Аннотированное содержание программы



Скачать 289,58 Kb.
Дата 29.06.2015
Размер 289,58 Kb.
АННОТИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

дисциплины «Детская стоматология»

по специальности «Стоматология»

1) Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет- 457 час.

2) Цели дисциплины: подготовить студента для самостоятельной профессиональной деятельности в должности врача-стоматолога и выполнения лечебной, диагностической, профилактической, консультативной, организационной в объеме оказания поликлинической помощи детям с основными стоматологическими заболеваниями и повреждениями челюстно-лицевой области.

3) Задачи дисциплины:- ознакомить студентов с анатомо-физиологическими особенностями детского организма, их влиянием на клиническое течение основных стоматологических заболеваний у детей и подростков;

- с особенностями диагностики и лечения этих заболеваний, их исходами в зависимости от возраста ребенка;

-с возможностями реабилитации после перенесенных заболеваний и путях её реализации;

- научить навыкам общения с детьми разного возраста и выполнению отдельных врачебных манипуляций



4) Содержание разделов учебной программы:

1. Анатомо-физиологические особенности зубов у детей. Методы обследования детей в клинике стоматологии детского возраста. Классификация, клиника, диагностика кариеса молочных и постоянных зубов у детей.

2. Начальный кариес зубов. Методы диагностики и лечения. Лечение кариеса молочных зубов у детей. Особенности этапов обработки кариозных полостей. Пломбировочные материалы

3. Лечение кариеса постоянных зубов у детей. Пломбировочные материалы. Методы обезболивания твердых тканей зубов при лечении кариеса.

4. Оценка отдаленных результатов лечения кариеса. Диспансерное наблюдение. Ошибки и осложнения при лечении кариеса зубов у детей. Плановая санация полости рта у детей. Организационные формы и методы. Учет и отчетность.

5. Некариозные поражения зубов у детей. Гипоплазия. Клиника, диагностика, лечение.

6. Флюороз.

7. Наследственные поражения тканей зубов у детей. Эндогенное окрашивание тканей зубов. Некариозные поражения, возникающие после прорезывания зубов.

8. Анатомо-физиологические особенности пульпы молочных и постоянных зубов. Методы оценки состояния пульпы.

9. Этиология, патогенез пульпитов. Классификация, клиника, диагностика пульпитов у детей.

10. Консервативный метод лечения пульпитов молочных и постоянных зубов у детей. Показания и противопоказания. Выбор лекарственных препаратов.

11. Девитальный метод лечения пульпитов молочных и постоянных зубов у детей. Особенности девитализации. Девитальная ампутация и экстирпация.

12. Лечение пульпитов у детей под анестезией, абсолютные и относительные показания. Этапы лечения. Выбор лекарственных препаратов.

13. Ошибки и осложнения при лечении пульпитов у детей.

14. Анатомо-физиологические особенности периодонта у детей различного возраста. Этиология, патогенез периодонтитов. Классификация, клиника, диагностика и дифференциальная диагностика периодонтитов у детей.

15. Лечение периодонтитов молочных зубов у детей. Выбор пломбировочного материала для пломбирования каналов молочных зубов.

16. Лечение периодонтитов постоянных зубов у детей. Выбор пломбировочного материала для пломбирования каналов постоянных зубов.

17. Отдаленные результаты лечения периодонтитов зубов у детей. Ошибки и осложнения.

18. Организация работы детского хирургического кабинета. Оборудование, инструментарий, правила стерилизации инструментов. Документация. Обезболивание хирургических вмешательств у детей в условиях поликлиники. Седативная подготовка ребенка. Показания к выбору метода обезболивания. Особенности выполнения техники местного обезболивания у детей различного возраста. Операция удаления зуба. Показания в детском возрасте к удалению молочных и постоянных зубов. Особенности выполнения техники удаления молочного зуба. Осложнения во время и после операции. Предупреждение осложнений. Показания и цели протезирования зубного ряда у детей различного возраста после удаления зуба.

19. Лимфаденит, абсцесс, флегмона. Причины развития. Клиника. Диагностика. Показания и организация госпитализации ребенка. Неотложная хирургическая помощь в условиях поликлиники.

20. Периостит челюстных костей. Причины развития. Клиника острого и хронического одонтогенного периостита. Диагностика. Дифф.диагностика от других заболеваний. Методы хирургического лечения. Прогнозирование течения и исход заболевания. Показания к госпитализации ребенка с острым гнойным периоститом.

21. Острый одонтогенный остеомиелит челюстных костей. Причины развития, клиника, диагностика. Организация и выполнение неотложной хирургической помощи ребенку в условиях поликлиники. Оформление документации и организация госпитализации ребенка. Реабилитация ребенка, перенесшего острый остеомиелит, в условиях поликлиники. Профилактика заболевания.

22. Хронический остеомиелит костей лица. Причины развития. Клинико-рентгенологические формы заболевания и их диагностика. Показания к госпитализации. Профилактика хронического остеомиелита. Прогнозирование и исход заболевания. Реабилитация детей, перенесших хронический остеомиелит. Гематогенный острый и хронический остеомиелит у новорожденных и детей раннего возраста. Особенности течения. Диагностика, клиника, лечение. Профилактика.

23. Анатомо-физиологические особенности пародонта у детей. Этиология, патогенез. Возрастная динамика, классификация, клиника заболеваний пародонта у детей. Обследование детей с заболеваниями пародонта.

24.Гингивиты и пародонтиты в детском возрасте. Этиология, патогенез, клиника, методы диагностики.
25.Лечение заболеваний пародонта у детей различного возраста.
26.Идиопатические заболевания пародонта. Клиника,диагностика. Планирование исследования ребенка при генерализованной форме заболевания.
27.Анатомо-физиологические особенности слизистой оболочки полости рта у детей. Классификация заболеваний СОПР. Травматические повреждения слизистой оболочки полости рта.
28.Острый герпетический стоматит. Клиника, диагностика, оказание неотложной врачебной помощи.

29.Принципы лечения детей с острым герпетическим стоматитом, показания к госпитализации. Методы профилактики. Рецидивирующий герпес.
30.Кандидозы у детей. Этиология, патогенез, классификация, клиника, лечение.
31.Одонтогенные воспалительные кисты челюстей от молочных и постоянных зубов. Клинико-рентгенологическая картина. Методы диагностики, методы лечения. Реабилитация детей после цистотомии.
32. Болезни височно-нижнечелюстного сустава у детей. Классификация. Диагностика первично-костных заболеваний.

33. Функциональные суставно-мышечные заболевания. Клиника болевого синдрома, дисфункция сустава и мышц. Методы и принципы лечения. Исходы лечения.
34. Повреждения зубов и мягких тканей лица и шеи. Причины травмы, клиника, методы диагностики, оказание помощи в условиях поликлиники. Показания к госпитализации. Реабилитация ребенка после травмы. Прогноз исхода повреждения в зависимости от возраста ребенка и характера травмы.
35.Переломы верхней и нижней челюсти и других костей лицевого скелета. Повреждения височно-нижнечелюстного сустава. Клиника. Диагностика. Способы лечения. Реабилитация после травмы.
36.Экстренная и неотложная помощь в стоматологии. Остановка кровотечений, оказание помощи при гнойных процессах и травмах. Реанимационные мероприятия. Отсасывание содержимого из верхних дыхательных путей, искусственная вентиляция легких. Непрямой массаж сердца.
37.Опухоли и опухолеподобные процессы мягких тканей, рта и лица. Врожденные новообразования. Сосудистые новообразования. Клиника, диагностика, выбор тактики лечения. Исходы лечения.
38.Опухоли и опухолеподобные процессы костей лица у детей. Клиника отдельных нозологических форм доброкачественных новообразований. Особенности диагностики и лечения костных опухолей лица.
39.Злокачественные опухоли мягких тканей и костей лица. Клиника. Особенности диагностики. Организация лечения детей со злокачественными опухолями.
40. Проявление бактериальной и лекарственной аллергии в полости рта. Клиника, диагностика, лечение.
41.Проявление МЭЭ на слизистой полости рта у детей. Клиника, диагностика, лечение. Хронические рецидивирующие афты.
42.Поражения слизистой оболочки полости рта у детей при инфекционных заболеваниях (ветряная оспа, корь, скарлатина, дифтерия и др.). Клиника, диагностика, принципы лечения. Тактика стоматолога.
43. СПИД. Проявление заболевания в полости рта ребенка.

44. Проявления в полости рта при соматических заболеваниях, при заболеваниях крови, желудочно-кишечных заболеваниях.

45.Хейлиты у детей. Этиология, патогенез. Клиника, диагностика, лечение. Глосситы у детей. Этиология, патогенез. Клиника, диагностика, лечение.
46. Поражения слизистой оболочки полости рта, вызванные туберкулезной и сифилитической инфекцией. Врожденный сифилис. Дифференциальная диагностика различных поражений слизистой оболочки полости рта.

47. Диспансеризация детей у стоматолога.

48.Амбулаторные операции в полости рта: устранение коротких уздечек языка и верхней губы, мелкого преддверия рта, удаление мелких новообразований слизистой рта и альвеолярного отростка. Выбор метода обезболивания, Освоение техники.
49.Врожденные расщелины верхней губы. Клиника. Диагностика. Методы лечения. Исходы операций. Работа в операционной.
50.Врожденные расщелины неба. Клиника. Диагностика. Методики хирургического лечения. Исходы операций. Клиническая классификация расщелин губы и неба. Функциональные нарушения в организме ребенка при врожденных пороках развития губы и неба. Работа в операционной.

51.Принципы диспансеризации и реабилитации детей с расщелиной губы и неба. Участие различных специалистов в лечении детей, цели и задачи лечения. Исходы операций. Профилактика врожденной патологии и организация медико-генетической консультации. Работа в Центре диспансеризации.

52.Реабилитация детей с послеоперационными дефектами челюстных костей (челюстное протезирование, костная пластика и др.). Работа в перевязочной и ортодонтическом кабинете. Защита истории болезни.

5) В результате освоения дисциплины «Детская стоматология» студент должен знать:

- особенности анатомического строения зубов и челюстей в детском возрасте

- физиологические особенности отдельных органов и систем

-особенности клинического проявления основных стоматологических заболеваний и повреждений челюстно-лицевой области у детей и подростков

- влияние наследственных факторов и факторов внешней среды на возникновение основных стоматологических заболеваний

- принципа диспансеризации, организационные формы проведения плановой санации полости рта

- принципы диагностики, лечения и профилактики зубочелюстных аномалий

- существующие методы диагностики и лечения основных стоматологических заболеваний и повреждений челюстно-лицевой области у детей, методы их профилактики и пути реабилитации ребенка

- основы планирования, внедрения, оценки эффективности программы профилактики стоматологических заболеваний среди детского населения

студент должен иметь представление:

- о современных достижениях в медицинской науке и практике в области диагностики и профилактики, лечения основных стоматологических заболеваний

- о правовых основах организации здравоохранения в РФ и судебно-медицинских аспектах детской стоматологии

- о стоматологической заболеваемости населения России и зарубежных стран и тенденции их развития



студент должен обладать навыками:

- установления психологического контакта с ребенком, его родителями

- сбора жалоб, анамнеза, осмотра ребенка, выбора метода обезболивания

- осмотра зубов, состояния слизистой рта, пародонта, слюнных желез и лимфатических узлов

- проведения инструментальных методов исследования зубов и зубных рядов

- оценки данных специальных методов исследования, их трактования и использования в постановке диагноза

- использования современных пломбировочных материалов с учетом их возрастных показаний к применению у детей при лечении кариеса и некариозных поражений зубов

- лечения заболеваний пульпы и периодонта в молочных и постоянных зубах со сформированными и несформированными корнями

- лечения острых и хронических заболеваний слизистой рта и пародонта у детей разных возрастных групп

- оказания больному ребенку неотложной и скорой стоматологической помощи при острых одонтогенных заболеваниях и повреждениях челюстно-лицевой области

- оказания помощи при неотложных состояниях

- обучения детей и их родителей практическим навыкам по гигиене рта и методам их контроля

- фторпрофилактики кариеса и метода ремтерапии

- ведения медицинской документации

7) Виды учебной работы: лекции, практические занятия, клинические практические занятия, самостоятельная работа, электив, производственная практика и т.д.)

8) Изучение дисциплины заканчивается: экзаменом



АННОТИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

дисциплины «Профилактика и коммунальная стоматология»



по специальности «Стоматология» (ФГОС)

1) Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет - 6 (зач.ед)- 216 ч.

2) Цель дисциплины: (модуля) – обучить студентов современным методам и средствам профилактики стоматологических заболеваний для проведения на практике профилактических мероприятий среди различных контингентов населения.

3) Задачи дисциплины: - научить студентов проведению профилактических осмотров и эпидемиологического стоматологического обследования населения; гигиеническому воспитанию и обучению детей разного возраста; выявлению и устранению факторов риска возникновения стоматологических заболеваний; выполнению комплекса мер первичной профилактики стоматологических заболеваний (кариеса зубов, болезней пародонта, зубочелюстных аномалий и др.) среди различных контингентов населения на индивидуальном и групповом уровнях; овладению методами стоматологического просвещения и осуществлению мотивации населения к поддержанию стоматологического здоровья.

4) Содержание разделов учебной программы: (вписываются основные разделы тематического плана занятий из рабочей программы)

Тема 1. Вводное занятие в детском отделении. Ознакомление с режимом его работы, правилами поведения студентов в отделении, оборудованием кабинета гигиены, инструментарием, правилами стерилизации инструментов. Элементы асептики и антисептики.

Тема 2. Методы осмотра ребенка. Сбор анамнеза. Методика общего и наружного осмотра челюстно-лицевой области. Запись зубной формулы (графико-цифровая система, международная двузначная система ВОЗ).

Тема 3. Осмотр зубов. Сравнительная оценка здоровых и пораженных тканей зуба. Методика выявления здоровых, кариозных, пломбированных зубов. Способы выявления очаговой деминерализации. Практическое освоение методов обследования (у своих коллег).

Тема 4. Показатели, характеризующие заболеваемость детского населения кариесом: распространенность, интенсивность, индексы кп, КПУ, кпп, прирост интенсивности. Оценка активности кариеса по методике ВОЗ, по методике Т.Ф.Виноградовой. Редукция кариеса.

Тема 5. Методика осмотра слизистой оболочки полости рта (щек, губ, неба, десны). Выявление аномалий уздечек слизистой преддверия рта и языка. Сравнительная оценка здоровой и пораженной слизистой оболочки полости рта. Практическое освоение индекса РМА, КПИ, CPITN (у своих коллег).

Тема 6. Гигиена полости рта. Индексы гигиены. Красители для определения зубного налета. Практическое определение гигиены полости рта у студентов группы.

Тема 7. Гигиена полости рта. Предметы гигиены. Зубные щетки, уход за ними. Зубочистки, флоссы, межзубные стимуляторы, жевательные резинки.

Тема 8. Средства гигиены полости рта. Назначение, состав, классификация зубных паст. Зубные порошки. Сравнительная оценка зубной пасты и порошка.

Тема 9. Зубные эликсиры, их назначение. Режим применения зубных эликсиров с гигиенической и лечебной целью. Гигиенические зубные пасты (пенящиеся и непенящиеся). Выбор гигиенических паст.

Тема 10. Лечебно-профилактические зубные пасты противокариозного действия, содержащие соли кальция, фосфора.

Тема 11.Лечебно-профилактические зубные пасты противокариозного действия, содержащие ионы фтора. Показания к применению, представители подкласса. Режим применения противокариозных зубных паст в период созревания эмали зубов и после него.

Тема 12. Лечебно-профилактические зубные пасты противовоспалительного действия. Свойства, показания к применению, представители подкласса. Пасты, снижающие кариесогенность факторов полости рта: содержащие хлоргексидин, ферменты, препятствующие отложению зубного налета, с ионами микроэлементов.

Тема 13. Методы чистки зубов. Практическое освоение стандартного метода чистки зубов.

Тема 14. Контролируемая чистка зубов. Практическое освоение методики проведения контролируемой чистки зубов. Методы индивидуального контроля самостоятельной чистки зубов.

Тема 15. Требования к уровню знаний и практических навыков ухода за зубами у детей в возрасте 3-4, 5-6, 6-7 лет. Методы санитарного просвещения и медико-педагогического убеждения детей и их родителей.

Тема 16. Обучение детей и их родителей практическим навыкам гигиены полости рта в кабинете гигиены поликлиники. «Урок здоровья» в ДДУ, школе.

Тема 17. Профилактический осмотр ребенка у стоматолога. Значение жалоб и анамнестических данных. Оценка физиологического и умственного развития, соответствие возрасту ребенка. Общий наружный осмотр ЧЛО. Осмотр полости рта. Определение индексов кп, кп+КПУ, КПУ, кпп, пробы Шиллера-Писарева, РМА, КПИ. Формирование группы риска на основании индексов интенсивности кариеса зубов, витального окрашивания и индексов гигиены полости рта.

Тема 18. Индивидуальная профилактика болезней пародонта. Определение факторов риска в возникновении заболеваний пародонта.
Тема 19-20. Методики выявления и удаления назубных отложений (классификация назубных отложений, методы их выявления, значение этих образований в развитии стоматологических заболеваний, средства для предотвращения образования зубного налета).
Тема 21. Удаление назубных отложений. Профессиональная чистка зубов. Использование дополнительных предметов гигиены полости рта (флоссов, зубочисток)
Тема 22. Профессиональная гигиена полости рта (обучение пациента правильному уходу за зубами, рациональному подбору предметов и средств гигиены, удаление зубных отложений, полировка пломб, назначение реминерализующих средств).

Тема 23. Кариесогенная ситуация в полости рта и способы ее выявления. Общие и местные факторы риска развития кариеса.

Тема 24.Структуры и свойства эмали после прорезывания зубов. « Зоны риска» на зубах. Оценка резистентности зубов к кариесу по степени кислотоустойчивости эмали.

Тема 25. Кариесогенная ситуация в полости рта и способы ее выявления. Зависимость устойчивости зубов к кариесу от свойств смешанной слюны (количества, вязкости, РН, буферной емкости и др.). КОСРЭ – тест.
Тема 26. Кариесогенная ситуация в полости рта и способы ее выявления. Кривая Стефана, оценка кариесогенности зубного налета (экспресс метод по В.А.Румянцеву, В.К.Леонтьеву). Определение устойчивости зубов к кариесу по степени активности кариозного процесса. Гигиенический индекс в прогнозе кариозного поражения зубов.
Тема 27-28. Морфологическая характеристика периодов развития прикуса ребенка.

Функциональная характеристика периодов развития прикуса ребенка.


Тема 29. Вредные привычки у детей, их последствия и способы устранения.

Тема 30. Миогимнастика как метод профилактики и лечения деформаций зубочелюстной системы ребенка.
Тема 31. Взаимосвязь кариеса и его осложнений с зубочелюстной патологией.

Тема 32. Роль питания в развитии зубочелюстной системы и формировании зубочелюстных деформаций.

Тема 33. Способы устранения кариесогенной ситуации в полости рта. Профилактика кариеса реминерализующими средствами (задачи, показания к применению, методы).
Тема 34. Экзогенная профилактика кариеса препаратами фтора. Освоение методики применения фторлака.

Тема 35. Герметизация фиссур интактных зубов. Практическое освоение метода «запечатывания» фиссур.

Тема 36. Эндогенная безлекарственная профилактика кариеса. Роль питания в развитии кариесогенной ситуации. Принципы устранения кариесогенных факторов, касающихся вопросов питания.

Тема 37. Эндогенная лекарственная профилактика кариеса. Роль общего состояния беременной женщины и ребенка в развитии кариесогенной ситуации. Назначение противокариозных препаратов внутрь.

Тема 38. Групповая профилактика кариеса зубов и заболеваний пародонта у детей дошкольного возраста. Организация и проведение групповой профилактики в детском саду.

Тема 39. Групповая профилактика кариеса и заболеваний пародонта у школьников. Организация и проведение групповой профилактики в школе.

Тема 40. Санитарное просвещение в организованных коллективах (организация, формы, методы, средства). Гигиеническое обучение и воспитание различных групп населения.

Тема 41.Диспансеризация детей у стоматолога. Этапы проведения. Принципы организации диспансеризации детей грудного, дошкольного и школьного возраста.

Тема 42. Санация полости рта. Виды, методы, формы проведения.

Тема 43. Комплексная программа профилактики стоматологических заболеваний. Принципы планирования. Анализ ситуации. Контингент. Цель и задачи. Методы и средства. Организационные мероприятия. Оценка эффективности программы.

Тема 44. Профилактика травм лица и органов полости рта.

Тема 45. Основы профилактики гнойно-воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области.

5) В результате освоения дисциплины «Профилактика и коммунальная стоматология» студент должен:

Знать:

-основы профилактической медицины, направленной на укрепление здоровья населения

-проблемы медико-санитарной и стоматологической помощи лицам, связанным с профессиональными вредностями

-основные тенденции проявления и уровень распространенности (эпидемиологию) стоматологических заболеваний

-принципы диспансерного стоматологического наблюдения различных возрастно-половых и социальных групп населения

-комплексную взаимосвязь между стоматологическим здоровьем, питанием, общим здоровьем, заболеваниями, применением лекарственных препаратов

-этиологию, патогенез, диагностику, лечение и профилактику наиболее часто встречающихся заболеваний

Уметь: - анализировать и оценивать качество медицинской, стоматологической помощи, состояние здоровья населения, влияние на него факторов образа жизни, окружающей среды и организации медицинской помощи

- собрать полный медицинский анамнез пациента, включая данные о состоянии полости рта и зубов; провести опрос больного, его родственников (собрать биологическую, медицинскую, психологическую и социальную информацию)

- провести физикальное обследование пациента различного возраста (осмотр, пальпация, измерение АД, пульса, частоты дыхания), направить на консультацию к специалистам

- проводить с больными и их родственниками профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды; пропагандировать здоровый образ жизни



Владеть: 1. методами ведения медицинской учетно-отчетной документации в медицинских организациях

2. оценками состояния стоматологического здоровья населения различных возрастно-половых групп

3. методами общего клинического обследования детей и взрослых

4. клиническими методами обследования челюстно-лицевой области

5. интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики у пациентов различного возраста

6. методами организации первичной профилактики стоматологических заболеваний, формирования мотивации к поддержанию стоматологического здоровья отдельных лиц, семей и общества, в том числе, к отказу от вредных привычек, влияющих на состояние полости рта

7. определением стоматологических индексов

8. методами диспансеризации в стоматологии



6) Перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК–1, ОК-2, ОК-6, ОК-8

ПК- 1, 2, 3, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 15, 17, 18, 19, 23, 24, 49, 50



7) Виды учебной работы: лекции, практические занятия, клинические практические занятия, самостоятельная работа, производственная практика и т.д.)

8) Изучение дисциплины заканчивается - «выполнено»



АННОТИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

дисциплины «Эпидемиология и профилактика стоматологических заболеваний»



по специальности «Стоматология»

1) Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет - 231 ч.

2) Цель дисциплины: обучить студентов современным методам и средствам профилактики стоматологических заболеваний для проведения на практике профилактических мероприятий среди различных контингентов населения.

3) Задачи дисциплины: - научить студентов проведению профилактических осмотров и эпидемиологического стоматологического обследования населения; гигиеническому воспитанию и обучению детей разного возраста; выявлению и устранению факторов риска возникновения стоматологических заболеваний; выполнению комплекса мер первичной профилактики стоматологических заболеваний (кариеса зубов, болезней пародонта, зубочелюстных аномалий и др.) среди различных контингентов населения на индивидуальном и групповом уровнях; овладению методами стоматологического просвещения и осуществлению мотивации населения к поддержанию стоматологического здоровья.

4) Содержание разделов учебной программы: (вписываются основные разделы тематического плана занятий из рабочей программы)

Тема 1. Вводное занятие в детском отделении. Ознакомление с режимом его работы, правилами поведения студентов в отделении, оборудованием кабинета гигиены, инструментарием, правилами стерилизации инструментов. Элементы асептики и антисептики.

Тема 2. Методы осмотра ребенка. Сбор анамнеза. Методика общего и наружного осмотра челюстно-лицевой области. Запись зубной формулы (графико-цифровая система, международная двузначная система ВОЗ).

Тема 3. Осмотр зубов. Сравнительная оценка здоровых и пораженных тканей зуба. Методика выявления здоровых, кариозных, пломбированных зубов. Способы выявления очаговой деминерализации. Практическое освоение методов обследования (у своих коллег).

Тема 4. Показатели, характеризующие заболеваемость детского населения кариесом: распространенность, интенсивность, индексы кп, КПУ, кпп, прирост интенсивности. Оценка активности кариеса по методике ВОЗ, по методике Т.Ф.Виноградовой. Редукция кариеса.

Тема 5. Методика осмотра слизистой оболочки полости рта (щек, губ, неба, десны). Выявление аномалий уздечек слизистой преддверия рта и языка. Сравнительная оценка здоровой и пораженной слизистой оболочки полости рта. Практическое освоение индекса РМА, КПИ, CPITN (у своих коллег).

Тема 6. Гигиена полости рта. Индексы гигиены. Красители для определения зубного налета. Практическое определение гигиены полости рта у студентов группы.

Тема 7. Гигиена полости рта. Предметы гигиены. Зубные щетки, уход за ними. Зубочистки, флоссы, межзубные стимуляторы, жевательные резинки.

Тема 8. Средства гигиены полости рта. Назначение, состав, классификация зубных паст. Зубные порошки. Сравнительная оценка зубной пасты и порошка.

Тема 9. Зубные эликсиры, их назначение. Режим применения зубных эликсиров с гигиенической и лечебной целью. Гигиенические зубные пасты (пенящиеся и непенящиеся). Выбор гигиенических паст.

Тема 10. Лечебно-профилактические зубные пасты противокариозного действия, содержащие соли кальция, фосфора.

Тема 11.Лечебно-профилактические зубные пасты противокариозного действия, содержащие ионы фтора. Показания к применению, представители подкласса. Режим применения противокариозных зубных паст в период созревания эмали зубов и после него.

Тема 12. Лечебно-профилактические зубные пасты противовоспалительного действия. Свойства, показания к применению, представители подкласса. Пасты, снижающие кариесогенность факторов полости рта: содержащие хлоргексидин, ферменты, препятствующие отложению зубного налета, с ионами микроэлементов.

Тема 13. Методы чистки зубов. Практическое освоение стандартного метода чистки зубов.

Тема 14. Контролируемая чистка зубов. Практическое освоение методики проведения контролируемой чистки зубов. Методы индивидуального контроля самостоятельной чистки зубов.

Тема 15. Требования к уровню знаний и практических навыков ухода за зубами у детей в возрасте 3-4, 5-6, 6-7 лет. Методы санитарного просвещения и медико-педагогического убеждения детей и их родителей.

Тема 16. Обучение детей и их родителей практическим навыкам гигиены полости рта в кабинете гигиены поликлиники. «Урок здоровья» в ДДУ, школе.

Тема 17. Профилактический осмотр ребенка у стоматолога. Значение жалоб и анамнестических данных. Оценка физиологического и умственного развития, соответствие возрасту ребенка. Общий наружный осмотр ЧЛО. Осмотр полости рта. Определение индексов кп, кп+КПУ, КПУ, кпп, пробы Шиллера-Писарева, РМА, КПИ. Формирование группы риска на основании индексов интенсивности кариеса зубов, витального окрашивания и индексов гигиены полости рта.

Тема 18. Индивидуальная профилактика болезней пародонта. Определение факторов риска в возникновении заболеваний пародонта.
Тема 19-20. Методики выявления и удаления назубных отложений (классификация назубных отложений, методы их выявления, значение этих образований в развитии стоматологических заболеваний, средства для предотвращения образования зубного налета).
Тема 21. Удаление назубных отложений. Профессиональная чистка зубов. Использование дополнительных предметов гигиены полости рта (флоссов, зубочисток)
Тема 22. Профессиональная гигиена полости рта (обучение пациента правильному уходу за зубами, рациональному подбору предметов и средств гигиены, удаление зубных отложений, полировка пломб, назначение реминерализующих средств).

Тема 23. Кариесогенная ситуация в полости рта и способы ее выявления. Общие и местные факторы риска развития кариеса.

Тема 24.Структуры и свойства эмали после прорезывания зубов. « Зоны риска» на зубах. Оценка резистентности зубов к кариесу по степени кислотоустойчивости эмали.

Тема 25. Кариесогенная ситуация в полости рта и способы ее выявления. Зависимость устойчивости зубов к кариесу от свойств смешанной слюны (количества, вязкости, РН, буферной емкости и др.). КОСРЭ – тест.
Тема 26. Кариесогенная ситуация в полости рта и способы ее выявления. Кривая Стефана, оценка кариесогенности зубного налета (экспресс метод по В.А.Румянцеву, В.К.Леонтьеву). Определение устойчивости зубов к кариесу по степени активности кариозного процесса. Гигиенический индекс в прогнозе кариозного поражения зубов.
Тема 27-28. Морфологическая характеристика периодов развития прикуса ребенка.

Функциональная характеристика периодов развития прикуса ребенка.


Тема 29. Вредные привычки у детей, их последствия и способы устранения.

Тема 30. Миогимнастика как метод профилактики и лечения деформаций зубочелюстной системы ребенка.
Тема 31. Взаимосвязь кариеса и его осложнений с зубочелюстной патологией.

Тема 32. Роль питания в развитии зубочелюстной системы и формировании зубочелюстных деформаций.

Тема 33. Способы устранения кариесогенной ситуации в полости рта. Профилактика кариеса реминерализующими средствами (задачи, показания к применению, методы).
Тема 34. Экзогенная профилактика кариеса препаратами фтора. Освоение методики применения фторлака.

Тема 35. Герметизация фиссур интактных зубов. Практическое освоение метода «запечатывания» фиссур.

Тема 36. Эндогенная безлекарственная профилактика кариеса. Роль питания в развитии кариесогенной ситуации. Принципы устранения кариесогенных факторов, касающихся вопросов питания.

Тема 37. Эндогенная лекарственная профилактика кариеса. Роль общего состояния беременной женщины и ребенка в развитии кариесогенной ситуации. Назначение противокариозных препаратов внутрь.

Тема 38. Групповая профилактика кариеса зубов и заболеваний пародонта у детей дошкольного возраста. Организация и проведение групповой профилактики в детском саду.

Тема 39. Групповая профилактика кариеса и заболеваний пародонта у школьников. Организация и проведение групповой профилактики в школе.

Тема 40. Санитарное просвещение в организованных коллективах (организация, формы, методы, средства). Гигиеническое обучение и воспитание различных групп населения.

Тема 41.Диспансеризация детей у стоматолога. Этапы проведения. Принципы организации диспансеризации детей грудного, дошкольного и школьного возраста.

Тема 42. Санация полости рта. Виды, методы, формы проведения.

Тема 43. Комплексная программа профилактики стоматологических заболеваний. Принципы планирования. Анализ ситуации. Контингент. Цель и задачи. Методы и средства. Организационные мероприятия. Оценка эффективности программы.

Тема 44. Тератогенез врожденных пороков лица и их профилактика.

Тема 45. Профилактика травм лица и органов полости рта.

Тема 46. Основы профилактики гнойно-воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области.

5) В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  1. порядок и методику обследования пациентов в профилактическом отделении, критерии оценки состояния твердых тканей зубов, тканей пародонта, гигиенического состояния полости рта,

  2. принципы проведения эпидемиологического стоматологического обследования населения, его цели, задачи, методики;

  3. факторы риска и принципы возникновения основных стоматологических заболеваний,

  4. роль гигиены полости рта в профилактике стоматологических заболеваний и особенности гигиенического воспитания детей различного возраста и взрослых.

студент должен уметь:

  1. применять методы и средства профилактики стоматологических заболеваний;

  2. применять методы и средства стоматологического просвещения, особенности его проведения среди различных групп населения;

  3. проводить диспансеризацию населения у стоматолога и организовывать проведение плановой санации полости рта;

  4. планировать, внедрять и оценивать эффективность программ профилактики стоматологических заболеваний среди различных контингентов населения;

студент должен обладать навыками:

  1. проведения профилактических осмотров пациентов;

  2. регистрации состояния твердых тканей зубов, пародонта, гигиены полости рта;

  3. обучения детей и взрослых правилам гигиенического ухода за полостью рта;

  4. индивидуального подбора предметов и средств гигиены;

  5. выявления факторов риска основных стоматологических заболеваний;

  6. применения методов и средств первичной профилактики основных стоматологических заболеваний на индивидуальном уровне;

  7. проведения стоматологического просвещения населения по вопросам возникновения и предупреждения стоматологических заболеваний.

6) Виды учебной работы: лекции, практические занятия, клинические практические занятия, самостоятельная работа, и т.д.)

7) Изучение дисциплины заканчивается - «зачет»



АННОТИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

дисциплины «Ортодонтическая стоматология»

по специальности «Стоматология»

1) Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет - 159 час.

2) Цели дисциплины: научить разбираться в вопросах этиологии, клиники и патогенеза аномалий и деформаций челюстно-лицевой области в различном возрасте, определять сроки и выбирать методы предупреждения заболеваний, своевременно распознавать врожденные пороки развития и предупреждать дальнейшее развитие аномалий и деформаций зубочелюстной системы, оказывать квалифицированную медицинскую помощь детям, подросткам и взрослым с зубочелюстно-лицевыми аномалиями и дефектами зубов и зубных рядов различной протяженности и локализации.
3) Задачи дисциплины: - научить студентов проводить стоматологическое обследование детского населения, собирать анамнез, выявлять и устранять факторы риска возникновения зубочелюстных аномалий на индивидуальном уровне, владеть методами диагностики, лечения и профилактики врожденных и приобретенных аномалий и деформаций челюстно-лицевой области.

4) Содержание разделов учебной программы:

Тема 1. Классификация зубочелюстных аномалий по Энглю, Катцу, Кальвелису. Тема 2. Классификация зубочелюстных аномалий по ВОЗ. Современные классификации аномалий и деформаций челюстно-лицевой области. Тема 3. Клиническое обследование ортодонтических пациентов. Принципы формулирования ортодонтического диагноза.

Тема 4. Специальные методы исследования: антропометрические, кефалометрические.

Тема 5. Специальные методы исследования: рентгенологические,

функциональные.

Тема 6. Планирование ортодонтического лечения.

Тема 7. Методы лечения в ортодонтии. Аппараты механического действия.

Тема 8. Этиология, классификация, клиническая картина, диагностика и лечение аномалий формы и размеров отдельных зубов.

Тема 9. Этиология, классификация, клиническая картина, диагностика и лечение аномалий положения зубов.

Тема 10. Этиология, классификация, клиническая картина, диагностика и лечение аномалий зубных рядов.

Тема 11. Этиология, классификация, клиническая картина, диагностика и лечение различных форм дистальной окклюзии (аномалий II класса Angle).

Тема 12. Этиология, классификация, клиническая картина, диагностика и лечение различных форм мезиальной окклюзии (аномалий III класса Angle).

Тема 13. Этиология, классификация, клиническая картина, диагностика и лечение различных форм «открытого прикуса» (вертикальной дизокклюзии).

Тема 14. Этиология, классификация, клиническая картина, диагностика и лечение различных форм «глубокого прикуса» (глубокой резцовой окклюзии и дизокклюзии).

Тема 15. Этиология, классификация, клиническая картина, диагностика и лечение различных форм перекрестной окклюзии.

Тема 16. Аппараты функционально - направляющего и комбинированного действия. Активаторы и регуляторы функции.

Тема 17. Морфологическая и функциональная характеристика периодов развития прикуса ребенка.

Тема 18. Этиопатогенез и профилактика зубочелюстных аномалий.

Тема 19. Основные принципы диагностики и лечения зубочелюстных аномалий.

Тема 20. Детское зубное протезирование.

Тема 21. Ортодонтическая и ортопедическая помощь при врожденных и приобретенных дефектах челюстно-лицевой области.

Тема 22. Современные методы и средства устранения зубочелюстных аномалий и деформаций.



5) В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: - анатомо-физиологические, возрастные и половые особенности здорового и больного человека, взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции: причины возникновения аномалий и деформаций челюстно-лицевой области, механизмы их развития и клинические проявления; клинико-лабораторные симптомы и синдромы данных заболеваний.

- возрастные изменения челюстно-лицевой области; анатомические и функциональные особенности молочного, смешанного постоянного прикуса; биомеханику жевательного аппарата; особенности воздействия внешней и внутренней среды на развитие зубочелюстной системы.

- принципы обследования детей врачом-ортодонтом, значение специальных и дополнительных методов исследования для дифференциальной диагностики зубочелюстных аномалий и деформаций, рентгеновскую семиотику заболеваний зубов и околозубных тканей в детском возрасте.

- принципы профилактики, обследования, диагностики и комплексного лечения при зубочелюстных деформациях и аномалиях зубов и челюстей.

- морфологические изменения в зубочелюстной системе при ортопедическом и ортодонтическом вмешательствах, механизм действия, особенности конструирования и элементы технологии и изготовления ортодонтических аппаратов, вопросы адаптации к ортопедическим и ортодонтическим конструкциям и принципы осуществления эстетической и фонетической коррекции, показания к детскому зубному протезированию.

- вопросы организации ортопедической помощи детскому населению.



студент должен уметь:

- проводить обследование челюстно-лицевой области у детей, оценку окклюзионных контактов, антропометрическое исследование лица и моделей челюстей, определение центральной окклюзии, анализ обзорных, панорамных и телерентгенограмм, получение оттисков и изготовление моделей челюстей.

-сошлифовывать ткани зуба при задержанном физиологическом стирании.

-разрабатывать план и тактику ортодонтического лечения.

-осуществлять ортопедическое вмешательство при дефектах и аномалиях зубов и челюстей в детском возрасте, выбирая методы лечения и конструкции аппаратов и протезов, моделировать из воска аппараты и протезы, производить припасовку, коррекцию и фиксацию различных ортодонтических аппаратов и протезов, накладывать лигатуры и резиновые тяги.

-проводить профилактические осмотры детского населения в целях выявления больных, нуждающихся в ортодонтическом и ортопедическом лечении, вести санитарно-просветительную работу среди населения.

-использовать медицинскую учебную, нормативную и справочную литературу для решения профессиональных задач.

студент должен обладать навыками:

-умение установить психологический речевой контакт со здоровым и больным ребенком.



-умение правильно строить взаимоотношения с родителями в процессе деятельности врача (врач-ребенок-родители).

6) Виды учебной работы: лекции, практические занятия, клинические практические занятия, самостоятельная работа, электив, производственная практика и т.д.)

7) Изучение дисциплины заканчивается: экзаменом


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
ЭКО по ОМС в СПб - Euromed In Vitro

    Главная страница