Опыт изучения современной социальной ментальности и динамики самосознания россиян в применении ортодоксального психоаналитического подхода



Скачать 249,18 Kb.
Дата 26.08.2015
Размер 249,18 Kb.
к. психол. н.. доцент,

ТГУ им. Г.Р. Державина


Лаврушин В.И.

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ И ДИНАМИКИ САМОСОЗНАНИЯ РОССИЯН В ПРИМЕНЕНИИ ОРТОДОКСАЛЬНОГО ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО ПОДХОДА.

Warum Фрейд?

Чем привлекает идейное наследие Венского невропатолога и что заставляет признать модель человека по Фрейду, уместной нашей реальности?

В дальнейшем развитии науки было много ученых, которые пытались и смогли объяснить “Нравственный закон внутри нас и звездное небо над нами”. Но этот невропатолог высказал такие мысли, что все читающее человечество разделилось на приверженцев и противников психоанализа. Много сторонников у этих идей было и в России начала века, но революционная история провела жесткую селекцию. Петербургский институт психоанализа закрывают, профессора Ермакова расстреливают. “Красные” профессора, например Залкинд, сочинявшие до 1925 года целые трактаты, посвященные аналитической технике и мировоззрению, пишут новые, противоположные, доказывая, что наука, т.е. знание - идейно, а буржуазные идеи в “красной” России ни к чему. “Залкинды” сохранили свои жизни, прервав традицию психотерапевтической культуры, став герастратами от него (69). Что же из себя представляют идеи Фрейда в самом кратком изложении? Чтобы понять их, рассмотрим систему координат знания середины 18 века.

Европейская цивилизация ступила на путь расширенного производства, суть которого сводится к лозунгу специализации.

Развитие производительных сил, а точнее внутрипсихическое своеобразие процессов сбора, накопления, обработки и использования информации о явлениях действительности - ее увеличивающееся рефлексивное понимание и отношение к ней, обусловило социально-экономические процессы специализации и стратификации населения с последующим развитием расширенного производства и соответственно, увеличения удовлетворения потребностей народа, т.е. качества жизни. Таким образом, эволюционный психический феномен рефлексии обуславливает социальный прогресс - ведя к снижению или увеличению качества жизни, что в свою очередь также изменяет степень самоосознания - как отношение к себе, своему и чужому опыту, действительности.

Обществу требуются профессионалы. Сын мелкого купца принимает решение стать исследователем - биологом, но жизнь принуждает его стать врачом-невропатологом (14, 48). Медицинская история говорит нам, что у врача три инструмента - нож, трава и слово (79). Ножом работают хирурги, леча травмы и делая операции, т.е. там, где есть органические изменения тела. Для предорганических, функциональных состояний Гиппократ предназначил траву и слово.

К середине 18 века выделились особые категории лиц, не имеющие органических болезней тела, и без функциональных нарушений в нем, но, тем не менее, страдающие от сбоев в работе организма. Эти странные болезни были названы неврозами и считались, что нервы больны, и они неправильно работают (6,14).

Не следует забывать, что недавно была сожжена последняя ведьма в Европе, а до этого их жгли сотнями в год (14).

Каким образом определяли ведьм? Невежеством толпы, тенденциозность церковников - поиски внешнего врага с целью поддержания и укрепления веры Христовой, и экзотичностью несчастных. Их своеобразие было во внешнем облике, речах, поведении, отношении к себе и окружающим. Постепенно социокультурные процессы уменьшили невежество народа, сделав его более терпимым и менее зависимым от церкви, несколько повысилось благосостояние. Большей частью, злые колдуны превратились в обычных несчастных нездоровых людей, которых и пользовали невропатологи. Травяной арсенал доказал свою мало состоятельность и осталось слово.(15).

Врач традиционно говорил: “Вы спокойны”. Эта традиция суггестии имела богатую историю - имена Шарко, Бреда, Месмера, Пюисегюра, до сих пор волнуют наше воображение (79). Но однажды случилось то, что ужаснуло Брейера, и он бежал от своей пациентки, а его молодой ученик нашел пищу для размышлений. В сеансе глубокой гипнотерапии пациентка стала относиться к Брейеру со странными чувствами, как к своему возлюбленному, что испугало врача (48). Ученик превзошел учителя, он нашел в себе смелость задуматься и понять эти чувства и отношения.

Шел 1895 год. На смену гипноза в лечении невротиков пришел метод - воспоминания наяву свободных ассоциаций. Т.е. говоря современным языком Месмер, Брейер, Фрейд были психотерапевтами.

Что же такое в современном понимании психотерапия?

Это терапия - помощь, лечение, приведение в здоровое состояние методами психологии.

Т.е. психология может лечить. Русская пословица, что слово лечит, права?

Да, она, несомненно, права, если за словом стоит человек с свободным мышлением, здравым подходом к делам и немного философ.

История медицины знает много таких людей: Вундт, Тордайк, Марциновский, Куэ, Дюбуа, Крепелин, Моррель и многие другие достойные люди (14,15). Но редко их имена вспоминают в настоящее время.

Почему эти великие ученые канули в лету, а простой невропатолог привлекает наше внимание?

Что в его учении или судьбе столь знаменательного или значимого? Что случилось после 1895 года?

Биография Фрейда не изобилует яркими событиями, обычная спокойно-размеренная жизнь, ни ярких взлетов, ни падений. Работа, работа, семья....

Иногда поездки за границу для чтения лекций, иногда съезды психологов - вот, в общем, и вся жизнь.

Но смерть .... Как он умер? Проболев, а точнее, прожив с раком полости рта более 16 лет, перенеся 18 операций, он в 1939 году, напомнил, когда, взвесив все, своему лечащему врачу о его обещании - прекратить мучения.

Врач ввел старику морфий, и он навеки заснул.

Можем ли мы представить себе мужество человека, решившегося на столь реалистичный выбор? Какими духовными возможностями он владел, как они в нем развились? Какова сила его духа, а не как полагают некоторые душевная болезнь или заострение характера.

Духовная культура нашего времени не оставила в ситуации ухода из жизни, иной возможности, кроме патологии. Наших суицендентов возвращают к жизни практически в любом случае, и после восстановления физического здоровья, обязательно следует нахождение в психиатрическом стационаре в течение нескольких месяцев. Традиционно выставляется диагноз “депрессия”, какого либо типа.

Таким образом, все эти несчастные автоматически становятся душевнобольными (1,47,51,55).

Что есть граница между здоровьем и болезнью и как ее указать?

Всемирная организация здравоохранения дала определение болезни через здоровье: “здоровье - это состояние полного физического, психического и материального благополучия”. Это определение своей статикой и категоричностью не оставляет места для динамики личностных факторов и, что самое главное, - для человеческого саморазвития и самопознания. Определение указывает здоровье, как стационарную цель, мало достижимую для отдельной личности и не учитывающую диалектики социально-экономических отношений. Социум представляется, вероятно, “Городом солнца” Кампанеллы.

В тоже время, фрейдовское понимание здоровья, которому, около 80 лет, определяет динамические или диалектические потенции, как человека, так и совокупности людей.

“Здоровье” - это свобода человека от болезненных симптомов и полноценная способность работать и любить” (4,14,24).

В чем-то это определение созвучно культурно-исторической школе Леонтьева (10), его деятельному определению человека; в чем-то оно перекликается с идеями К.Маркса и Ф.Энгельса о социальном предназначении человека. Но и у тех, и у других человек только социален, а его духовно-личностный аспект бытия не берется во внимание. Сам интерес к жизни, ее проявлениям, как бы константен и ни что, кроме социально-классовых потребностей его не обуславливает.

Современное состояние общества и социально-духовная проблематика субъективизма.

Кризис последних лет дал обильный материал показывающий, что индивидуальная проблематика превращается в общественный кризис, а социальные процессы манифестируют личностные проблемы. Личностное внимание, направленное к социальным структурам бывшего Советского Союза, после распада этих структур становится флустрированным: старые ценности и идеалы перестают существовать, энергия внимания с объектов регрессировало на своих владельцев (62). Мы вправе говорить об энергии, силе и качестве внимания, именно эти параметры фрейдовского либидо, достаточно показательно обуславливаются препаратами химического метаболизма, в ряде случаев просто питанием: калорийностью, сбалансированностью структуры, витаминами (14). Объект либидо становится Я-либидо, что проявляется дискомфортом напряжений. Человек становится тревожным, а “толпа агрессивной и переменчивой, как считает Епиколов С.Н. (18).

Социальная деструктуализация привела к разотождествлению граждан, что проявляется как индивидуальными, так и общественными кризисами, как средствами адаптации, с целью найти новые реалистичные или иррациональные объекты отреагирования.

Потеря внутренней самоидентичности, исчезновение верхних, окультуренных слоев личности активизирует архетипы массы (4,6,83,84).

Новые объекты и личности, которые появляются в поле восприятия, подвергаются в меньшей степени рефлексивной проверки из-за настойчивой потребности уменьшить количество тревожности.

Восприятие становится более субъективным, его целостность утрачивается. Отражение реальности искажено. Японский образ восприятия духа, как воды и луны, претерпевает негативные изменения.

Вследствие этого новые объекты, нагружаются разнообразными бессознательными свойствами. Отношения превращаются из корректно принимающих и рационально-постепенных в категорично-двухцветные и интенсивные (43).

Весь мир разделяется на своих и чужих. Граница разделения традиционно базируется не в логичном, сутийном мышлении, а в формально-эмоциональном. Основа субъективно положительного отношения, по мнению Э.Фромма - это либидозные аффекты Эдипова комплекса, а негативного - эмоции проективно-формального характера (72,73,74,75), которые активно ищут объекты разрядки.

С давних пор на Руси культивировался обычай землячества: где бы ни находился русский человек, он первым делом искал своих земляков. В последствии этот обычай стал гротескным, т.к. объектом идентификации становились административные районы, области и так далее. Кто не подходил под него, автоматически нагружались мортидозным вниманием, которое при первом поводе превращалось в поступки, а впоследствии в судьбу.

Жесткий символизм Эдипова комплекса, направил либидо на родную родимую мать-землю, а все иноземцы, получили в наследство агрессивные чувства к отцу и для подтверждения проекции, последним достаточно было только ступить на эту землю, даже независимо от целей. Для реализации мортидо достаточно только факта существования “других”. Чтобы оказаться “другим” надо было быть не с этой улицы, района, города, быть нетрадиционной внешности, не принадлежать к коренной национальности или быть чуть счастливей, лучше и богаче (69). Вспомнили, как местные подростки избивали своих сверстников, когда те были удачливей в дружбе с девочками. Избивали жестоко, а их подруг заставляли смотреть на поверженных и униженных - на тех, кто стоял ниже. (А.Адлер, 36-39). В рабочих поселках район шел на район с цепями, прутьями, шарами, которые метали в головы, взаимно уродуя и убивая молодых ребят. Милиция в бессилии пряталась. Тех, кто не хотел драться - находили, выволакивали из дома и избивали всей бандой. У мальчишек не было выбора - или свои, или чужие, все равно изобьют. Били жестоко: лишали глаз, зубов, сотрясения мозга, отбитые внутренние органы. Власть была в этих случаях недееспособна: не было сил, либо бы правы китайские мудрецы - “слабый народ - сильная власть” (7, с. 127). Был только один выход - уйти в армию, а потом жениться. Это не преступные группировки, или какие-либо “Люберы”, это нормальные поселковские ребята.

Проблематика социального управления массами, рассматривалась З.Фрейдом в одной из его работ: “Массовая психология и анализ человеческого “Я” (37), и основной темой ее было взаиморасположение идеи-лидера и остальных членов, как он обозначил “толпы” (66). Чем амбициознее лидер, чем абсурднее его призывы, тем точнее он выражает инфантильные и архаичные потребности толпы. Лидер именно потому и лидер, что он может артикулировать содержание вытесненного, и чем сильнее вытеснение, тем эффективнее управление. Вспомним эксцентричное поведение масона Керенского, при всей его вычурности, он обуславливал в марте 1917 года многомиллионное рабочее население Санкт-Петербурга, которое в революционном порыве смело и полицейские посты, и армейские заставы (М.Палеолог). Своеобразные лозунги одного из современных политиков и его влияние на массы, заставляет говорить о феномене его личности или, что более вероятно, о больших способностях его имиджмекеров. Экскурс в историю, например, Кампучии демонстрирует модель одновременного обуславливания многомиллионных масс населения: режим Пол-Пота с этим успешно справлялся не один год. Свергли его - его же младшие духовные братья. Наша история знает своих диктаторов (26).

Каждый тиран будит инфантильные базовые потребности: бессмертия, очарования, всемогущество, становясь тем всадником, который, пока может править лошадью (4).

Та власть, что была в рабочем поселке не могла быть выразителем потребностей толпы: она либо их не понимала из-за своего незнания, либо просто была бессильна. Она решилась на геноцид: пока “тигры дерутся, обезьяна ждет костей”, как гласит древняя китайская пословица. Не будучи умной, она стала хитрой но, утеряла главное в управлении - авторитет, с его чувственной основой, и силу, основанную на страхе. Но ведь была и жесткая рука, и тираны, и сила-стен напряжений, сейчас астения и бессилие. История развивается по кругу - она циклична?

Во время всех кризисов массы стремились к взаимоотожествлению, превращению в усредненную ревущую толпу, которой, для большой сплоченности требовался внешний враг. Толпа самодостаточна в своем аутоэротизме, а коллективное мортидо интенсивно ищет разрядки на ком-то ином: вспомним жуткие еврейские погромы, когда больше не громили и грабили, а глумились и убивали. Но не было бы евреев, были бы другие. То, что сейчас происходит в Прибалтике, только другие - это уже русские. Тоже было в нацистской Германии, и первым иным стал несчастный и никчемный Вернер Людке, первый распятый в охоте на ведьм. Ведьмы были и в Штатах, где их не бывало? Охота сплочает толпу, избавляет от поисков индивидуальной идентичности и работы над самосознанием. Социальное бытие идет по пути наибольшей экономии энергии, в том числе, мыслительной. Максимальное упрощение, примитивизация общественного бытия - социальные аналоги психоза.

После "шуба" всегда астения и снижение потенциалов, с выходом в дефект. Сколько было социальных приступов …?

Причинами неадекватности и иррациональности являются занятие поля сознания бессознательными тенденциями в форме образов, чувств, мыслей и утрата контроля и самокритики.

Первый фактор формируется в ранние детские годы в результате взаимоотношений и восприятия ребенка и родителей (рассмотрим это ниже), а реализуются эти тенденции под влиянием совокупности внешних и внутренних моментов (70). А именно: изменение объемов и структуры внешней информации - нам знакомы бредовые расстройства иноязычных (6), и мы вправе предположить, что изменение, например, идеологии в средствах массовой информации способствует дезадаитации, и в том числе, вызывает тревогу. Информационные изменения происходят в результате императивов. Как известно, что по количеству и качеству социально-стрессовых расстройств и объему императивов, Москва стоит на печальном первом месте (51). Иным моментом являются циклические возрастные изменения: изменения в пубертатном возрасте состоят в том, что ребенок превращается во взрослого, и у него появляются новые возможности для реализации старых потребностей (70,71). В то же время, он претерпевает, по мнению А.Фрейд, как бы повтор развития с ранних лет. Это развитие может быть более или менее удачным. Новые условия создают дополнительные сложности в отношениях к себе и реальности. Не случайно пик количеств случаев дезадаптации и внесоциального поведения приходится, именно, на этот возраст. (21, 52, 58).

Зеркальным отражением эндогенного развития пубертата есть климакс, который тоже предъявляет повышенные требования к самосознанию. Т.к. этот период обуславливает динамику бессознательных тенденций и качество адаптации. Часто в это время “Оно” берет верх над “Я” , - как говорят в народе: “Седина в голову, бес в бедро”, и через многие дериваты мы видим жаждущие и обостренные потребности (6, 62). Количество разводов, возрастает именно в этот период (52). Но с другой стороны, могут сработать механизмы защиты, и произойдет сдвиг влечений на социально-деятельную сферу. Люди начинают развивать интерес, детерминированный замещением, на новые и не свойственные для них, увлечения, объекты и так далее. Как в большинстве случаев, эти увлечения и объекты кодифицированы, объемы пространства ограничены, то происходят процессы группоброзования и взаимоотожествляются, оформляются в какие-либо структуры, например, в движение “Трудовая Москва”. С другой стороны, сама группа - есть способ уменьшения тревоги, предоставления ожидаемой информации и форм отреагирования. Групповое переживание бытия - есть производное от семейной невостребованности и дискомфортности (24).

Утрата контроля и самокритики - есть один из способов восприятия себя и реальности, который дается, как выход из Эдиповых отношений через идентификацию с родителями (62), образ, которого ассимилируется в независимости, насколько тот более или менее рефлексивен и адекватен. Таким образом, идет трансляция реалистичности и субъективности. С другой стороны, эта традиция или же укрепляется, например, в результате психоаналитического процесса, или событийных дериватов такого процесса, или же деформируется, как вследствие эндогенности, или серии факторов бытия.

К последним отнесем моменты социального обуславливания, в частности к алкоголизму, наркомании, нейролептикам. Даже дневной транквилизатор Рудотель ведет к снижению возможности обучаться, например, управлять автомобилем (55), т.е. нарушение рефлексии, в самом примитивном понимании, как регистрирование и сохранение адекватных форм отреагирования. Что же говорить об иных факторах? Эндогенная проблематика имеет свои корни в дообъектном развитии, взаимоотношениях, как считает Н.Треурнет (61) “мать, как процесс и дитя”. А все иное, большей часть, повторение этого.

Возврат либидо ощущается чувством тревоги, и человек стремится к спасительной идентификации, часто ложной и установлению объектных отношений, или же становится самоценно-самодостаточным существом. Часто, в этом случае, речь становится только внутренней, такой монолог не требует выразительных средств и продуктивной аргументации.

В результате, внешние проявления речи становятся оскудненными, примитивными, а, впоследствии, она полностью утрачивается, мышление функционирует при минимальной интенсивности с тенденцией к негативизму, а впоследствии, к распаду. Не случайно, старинное название паранойи - раннее слабоумие (4,6).

Третьим вариантом возврата влечений - органическое устранение себя, ввиду невозможности вынести эти напряжения. В реальности не находятся привлекающие внимания объекты. Это либо психотический процесс утраты объектных связей, вследствие, нарушения эпигенеза идентичности (81). Этот вариант мы пока оставили, ибо действительность часто такова, что она отвращает душу человека от себя: молодой солдат в беспамятстве уничтожил свою реальность в специальном вагоне - он расстрелял насильников (51). Другой убивает себя, не в силах убить другого - это итог регрессивного влияния культуры (71), невозможности адекватно отреагировать чувства любви и агрессию, того, что Фрейд описал в своих работах “Неудовлетворенность культурой” (37) и “Культурная” сексуальная мораль и современная нервозность” (69).

Традиция статистического сопоставления темпов роста населения и асоциальных членов общества, блестяще показана Ч.Ломброзо в “Преступлении” (28), но она стала специальной и закрытой. Ч.Ломброзо выявил, что темпы роста численности последних превышают общий рост населения и в будущем, вероятно, слияние обоих совокупностей.



Социальная ментальность и самосознание, как степень интеграции-дезинтеграции индивидуума в общесоциальную динамику.

Рассмотрев указанное выше, мы получаем возможность через эту пропорцию количественно выразить степень общественного самосознания и проследить его динамику, как по отдельной нации, так и по отдельным народностям и регионам.

По данным Всемирной организации здравоохранения за 1993 год более 500 миллионов жителей планеты страдало от болезней и расстройств психики. Из них - от глобальной потери рефлексии, например шизофрении, страдало 52 миллиона человек, 155 миллионов человек страдало от неврозов, как нозологических и регистрируемых форм, 120 миллионов человек страдало от психической заторможенности, 100 миллионов человек страдало от депрессии, 16 миллионов человек страдало от слабоумия.

Авторы исследования считают, что эти страдания одни из главных (!) причин инвалидностей и снижения производительности труда в мире, т.е. снижения качества жизни. (82).

По нашей стране зарегистрированы следующие данные. Детская смертность аналогична Анголе. В 1994 году стали матерями 14 миллионов женщин, из них 276 тысяч женщин - матери - одиночки,500 тысяч детей являются алкоголиками, 14,5 тысяч детей являются наркоманами, 201 тысяча детей являются преступниками, рост детской заболеваемости сифилисом увеличился в 2,7 раза (50). Зарегистрировано: к 17 годам здоровы 25% подростков, а из новобранцев - 12%, также в стране 8,5 миллионов инвалидов всех возрастов и еще ежегодно ими становятся 800 тысяч человек, количество разводов к числу браков составляет 66%. В стране за 1994 год совершено 2,3 миллионов преступлений (60).

В стране 280 тысяч человек находятся в следственных изоляторах, приблизительно по столько же находятся в тюрьмах и психиатрических больницах (60). Сколько человек живут в домах престарелых и специальных интернатах для психохроников по стране неизвестно, но их по Тамбовской области более 3 тысяч человек, в 7 специнтернатах и 3 домах-интернатах. Т.е. в среднем на 430 жителей области, в не зависимости, кто они - младенцы или старики, приходится 1 такой глобально дезинтегрированный член общества и множество сотрудников этих учреждений. Но это итог бытия людей, вероятно, имеет свое основание в иных цифрах статистики: в области 15 сиротских учреждений, и 3 из них открыты за два последних года. В этих приютах, взрослея, страдает более 1200 детей. Не есть ли это одна из первопричин и одновременно и следствие, российского варианта духовности (52).

По данным местного психоневрологического диспансера на учете состоит 20% от населения города, т.е. 60 тысяч больных, не считая пограничных и недифференцируемых состояний. В Тамбове 15% населения живет за чертой бедности, т.е. это 45 тысяч человек (32).

И все это на 148 миллионов россиян и 320 тысячи тамбовчан. Мы не знаем, как изменится в ближайшем будущем численность тамбовчан, а по россиянам сделан прогноз, что к 2010 году помимо естественных цифр смертности, умрет от 5 до 12 миллионов человек. (30). За годы реформ помимо естественных темпов смертности население, умерло 8 миллионов человек, а численность 7 летних детей уменьшилась на 700 тысяч человек.

Что это есть? Если финал, то чего, или это только начало? Мы полагаем, что современное состояние, отраженное в цифрах, является и следствием, и причиной. Тем более, что статистика это инструмент понимания социальной динамики и, в тоже время, это официальные данные официальных органов. Но может ли государство безоговорочно признать, что его деятельность, например, управленческая, имеет такой результат?

Указанные проценты и тысячи множатся на иные тысячи и миллионы: месяц нахождения ребенка в специальной школе обходилось в 1996 году в 5 миллионов рублей, больного в психиатрическом интернате около 700 тысяч рублей, без учета заработной платы персоналу, средств на содержание основных фондов, на энергоносители и так далее (18).

Далее эти астрономические суммы складываются и вычитаются из общего национального дохода. Это сказывается на нашем качестве жизни, образуя замкнутый, порочный круг.

Складывается впечатление, что не только материальные характеристики жизни русского народа не изменились, но и душевное развитие осталось таким же, как его описывал Бердяев: - ”Русский человек деспот и анархист, жесток и чувствителен” (7). Ему по- своему вторит Толстой:

“Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,

Коль пороть, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой! (7)

Национальный инфантилизм, двухцветная детскость восприятия и отношения к окружающему миру явно прослеживаются до настоящего времени, будучи болью Руси: русские и иноземцы, православные и неверные, монархисты и демократы, большевики и меньшевики, красные и белые, коммунисты и капиталисты и многое другое, Что является страданием и ограниченностью, бегством от свободы, счастья комфорта и творчества. Вероятно, что многие народные беды, как-то зловеще обусловлены...

К генезису общезначимых смыслов.

У малоимущих не хватает средств на поддержание семейного очага - и обустройство своего жилища, находятся деньги на создание единственного в стране Дома милосердия. Увеличивается число психологов в службах и телефонах доверия, но многое ли ему и доверишь, и что откроет телефонный голос страдающим? (58). Количество психологов не переходит в качество.

Моисей водил евреев по Синайской пустыне 40 лет, хотя ее можно пройти за несколько дней. Он был мудр и знал, что, приведя рабов на свободную землю, они и останутся рабами. Нужно время на то, чтобы вырасти из раба или младенца в зрелую личность. Ту личность, которая много воспринимает, за многое отвечает и многое может. Но зрелый сам выбирает дорогу, а младенец идет за отцом или фигурой замещения. В случае, как указал А.Адлер, развития чувства неполноценности и человек активно стремится компенсировать его. (37).

Формируется реактивное образование, чувство незнания превращается в желание учить, вытесненное ощущение болезненности мотивирует желание стать здоровым врачом, а бессилие ведет к горе мышц.

Не случайно, по социальной группе учителей наибольшее количество невротических болезней и уступают они, только врачам-психиатрам (6).

Проекция “не я - они” (3) мотивирует их, проблема превращается в свою противоположность, но они часто выполняют специальные, корригирующие функции в социуме: они воспитывают, учат, лечат, обуславливают большинство населения. Но вопрос: на достижение каких целей нас направляют? Зрелости и самосознания? История нашего общества дает ответ на этот вопрос.

Не потому ли и расстреляли, в первую очередь, профессора Ермакова с сотрудниками и объявили технику психотерапии кустарной пачкотней (22). А З.Фрейда - сексуально озабоченным буржуазным психиатром, чуть ли не психически больным. Его подходы, как он и прогнозировал, свели к лозунгу (62, с. 399) посредством, формальной ассоциации и сделали, как и многое иное, мало доступным для изучения и понимания. Самое главное в психоаналитическом подходе, его цель - “укрепить Я, сделать его более независимым от Сверх-Я, расширить поле восприятия и перестроить его организацию так, чтобы оно могло освоить новые части ОНО. Там где было ОНО, должно стать Я” (62, с. 349), а иначе увеличить самосознание и сделать жизнь более счастливой и спокойной, была подвергнута забвению.

Но забывается обычно то, что мучительно больно вынести, признать, то, что не принимается в себе. Свершается процесс вытеснения, и конфликт опускается в бессознательное, чтобы, впоследствии, вернуться снова и снова, стремясь изъять, как считает немецкий ученый, профессор Э. Вульф: “индивидуума из общественных отношений и истории”. (10).

Он развивает концепцию Хайдеггера о конституциировании или не принятии общезначимого смысла. И когда этот смысл не принимается законным, психическая реальность напоминает поле сознания. Таким образом, человек отрицает традиции культуры - “закон отца” Ж. Лакана, и осуществляется желание быть всемогущим и всесильным, т.е. ничего не делать самому. Ибо, как пишет К.Хольцкамп, что “общезначимость значений становится необходимой именно тогда, когда жизнеобеспечение осуществляется уже преимущественно не посредством индивидуальных действий, а кооперативно” (10).

Сознание есть или этот смысл и реалистичное отражение действительности, основанной на рефлексии, или человек владеет своим неадекватным смыслом, и стремится в силу тревоги Я в отсутствии реальной структуры создать свой социум со своей реальностью и субкультурой, ее транслируемостью, нормативностью, эстетикой и т. д.

Как обусловить возврат к общетрадиционным ценностям? В нашем социуме этот вопрос обречен на отрицательный ответ. Но решение этой проблемы, вероятно, одна из главнейших задач и здесь неуместны какие-либо границы и идеологии.

Постфрейдовский социум в силах дать обстоятельный ответ: Р. Гринсон в своей монографии говорит о неадекватности техники ортодоксального психоанализа при терапии манифестирующего психоза (12). Он применил менее депривационную технику, и когда объективные отношения были укреплены, стало возможным провести полноценный психоаналитический курс. Сидней Розен в своей книге “Мой голос останется с Вами” рассказывается о книге сотрудника Э.Берна Жака Ли Шифа “Применение анализа взаимодействий при лечении психозов” (80). И это не единичные работы по технике увеличения самосознания, но родителям нужны дети....Чистота в городе начинает с каждого порога….

Дети начинаются с родителей: но те догоняли, перегоняли, подымали и индустриализировали, реализовывали равенство полов, крепили оборону - в этом ряду нет места семье. Уравняв в правах и структуре времени мужчину и женщину, было депривировано целое поколение. Утеряв ориентиры, они не смогли передать их дальше. В условиях нашей тестово-телефонной психической культуры, Эриксоновское и Блейлеровское положения о том, что отлучение от груди, при подкреплении и отсутствии компенсирующего внимания, ведет к кризису доверия (6,81), воспринимается, как бред, даже врачами и учителями. И, тем не менее, кризис с внешнего недоверия превращает в доверие только себе, и этот кризис не вспомнить и не осознать, ибо он дообъектен. Его только надо знать и предупреждать. Но не делают выводов из того, что большинство детей в неврологии и патологии новорожденных вскормлены из бутылочки. (4, 6, 81). И идет по жизни в благоприятном случаи - аутист, в менее благоприятном - параноик - неудачное отожествление Эдиповой фазы, замкнутого и недоверчивого, сделало проективно враждебным. Затем эти личности группируются, более взаимоидентифицируются, несколько уменьшают тревогу, находят взаимоуместные формы поведения, формируют структуру. Потом находится один из многих, который артикулирует жесткие бессознательные символические конструкции с презрением к массе. Его эмпатические функции нарушены, и только архаическое мышление - интуиция и сила обеспечивают лидеру власть в группе. Реактивное образование силы - страх - расстреливает, репрессирует, загоняет в лагеря, проводятся чистки. Но “страх съедает душу”, как точно сказал немецкий режиссер Фасбиндер - полностью занимает ее, гонит ее в бункер, где за бронированными дверями спазм ужаса рвет сосуд мозга. - Инсульт у одного из наших государственных лидеров (26).

Двери режут автогеном, а соратники деятельности в дикой погоне за тем ощущением безопасности и покоя, которое безвозвратно недосягаемо позади - в дообъектной фазе реальности души.

Так почему же Фрейд? Потому, что только ясное осознание себя, его реализм, не затуманенный эмоциями жалости к себе и собственного превосходства, всемогущества, и не упрямство, а любовь к жизни и своим близким обусловили его выбор уйти из жизни. Степень его самосознания есть далекий идеал нашей реальности. Именно в тяжелый путь постижения себя отправляется и пациент, и аналитик. Каждый анализ это, прежде всего, самоанализ. Вследствие, понимания себя, быть может, мы обретем большую ясность в осмыслении действительности, что сделает нас адаптивней, структированней, продуктивней или просто добрей, дружней и лучше. Именно это и есть далекие цели социального прогресса, и только индивидуальное достижение их позволит всему обществу измениться. А наше общество замерло в кризисе не только экономическом, хотя он видим или выставляем наиболее зримо, нас постиг кризис духовности, мышления, наши эмоции по большей части клишированы и негативны. Только с совершенства индивидуума мы придем к общей гармонии.

Сегодняшняя российская действительность самодостаточна, но не рефлексивна, ее самосознание слабо и, что самое страшное в этой среде растет новое поколение, которое приумножает то, что есть сегодня и положительное, и негативное.



Библиография.


1). Абрумова А.С., Леви В.Н. “Социально-психологическая дезадаптация и суицид в клинической практике и теории”. - Баку: 1975.

2). Аммон Г. “Клинические аспекты интеграции - дезинтеграции личности” Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева”. - М.: 1992, № 3. с.162.

3). Берн Э “Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры”. - Л.: 1992.

4). Берн Э. “Введение в психоанализ и психиатрию для непосвященных”. - СП.: 1994.

5). Берн Э “Трансакционный анализ и психотерапия”. - СП.: 1994.

6). Блейлер Э. “Руководство по психиатрии”. - М.: НПА 1993. с. 158, с. 175.

7). Введение в культурологию. Под. ред. Попова А.П. - М.: 1993.

8). Вебер М. “Основные понятия стратификации”. - М.: 1994.

9). Веблен Г. “Теория праздного класса”. - М.: 1994.

10). Вульф Э. “Перечеркнувшая себя интенционнальность”. - М.: Независимый психиатрический журнал”, 1994, № 2. с.5-13

11). Гваттари Ф., Делез Ж. “Машинное бессознательное” - М.: Архетип 1995, № 1. с 57.

12). Гринсон Р. “Техника и практика психоанализа”. - Воронеж: 1994.

13). Гонтарев Г.А. “Культура личности”. - Тамбов: 1990.

14). Гофруа Ж. “Что такое психология”. - М.: 1992.

15). Дадун Р. “Фрейд”. - М.: 1994.

16). “Доверие”, Тамбов, 1995газета № 78.

17). Дюбуа П. “О психотерапии”. - М.: 1911.

18). Епиколов С.Н. “Толпа агрессивна и переменчива...”. - М.: Архетип 1995, № 1. с. 11.

19). Залкинд А.Б. “Жизнь организма и внушение”. - Москва-Ленинград: 1927.

20). Камю А. “Человек бунтующий”. - М.: 1990.

21). Кандинский В.А. “Нервно-психические контагий и душевные эпидемии” (1881). - М.: Независимый психиатрический журнал, 1994, № 3.

22). Королев В.А. “ Сублиманты у власти”. - М.: Архетип, 1995, № 1. с. 14.

23). Кречмер В. “Психоанализ в противоречиях”. - М.: Независимый психиатрический журнал, 1994, № 4. с.5-12, 55.

24). Кутырев В.А. “К терапии смысла утраты”. - М.: Независимый психиатрический журнал, 1994, № 4. с.26-30.

25). Кьел Р. “Групповая психотерапия”. - М.: 1993.

26). Личко А.Е. “Сталин”. - М.: “Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева”, 1992, № 1, 3.

27). Ломброзо Ч. “Гениальность и помешательство”. - М.: 1881.

28). Ломброзо Ч. “Преступление”. - Санкт-Петербург: 1900.

29). Мур Э.М. “Наше преступное общество”. - М.: 1977.

30. Набоков В. “Что всякий должен знать?”. - М.: “Независимый психиатрический журнал”, 1994, № 4. с.31.

31). “Население СССР “. - М.: Справочник, 1990.

32). “Новая тамбовская газета” 15.07.1995

33). Овчаренко В.И. “Психоаналитический глоссарий”. - Минск: 1994.

34). Ортего-И-Гассет “ Эстетика: Философия культуры М.1991

35). Пачеко К.Б. “Интегральный психоанализ”. - М.: 1994.

36). Психотерапия . - М.: 1910, № 1-6.

37). “Психотерапия”. - М.: 1911, № 1-6.

38). “Психотерапия”. - М.: 1912, № 1-6.

39). “Психотерапия”. - М.: 1915, № 1-6.

40). Райх В. “Массовая психология фашизма”. - М.: 1995, № 1. с.91

41). Ранк О. “О особом выборе” “Психотерапия”. - М.: 1911, № 1-6.

42). “Российская газета” от 3.11.1995.

43). Рождерс К.Р. “Становление человека”. - М.: 1994. с.16, 93, 105, 402-407.

44). Розин В.М. “Границы психоанализа”. - М.: Архетип, 1995, № 1. с. 53.

45). Розен С. “Мой голос будет с Вами...”. - М.: Архетип, 1995, № 1, с.126.

46). Розанов В.В. “Религия. Философия. Культура”. - М.: 1992.

47). Розанов П.Т. “О самоубийстве “. - М.: 1891.

48). Сатр Ж.П. “Фрейд”. - М.: 1993.

49). “Самосознание Европейской культуры” ХХ века”. - М.: 1994.

50). “Собеседник” газета № 45, за 1995.

51). “Социально-стрессовые расстройства” обзор. - М.: “Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева”, 1992, № 2.

52). Справочные материалы городского отдела статистики за 1992-1995 годы.

53). Стоун И. “Страсти ума или жизнь Фрейда”. - М.: 1994.

54). Стафецкая М. “Психоаналитический шок”. - М.: Архетип, 1995, № 1. с. 31.

55). Судаков К.В. “Медико-социальные проблемы психо-эмоционального стресса”. - М.: “Медикал Маркет”, 1995, № 1.

56). Суворов В. “Ледокол”. - Чебоксары, 1993.

57). Суворов В. “День”. - М.: Чебоксары, 1994.

58). “Тамбовский вестник” от 17 августа 1996 ,“Наши дети”; 20.03.1996.

59). Тамбовская область за 50 лет Советской власти. Статистический сборник. - Тамбов: 1967.

60). “Труд”, газета от 7.01.1995; 31.08.1995.

61). Треурнет Н “Что такое психоанализ сегодня”. - М.: “Социальная и клиническая психиатрия”, 1994, № 3. с. 55-71.

62). Фрейд З. “Введение в психоанализ”. - М.: 1991.

63). Фрейд З. “Психология бессознательного”. - М.: 1992.

64). Фрейд З. “Формулировка двух принципов психического процесса”. - М.: Психотерапия, 1912, № 1-6.

65). Фрейд З. “Методика и техника психоанализа”. - М.: 1923.

66). Фрейд З. “О нарцизме”. - М.: 1994.

67). Фрейд З. “Поэт и фантазия”. - М.: Психотерапия, 1911, № 1-6. с.181.

68). Фрейд З. Эйнштейн А. “Почему война?” . - М.: Архетип, 1995, № 1.

69). “З.Фрейд, психоанализ и русская мысль”. - М.: 1994.

70). Фрейд А. “Введение в детский психоанализ”. - М.: 1991.

71). Фрейд А. “Психология “ Я ” и защитные механизмы”. - М.: 1993.

72). Ференци С. “ Интроекция и перенесение”. - Одесса: 1925.

73). Фромм Э. “Анатомия деструктивности”. - М.: 1991.

74). Фромм Э. “Иметь или быть”. - М.: 1991.

75). Фромм Э. “Душа человека”. - М.: 1991.

76). Фромм Э. “Психоанализ и этика”. - М.: 1993.

77). Хандегер М. “Время и бытие”. - М.: 1993.

78). Хейзинга И. “Человек играющий”. - М.: 1992.

79). Шерток Л. “Гипноз”. - М.: 1992.

80). Шиф Ж. “Применение анализа взаимодействия при лечении психозов”. - М.: Архетип, 1995, № 1. с.126.

81). Эриксон Э. “Жизненный цикл: эпигенез идентичности”. - М.: Архетип 1993, № 1. с.105.

82). “Эхо планеты”. - М.: 1993, № 42. с.3.

83). Юнг К.Г. Архетип и символ. - М.: 1992.

85). Ясперс К. “Смысл и назначение истории “. - М.: 1994.



86). Ясперс К. “Философская автобиография”. - М.: НПА, 1994.







База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
ЭКО по ОМС в СПб - Euromed In Vitro

    Главная страница