Моу вознесеновская сош педагогический совет



страница1/3
Дата24.06.2015
Размер0.68 Mb.
  1   2   3

МОУ Вознесеновская СОШ



Педагогический совет

«СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗД0РОВЬЯ


ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

МАРТ 2009 ГОД.
Тема: СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗД0РОВЬЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Цель педсовета: разработать комплексные меры, направленные на сохранение здоровья учащихся, обеспечение психологического комфорта для всех участников образовательного процесса

Форма приведения: традиционная.

План проведения педсовета:
1. Содержание и управление процессом сохранения и разви­тия здоровья обучающихся (сообщение директора)

2. Центр «Здоровье» — важное условие реабилитации обу­чающихся с отклонениями в соматическом развитии (сообщение зам.директора по ВР)

3. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся — необ­ходимый фактор успешности в обучении (сообщение учителя физической культуры)

4. Рациональная организация труда и отдыха обучающихся и педагогов (сообщение директора)

5.Психолого-педагогические условия сохранения психиче­ского здоровья обучающихся ( сообщение зам.директора по УВР)

6. Социальное здоровье детей как важное условие становления личности (сообщение инспектора по охране прав детства)

7. ИТОГИ работы ОУ за I полугодие по охране жизни и здоро­вья обучающихся в образовательном процессе (сообщение зам.директора по УВР).

8. 0 состоянии обучения вопросам ГО в ОУ и создание ус­ловий по предотвращению чрезвычайных ситуаций (сообщение преподавателя ОБЖ).

9. Выработка и принятие решения педагогического совета.

I. Вопросы для обсуждении на педагогическом совете:


1. Содержание и управление процессом сохранения и разви­тия здоровья обучающихся.

2. Центр «Здоровье» — важное условие реабилитации обу­чающихся с отклонениями в соматическом развитии

3. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся — необ­ходимый фактор успешности в обучении.

4. Рациональная организация труда и отдыха обучающихся и педагогов.

5.Психолого-педагогические условия сохранения психиче­ского здоровья обучающихся.

6. Социальное здоровье детей как важное условие становления личности.

7. ИТОГИ работы ОУ за I полугодие по охране жизни и здоро­вья обучающихся в образовательном процессе

8. 0 состоянии обучения вопросам ГО в ОУ и создание ус­ловий по предотвращению чрезвычайных ситуаций (сообщение преподавателя ОБЖ).



II. Содержание педсовета.
1. Содержание и управление процессом сохранения и развития здоровья обучающихся (сообщение директора).

Современная эпоха — эпоха реформирования

образования, школы, личности педагога и ребенка, отношений к жизни и дея­тельности, друг к другу, к своему здоровью, формирование но­вых педагогических идей, нового типа мышления, нового взгля­да на самого себя.

Современное образование с каждым годом выходит на более высокий технологический уровень. Наряду с поиском новых пе­дагогических технологий, что связано прежде всего с идеями целостности, гуманизации, личностно ориентированного подхода, современная школа должна помочь ребенку реализовать образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения и при этом сохранить и укрепить здоровье учащихся.

Все чаще отмечается тот факт, что современная школа ухудшает здоровье учащихся. Специалисты считают, что этому способствует сложившаяся здоровьезатратная система образо­вания, то есть освоение знаний в условиях массовой современной школы дается учащимся слишком дорогой ценой - ценой сво­его здоровья.

Поэтому целью образовательного процесса является не только новое качество обучения, но и сохранение здоровья учащихся, обеспечение психологического комфорта для всех участников образовательного процесса. Одна из главных задач - нахождение таких способов организации образовательного про­цесса, которые соответствовали бы возрастным этапам психофизиологического, социального и нравственного развития учащихся, а также способствовали устранению перегрузок детей.

Основополагающее значение это имеет еще и потому, что в нашем образовательном учреждении обучаются дети самых раз­ных способностей и возможностей, включая и состояние их здоровья.

Для эффективности организации образовательного процесса, охраны и укрепления здоровья учащихся, устранения имеющихся перегрузок в школе предусматриваются и осуществляются;

- медико -психологический мониторинг;

- наблюдение за функциональным состоянием детей, состоянием их здоровья,

- изучение Школьной инфраструктуры;

- организации учебного процесса, учебной и внеучебной нагрузки;

- работа по физической культуре и оздоровлению;

- мероприятия по охране и укреплению здоровья (использо­вание здоровьес6ерегающих технологий в образовании);

- создание условий для организации и проведения занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ).

Эти мероприятия проводится с помощью администрации, учителей, врачей (медицин­ской сестры) и родителей учащихся. Включение родителей в эту деятельность, с одной стороны, повышает их информирован­ность и заинтересованность, а с другой, помогает получить объ­ективные данные об организации внешкольных занятий и со­стоянии здоровья школьников.

Состояние здоровья школьников сегодня внушает вполне обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по ох­ране и укреплению здоровья в процессе обучения. Так, напри­мер, по данным статистики Комитета по здравоохранению на­шего района, ежегодно до 10 % учащихся нуждаются в коррекции здоровья в специальных медицинских группах. Каждый четвертый ребенок рождается с отклонениями в здоровье. По­этому нам необходимо накопить определенный опыт в изучении данного вопроса и выработать системный подход к сохранению и укреп­лению здоровья обучающихся.

Совместно с медицинской службой ( недостатком будет отсутствие социально-психологической службы), при поддержке педагогов и родителей для получе­ния достоверной информации о состоянии здоровья школьников проводить мониторинговые исследования по следующим направлениям:

- мониторинг текущей и хронической заболеваемости;

- мониторинг школьной среды,

- мониторинг факторов внешней среды, способной оказывать воздействие на психическое и социальное здоровье,


  • мониторинг организации и форм физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы.

Рассмотрим каждое из этих направлений.

1) Мониторинг текущей и хронической забо­леваемости.

Анализ состояния здоровья детей, пришедших в первые классы, показывает, что уже до прихода в образовательное уч­реждение они имеют массу врожденных и приобретенных забо­леваний. Среди них лидируют лор – заболевания, нарушения осанки и опорно – двигательного аппарата, аллергические, кожные заболевания, заболевания желудочно-кишечного тракта, нарушения зрении, слуха. 39 % учащихся страдают от кариеса.

Среди заболеваний учащихся 5 классов также наиболее час­то встречающиеся - нарушения в системе опорно-двигательного аппарата и заболевания дыхательной системы; далее - лор  заболевания и заболевания желудочно-кишечного тракта. Значительно количество детей с заболеваниями органов зрения и кариесом.

Обратите внимание, что 5 лет назад эти дети, придя в ОУ, имели меньше заболеваний, чем сегодняшние первоклассники.

Сведения о состоянии здоровья учащихся 1 класса:

- Врождённые пороки - .

-Заболевания сердечно-сосудистой системы - .

- Заболевания органов дыхания - 1.

-Заболевания ЖКТ -

-Заболевания внутренних органов -

-Заболевания эндокринной системы -

- Заболевания нервной системы -

- Аллергические и кожные заболевания -

- Нарушение осанки, опорно-двигательного аппарата -

-Лор - заболевания - 1

- Нарушения зрения, слуха - 1

Кариес - 20

- Травмы за последний год (переломы, ожоги) -

- перенесённые оперативные вмешательства - 1

Сведения о состоянии здоровья учащихся 5 класса:

- Врождённые пороки -

- Заболевания сердечно-сосудистой системы -

-Заболевания органов дыхания - 1.

- Заболевания ЖКТ - 1

-Заболевания внутренних органов - .

- Заболевания эндокринной системы - 1.

- Заболевания нервной системы - 1.

- Аллергические и кожные заболевания -.1

-Нарушение осанки, опорно-двигательного аппарата - 1.

- Лор- заболевания -.

-Нарушения зрения, слуха - .

- Кариес - 6.

- Травмы за последний год (переломы, ожоги) -

- Перенесенные оперативные вмешательства -- .

К сожалению, то, что состояние здоровья обучающихся среднего звена не улучшается, подтверждает единичный медосмотр среди обучающихся 5, 7 классов, он показал следующие:



  • осмотрено - 15 человек;

  • имеют отклонения в здоровье - 5 ;

  • совершенно здоровы -7 ;

  • имели сочетанные заболевания - 4.

Сведения о состоянии здоровья учащихся 10 класса:

  • Врождённые пороки - 0.

- Заболевания сердечно-сосудистой системы -0 .

- заболевания органов дыхания - 0.

- Заболевания ЖКТ - 0.


  • Заболевания внутренних органов - 1.

-Заболевания эндокринной системы - 1.

-Заболевания нервной системы - 0.

- Аллергические и кожные заболевания - 1.

- Нарушение осанки, опорно-двигательного аппарата - 4.

-Лор - заболевания - 0.

-Нарушения зрения, слуха - 2.

- Кариес -10.

- Травмы за последний год (переломы, ожоги) -2.

-Перенесённые оперативные вмешательства - 0.

По результатам п л а н о в ы х м е д о с м о т р о в, диспансе­ризации обучающихся:

1-е место - занимает кариес;

2-е место - занимают заболевания опорно-двигательного аппарата;


3-е место - нарушения органов зрения, слуха. Отмечены случаи педикулеза и один случай заболевания гепатитом. В то же время в сравнении с прошлым годом не отмечен рост соматических заболеваний, также заметно снижение инфекционных заболеваний.

2)Мониторинг школьной среды.

Школьная среда помогает организовать профилактическую работу и медицинское обслуживание обучающихся.

Обеспечивает возможность рациональной организации учебного процесса здоровьесберегающую деятельность школы:



  • одно здание : начальная школа в отдельном блоке, школа II и III ступени тоже отдельно; школьная столовая ;

-обеспеченность профосмотров (Договор с Лискинской ЦРБ);

- организация контроля за состоянием здоровья школьников;



  • спортивно-оздоровительная работа;

-обеспеченность кадрами: 1 учитель физической культуры и 2 тренера (договоры со спортивной детской Давыдовской школой) ;

- спортивно-оздоровительная работа с детьми – корригирующая гимнастика;



  • просветительская работа, направленная на сохранение и

укрепление здоровья.

Материально-техническая база
оздоровления школьников




  1. Спортивная площадка;

  2. Столовая;

  3. Спортивный зал

Отсутствует кабинет психолого – социальной службы, танцевальные кружки и т.п.

Результаты анализа инфраструктуры ОУ позволяют сделать следующие выводы:

- для реализации здоровьесберегающих технологий имеется:



  • спортивная площадка, спортивный зал, где не только проходят уроки физической культуры, но и успешно работают 3 бесплатных спортивных секций, в которых занимается человека, группы корригирующей физкультуры, проводятся спор­тивные соревнования;




  • 1 столовая на 66 посадочных мест, где организовано

Одно - и двухразовое питание ( необходимо двух и трех разовое);

Анализ учебного процесса и режима учебной нагрузки. Немаловажную роль в сохранении и укреплении здоровья играет правильная организация учебного процесса, рациональное распределение учебной нагрузки, соблюдение режима, правильное составление расписания в соответствии с санитарными правилами и нормативами, учет индивидуальных особенностей детей.

Доказано, что из комплекса факторов риска: природной сре­ды, образа жизни семьи и микросреды образовательного учреж­дения наиболее управляемым «звеном» является организация здоровьесберегающего педагогического процесса. Следователь­но, потребность в гигиенической регламентации учебной деятельности о6учающихся приобретает еще большую актуальность.

Рациональное распределение учебной нагрузки в течение

учебного дня и учебной недели - важный фактор профилактики утомляемости и повышения работоспособности учащихся. Расписание занятий определяет эффективность работы образова­тельного учреждения. Однако перед зам.директора по УВР стоит весьма сложная задача; не только расписать уроки, но и учесть сани­тарно-гигиенические требования.

Шкала трудности учебных предметов




Учебные предметы

Классы

1-4

5

6

7

8

9

10-11

Количество баллон (ранг трудности)


Т

2

3

4

5

6

7

8

Математика

11

10

13

-










Иностранный язык

10

9

11

10

8

9

8

История

8

5

8

б

8

10

5

Обществознание

-

-

_

__

_

_

5

Русский язык

7

8

12

11

7

6

9

Литература

7

4

6

4

4

7

8

Природоведение

6

-

-

_

_







География

-

7

7

6

6

5

3

Физкультура

5

3

4

2

2

2

1

























Технология

4

4

3

2

1

4

 

ИЗО

2

3

3

1

3

-

 

Музыка

1

2

1

1

1

-

 

Химия

-

-

-

13

10

12

11

Геометрия

-

-

-

12

10

8

11

Физика

-

-

-

8

9

13

12

Алгебра

-

-

-

10

9

7

10

Экономика

-

-

-

-

-

-

б

Черчение

-

-

-

-

5

4

 

МХК-




-

-

-

-

5

5

Биология

-

-

8

7

7

7

7

ОБЖ

-

-

-

-

3

3

2

информатика

3

-

-

4

7

7

6

























Сегодня, составляя расписание, мы стараемся учитывать степень трудности учебного предмета на основе данной шкалы, где физика, химия занимают первые два места по количеству баллов в 9-10 классах.

Наибольшая нагрузка должна в старших классах приходиться на вторник или среду, а в школах I и II ступени - на вторник и четверг при облегченной среде. Сдвоенные уроки совершенно недопустимы в начальных классах, в старших и средних классах возможны. Но в то же время не следует исключать такой важ­ный фактор, как педагогическое мастерство учителя, степень мотивации учащихся, которые способны как снизить утоми­тельное воздействие учебных занятий, так и увеличить его.

Сегодня много говорят о здоровье сберегающем потенциале школьных каникул (то есть равномерное чередование учебы и отдыха). Мы работаем по план – графику составленному по четвертям, но этому есть альтернатива, например учебный план-график по семестрам, модулям (важное управленческое решение). И перейдя на такую организация обучения, из опыта работы многих школ, будет способствовать сохранению устойчивости психо - эмоционального статуса, снижению острой заболеваемости и повышению успеваемости детей.

Администрацией организуется строгий контроль за объемом учебной нагрузки, количеством уроков в день, продолжительно­стью выполнения домашних заданий. Во время учебно  воспитательного процесса в начальной школе ведется постоянная борьба с гиподинамией и переутомлением, в системе проводятся занятия активно-двигательного характера. Но, к сожалению, во II и III звене работа в этом направлении значительно снижается или не ведется совсем, что и приводит к росту забо­леваний.

3) Мониторинг факторов внешней среды, спо­собной оказывать воздействие на психическое и социальное здоровье детей.

Не только учебная деятельность, но и факторы внешней сре­ды оказывают 6ольшое воздействие на психическое и социаль­ное здоровье школьников. Поэтому отслеживается динамика школьной мотивации учащихся 1-11 классов. Отмечено, что высокий уровень мотивации преобладает в начале учебного года во всех параллелях, а затем он изменяется:

- в начальных классах возрастает в течение всего учебного года;

- а в 5-9 классах снижается до среднего уровня к середине учеб­ного года и остается на этом уровне до конца учебного года;

- в старшей школе уровень мотивации снижается к середине и вновь возрастает к концу учебного года.

Динамика школьной мотивации учащихся 1 классов в течение года







Начало года

Середина года

Конец года

Высокий уровень

51

59

61

Средний уровень



41

36

36

низкий уровень

8

5

3

Динамика школьной мотивации учащихся 5 классов в течение года




Начало года

Середина года

Конец года

Высокий уровень

54

45

43

Средний уровень

32

51

51

Низкий уровень

14

4

6

Динамика школьной мотивации учащихся 10 классов в течение года






Начало года

Середина года

Конец года

Высокий уровень

54

42

64

Средний уровень

40

50

35

Низкий уровень

б

8

1

Также проводится мониторинг уровня на напряженности учащихся.



динамика уровня напряженности учащихся 1 классов в течение года




Начало года

Конец года

Низкий уровень

73

60

Средний уровень

25

34

Высокий уровень

2

б

динамика уровня напряженности учащихся 5 классов в течение года




Начало года

Конец года

Низкий уровень

57

44

Средний уровень

39

48

Высокий уровень

4

8

динамика уровня напряженности учащихся 10 классов в течение года




Начало года

Конец года

Низкий уровень

68

40

Средний уровень

22

27

Высокий уровень

10

33

Отмечено, что к концу учебного года уровень напряженно­сти возрастает во всех параллелях. Это часто приводит учащих­ся к ощущению дискомфорта, неврозам и возникновению психосоматических заболеваний. Отслеживается и анализируется количество пропущенных уроков, что позволяет получить важную информацию о социально-психологическом здоровье класса.

Так, например, за I полугодие текущего учебного года пропущено:


  • обучающимися 9 классов - 390 уроков;

  • обучающимися 10 классов - 285 уроков.

О6еспокоенность количеством беспричинных пропусков уроков учащимися побудила нас не только к анализу, но и поис­ку причин. В результате обсуждения сделан вывод, что пропус­ки без уважительных причин спровоцированы многими факто­рами, но в любом случае - это самозащита организма.

Подсознание, защищая ребенка от перегрузок, дискомфорта, неврозов и психосоматических заболеваний, управляет его по­ведением, в частности, выталкивая ученика за порог. Следова­тельно, показатель, отражающий разницу между количеством пропусков по болезни и «беспричинными» пропусками, харак­теризует степень ощущения психологического комфорта ребен­ка в классе и школе. Отсутствие ребенка на уроке может привес­ти к наркомании, употреблению алкогольных напитков, росту преступности и т. д.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница