Методическая разработка занятия по теме: «Техника набрызгивания краски»



Скачать 118,76 Kb.
Дата 26.08.2015
Размер 118,76 Kb.
Всероссийский творческий форум педагогов

дополнительного образования

Виртуальный Институт развития образования

Художественная направленность


Методическая разработка занятия по теме:



«Техника набрызгивания краски»

(занятия по изобразительному искусству

в детском объединении «Радуга»)

Разработала педагог

дополнительного образования

СП ДОД ЦДТ ГБОУ СОШ пос. Кинельский

м.р. Кинельский Самарская область

Болдырева Татьяна Геннадиевна


2014


Введение
Художественное воспитание детей в современной системе воспитания не может быть второстепенным. Изобразительное искусство, бумажная пластика, художественное конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает пространство воображения, творческие способности.

Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями. Помочь в этих устремлениях может нетрадиционная художественная техника набрызгивания краски при помощи обычной зубной щётки на занятиях по изобразительному искусству.

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Приходя на занятие, хочется сделать его незабываемым, эмоционально наполненным. Вот уже четвёртый год я собираю материал и применяю в своей работе с детьми технику набрызгивания краски, стараясь сделать урок необычным.

Цель данной техники – раскрыть и развить потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке.
Задачи предложенной разработки:
Сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

Познакомить детей с новым видом изобразительной деятельности – набрызгиванием краски, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закрепить приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения.

Воспитывать эмоционально-позитивное отношение к искусству, внимание, аккуратность, целеустремленность.

Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу, к природе.


Методические рекомендации
Данный проект лучше использовать в учебном процессе детской изостудии. Материал данной разработки составлен с учётом возрастных и психологических особенностей детей. Методические рекомендации и планы-конспекты занятий по данной теме могут стать полезным материалом педагогам дополнительного образования детей при составлении образовательных программ по изобразительному искусству как основных, так и, в большей степени, в каникулярное время.
Психолого-педагогический аспект
Обращаться к теме набрызгивания краски можно на протяжении всех лет обучения, но начинать лучше с первого года обучения. Даже не очень умея рисовать, ребята могут составлять композиции, орнаменты, главное здесь – увлечь ребёнка и дать ему почувствовать успех.

Например, в группе первого года обучения (6-8 лет) на урок «Введение в технику набрызгивания» воспитанникам необходимо принести, кроме зубной щетки, любые небольшие плоские предметы: ключи, монетки, трафареты и т.д. Это очень интригует ребят. Они задают вопрос: зачем на уроке рисования нужны все эти предметы, и как они нам помогут в работе? А все очень просто: раскладываем предметы на альбомном листе, набрызгиваем краску с помощью зубной щетки, убираем предметы с поверхности листа…и чудо! На листе рисунок! Урок получается волшебным! Работу можно вести по группам и индивидуально. Где можно применить это изображение, дети фантазируют сами.

Ребята постарше нацелены уже на решение творческих задач, раскрытие своей индивидуальности. К занятию в группе второго года обучения (9-11 лет) “Букет осени” необходимо собрать и высушить листья с разных деревьев, интересные по форме и выполнить работу в технике “Набрызгивание”. Соприкосновение с природой подарит учащимся новые впечатления и чувства, что положительно влияет на эмоциональную деятельность детей, а коллективная деятельность над созданием творческой работы закрепит доброжелательное отношение в коллективе.

В подростковом возрасте полностью раскрывается склонность к экспериментированию. Подростки стремятся к сложным задачам. Поэтому старшие воспитанники (12-15 лет) выполняют более сложные композиции из засушенных цветов и трав. Теперь они пользуются уже не гуашью, а акварелью, что придаёт работам более живописный вид. Далее ребята берут два, три цвета, придумывая разнообразные сочетания красок. Затем усложняют работы, оживляя их нарисованными персонажами (насекомыми, птицами, животными и др.).

Важным моментом является показ личных работ педагога в данной технике. Благодаря этому, воспитанники знают к какому результату они должны стремиться. На занятиях по теме «Техника набрызгивания краски» педагог позволяет детям экспериментировать, творить и убеждать своим творением. Эта тема неисчерпаема!

Таким образом, нетрадиционные техники помогают сделать урок эмоционально богаче, развивает у учащихся воображение и фантазию. Такие работы вызывают интерес не только на занятиях в объединении, но и, наконец, становятся призерами на выставках.




Занятие в группе первого года обучения (6-8 лет).
Предмет: изобразительная деятельность

Тема: Введение в программу. Техника набрызгивания краски.

Цель: познакомить обучающихся с нетрадиционной художественной техникой изобразительного искусства - набрызгиванием краски.

Задачи:
образовательная:

научить детей технике набрызгивания краски;



развивающая:

1.способствовать развитиюу обучающихся художественных способностей, воображения, творческих навыков;

2.содействовать развитию интереса детей к занятию рисованием в технике набрызга;

воспитательная:

способствовать формированию у детей потребности в творческом самовыражении.


Форма проведения: занятие по типу школьного урока;
Тип занятия: занятие по освоению новых знаний;
Методы обучения и воспитания: словесные: рассказ, объяснение;

практические: выполнение заданий;

аналитические: поощрение;

наглядные: показ, демонстрация;


Форма организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная;
Оборудование и материалы:

Для педагога:


экран, ноутбук; выставка работ, выполненных в технике набрызгивания;

Для обучающихся:


белый картон, гуашь, зубная щетка, баночка для воды, салфетка, засушенные листья, различные мелкие плоские предметы.

Ход занятия:



1.Организационный момент
Устанавливается тишина в классе, ребята настраиваются на работу.
2.Введение

Беседа.

Сегодня я познакомлю вас с техникой набрызгивания краски.С помощью набрызга и подручных средств можно делать удивительные картины, используя засушенные листья и различные мелкие плоские предметы (монетки, ключи, колечки ит.д.). Чем необычнее предметы, тем интереснее картинки. Это сможет сделать каждый из вас, даже не умеющий рисовать.



Демонстрация на экране. Выставка работ в аудитории, где проходит занятие.

3.Объяснение нового материала.

Итак, начнём знакомство с техникой набрызга.

Краска в крышечке.

Набираем краску на щётку, на самые кончики щетинки.

мастер-класс: аэрография своими руками

Сухой листочек положим на бумагу. Начинаем брызгать. Щёточка под углом к бумаге. По щетинкам проводим чем-нибудь тонким (у меня ножик)

мастер-класс: аэрография своими руками

Ножиком проводим по щетинкам "к себе"

мастер-класс: аэрография своими руками

Вот всё забрызгано, надо дать просохнуть...

мастер-класс: аэрография своими руками

Снимаем листик, чуть-чуть побрызгаем на него тоже.

мастер-класс: аэрография своими руками

Главная ошибка - если слишком много воды в краске и если её набирать на щётку слишком много. Тогда получается клякса!

4.Практическая часть

Самостоятельная работа обучающихся (при необходимости педагог оказывает помощь).



5.Подведение итогов работы

Ребята, пока ваши работы подсыхают, давайте выясним, что нового вы сегодня узнали? чему научились? (дети отвечают)



Применение техники набрызгивания...

Вот листочек на крышке плетёнки. На донышке подноса.



мастер-класс: аэрография своими руками мастер-класс: аэрография своими руками

Украсили коробочку.


мастер-класс: аэрография своими руками
Таким способом можно оформлять стенды, делать газеты и многое другое.

мастер-класс: аэрография своими руками 

Можно самому вырезать любые фигурки. При этом сделать картинку можно двумя способами. Закрасить контур или закрасить фигурку.


Занятие в группе второго года обучения (9-11 лет).
Предмет: изобразительная деятельность

Тема: Декоративный букет из листьев и трав. Техника набрызгивания краски.

Цель: развитие умений и навыков работы в нетрадиционной художественной технике изобразительного искусства - набрызгиванием краски.

Задачи:

образовательная: развитие умений и навыков работы детей в технике набрызгивания краски;

развивающая:

1.способствовать дальнейшему развитию у обучающихся художественных способностей, воображения, творческих навыков;

2.содействовать развитию интереса детей к занятию рисованием в технике набрызга;

воспитательная: способствовать формированию у детей потребности в творческом самовыражении.
Форма проведения: занятие по типу школьного урока;
Тип занятия: занятие по освоению новых знаний;
Методы обучения и воспитания: словесные: рассказ, объяснение;

практические: выполнение заданий;

аналитические: поощрение;

наглядные: показ, демонстрация;



Форма организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная;

Оборудование и материалы: Для педагога:

экран, ноутбук; выставка работ, выполненных в технике набрызгивания;

Для обучающихся:

белый картон, гуашь, зубная щетка, баночка для воды, салфетка, засушенные листья, травы.

Ход занятия:

1.Организационный момент

Устанавливается тишина в классе, ребята настраиваются на работу.



2.Введение

Беседа.

Я, как и все, очень люблю природу, особенно растения. Сколько прелести и очарования в скромных луговых и полевых цветах и травах! Много интересного таит в себе природа. Каждая травинка, каждый листочек неповторим и индивидуален, имеет свой, только ему присущий рисунок, силуэт. Обратите внимание на форму листьев. Вы найдёте листья с одной пластинкой (подорожник, мать-и-мачеха, …), листья, расчленённые на три пластинки (клевер, земляника), на пять и семь (клён, каштан), листья, сильно изрезанные по краям, причём у каждого листочка – своеобразный рисунок (дуб, папоротник, одуванчик, полынь, ромашка лекарственная, чистотел).

(на экране идёт демонстрация слайдов). Педагог комментирует...

1271822921_6227084aa332i?id=171411388-42-72&n=21st%20pats%20daysmel_strawberries

Я с детства люблю собирать и засушивать красивые листочки и травинки. Вы, наверное, тоже делали это не раз. … Сейчас зима, самое время достать засушенные листочки и заняться творчеством.

Сегодня я предлагаю вам выполнить декоративную композицию из листьев. Декоративную композицию мы с вами будем выполнять в технике набрызгивания краски, используя засушенные листья и травы. Чем необычнее травы, тем интереснее картинки.

Что такое «декоративная композиция»? Попробуем вместе сформулировать значение этого понятия... (дети высказывают свои предположения)...



Педагог: декоративной является такая композиция как панно, витраж, вышивка, роспись и т.д., которая служит для придания гармонии и законченности, обогащения предметов, одежды, книжной, журнальной и рекламной продукции.

Декоративная композиция, выполненная на плоскости, является разновидностью декоративно-прикладного искусства. Полностью готовая декоративная композиция представляет собой самостоятельное произведение искусства, которое передает зрителю эмоции, мысли, чувства.

Слово композиция (от лат.Composition – представление) обозначает строение, соотношение частей произведения искусства, имеющее единство.

Композиция в рисунке – это правильный выбор размера и расположения предмета в пределах заданного формата.

Теперь сделаем главную работу - вот такую красоту!

мастер-класс: аэрография своими руками

Берём плотный лист бумаги и по краю закрываем полосками бумаги - будет рамка.

мастер-класс: аэрография своими руками

Сначала кладём тонкие, ажурные травинки.

мастер-класс: аэрография своими руками

На них небольшие листики.

мастер-класс: аэрография своими руками

Сверху большой лист с красивым контуром.

мастер-класс: аэрография своими руками

Пробрызгиваем всё, особенно контур большого листа. Даём просохнуть капелькам.

мастер-класс: аэрография своими руками

Снимаем большой лист, брызгаем вокруг травинок и маленьких листиков.

мастер-класс: аэрография своими руками

Даём просохнуть капелькам! Это важно, потому что, если поторопиться, всё может размазаться, когда снимем листочек!

мастер-класс: аэрография своими руками

Сняли малые листики - брызгаем на травинки.

мастер-класс: аэрография своими руками

Когда всё высохло, снимаем травинки и рамку. Побрызгаем, где хочется добавить цвета. Готово!

4.Практическая часть

Самостоятельная работа обучающихся (при необходимости педагог оказывает помощь).



5.Подведение итогов работы

Ребята, пока ваши работы подсыхают, давайте выясним, что нового вы сегодня узнали? чему научились? (дети отвечают)


А вот работы моих старших воспитанников:
img_0867 e:\documents and settings\admin\рабочий стол\россия\фото0316.jpg img_3223
p1020357 p1020772 e:\documents and settings\admin\рабочий стол\сбда\россия 073.jpg
Работы педагога :

e:\documents and settings\admin\рабочий стол\болдырева 2\новая папка\115___01\img_3350.jpg

e:\documents and settings\admin\рабочий стол\болдырева 2\новая папка\115___01\img_3377.jpg e:\documents and settings\admin\рабочий стол\болдырева 2\новая папка\115___01\img_3326.jpg

e:\documents and settings\admin\рабочий стол\болдырева 2\новая папка\115___01\img_3331.jpg e:\documents and settings\admin\рабочий стол\болдырева 2\новая папка\115___01\img_3329.jpg

e:\documents and settings\admin\рабочий стол\болдырева 2\новая папка\115___01\img_3371 (2).jpg e:\documents and settings\admin\рабочий стол\болдырева 2\новая папка\115___01\img_3351.jpg

Ресурсы:



  1. Журнал «Юный художник», №6, 1984 год, с. 45.

  2. по материалам сайта mastera-rukodeliya.ru/skrap/1990-aerografiya.html




База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
ЭКО по ОМС в СПб - Euromed In Vitro

    Главная страница