Составитель



Скачать 388.01 Kb.
страница1/3
Дата27.08.2015
Размер388.01 Kb.
  1   2   3




составитель:

Н.Д.Хилькевич, заведующий кафедрой кожных и венерических болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент



РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра дерматовенерологии Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»;

В.П.Адаскевич, заведующий кафедрой дерматовенерологии Учреждения образования «Витебский ордена Дружбы народов государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой кожных и венерических болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 2 от 10.09.2010 г.);

Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 4 от 22.12.2010 г.);
Секцией по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию

(протокол № 1 от 23.12.2010 г.);


Секцией по специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию

(протокол № 1 от 23.12.2010 г.)



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дерматовенерология – дисциплина, изучающая причины, механизм развития, проявления, методы диагностики, лечения и профилактики заболеваний кожи, а также инфекционной патологии человека, передаваемой половым путем.

Типовая учебная программа разработана в соответствии с нормативными документами:



  • образовательными стандартами по специальностям высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 01 «Лечебное дело» (регистрационный № ОС РБ 1-79 01 01-2008) и 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» (ОС РБ 1-79 01 03-2008), утвержденными и введенными в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2 мая 2008 г. № 40;

  • типовыми учебными планами по специальностям высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 01 «Лечебное дело» (регистрационный № L 79-005/тип.) и 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» (регистрационный № L 79-008/тип.), утвержденными Министерством образования Республики Беларусь 16 апреля 2008 г.

Типовая учебная программа дисциплины «Дерматовенерология» включает новейшие научные данные по заболеваниям кожи и ее придатков, а также инфекционной патологии, передаваемой половым путем.

Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции.

Цель изучения дерматовенерологии состоит в формировании у студентов и приобретении ими научных знаний об этиологии, патогенезе, диагностике, лечении и профилактике наиболее распространенных дерматозов и болезней, передаваемых половым путем.

Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания:



  • методики обследования пациентов с кожными и венерическими заболеваниями;

  • первичных и вторичных морфологических элементов, общей патоморфологии и патофизиологии кожи;

  • клинических проявлений дерматозов инфекционной, паразитарной этиологии, аллергических, профессиональных болезней кожи, наиболее часто встречаемых хронических дерматозов и болезней, передаваемых половым путем;

  • принципов клинической, лабораторной и инструментальной диагностики, используемой при кожных болезнях и инфекциях, передаваемых половым путем;

  • трактовки данных клинико-лабораторных методов исследования;

  • современных принципов общей и местной терапии кожных и венерических болезней;

  • методов профилактики, основ информационно-просветительной работы среди населения и организационно-методических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости венерическими и заразными кожными болезнями;

  • принципов и методов диспансерной работы;

  • влияния экологических и социальных факторов на возникновение и течение кожных и венерических болезней.

Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции при обучении студентов, способствующих формированию клинического мышления при соблюдении норм медицинской этики и деонтологии.

Содержание учебного материала типовой учебной программы отличается от предыдущих программ изменениями, произошедшими в классификации болезней кожи и инфекций, передаваемых половым путем (Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанным со здоровьем (МКБ-10)), в структуре инфекционной, иммунной и иной патологии человека, пополнением учебного материала новыми научными данными, касающимися вопросов этиологии и патогенеза заболеваний, их диагностики, лечения и профилактики.

Специфика подготовки врачей по дерматовенерологии для специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» заключается в том, что практическая дерматовенерология тесно связана с санитарно-эпидемиологической службой, с участием последней проводятся важные организационные мероприятия по снижению уровня заболеваемости заразными кожными болезнями, инфекциями, передаваемыми половым путем и профессиональными заболеваниями кожи. Широкая распространенность кожных болезней, прежде всего инфекционной и паразитарной природы, а также наблюдающийся в последнее время рост заболеваемости аллергическими болезнями кожи, профессиональной патологией кожи, инфекциями, передаваемыми половым путем, указывают на необходимость знания их клиники, методов диагностики, лечения и профилактики не только врачами-специалистами лечебного профиля, но также врачами-гигиенистами и врачами-эпидемиологами.

Преподавание и успешное изучение дисциплины «Дерматовенерология» осуществляется на базе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих дисциплин:



Анатомия человека. Общая морфологическая характеристика кожного покрова.

Нормальная физиология. Функции кожи.

Патологическая анатомия. Причины, механизмы и важнейшие проявления общепатологических процессов. Острое и хроническое воспаление. Опухолевый процесс. Патоморфологические изменения кожи при различных заболеваниях.

Микробиология, вирусология, иммунология. Возбудители инфекционных и паразитарных заболеваний человека, их микробиологическая характеристика. Понятие об иммунитете и аллергии. Общая характеристика реакций клеточного и гуморального иммунитета.

Фармакология. Механизмы действия лекарственных средств, дозировки и способы введения. Систематизация лекарственных средств по их эффекту. Лекарственные формы для наружного применения.

Пропедевтика внутренних болезней. Методика обследования пациента. Вопросы диагностики, лечения и реабилитации.

Типовая учебная программа по дерматовенерологии состоит из двух разделов: «Дерматология» и «Венерология». Раздел дерматологии рассматривает вопросы общей дерматологии (строение, физиология кожи, причины болезней кожи, методы диагностики дерматозов, вопросы общей и местной терапии и т.д.) и частной дерматологии (отдельные заболевания и группы заболеваний). Раздел венерологии изучает вопросы эпидемиологии, этиопатогенеза, клиники, диагностики, лечения и профилактики инфекций, передаваемых половым путем (сифилис, гонококковая инфекция, негонококковые уретриты (НГУ), шанкроид, венерическая лимфогранулема, ВИЧ-инфекция). Для специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» разделы дерматологии и венерологии преподаются в сокращенном варианте.



Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины

Студент должен знать:

- этиологию, классификацию, патогенез, клиническую картину, диагностику и дифференциальную диагностику, методы профилактики и лечения наиболее частых кожных заболеваний и инфекций, передаваемых половым путем;

уметь:

- провести комплексное обследование пациента, поставить диагноз, назначить лечение, определить меры по реабилитации, диспансерным мероприятиям, профилактике заболевания.



Характеристика рекомендуемых методов обучения. При организации обучения используются традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, практические занятия, а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов.

Обучение рекомендуется организовывать с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и практических занятий, показа учебных фильмов), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet.

Практическая подготовка обеспечивается участием студентов в клинических обходах, консультациях, отработке на базе специализированной клиники диагностических методов и клинических навыков, оформлении историй болезней, а также решением ситуационных задач. Контроль подготовки студентов, качества обучения рекомендуется осуществлять путём устного опроса или выполнения письменных контрольных заданий (в том числе тестовых) в процессе практических занятий.

Самостоятельная работа студентов осуществляется во внеаудиторное время. Организация самостоятельной работы студентов рекомендуется в формах:



  • клинического разбора истории болезни с последующим проведением дифференциальной диагностики, обоснованием диагноза, методов лечения;

  • подготовки и оформления учебной истории болезни;

  • решения ситуационных задач на самостоятельное составление плана дополнительных исследований (лабораторных, функциональных и др.), с последующей клинической интерпретацией (объяснением) их результатов;

  • подготовки рефератов по разделам дисциплины;

  • посещения заседаний студенческого научного кружка (СНК) кафедры;

  • проведения учебных научных исследований, написание научно-исследовательских студенческих работ;

  • выступлений с докладами на студенческих научных конференциях.

Распределение бюджета учебного времени по семестрам

Шифр, название

специальности



Семестр

Количество часов учебных занятий

Форма

аттестации



всего

аудиторных

из них

лекций

лабораторных

практических

семинаров

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1-79 01 01 «Лечебное дело»

7

86

48

8

-

40

-

зачет

8

102

54

14

-

40

-

экзамен

Всего часов




188

102

22

-

80







1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело»

8

80

45

10

-

35

-

зачет

9

70

36

16

-

20

-

экзамен

Всего часов




150

81

26

-

55








ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела (темы)



Количество часов аудиторных занятий

для специальности

1-79 01 01

«Лечебное дело»


для специальности

1-79 01 03

«Медико-профилактическое дело»


лекций

практических

лекций

практических

1

2

3

4

5

1. ДЕРМАТОЛОГИЯ

14

55

18

35

1.1. Введение в дерматологию. Исторический очерк дерматологии. Строение и физиология кожи

2

-

2

-

1.2. Патология кожи. Диагностика дерматозов. Первичные и вторичные морфологические элементы. Принципы общей и местной терапии дерматозов. Лекарственные формы для наружного лечения

-

5

-

5

1.3. Гнойничковые заболевания кожи (пиодермии). Особенности гнойничковой патологии грудного возраста. Себорея. Угревая болезнь

2

5

2

5

1.4. Микозы: разноцветный лишай, трихофития, микроспория, фавус. Микозы стоп. Кандидозы кожи и слизистых оболочек. Псевдомикозы

2

5

2

5

1.5. Вирусные заболевания кожи: простой герпес, опоясывающий лишай, бородавки, контагиозный моллюск. Туберкулез кожи. Лепра

-

5

4

5


1.6. Паразитарные заболевания кожи: чесотка, педикулез, кожный лейшманиоз

-

5

-

1.7. Аллергические дерматозы: дерматиты, токсидермии. Синдром Лайелла. Экзема

2

5

2

5

1.8. Нейродерматозы: кожный зуд, крапивница, нейродермиты. Атопический дерматит. Профессиональные дерматозы

-

5

4

5

1.9. Псориаз. Красный плоский лишай. Розовый лишай. Сосудистая патология кожи. Аллергические васкулиты

2

5

-

5*

1.10. Коллагенозы: красная волчанка, склеродермия. Генодерматозы

2

5

-

1.11. Новообразования кожи. Лимфомы кожи. Саркома Капоши

2

5

2

Наименование раздела (темы)



Количество часов аудиторных занятий

для специальности

1-79 01 01

«Лечебное дело»


для специальности

1-79 01 03



«Медико-профилактическое дело»

лекций

практических

лекций

практических

1

2

3

4

5

1.12. Буллезные дерматозы: пузырчатка, пемфигоид, герпетиформный дерматоз Дюринга. Многоформная экссудативная эритема

-

5

-

-

2. ВЕНЕРОЛОГИЯ

8

25

8

20

2.1. Введение в венерологию. Сифилис первичный и вторичный

2

5

2

5

2.2. Сифилис третичный, врожденный, скрытый

2

5

2

5

2.3. Серологическая диагностика сифилиса. Лечение и профилактика сифилиса. Мягкий шанкр. Венерическая лимфогранулема

-

5

-

2.4. Гонококковая инфекция. Гонорея мужчин

-

5

-

5

2.5. Негонококковые уретриты (НГУ) у мужчин: трихомониаз, хламидиоз, микоплазмоз, кандидоз и др.

2

5

2

5

2.6. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД)

2

-

2

-

Всего часов

22

80

26

55

* тема 1.10. по специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» не изучается

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. ДЕРМАТОЛОГИЯ

1.1. Введение в дерматологию. Исторический очерк дерматологии. Строение и физиология кожи

«Дерматовенерология» как самостоятельная специальная дисциплина. Формирование, содержание, задачи, методы, связь с другими специальными дисциплинами: «Внутренние болезни», «Неврология и нейрохирургия», «Инфекционные болезни», «Клиническая иммунология и аллергология», «Эндокринология» и др.

Основные этапы развития дерматологии. Научные школы:


  • белорусская: Прокопчук А.Я., Комов О.П., Королев Ю.Ф., Гокинаева Л.И., Сосновский А.Т., Певзнер Е.С, Богданович И.И., Дыло П.В., Павлов Н.Ф., Лейбман И.Г., Федорова Л.Г., Тимофеева Л.П.и др.;

  • российская: Полотебнов А.Г., Тарновский В.М., Павлов Т.П., Павлов С.Т., Подвысоцкая О.Н., Шапошников О.К., Поспелов А.И., Богров С.А., Мещерский Г.И., Григорьев П.С., Туранов Н.М., Студницин А.А., Желтаков М.М., Машкиллейсон Л.Н., Каламкарян А.А., Стуковенков М.И., Никольский П.В., Скрипкин Ю.К., Кубанова А.А. и др.;

  • английская: Уиллен, Бейтман, Пленк, Гетчинсон и др.;

  • французкая: Биетт, Девержи, Жибер, Казенав, Базен, Арди, Бенье, Брок, Дегос, Дюперра, Аллопо, Гранцианский и др.;

  • немецкая: Гебра, Капоши, Нейман, Аушпиц, Кебнер, Унна, Ядассон и др.;

  • итальянская: Меркуриалис, Мальпиги, Морганьи, Пазини, Пьерини, Майокки и др.;

  • норвежская: Даниэльссен, Бек, Шауман, Ханссен, Фипссен;

  • США: Дюринг, Фордайс, Гайд, Гилкрист, Шамберг, Мейдж, Саттон, Фарбер и др.

Строение и физиология кожи. Эпидермис. Дерма. Гиподерма. Коллагеновые, ретикулярные эластические волокна, цвет кожи, межуточное вещество. Подкожная жировая клетчатка. Мышцы. Клеточный состав. Кровеносные и лимфатические сосуды. Нервно-рецепторный аппарат. Волосы, волосяной фолликул. Потовые железы. Сальные железы. Активная реакция кожи (рН). Ногти.

Строение слизистой оболочки рта и губ.

Возрастные особенности структуры кожи. Регуляция меланогенеза и эпидермопоэза, функции потовых и сальных желез.

Связь кожи и слизистой оболочки рта с другими органами и системами. Участие кожи в водном, минеральном, белковом, углеводном, витаминном, ферментном и жировом обменах.

Основные функции кожи - защитная, иммунологическая, терморегуляционная, секреторная, рецепторная, обменная, резорбтивная, дыхательная и др. Кожа - орган чувств. Возрастные особенности функции кожи и обмена веществ в ней.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница