Методическая разработка срс студентов для подготовки к практическому занятию модуль Дерматология и венерология Содержательный модуль №1



Скачать 348.54 Kb.
Дата26.08.2015
Размер348.54 Kb.
ГУ «ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

МЗО УКРАИНЫ»


Кафедра кожных и венерических болезней

Автор: Горбунцов В. В.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

СРС СТУДЕНТОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К

ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
Модуль 1. Дерматология и венерология
Содержательный модуль № 1.1

Введение в дисциплину «дерматология и венерология».

Строение кожи и слизистых оболочек, кинетика и функции кожи и слизистых оболочек, элементы кожной сыпи, общеклинические и специальные диагностические методы в дерматологии и венерологии. Связь дерматологии и венерологии со стоматологическими дисциплинами. Стоматологические проявления кожных болезней. Папулезные дерматозы: красный плоский лишай и псориаз.
ДЛЯ ЦИКЛА «ДЕРМАТОЛОГИЯ И ВЕНЕРОЛОГИЯ»

студентов ІV курса стоматологического факультета

Днепропетровск 2012

«Утверждаю»

Зав. кафедрой _______________

"____" ________________ 2012 г.



Методическая разработка

СРС студентов для подготовки к практическому занятию

Модуль 1. Дерматология и венерология

Содержательный модуль № 1.1

Введение в дисциплину «дерматология и венерология».

Строение кожи и слизистых оболочек, кинетика и функции кожи и слизистых оболочек, элементы кожной сыпи, общеклинические и специальные диагностические методы в дерматологии и венерологии. Связь дерматологии и венерологии со стоматологическими дисциплинами. Стоматологические проявления кожных болезней. Папулезные дерматозы: красный плоский лишай и псориаз.

для цикла «Дерматология и венерология»

студентов ІV курса стоматологического факультета
Тема:

Тема 1.1.1. Дерматология и венерология, как интегральная составляющая медицинской науки: предмет и задачи дисциплины. Строение кожи, ее придатков и слизистых оболочек. Кинетика и функции кожи. Элементы кожной сыпи.

Тема 1.1.2. Общеклинические и специальные методы диагностики в дерматологии. Связь дерматологии и венерологии со стоматологическими дисциплинами. Стоматологические проявления кожных болезней

Тема 1.1.3.Папулезные дерматозы и их проявления на слизистой оболочке полости рта (красный плоский лишай и псориаз).



Учебный предмет: Дерматология и венерология.

Количество часов: 6
Актуальность темы: Распространенность заболеваний кожи достигает 100%-го уровня. Количество нозологических форм дерматозов у одного пациента в среднем составляет больше 7-ми. Проявления патологии на коже и слизистой ротовой полости часто являются симптомами опасного для здоровья самого пациента и его окружения заболевания. Врачи-стоматологи должны хорошо знать дерматологию и уметь своевременно выявить симптомы поражений кожи и видимых слизистых оболочек, грамотно провести курацию больных с дерматозами.

Вследствие значительной распространенности псориаза и красного плоского лишая среди населения, своеобразия их клинических проявлений и осложнений, сложности лечения и профилактика их рецидивов, - курация пациентов с псориазом и красным плоским лишаем (КПЛ) имеет ряд особенностей. Врачи всех специальностей должны хорошо знать особенности курации пациентов с псориазом и красным плоским лишаем; грамотно провести курацию таких больных.


Конкретные цели

1. Иметь представление о месте дисциплины «Дерматология и венерология» в науке «Медицина»;

2. Знать строение кожи и слизистых оболочек (макроскопическое и микроскопическое), их функции и кинетику;

3. Знать общую патологическую морфологию кожи;

4. Распознавать сыпь и типы сыпи;

5. Знать стоматологические проявления кожных и венерических болезней;

6. Знать проявления кожных и венерических болезней и овладеть навыками направления дерматологического (венерологического) пациента к профильному специалисту с учетом интересов пациента и общества.

7. Знать этиологические факторы и теории патогенеза папулезных дерматозов (псориаза и красного плоского лишая);

8. Знать классификацию, клинические признаки, диагностические принципы и основы местного лечения и системной терапии псориаза и красного плоского лишая; уметь дифференцировать папулезные дерматозы от других болезней кожи;

9. Знать типичные проявления наиболее распространенных папулезных дерматозов на слизистой оболочке полости рта (красного плоского лишая и псориаза).


Необходимые базовые знания и умения

1. Анатомия, гистология, физиология кожи. Функции кожи: защитная, теплорегулирующая, секреторная, всасывающая и др.

2. Этиология болезней кожи.

3. Патогенез болезней кожи. Патологическая физиология и морфология типичных патологических процессов кожи. Патологические изменения в коже. Общие механизмы воспаления и общие механизмы иммунитета. Механизмы регуляции пролиферативной активности и диференцировки клеток. Патофизиология зуда.

4. Принципы обследования больных. Врачебная деонтология и методика обследования больного. Тактика и методика проведения и контроля диагностических и лечебных мероприятий. Методы лабораторных обследований (общие и специальные).

5. Принципы лечения больных. Медикаментозная терапия. Средства общей и местной терапии. Лекарственные формы наружного применения. Методы физиотерапии. Санаторно-курортное лечение. Диетотерапия. Тактика и методика проведения и контроля профилактических и диспансерных мероприятий.


Основные вопросы темы

1. Дерматология и венерология, как интегральная составляющая медицинской науки: предмет и задачи дисциплины

2. Строение кожи, ее придатков и слизистых оболочек. Функции кожи. Диагностический процесс в дерматологии. Элементы кожной сыпи. Семиотика заболеваний кожи. Первичные и вторичные морфологические элементы. Полиморфизм сыпи (истинный и ложный).

3. Общеклинические и специальные методы исследования (пальпация, поскабливание, диаскопия, дермографизми дт.). Дополнительные методы исследований дерматологических больных (лабораторные и функциональные).

4. Принципы терапии дерматологических больных. Основные методы и методики лечения, применяемые в дерматологии.

5. Папулезные дерматозы и их проявления на слизистой оболочке полости рта (красный плоский лишай и псориаз).


Междисциплинарная интеграция.

Дисциплины

Знать

Уметь

Обеспечить

дисциплины
н. анатомия

н. физиология

гистология

пат. анатомия

пат. физиология микробиология

иммунология

фармакология

тер. стоматология

дет. стоматология

внутренние болезни

детские болезни инфекционные болезни

общая хирургия

общая гигиена

социальная гигиена и организация здравоохранения онкология

современное законодательство и право


Анатомию кожи

Функции кожи Патологические изменения в коже

Общие механизмы воспаления

Морфологию, биологию микроорганизмов

Методы лаб. диагностики Общие механизмы иммунитета

Средства общего и местного лечения

Врачебную деонтологию и методику обследования больного

Клинику заболеваний кожи и слизистых и их осложнений Тактику и методику проведения и контроля диагностических и лечебных мероприятий

Тактику и методику проведения и контроля профилактических и диспансерных мероприятий


Определить объективно локализацию патологического процесса, его характер, определить вид, причину и взаимозависимость объективных нарушений, грамотно подобрать комплекс диагностических мероприятий, методы и методики лечения, лечебные средства, заполнить необходимую документацию.

Назначить и провести комплекс диагностических и лечебных мероприятий. Назначить и провести комплекс профилактических мероприятий и диспансеризацию. Провести контроль назначенных и проведенных диагностических, лечебных и профилактических мероприятий



Внутрипредметная интеграция: Диагностика и лечение заболеваний кожи. Папулезные дерматозы: красный плоский лишай и псориаз.

Дерматиты и экзема. Обследование больных и написание учебной истории болезни.

Хейлиты.

Инфекционные и паразитарные болезни кожи и слизистых оболочек: пиодермии, герпес, микозы (классификация), кандидоз и чесотка.

Акантолитическая пузирчатка.

Многоформная экссудативная эритема. Инфекции, передающиеся половым путем. Сифилис. ВИЧ-инфекция: проявления на слизистых оболочках и коже.



Этиологию, патогенез, клинику, осложнение заболеваний кожи.

Тактику курации

Принципы, методы и методики диагностики заболеваний кожи

Критерии диагноза Принципы, методы и методики лечения и профилактики заболеваний кожи.

Принципы, методы и методики контроля проведения и эффективности диагностических, лечебных и профилактических мероприятий


Провести дифференциальную диагностику. Диагностировать заболевание. Назначить, провести и проконтролировать комплекс диагностических и лечебных мероприятий. Назначить, провести и проконтролировать комплекс профилактических мероприятий и диспансеризацию


Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы

1. История развития дерматовенерологии. Украинская дерматологическая школа. Становление и развитие дерматовенерологии в ХІХ-ХХ веках. Связь дерматологии и венерологии со стоматологическими дисциплинами.

2. Кожные болезни как отображения на коже патологии целостного организма. Стоматологические проявления кожных болезней.

3. Принципы и методы обследования дерматологических больных.

4. Гистопатологические изменения при воспалительных процессах в коже. Гистология морфологических элементов кожных поражений.

5. Особенности поражения кожи и слизистых оболочек при псориазе и КПЛ.



Индивидуальные задания для занятия

Модуль 1. Дерматология и венерология

Содержательный модуль № 1.1 Введение в дисциплину «дерматология и венерология». Строение кожи и слизистых оболочек, кинетика и функции кожи и слизистых оболочек, элементы кожной сыпи, общеклинические и специальные диагностические методы в дерматологии и венерологии. Связь дерматологии и венерологии со стоматологическими дисциплинами. Стоматологические проявления кожных болезней. Папулезные дерматозы: красный плоский лишай и псориаз.

Тема 1.1.1. Дерматология и венерология, как интегральная составляющая медицинской науки: предмет и задачи дисциплины. Строение кожи, ее придатков и слизевых оболочек. Кинетика и функции кожи. Элементы кожной сыпи.

Тема 1.1.2. Общеклинические и специальные методы диагностики в дерматологии. Связь дерматологии и венерологии со стоматологическими дисциплинами. Стоматологические проявления кожных болезней

Тема 1.1.3.Папулезные дерматозы и их проявления на слизистой оболочке полости рта (красный плоский лишай и псориаз).


ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ. Этап 1.

1. Эпидермис имеет такие слои:

а) базальный; б) сосочковый; в) шиповатый; г) зернистый; д) сетчатый.

2. Дерма состоит из таких слоев:

а) базального; б) сосочкового; в) шиповатого; г) блестящего; д) сетчатого.

3. Первичные элементы сыпи это:

а) пятно; б) чешуйка; в) язва; г) папула; д) волдырь.

4. Вторичные элементы сыпи это:

а) пятно; б) эрозия; в) папула; г) вегетация; д) лихенизация.

5. Поражения кожи в виде пузырей могут образовываться при таких патоморфологических процессах, как:

а) гранулез; б) акантолиз; в) папилломатоз; г) вакуольной дистрофии; д) эпидермолизе.

6. Гистологически бугорок - это:

а) результат продуктивного воспаления по типу неинфекционной гранулемы;

б) результат непродуктивного воспаления по типу инфекционной гранулемы;

в) результат непродуктивного воспаления по типу неинфекционной гранулемы;

г) результат продуктивного воспаления по типу инфекционной гранулемы;

д) результат очаговой инфильтрации иммуноцитами.

7. Для определения патоморфологии пузырных поражений используют:

а) диаскопию; б) кожные пробы; в) определение симптома Никольского; г) дермографизм; д) кремы и мази.

8. Характерным для проявлений КПЛ являются:

а) зуд; б) триада Ауспица; в) феномен Кебнера; г) симптом Никольского;

д) сетка Уикхема.

9. Папулезные проявления КПЛ и псориаза необходимо дифференцировать от проявлений:

а) сифилиса; б) Т-клеточной лимфомы; в) пузырчатки; г) туберкулеза кожи; д) микроспории.

10. Характерным для проявлений псориаза на коже являются:

а) сетка Уикхема; ) симптом Никольского; в) зуд; г) триада Ауспица; д) феномен Кебнера.


Эталоны ответов 1 этап
1. а, в, г

2. б, д

3. а, г, д

4. а, б, г, д

5. б, г, д

6. а, г

7. в

8. а, в, д

9. а, б, г, д

10. г, д
Ситуационные задачи - письменный опрос. Этап 2.
Задача 1. У больного 30 лет на коже лица имеют место многочисленные милиарные узелковые элементы буровато-красного цвета; расположенные близко друг к другу и сгруппированные в группы из нескольких отдельных элементов, покрытые крепко прикрепленными чешуе-корками. Больной обращает внимание на очень медленную динамику эволюции этих элементов сыпи, которая составляет месяцы или даже годы.

1. Какие первичные элементы сыпи имеют место у больного?

2. Какие методы специального дерматологического исследования этих элементов сыпи необходимо применить?

3. С какими элементами сыпи необходимо дифференцировать эти элементы?


Задача 2. Больная 37 лет жалуется на появление зудящей мокнущей сыпи. Заболела впервые. Возникновение заболевания связывает с применением косметического средства (крема). Поражение кожи локализуется исключительно в местах нанесения этого крема и имеет вид эритематозных очагов с многочисленными мелкими милиарными папулами, пузырьками с прозрачным содержимым, мокнущими эрозиями и серозными корками.

1. О каком механизме патогенеза этого заболевания можно думать?

2. Что необходимо в первую очередь рекомендовать этой больной?

3. Какие методы, методики и средства лечения целесообразно применять при лечении этой больной?


Задача 3. Больной жалуется на появление зудящей сыпи. Возникновение заболевания ни с чем связать не может. Из анамнеза известно, что аналогичное заболевание есть и у других членов семьи, - сына, невестки и внука, живущих вместе с ним.

1. О каком заболевании следует думать?

2. Какие особенности курации этого больного?

3. Какие лечебно-профилактические мероприятия необходимо провести в этом случае?


Задача 4. Больная 27 лет обратилась к врачу с жалобами на зуд, высыпания на туловище и верхних конечностях. Заболевание связывает с нервной перегрузкой. Объективно: на туловище, сгибательных поверхностях предплечий полигональные папулы с блестящей, восковидной поверхностью. В центре отдельных элементов пупковидное вдавление. На слизистой рта - белесоватые милиарные папулы.

1. О каком дерматозе следует думать в данном случае?

2. Какие исследования необходимо провести?

3. Какие лечебно-профилактические мероприятия необходимо провести?


Задача 5. Больной Д. 42 годов обратился у ГКВД с жалобами на периодическое усиление образования чешуек на коже головы. Болеет около 5 лет. Получал разнообразное лечение. Эффект всегда был временный. Теперешнее состояние оценивает как наихудшее. Ухудшение связывает с перенесенной ангиной. Объективно: кожа волосяной части головы покрыта чешуйками. При попытке соскабливания которых образуется сплошная бело-серебристая поверхность. Кожа лица жирная, блестящая

1. Какому заболеванию отвечает описанная клиническая картина?

2. Какие обследования в первую очередь необходимо провести для установления диагноза?

3. Какие профилактические мероприятия необходимо планировать?



Перечень практических навыков к занятию
Модуль 1. Дерматология и венерология

Содержательный модуль № 1.1 Введение в дисциплину «дерматология и венерология». Строение кожи и слизистых оболочек, кинетика и функции кожи и слизистых оболочек, элементы кожной сыпи, общеклинические и специальные диагностические методы в дерматологии и венерологии. Связь дерматологии и венерологии со стоматологическими дисциплинами. Стоматологические проявления кожных болезней. Папулезные дерматозы: красный плоский лишай и псориаз.

Тема 1.1.1. Дерматология и венерология, как интегральная составляющая медицинской науки: предмет и задачи дисциплины. Строение кожи, ее придатков и слизевых оболочек. Кинетика и функции кожи. Элементы кожной сыпи.

Тема 1.1.2. Общеклинические и специальные методы диагностики в дерматологии. Связь дерматологии и венерологии со стоматологическими дисциплинами. Стоматологические проявления кожных болезней

Тема 1.1.3.Папулезные дерматозы и их проявления на слизистой оболочке полости рта (красный плоский лишай и псориаз).


Методика опроса больного (сбор жалоб и данных анамнеза).

Методика специального осмотра больного.

Пальпаторное исследование элементов сыпи.

Диаскопия.

Определение симптома Никольского.

Исследование элементов сыпи методом поскабливания.

Исследование элементов сыпи нажатием зонда.

Определение дермографизма.

Определение псориатических феноменов

Определение сетки Уикхема.


1. Методика опроса больного (сбор жалоб и данных анамнеза)

Прежде всего, выясняют жалобы больного. Обычно, это могут быть разные субъективные ощущения, которые сопровождают высыпания: зуд, жжение, боль, онемение, повышение или снижение чувствительности, гипо- и анестезия и т.п.

Анализируют интенсивность зуда, который бывает сильным при нейродермите, экземе, почесухе, крапивнице, чесотке, красном плоском лишае, грибовидном микозе и других дерматозах. Умеренным — при псориазе, пиодермитах, розовых угрях и т.п.

Жжение больные отмечают при герпетиформном дерматозе Дюринга, пузырьковом лишае, пустулезном псориазе; боль - при глубоких пиодермитах, трофических язвах; анестезию - при лепре (проказе), сирингомиелии и др.

Не менее важными являются анамнестические данные относительно нарушений общего характера, которые беспокоят больных кожными и венерическими болезнями (потеря аппетита, бессонница, снижение трудоспособности, раздражительность, повышение температуры).

Выясняют признаки нарушения функции других органов и систем, которые могут вызвать дерматоз или стать фоном, на котором он разовьется, или способствовать обострению болезни (аллергические дерматозы, зуд кожи, порфирия и др.) Нередко болезни кожи связаны с нарушениями менструального цикла, беременностью, климаксом, эндокринопатиями.

Следует отметить, что основываться исключительно на анамнестических данных о субъективных ощущениях не следует. Оценка и интерпретация их зависит от психики больного, характера восприятия, мнительности.

Высыпания на коже обычно ассоциируются у больного с чувством зуда, которого на самом деле может и не быть (псориаз). Поэтому возникает необходимость более детального выяснения характера проявлений болезни: периодичность приступов зуда, боли, жжения; когда они возникли, их продолжительность, связь с факторами окружающей среды, продолжительностью заболевания, сезоном, местом появления. Так, например, узловатая эритема, многоформная экссудативная эритема возникают чаще весной и осенью, а диссеминированный нейродермит, псориаз, вульгарные угри – зимой; красная волчанка, розовые угри, «солнечная экзема», порфирия - летом.

Ряд болезней (фиксированная эритема, простой пузырьковый лишай и др.) склонны к рецидивированию, другие же (опоясывающий лишай, инфильтративно-нагноительная трихофития) - практически не имеют рецидивов.

Важное значение в диагностике имеют и другие данные: возраст и пол больного, возраст в котором началось заболевание. Например, туберкулез кожи обычно начинается в детстве или юношестве, а красная волчанка – во взрослом возрасте. Некоторые болезни поражают лиц определенного возраста. Так, стафилококовый сикоз, ринофима, узелковый хондродерматит почти всегда встречаются у взрослых мужчин; везикулопустулез, эпидемическая пузирчатка - у детей грудного возраста; розовые угри, хроническая трихофития – у взрослых; болезнь Фокса-Фордайса - у женщин.

При некоторых болезнях кожи большую роль сыграет постоянное или временное проживание в той или другой географической местности (эндемические очаги) (лепра, болезнь Боровского, флеботодермии).

Важным является выяснение характера работы, наличия химических, физических и биологических вредностей, с которыми контактирует больной, - в особенности, при диагностике профессиональных дерматозов, лихорадки, туберкулеза, эризипелоида, отдельных форм дерматомикозов и т.п.

Для постановки правильного диагноза имеют значение сведения о течении заболевания, месте его возникновения, характере первичных морфологических элементов, их дальнейшей эволюции. Иногда больной может высказать свою мысль относительно причины появления высыпания, - тем не менее, к его соображениям надо относиться критически. Важную информацию можно получить при выяснении предшествующего лечения и его результативности.

Для постановки диагноза важное значение имеет анамнез жизни, условия, в которых рос и развивался больной, характер его трудовой деятельности (профессиональные вредности), условия быта, питание, увлечение (фотография, садоводство и огородничество, разведение рыб, зверей, домашних животных и т.п.), наследственный анамнез (перенесенные или имеющиеся болезни кожи у кровных родственников), вредные привычки (алкоголь, курение, употребление наркотических средств).

Сбор анамнеза у пациентов, страдающих заболеваниями, передающимися половым путем, (венерическими болезнями) имеет свои особенности. Прежде всего, это умение врача найти с больным психологический контакт, который необходимо для выяснения вопросов интимного характера (источник и половые контакты). Эти больные часто дают ложные данные о себе, своих контактах, стыдясь и боясь огласки, конфликтов на работе, в семье, а нередко и сознательно скрывают, не понимая, что этим они наносят моральный и физический вред родным и близким.

В особенности тяжело собрать анамнез у детей, которые не всегда умеют дифференцировать свои ощущения, не помнят начало и течение болезни, а тем более, - предшествующую терапию. В этих случаях обращаются к услугам родственников или лиц, которые присматривают за ребенком.

Если больного раньше уже обследовали и лечили, тогда важно ознакомиться с результатами обследования, подробной выпиской из амбулаторной карты, истории болезни.

Важным для назначения лечения есть выяснение вопроса: «Это лекарство помогало больному при предыдущем лечении?". Вера пациента в лекарство имеет исключительное значение для формирования предназначенной вами терапии.

Необходимо помнить, что экономить время на сбор анамнеза не следует. При неполном выяснении анамнестических данных диагностика может усложниться. Тем не менее, процесс сбора анамнеза должен быть управляемый со стороны врача, в особенности у эмоциональных больных и пациентов с хроническими заболеваниями.
2. Методика специального осмотра больного

Осмотр – это первый и, без сомнения, важный метод обследования больного с заболеваниями кожи. Осмотр проводится при рассеянном дневном или достаточно ярком электрическом свете, лучше лампе дневного света. Температура в комнате (кабинете) должна быть 22-23°С, - ведь низкая температура вызовет спазм сосудов (кожа бледнеет), а более высокая расширяет их (наступает гиперемия), что изменяет истинную окраску кожи. Желательно, чтобы больной 3-5 минут до осмотра был оголен с целью адаптации кожи к температуре комнаты.

Осматривать необходимо весь кожный покров, обращая внимание и на лицо больного, которое может выражать разные эмоции и состояния (раздражительность, страдание, утомленность, равнодушие и т.п.), - что присуще больным различными дерматозами. Если язык является зеркалом желудочно-кишечного тракта, то кожа лица - это зеркало здоровья человека.

Форма и деформация носа имеет значение при диагностике сифилиса («седловидный нос»), туберкулезной волчанки («бараний нос»), ринофимы («шишковидный нос»).

Иногда при осмотре необходимо пользоваться увеличительным стеклом (лупой), лучше с увеличением не более, чем в 3-5 раз. Наиболее удобной является бинокулярная лупа, которую одевают на лоб. При этом обе руки являются свободными, что разрешает соединить осмотр с пальпацией, поскабливанием (гратажом).

При осмотре кожи с помощью лупы лучше различать характер чешуек, корок, петехиальных и розеолезных высыпаний. Молодым врачам следует сначала научиться осматривать кожу невооруженным глазом.

Обращают внимание на цвет кожи, который в норме может быть бледного, розового, смуглого, «телесного» цвета. У здоровых людей кожа матовая, не имеет жирного блеска, протоки сальных желез не расширены. При некоторых заболеваниях кожа изменяет свой естественный цвет. Она может быть синюшной при застойных явлениях; сине-бурой при акродерматите; коричневой - при начальной стадии грибовидного микоза; желтой - при желтухе; серовато-черной - при ихтиозе, меланодермии; бронзовой - при адиссоновой болезни.

При дерматозах, когда затронута функция вегетативного отдела нервной системы, кожа бывает влажной; при почесухе, нейродермите, при ихтиозе - сухой.

Во время осмотра кожи определяют морфологические элементы сыпи: первичные - (пятно, папула, бугорок, узел, пузырек, пузырь, гнойничок). Вторичные - (вторичное пятно, чешуя, корка, эрозия, язва, расчесы, лихенизация, вегетация, рубец, трещина). При осмотре можно иметь представление о локализации и цвете элемента, но для полной его характеристики необходимо применить пальпацию и поскабливание. Например, визуально нельзя определить точные размеры бугорка или узла, ведь на поверхности кожи расположена лишь верхняя часть элемента. Без поскабливания тяжело оценить наличие чешуек (скрытое шелушение), степень их прикрепления к элементу (фолликулярный гиперкератоз), характер шелушения.

При осмотре определяют мономорфизм (псориаз, красный плоский лишай, вульгарная пузырчатка, крапивница) или полиморфизм (если наблюдаем несколько морфологических элементов) сыпи,. Истинный полиморфизм бывает тогда, когда имеются несколько разновидностей первичных элементов сыпи (герпетиформный дерматоз Дюринга), ложный (эволюционный), - когда отмечаются и первичные, и вторичные элементы (экзема, фурункулез).

Особое внимание обращают на взаимное расположение высыпаний:

- фокусное (элементы не сливаются, между ними есть здоровая кожа), диффузное (слияние элементов в большие очаги), их распространенность;

- ограниченное (очаговый нейродермит, очаговая склеродермия, невус, простой пузырьковый лишай, бородавчатый туберкулез), распространенное (псориаз, токсикодермия, розовый и красный плоский лишаи); тотальное (эритродермия);

- другие особенности: симметричное (настоящая экзема, псориаз), асимметричное (дерматофития, бородавчатый туберкулез, кольцевидная гранулема, контактный дерматит);

- связь с нервными окончаниями (опоясывающий лишай, линейный красный плоский лишай, линейный невус), сосудами (ангииты), фигурные очертания изменений кожи (псориаз, мигрирующая эритема), ползучий (серпингирующий) характер поражений (туберкулезная волчанка, лепра, бугорковый сифилис).

Осматривают волосы, ногти, внешние половые органы, кожу заднего прохода.

При осмотре красной каймы губ обращают внимание на ее цвет, сухость, наличие чешуек, трещин, эрозий, язв, корок. Осматривают слизистую оболочку ротовой полости, - при этом можно наблюдать высыпания, изменение цвета, эрозии, язвы, налет (кандидоз, сифилис, красный плоский лишай, истинная пузырчатка и т.п.).
3. Пальпаторное исследование элементов сыпи

Важный диагностический прием, который требует определенных навыков и практики. Пальпаторно определяют эластичность и тургор (тонус) кожи, плотность, болезненность и прочие характеристики элементов сыпи. При этом следует помнить, что эластичность и тонус кожи в разных участках является разным у одного и того же человека. Зависит он и от возраста (так, при старении эластичность и тургор снижаются). Очень ценной является пальпация при гиперэластической коже. Пальпаторно также можно определить повышение или снижение температуры патологически измененной кожи (рожа, глубокая стафилодермия, эритродермия, болезнь Рейно, склеродермия); влажность, жирность, локализацию высыпаний (епидермис, дерма, гиподерма), их размеры, консистенцию, связь с окружающими тканями, болезненность.

При отеке определяют его выраженность, некоторые особенности (уплотненный отек - атипичный твердый шанкр; размягчение - флюктуация при абсцессе, гидрадените; отсутствие болезненности - атипичная первичная сифилома и т.п.). Ощущение проваливания пальца бывает при атрофодермии, терки - при фолликулярных кератозах, феномен «кнопки звонка» - при болезни Реклинггаузена.

В случае подозрения на сифилис или другое контагиозное заболевание пальпацию следует проводить в резиновых перчатках или через 2-3 слоя марли. Своеобразное ощущение наличия узелков на волосах бывает при монилетриксе, а неровности кожи, которая напоминает дорогу, выложенную камнем - при амилоидозе кожи.


4. Диаскопия

Диаскопия (витропрессия) – это метод специального дерматологического исследования, позволяющий определить действительный, но скрытый сосудистой реакцией цвет элемента сыпи благодаря прижатию пораженного участка кожи предметным стеклом или специальным прибором — диаскопом, который изготовляется из прозрачной пластмассовой пластинки. С помощью данного метода возможно определение характера элементов (воспалительный, невоспалительный, сосудистый, пигментный и т.п.). Если эритема обусловлена лишь расширением сосудов, то при диаскопии она исчезает и кожа приобретает свою обычную окраску. При геморрагических и пигментных пятнах цвет не изменяется. Этот метод помогает при диагностике туберкулезной волчанки (симптом «яблочного желе», розеолезной сыпи, кольцевидной телеангиэктатической пурпуре Майокки и других разновидностях пурпуры.


5. Определение симптома Никольского

Определение симптома Никольского имеет исключительную диагностическую ценность при истинной (акантолитической) пузырчатке и эпидермолизе. При потягивании за обрывок покрышки пузыря наблюдаем отслоение верхних слоев эпидермиса в границах здоровой кожи вне основания пузыря. Это явление обусловлено акантолизом или эпидермолизом. Симптом Никольского может встречаться и при семейной пузырчатке, буллезном пемфигоиде, острой лихорадочной пузырчатке, токсическом некролизе Лайелла. Легкое потирание пальцем кожи между двумя пузырями также вызовет отслоение эпидермиса. В ряде случаев симптом может быть положительным и в участках, отдаленных от пузырей (листовидная пузырчатка).

При надавливании пальцем на неповрежденный пузырь его площадь увеличивается, покрышка становится дряблой, так как давление жидкости приводит к отслоению эпидермиса в противоположную сторону от места нажатия (симптом Асбо-Ханзена - вариант симптома Никольского). При продолжительном пребывании больного в одном положении (сидя, лежа) может обнаруживаться «спонтанный» симптом Никольского (симптом «груши» Шеклакова), если жидкость постоянно давит на край пузыря, отслаивая эпидермис.

Симптом Никольского помогает дифференцировать акантолитическую пузырчатку от буллезной формы многоформной экссудативной эритемы, неакантолитической пузырчатки, вегетирующей пиодермии Галоппо, болезней Дюринга и Дарье, субкорнеального пустулеза.


6. Исследование элементов сыпи методом поскабливания

Поскабливание (гратаж) – это метод специального дерматологического исследования. Проводится предметным стеклом или тупым скальпелем. С помощью этого метода проявляют шелушение кожи, определяют его характер (муковидное, отрубевидное, мелко- и крупнопластинчатое шелушение), плотность прилегания чешуек к поверхности кожи. Этим методом проявляют характер соединения чешуек и корок с элементами сыпи, степень сухости или влажности корок, состояние поверхности кожи под ними. Иногда при поскабливании больные отмечают болезненность (симптом Бенье-Мещерского при дискоидной красной волчанке). Метод применяют для диагностики псориаза (псориатическая триада: феномен стеаринового пятна, терминальной пленки, точечного кровотечения), разноцветного лишая (отрубевидное шелушение), каплевидного парапсориаза (скрытое шелушение, симптом облатки, симптом точечных кровоизлияний) и других дерматозов. Следует предостеречь от проведения гратажа ногтем, ведь при этом возможное заражение (дерматомикоз, папулезный сифилид и др.).


7. Исследование элементов сыпи нажатием зонда

(феномен «проваливания» зонда - симптом Поспелова)

Бугорки (люпомы) при туберкулезной волчанке, вследствие разрушения в них эластичных и коллагеновых волокон (казеозный распад) приобретают тестовидную, мягкую консистенцию. Учитывая эту особенность, А.И. Поспелов (1886) предложил исследование этих элементов сыпи нажатием зонда, при котором наблюдается симптом «проваливания» зонда: при легком нажиме головчатым зондом у исследователя появляется ощущение «проваливания», а на поверхности бугорка остается вдавление (ямка), которое очень медленно наполняется. Это явление можно сравнить с ощущением, которое наблюдается при нажиме пальцем на дрожжевое тесто. Для сравнения надавливают зондом рядом на непораженную кожу, когда вдавливание быстро сглаживается, – или на инфильтративные элементы сыпи, при которых кожа вокруг элемента поражения существенно смещается вместе с углублением зонда в элемент сыпи.


8. Определение дермографизма

Дермографизм – это метод специального дерматологического исследования, которое позволяет определить состояние вегетативной нервной системы, в частности рефлекторной реакции сосудистой стенки как ответ на раздражение кожи.

Тупым концом шариковой ручки или ребром шпателя, в худшем случае краем ногтевой пластинки проводят на коже полосы. Через 10-20 сек. на месте раздражения появляется белая или красная линия. При белом дермографизме (который характерный для нейродермита, почесухи, пруригииознои экземы) белая полоса исчезает через 2-8 минут. Красный дермографизм появляется на несколько секунд раньше и значительно более продолжительный. Реже встречается возвышающийся (уртикарный) дермографизм, особенно типичный для крапивницы, и рефлекторный, - при котором гиперемия появляется в виде полосы шириной до 3 см. Различают также смешанный дермографизм, который чаще проявляется двухцветной линией: в центре - белая, а по периферии - красная.

Следует отметить, что при неравномерном нажиме предметом, выбранным для определения дермографизма, результаты этого исследования могут быть недостоверными. Поэтому необходимо выработать постоянную методику, а лучше применять приборы - дермографы с постоянным давлением.

Дермографизм, как метод обследования может применяться для дифференциальной диагностики (например, экземы и нейродермита); кроме этого, - его результаты можно учитывать при назначении общей медикаментозной терапии (при белом дермографизме преобладает тонус симпатического отдела нервной системы, а при красном - парасимпатического).
9. Определение псориатических феноменов

Псориатические феномены (триада Ауспица) являются почти постоянными симптомами при прогрессирующей и стационарной стадиях псориаза. Вследствие соскоба псориатических элементов (папул, бляшек) шелушение усиливается, и чешуйки приобретают белый цвет, который напоминает каплю растертого стеарина (феномен «стеаринового пятна»). При дальнейшем поскабливании, чешуйки снимаются, открывая розовую влажную пленку (феномен «терминальной» или «псориатической» пленки). Если продолжать поскабливание (из сосочкового слоя дермы), на поверхности пленки появляются мельчайшие капельки крови, их количество зависит от количества поврежденных во время поскабливания капилляров, которые входят в сосочки (феномен «точечного кровотечения» или «кровяной росы» Полотебнова).

Поскабливание делают или предметным стеклом, или тупым боком скальпеля. После выполнения этой процедуры ногтем необходимо тщательно обработать кожу рук, чтобы предотвратить возможность заражения (псориазиформный папулезный сифилид)
10. Определение сетки Уикхема.

Нитевидная сеточка на поверхности папул – патогномонический симптом обычной формы красного плоского лишая. Сетчатость обусловленная неравномерным гранулезом. Для определения феномена бляшку или папулу смазывают любым жидким маслом. При этом – на поверхности элементов четко обрисовываются беловато-опалового цвета точки, которые пересекаются в линии сетки. При других формах красного плоского лишая (остроконечной, бородавчатой, атрофической, булезной), – этот феномен не является показательным.



Технологическая карта занятия №1

Модуль 1. Дерматология и венерология

Содержательный модуль № 1.1 Введение в дисциплину «дерматология и венерология». Строение кожи и слизистых оболочек, кинетика и функции кожи и слизистых оболочек, элементы кожной сыпи, общеклинические и специальные диагностические методы в дерматологии и венерологии. Связь дерматологии и венерологии со стоматологическими дисциплинами. Стоматологические проявления кожных болезней. Папулезные дерматозы: красный плоский лишай и псориаз.

Тема 1.1.1. Дерматология и венерология, как интегральная составляющая медицинской науки: предмет и задачи дисциплины. Строение кожи, ее придатков и слизевых оболочек. Кинетика и функции кожи. Элементы кожной сыпи.

Тема 1.1.2. Общеклинические и специальные методы диагностики в дерматологии. Связь дерматологии и венерологии со стоматологическими дисциплинами. Стоматологические проявления кожных болезней

Тема 1.1.3.Папулезные дерматозы и их проявления на слизистой оболочке полости рта (красный плоский лишай и псориаз).






Этапы

Время в минутах

Средства обучения

Оборудование

Место проведения

1

Проверка входного уровня знаний

25

Индивидуальные наборы тестовых заданий

Компьютерный класс




2

Письменный опрос по теме занятий

50

Ситуационые задачи или граф. логической структуры




Учебная комната

3

Инструкция и комментарий к СРС

25










4

Самостоятельная работа студентов (СРС) возле постели больного

50

История болезни (образец бланка)







5

Итоговый тестовый контроль

50

Индивидуальные наборы тестовых заданий из банка тестов Крок-2

Компьютерный класс




6

Оценка за опрос, практические навыки, тестовый контроль

40

Заполнение кредитной карты






Критерии оценки по теме






Вид контроля

Баллы

1

Входной уровень подготовки (10 тестовых заданий)*

Один правильный ответ - 2,5 балла Мах = 25 балл. "5" - 25-20 баллов, "4" - 20-15 баллов, "3" - 15-10 баллов, "2" - меньше 10 баллов

2

Письменный опрос по программным вопросам: 6 ситуационных задач

Максимальная оценка - 25 баллов Решены 5 задач - 25 баллов Решены 3-4 задачи - 20 баллов Решены 3 задачи - 15 баллов Решены 1-2 задачи - 10 баллов "5" - 25 баллов "4" - 20 баллов "3" - 15 баллов "2" - меньше 15 баллов

3

Выполнение самостоятельной работы возле постели больного, практические навыки по теме, или решение 3-х ситуационных задач).

Курация тематического больного: Мах - 25 баллов Полный ответ со знанием практических навыков - 25 баллов несущественные ошибки - (ошибки в дифференциальном диагнозе или он неполный, ошибки в практических навыках, ошибки при выписке рецептов, ошибки в назначении лечения - 20 баллов Неполный ответ (не проведенный дифференциальный диагноз в достаточном объеме, лечение назначено с ошибками, практическими навыками владеет не всеми, ошибки в выписывании рецептов) - 15 баллов неправильно обоснованный диагноз - 10 баллов "5" - 25 баллов "4" - 20 баллов "3" - 15 баллов "2" - меньше 0 баллов Ситуационные задачи: Решены 3 задачи - 25 баллов Решены 2 задачи - 20 баллов Решена 1 задача - 15 баллов не решено ни одной задачи - 0 баллов "5" - 25 баллов "4" - 20 баллов "3" - 15 баллов "2" - меньше 0 баллов

4

Итоговый тестовый контроль (10 тестовых заданий)

Один правильный ответ - 2,5 балла Мах = 25 балл. "5" - 25-20 баллов, "4" - 20-15 баллов, "№" - 15-10 баллов, "2" - меньше 10 баллов


Шкала конвертации (максимальное количество баллов - 100).

100-90 баллов = "5".

90-70 = "4".

70-50 ="3".

Меньше 50 = "2".
Итоги работы студента на занятии.
Ответы на ситуационные задачи: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________


Выполнение СРС:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________


Выводы:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Дата "______" "_________ 20___" Подпись студента ______________
Оценка преподавателя:
Тесты_____________ Письменный опрос_________________
СРС _______________
Общее количество баллов ____________________
Оценка за традиционной 4-х бальной шкалой __________________
Конвертированы баллы ________________
Подпись преподавателя ________________

Ситуационные задачи - письменный опрос. Этап 3.
Задача 1. Больной 35 лет, по специальности строитель, обратился к дерматологу с жалобами на покраснение кожи руках, сопровождающееся интенсивным зудом. Подобное заболевание возникло впервые. Поражение кожи развилось остро. Объективно: на фоне эритемы на коже кистей припухлость, микровезикулы, мокнущие эрозии; на предплечье эритематозные пятна. Регионарные лимфоузлы не увеличены. Общих нарушений нет.
1. Какой наиболее вероятный характер этого заболевания?

2. Фармакологические средства какого действия наиболее целесообразно назначить в этом случае?

3. Какие особенности в тактике курации этого больного?
Задача 2. Ребенок 4-х лет. Поражения кожи имеют вид пузырей размером с фасолину, с прозрачным содержимым и поверхностных эрозий, покрытых корками, расположенных на ладонях и подошвах. Со слов матери известно, что первые проявления этого дерматоза возникли у ребенка еще в роддоме. Возникновение пузырей связано с механическим раздражением.
1. Какой наиболее вероятный характер этого заболевания?

2. Что еще необходимо уточнить в анамнезе больного ребенка?

3. Какой симптом целесообразно выявить для определения патоморфологического характера этих поражений?
Задача 3. У больного после перенесенного отита появилась сыпь на слизистой рта. Объективно: на щеках, небе полосовидные бляшки белого опалового цвета, на сгибательной поверхности предплечий единичные синюшно-красного цвета папулы с пупковидным вдавлением в центре.

1. Какой диагноз можно установить и на основании чего?

2. С проявлениями каких заболеваний необходимо дифференцировать эти поражения и как?

3. Какие особенности имеются в тактике курации этого больного?

4. Какой из препаратов является наиболее эффективным для лечения КПЛ слизистой полости рта?

Итоговый тестовый контроль Этап 4
Задача № 1. У больной поражение имеет вид крупных вялых пузырей с прозрачным содержимым и поверхностных эрозий с обрывками эпидермиса по периферии, локализующихся на слизистой ротовой полости, половых органов, коже головы, туловища и конечностей. При надавливании содержимое пузырей отслаивает непораженный эпидермис, за счет чего размеры пузырей увеличиваются. При потягивании за обрывки покрышек пузырей на периферии эрозий, эпидермис также легко отслаивается. Какой патоморфологический процесс имеет место?

А Акантоз.

B Гранулез.

C Акантолиз.

D Вакуольная дегенерация.

E Балонирующая дистрофия.



Задача № 2. У больной 45 лет в первые сутки после использования в быту нового моющего средства на коже рук (кистей и дистальной части предплечий) появилось ощущение зуда, многочисленные эритематозно-папулезные и везикулезные элементы сыпи. Подобного заболевания кожи у больной и ее родных в прошлом не было. Какой наиболее вероятный патофизиологический механизм этого поражения кожи?

А Обменный.

B Аллергический.

C Токсичный.

D Наследственный.

E Инфекционно-воспалительный.



Задача № 3. У больного 18 лет на коже лица отмечаются многочисленные мелкоузелковые элементы сыпи буровато-красного цвета; расположенные фокусно и сгруппировано; часть из них покрыта чешуе-корками. Первые элементы сыпи возникли несколько лет назад. Какой метод специального дерматологического исследования целесообразно применить в этом случае для определения действительного цвета этих элементов сыпи?

А Дермографизм.

B Поскабливание.

C Пальпацию.

D Диаскопию.

E Биопсию.



Задача № 4. У больной 34 лет, работницы химического предприятия поражения кожи имеют распространенный характер и представленные многочисленными вялыми пузырями с прозрачным содержимым и поверхностными эрозиями, покрытыми серозно-геморрагическими корками. Проявлений воспаления кожи на периферии высыпаний нет. Какой специфический симптом целесообразно воспроизвести для определения патоморфологического характера образования этих высыпаний?

А Поспелова.

B Никольского.

C Боткина.

D Щеткина-Блюмберга.

E Ортнера.



Задача № 5. У больной 42 лет дерматоз локализуется преимущественно на коже обеих голеней, где имеют место полиморфные эритематозно-папулезно-везикулезные элементы сыпи и мокнущие эрозии. Больная жалуется на ощущение зуда и наличие мокнутия в местах поражений. Какой метод локальной терапии наиболее целесообразно применить в этом случае?

А Окклюзионную повязку.

B Примочки.

C УФО.


D Дермабразию.

E УВЧ.


Задача № 6. Больная 29 лет. Болеет на протяжении года, когда впервые после родов появились многочисленные высыпания, сопровождающиеся значительным зудом. Объективно: на боковых поверхностях туловища, на сгибательных поверхностях предплечий, бедер и голеней полигональные многочисленные папулы красно-синюшного цвета, местами с перламутровым блеском и пупковидным вдавлением в центре. На слизистой оболочке полости рта белесоватые образования «листков папоротника». Поставьте предварительный диагноз:

А Чесотка.

B Красный плоский лишай.

C Парапсориаз.

D Псориаз.

E Нейродермит.



Задача № 7. На прием к дерматологу обратился больной с жалобами на зуд и высыпания на коже, появившиеся 2 недели назад после командировки. При осмотре: на слизистой щек и губ бляшки серовато-белого цвета, имеющие вид кружева, а на коже предплечий - многочисленные лентикулярные полигональные папулы с блестящей поверхностью и вдавливанием в центре. Поставьте больному диагноз.

А Сифилис вторичный.

B Кандидоз.

C Красный плоский лишай.

D Псориаз.

E Многооформная экссудативная эритема



Задача № 8. Больная 32 лет жалуется на высыпания, зуд, стягивание кожи, возникшие через месяц после психотравмы вначале, - на волосистой части головы, потом, - на разгибательной поверхности верхних и нижних конечностей, на спине. ССыпь представлена мономорфными папулезными элементами, ярко-красного цвета, округлой формы, размером от 0,5 до 3 см в диаметре. Поверхность папул в центре покрыта серебристо-белыми чешуйками, по периферии - венчик ярко-красного цвета. Наиболее вероятный диагноз.

А Себорея.

B Псориаз.

C Красный плоский лишай.

D Вторичный папулезный сифилис.

E Розовый лишай.



Задача № 9. Больной 45 лет жалуется на появление узелковых элементов на коже поясницы, конечностей - склонных к периферическому росту и слиянию, безболезненные. Болеет 2 года. Обострение - преимущественно весной. Из анамнеза известно, что у отца больного было подобное поражение кожи. Объективно: патологические элементы представлены каплевидными и монетовидными узелками, бляшками, покрытыми белыми чешуйками. Ваш предварительный диагноз?

А Красный плоский лишай.

B Нейродермит.

C Розовый лишай.

D Псориаз.

E Себорейна экзема.



Задача № 10. В клинику поступил мужчина 30 лет с многочисленными высыпаниями на коже передних поверхностей конечностей в виде синюшно-красных узелков неодинаковой величины и формы, восковидным блеском, без признаков шелушения, беспокоящих значительным зудом. Ваш диагноз?

А Экзема.

А Аллергический дерматит.

C Красная волчанка.

D Токсикодермия.

E Красный плоский лишай.



Эталоны ответов 4 этап
Задача № 1. С

Задача № 2. В

Задача № 3. D

Задача № 4. В

Задача № 5. В

Задача № 6. B

Задача № 7. C

Задача № 8. B

Задача № 9. D

Задача № 10. E

Рекомендуемая литература

Учебная :

  1. Дерматовенерологія. Навчальний посібник студентів стоматологічних, медичних, педіатричних факультетів ВНЗ ІІІ та І рівнів акредитації, які навчаються в умовах кредитно-модульної системи. За редакцією М.О. Дудченка. – Полтава, 2011. – 320 с.

  2. Айзятулов Р. Ф.Сифилис.-Донецьк:"Донеччина",1998,- 227с.

  3. Зудин Б.И. Кожные и венерическне болезни. - М.: Медицина, 1990. -214.с

  4. Кравченко В.Г. Шкірні та венеричні хвороби. - К.: Здоров'я, 1995. - 260с.

  5. Савчак В.І., Галникіна С.О. Хвороби шкіри. Хвороби, що передаються статевим шляхом. - Тернопіль, «Укрмедкнига», 2001, - 507с.


Методическая

  1. Дерматовенерология. Учебное пособие / Под редакцией В. П. Федотова, А. Д. Дюдюна, В. И. Степаненко. Изд-е 2. рус.– Днепропетровск–Киев: изд-во «Свидлер А.Л.», 2011. – 652 с.

  2. Методи дослідження в дерматовенерології та оформлення історії хвороби. Дерматовенерологічна термінологія. Навчальний посібник для студентів медичного факультету і лікарів-інтернів. За ред. А.Д. Дюдюна, С.В. Захарова, В.В. Горбунцова. – Днепропетровск: ЧП Федоренко В.В., 2009. – 135 с.

  3. Дерматовенерологія. Навчальний посібник для лікарів і лікарів-інтернів. За редакцією В.П. Федотова, А.Д. Дюдюна, В.І. Степаненка. – Дніпропетровськ-Київ, 2008. – 600 с.

  4. Диагностика, лечение и профилактика заболеваний, передаваемых половым путем: Методические материалы - / Под ред. К. К. Борисенко. -М.:Ассоциация «Санам», 1998. - 188 с.

  5. Довідник студента з курсу «Дерматовенерологія» - Під ред. проф. А.Д. Дюдюна. - Дніпропетровськ: ЦМК ДДМА, 2008.

  6. Дюдюн А.Д., Захаров С.В. Прихований сифіліс. Навчальний посібник для лікарів-дерматовенерологів. Дн-ськ, 2011. - 121 с.

  7. Коляденко В.Г., Федоренко О.Є. Загальні питання етіопатогенезу шкірних хвороб. Дерматологічна патологія як медико-психологічна проблема. Деонтологія в дерматології. Метод. посібник для самопідготовки студентів. К.-НМУ,2005, 20 с.


Научная

  1. Венерические болезни. Руководство для врачей. - Под ред. О. К. Шапошникова. - М. «Медицина», 1991,-544с.

  2. Запорожан І.М., Аряев М.Л. ВІЛ-інфекція ІСЩД.-К.: Здоров'я",2004,-635с.

  3. Каруна Б. И. Екзема. - К.: „Здоров'я", 1989. - 176 с.

  4. Коляденко В.Г., Федоренко О.Е., Головченко Д.Я. Медицинская деонтология в дерматологии и венерологии.- К.: „Здоров'я", 1989. - 167 с,

  5. Контактные инфекции, передающиеся половым путем - Под ред. И. И. Маврова. - К.: „Здоров'я", 1989. - 384 с.

  6. Фицпатрик Т. и др. Дерматология. Атлас-справочник. Пер. с англ.- М.: „ Практика", 1999.- С. 885-898.

Подпись автора методической разработки ______________________


Дата составления "22" мая 2012 г.
Утверждено на методическом совещании кафедры

Протокол № дата



Протокол № дата

Протокол № дата


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница