Методические указания по изучению теоретических основ криминалистики и подготовке к практическим занятиям



Скачать 0.5 Mb.
страница 1/3
Дата 28.06.2015
Размер 0.5 Mb.
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАМЫШИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Кафедра «Гуманитарные науки»

Основы криминалистики

Методические указания


по изучению теоретических основ криминалистики

и подготовке к практическим занятиям


РПК «Политехник»

Волгоград

2006


ББК 67.52 я 7

О-75
ОСНОВЫ КРИМИНАЛИСТИКИ: Методические указания по изучению теоретических основ криминалистики и подготовке к практическим занятиям / Сост. С. Г. Негматова; Волгоград. гос. техн. ун-т. – Волгоград, 2006. – 35 с.


Включают в себя материалы, необходимые для ознакомления с теоретическими основами криминалистики и подготовки к практическим занятиям: содержание дисциплины «Основы криминалистики», основные контрольные вопросы, задания и задачи, краткий справочник, списки рекомендуемой литературы, а также методические рекомендации.

Предназначены в помощь студентам среднетехнического факультета, обучающимся по специальности 0201 «Правоведение».


Библиогр.: 18 назв.
Рецензент И. И. Евтушенко

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Волгоградского государственного технического университета.

Волгоградский

государственный

технический

университет, 2006

Составитель Светлана Ганиевна Негматова


ОСНОВЫ КРИМИНАЛИСТИКИ

Методические указания

по изучению теоретических основ криминалистики

и подготовке к практическим занятиям


Под редакцией автора

Темплан 2006 г., поз. №. 48



Лицензия ИД № 04790 от 18 мая 2001 г.

Подписано в печать 18. 04. 2006 г. Формат 60×84 1/16.

Бумага листовая. Гарнитура ”Times“.

Усл. печ. л. 2,19. Усл. авт. л. 2,0.

Тираж 75 экз. Заказ № 22.
Волгоградский государственный технический университет

400131 Волгоград, просп. им. В. И. Ленина, 28.

РПК «Политехник»

Волгоградского государственного технического университета

400131 Волгоград, ул. Советская, 35.

Общие методические рекомендации

Криминалистика – одна из юридических наук прикладного характера. В отличие от других юридических наук она собирает сведения из самых различных областей науки и техники, использует их данные для разработки средств, приемов и методов раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Это делает ее понятийный аппарат весьма разнообразным и обширным, а содержание отдельных положений – достаточно сложным для изучения.



Данные методические рекомендации предназначены для обеспечения оптимальных условий для планомерного изучения теоретических основ криминалистики и качественной подготовки к практическим занятиям.
При изучении «Основ криминалистики» студентам необходимо:
иметь представление:

  • об истории развития криминалистики;

  • о проблемах криминалистики в нашей стране и за рубежом.


знать:

  • теоретические основы криминалистики;

  • сущность и взаимосвязь криминалистической техники, тактики и методики расследования отдельных видов преступлений.


уметь:

  • применять полученные теоретические знания в будущей практической деятельности.


Содержание дисциплины “Основы криминалистики”



Тема 1. Введение


  1. Предмет и система курса криминалистики.

  2. Методы криминалистики.

  3. Криминалистическая идентификация, установление групповой принадлежности и криминалистическая диагностика.

Тема 2. Криминалистическая техника


  1. Общие положения криминалистической техники.

  2. Криминалистическая фотография.

  3. Криминалистическая видеозапись и звукозапись.


Тема 3. Криминалистическое исследование следов (трасология)


  1. Понятие трасологии, ее значение и задачи.

  2. Классификация следов в трасологии по механизму их образования.

  3. Следы человека (антропоскопия).

    1. Следы рук.

    2. Следы ног человека.

    3. Следы зубов.

    4. Следы ногтей.

    5. Следы одежды.

    6. Следы крови.

  1. Механоскопия.

  2. Следы транспортных средств.


Тема 4. Криминалистическое оружиеведение


  1. Понятие криминалистического оружиеведения. Основные сведения об оружии как объекте судебно-баллистического исследования.

  2. Следы применения огнестрельного оружия и их криминалистическое значение.

  3. Криминалистическое исследование холодного оружия и следов его применения.

  4. Криминалистическая взрывотехника.


Тема 5. Криминалистическое исследование документов


  1. Понятие документов и виды их криминалистического исследования.

  2. Криминалистическое исследование письма.

  3. Технико-криминалистическое исследование документов.


Тема 6. Криминалистическое отождествление человека

по признакам внешности (габитоскопия)


  1. Понятие криминалистического учения о внешнем облике человека.

  2. Классификация признаков внешности человека и правила их описания по методу словесного портрета.

  3. Источники информации о признаках внешности человека.
Тема 7. Криминалистическая регистрация




  1. Понятие криминалистической, ее системы и объекты.

  2. Оперативно-справочный учет.

  3. Криминалистический учет.


Тема 8. Криминалистическая тактика


  1. Общие положения криминалистической тактики.

  2. Криминалистические версии.

  3. Планирование расследования.

  4. Тактика отдельного следственного действия на примере осмотра места происшествия.


Тема 9. Методика расследования отдельных видов преступлений


  1. Понятие криминалистической методики.

  2. Понятие и содержание основных элементов общих положений криминалистической методики.

  3. Методика расследования отдельного вида преступления на примере расследования убийств.

Изучение учебной дисциплины «Основы криминалистики» завершается сдачей зачета.



Планы практических занятий
Подготовка и проведение практических занятий

(Общие положения)
Задачи: Углубить и закрепить теоретические знания, полученные студентами в ходе изучения теоретической части дисциплины «Основы криминалистики».
Воспитательная цель: Выработать глубокую убежденность в возможностях криминалистики оказывать эффективное содействие в деятельности правоохранительных органов по раскрытию, расследованию и предотвращению всех видов преступлений.
Учебная цель: Проверить и закрепить теоретические знания, полученные в ходе изучения дисциплины «Основы криминалистики».
Привить умения:

а) определять типы папиллярных узоров пальцев рук и осуществлять разметки деталей папиллярных линий;

б) производить описание внешности человека по методу словесного портрета;

в) выявлять общие и частные признаки почерка человека;

г) осматривать и описывать объекты со следами выстрела.
Метод: групповое упражнение.
Время: 10 часов (5 занятий по 2 часа).
Занятие I

Введение. Криминалистическая техника.
Цели занятия: Проверка и закрепление теоретических знаний, полученных студентами в ходе изучения темы «Введение», «Криминалистическая техника», а также знаний по теории и методологии криминалистической идентификации и ее использованию в процессе раскрытия и расследования преступлений.
Метод: Опрос по контрольным вопросам с организацией дискуссии и разбор задач.
Расчет времени:


  1. Вводное слово – до 5 минут;

  2. Контрольный опрос – до 80 минут;

  3. Заключение – до 5 минут.


Контрольные вопросы практического занятия:

  1. Понятие и предмет криминалистики.

  2. Система курса криминалистики.

  3. Методы, используемые в криминалистической деятельности.

  4. Понятие и научные основы криминалистической идентификации.

  5. Объекты и субъекты криминалистической идентификации и их свойства и признаки.

  6. Виды криминалистической идентификации.

  7. Общие положения криминалистической техники.


Задачи

Задача 1. В ходе осмотра места происшествия по факту обнаружения трупа мужчины с огнестрельными повреждениями возле дома № 5 по ул. Стрелецкой г. Москвы следователь в качестве дополнительного средства фиксации использовал фотосъемку.



Перечислите методы и приемы криминалистической фотографии, которые при этом должен был применить следователь.
Задача 2. В час ночи в травмпункт поликлиники № 1 Северного округа г. Москвы обратился мужчина с множественными ссадинами и кровоподтеками на лице, пояснив, что был только что избит тремя находившимися в нетрезвом состоянии подростками во дворе соседнего дома. Подростки вырвали у него из рук портфель, в котором находились учредительские документы коммерческой формы и крупная сумма денег. В ходе осмотра места происшествия на земле были обнаружены многочисленные объемные следы ног, а также нож с пластмассовой рукояткой.

Какие технико-криминалистические средства и методы необходимо применить следователю для фиксации и изъятия следов ног и для обнаружения, фиксации и изъятия следов рук на ноже?
Методика хода проведения занятия

Занятие начинается со вступительного слова преподавателя, в котором он объявляет цели занятия, расчет времени и объясняет ход его проведения.

После вступительного слова преподаватель приступает к опросу. В ходе рассмотрения контрольных вопросов преподаватель активизирует мыслительную деятельность студентов путем расчленения основных вопросов на подвопросы, постановки проблемных вопросов, организует дискуссию по наиболее сложным вопросам рассматриваемых тем. В дискуссии должны быть задействованы все студенты учебной группы.

В заключение занятия преподаватель подводит итог, оценивает теоретические ответы студентов, отмечает наиболее активных и наиболее пассивных студентов, объявляет заработанных студентами баллы, отвечает на возникшие вопросы и дает задание для подготовки к следующему занятию.


Литература, рекомендуемая для изучения темы:


  1. Криминалистика. Учебник для вузов / Под ред. Н.П. Яблокова. – М.: Юристь, 1999, стр. 167-172.

  2. Н.П. Яблоков. Криминалистика в вопросах и ответах. – М.: Юристь, 2000.

  3. Криминалистика (конспект лекций). – М.: «Издательство Приор», 2000.

  4. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. – М.: Изд-во БЕК, 1997.


Занятие II

Криминалистическая исследование следов (трасология).
Цели занятия: Привить убежденность в возможности идентификации объектов материального мира по их материально-фиксированным отображениям. Проверить и закрепить теоретические знания по теме. Привить умения определять типы узоров папиллярных линий в отпечатках пальцев рук человека и производить разметку деталей строения папиллярных узоров.
Метод: Групповое упражнение.
Расчет времени:

  1. Вводное слово – до 5 минут;

  2. Контрольный опрос – до 25 минут;

  3. Выполнение практического задания – до 35 минут;

  4. Разбор выполненных заданий – до 20 минут;

  5. Заключение – до 5 минут.


Контрольные вопросы практического занятия:

  1. Общие положения трасологии.

  2. Классификация следов по механизму их образования.

  3. Следы рук.

  4. Следы ног.

  5. Следы орудий взлома и инструментов.

  6. Следы транспортных средств.



Задачи

Задача 1. При производстве осмотра места происшествия по делу о краже дорогостоящей компьютерной техники, денежных средств и других ценностей из квартиры директора коммерческой фирмы «Форум» Плетнева были обнаружены объемные следы взлома на входной двери, а во дворе дома – ломик-гвоздодер.



Какие вопросы могут быть решены в процессе исследования следов взлома и предполагаемого орудия взлома?

Методика хода проведения занятия

Занятие проводится методом группового упражнения, в ходе которого все студенты выступают в роли экспертов, производящих изучение фотоснимка отпечатка пальца руки с целью определения типа папиллярного узора и произведения разметки деталей строения папиллярных линий.

Занятие начинается со вступительного слова преподавателя, в котором он объявляет цели занятия, расчет времени и объясняет ход его проведения.

Затем преподаватель проводит контрольный опрос по теоретическим вопросам, знание которых необходимо для выполнения практического задания и продемонстрирует степень усвоения студентами теоретического материала по теме «Криминалистическое исследование следов».

После контрольного опроса преподаватель раздает студентам заполненные дактилокарты и фотоснимки со следами пальцев рук и объясняет, что они должны определить типы узоров на дактилокартах и фотоснимке, а затем наклеить данный фотоснимок в рабочую тетрадь и произвести разметку деталей строения папиллярных линий. Каждый должен найти и отметить не менее 14-15 признаков.

Итогом данного занятия должно быть овладение студентом навыками выделять в следах пальцев рук частные признаки, которые в совокупности с общими (тип и разновидность узора, принадлежность определенному пальцу и т.п.) используются как в судебно-экспертных исследованиях, так и при построении дактилоскопических информационно-поисковых систем, в том числе автоматизированных.

Начинать такое занятие целесообразно с выделения и изучения (по крупномасштабным отпечаткам пальцев) индивидуальных особенностей в строении папиллярного узора, в частности, формы, топографии, частоты встречаемости и других особенностей мелких деталей узора.

После этого следует ознакомиться с принципами и конкретными приемами выделения таких деталей и методами их сравнительного исследования и оценки.

По ходу выполнения студентами заданий, преподаватель оказывает им помощь, путем ответа на возникающие вопросы. Ответы преподавателя не должны быть прямым ответом на поставленную задачу.

По истечении времени, отведенного на выполнение практического задания, преподаватель проводит разбор выполненных разметок. Разбор осуществляется путем заслушивания вариантов разметки и их обсуждения. Место расположения той или иной детали указывается по часовой стрелке и на расстоянии определенного количества папиллярных линий от центра узора или дельты. Студенты, допустившие ошибки, должны откорректировать свои разметки.

В заключении преподаватель подводит итог занятия, оценивает теоретические ответы студентов, делает разбор проведенной ими разметки, отмечает наиболее типичные ошибки, объявляет баллы и дает задание для подготовки к следующему занятию.
Задание:


  1. Изучить снимок следа пальца руки, определить тип узора и произвести разметку деталей строения папиллярных линий.

  2. Решить задачи.


Литература, рекомендуемая для изучения темы:

  1. Криминалистика. Учебник для вузов / Под ред. Н.П. Яблокова. – М.: Юристь, 1999, стр. 210-217.

  2. Н.П. Яблоков. Криминалистика в вопросах и ответах. – М.: Юристь, 2000.

  3. Криминалистика (конспект лекций). – М.: «Издательство Приор», 2000.

  4. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. – М.: Изд-во БЕК, 1997.

  5. Практикум по криминалистике / Под ред. Н.П. Яблокова. – М.: БЕК, 1995.

  6. Теория и практика криминалистики и судебной экспертизы / Под ред. В.В. Козлова. – Саратов: СГАП, 1998.


Занятие III

Криминалистическое оружиеведение.
Цели занятия: Закрепление знаний об огнестрельном оружии, механизме образования следов на боеприпасах при выстреле. Приобретение практических умений работать с объектами со следами выстрела. Закрепление основных знаний о холодном оружии, его видах и признаках.
Метод: Групповое упражнение.
Расчет времени:

  1. Вводное слово – до 5 минут;

  2. Контрольный опрос – до 30 минут;

  3. Выполнение практического задания – до 35 минут;

  4. Разбор выполненных заданий – до 15 минут;

  5. Заключение – до 5 минут.


Контрольные вопросы практического занятия:

  1. Понятие и система криминалистического исследования оружия, взрывных устройств, взрывных веществ и следов их применения.

  2. Механизм образования криминалистически значимых следов на стреляных пулях. Методика их исследования.

  3. Механизм образования криминалистически значимых следов на стреляных гильзах и методы их исследования.

  4. Следы выстрела и их криминалистическое значение.

  5. Понятие, виды холодного оружия и задачи их криминалистического исследования.

  6. Понятие и задачи криминалистического исследования взрывных устройств, взрывных веществ и следов их применения.


Задачи

Задача 1. Около 18 часов жители дома № 19 по ул. Горбатова услышали крики о помощи и звуки, похожие на звуки выстрела, раздававшиеся из квартиры № 10. вызванные по телефону работники милиции обнаружили на полу кухни труп хозяина квартиры Тенина с двумя огнестрельными ранениями и две стреляные гильзы.



Какие следы выстрела на гильзах могут быть впоследствии использованы для идентификации конкретного экземпляра огнестрельного оружия?
Задача 2. Во дворе здания акционерного общества «Эрмина» был взорван служебный автомобиль «Вольво-960», в котором находились генеральный директор АО Петровский и его водитель Скворцов. От взрыва водитель погиб, Петровский с тяжкими телесными повреждениями был доставлен в больницу. После возбуждения уголовного дела следователем была назначена взрывотехническая экспертиза.

Какие вопросы диагностического и идентификационного характера могут быть решены при проведении этой экспертизы?
Задача 3. При досмотре на посту ГИБДД автомобиля «Жигули» сотрудниками ОМОН у водителя и пассажира были обнаружены и изъяты три ножа самодельного изготовления.

Какие вопросы необходимо выяснить в ходе предварительного исследования изъятых ножей для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по факту незаконного ношения холодного оружия (по ч.4 ст.222 УК РФ).
Методика хода проведения занятия

Занятие проводится методом группового упражнения, в ходе которого все студенты выступают в роли следователей, производящих осмотр стреляных пули и гильзы.

Занятие начинается со вступительного слова преподавателя, в котором он объявляет цели занятия, расчет времени и ход его проведения.

Затем преподаватель проводит контрольный опрос по теоретическим вопросам темы.

После завершения контрольного опроса преподаватель раздает студентам стреляные пули и гильзы.

Каждый студент должен осмотреть пулю и записать следующие ее признаки: а) оболочечная пуля или цельная; б) цвет металла пули; в) форма кончика пули; г) длина пули и ее диаметр; д) признаки крепления к гильзе: точечные вмятины, насечка в результате обкатки и др.; е) повреждения тела пули: деформация кончика, боковых поверхностей и т.д.; ж) наличие следов от стенок канала ствола оружия; з) наличие постороннего вещества на поверхности пули.

Запись должна быть составлена в форме, пригодной для включения ее в протокол осмотра места происшествия.

При осмотре гильзы необходимо записать следующие ее признаки: а) форма гильзы: цилиндрическая, коническая, бутылочная; с закраиной, с кольцевой проточкой; б) цвет металла, отдельно – капсюля; в) марки на шляпке; г) длина гильзы, наружный диаметр, внутренний диаметр дульца; д) признаки крепления пули к гильзе; е) имеется ли след бойка ударника на капсюле (форма следа); ж) наслоения на поверхность гильзы (копоть); д) наличие несгоревших порошинок; и) запах копоти от выстрела; к) иные признаки и следы.

Запись должны быть составлена в форме пригодной для включения в протокол осмотра места происшествия.

По ходу выполнения студентами задания, преподаватель оказывает им помощь, путем ответа на возникающие вопросы, однако ответы преподавателя не должны быть прямым ответом на поставленную задачу.

По истечении времени, отведенного на выполнение практического задания, преподаватель проводит разбор его выполнения, для чего заслушиваются и обсуждаются варианты составленных записей. Студенты, допустившие ошибки в своих записях должны их исправить, уяснив, в чем их причина.

В заключении преподаватель подводит итог занятия, оценивает теоретические ответы студентов, выполненные практические задания, отмечает наиболее типичные ошибки, объявляет баллы, отвечает на возникшие вопросы и дает задание для подготовки к следующему занятию.


Задание:

  1. Осмотреть и описать в виде фрагмента протокола осмотра стрелянные пулю и гильзу.

  2. Решить задачи.


Литература, рекомендуемая для изучения темы:

  1. Криминалистика. Учебник для вузов / Под ред. Н.П. Яблокова. – М.: Юристь, 1999, стр. 251-278.

  2. Н.П. Яблоков. Криминалистика в вопросах и ответах. – М.: Юристь, 2000.

  3. Криминалистика (конспект лекций). – М.: «Издательство Приор», 2000.

  4. Криминалистика. Учебник для вузов / Под ред. Р.С. Белкина. – М.: «Норма-Инфра», 1999.

  5. Теория и практика криминалистики и судебной экспертизы / Под ред. В.В. Козлова. – Саратов: СГАП, 1998.


Занятие IV

Криминалистическое исследование документов.
Цели занятия: Закрепить теоретические знания, полученные в результате изучения темы «Криминалистическое изучение документов». Привить убежденность в возможности идентификации человека по рукописному тексту. Привить умение выявлять общие и частные признаки почерка человека с целью дальнейшего сравнительного исследования рукописи.
Метод: Групповое упражнение.
Расчет времени:

  1. Вступительное слово – до 5 минут;

  2. Контрольный опрос – до 25 минут;

  3. Выполнение практического задания – до 35 минут;

  4. Разбор выполненных заданий – до 20 минут;

  5. Заключение – до 5 минут.


Контрольные вопросы практического занятия:

  1. Понятие, задачи и теоретические основы почерковедческого исследования документов.

  2. Признаки почерка.

  3. Порядок подбора материалов на экспертизу почерка.

  4. Виды подделок в текстах документов и их признаки.

  5. Правила обращения с документами – вещественными доказательствами.


Задачи

Задача 1. При расследовании присвоенной на складе-хранилище сельскохозяйственной продукции среди прочих был обнаружен рукописный документ – акт на списание и уничтожение ряда продуктов, составленный и подписанный от имени заведующего склада Склярова. Последний заявил, что такого документа он не составлял, в почерк и подпись от его имени в документе отличаются от его почерка и подписи. По выявленным фактам было возбуждено уголовное дело.



Какую экспертизу должен назначить следователь и какие вопросы вынести на ее разрешение?
Задача 2. Дворкина и Сергачева мошенническим путем получили от Тропарева 1 тыс. долларов США, обещая найти выгодный вариант обмена его однокомнатной квартиры. В процессе расследования Тропарев представил следователю полученные от Дворкиной и Сергачевой ордер на квартиру, выписку из домовой книги и выписку из финансового лицевого счета, заверенные оттисками печатей и подписями, которые вызвали сомнение в их подлинности.

Какие экспертизы надо назначить следователю для проверки подлинности указанных документов?
Методика хода проведения занятия

Занятие проводится методом группового упражнения, в ходе которого все студенты выступают в роль экспертов, производящих изучение представленного рукописного текста с целью выявления общих и частных признаков почерка.

Занятие начинается со вступительного слова преподавателя, в котором он объявляет цели занятия, расчет времени и объясняет ход его проведения.

Затем проводится контрольный опрос по теоретическим вопросам, знание которых необходимо для выполнения задания.

После контрольного опроса преподаватель раздает студентам листы с рукописным текстом и объясняет, что они должны определить по представленным образцам сначала общие признаки почерка, т.е. установить групповую принадлежность, а затем выявить частные признаки данного почерка, т.е. особенности исполнения отдельных букв, буквосочетаний, знаков и т.д., которые в своей совокупности в дальнейшем позволят произвести идентификацию исполнителя данного рукописного текста.

По ходу выполнения студентами задания, преподаватель оказывает им помощь, путем ответа на возникающие вопросы. Ответы преподавателя не должны быть прямым ответом на поставленную задачу.

По истечении времени, отведенного на выполнение практического задания, преподаватель проводит разбор выполненных заданий. Разбор осуществляется путем заслушивания выявленных признаков почерка и их обсуждения. Студенты, допустившие ошибки, должны откорректировать свои описания.

В заключении преподаватель подводит итог занятия, оценивает теоретические ответы студентов, делает разбор выполненного практического задания, отмечает наиболее типичные ошибки, объявляет баллы и дает задание для подготовки к следующему занятию.


Задание:

  1. Изучить рукописный текст, выявить общие и частные признаки почерка и составить розыскную таблицу.

  2. Решить задачи.


Литература, рекомендуемая для изучения темы:

  1. Криминалистика. Учебник для вузов / Под ред. Н.П. Яблокова. – М.: Юристь, 1999, стр. 282-296.

  2. Н.П. Яблоков. Криминалистика в вопросах и ответах. – М.: Юристь, 2000.

  3. Криминалистика (конспект лекций). – М.: «Издательство Приор», 2000.

  4. Криминалистика. Учебник для вузов / Под ред. Р.С. Белкина. – М.: «Норма-Инфра», 1999.

  5. Теория и практика криминалистики и судебной экспертизы / Под ред. В.В. Козлова. – Саратов: СГАП, 1998.


Занятие V

Криминалистическое отождествление человека по признакам

внешности (габитоскопия). Криминалистическая регистрация.

Криминалистическая тактика. Методика расследования отдельных видов преступлений.
Цели занятия: Проверка и закрепление знаний по темам «Криминалистическое отождествление человека по признакам внешности», «Криминалистическая регистрация», «Криминалистическая тактика», «Криминалистическая методика расследования отдельных видов преступлений». Приобретение умения описания внешности человека по методу словесного портрета.
Метод: Групповое упражнение.
Расчет времени:

  1. Вводное слово – до 5 минут;

  2. Контрольный опрос – до 30 минут;

  3. Выполнение практического задания – до 30 минут;

  4. Разбор выполненных заданий – до 20 минут;

  5. Заключение – до 5 минут.

Контрольные вопросы практического занятия:

  1. Значение криминалистического отождествления человека по признакам внешности.

  2. Классификация и идентификационное значение признаков внешности человека.

  3. Способы фиксации внешних признаков человека и правила описания внешности человека по методу «словесного портрета».

  4. Понятие, значение и система криминалистических учетов.

  5. Оперативно-справочные учеты.

  6. Криминалистические учеты ОВД.

  7. Понятие, значение и система криминалистической тактики.

  8. Тактический прием.

  9. Планирование и организация производства следственных действий.

  10. Тактические приемы осмотра места происшествия.

  11. Понятие, структура и научные основы методики расследования отдельных видов преступлений.


Задачи

Задача 1. Сотрудники ГИБДД задержали за превышение скорости водителя автомобиля ВАЗ-2109, который предъявил водительские права на имя Николаева. Технический паспорт на указанный автомобиль у Николаева отсутствовал, хотя он заявил, что является его владельцем.



Каким образом следователь может установить, не числится ли автомобиль в угоне?
Задача 2. Около 18 часов жители дома 9 по ул. Юности услышали крики о помощи, раздававшиеся из соседней квартиры. Вызванные по телефону работники милиции в связи с тем, что дверь никто не открывал, проникли через балкон в квартиру, где на полу в кухне обнаружены труп хозяина квартиры Ситковского с двумя ножевыми ранениями в грудь. В процессе осмотра места происшествия обнаружено и изъято: нож со следами вещества бурого цвета; два стакана и бутылка из-под водки со следами рук.

Какие судебные экспертизы и для решения каких вопросов необходимо назначить в данной ситуации?
Задача 3. По сообщению местных жителей в лесном массиве у деревни Пашутино обнаружен труп неизвестного мужчины с многочисленными повреждениями черепа.

Назовите обязательных участников осмотра места происшествия в данной ситуации.

Задача 4. При проведении освидетельствования, связанного с обнажением осматриваемой женщины, следователь-мужчина поручил осмотр врач и понятым женского пола. Осмотр проводился в другой комнате. После их возвращения следователь на основе сообщения врача о результатах осмотра составил протокол освидетельствования.



Правильны ли действия следователя?

Какие технико-криминалистические средства могут применяться для фиксации хода и результатов освидетельствования?
Методика хода проведения занятия

Занятие проводится методом группового упражнения, в ходе которого все студенты выступают в роль экспертов, производящих описание внешности человека, изображенного на фотоснимке по методу «словесного портрета».

Занятие начинается со вступительного слова преподавателя, в котором он объявляет цели занятия, расчет времени и ход его проведения.

Затем проводится контрольный опрос по теоретическим вопросам пройденных тем.

После завершения контрольного опроса преподаватель раздает студентам опознавательные фотоснимки «разыскиваемого лица» и предлагает им произвести описание внешности человека, изображенного на фотоснимке по методу «словесного портрета» (4 варианта).

Фотографии наклеиваются в рабочие тетради и затем описываются.

Каждый студент группы составляет описание внешнего облика изображенного на фотоснимке человека по следующей схеме: 1) собственные элементы: а) общефизические признаки: пол, возраст, антропологический тип, рост и телосложение; б) анатомические: фигура, голова, волосяной покров головы, лицо, лоб, брови, глаза, ресницы, веки, скулы, щеки, нос, губы, зубы, подбородок, затылок, шея, плечи, туловище, грудь, живот, спина, талия, руки, ноги (признаки отмечаются в отношении таких свойств, как размеры, форма-контур, положение, цвет); в) функциональные: осанка, походка, мимика, жестикуляция, привычки и навыки; 2) сопутствующие элементы: одежда, головной убор, обувь, мелкие носимые вещи (сумки, портфели, бумажники, портсигары, мундштуки и т.д.), предметы личной гигиены и косметики (расческа, щетка для волос, пудреница и т.д.), украшения (серьги, кулон и др.), письменные принадлежности, компенсирующие предметы (очки, трость, костыль и т.д.); г) особые и броские приметы.

По ходу выполнения студентами задания, преподаватель оказывает им помощь, путем ответа на возникающие вопросы. Ответы преподавателя не должны быть прямым ответом на поставленное задание.

По истечении времени, отведенного на выполнение практического задания, преподаватель проводит разбор сделанных описаний. Разбор осуществляется путем заслушивания описаний внешности лица, изображенного на фотоснимке несколькими студентами по всем 4 вариантам. Студенты, допустившие ошибки, должны откорректировать свои описания.

В заключении преподаватель подводит итог занятия, оценивает теоретические ответы и качество выполнения практического задания, отмечает наиболее типичные ошибки, объявляет баллы и отвечает на возникшие вопросы.


Задание:

  1. Изучить фотоснимок человека и произвести его описание по методу словесного портрета.

  2. Решить задачи.


Литература, рекомендуемая для изучения темы:

  1. Криминалистика. Учебник для вузов / Под ред. Н.П. Яблокова. – М.: Юристь, 1999, стр. 322-333, 487-515.

  2. Н.П. Яблоков. Криминалистика в вопросах и ответах. – М.: Юристь, 2000.

  3. Криминалистика (конспект лекций). – М.: «Издательство Приор», 2000.

  4. Криминалистика. Учебник для вузов / Под ред. Р.С. Белкина. – М.: «Норма-Инфра», 1999.

  5. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. – М.: Изд-во БЕК, 1997.

  6. Поташкин Д.П. Криминалистическая тактика. Учебное пособие. – М.: Зерцало, 1998.

  7. Практикум по криминалистике / Под ред. Н.П. Яблокова. – М.: БЕК, 1995.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
ЭКО по ОМС в СПб - Euromed In Vitro

    Главная страница