5.

IV. Цель занятия: Добиться усвоения знаний о морфологических и функциональных особенностей зубочелюстной системы в различные возрастные периоды.

V. Перечень практических умений: Знать особенности строения челюстно-лицевой области новорожденного, сроки прорезывания временных и постоянных зубов у детей, сроки формирования и рассасывания корней временных зубов, сроки формирования корней постоянных зубов, отличительные особенности временных и постоянных зубов, состояние основных функций.

VI. Оснащение занятия: Контрольные модели челюстей, измерительные инструменты, наборы рентгенограмм, стоматологические инструменты.

VII. План проведения занятия и расчет времени:

  1. Вводное слово преподавателя – 5 мин.;

  2. Контроль исходных знаний студентов – 30 мин.;

  3. Разбор темы – 25 мин.;

  4. Освоение практических умений под контролем преподавателя – 140 мин.;

  5. Контроль результатов усвоения – 20 мин.;

6. Заключение преподавателя – 5 мин.

VIII. Вопросы, подлежащие рассмотрению на занятии:

  1. Особенности функции и строения зубочелюстной системы новорожденного.

  2. Морфо-функциональная характеристика ЗЧС в период временного прикуса.

  3. Морфо-функциональная характеристика ЗЧС в период сменного прикуса.

  4. Классификация зубочелюстных аномалий и их оценка.

IX. Содержание занятия:

1. Особенности функции и строения зубочелюстной системы новорожденного.

Разбор материала начинается с изучения основных особеннос­тей строения зубочелюстной системы у новорожденного, к которым от­носятся: отсутствие зу6ов, наличие хорошо развитого сосательного рефлекса; своео6разное строение губ, наличие десневых мембран, сла­бое развитие мимической и жевательной мускулатуры, прикрепление уз­дечки верхней губы у края альвеолярного отростка, особое строение элементов височно-нижнечелюстного сустава,. обуславливающий своеоб­разный характер движений нижней челюсти, преобладающий в передне­заднем направлении, хорошее развитие жировых комочков Биша, недос­таточное развитие лицевого скелета, наличие так называемой, физиологической прогнатии (ретрогении, с сагиттальной щелью до 15 мм, :вер­тикальная щель 2-3 мм ).

Следует обратить внимание на значение правильно протекающей функции сосания, обеспечивающей на I-OM году жизни не только пита­ние ребенка, но и активный рост костей челюстно- лицевой области, особенно нижней челюсти, а также предопределяющий правильное проте­кание функции, глотания и жевания.

2. Mopфo-функциональная характеристика зубочелюстной системы в период временного прикуса. Правила прорезывания временных зубов..

Разбираются основные закономерности процесса прорезывания вре­менных зубов: сроки, парность, порядок и последовательность. Эти закономерности в ряде случаев могут быть нарушены общими (болезни обмена, инфекционные и другие тяжелые заболевания) или местными факторами.

Во временном прикусе различают два периода: первый продолжается от 2 - 2,5 до 3;5 - 4 лет, второй - 3,5-4 до 5,5-6 лет.. Основными осо­бенностями первого периода являются: плотное расположение фронтальных зубов отсутствие физиологической стираемости и подвижности зубов, наличие opтогнатического прикуса, расположение дистальной поверхности вторых временных моляров в одной плоскости. Во втором периоде временного прикуса являются xapaктерные черты, свидетельст­вующие об активации ростовых процессов и дальнейшем совершенствова­нии зубочелюстной системы: появляются физиологические диастемы и тремы между фронтальными зу6ами, возникают фасетки стирания времен­ных зубов усложняется характер движений нижней челюсти, появляет­ся подвижность отдельных зу6ов в результате начавшейся резор6ции корней, изменяется характер взаимоотношения зубных рядов, что связано­ с определенными перестройками в суставе и усилением интерсти­циального роста нижней челюсти. Дыхание носовое, глотание соматическое­, речь должна быть сформирована к 5 – 6 годам.

3. Характеристика зубочелюстной системы в период смены зубов. Сроки прорезывания постоянных зубов.

Период сменного, прикуса продолжается с 6 до 13 лет. В последние 2-3 десятилетия эти сроки значительно сдвинулись в сторону их омоложения, что связано с более ранним прорезыванием постоянных зубов. Необходимо обратитъ внимание на основные закономерности процесса прорезывания постоянных зубов, влияние состояния корней временных зубов на прорезывание постоянных, демонстрируя это на пациентах, рентгенограммах и диагностических моделях челюстей. Осо­бое внимание о6ращается на роль преждевременной потери зубов временного прикуса, а также патологии периодонта временных зубов на разви­тие постоянных. Разбираются признаки постоянного ортогнатического прикуса с указанием характера взаимоотношения зубов в переднем и боковых отделах, в трех плоскостях: сагиттальной, вертикальной, трансверсальной.

4. Классификация ЗЧА Энгля, Калвелиса, Персина Л.С., ВОЗ их оценка

Разбор классификаций ЗЧА целесообразно начать с изучения классификации Энгля которая является основой всех существующих классификаций. Студенты должны дать характеристику каждого класса аномалий по Энглю, их основные признаки, а также отличия первого и второго подклассов второй группы аномалий. Ценным в классификации Энгля является его указание на необходимость учитывать характер соотношения первых постоянных моляров, хотя его утверждение о постоянстве их места прорезывания было ошибочным. При дифференциальной диагностике аномалий по Энглю необходимо обращать внимание на характер соотношения жевательных зубов, что позволяет избежать возможных диагностических ошибок. Так в результате смещения первых моляров верхней или нижней челюсти на место ранее удаленных временных моляров можно не заметить имеющуюся аномалию и, наоборот, поставить диагноз аномалии при ее отсутствии. Разбираются основные виды аномалийного положения отдельных зубов с демонстрацией на контрольных моделях. В качестве примера разбираются современные классификации ЗЧА: Д.А.Калвелиса, Л.С.Персина, ВОЗ отмечаются их отличительные особенности.



X. Отработка практических умений по теме занятия проводится в ортодонтическом кабинете кафедры стоматологии детского возраста. Студенты проводят прием пациентов с различными конструкциями ортодонтических аппаратов.

XI. Контроль результатов усвоения проводится преподавателем путем анализа решений ситуационных задач.

XII. Литература.

8.1. Основная литература

1. Образцов Ю.Л. Пропедевтическая ортодонтия [Текст] : учеб. пособие/ Ю.Л.

Образцов, С.Н. Ларионов. -Санкт-Петербург: СпецЛит, 2007. -158, [2] с

8.2. Дополнительная литература.

1.Леус П.А., Профилактическая коммунальная стоматология.- М., Медицинская книга, 2008.- 444с.

2.Стоматологическая заболеваемость населения России. Состояние твердых тканей зубов. Распространенность зубочелюстных аномалий. Потребность в протезировании/ под ред. Кузьминой Э.М.- Москва, 2009.-236с.

3.Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060105 (040400) «Стоматология» в 2 частях. 2009 г.

4.Клинические ситуации с иллюстрациями для итоговой государственной аттестации выпускников медицинских Вузов Российской Федерации «Стоматология» Учебно-методическое по-собие. Коллектив авторов// М.,2008 - 218с.
I. Тема № 2: Особенности клинического обследования ортодонтического больного. Выявление факторов риска зубочелюстных аномалий.

II. Актуальность темы: Клиническое обследование ребенка с отклонениями в формировании зубочелюстной системы является важным этапом диагностики аномалий. В процессе субъективного и объективного обследования врач имеет возможность выявить наиболее ценные сведения и симптомы, на основе которых у него складывается представление о сути заболевания и его особенностях. Известно, что закладка и формирование различных органов зубочелюстной системы происходит не одновременно. Поэтому при обследовании ребенка важно выяснить факторы, которые могли оказать свое влияние в тот или иной период развития организма. Недооценка анамнестических данных, бессистемный, невнимательный осмотр – все это может привести к диагностическим ошибкам.

III. Количество часов для изучения темы – 5.

IV. Цель занятия: Научить студентов методам клинической диагностики зубочелюстных аномалий.

V. Перечень практических умений: Уметь собрать анамнез, провести осмотр лица пациента, исследовать основные функции ЗЧС, оценить состояние мягких тканей полости рта, определить аномалии зубов, зубных рядов, прикуса.

VI. Оснащение занятия: Контрольные модели челюстей, измерительные инструменты, наборы рентгенограмм, стоматологические инструменты.

VII. План проведения занятия и расчет времени:

1. Вводное слово преподавателя – 5 мин.;



  1. Контроль исходных знаний студентов – 30 мин.;

  2. Разбор темы – 25 мин.;

  3. Освоение практических умений под контролем преподавателя – 140 мин.;

  4. Контроль результатов усвоения – 20 мин.;

6. Заключение преподавателя – 5 мин.

VIII. Вопросы, подлежащие рассмотрению на занятии:

  1. Особенности субъективного обследования ребенка в ортодонтическом кабинете.

  2. Методика объективного обследования.

  3. Методика исследования основных функций ЗЧС.

  4. Методика обследования полости рта и определения вида прикуса.

IX. Содержание занятия:

  1. Особенности субъективного обследования ребенка в ортодонтическом кабинете.

Разбор материала целесообразно начать с особенностями психологической подготовки ребенка к обследованию. Анамнез жизни и заболевания собирают со слов родителей ребенка. Обычно жалобы предъявляют родители ребенка. Они сводятся к наличию неправильного прикуса, некрасиво прорезавшихся зубов, задержки их прорезывания и т.д. Часто встречаются случаи, когда родителей больше тревожит какое-то незначительное нарушение в области передних зубов (например, небольшая диастема, поворот зуба), тогда как более значительные отклонения, например неправильный прикус, остаются без внимания. На данном этапе субъективного обследования необходимо выяснить, когда родители заметили те или иные отклонения в формировании зубочелюстной системы ребенка. Какие причины могли способствовать их появлению, как изменялся внешний вид ребенка с возрастом, когда и куда обращались за помощью, проводилось ли ранее лечение и каковы его результаты, как относился ребенок к проводимому лечению и выполнял ли рекомендации врача по режиму лечения. Выяснить, у кого из близких родственников ребенка имеются зубочелюстные аномалии, пороки развития и т.д. В беседе с родителями выявляются заболевания, ранее перенесенные ребенком.

  1. Методика объективного обследования.

Проводится общий осмотр ребенка. Он включает оценку физического развития и соответствие его возрасту ребенка, изучение осанки. Проводится осмотр лица пациента. Цель данного этапа обследования – выявление особенностей внешнего вида пациента, обусловленных наличием аномалии. Осмотр лица проводят в фас и профиль. При осмотре в фас определяют размеры верхней, средней и нижней трети лица, их соотношение, состояние носогубных, губно-подбородочных борозд, выраженность подбородка, определяют форму лица. Для выявления причин асимметрии проводят функциональные пробы.

  1. Методика исследования основных функций ЗЧС.

Для выяснения типа дыхания необходимо взять кусочек разволокненной ваты, попросить пациента сомкнуть губы и поднести его поочередно к каждой ноздре, одновременно зажимая пальцем другую: по колебаниям ворсинок можно судить о проходимости носовых путей. Можно использовать пробу с глотком воды: пациенту предлагают взять в рот небольшое количество воды и удерживать ее как можно дольше. Если ребенок не может дышать носом, он вынужден проглотить воду уже через 30 секунд. Для объективной оценки состояния носового дыхания и количественной его характеристики существуют специальные методы исследования – ринопневмометрия, ринопневмотахография, общая плетизмография, спирография.

Для оценки функции глотания просят пациента проглотить слюну или небольшое количество воды. При нормальной функции глотания губы и зубные ряды сомкнуты, кончик языка упирается в передний участок твердого неба, никаких внешних признаков не наблюдается. Если глотание нарушено, в момент глотательного толчка появляется напряжение мышц подбородка, круговой мышцы рта и других мимических мышц (“симптом наперстка”), что связано с прокладыванием языка между зубами и отталкиванием его от внутренней поверхности губ. В покое у таких пациентов язык может располагаться между фронтальными зубами (Рис.5).

При таком глотании между передними зубами всегда обнаруживается вертикальная и (или) сагиттальная щель, протрузия передних зубов и другие нарушения.

Нарушения звукопроизношения чаще проявляются в виде ротацизма (нарушение произношения звука ”Р”), ламбдацизма (нарушение произношения звука ”Л”) и сигматизма (шепелявость). Поэтому для оценки функции речи попросите ребенка произнести слова, содержащие трудные по артикуляции звуки: язычные (р,л), свистящие (с,з,ц) и шипящие (ш,ж,ч,щ). Все дети с нарушением звукопроизношения в возрасте старше 5 лет должны быть направлены к специалисту - логопеду.



  1. Методика обследования полости рта и определения вида прикуса.

Это наиболее ответственный этап объективного обследования ребенка. Он включает следующие действия врача:

- оценка соотношения резцов в сагиттальной плоскости;

- оценка соотношения резцов в трансверсальной плоскости;

- оценка соотношения резцов в вертикальной плоскости;

- оценка соотношения боковых зубов в сагиттальной плоскости;

- оценка соотношения боковых зубов в трансверсальной плоскости;

- оценка соотношения боковых зубов в вертикальной плоскости.

X. Отработка практических умений по теме занятия проводится в ортодонтическом кабинете кафедры стоматологии детского возраста. Студенты проводят прием пациентов с различными конструкциями ортодонтических аппаратов.

XI. Контроль результатов усвоения проводится преподавателем путем анализа решений ситуационных задач.

XII. Литература.

8.1. Основная литература

1. Образцов Ю.Л. Пропедевтическая ортодонтия [Текст] : учеб. пособие/ Ю.Л.

Образцов, С.Н. Ларионов. -Санкт-Петербург: СпецЛит, 2007. -158, [2] с

8.2. Дополнительная литература.

1.Леус П.А., Профилактическая коммунальная стоматология.- М., Медицинская книга, 2008.- 444с.

2.Стоматологическая заболеваемость населения России. Состояние твердых тканей зубов. Распространенность зубочелюстных аномалий. Потребность в протезировании/ под ред. Кузьминой Э.М.- Москва, 2009.-236с.

3.Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060105 (040400) «Стоматология» в 2 частях. 2009 г.

4.Клинические ситуации с иллюстрациями для итоговой государственной аттестации выпускников медицинских Вузов Российской Федерации «Стоматология» Учебно-методическое по-собие. Коллектив авторов// М.,2008 - 218с.

I. Тема № 3: Методы биометрической диагностики зубочелюстных аномалий.

II. Актуальность темы: Биометрические методы изучения моделей челюстей дают возможность определить топографию и выраженность морфологических нарушений при аномалиях развития челюстей и зубных рядов, помогают поставить правильный диагноз и обосновать оптимальный план лечения пациента.

III. Количество часов для изучения темы – 5.

IV. Цель занятия: Научить студентов методам биометрической диагностики зубочелюстных аномалий.

V. Перечень практических умений: Уметь провести измерения на лице пациента,провести измерения на моделях челюстей методами Пона-Линдера-Харта, Снагиной , Коркхауза,уметь оценить полученные результаты, оьосновать методы исправления аномалий в зависимости от полученных результатов.

VI. Оснащение занятия: Контрольные модели челюстей, измерительные инструменты, наборы рентгенограмм, стоматологические инструменты.

VII. План проведения занятия и расчет времени:

1. Вводное слово преподавателя – 5 мин.;



  1. Контроль исходных знаний студентов – 30 мин.;

  2. Разбор темы – 25 мин.;

  3. Освоение практических умений под контролем преподавателя – 140 мин.;

  4. Контроль результатов усвоения – 20 мин.;

6. Заключение преподавателя – 5 мин.

VIII. Вопросы, подлежащие рассмотрению на занятии:

  1. Измерения на лице больного.

  2. Измерения методами Пона, Коркхауза.

  3. Определение размеров апикального базиса методом Снагиной.

IX. Содержание занятия:

1. Измерения на лице больного.

Определяют форму лица (широкое, узкое, среднее) с использованием индекса Изара. Для этого необходимо измерить длину лица от точки офрион, расположенной на пересечении средней линии лица с касательной к верхнему краю надбровных дуг, до точки гнатион, расположенной под подбородком по средней линии. Затем измеряют ширину лица в наиболее выступающих участках скуловых дуг. Полученный показатель длины лица делят на ширину и умножают на 100. Величины от 104 и более характеризуют узкое лицо, 97-103 – среднее, от 96 и меньше – широкое. Сочетание среднего лица с макродентией, а также узкого лица с нормальными размерами зубов (индивидуальная макродентия) может быть причиной скученного положения зубов.

Измерения методами Пона, Коркхауза.

2. Метод используется для определения ширины зубных рядов у детей в сменном и постоянном прикусе. Пон (Pont) установил наличие зависимости между суммой мезио-дистальных размеров резцов и ширины зубного ряда в области первых премоляров и моляров, которую он выразил премолярным и молярным индексами: 80 и 64.

При изучении данного метода необходимо обратить внимание студентов на правильность определения основных измерительных точек.

Метод Коркхауза позволяет установить сагиттальные размеры зубных рядов в зависимости от суммы ширины постоянных верхних резцов, определять укорочение или удлинение зубного ряда.

3. Определение размеров апикального базиса методом Снагиной.

Разобрать метод измерения моделей челюстей, предложенный Н.Г.Снагиной. Акцентировать внимание студентов на практическую значимость размеров апикального базиса для решения вопроса удаления или сохранения постоянных зубов в целях исправления ЗЧА.

Х. Отработка практических умений по теме занятия проводится в ортодонтическом кабинете кафедры стоматологии детского возраста. Студенты проводят прием пациентов с различными конструкциями ортодонтических аппаратов.

XI. Контроль результатов усвоения проводится преподавателем путем анализа решений ситуационных задач.

XII. Литература.

8.1. Основная литература

1. Образцов Ю.Л. Пропедевтическая ортодонтия [Текст] : учеб. пособие/ Ю.Л.

Образцов, С.Н. Ларионов. -Санкт-Петербург: СпецЛит, 2007. -158, [2] с

8.2. Дополнительная литература.

1.Леус П.А., Профилактическая коммунальная стоматология.- М., Медицинская книга, 2008.- 444с.

2.Стоматологическая заболеваемость населения России. Состояние твердых тканей зубов. Распространенность зубочелюстных аномалий. Потребность в протезировании/ под ред. Кузьминой Э.М.- Москва, 2009.-236с.

3.Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060105 (040400) «Стоматология» в 2 частях. 2009 г.

4.Клинические ситуации с иллюстрациями для итоговой государственной аттестации выпускников медицинских Вузов Российской Федерации «Стоматология» Учебно-методическое по-собие. Коллектив авторов// М.,2008 - 218с.

I. Тема № 4: Рентгенологические и функциональные методы диагностики зубочелюстных аномалий.

II. Актуальность темы: Рентгенологические и функциональные методы исследования дают возможность определить топографию и выраженность морфологических и функциональных нарушений при аномалиях развития челюстей и зубных рядов, помогают поставить правильный диагноз и обосновать оптимальный план лечения пациента.

III. Количество часов для изучения темы – 5.

IV. Цель занятия: Научить студентов методам рентгенологической диагностики зубочелюстных аномалий, ознакомить с методами функциональной диагностики.

V. Перечень практических умений: Уметь провести расшифровку внутриротовых рентгенограмм, ортопантомограмм, телерентгенограмм, томограмм , уметь оценить полученные результаты, обосновать методы исправления аномалий в зависимости от полученных результатов.

VI. Оснащение занятия: Контрольные модели челюстей, измерительные инструменты, наборы рентгенограмм, стоматологические инструменты.

VII. План проведения занятия и расчет времени:

1. Вводное слово преподавателя – 5 мин.;



  1. Контроль исходных знаний студентов – 30 мин.;

  2. Разбор темы – 25 мин.;

  3. Освоение практических умений под контролем преподавателя – 140 мин.;

  4. Контроль результатов усвоения – 20 мин.;

6. Заключение преподавателя – 5 мин.

VIII. Вопросы, подлежащие рассмотрению на занятии:

  1. Внутриротовая рентгенорафия.

  2. Ортопантомография.

3. Телерентгенография

4. Томография ВНЧС.

5. Функциональные методы диагностики.
IX. Содержание занятия:

1. Внутриротовая рентгенорафия.

В диагностике зубочелюстных аномалий внутриротовая рентгенография имеет ограниченное применение, поскольку не дает целостного представления о состоянии зубочелюстной системы.

Вместе с тем не следует пренебрегать этим методом, особенно в ситуациях, когда другие методы рентгенологического исследования применить невозможно.

Внутриротовая рентгенография может быть выполнена в 2 вариантах: контактным способом и в прикус. Во втором варианте рентгеновская пленка помещается между сомкнутыми зубными рядами, а рентгеновские лучи направляются на корень носа или на область дна полости рта.

При диагностике зубочелюстных аномалий метод позволяет решить следующие задачи:

- выявить наличие зачатка зуба, его состояние и стадию его формирования;

- определить стадию развития корня зуба;

- оценить состояние периапикальных тканей;

- обнаружить сверхкомплектный зуб;

- определить перспективы прорезывания зуба;

- выявить патологический очаг ограниченного характера.

2. Ортопантомография.

Ортопантомография – метод рентгенологического исследования, позволяющий получить плоское изображение объемных органов и поверхностей со сложным анатомическим рельефом, для чего используют вращающиеся рентгеновские трубки и кассеты относительно больного. Современные ортопантомографы позволяют изучить те отделы черепа, которые в силу геометрической формы не могут быть сняты методом обычной рентгенографии, и дают возможность получить одномоментное изображение всей зубочелюстной системы как единого функционального комплекса. Благодаря орторадиальному ходу луча панорамные томограммы почти лишены угловых искажений.

На правильно выполненной ортопантомограмме отображаются обе челюсти, венечный и мыщелковый отростки нижней челюсти, височно-нижнечелюстной сустав (правый и левый), придаточные пазухи и часть полости носа. Изображение зубов четкое, неискаженное по форме. Хорошо видны зубные полости, периодонтальные щели (особенно в зоне премоляров и моляров). Можно различить слой эмали, покрывающий коронки зубов, кариозные, травматические и другие дефекты тканей зубов. В ортодонтической практике ортопантомография является незаменимым методом исследования, который позволяет изучить:

- взаимоотношение зубных рядов в мезиодистальном и вертикальном направлениях;

- степень минерализации коронок и корней зубов, степень их сформированности;

- степень резорбции корней временных зубов и ее тип (физиологический, патологический);

- аномалии структуры твердых тканей зубов (гипоплазия, аплазия);

- наличие зачатков непрорезавшихся зубов, их положение в челюсти и перспективу прорезывания;

- аномалии формы и величины непрорезавшихся и прорезавшихся зубов и их корней;

- наклоны прорезавшихся зубов и ретенированных зубов по отношению к соседним;

- зубо-альвеолярную высоту в переднем и боковых участках челюстей;

- глубину резцового перекрытия;

- величину тел челюстей, ветвей и углов нижней челюсти;

- асимметрию правой и левой половин средней и нижней частей лицевого скелета;

- степень искривления носовой перегородки и величину носовых раковин;

- величину носовой полости и верхнечелюстных пазух;

- форму и расположение врожденной расщелины альвеолярного отростка и неба;

- латеральное смещение нижней челюсти;

- расположение суставных головок в суставных ямках, изменения структуры элементов височно-нижнечелюстных суставов;

- расположение подъязычной кости.



  1. Телерентгенография

Телерентгенография является наиболее информативным методом исследования зубочелюстной системы, позволяющим определить сущность морфологических изменений в лицевом и мозговом отделах черепа, обосновать диагноз и план лечения.

Анализ телерентгенограммы позволяет решить следующие задачи:

- определить профиль лица пациента;

- определить размеры челюстей и их апикальных базисов;

- определить положение челюстей относительно основания черепа;

- определить взаимное расположение челюстей;

- определить тип роста лицевого скелета;

- оценить положение зубов и развитие альвеолярных отростков;

- провести дифференциальную диагностику клинических разновидностей аномалий прикуса;

- поставить окончательный диагноз;

- обосновать план лечения больного.


  1. Томография ВНЧС.

Томография – послойное рентгенографическое изучение тканей и органов. В ортодонтии этот метод наибольшее применение получил для оценки состояния височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС) у пациентов с зубочелюстными аномалиями (ЗЧА), а также с целью изучения их реакции в ответ на ортодонтические вмешательства (повышение высоты прикуса, перемещение нижней челюсти и др.).

При томографии ВНЧС необходимо соблюдать следующие правила:



  • делать снимки как больной, так и здоровой стороны;

  • делать снимки в двух положениях – в центральной (привычной окклюзии) и при максимально открытом рте.

Наиболее ценную информацию для диагностики заболеваний ВНЧС дает томографическое исследование со срезами на уровне 1, 1.5 и 2 см. С учетом изложенных выше правил при томографическом исследовании ВНЧС необходимо сделать не менее 12 снимков.

Высокой диагностической информативностью обладает компьютерная томография, которая превосходит по информативности обычные методы рентгенографии на 80-100%. Преимущества данного метода состоят в том, что полностью воссоздается форма костных суставных поверхностей во всех плоскостях на основе одних аксиальных проекций; обеспечиваются идентичность съемки обоих ВНЧС; отсутствуют наслоения и проекционные искажения; хорошо видны такие образования как суставной мениск, жевательные мышцы и другие мягкие ткани; изображение может быть воспроизведено в любое время; можно измерять толщину суставных тканей и мышц, оценивая их с двух сторон.



  1. Функциональные методы диагностики.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница