Программа собеседования по дисциплине «анатомия и морфология человека» для поступающих нА 2-ой и последующий курс



Скачать 112,81 Kb.
Дата 26.08.2015
Размер 112,81 Kb.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)
Естественно-географический факультет

«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор _________Н.К. Сергеев

«___» ______________ 2012 г.



Программа СОБЕСЕДОВАНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АНАТОМИЯ И МОРФОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА» для поступающих нА 2-ой и последующий курс

( 4 КУРС очная форма по СПЕЦИАЛЬНОСТИ «БИОЛОГИЯ» С ДОП. СПЕЦ. «ХИМИЯ»; ОЗО специальность «Биология»)

Волгоград

2012
Пояснительная записка
Анатомия и морфология человека является одной из основополагающих дисциплин в цикле биологических наук, изучаемых студентами естественно – географического факультета социально - педагогического университета.

Изучение морфофункциональных особенностей органов и систем, их фило- и онтогенеза, возрастных и половых особенностей, влияние внешней среды, способствует широкому естественнонаучному образованию будущих преподавателей биологии, формирует у них биологическое мышление.

Знания и навыки, получаемые студентами в результате изучения дисциплины необходимы для формирования научного мировоззрения, позволяющего уяснить положение человека в природе, общебиологические закономерности развития и строения человеческого организма.

Вступительные испытания в виде собеседования предназначены для определения практической и теоретической подготовленности абитуриента к обучению по специальности «Биология». Цель вступительного испытания – демонстрация абитуриентом глубокого понимания морфофункциональных особенностей органов и систем.

Задачи вступительного испытания:

- выявить усвоение абитуриентом научных знаний об особенностях строения организма человека, как единого целого;

- выявить знания особенностей взаимосвязи и взаимообусловленности отдельных частей организма;

- выявить возможность использование анатомических знаний в санитарно-гигиеническом воспитании школьников;


Программа собеседования включает следующие разделы:

– программу по анатомии и морфологии человека,

– перечень вопросов, выносимых на собеседование,

– список рекомендуемой литературы.


2. Программа по анатомии и морфологии человека
Введение.

Анатомия как наука. Связь ее с другими биологическими дисциплинами. Разделы анатомии. Методы анатомического исследования. Основные этапы развития анатомии. Влияние факторов внешней среды на изменчивость человека. Различные типы конституции. Понятие об аномалиях развития. Значение предмета для подготовки учителя биологии. Положение человека в природе.



Остеология.

Скелет - как часть опорно-двигательного аппарата. Строение костей. Классификация костей. Факторы, влияющие на формирование костей. Соединения костей. Строение суставов. Классификация. Факторы, влияющие на подвижность суставов. Скелет туловища. Строение и соединения костей скелета туловища. Особенности строения скелета туловища у человека. Скелет конечностей. Строение и соединения костей пояса и свободной верхней конечности. Особенности строения руки человека в связи с трудовой деятельностью. Строение и соединения костей пояса и свободной нижней конечности. Особенности строения ноги человека в связи с прямохождением. Строение костей черепа, их соединения. Топография костей черепа.



Миология.

Мышца – как орган. Строение мышц. Значение вспомогательного аппарата мышцы. Классификация мышц. Мышцы туловища. Строение, топография, функция. Мышцы конечностей. Строение, топография, функция. Мышцы головы и шеи. Мимические и жевательные мышцы. Строение, топография, функция.



Пищеварительная система.

Общий план строения пищеварительной трубки. Особенности ее в различных отделах. Связь особенностей строения с функцией. Топография органов пищеварения. Строение органов пищеварительной трубки: полость рта, глотка, пищевод, желудок, толстый и тонкий кишечник. Пищеварительные железы: слюнные железы, печень, поджелудочная железа. Их макро – и микроскопическое строение. Особенности кровоснабжения печени.



Дыхательная система.

Воздухоносные пути. Общий план строения воздухоносных путей. Особенности строения в различных отделах. Полость носа, носоглотка, гортань, трахея, бронхи. Их топография и строение. Респираторный отдел. Строение легких. Ацинус - структурно-функциональная единица легких. Строение плевры. Особенности кровообращения в легких. Влияние вредных факторов на дыхательную систему.



Мочевыделительная система.

Топография, макро- и микроскопическое строение почек. Нефрон – структурная единица почки. Эндокринная система почек. Особенности кровообращения в почках. Мочевыводящие пути: мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал. Их строение, топография.



Эндокринная система.

Классификация эндокринных желез. Топография. Макро- и микроскопическое строение. Гипофиз. Гипоталамо-гипофизарная система. Эпифиз. Щитовидная и паращитовидные железы. Надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная железа, половые железы.



Сердечно- сосудистая система.

Общий план строение сердечно-сосудистой системы. Понятие о большом и малом круге кровообращения. Типы сосудов, общий план строения сосудистой стенки. Отличия строения различных видов сосудов. Сердце. Топография, строение.



Нервная система.

Общая характеристика организации нервной системы. Классификация. Рефлекторная дуга, ее звенья. Виды рефлекторных дуг. Спинной мозг. Топография и макроскопическое строение. Сегментарное строение спинного мозга. Серое вещество спинного мозга, его строение и нейронный состав. Белое вещество спинного мозга. Проводящие пути спинного мозга. Оболочки спинного мозга. Образование спинномозговых нервов, состав нервных волокон, ветви. Головной мозг. Его отделы. Продолговатый мозг, топография, строение, ядра и проводящие пути продолговатого мозга. Ретикулярная формация ствола. Задний мозг. Мост, его топография, строение, ядра и проводящие пути моста. Мозжечок. Топография, строение, связь со стволом мозга. Средний мозг. Топография, строение. Ядра среднего мозга, проводящие пути. Промежуточный мозг. Топография, строение, ядра таламуса, гипоталамуса, метаталамуса, эпиталамуса. Конечный мозг. Общая морфология больших полушарий: доли, борозды и извилины. Базальные ядра, их топография, строение. Черепно-мозговые нервы. Чувствительные, смешанные и двигательные черепные нервы, их образование, состав, ход, области иннервации. Вегетативная нервная система. Общий план строения, функции. Парасимпатическая нервная система: строение рефлекторной дуги, локализация центров, периферическая часть, ход парасимпатических волокон, локализация ганглиев. Симпатическая нервная система: строение рефлекторной дуги, локализация функций, ход симпатических волокон, локализация ганглиев.



Органы чувств.

Орган зрения. Строение глазного яблока. Оболочки глазного яблока. Светопреломляющий аппарат глаза. Сетчатка глаза. Вспомогательный аппарат глаза. Орган слуха и равновесия. Строение наружного, среднего и внутреннего уха.


3. Перечень вопросов, выносимых на собеседование по анатомии и морфологии человека поступающих на второй и последующий курсы ( 4 КУРС очная форма по СПЕЦИАЛЬНОСТИ «БИОЛОГИЯ» С ДОП. СПЕЦ. «ХИМИЯ»; ОЗО специальность «Биология)

  1. Предмет анатомии. Задачи, методы. Положение человека в природе. Особенности строения тела человека в связи с прямохождением.

  2. Функции скелета. Строение и классификация костей. Факторы, влияющие на строение и состав костей.

  3. Строение позвоночника. Особенности строения позвоночника человека. Особенности позвонков различных отделов. Строение ребер и грудины.

  4. Строение скелета пояса верхней конечности. Строение скелета пояса нижней конечности. Строение скелета свободной верхней конечности. Строение скелета свободной нижней конечности.

  5. Строение костей мозгового черепа. Строение костей лицевого черепа. Топография мозгового и лицевого черепа.

  6. Виды соединения костей. Непрерывные соединения, их характеристика.

  7. Строение суставов (основные и вспомогательные элементы). Классификация суставов. Одно, двух, трехостные суставы. Факторы, влияющие на подвижность суставов.

  8. Структурно - функциональная характеристика мышц. Классификация мышц.

  9. Пищеварительная система. Общий план строения пищеварительной трубки.

  10. Ротовая полость. Строение, функции, кровоснабжение и иннервация.

  11. Слюнные железы. Топография, строение, функции, кровоснабжение и иннервация.

  12. Глотка, пищевод. Топография, строение, функции, кровоснабжение, иннервация.

  13. Желудок. Топография, строение, функции, кровоснабжение и иннервация.

  14. Тонкий кишечник. Топография, строение, функции, кровоснабжение и иннервация.

  15. Толстый кишечник. Топография, строение, функции, кровоснабжение, иннервация.

  16. Печень. Топография, строение, особенности кровоснабжения, иннервация.

  17. Поджелудочная железа. Топография, строение, кровоснабжение, иннервация.

  18. Общая характеристика дыхательной системы. Воздухоносные пути. Общий план строения стенки воздухоносных путей.

  19. Строение носовой полости, ее кровоснабжение, иннервация.

  20. Строение гортани, трахеи, бронхов, их топография, кровоснабжение.

  21. Легкие. Топография, строение, особенности кровоснабжения и иннервация.

Понятие об ацинусе. Строение стенки альвеолы.

  1. Почки. Топография, строение, функции. Строение нефрона. Кровоснабжение, иннервация почек.

  2. Мочевыводящие пути, их топография, строение, кровоснабжение, иннервация.

  3. Эндокринная система. Топография, строение, функции гипофиза и эпифиза, их кровоснабжение и иннервация. Гипоталамо-гипофизарная система.

25. Топография, строение, функции щитовидной, паращитовидных желез, надпочечников, их кровоснабжение и иннервация.

27. Строение, функции сердечно – сосудистой системы. Понятие о большом и малом круге кровообращения.

28. Сердце. Топография, строение, кровоснабжение и иннервация.

29. Общий план строения стенки сосудов, различные типы сосудов. Отличия артерий и вен.

30. Нервная система Функции. Классификация. Строение нервной ткани. Понятие о рефлекторной дуге.

31. Общая характеристика спинного мозга. Строение серого вещества. Строение белого вещества. Проводящие пути.

32. Ствол мозга. Топография, строение и функции.

33. Конечный мозг. Общая характеристика. Базальные ядра. Их топография и функции.

34. Строение коры больших полушарий. Доли, борозды и извилины.

35. Периферическая нервная система. Общая характеристика. Образование спинномозговых нервов.

36. Понятие об органах чувств (орган зрения и орган слуха).


КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

ответов абитуриентов на собеседовании по анатомии и морфологии человека поступающих на второй и последующий курсы ( 4 КУРС очная форма по СПЕЦИАЛЬНОСТИ «БИОЛОГИЯ» С ДОП. СПЕЦ. «ХИМИЯ»; ОЗО специальность «Биология»)
Собеседование проводится в устной форме по вопросам из разных разделов анатомии и морфологии человека. На собеседовании абитуриентам разрешается пользоваться табличным материалом по дисциплине.

Необходимо учитывать:



  1. Правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления анатомической терминологии;

  2. Самостоятельность ответа;

  3. Логичность, доказательность в изложении материала;

  4. Степень сформированности интеллектуальных, общенаучных, специфических знаний.

Ответы абитуриентов на вступительных испытаниях в форме собеседования по анатомии и морфологии человека (устно) оцениваются по системе «зачтено» или «незачтено».

Оценка «зачтено» ставится при правильных ответах на основной и дополнительные вопросы собеседования, раскрывающих причинно-следственные связи, объясняющих закономерности явлений и процессов, Ответы должны отличаться логичностью, четкостью, знанием учебной литературы по теме вопроса, иллюстрироваться соответствующими примерами. Возможны некоторые упущения при ответе, однако основное содержание вопроса должно быть раскрыто.

Оценка «незачтено» ставится при недостаточном понимании проблемы, предложенной в вопросе, при поверхностном объяснении ее смысла; при обнаружении низкого уровня владения анатомическими и физиологическими знаниями; при допуске ошибок в формулировках и употреблении анатомических и физиологических терминов, а также при затруднении в приведении примеров; в случае допуска ошибок в обобщениях и выводах и, если мысль повторяется и не развивается и есть отступления от основной проблемы, предложенной в вопросе.

Абитуриенты, получившие «незачтено» не допускаются к сдаче остальных вступительных испытаний.


Процедура проведения собеседования по дисциплине

«АНАТОМИЯ И МОРФОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА» для поступающих нА 2-ой и последующий курс

( 4 КУРС очная форма по СПЕЦИАЛЬНОСТИ «БИОЛОГИЯ» С ДОП. СПЕЦ. «ХИМИЯ»; ОЗО специальность «Биология»)

1. На собеседовании по дисциплине «Анатомия и морфология человека» должна быть обеспечена спокойная и доброжелательная обстановка, предоставлена возможность поступающим наиболее полно проявить уровень своих знаний и умений. Присутствие на вступительных испытаниях посторонних лиц (включая инспектирующие органы) без разрешения председателя приемной комиссии не допускается.

2. При входе в аудиторию, где проводятся испытания, поступающий предъявляет паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, и экзаменационный лист. После проверки документов, удостоверяющих личность, поступающему выдается бланк устного ответа.

3. Собеседование проводится не менее чем двумя преподавателями.

4. При проведении собеседования на ответ одного поступающего отводится, как правило, 0,3 часа, время подготовки к собеседованию 30-40 минут; процедура собеседования оформляется протоколом.

5. При собеседовании в протоколе фиксируются все вопросы экзаменаторов.

6. По итогам собеседования абитуриенту выставляется оценка «зачтено» или «незачтено». Оценка выставляется на листе устного ответа, в экзаменационную ведомость и в экзаменационный лист поступающего. Каждая оценка по собеседованию в листе устного ответа (протоколе), экзаменационной ведомости и в экзаменационном листе подписывается двумя экзаменаторами

7. В случае несогласия с выставленной оценкой абитуриент имеет право подать апелляцию.

8. Абитуриент, не явившийся или опоздавший на вступительные испытания без уважительной причины, к дальнейшим испытаниям не допускается.
Литература


  1. Курепина, М.М. Анатомия человека [РФ] : Учеб. для студентов вузов / М. М. Курепина, А. П. Ожигова, А. А. Никитина. - М. : Владос, 2005. - 383 с. : рис. - (Учеб. для вузов. Биология). - Рекомендовано МО РФ

  2. Курепина, М.М. Анатомия человека : атлас: {Учеб.} / М. М. Курепина, А. П. Ожигова, А. А. Никитина. - М. : Владос, 2007. - 239,[1] с. : цв. ил., схем. - (Пособие для вузов. Биология).

  3. Лабораторный практикум по анатомии человека / сост. М.В. Мужиченко, Е.В.Степкина, С.А.Сулейманова.- Волгоград: Изд-во «Перемена», 2007,- 86 с.

Перечень ключевых слов




  1. Анатомия

  2. Артерия.

  3. Бронх.

  4. Вена.

  5. Волокно мышечное.

  6. Гипофиз.

  7. Губа суставная.

  8. Диафиз

  9. Диафрагма

  10. Десмология

  11. Зубы.

  12. Капсула.

  13. Капан.

  14. Кости

  15. Крестец

  16. Легкое

  17. Лопатка

  18. Мышца.

  19. Надкостница

  20. Надпочечник

  21. Нерв

  22. Перикард

  23. Печень

  24. Плевра.

  25. Связка.

  26. Сустав

  27. Сухожилие

  28. Слизистая оболочка.

  29. Узел

  30. Фасция

  31. Хрящ

  32. Эпифиз

  33. Ямка.

  34. Язык.



Председатель предметной комиссии Е.В.Степкина




База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
ЭКО по ОМС в СПб - Euromed In Vitro

    Главная страница