Шалягина Марина Анатольевна г. Арсеньев, 2013 г. Содержание Глава 1 ​



Скачать 0,49 Mb.
страница 1/3
Дата 26.08.2015
Размер 0,49 Mb.
  1   2   3
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ АРСЕНЬЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 25 «ЖУРАВУШКА»

АРСЕНЬЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НЕПОСЕДЫ»

для детей дошкольного возраста

(Срок реализации программы 3 года)

СОСТАВИТЕЛИ:

педагогический коллектив

дошкольного учреждения

РУКОВОДИТЕЛЬ:

Заведующий МДОБУ д/с № 25 «Журавушка»

Шалягина Марина Анатольевна

г. Арсеньев, 2013 г.



Содержание

Глава 1


1.​ Пояснительная записка

2.​ Основные направления программы и содержание деятельности

3.​ Условия реализации программы

4.​ Требования к знаниям и учениям воспитанников, критерии оценки

5.​ Основные подходы к тематическому планированию

Глава 2


2.1. Программа дополнительного образования рисования нетрадиционными способами «Маляка»

6.​ Литература

Приложения

Рецензии


Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Непоседы» является дополнением образовательной программы ДОУ «Журавушка». Это специфическая часть образовательной программы «Журавушка», предоставляющая детям интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательные, развивающие и другие услуги на основе свободного выбора и самоопределения ребенка. Программа дополнительного образования «Непоседы» направлена на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Программа обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, а также выявление и поддержку детей, проявивших неординарные способности. Программа дополнительного образования учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.

Программа ориентирована на свободный выбор и освоение воспитанниками дополнительных образовательных программ, образовательное пространство. В программе заложен целенаправленный процесс обучения и развития посредством реализации дополнительных образовательных программ за пределами основной образовательной программы ДОУ в интересах и удовлетворения личностных образовательных потребностей ребенка.

Программа дополнительного образования поможет ребенку лучше социально адаптироваться и приспособиться к требованиям современной жизни, получить социальный опыт деятельности, приводящий к успеху.

В ДОУ работают квалифицированные специалисты с различной квалификацией: воспитатели, психолог, инструктор по физкультуре, учителя начальных классов, учителя со специализацией: учитель изодеятельности, учитель английского языка. Данная квалификационная направленность позволяет расширить зону образовательной деятельности и ввести дополнительные образовательные услуги: обучение английскому языку, обучение чтению, йогу для малышей, обучение рисованию нетрадиционными способами, квиллинг, вышивка.

Содержательная тематическая направленность программы «Непоседы»

физкультурно-оздоровительная учебно-познавательная художественно-эстетическая



Функциональное предназначение программы «Непоседы»

досуговое учебно-познавательное прикладное



Форма организации – групповые занятия. Количество детей в группе от 6 до 20 человек, в зависимости от степени сложности программы и стоимости образовательной услуги.

Время реализации - программа рассчитана на 3 года и предназначена для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение детей к общечеловеческим ценностям через собственное творчество, познавательный интерес, оздоровление.

Содержание программы расширяет представление воспитанников о звучании речи, художественных образах, способах реализации творческой идеи, способах укрепления здоровья, формирует чувство гармонии.

Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут в дальнейшем поступить в школу искусств, изучать иностранные языки за рамками школьной программы, заниматься гимнастикой, продолжая обучение в спортивных школах, цирковой студии, быть успешными в жизни. Изучение данных курсов программы актуально в связи с новыми стандартами образования, современными требованиями современного человека, запросом родителей и

непосредственно высокой двигательной, познавательной, речевой и творческой активностью детей.

В основе формирования способностей лежат два главных вида деятельности: совместная деятельность педагога и ребенка и самостоятельная творческая деятельность ребенка. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью, последовательностью, учетом психофизических особенностей детей, их интересом к данному виду деятельности.

В соответствии с концепцией учебного плана, принятой в дошкольном учреждении, программа рассчитана на 3 года. Количество занятий в неделю по каждому курсу – 2. Количество занятий в месяц - 8.



Цель программы дополнительного образования «Непоседы» – всестороннее удовлетворениеобразовательных потребностей детей.

Удовлетворить потребность в активном регулируемом движении детей, познавательном интересе детей, развивать творческие, интеллектуальные способности и нравственные качества личности детей.

Логика освоения образовательных тем определяется задачами каждого курса программы: воспитательные, развивающие, обучающие.

Задачи программы дополнительного образования «Непоседы».

1.​ Освоение детьми компетенциями в рамках курса программы;

2.​ Повышение интереса к изучаемому предмету;

3.​ Воспитание творческой личности, личностных качеств;

4.​ Укрепление здоровья детей.

Структура программы состоит из трех образовательных блоков: теоретическое изучение темы, практическое изучение темы, самостоятельная деятельность ребенка.

Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.

Теоретические знания осваиваются ребенком путем словесных, наглядных, практических методов, используемых педагогом при объяснении темы. Данный способ необходим для введения ребенка в тему, формирования у ребенка представлений об изучаемой теме.

Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, более полно усвоить изучаемую тему курса.

Самостоятельная деятельность детей по усвоению темы способствует наработке навыка и автоматизации изучаемой темы в повседневной жизни ребенка.

Планируемые результаты описываются в каждом курсе программы «Непоседы»: должны знать; должны уметь; способны решать следующие жизненно-практические задачи. Диагностика освоения курса программы каждого года обучения и проводится 1 раз в год. Данные результатов диагностики заносится в отдельный журнал согласно форме (Приложение 1).

Условия работы педагога

Педагоги, оказывающие дополнительные образовательные услуги осуществляют деятельность вне основного времени работы. Подготовка к занятиям дополнительного образования и занятия педагог планирует в свободное от основного рабочей деятельности время.

Материал, необходимый для занятий, также как и методическая литература приобретается (оплачивается) педагогами и (или) родителями дополнительно из дополнительных средств родителей (законных представителей).

Для осуществления дополнительной образовательной деятельности, в том числе платной, с педагогом заключается договор, в котором оговаривается время и периодичность проведения занятий, оплата за дополнительный педагогический труд.

1.​ Основные направления программы и содержание деятельности

Дополнительный образовательный процесс в ДОУ имеет развивающий характер, направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей.

Каждое занятие в рамках программы обеспечивает развитие личности ребенка. Обязательное условие реализации программы дополнительного образования - применение личностно-ориентированных технологий обучения, в центре внимания которых отдельная неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей.

Особое внимание уделено особенностям организации образовательного процесса:

1.​ Организация обучения на добровольных началах: дети-родители-педагоги;

2.​ Комфортный, неформальный характер психологической атмосферы, не регламентированной обязательствами и стандартами.

Основные формы проведения занятий: игра, игровые ситуации, встречи, беседы, викторины, творческая деятельность детей.

Основные формы предъявления результатов реализации программы дополнительного образования: выставки, концерты, конкурсы, экскурсии, праздники, презентации, фестивали.

2.​ Условия реализации программы

Условия реализации программы «Непоседы» отражают все составляющие, необходимые для реализации учебного процесса: оборудование, помещение, дидактические, методические материалы, подготовленность педагогического персонала.



Для занятий «Квиллинг»: простой карандаш, длинная круглая палочка, полоски цветной бумаги (наборы для творчества квиллинг), листы плотной бумаги разного цвета, иллюстрации по темам занятий.

Литература для педагога обозначена в списке литературы в конце программы. Поурочное планирование занятий квиллинг – в приложении.



Для занятий «Йога для малышей»: палас (индивидуальные коврики), аудиозаписи музыки, магнитофон, спортивная форма у детей и педагога. Литература для педагога обозначена в списке литературы в конце программы. Поурочное планирование занятий в программе «Гигиея».

Для занятий обучение дошкольников английскому языку «Маленькие пчелки» «Little bees»: игрушки, предметные и сюжетные картинки по теме занятий, аудиозаписи песен, сказок, лексических упражнений на английском языке, плакаты с английским алфавитом. Литература для педагога обозначена в списке литературы в конце программы. Поурочное планирование занятий – в приложении.

Для занятий обучения рисованию нетрадиционными способами «Маляка»: краски акварельные, гуашь, тушь, свеча, мелки, карандаши, природный материал (разные сухие листья, цветы, камни, ракушки), тычки, заостренные и скошенные палочки, емкость для воды, салфетки тканевые и бумажные, калька, копировальная бумага, пробки, поролон, стекло, марлевые тампоны, трубочки, соломинки, нитки, трафареты, зубная щётка, собственные ладони и пальцы.

Литература для педагога обозначена в списке литературы в конце программы. Поурочное планирование занятий – в приложении.



Для занятий «Логика»: карты, схемы, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, мел, письменная доска, маркер, листы бумаги в клетку, альбомные белые листы бумаги, рабочие тетради (по количеству детей), лабиринты, счетные палочки, логические игры «Танграм», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», кубики Никитиных. Литература для педагога обозначена в списке литературы в конце программы. Поурочное планирование занятий – в приложении.

Для занятий обучение чтению «Читайград»: звуковая линейка (по количеству детей), фишки зеленого, красного и синего цвета (не менее 5 фишек каждого цвета на ребенка), пенал с ячейками для фишек, предметные и сюжетные картинки по темам занятий, игрушки, прописи (по количеству детей).

Литература для педагога обозначена в списке литературы в конце программы. Поурочное планирование занятий – в приложении.



Для занятий «Вышивание»: наборы для детей (игла, нитки мулине, подушечка для иголки, ткань для вышивания, пяльцы), карта вышивальная, картинки, копировальная бумага.

Литература для педагога обозначена в списке литературы в конце программы. Поурочное планирование занятий – в приложении.



Для занятий биссероплетения: бисер разной структуры, цвета, величины, формы, стеклярус, медная проволока № 1,2,3, стеклянные пузырьки, цветные бумажные салфетки, клейстер, белая ткань размером 30х30, пластиковый ларчик для наборов (на каждого ребенка).

Важно отметить, что занятия по любому курсу программы можно начинать с любого месяца года. Сентябрь месяц не является отправной точкой к началу курса, так же как и май, не является окончанием курса обучения одного года. В связи с этим диагностика результатов проводится не как обычно в образовательных программах по окончанию учебного года, а по окончанию курса программы.

3.​ Требования к знаниям и учениям воспитанников, критерии оценки

Определяя требования к знаниям и умениям воспитанников ориентированность программы в разделе ЗНАНИЯ – это теоретические основы усвоения курса программы, а УМЕНИЕ – это способность на практике получить реальный продукт творческой деятельности воспитанника.

Ожидаемый результат по каждому курсу программы предполагает:

1.​ Развитие способностей;

2.​ Улучшение показателей социальной адаптации в обществе;

3.​ Наглядное проявление – участие в выставках, конкурсах, концертах, презентациях, фестивалях, праздниках и т.д.

Для определения выполнения ожидаемого результата по окончанию каждого курса, проводится диагностика на начало курса. При этом могут быть использованы следующие формы контроля: участие в конкурсах, выставках, выступление на концертах, фестивалях, открытых занятиях. Методика проведения диагностики на начальном и заключительном этапах работы курса единая для каждого отдельного курса программы.

Контроль позволит определить эффективность обучения по курсу программы, обсудить результаты, внести изменения в учебную программу, учебный процесс, тематическое планирование.

4.​ Основные подходы к тематическому планированию

Основное содержание тематического плана в приложениях каждого курса программы «Непоседы».

Единое правило для всех курсов программы «Непоседы» является то, что первое занятие каждого года обучения – вводное занятие, на котором педагог вводит воспитанников в краткий курс и историю изучаемого предмета, использует мотивационные элементы, которые позволят заинтересовать малышей изучением данного предмета, возбудят в них познавательный интерес, желание творить. Также на вводном занятии обязательно присутствует ознакомление с правилами безопасности (правила поведения, правила безопасного использования оборудования, инструментов, пожарной безопасности). Если в группе появился новый ребенок или группа состоит из детей разных групп, то на первом занятии педагог знакомит детей друг с другом.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Содержание каждого курса образовательной программы «Непоседы» соответствует основным образовательным, воспитательным, развивающим и оздоровительным задачам, описанным выше в пояснительной записке. Также содержание соответствует компенсированию некоторых видов деятельности в основном образовании, обеспечению комфортной образовательной среды и «ситуации успеха» каждого ребенка, содействию выбора индивидуального маршрута развития ребенка.

Содержание каждого курса программы отражает следующие направления:

- мотивация к познанию и творчеству;

- стимулирование творческой активности;

- развитие способностей к самообразованию;

- помощь в индивидуальном развитии.

По окончанию программы «Непоседы» дети овладеют компетенциями за рамками основной образовательной программы, у детей повысится интерес к изучаемому предмету, что может позволить ребенку продолжить обучение после выпуска из детского сада в специализированных образовательных учреждениях, развивать творческие способности. Дети, обучаемые по предлагаемым курсам программы «Непоседы» легко смогут социализироваться и адаптироваться в школьном коллективе, а также в других социальных институтах.



ГЛАВА 2

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ «НЕПОСЕДЫ»

2.1. Программа дополнительного образования рисования

нетрадиционными способами

«Маляка»

2.1.1. Пояснительная записка к программе «Маляка»

Программа дополнительного образования рисование нетрадиционными способами «Маляка» по содержательной, тематической направленности является художественно-эстетической; по функциональному назначению – досуговой; по форме организации – кружковой; по времени реализации – трехгодичной.

Программа предназначена для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет и направлена на обеспечение развития дополнительных навыков рисования нетрадиционными способами. Содержание программы расширяет представления детей о разнообразии способов художественного творческого выражения.

По словам Г.С. Альтшуллера, каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта.

Не каждый ребёнок станет художником, однако у каждого есть определённый потенциал художественного развития, и этот потенциал надо раскрывать. Одарённые дети найдут свой путь, а остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов. Дошкольный возраст это период, когда изобразительная деятельность становится устойчивым увлечением многих детей. Необходимо использовать это увлечение, чтобы заинтересовать ребёнка миром искусства, развивать его воображение, фантазию, способности.

На начальном этапе обучения важно не только формировать умение понимать прекрасное, но и стремиться создавать прекрасное вокруг себя. На занятиях художественно-эстетической направленности развиваются творческие способности создавать конкретные образы, отображать своё отношение к окружающему. Дети знакомятся с жанрами живописи, отрабатывают технические навыки владения кистью, нетрадиционные материалами, учатся пользоваться акварелью, гуашью, тушью. Особый интерес у детей вызывают творческие работы по комбинированию нетрадиционных материалов: бумаги, стекла, ткани и других. Применяя нетрадиционные способы в рисовании, дети творчески развиваются, получают дополнительный ресурс для творческого самовыражения. На своих кружковых занятиях дети знакомятся с нетрадиционными способами изображения в рисовании, что позволяет раскрыть разнообразные возможности изобразительной деятельности. Это содействует нестандартной видимости окружающего мира, пробуждает их фантазию и воображение. В процессе знакомства с разными нетрадиционными способами в рисовании ребенок развивается, он наблюдает, сравнивает, находит решение, придумывает, додумывает, фантазирует, экспериментирует. Это значит, включается в поиск и творчество.

Поэтому цель работы (как теоретической, так и практической части) - развитие эстетического вкуса и креативности детей дошкольного возраста. Согласно цели, поставлены и решаются следующие задачи:

- обучать детей способам и техникам изображения, переходя от простых к более сложным;

- решать на занятиях обучающие и развивающие задачи (изобразительные, технические) в сочетании с творческими (развитие воображения, создание собственных замыслов и творческое использование изобразительных материалов);

- учить детей самовыражаться, пробовать свои силы и совершенствовать собственные способности.

Занятия предполагают показ техники, но не допускают показ образцов. Дети приходят на занятия, как на встречу с чудом. И такие занятия пронизаны радостью открытий, неожиданностью экспериментов.

Рисование для ребёнка это игра. Дети с удовольствием и интересом выводят на бумаге разные линии, точки, штрихи. Каждый рисунок начинается с простого прикосновения к листу бумаги. Точка, штрих, линия, пятно - это стихия, из которой возникают образы, а образы это фантазия.

Рисовать фломастерами, карандашом, кистью, мелом - обычное и привычное дело для ребенка.

А на занятиях кружка «Маляка» детям предлагается использовать разнообразный и необычный изобразительный материал: свечу, пробку, поролон, стекло, марлевый тампон, трубочку, соломинку, нитки, трафарет, зубную щётку, восковые мелки, собственные ладони и пальцы и так далее. Такие нестандартные приёмы изобразительной деятельности увлекают детей, а значит, станут отличным стимулом для творчества. И не надо волноваться, что дети запачкаются, главное, чтобы они получили удовольствие от непосредственного общения с красками и радовались итогам своей работы.

На занятиях кружка дети обучаются различным методам рисования, умению применять их самостоятельно, творчески. Важно, чтобы у детей формировалась естественная потребность в совершенствовании техники по мере того, как развивается творческая фантазия.

Нетрадиционные способы рисования хорошо усваиваются воспитанниками.

Знакомясь с окружающим миром, дети пытаются отразить его в своей деятельности - играх, рисовании, лепке, рассказах и т.д. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность. Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Рисование нетрадиционной техникой стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

У детей в процессе занятий изодеятельностью формируется интерес к своей работе и её результату, развиваются внимание, мелкая моторика рук, воспитываются аккуратность, усидчивость.

На занятиях кружка «Маляка» используются следующие нетрадиционные способы изображения в рисовании:


​ Граттаж

​ Каракулеграфия

​ Кляксография

​ Круглая картина - тондо.

​ Метод волшебного рисунка

​ Метод монотипии

​ Метод ниткографии

​ Метод пальцевой живописи

​ Мокрые рисунки

​ Мраморная бумага

​ Набрызг

​ Ниткография

​ Объемная аппликация

​ Ожившие предметы

​ Печать листьев

​ Поролоновые рисунки

​ Проступающий рисунок

​ Раздувание краски

​ Разрисовка маленьких камешков

​ Рисование вдвоем

​ Рисование восковыми мелками

​ Рисование мелками

​ Рисование методом тычка

​ Рисование на мокрой бумаге

​ Рисование по мятой бумаге

​ Рисование с натуры

​ Рисование с секретом в три пары рук

​ Рисование штрихом

​ Рисование щетками

​ Рисуем как Леонардо да Винчи.

​ Рисуем с помощью открыток

​ Сухая кисть

​ Тампонирование

​ Техника выполнения витражей – клеем

​ Тканевые изображения

​ Точечный рисунок

​ Трафарет

​ Триптих

​ Учимся делать фон Коллаж

​ Фотокопия – рисование свечой

​ Шаблонография



  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
ЭКО по ОМС в СПб - Euromed In Vitro

    Главная страница