Методические рекомендации для самостоятельной работы дисциплина: Инфекционные болезни Код дисциплины: iв 3215 Специальность



страница 1/5
Дата 29.06.2015
Размер 1 Mb.
  1   2   3   4   5


Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия


Кафедра инфекционных болезней и дерматовенерологии

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Дисциплина: Инфекционные болезни
Код дисциплины: IВ 3215

Специальность: 5В110400 – «Медико-профилактическое дело»
Часы: 90 часов
Курс: 3
Семестр: 6

2014 г.
Обсуждены на заседании кафедры
Протокол № __ от ___ _________2014 г.
Зав. кафедрой, и.о.проф., к.м.н.__________ Абуова Г.Н.

1. Тема № 1: История становления инфекционной службы в Казахстане. Кишечные инфекции. Брюшной тиф и паратифы А и В. Сальмонеллез.

2. Цель: формировать у студентов знаний теоретических основ структуры инфекционной службы в РК, знаний об ученых, внесших вклад в развитие инфекционной службы РК, эпидемиологии брюшного тифа, паратифов А и В, сальмонеллезов, знаний методов эпидемиологической диагностики, основных положений и принципов лечения, ухода и профилактики этих заболеваний.

3. Задания:

  • Структура инфекционной службы в РК.

  • Развитие медицины в Казахстане.

  • Организация амбулаторной помощи инфекционным больным.

  • Организация стационарной помощи инфекционным больным.

  • Изучение эпидемиологии брюшного тифа и паратифов А и В.

  • Изучение эпидемиологии сальмонеллеза.

  • Составление рефератов на эту тему.

  • Подготовка презентаций, дискуссии.

4. Форма выполнения: работа с литературой, электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, решение ситуационных задач; решение тестовых заданий, подготовка презентаций и эссе.

5. Критерии и оценки выполнения СРС: оценка качества написания тестовых заданий, подготовки историй болезни, подготовки ситуационных задач с отражением основных моментов темы, с использованием современной литературы, данных из электронных носителей (интернета), средств массовой информации. Оценки по балльно-рейтинговой буквенной системе.

6. Сроки сдачи: 2 нед.

7. Литература:

Основная:

  1. Тропические болезни.Учебное пособие./Сейдуллаева Л.Б., Набенов К.Н., Дуйсенова А.К., Егембердиева Р.А.- Алматы, 2010,-332 с.

  2. Инфекционные болезни и эпидемиология: Учебник для мед. вузов / В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. - 2-е изд., испр.-М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008.-826 с.

  3. Инфекционные болезни: Учеб. пос. для вузов / Под ред. Е.П. Шуваловой.- Москва; Медицина, 2005.- 695с.

Дополнительная:

  1. Белоусова А.К. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии.- 2012.

  2. Инфекционные болезни: национальное руководство / Под ред. Н. Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. -1056 с.

  3. Амиреев С.А., Муминов Т.А. и др., Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных и паразитарных болезнях т. 2, Алматы, 2008 г.

  4. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Черкасский Б.Л., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных болезнях т. 1, Алматы, 2007 г.

  5. Зоонозные инфекции. Сборник учебно-методических пособий для студентов медицинских вузов. Под редакцией С.У. Пика. М 2007.- 154 стр.

  6. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней. Под ред. В.И. Покровского.- 2006.

  7. Инфекционные болезни у детей: Учебник для пед.фак.мед.вузов / Под ред. В.Н. Тимченко.-2-е изд.,испр.и доп.-СПб.:Спец. лит,2006.-576с.

  8. Возианова Ж.И. Инфекционные и паразитарные болезни. Киев. 2002 г.

  9. Адамович М.Ш., Бандацкая М.И., Близняг А.М. Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Минск. 2002.

  10. Ющук Н.Д., Бродов Л.Е. Острые кишечные инфекции, диагностика и лечение. М. 2001 г.

  11. Руководство по инфекционным болезням. Под ред. Ю.В. Лобзина. Санкт-Петербург, 2000.

  12. Эмонд Р. и др. Инфекционные болезни, цветной атлас. Перевод с англ., 1989.

8. Контроль (вопросы, тесты, задачи):

Контрольные вопросы:

  • Перечислите организации, входящих в структуру инфекционной службы РК.

  • Назовите первых казахских врачей.

  • Назовите ученых-инфекционистов Республики Казахстан.

Тесты для оценки исходного уровня знаний:

1. Терапия левомицетином при брюшном тифе осуществляется …



  1. весь лихорадочный период и 10 дней после нормализации температуры.

  2. 21 день.

  3. весь лихорадочный период и 3 дня после нормализации температуры.

  4. 10 дней.

  5. до нормальной температуры.

2. Из организма больного человека возбудители брюшного тифа выделяются с …

  1. испражнениями, мочой и слюной.

  2. кровью и спинномозговой жидкостью.

  3. желчью и слюной

  4. потом.

  5. рвотными массами и испражнениями.

3. Для ранней стадии брюшного тифа характерно поражение … системы.

  1. лимфатической

  2. дыхательной

  3. сердечно-сосудистой

  4. нервной

  5. эндокринной

4. После перенесенного брюшного тифа возникает … иммунитет.

  1. стойкий

  2. типоспецифический

  3. видоспецифический

  4. антитоксический

  5. не напряженный

5. Методы лабораторной диагностики, используемые при брюшном тифе:

  1. бактериологический, серологический

  2. вирусологические

  3. иммунологические

  4. биологические

  5. бактериоскопические

6. Клиническая картина септикопиемического варианта сальмонеллезной инфекции зависит

  1. от локализации метастатических гнойных очагов

  2. от преморбидного фона больного

  3. от состояния иммунной системы организма больного

  4. от степени выраженности симптомов общей интоксикации

  5. от длительности инкубации

7. Для лечения легкой формы сальмонеллезной инфекции используют

  1. диета 4, пероральная регидратация

  2. антибиотики, диета 13

  3. диета 5, инфузионная терапия

  4. диета 8, мочегонные, антибиотики

  5. диета 0, оральная регидратация

8. Инкубационный период при сальмонеллезе (в среднем)

  1. 12-24 часа

  2. 5-7 дней

  3. около 1 часа

  4. до 1 месяца

  5. 15-20 дней

9. Бактериологическому исследованию при сальмонеллезе подвергаются

  1. рвотные массы, промывные воды желудка, испражнения, дуоденальное содержимое, кровь, моча

  2. рвотные массы, кровь, кал

  3. рвотные массы, промывные воды желудка, моча, кал

  4. кровь, моча, промывные воды желудка

  5. кровь, моча, спинномозговая жидкость

10. В лечении тяжелой формы сальмонеллеза применяются

  1. полиионные растворы, антибиотики, сальмонеллезный бактериофаг

  2. растворы, поливитамины

  3. иммуностимуляторы

  4. нестероидные анаболики, коллоидные растворы

  5. переливание препаратов крови, антибиотики

Тесты для оценки заключительного уровня знаний:

1. При брюшном тифе поражается …



  1. восходящий отдел ободочной кишки.

  2. толстая кишка.

  3. сигмовидная кишка.

  4. тонкий кишечник.

  5. двенадцатиперстная кишка.

2. Симптомы классического варианта начального периода брюшного тифа:

  1. постепенное начало, ступенеобразное повышение температуры, кожа сухая, лицо бледное, вздутие живота

  2. постепенное начало, ознобы, влажность кожных покровов, гиперемия лица

  3. острое начало, ознобы, влажность кожных покровов

  4. острое начало, умеренная потливость, познабливание, вздутие живота

  5. наличие интоксикации, потливость, гиперемия кожи

3. Характерная картина языка у больных брюшным тифом:

  1. утолщенный язык с отпечатками зубов, гипертрофированными сосочками

  2. "малиновый язык"

  3. "географический язык"

  4. отечный, обложенный у корня желтым налетом

  5. сухой ("как щетка")

4. Типичные изменения со стороны желудочно-кишечного тракта при брюшном тифе:

  1. метеоризм, положительный симптом Падалки, урчание в илеоцекальной области

  2. вздутие живота, задержка стула, многократная рвота

  3. спазмированная сигма, урчание в нисходящей ободочной кишке, тенезмы

  4. положительный симптом Ровзинга, Щеткина-Блюмберга, Кохера

  5. боль в эпигастрии, вокруг пупка, обильный жидкий стул

5. Симптом Падалки при брюшном тифе:

  1. укорочение перкуторного звука в илеоцекальной области

  2. болезненность при пальпации в правом подреберье

  3. болезненность при поколачивании по правой реберной дуге

  4. отсутствие перистальтики кишечника

  5. наличие кишечной непроходимости

6. Серологическая реакция, применяемая для постановки диагноза сальмонеллеза:

  1. непрямой гемагглютинации РНГА

  2. агглютинации РА

  3. Видаля

  4. связывания комплемента РСК

  5. реакция ИФА

7. Сальмонеллезный гастрит клинически проявляется …

  1. симптомами общей интоксикации, болями в эпигастрии, тошнотой, рвотой.

  2. поносом.

  3. симптомами общей интоксикации, тошнотой, рвотой.

  4. интоксикацией, подъемом температуры.

  5. кратностью рвоты и поноса.

8. Клиническая картина септикопиемического варианта сальмонеллезной инфекции зависит от …

  1. локализации метастатических гнойных очагов.

  2. преморбидного фона больного.

  3. состояния иммунной системы организма больного.

  4. степени выраженности симптомов общей интоксикации.

  5. длительности инкубации.

9. Лечение легкой формы сальмонеллезной инфекции:

  1. диета 4 , пероральная регидратация

  2. антибиотики, диета 13

  3. диета 5, инфузионная терапия

  4. диета 8, мочегонные, антибиотики

  5. диета 0, оральная регидратация

10. Острое бактериовыделение при сальмонеллезной инфекции диагностируют, если возбудитель выделяется …

  1. до 3-х месяцев после клинического выздоровления.

  2. до 6 месяцев после клинического выздоровления.

  3. свыше 6 месяцев после клинического выздоровления.

  4. до 1 года после клинического выздоровления.

  5. сразу после проведенного лечения.

Задачи:

1. Больной Д. поступил в инфекционную больницу с жалобами на повышение температуры тела до 38,5ºС, и удерживающиеся в течение 6-7 дней, появления беспокойства, плохого аппетита, вздутия живота, жидкого стула.

Объективно: при поступлений состояние больного тяжелое, выражены симптомы интоксикации: температура 38,5ºС, вялость, сонливость: слизистые оболочки губ сухие, язык обложен белым густым налетом. В зеве разлитая гиперемия. На верхней трети живота – множественные пятна розового цвета, округлой формы. Печень увеличена на +3 см., селезенка +1 см. стул жидкий, обильный, водянистый 5-6 раз в сутки.


  1. Поставьте диагноз?

  2. Принципы ухода.

  3. Противоэпидемиологические мероприятия.

2. Больной А., 18 лет, студент-биолог, поступил 10/VIII на 3-й день болезни с жалобами на жар, недомогание, сильные головные боли и мышечные боли. Заболел, будучи на практике в районе р. Или: появился озноб, жар, головные и мышечные боли.

Объективно: температура 39,3ºС. Состояние средней тяжести. Вялый, лежит с закрытыми глазами. Лицо одутловато, гиперемировано: сосуды конъюнктив, склер инъецированы. Надавливание на глазные яблоки и икроножные мышцы болезненно. Тоны сердца ясные, чистые. Пульс ритмичный, удовлетворительного наполнения и напряжения 100 уд. в.мин. АД – 105/70 мм рт. ст. В легких везикулярное дыхание. Легкая ригидность мышц затылка. Живот мягкий, безболезненный; печень и селезенка пальпируются у реберного края. Стул задержан.



На 5-й день болезни на туловище и на конечностях появилась яркая пятнистая обильная кореподобная сыпь, которая через 3 дня исчезла вместе со снижением температуры.

  1. Ваш предварительный диагноз

  2. Назначьте план обследования и лечения

3. Пациенту врач скорой помощи поставил диагноз сальмонеллез.

  1. Какие профилактические мероприятия необходимо провести в данном случае?

  2. Меры борьбы.


1. Тема № 2: Профилактика острых кишечных инфекций. Дизентерия. Эшерихиозы. Холера. Ботулизм. Пищевые токсикоинфекции.

2. Цель: формировать у студентов знания теоретических основ профилактики острых кишечных инфекций; научить правильному сбору эпид. анамнеза; выделить контактных в очаге инфекции; наметить план противоэпидемических и профилактических мероприятий. Формировать у студентов знания теоретических основ дизентерии, эшерихиозов, холеры, пищевых токсикоинфекций и ботулизма, знаний методов эпидемиологической диагностики, основных положений и принципов лечения, ухода и профилактики этих заболеваний.

3. Задания:

  • Изучение эпидемиологии острых кишечных инфекций.

  • Изучение эпидемиологии дизентерии, эшерихиозов, холеры.

  • Изучение эпидемиологии пищевой токсикоинфекции.

  • Изучение эпидемиологии ботулизма.

  • Составление рефератов на темы этих заболеваний.

  • Подготовка презентаций, дискуссии.

  • Заполнение медицинской документации.

4. Форма выполнения: работа с литературой, электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, решение ситуационных задач; решение тестовых заданий, подготовка презентаций и эссе.

5. Критерии и оценки выполнения СРС: оценка качества написания тестовых заданий, подготовки историй болезни, подготовки ситуационных задач с отражением основных моментов темы, с использованием современной литературы, данных из электронных носителей (интернета), средств массовой информации. Оценки по балльно-рейтинговой буквенной системе.

6. Сроки сдачи: 3 нед.

7. Литература:

Основная:

  1. Тропические болезни.Учебное пособие./Сейдуллаева Л.Б., Набенов К.Н., Дуйсенова А.К., Егембердиева Р.А.- Алматы, 2010,-332 с.

  2. Инфекционные болезни и эпидемиология: Учебник для мед. вузов / В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. - 2-е изд., испр.-М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008.-826 с.

  3. Инфекционные болезни: Учеб. пос. для вузов / Под ред. Е.П. Шуваловой.- Москва; Медицина, 2005.- 695с.

Дополнительная:

  1. Белоусова А.К. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии.- 2012.

  2. Инфекционные болезни: национальное руководство / Под ред. Н. Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. -1056 с.

  3. Амиреев С.А., Муминов Т.А. и др., Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных и паразитарных болезнях т. 2, Алматы, 2008 г.

  4. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Черкасский Б.Л., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных болезнях т. 1, Алматы, 2007 г.

  5. Зоонозные инфекции. Сборник учебно-методических пособий для студентов медицинских вузов. Под редакцией С.У. Пика. М 2007.- 154 стр.

  6. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней. Под ред. В.И. Покровского.- 2006.

  7. Инфекционные болезни у детей: Учебник для пед.фак.мед.вузов / Под ред. В.Н. Тимченко.-2-е изд.,испр.и доп.-СПб.:Спец. лит,2006.-576с.

  8. Возианова Ж.И. Инфекционные и паразитарные болезни. Киев. 2002 г.

  9. Адамович М.Ш., Бандацкая М.И., Близняг А.М. Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Минск. 2002.

  10. Ющук Н.Д., Бродов Л.Е. Острые кишечные инфекции, диагностика и лечение. М. 2001 г.

  11. Руководство по инфекционным болезням. Под ред. Ю.В. Лобзина. Санкт-Петербург, 2000.

  12. Эмонд Р. и др. Инфекционные болезни, цветной атлас. Перевод с англ., 1989.

  13. Приказ МЗ РК № 442 от 01.07. 2011 г. «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм по организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий по предупреждению заболеваемости острыми кишечными инфекциями, сальмонеллезом, брюшным тифом и паратифами».

8. Контроль (вопросы, тесты, задачи):

Тесты для оценки исходного уровня знаний:

1. К "неуправляемым" инфекциям относится...



  1. дизентерия

  2. паротит

  3. полиомиелит

  4. дифтерия

  5. корь

2. Рвота при шигеллезе Флекснера ...

  1. имеет место только в начале заболевания

  2. не наблюдается

  3. без тошноты, без болей в животе

  4. кофейной гущей

  5. многократная, " фонтаном"

3. В патогенезе развития диарейного синдрома при шигеллезе ведущим является ...

  1. инвазия шигелл в колоноциты с развитием воспалительного процесса

  2. гиперсекреция и нарушение всасывания воды эпителиоцитами кишечника

  3. развитие дисахаридазной недостаточности

  4. ферментативная недостаточность

  5. увеличение секреции соляной кислоты

4. Среда … используют для определения возбудителя холеры.

  1. Мансурова, агар Хоттингера, Оксайда

  2. обычные питательные среды

  3. среда Китта-Тароцци

  4. среда Раппопорта

  5. мясной бульон

5. Для холеры характерны симптомы

  1. рвота без тошноты, диарея без болей в животе

  2. тошнота, рвота, схваткообразные боли в животе

  3. рвота желчью, боли в правом подреберье

  4. "доскообразный живот"

  5. многократная рвота, опоясывающие боли в животе

6. Инкубационный период при пищевых токсикоинфекциях:

  1. от 2-6 часов до 24 часов

  2. 24-48 часов

  3. 1-5 суток

  4. до 3 месяцев

  5. 1-2 часа

7. Патогенез и клиника пищевой токсикоинфекции зависят от:

  1. типа возбудителя

  2. состояния иммунной системы макроорганизма

  3. наличия сопутствующих заболеваний

  4. вида и дозы экзотоксина

  5. наличия хронических заболеваний

8. Клостридии ботулинум обладает следующими свойствами

  1. подвижная, спорообразующая палочка, выделяющая экзотоксин

  2. неподвижная, спорообразующая палочка, выделяющая экзотоксин

  3. подвижная, спорообразующая палочка, выделяющая эндотоксин

  4. сферической формы спор не образует

  5. неподвижная, спор не образует, токсины не выделяет

9. Первые типичные признаки ботулизма

  1. боли в эпигастрии, диспепсические явления, сухость во рту, офтальмоплегические симптомы

  2. назофарингит, симптомы общей интоксикации

  3. симптомы катара верхних дыхательных путей

  4. нарушение мозгового кровообращения

  5. озноб, потливость, офтальмоплегические симптомы

10. В гемограмме при ботулизме отмечается

  1. длительный лейкоцитоз со сдвигом влево

  2. лейкопения

  3. повышенное СОЭ, гиперлейкоцитоз

  4. гиперэозинофилия

  5. лейкопения, анэозинофилия, повышение СОЭ

Тесты для оценки заключительного уровня знаний:

1. Пищевые продукты, являющиеся факторами передачи дизентерии, вызываемой шигеллами Зонне:



  1. сметана и другие молочные продукты

  2. колбаса

  3. овощи и фрукты

  4. напитки

  5. хлебобулочные изделия

2. Лекарственные клизмы назначаются при …

  1. дизентерии.

  2. брюшном тифе.

  3. холере.

  4. пищевой токсикоинфекции.

  5. ботулизме.

3. Современное лечении холеры:

  1. регидратация + антибиотики цефалоспоринового ряда

  2. дезинтоксикационная терапия + сердечно-сосудистые средства

  3. регидратационная терапия + дыхательные аналептики

  4. регидратация + антибиотики тетрациклинового ряда

  5. дегидратация + антибиотики левомецитин

4. Наиболее частый путь передачи холеры:

  1. водный

  2. воздушно-капельный

  3. контактный

  4. парентеральный

  5. пищевой

5. Наиболее частые сроки развития эксикоза при коли-инфек­ции у детей раннего возраста:

  1. 3-4 день

  2. 1 день болезни

  3. 2-ой день

  4. 5 день

  5. после 5-го дня

6. Возбудитель ПТИ, вырабатывающий термостабильный энтеротоксин:

  1. Staphylococus aureus

  2. Сlostridium perfringens

  3. Bak cereus

  4. Vibrio cholerae

  5. Proteus vulgaris

7. Образное название стула при пищевой токсикоинфекции:

  1. в виде "мясных помоев"

  2. в виде "ректального плевка"

  3. в виде "малинового желе"

  4. в виде "рисового отвара"

  5. в виде "горохового суфле"

8. В патогенезе пищевой токсикоинфекции главную роль играют …

  1. энтеротоксин, цитотоксин.

  2. гемолизин, гиалуронидаза.

  3. нейраминидаза.

  4. дермонекротоксин.

  5. амилаза

9. Диагноз ботулизма подтверждается постановкой …

  1. реакции нейтрализации в биопробе

  2. РСК

  3. РНГА

  4. ИФА

  5. РПГА

10. Ботулинический токсин можно обнаружить в:

  1. во всех субстратах

  2. рвотных массах, промывных водах

  3. крови

  4. пищевых продуктах

  5. кале

Задачи:

1. В детском саду заболел ребенок дизентерией.

1. Составьте план первичных противоэпидемических мероприятий.

2. Проведите дезинфекцию.

2. Фельдшер скорой помощи обслуживал вызов в студенческом общежитии. Больной жаловался на боли в животе слева, частые позывы на низ, недомогание, озноб, температуру 38,2ºС. Заболевший приехал 3 дня назад с сельхозработ.

3. Больная 17 лет поступила в больницу на рассвете по поводу остро развившегося заболевания ночью появился жидкий водянистый стул, затем дефекации участились, стул становился все обильнее, приобретая вид рисового отвара. Присоединилось рвота обильная, мучительная, температура субфебрильная. Явления острого нарушения вводно-солевого обмена и слабость сердечной деятельности.

1. Поставьте диагноз.

2. План мероприятий.

4. Жаркое лето. Обилие мух. Хороший урожай фруктов. Воинская часть прибыло на тактические учения в село, на берегу реки.

Установлено, что в городе в 40 км выше по течению имеются случаи холеры.

1. Какие мероприятия необходимы чтобы предупредить и не допустить эпидемии холеру.

2. Эпид. мероприятия среди личного состава.

5. Вызов на дом. Больной жалуется на боли в животе, больше в верхней половине, рвоту до 5-ти раз, жидкий, водянистый до 3 раз стул, температуру 39ºС. Заболел спустя 3 часа после съеденного пироженного.

1. Поставьте диагноз.



2. План мероприятий.


1. Тема № 3: Протозойные инвазии кишечника (амебиаз, балантидиаз). Вирусные гастроэнтериты. Энтеровирусная инфекция.

2. Цель: формирование у студентов знаний теоретических основ эпидемиологии амебиаза, балантидиаза, гастроэнтеритов, энтеровирусной инфекции, знаний методов эпидемиологической диагностики, основных положений и принципов лечения, ухода и профилактики этих заболеваний.

3. Задания:

  • Изучение эпидемиологии амебиаза, балантидиаза.

  • Изучение эпидемиологии вирусных гастроэнтеритов, энтеровирусной инфекции.

  • Составление рефератов на темы этих заболеваний.

  • Подготовка презентаций, дискуссии.

  • Заполнение медицинской документации.

4. Форма выполнения: работа с литературой, электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, решение ситуационных задач; решение тестовых заданий, подготовка презентаций и эссе.

5. Критерии и оценки выполнения СРС: оценка качества написания тестовых заданий, подготовки историй болезни, подготовки ситуационных задач с отражением основных моментов темы, с использованием современной литературы, данных из электронных носителей (интернета), средств массовой информации. Оценки по балльно-рейтинговой буквенной системе.

6. Сроки сдачи: 4 нед.

7. Литература:

Основная:

  1. Тропические болезни.Учебное пособие./Сейдуллаева Л.Б., Набенов К.Н., Дуйсенова А.К., Егембердиева Р.А.- Алматы, 2010,-332 с.

  2. Инфекционные болезни и эпидемиология: Учебник для мед. вузов / В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. - 2-е изд., испр.-М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008.-826 с.

  3. Инфекционные болезни: Учеб. пос. для вузов / Под ред. Е.П. Шуваловой.- Москва; Медицина, 2005.- 695с.

Дополнительная:

  1. Белоусова А.К. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии.- 2012.

  2. Инфекционные болезни: национальное руководство / Под ред. Н. Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. -1056 с.

  3. Амиреев С.А., Муминов Т.А. и др., Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных и паразитарных болезнях т. 2, Алматы, 2008 г.

  4. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Черкасский Б.Л., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных болезнях т. 1, Алматы, 2007 г.

  5. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней. Под ред. В.И. Покровского.- 2006.

  6. Инфекционные болезни у детей: Учебник для пед.фак.мед.вузов / Под ред. В.Н. Тимченко.-2-е изд.,испр.и доп.-СПб.:Спец. лит,2006.-576с.

  7. Возианова Ж.И. Инфекционные и паразитарные болезни. Киев. 2002 г.

  8. Адамович М.Ш., Бандацкая М.И., Близняг А.М. Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Минск. 2002.

  9. Ющук Н.Д., Бродов Л.Е. Острые кишечные инфекции, диагностика и лечение. М. 2001 г.

  10. Руководство по инфекционным болезням. Под ред. Ю.В. Лобзина. Санкт-Петербург, 2000.

  11. Эмонд Р. и др. Инфекционные болезни, цветной атлас. Перевод с англ., 1989.

  12. Приказ МЗ РК № 706 от 12.11.2009 г. «О некоторых вопросах регистрации инфекционных, паразитарных, профессиональных заболеваний и отравлений».

8. Контроль (вопросы, тесты, задачи):

Тесты для оценки исходного уровня знаний:

1. Боли в животе при кишечном амебиазе локализуются преимущественно … .



  1. в правой подвздошной области

  2. в эпигастральной области

  3. в околопупочной области

  4. в левой подвздошной области

  5. над лоном

2. Лабораторный метод диагностики кишечного амебиаза:

  1. микроскопия кала

  2. бак. исследование желчи

  3. бак. исследование мочи

  4. микроскопия желчи

  5. бак. исследование кала

3. Решающее значение в диагностике кишечного амебиаза имеет обнаружение в кале … .

  1. тканевых форм амеб

  2. просветной формы

  3. прецистных форм

  4. цист

  5. яиц

4. Основной метод обнаружения амеб:

  1. микроскопический - изучение мазков, окрашенных раствором Люголя и железным гематоксилином

  2. вирусологический

  3. бактериологический

  4. иммунологический

  5. микроскопический - изучение мазков, окрашенных метиленовым синим

5. Обычная локализация амеб:

  1. слепая и сигмовидная кишка

  2. прямая кишка

  3. поперечно-ободочная кишка

  4. восходящая кишка

  5. желчные пути

6. Инкубационный период при энтеровирусной инфекции:

  1. 7-10 дней

  2. от нескольких часов до нескольких суток

  3. 3-5 дней

  4. 2-4 дня

  5. до 3-х месяцев

7. Спинномозговая жидкость при менингите энтеровирусной этиологии имеет ... характер.

  1. гнойный

  2. серозный

  3. нормальный

  4. плеоморфный

  5. геморрагический

8. Со стороны кожных покровов энтеровирусы ЕСНО вызывают ... .

  1. крапивницу

  2. стрептодермию

  3. экзантему

  4. трофическую язву

  5. везикулезную сыпь

9. В брюшной полости энтеровирусная инфекция вызывает ... .

  1. аппендицит

  2. панкреатит

  3. колит

  4. мезаденит

  5. гастроэнтерит

10. Со стороны сердечнососудистой системы вирусы Коксаки группы В вызывают ... .

  1. перикардиты

  2. миокардиты и энцефаломиокардиты

  3. пороки

  4. эндокардиты

  5. кардиомиопатии

Тесты для оценки заключительного уровня знаний:

1. Источник инфекции при ротавирусном гастроэнтерите:



  1. человек

  2. мышевидные грызуны

  3. крупный рогатый скот

  4. птицы

  5. рыбы, рептилии

2. Максимальные сроки выделения вируса больными при ротавирусном гастроэнтерите … дней.

  1. 13-21

  2. 7-12

  3. 1-6

  4. 22-30

  5. 31-48

3. Механизм передачи возбудителей вирусных гастроэнтеритов … .

  1. фекально-оральный

  2. аэрогенный

  3. гемоконтактный

  4. трансмиссивный

  5. половой

4. Размножение ротавирусов происходит в основном в клетках эпителия … .

  1. тонкой кишки

  2. верхних дыхательных путей

  3. толстой кишки

  4. желудка

  5. мочевых путей

5. Инкубационный период при ротавирусном гастроэнтерите варьирует от … сут.

  1. 1 до 5

  2. 6 до 7

  3. 7 до 10

  4. 15 до 21

  5. 21 до 30

6. Продолжительность острой формы балантидиаза составляет:

    1. 1 – 2 недели

    2. 2 мес.

    3. 3 – 6 мес

    4. 1 мес.

    5. 6 – 12 мес.

7. Острая форма балантидиаза протекает симптомами:

  1. гастрита

  2. энтерита

  3. колита

  4. перитонита

  5. аппендицита

8. Диагноз балантидиаза подтверждается обнаружением:

  1. вегетативных форм В.coli

  2. РНГА

  3. ИФА

  4. цистных форм В.coli

  5. бактериологический метод

9. В организме человека балантидий паразитируют в … .

  1. слепой, сигмовидной и прямой кишках

  2. 12-ти перстной кишке

  3. печени

  4. желудке

  5. поджелудочной железе

10. Симптом, отсутствующий в клинике острого балантидиаза:

  1. генерализованная лимфаденопатия

  2. головная боль

  3. диарея

  4. температура

  5. выраженная потеря массы тела

Задачи:

1. Больной 8 лет, поступил 10 ноября, на 1-й день болезни с жалобами на слабость, боли в животе. Вчера был в гостях, ел много различной пищи.

Заболел остро: боли в эпигастральной области, тошнота, многократная рвота, частый жидкий стул без примесей.

Объективно: температура 38°С. Состояние тяжелое. Больной бледен, глаза запавшие, тургор тканей понижен. Живот не вздут, мягкий, боль в эпигастрии. Спазма кишок нет. Тоны сердца приглушены. АД - 85/50 мм рт. ст., пульс ритмичен 100 уд. в мин. Со стороны легких - без патологии. Мочился. Стул обильный, жидкий, водянистый, цвета мясных помоев.

1. Ваш диагноз?

2. План обследования?

3. План лечения?

2. Больной 3 лет, поступил 10 декабря с жалобами на неустойчивость стула, схваткообразные боли в животе, понижение аппетита.

Вначале повысилась температура до 38,3°С, появилась боль внизу живота и понос до 10-12 раз в день. На примеси слизи, и крови в стуле мама внимания не обращала. К врачу не обращались, применяли фталазол по 1 таб. в течение 4 дней, после чего понос прекратился, но о тех пор, чаще после, жирной, молочной пищи, появляются понос и боли в животе.

Объективно: температура 37,2°С. Состояние удовлетворительное. Упитанность понижена, больной бледный, язык влажный, густо обложенный белым налетом. Живот не вздут, мягкий, болезненный по ходу спастически сокращенной толстой кишки, особенно в области сигмовидной кишки. Стул осмотрен - кашицеобразный со слизью и тонкими прожилками крови. Со стороны сердца и легких - без патологии.

1. Ваш диагноз?

2. План обследования?



3. План лечения?

1. Тема № 4: Вирусные гепатиты А, В, С, Д, Е и др.

2. Цель: формирование у студентов знаний теоретических основ эпидемиологии вирусных гепатитов А, В, С, Д, Е, знаний методов эпидемиологической диагностики, основных положений и принципов лечения, ухода и профилактики этих заболеваний.

3. Задания:

  • Изучение эпидемиологии вирусных гепатитов А, В, С, Д, Е.

  • Составление рефератов на темы этих заболеваний.

  • Подготовка презентаций, дискуссии.

    • Заполнение медицинской документации.

4. Форма выполнения: работа с литературой, электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, решение ситуационных задач; решение тестовых заданий, подготовка презентаций и эссе.

5. Критерии и оценки выполнения СРС: оценка качества написания тестовых заданий, подготовки историй болезни, подготовки ситуационных задач с отражением основных моментов темы, с использованием современной литературы, данных из электронных носителей (интернета), средств массовой информации. Оценки по балльно-рейтинговой буквенной системе.

6. Сроки сдачи: 5 нед.

7. Литература:

Основная:

  1. Тропические болезни.Учебное пособие./Сейдуллаева Л.Б., Набенов К.Н., Дуйсенова А.К., Егембердиева Р.А.- Алматы, 2010,-332 с.

  2. Инфекционные болезни и эпидемиология: Учебник для мед. вузов / В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. - 2-е изд., испр.-М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008.-826 с.

  3. Инфекционные болезни: Учеб. пос. для вузов / Под ред. Е.П. Шуваловой.- Москва; Медицина, 2005.- 695с.

Дополнительная:

  1. Белоусова А.К. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии.- 2012.

  2. Инфекционные болезни: национальное руководство / Под ред. Н. Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. -1056 с.

  3. Амиреев С.А., Муминов Т.А. и др., Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных и паразитарных болезнях т. 2, Алматы, 2008 г.

  4. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Черкасский Б.Л., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных болезнях т. 1, Алматы, 2007 г.

  5. Зоонозные инфекции. Сборник учебно-методических пособий для студентов медицинских вузов. Под редакцией С.У. Пика. М 2007.- 154 стр.

  6. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней. Под ред. В.И. Покровского.- 2006.

  7. Инфекционные болезни у детей: Учебник для пед.фак.мед.вузов / Под ред. В.Н. Тимченко.-2-е изд.,испр.и доп.-СПб.:Спец. лит,2006.-576с.

  8. Возианова Ж.И. Инфекционные и паразитарные болезни. Киев. 2002 г.

  9. Адамович М.Ш., Бандацкая М.И., Близняг А.М. Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Минск. 2002.

  10. Ющук Н.Д., Бродов Л.Е. Острые кишечные инфекции, диагностика и лечение. М. 2001 г.

  11. Руководство по инфекционным болезням. Под ред. Ю.В. Лобзина. Санкт-Петербург, 2000.

  12. Эмонд Р. и др. Инфекционные болезни, цветной атлас. Перевод с англ., 1989.

8. Контроль (вопросы, тесты, задачи):

Тесты для оценки исходного уровня знаний:

1. Инкубационный период при вирусном гепатите А:



  1. 7 - 50 дней

  2. от 6 дней до 6 месяцев

  3. до 3 - х месяцев

  4. от 3 до 9 месяцев

  5. 1-3 дня

2. В основе желтух при вирусных гепатитах лежит … .

  1. нарушение печеночной функции: захвата, конъюгации, экскреции

  2. повышение распада эритроцитов

  3. нарушение проходимости желчных протоков

  4. врожденная аномалия желчевыводящих путей

  5. врожденные нарушения пигментного обмена

3. Чем объяснить белый цвет кала при вирусных гепатитах

  1. отсутствием стеркобилина

  2. наличием стеркобилина

  3. присутствием билирубина

  4. наличием лейкоцитов

  5. нарушением поступления желчи в кишечник

4. О чем говорит билирубино-ферментативная диссоциация

  1. о возникновении острой печеночной энцефалопатии

  2. об отсутствии динамики заболевания

  3. о выздоровлении

  4. о присоединении вторичной инфекции

  5. диагностического значения не имеет

5. Какой из обменов в первую очередь нарушается при гепатитах

  1. липидный

  2. водно-солевой

  3. белковый

  4. углеводный

  5. нарушаются одновременно все виды обмена

6. Какие осложнения возможны при вирусном гепатите В:

  1. острая печеночная недостаточность, геморрагический синдром

  2. отек легкого

  3. инфекционно-токсический шок

  4. эклампсия

  5. отек мозга

7. Исходам вирусного гепатита В относятся:

  1. все перечисленные

  2. выздоровление

  3. цирроз печени, гепатоцеллюлярная карцинома

  4. гепатоз печени

  5. носительство HBs-антигена

8. Синдромы характерны для продромального периода ВГ"В"

  1. астеновегетативный, диспепсический, артралгический

  2. гипертермический, общетоксический

  3. гриппоподобный, астеновегетативный

  4. менингеальный

  5. офтальмоплегический

9. Для стадии прекомы 1 при вирусном гепатите характерны следующие признаки:

  1. нарушение ритма сна, головокружение, чувство "провала", легкий тремор кончиков пальцев

  2. эмоциональная лабильность

  3. психомоторное возбуждение, спутанность сознания

  4. непроизвольное мочеиспускание, дефекация, спутанность сознания

  5. расстройства психики

10. Переход в хроническую форму характерен при вирусных гепатитах:

  1. С и В

  2. В и Е

  3. А и С

  4. Д и А

  5. Е и С

Тесты для оценки заключительного уровня знаний:

1. Фекально-оральный механизм передачи вирусного гепатита характерен для …



  1. ВГ"А"и ВГ"Е".

  2. вирусного гепатита Д и вирусного гепатита Е.

  3. вирусного гепатита А и ВГ"С".

  4. ВГ"А"и ВГ"В".

  5. ВГ"В"и ВГ"С".

2. Наиболее тяжело протекает у беременных вирусный гепатит …

  1. "Е".

  2. "А".

  3. "В".

  4. "С".

  5. "Д".

3. Определение маркеров вирусного гепатита В проводится с помощью …

  1. ИФА, РИА, ПЦР.

  2. иммунофлюоресцентного анализа.

  3. радиоиммунного анализа.

  4. прямой микроскопии.

  5. метода молекулярной гибридизации.

4. Репродукция вируса гепатита Д в организме человека возможна при условии …

  1. наличия в организме вируса гепатита В.

  2. проникновения его в кровь вместе с вирусом гепатита С.

  3. наличия алкогольного поражения печени.

  4. наличия в организме вируса гепатита А.

  5. наличия токсического поражения печени.

5. Проба Розина проводится при …

  1. вирусном гепатите.

  2. дизентерии.

  3. сальмонеллезе.

  4. брюшном тифе.

  5. сыпном тифе.

6. Для проведения пробы Розина используют …

  1. р-р Люголя, или 1% спиртового р-р йода.

  2. р-р калия перманганата.

  3. р-р бриллиантового зеленого.

  4. трихлоруксусную кислоту.

  5. азотистую кислоту.

7. Характерные клинико-лабораторные показатели вирусного гепатита В в период разгара:

  1. интоксикация, повышение активности печеночно-клеточных ферментов, наличие НВsAg в крови

  2. полиартрит, катаральные явления

  3. ускоренное СОЭ, мелкоточечная сыпь

  4. интоксикация, ускоренное СОЭ

  5. бульбарный синдром, лимфоцитоз

8. Диагностические признаки острого вирусного гепатита В:

  1. интоксикация в желтушном периоде, повышение активности печеночно-клеточных ферментов, увеличение размеров печени

  2. острое начало заболевания, повышение диастазы

  3. повышение непрямого биллирубина, обнаружение антиНАVIgM

  4. высокая тимоловая проба, наличие интоксикации

  5. снижение непрямого биллирубина, обнаружение антиНАVIgM

9. Диагностические маркеры вирусного гепатита В в остром периоде заболевания:

  1. наличие НВsAg в крови, НВсАg в крови, анти НВсIgM

  2. наличие НВсIgJ ,анти НАV

  3. наличие HВV ДНК - полимераза

  4. наличие анти НАV

  5. наличие НВсIgJ

10. Сроки начала вакцинация против гепатита В:

  1. 1-2 день жизни

  2. 1-2 месяца

  3. 1-2 года

  4. 12 лет

  5. 21 год

Задачи:

1. На консультацию направлен мальчик 5 лет, у которого при подготовки к ортопедической операции выявлено повышение АЛТ-2,5 ммоль/л. Ребенок бледен, капиллярит на щеках, в межлопаточном пространстве пальмарная эритема, синячки на коленях. Печень плотная с острым краем, пальпируется на 2 см, селезенка на 1 см.



В возрасте до 1,5 лет часто болел ОРВИ, пневмонией, ОКИ, получал много инъекций не всегда одноразовым инструментарием. С 2-х лет мальчика считали практически здоровым.

  1. О каком заболевании надо думать?

  2. Какие исследования необходимо провести?

  3. Как поступить с ребенком.

2. Девочка 4 лет, посещает детский сад, где было несколько случаев ВГ. Получила в/м гаммаглобулин. Как контактная была обследована. Показатель АЛТ, АСТ были в пределах нормы. Через месяц после контакта родители обратились к участковому врачу для оформления в семейный пансионат. Жалоб девочка не предъявляла, однако при осмотре врач выявил увеличенную печень. Срочно сдали биохимические исследования крови, и было выявлено повышение тимоловой пробы до 10 ед., АлАТ –4,3 мм/л.

  1. Какой диагноз должен поставить врач.

  2. Каковы должны быть его действия.


1. Тема № 5: Грипп и другие ОРВИ. Рубежный контроль.

2. Цель: формировать у студентов знаний теоретических основ эпидемиологии гриппа и других ОРВИ, знаний методов эпидемиологической диагностики, основных положений и принципов лечения, ухода и профилактики гриппа и других ОРВИ.

3. Задания:

  • Изучение эпидемиологии гриппа и других ОРВИ.

  • Составление рефератов на темы этих заболеваний.

  • Подготовка презентаций, дискуссии.

    • Заполнение медицинской документации.

4. Форма выполнения: работа с литературой, электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, решение ситуационных задач; решение тестовых заданий, подготовка презентаций и эссе.

5. Критерии и оценки выполнения СРС: оценка качества написания тестовых заданий, подготовки историй болезни, подготовки ситуационных задач с отражением основных моментов темы, с использованием современной литературы, данных из электронных носителей (интернета), средств массовой информации. Оценки по балльно-рейтинговой буквенной системе.

6. Сроки сдачи: 6 нед.

7. Литература:

Основная:

  1. Тропические болезни.Учебное пособие./Сейдуллаева Л.Б., Набенов К.Н., Дуйсенова А.К., Егембердиева Р.А.- Алматы, 2010,-332 с.

  2. Инфекционные болезни и эпидемиология: Учебник для мед. вузов / В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. - 2-е изд., испр.-М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008.-826 с.

  3. Инфекционные болезни: Учеб. пос. для вузов / Под ред. Е.П. Шуваловой.- Москва; Медицина, 2005.- 695с.

Дополнительная:

  1. Белоусова А.К. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии.- 2012.

  2. Инфекционные болезни: национальное руководство / Под ред. Н. Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. -1056 с.

  3. Амиреев С.А., Муминов Т.А. и др., Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных и паразитарных болезнях т. 2, Алматы, 2008 г.

  4. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Черкасский Б.Л., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных болезнях т. 1, Алматы, 2007 г.

  5. Зоонозные инфекции. Сборник учебно-методических пособий для студентов медицинских вузов. Под редакцией С.У. Пика. М 2007.- 154 стр.

  6. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней. Под ред. В.И. Покровского.- 2006.

  7. Инфекционные болезни у детей: Учебник для пед.фак.мед.вузов / Под ред. В.Н. Тимченко.-2-е изд.,испр.и доп.-СПб.:Спец. лит,2006.-576с.

  8. Возианова Ж.И. Инфекционные и паразитарные болезни. Киев. 2002 г.

  9. Адамович М.Ш., Бандацкая М.И., Близняг А.М. Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Минск. 2002.

  10. Ющук Н.Д., Бродов Л.Е. Острые кишечные инфекции, диагностика и лечение. М. 2001 г.

  11. Руководство по инфекционным болезням. Под ред. Ю.В. Лобзина. Санкт-Петербург, 2000.

  12. Эмонд Р. и др. Инфекционные болезни, цветной атлас. Перевод с англ., 1989.

8. Контроль (вопросы, тесты, задачи):

Тесты для оценки исходного уровня знаний:

1. Частое осложнение при гриппе:



  1. пневмонии

  2. полиневриты

  3. трахеобронхиты

  4. синуситы

  5. менингиты и энцефалиты

2. Что лежит в основе разделения вирусов гриппа на типы:

  1. антигенная характеристика внутреннего нуклеокапсида

  2. тяжесть течения заболевания

  3. географическая распространенность

  4. устойчивость во внешней среде

  5. наличие нейраминидазы определенного типа

3. Ведущие синдромы в клинике гриппа:

  1. интоксикационный и катаральный

  2. диспептический

  3. астеновегетативный

  4. артралгический

  5. абдоминальный

4. Проявлением, каких этапов в патогенезе гриппа является выраженная лихорадка и симптомы общей интоксикации:

  1. вирусемия и токсинемия

  2. репродукция вируса в клетках дыхательных путей

  3. поражения дыхательного тракта

  4. бактериальные осложнения со стороны различных систем

  5. обратное развитие патологического процесса

5. Симптом проявляется в клинике гриппа

  1. насморк, лихорадка, трахеит

  2. лихорадка

  3. кашель, конъюктивит, лихорадка

  4. боли за грудиной

  5. абдоминальные боли

6. Для парагриппа характерно преимущественное поражение слизистых оболочек … .

  1. гортани

  2. носа

  3. глотки

  4. трахеи

  5. бронхов

7. При … проводятся взятие отпечатков со слизистой носа для экспресс-диагностики.

  1. ОРВИ

  2. менингококковой инфекции

  3. инфекционном мононуклеозе

  4. эпидемическом паротите

  5. ветряной оспе

8. Отпечатки со слизистой носа для экспресс-диагностики при ОРВИ берут при помощи …

  1. ватного тампона на деревянной палочке, увлажненного физиологическим раствором.

  2. шпателя.

  3. ватного шарика, увлажненного физиологическим раствором.

  4. стеклянной палочкой.

  5. марлевого тампона, увлажненного физиологическим раствором.

9. Основной симптом риновирусной инфекции:

  1. обильные водянистые выделения из носа

  2. головная боль

  3. высокая лихорадка

  4. выраженные воспалительные изменения в зеве

  5. рвота

10. Респираторно-синцитиальная инфекция вызывается:

  1. миксовирусами

  2. пикорнавирусами

  3. энтеровирусами

  4. герпесвирусами

  5. ротавирусами

Тесты для оценки заключительного уровня знаний:

1. Лекарственные препараты при лечении гриппа:



  1. интерферон, ремантадин

  2. но-шпа, платифиллин

  3. пенициллин, бисептол

  4. витамины, гормоны

  5. антибиотики

2. Грипп - острая инфекция, характеризующаяся …

  1. поражением слизистой оболочки верхних дыхательных путей.

  2. поражением нервной системы.

  3. поражением ЖКТ.

  4. поражением сердца.

  5. поражением органов дыхания.

3. Инкубационный период при гриппе:

  1. обычно 1-2 дня

  2. 2-3 часа

  3. 7-8 дней

  4. свыше 8 дней

  5. 10 дней

4. Отдел респираторного тракта поражается при гриппе:

  1. трахея

  2. бронхи

  3. альвеолы

  4. гортань

  5. зев

5. Метод, используемый для диагностики гриппа:

  1. вирусологический

  2. бактериологический

  3. серологический

  4. иммунологический

  5. иммунологический, серологический

6. Синдром, преобладающий в клиническом течении гриппа:

  1. токсический

  2. артралгический

  3. катаральный

  4. астеновегетативный

  5. диспепсический

7. В клинике респираторно-синцитиальной инфекции у детей отсутствует наличие … .

    1. гепатита

    2. бронхиолита

    3. развития ателектазов

    4. пневмонии

    5. бронхита

8. Для клиники респираторно-синцитиальной инфекции не характерно:

  1. постепенное начало

  2. недомогание, насморк

  3. острое начало

  4. озноб, лихорадка

  5. ломота в теле

9. Сезонность заболевания при парагриппе:

  1. весенне-зимняя

  2. осенне-зимняя

  3. осенне-летняя

  4. отсутствует

  5. летняя

10. Наиболее частое осложнение парагриппа:

  1. пневмония

  2. пиелонефрит

  3. миокардит

  4. отит

  5. гайморит

Задачи:

1. Сережа 5 мес., поступил в клинику детских инфекций на 2 день болезни. Заболел остро с повышением температуры тела до 39ºС, отказался от еды, появилось беспокойство: расстройство сна. На следующий день присоединился нечастый сухой кашель, затрудненное дыхание, повторная рвота, кратковременные судороги. В семье бабушка болеет ОРВИ. При поступлении температура тела 39,8ºС, пульс-146 уд. в мин., ЧДД-55 в мин. Состояние тяжелое, заторможен. Кожные покровы бледно-цианотичные, на груди 5 элементов точечной геморрагической сыпи округлой формы. Склеры инъецированы, дыхание носом отсутствует, рот приоткрыт, слизистая зева блестящая, гиперемирована с синюшным оттенком, единичные кровоизлияния. На мягком небе мелкая зернистость. Язык умеренно влажный, «географический», лимфоузлы не увеличены. Тоны сердца приглушены, учащены. Над легкими коробочный звук, жесткое дыхание. Живот мягкий, стул оформлен. Мочится обычно. Менингеальные знаки отрицательные, очаговых поражений мозга нет. В анализе крови: Эр. 4,5х10 /л, Нв- 144 г/л, ЦП-0,9, Л-4х10 /л, СОЭ-3мм/час.

1. Ваш предварительный диагноз?

2. Методы, подтверждающие диагноз?

3. Ваша тактика лечения?

2. Ребенку 4 г., проснулся ночью от приступа лающего кашля, затрудненного дыхания. Жалуется на головную боль в лобной части. Температура тела 39,8ºС, нос чистый, слизистая сухая. Зев слабо гиперемирован, на задней стенке глотки мелкая зернистость. Дыхание шумное, слышно на расстоянии. Число дыханий 35 в мин., легкое втяжение эпигастральной области и надключичных ямок. В легких единичные сухие хрипы. Тоны сердца звучные, учащены, живот мягкий безболезненный. Печень и селезенка не увеличены.



  1. Диагноз, дифференциальный диагноз.

  2. План обследования.

  3. Неотложная терапия.

3. Ребенку 1 г.,1 мес., заболел остро, повысилась температура тела до 38,5ºС, ухудшился аппетит, небольшой кашель. Раздражителен. Кожа чистая. В зеве гиперемия. На следующий день температура снизилась до 37ºС, улучшилось состояние. На 3 –й день температура повысилась до 39,2ºС, была однократная рвота. Ребенок беспокоен, не спит. Из носа появились серозные выделения. Зев ярко гиперемирован, разрыхлен. Отмечается болезненность при надавливании на трагусы.

  1. Поставьте предварительный диагноз.

  2. Назначьте лечение.


1. Тема № 6: Детские воздушно-капельные инфекции у взрослых (корь, дифтерия, ветряная оспа, эпидемический паротит, скарлатина, краснуха).

2. Цель: формирование у студентов знаний теоретических основ эпидемиологии дифтерии, кори, ветряной оспы, эпидемического паротита, скарлатины, краснухи, знаний методов эпидемиологической диагностики, основных положений и принципов лечения, ухода и профилактики этих заболеваний.

3. Задания:

  • Изучение эпидемиологии дифтерии.

  • Изучение эпидемиологии скарлатины.

  • Изучение эпидемиологии кори, краснухи.

  • Изучение эпидемиологии ветряной оспы, эпидемического паротита.

  • Составление рефератов на темы: дифтерия, скарлатина, корь, краснуха, ветряная оспа, эпидемический паротит.

  • Составление рефератов на тему этого заболевания.

  • Подготовка презентаций, дискуссии.

    • Заполнение медицинской документации.

4. Форма выполнения: работа с литературой, электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, решение ситуационных задач; решение тестовых заданий, подготовка презентаций и эссе.

5. Критерии и оценки выполнения СРС: оценка качества написания тестовых заданий, подготовки историй болезни, подготовки ситуационных задач с отражением основных моментов темы, с использованием современной литературы, данных из электронных носителей (интернета), средств массовой информации. Оценки по балльно-рейтинговой буквенной системе.

6. Сроки сдачи: 7 нед.

7. Литература:

Основная:

  1. Тропические болезни.Учебное пособие./Сейдуллаева Л.Б., Набенов К.Н., Дуйсенова А.К., Егембердиева Р.А.- Алматы, 2010,-332 с.

  2. Инфекционные болезни и эпидемиология: Учебник для мед. вузов / В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. - 2-е изд., испр.-М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008.-826 с.

  3. Инфекционные болезни: Учеб. пос. для вузов / Под ред. Е.П. Шуваловой.- Москва; Медицина, 2005.- 695с.

Дополнительная:

  1. Белоусова А.К. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии.- 2012.

  2. Инфекционные болезни: национальное руководство / Под ред. Н. Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. -1056 с.

  3. Амиреев С.А., Муминов Т.А. и др., Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных и паразитарных болезнях т. 2, Алматы, 2008 г.

  4. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Черкасский Б.Л., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных болезнях т. 1, Алматы, 2007 г.

  5. Зоонозные инфекции. Сборник учебно-методических пособий для студентов медицинских вузов. Под редакцией С.У. Пика. М 2007.- 154 стр.

  6. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней. Под ред. В.И. Покровского.- 2006.

  7. Инфекционные болезни у детей: Учебник для пед.фак.мед.вузов / Под ред. В.Н. Тимченко.-2-е изд.,испр.и доп.-СПб.:Спец. лит,2006.-576с.

  8. Возианова Ж.И. Инфекционные и паразитарные болезни. Киев. 2002 г.

  9. Адамович М.Ш., Бандацкая М.И., Близняг А.М. Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Минск. 2002.

  10. Руководство по инфекционным болезням. Под ред. Ю.В. Лобзина. Санкт-Петербург, 2000.

  11. Эмонд Р. и др. Инфекционные болезни, цветной атлас. Перевод с англ., 1989.

8. Контроль (вопросы, тесты, задачи):

Тесты для оценки исходного уровня знаний:

1. Аллергические осложнения чаще возникают после вакцинации против … .



  1. дифтерии

  2. кори

  3. полиомиелита

  4. коклюша

  5. столбняка

2. Миокардит при токсической дифтерии зева называют ранним … .

  1. если он развился...

  2. на 5-9 день болезни

  3. на 2-3 день болезни

  4. на 3-4 день болезни

  5. на 10-15 день болезни

  6. на16-21 день болезни

3. Миокардит при токсической дифтерии зева называется поздним, если он развился ... .

  1. позже 9 дня болезни

  2. на 3-4 день болезни

  3. от 5 до 9 дня болезни

  4. на 2 день болезни

  5. понятие "поздний миокардит" не существует

4. Больному дифтерийным миокардитом не следует назначать ... .

  1. строфантин

  2. стрихнин

  3. преднизолон

  4. аскорбиновую кислоту

  5. трентал

5. Иммунитет после перенесенного коклюша:

  1. стойкий

  2. отсутствует

  3. видоспецифический

  4. антитоксический

  5. ненапряженный

6. Наиболее характерные осложнения при скарлатине:

  1. лимфаденит

  2. гепатит

  3. панкреатит

  4. паротит

  5. орхит

7. Поздние осложнения скарлатины следует ожидать через … .

  1. 2 недели

  2. год

  3. 5 месяцев

  4. 3 года

  5. 6 недель

8. К резидуальным явлениям эпидемического паротита не относят … .

  1. слепоту

  2. глухоту

  3. сахарный диабету

  4. нарушение функции ЦНС

  5. атрофию яичка и бесплодие

9. Острые панкреатиты при эпидемическом паротите часто развиваются на … день болезни.

  1. 4-7

  2. 1-2

  3. 13-15

  4. 20-22

  5. 10-15

10. У больной с эпидемическим паротитом появились шум в ушах, головокружение, нарушение координации движения, рвота. У больной развилось осложнение … .

  1. поражение слухового нерва

  2. серозный менингит

  3. острый панкреатит

  4. оофорит

  5. сахарный диабет

Тесты для оценки заключительного уровня знаний:

1. Возбудитель ветряной оспы:



  1. Varicelle zocter

  2. Polynosa morbillorum

  3. Polynosa rubeolae

  4. B-гемолитический стрептококк

  5. Corynebacterium diphtheriae

2. Осложнениями ветряной оспы могут быть … .

  1. конъюнктивиты, кератиты, паротиты, сепсис, отит

  2. гепатиты, холециститы

  3. энтероколиты, гастроэнтериты

  4. миокардиты

  5. гастроэнтериты

3. Для скарлатины характерна сыпь:

    1. мелкоточечная

    2. пятнисто-папулезная

    3. везикулезная

    4. уртикарная

    5. розеолезная

4. Лекарственное средство назначаемое при скарлатине:

  1. пенициллин

  2. нистатин

  3. не назначают

  4. интерферон

  5. левомицетин

5. Отличительная особенность возбудителя кори:

  1. способность к пожизненной персистенции в организме перенесшего заболевание

  2. выделение экзо- и эндотоксина

  3. тропизм к гепатоцитам

  4. высокая устойчивость во внешней среде

  5. его быстрая элиминация из организма больного

6. Входные ворота при кори:

  1. слизистые оболочки дыхательных путей и конъюнктива глаз

  2. поврежденные кожные покровы

  3. слизистая оболочка рта

  4. раневая поверхность

  5. слизистая половых путей

7. Триада классических проявлений врожденной краснухи:

  1. катаракта, пороки сердца, глухота

  2. хромота, глухота, слепота

  3. глухота, пороки ЖКТ, катаракта

  4. катаракта, хромота, пороки сердца

  5. желтуха, гиподинамия, гнусавость

8. Выявление специфических IgM при краснухе свидетельствует о … .

  1. свежем инфицировании вирусом краснухи

  2. перенесенной ранее краснухе

  3. затяжном процессе заболевания

  4. развитии осложнений

  5. бактерионосительстве после перенесенной краснухи

9. Инкубационный период при эпидемическом паротите колеблется … .

  1. от 11 до 23 дней

  2. от 2 до 10 дней

  3. от 5 до 50 дней

  4. 1-2 дня

  5. от 15 до 37 дней

10. При эпидемическом паротите не поражается … .

  1. вилочковая железа

  2. поджелудочная железа

  3. околоушные железы

  4. субмаксиллярные железы

  5. субмаксиллярные и подъязычные железы
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
ЭКО по ОМС в СПб - Euromed In Vitro

    Главная страница