Путеводитель по налогам практическое пособие по ндфл



Скачать 15,41 Mb.
страница 1/74
Дата 26.06.2015
Размер 15,41 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   74
Документ предоставлен КонсультантПлюс

Изменения за последний месяц

КонсультантПлюс, 23.01.2015
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО НАЛОГАМ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО НДФЛ
ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА

(В ТОМ ЧИСЛЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ)

КАК ПЛАТЕЛЬЩИКИ НДФЛ
Само название налога указывает нам на круг его плательщиков. Это - физические лица.

В ст. 11 НК РФ разъяснено, что под физическими лицами следует понимать (абз. 3 п. 2 ст. 11 НК РФ):

- граждан РФ;

- иностранных граждан;

- лиц без гражданства.

При этом несовершеннолетние дети также являются плательщиками НДФЛ, однако от их имени в налоговых правоотношениях выступают их законные представители, в частности родители (см., например, Письма Минфина России от 03.05.2012 N 03-04-05/3-586, от 10.07.2008 N 03-04-05-01/230, ФНС России от 23.04.2009 N 3-5-04/495@, УФНС России по г. Москве от 15.01.2010 N 20-14/4/002290@).

Не стоит также забывать, что к физическим лицам относятся и индивидуальные предприниматели (абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ).

Любое ли из этих лиц автоматически становится плательщиком НДФЛ? Безусловно, нет.

Плательщиками НДФЛ признаются две категории физических лиц (п. 1 ст. 207 НК РФ):

- физические лица - налоговые резиденты РФ;

- физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы в РФ.

Далее мы подробно рассмотрим, кто является налоговым резидентом РФ, а кто к ним не относится, а также какие документы подтверждают налоговый статус физического лица.

Быстро перейти к нужному разделу вы можете по следующим ссылкам:

разд. 1.1. Резиденты и нерезиденты РФ как налогоплательщики. Порядок определения налогового статуса (резидентства) российских и иностранных граждан, лиц без гражданства >>>

разд. 1.2. Документальное подтверждение статуса резидента или нерезидента (времени пребывания на территории РФ) >>>
1.1. РЕЗИДЕНТЫ И НЕРЕЗИДЕНТЫ РФ КАК НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ.

ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО СТАТУСА (РЕЗИДЕНТСТВА)

РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
О том, кто такие налоговые резиденты, говорится в п. 2 ст. 207 НК РФ. Это физические лица, которые фактически находятся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Следовательно, лица, которые находятся на территории РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не являются налоговыми резидентами РФ. Это могут быть, например, иностранные туристы, приезжающие в Россию на отдых и экскурсии, студенты, приезжающие на учебу, лица, приезжающие на работу в РФ, и др.


Примечание

По мнению Минфина России, нахождение физического лица в пределах континентального шельфа РФ расценивается как пребывание его за пределами Российской Федерации (Письмо от 24.12.2012 N 03-04-06/6-364).
Заметим, что лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, признаются плательщиками НДФЛ только в отношении доходов, полученных от источников в РФ (п. 1 ст. 207, ст. 209 НК РФ). С доходов, полученных от источников за пределами Российской Федерации, НДФЛ не уплачивается (Письма Минфина России от 15.03.2012 N 03-04-06/6-63, от 08.12.2011 N 03-04-06/6-341, от 08.12.2010 N 03-04-06/6-292).
Например, иностранный ученый приехал в Россию с целью прочитать курс лекций в одном из московских вузов. Доходы от чтения лекций получены ученым от источников в РФ (пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ). Следовательно, с указанных доходов должен быть исчислен и уплачен НДФЛ в бюджет РФ.
Примечание

Подробнее о том, что считается доходом от источника в РФ, вы можете узнать в разд. 2.3 "Доходы физических лиц, которые учитываются при налогообложении. Облагаемые доходы от источников в РФ и за ее пределами".
Наличие (отсутствие) у физического лица гражданства РФ <1> не имеет значения при определении его статуса в качестве налогового резидента РФ. Иными словами, налоговыми резидентами РФ могут быть признаны и иностранный гражданин, и лицо без гражданства. В свою очередь, российский гражданин может не являться налоговым резидентом РФ (Письма Минфина России от 15.11.2012 N 03-04-05/6-1305, от 19.03.2012 N 03-04-06/6-65, от 19.07.2010 N 03-04-05/6-401, от 17.06.2010 N 03-04-05/6-331, от 14.08.2009 N 03-08-05, ФНС России от 23.09.2008 N 3-5-03/529@, УФНС России по г. Москве от 29.02.2008 N 28-10/019821).

--------------------------------

<1> Вопросы приобретения и прекращения гражданства РФ регулируются Федеральным законом от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
Аналогичным образом при определении статуса налогового резидента РФ не имеют значения такие факты, как место рождения и место жительства физического лица.

Важно учитывать, что независимо от времени фактического нахождения в России налоговыми резидентами РФ признаются:

- российские военнослужащие, проходящие службу за границей;

- сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации (п. 3 ст. 207 НК РФ).

Таким образом, на указанную категорию физических лиц временные ограничения, установленные ст. 207 НК РФ, не распространяются.

Налоговый статус иных лиц, например направляемых для работы за пределы РФ в составе дипломатических представительств, консульских учреждений и торговых представительств РФ, определяется в общем порядке (Письмо Минфина России от 26.08.2009 N 03-04-05-01/662). Это также касается и членов семей сотрудников органов государственной власти, командированных за рубеж (Письмо Минфина России от 23.12.2009 N 03-04-05-01/1019).


Обратите внимание!

Мы привели порядок определения статуса налогового резидента РФ, исходя из положений Налогового кодекса РФ. Между тем в силу ст. 7 НК РФ если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, то применяются правила и нормы международных договоров. Это означает, что международное соглашение может в том числе устанавливать иной порядок определения резидентства. В качестве примера в Письме ФНС России от 01.10.2012 N ОА-3-13/3527@ приведены:

- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" от 05.12.1998 (ст. 4);

- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины "Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов" от 08.02.1995 (ст. 4).
1.1.1. КАК ПОСЧИТАТЬ ПЕРИОД В 12 МЕСЯЦЕВ

ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СТАТУСА ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА

(РЕЗИДЕНТСТВА)
При определении 12-месячного периода, в рамках которого устанавливается резидентство, у налогоплательщиков могут возникать следующие вопросы:

1. Должны ли эти 12 месяцев приходиться на один календарный год?

2. Должны ли эти 12 месяцев быть календарными месяцами?

3. На какую дату следует определять период в 12 месяцев?

Относительно первого вопроса отметим, что при определении 12-месячного периода неважно, приходятся ли эти 12 месяцев на один календарный год или нет. Главное, чтобы они шли последовательно друг за другом (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Таким образом, указанный период может относиться не только к 12-месячному периоду текущего календарного года, но и к любому непрерывному 12-месячному периоду, в том числе начавшемуся в одном календарном году и продолжающемуся в другом.

Так разъясняют и контролирующие органы (Письма Минфина России от 26.04.2012 N 03-04-06/6-123, от 05.04.2012 N 03-04-05/6-444, от 14.07.2011 N 03-04-06/6-170, от 14.07.2011 N 03-04-06/6-169, от 25.05.2011 N 03-04-06/6-122, УФНС России по г. Москве от 02.10.2009 N 20-15/3/103021@, от 28.04.2009 N 20-15/3/041871@).
Например, для того чтобы 1 ноября текущего года определить, является ли физическое лицо налоговым резидентом РФ, нужно рассмотреть период с 31 октября предыдущего года по 31 октября текущего года включительно.
Что касается второго вопроса, то ответ на него, так же как и на первый вопрос, будет отрицательным. Ведь п. 2 ст. 207 НК РФ не содержит требования о том, чтобы 12 следующих подряд месяцев соответствовали календарным месяцам.

Следовательно, не обязательно, чтобы период в 12 месяцев начинал течь, например, с 1 июля 2013 г. и заканчивался 30 июня 2014 г. (п. п. 2, 5 ст. 6.1 НК РФ).

Минфин России в своих разъяснениях также указывает, что 12 месяцев не обязательно должны быть календарными (Письма от 26.03.2010 N 03-04-06/51, от 29.10.2009 N 03-04-05-01/779, от 17.07.2009 N 03-04-06-01/176, от 25.07.2008 N 03-04-06-01/232, от 10.06.2008 N 03-04-06-01/162, от 05.05.2008 N 03-04-06-01/115). Аналогичные разъяснения содержатся в Письмах ФНС России от 25.06.2009 N 3-5-04/881@, УФНС России по г. Москве от 24.07.2009 N 20-15/3/076408@.

Таким образом, полагаем, что при определении налогового статуса физического лица учитывается любой непрерывный 12-месячный период.

Однако отметим, что московские налоговики в ряде Писем привели противоположную точку зрения, согласно которой необходимо учитывать календарные месяцы (Письма УФНС России по г. Москве от 02.10.2009 N 20-15/3/103021@, от 28.04.2009 N 20-15/3/041871@, от 30.01.2009 N 18-15/3/007427@, от 29.12.2008 N 19-12/121898, от 24.06.2008 N 28-10/059251, от 02.04.2008 N 28-11/031542). Примечательно, что Минфин России в одном из писем высказал аналогичную позицию (Письмо от 29.03.2007 N 03-04-06-01/94).
Например, организация "Альфа" выплатит работникам квартальную премию 20 октября 2014 г. Специфика деятельности организации связана с постоянными заграничными командировками работников. При этом не каждый из работников фактически находится на территории РФ 183 и более календарных дней в течение 12 последовательных месяцев. Это значит, что доходы в виде премии, выплаченной работникам - налоговым резидентам, нужно облагать НДФЛ по ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ), а работникам, не являющимся налоговыми резидентами, - по ставке 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).

В свою очередь, организация "Альфа" является налоговым агентом и обязана при каждой выплате работникам дохода исчислить и удержать с суммы выплат НДФЛ (п. п. 1, 4 ст. 226 НК РФ). Для этого нужно определять налоговый статус каждого работника на дату выплаты ему дохода в виде премии.

Таким образом, 20 октября 2014 г. организация должна определить количество календарных дней, которые каждый из работников провел в РФ за 12 месяцев, предшествующих этой дате. Начало указанного 12-месячного периода приходится на 20 октября 2013 г., а окончание - на 19 октября 2014 г. (п. п. 2, 5 ст. 6.1 НК РФ).
Примечание

Подробнее о том, кто такие налоговые агенты и в каком порядке они исполняют свои обязанности, вы узнаете в гл. 9 "Порядок исчисления и уплаты НДФЛ налоговыми агентами". О ставках НДФЛ вы узнаете в гл. 7 "Налоговые ставки".
Как видно из примера, установление резидентства физического лица необходимо для правильного исчисления и уплаты в бюджет НДФЛ.

Поэтому, на наш взгляд, при определении даты, которой должны предшествовать 12 последовательных месяцев, нужно исходить из порядка уплаты суммы НДФЛ в бюджет, а именно:

1) если налог с дохода физического лица удерживает и уплачивает в бюджет налоговый агент в срок до истечения налогового периода, то датой, от которой нужно вести обратный отсчет 12-месячного периода, будет являться дата выплаты дохода. Дополнительно см. Письма Минфина России от 14.07.2011 N 03-04-06/6-170, от 14.07.2011 N 03-04-06/6-169, от 19.05.2011 N 03-04-06/6-117, ФНС России от 30.08.2012 N ОА-3-13/3157@, УФНС России по г. Москве от 24.07.2009 N 20-15/3/076408@. При этом в конце года определяется итоговый налоговый статус налогоплательщика (Письма Минфина России от 19.03.2013 N 03-04-06/8402, УФНС России по г. Москве от 29.07.2009 N 20-15/3/078295@);

2) если налог со своего дохода физическое лицо уплачивает самостоятельно в срок по истечении налогового периода, то и налоговый статус рассчитывается по состоянию на конец налогового периода. То есть дни нахождения налогоплательщика на территории РФ до начала налогового периода и после его окончания не учитываются (Письма Минфина России от 25.04.2011 N 03-04-05/6-293, ФНС России от 30.08.2012 N ОА-3-13/3157@).


Примечание

Подробнее о налоговом периоде по НДФЛ вы можете узнать в гл. 6 "Налоговый период". О том, что считать датой получения дохода, вы можете узнать в гл. 5 "Определение даты фактического получения дохода в виде зарплаты, премии, материальной выгоды при займе (кредите) и др.".
1.1.2. КАК ПОСЧИТАТЬ ПЕРИОД В 183 КАЛЕНДАРНЫХ ДНЯ

ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СТАТУСА ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА

(РЕЗИДЕНТСТВА)
Указанный период определяется путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в России, и дней выезда за границу на краткосрочное лечение и обучение в течение идущих подряд 12 месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ, Письмо Минфина России от 22.05.2012 N 03-04-05/6-654).

При определении периода в 183 календарных дня, необходимые для установления резидентства, у налогоплательщиков могут возникать следующие вопросы:

1. Должны ли эти дни, так же как и 12 месяцев, быть последовательными и идти подряд?

2. Считаются ли дни приезда в РФ и отъезда из РФ днями фактического пребывания в РФ?



Условия о том, что указанные 183 календарных дня должны идти подряд, ст. 207 НК РФ не содержит. Поэтому дни, необходимые для определения резидентства, не обязательно должны быть последовательными, они могут и прерываться, например, на время отпусков и командировок (Письма Минфина России от 06.04.2011 N 03-04-05/6-228, от 01.04.2009 N 03-04-06-01/72, ФНС России от 30.08.2012 N ОА-3-13/3157@, УФНС России по г. Москве от 24.07.2009 N 20-15/3/076408@).
Например, в период с 21 октября 2013 г. по 20 октября 2014 г. работник организации "Альфа" И.И. Иванов находился на территории РФ более 183 календарных дней. Эти календарные дни приходятся на следующие периоды.



Периоды пребывания на территории РФ

Периоды пребывания за рубежом (отпуск и командировки)

21 октября - 30 декабря 2013 г.

31 декабря 2013 г. - 14 января 2014 г.

15 января - 4 марта 2014 г.

5 марта - 24 марта 2014 г.

25 марта - 30 апреля 2014 г.

1 мая - 9 мая 2014 г.

10 мая - 30 июня 2014 г.

1 июля - 22 июля 2014 г.

23 июля - 20 октября 2014 г.

Итого количество календарных дней, проведенных на территории РФ, - 299

Итого количество календарных дней, проведенных за рубежом, - 66



Таким образом, в течение 12 последовательных месяцев с 21 октября 2013 г. по 20 октября 2014 г. И.И. Иванов находился на территории РФ более 183 дней. Следовательно, по состоянию на 21 октября 2014 г. (предположим, что это день выплаты дохода) он признается налоговым резидентом РФ.
Между тем этот период не прерывается на периоды выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения (п. 2 ст. 207 НК РФ). Причем Налоговый кодекс РФ не содержит ограничений по возрасту, видам учебных заведений, учебных дисциплин, лечебных учреждений, заболеваний, а также по перечню зарубежных стран (Письмо ФНС России от 23.09.2008 N 3-5-03/529@). Главное, чтобы обучение или лечение было краткосрочным, т.е. длилось менее шести месяцев. Если обучение или лечение превышает указанный срок, то такое время пребывания за пределами РФ не учитывается при определении дней нахождения на территории РФ (Письма Минфина России от 08.10.2012 N 03-04-05/6-1155, от 07.11.2008 N 03-04-05-01/411).

Таким образом, несмотря на то что физическое лицо в течение, например, 150 календарных дней находилось на лечении или обучении за рубежом, т.е. фактически отсутствовало в РФ, указанное время считается временем его нахождения на территории РФ.



При этом, по мнению Минфина России, нахождение за границей в целях лечения (обучения) можно подтвердить следующими документами: договорами с медицинскими (образовательными) учреждениями или выданными ими справками о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием времени такого лечения (обучения), а также копиями паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы (Письмо Минфина России от 26.06.2008 N 03-04-06-01/182).
Вернемся к условиям предыдущего примера и предположим, что работник организации "Альфа" И.И. Иванов находился на обучении за рубежом в следующие периоды:

- с 31 декабря 2013 г. по 14 января 2014 г. (15 календарных дней);

- с 5 по 24 марта 2014 г. (20 календарных дней);

- с 1 по 9 мая 2014 г. (9 календарных дней).

В этом случае статус резидента Российской Федерации И.И. Иванов приобрел 21 апреля 2014 г. (183-й день пребывания на территории РФ в период с 21 октября 2013 г. по 20 октября 2014 г.).
Важно отметить, что основанием для учета периода краткосрочного обучения или лечения за границей в количестве дней нахождения на территории РФ является цель выезда: краткосрочное обучение или лечение. Если же вы находились за границей с иными целями и в этот период прошли там обучение (лечение) длительностью до шести месяцев, дни обучения (лечения) включить в период нахождения в РФ вы не сможете. В частности, подобные разъяснения в отношении краткосрочного обучения можно найти в Письме Минфина России от 26.09.2012 N 03-04-05/6-1128.
Например, Н.Ф. Егоров 1 марта 2014 г. уехал в Германию работать по срочному трудовому договору, заключенному на восемь месяцев. С 1 апреля 2014 г. он поступил на 5-месячные курсы повышения квалификации в образовательном учреждении Германии.

Пять месяцев обучения за границей в данном случае не включаются в период нахождения Н.Ф. Егорова на территории РФ для целей признания его налоговым резидентом РФ.
СИТУАЦИЯ: Нужно ли учитывать дни приезда в РФ и отъезда из РФ при определении количества дней фактического нахождения в России?
По мнению контролирующих органов, календарные даты приезда на территорию РФ и отъезда за пределы РФ включаются в количество дней фактического нахождения в России (Письма Минфина России от 20.04.2012 N 03-04-05/6-534, от 21.03.2011 N 03-04-05/6-157, от 29.12.2010 N 03-04-06/6-324, от 01.12.2010 N 03-04-06/6-283, ФНС России от 04.02.2009 N 3-5-04/097@). Причем, на взгляд чиновников, положения ст. 6.1 НК РФ в целях установления статуса налогового резидента не применяются.
Например, иностранный гражданин въехал на территорию РФ 8 сентября 2014 г., а выехал с ее территории 20 октября 2014 г.

Срок его фактического нахождения на территории РФ начинает течь с 8 сентября 2014 г. и длится по 20 октября 2014 г. включительно. Таким образом, период фактического нахождения этого иностранного гражданина на территории РФ - 43 календарных дня.
Вместе с тем в арбитражной практике встречается иной подход. Так, ФАС Центрального округа в Постановлении от 11.03.2010 N А54-3126/2009С4 пришел к выводу, что дата въезда на территорию РФ не включается в дни нахождения физического лица в России.
Правоприменительную практику по вопросу включения дня въезда в РФ в количество дней фактического нахождения физического лица на территории РФ см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды.
Например, воспользуемся условиями предыдущего примера, применив к ним п. 2 ст. 6.1 НК РФ.

В этом случае срок фактического нахождения иностранного гражданина на территории РФ исчисляется с 9 сентября 2014 г. и длится по 20 октября 2014 г. включительно. Следовательно, срок нахождения физического лица на территории РФ будет составлять 42 календарных дня.
Безусловно, позиция Минфина России, которую разделяет и ФНС России, выгодна налогоплательщикам, поскольку при таком подходе срок нахождения на территории РФ дополнительно увеличивается и на дни приезда в РФ.

Отметим, что календарные даты приезда в РФ и выезда с территории РФ в целях установления резидентства можно определять по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность, или на основании других документов.


Примечание

Подробнее об этом вы можете узнать в разд. 1.2 "Документальное подтверждение статуса резидента или нерезидента (времени пребывания на территории РФ)".
Как видно из изложенного выше, физические лица в течение налогового периода (календарного года) могут неоднократно приобретать и утрачивать статус налогового резидента РФ. Это может происходить даже в рамках одного месяца.
1.2. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ

СТАТУСА РЕЗИДЕНТА ИЛИ НЕРЕЗИДЕНТА

(ВРЕМЕНИ ПРЕБЫВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РФ)
О том, должны налогоплательщики подтверждать свой статус налогового резидента РФ или нет, в Налоговом кодексе РФ не содержится разъяснений (Письмо ФНС России от 13.03.2008 N 04-1-01/0911). Также в Кодексе не говорится о том, в каком порядке это следует делать (Письмо ФНС России от 23.09.2008 N 3-5-03/529@).

А это очень существенный вопрос, в том числе и для бухгалтера организации. Ведь организация как налоговый агент должна удержать и перечислить в бюджет сумму НДФЛ с большинства доходов, которые она выплачивает своим работникам (п. п. 1, 4 ст. 226 НК РФ). Причем налогообложение доходов работников - налоговых резидентов РФ отличается от налогообложения доходов работников, не являющихся налоговыми резидентами РФ (п. п. 1, 3 ст. 224 НК РФ).

Следовательно, чтобы обосновать правомерность применения того или иного порядка налогообложения доходов, нужно документально подтвердить налоговый статус физического лица.

Отметим, что учет доходов, выплаченных физическим лицам, налоговые агенты ведут в самостоятельно разрабатываемых регистрах налогового учета. При этом одним из обязательных реквизитов такого регистра являются данные о статусе физического лица (п. 1 ст. 230 НК РФ).


Примечание

Подробнее о порядке ведения налогового учета вы можете узнать в гл. 10 "Налоговый учет".
Между тем конкретный перечень документов, которые подтверждали бы налоговый статус налогоплательщика, ни Налоговым кодексом РФ, ни какими-либо иными нормативными документами не установлен. Поэтому такое подтверждение возможно на основании любых документов, позволяющих установить количество календарных дней пребывания физического лица на территории РФ в течение предшествующих 12 последовательных месяцев.

Прежде всего, время пребывания на территории РФ может быть определено по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина (см., в частности, Письмо Минфина России от 16.03.2012 N 03-04-06/6-64).

Заверять копию документа, удостоверяющего личность физического лица, не нужно, поскольку такая обязанность законом не предусмотрена. На это указал ФАС Центрального округа в Постановлении от 11.03.2010 N А54-3126/2009С4. В то же время наличие судебной практики по данному вопросу свидетельствует о том, что контролирующие органы могут отказать вам в принятии незаверенной копии документа. Чтобы избежать возможных претензий, целесообразно заверить копии таких документов.

Помимо этого, подтвердить время пребывания в РФ могут (Письма Минфина России от 28.06.2012 N 03-04-06/6-183, от 26.04.2012 N 03-04-05/6-557, от 16.03.2012 N 03-04-06/6-64, от 16.05.2011 N 03-04-06/6-110, ФНС России от 22.07.2011 N ЕД-4-3/11900@):

- трудовой договор;

- справки с места работы;

- справка из учебного заведения;

- табель учета рабочего времени;

- свидетельство о регистрации по месту временного пребывания;

- квитанции о проживании в гостинице;

- другие документы, подтверждающие период нахождения физического лица в РФ. Полагаем, что это могут быть проездные билеты, приказы о командировках, путевые листы и т.п.

Кроме того, для иностранных граждан, по мнению УФНС России по г. Москве, в качестве таких документов могут выступать оригинал (заверенная копия) вкладного талона о регистрации и выписка из журнала регистрации паспортно-визового отдела (Письмо от 22.07.2008 N 28-11/070040).

Следует учитывать, что, по мнению Минфина России, отметки пограничного контроля в миграционной карте не определяют факт резидентства гражданина (Письмо от 29.12.2010 N 03-04-06/6-324).

Если работник работает в организации более полугода, то сложностей в определении статуса не должно возникать. Ведь при выполнении работником трудовых обязанностей, как правило, известно, где он находится - в России или за рубежом. Даже если отпуск работника проходит за пределами РФ, то это имеет значение для определения налогового статуса только тех работников, которые часто выезжают за рубеж. Такую категорию работников следует держать на особом счету и последовательно учитывать периоды их нахождения в РФ и за пределами РФ.

Если же работник редко выезжает (или совсем не выезжает) за рубеж по служебным обязанностям, то для подтверждения его статуса в качестве налогового резидента РФ достаточно воспользоваться табелем учета рабочего времени (унифицированные формы N Т-12 или N Т-13, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1).

На такую возможность указывают контролирующие органы (Письмо УФНС России по г. Москве от 11.07.2006 N 28-11/60721).

Если же работник часто выезжает за рубеж (например, около или свыше полугода проводит за рубежом), то одним табелем не обойтись. В таком случае бухгалтеру помогут:

- загранпаспорт работника (копии страниц);

- приказы (распоряжения) о направлении работников в командировки (унифицированные формы N Т-9 и N Т-9а, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1);

- командировочные удостоверения (унифицированная форма N Т-10, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1);

- авансовый отчет (унифицированная форма N АО-1, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55);

- документы, прилагаемые к авансовому отчету (проездные документы, документы за проживание);

- путевые листы (автотранспортные предприятия обязаны руководствоваться формой N 3, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78. Иные организации, а также индивидуальные предприниматели оформляют путевые листы, утвержденные Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов");

- другие документы, позволяющие определить время нахождения работника на территории РФ и за ее пределами.

Документы, подтверждающие статус, могут быть представлены налогоплательщиком по собственной инициативе или по просьбе налогового агента (Письма Минфина России от 04.02.2008 N 03-04-07-01/20, ФНС России от 23.09.2008 N 3-5-03/529@). При этом, если вы сомневаетесь в статусе физического лица, советуем направить ему письменный запрос о представлении соответствующих документов. Если по запросу документы он не представит, то, по мнению Минфина России, вы вправе рассматривать получателя дохода как налогового нерезидента (Письмо от 12.08.2013 N 03-04-06/32676). Рекомендуем вам также сохранить доказательства направления такого запроса налогоплательщику. Это поможет вам, например, в случае возникновения с его стороны претензий, связанных с получением им доходов в меньшем размере, чем он предполагал.
Обратите внимание!

В настоящем разделе мы ссылаемся на отдельные унифицированные формы документов.

Однако отметим, что с 1 января 2013 г. они не являются обязательными для применения. Согласно ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ формы первичных учетных документов утверждаются организациями и предпринимателями самостоятельно. Исключение составляют формы документов, установленные уполномоченными органами в соответствии с другими федеральными законами и на их основании, например кассовые документы (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012).

Об особенностях применения унифицированных форм первичных учетных документов с 01.01.2013 см. комментарий.
СИТУАЦИЯ: Нужно ли проверять налоговый статус нового работника - гражданина РФ (иностранного гражданина)?
При появлении в организации нового работника - гражданина РФ целесообразно уточнить у него время его пребывания на территории РФ в течение 12 последовательных месяцев, предшествующих дате приема на работу. Иными словами, выяснить у него налоговый статус. При необходимости попросить документы (например, загранпаспорт) и сделать с них копии.

Обезопасить бухгалтера от претензий налоговых органов, касающихся порядка удержания с доходов работника НДФЛ, может и заявление нового работника о том, что он пребывал на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение последних 12 месяцев. Данное условие можно закрепить в коллективных договорах, соглашениях и локальных нормативных актах.

Если новый работник иностранец, необходимо в первую очередь установить его налоговый статус, а именно является он налоговым резидентом или нет. Ведь при проверке налоговые органы обратят на это особое внимание (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.01.2005 N А56-4748/04).

При определении налогового статуса работника нужно учитывать время его нахождения в РФ, в том числе и до заключения трудового договора (Письмо Минфина России от 27.11.2008 N 03-04-06-01/323).

Рекомендуем запросить у иностранца документы, подтверждающие дату его прибытия в РФ и (или) количество дней пребывания на территории РФ. На обязательность такого требования указывает и ФАС Северо-Западного округа в вышеприведенном Постановлении.

Такими документами, в частности, являются документ, удостоверяющий личность, с отметкой о въезде в РФ, виза с отметками, билеты (авиа- и железнодорожные и др.). Также это могут быть документы о регистрации иностранных граждан, временно проживающих в РФ (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"). Для определения статуса может подойти и справка с места учебы, подтверждающая посещение учебного заведения (Письмо Минфина России от 27.11.2008 N 03-04-06-01/323).

Отметим, что вид на жительство иностранного гражданина не является документом, подтверждающим фактическое время его нахождения на территории РФ (Письма Минфина России от 17.07.2009 N 03-04-06-01/176, от 14.04.2008 N 03-04-05-01/108).
</1></1>

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   74


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
ЭКО по ОМС в СПб - Euromed In Vitro

    Главная страница