Учебное пособие для студентов направления 521100 «Социальная работа»



Скачать 0,99 Mb.
страница 1/4
Дата 26.06.2015
Размер 0,99 Mb.
  1   2   3   4

Министерство высшего образования Российской Федерации


Томский политехнический университет

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ИДО

__________Федоров А.Ф.

«___»__________2002 г.

АНТРОПОЛОГИЯ
Учебное пособие

для студентов направления 521100 «Социальная работа» Института дистанционного образования

Семестр

Лекции, часов 8



Практические занятия, часов 4

Самостоятельная работа, часов 88

Контрольная работа 1

Форма контроля экзамен

Томск 2002

УДК 572


Антропология: Учебное пособие для студентов направления 521100 «Социальная работа» ИДО/ Составитель Г. К. Гульбин – Томск: Изд. ТПУ, 2002. – 85с.

Рецензент


Содержание


Предисловие……………………………………………………………………...4


Тема 1 Антропология как классическая наука и человекознание…………….6
Тема 2 Антропогенез. Происхождение и эволюция человека…………………14

2.1. Появление живой и неживой природы……………………………………..14

2.2. Антропоген. Возникновение человечества: основные этапы……………..16

2.3. Экологические аспекты социальной эволюции человечества…………….20


Тема 3 Морфология человека…………………………………………………….24

3.1. Понятие «морфология человека»……………………………………………24

3.2. Характеристика формы тела ………………………………………………...25

3.3. Индивидуальная изменчивость физического типа человека………………28

3.4. Экология и конституциональная антропология…………………………….31
Тема 4 Расоведение (этническая антропология)………………………………..34

4.1. Расово-антропологические типы человека. Основные расы на планете….34

4.2. Теории расообразования. Основные факторы расообразования…………..41

4.3. Расизм как социальное явление, его факторы………………………………45

Тема 5 Пол в жизни человечества. Социальная теория пола…………………..49

5.1. Понятие пола. Гендерные аспекты в жизни человечества…………………49

5.2. Социальность как условие необратимости человеческого в живой

природе и роль семьи……………………………………………………………...51


Тема 6 Человек как личность……………………………………………………...57

6.1. Понятие личности, индивида и индивидуальности…………………………57

6.2. Трактовки личности…………………………………………………………...60

6.3. Свобода личности……………………………………………………………...65


Тема 7 Смысл жизни человека…………………………………………………….69

7.1. Понятие «смысл человеческого бытия»……………………………………...69

7.2. Основные концепции смысла жизни…………………………………………71

7.3. Прогресс интеллектуального и культурного развития человечества……...73


Задания, литература и краткий словарь специальных терминов………………..77

Предисловие


Изучение человека становится привлекательной темой научной и общественной литературы с эпохи Нового Времени. Именно с этой эпохи осуществляется познание человека и общества с разнообразными целями, имеющее теоретическое и практическое значение в жизни цивилизованного общества.

В современную эпоху интерес к антропологическим знаниям в станах Запада и в России значительно усилился, сама антропология переживает трансформацию. Со второй половины ХХ века вследствие, не в последнюю очередь, социальных преобразований в мире, идущих под знаком осмысления опыта бурного событиями ХХ века и поиска многопланового и перспективного будущего, альтернативных путей общественного развития и места человека в этом процессе, происходит концептуальная трансформация в антропологии.

Соответственно наметившейся трансформации антропологического знания, во многом определяющей направленность и проблематику в современной антропологии, представляется возможным осветить классическую антропологию и антропологию как человекознание. Именно включение апробированных понятий и идей о человеке и об его обществе, позволяет расширить современный учебный курс по антропологии внесением в него того нового, что соответствует современным ожиданиям и общественным настроениям.

Всплеск антропологически ориентируемой литературы на Западе и России, ориентация образованной общественности на реальную демократизацию в духе мира, свободы, социального прогресса, обращенность к продуктивной антропологически-культурной деятельности, имеют источником понимание необходимости преодоления непоправимого ущерба человеческому, человечеству и человечности, который обнаружили события ХХ века, заслужившего название «трагического века», и преодоление обнаруженных человечеством опасностей. Синтез антропологического знания, который происходит в гуманитарных науках, философии, истории освещен светом глобального гуманизма и духовности.

Основной задачей современного образования в целом, и в сфере антропологического знания является развитие творческих способностей и конструктивно-творческого отношения студента к миру, с тем, чтобы студент мог стать творческой личностью. Поэтому важными задачами изучения данной дисциплины определяются те, которые способствуют реализации этих целей:

формирование научного мировоззрения;

формирование представления об особенностях физического человека;

способствовать формированию личности студента;

выработать представление о междисциплинарности человекознания;

выявление специфики антропологического подхода в познании мира;

знакомство с экоантропологическими идеями человекознания.

Тематика учебного пособия обусловлена логической взаимосвязью структурных элементов антропологического изучения человека и человечества, учитывает требования государственного образовательного стандарта по антропологии. Данный курс предназначен для студентов, получающих специальность «Социальная работа». Изучение социальной работы как социально-научной дисциплины сопряжено с необходимостью освоения антропологических знаний, социальных и культурных аспектов осуществления человеческого в реальном мире. Поэтому антропологическое изучение элементов социального осуществления человека и человечества получает в данном пособии особое место. Особое внимание уделяется, в этой связи, роли культуры и института семьи в социуме как гарантирующих необратимость человеческого существования в мире.


Тема 1. Антропология как классическая наука и человекознание
Понятие «антропология» в дословном переводе означает наука о человеке. С древнейших времен это понятие приложимо к изучению духовной и физической природы человека. Как изучение духовной жизни человека антропология осваивается уже Аристотелем (IV в. до н.э.). До эпохи Нового Времени, с которой связано появление антропологии как научного понятия, разнообразие человеческого существования изучалось различными мыслителями и учеными. И всегда это изучение испытывает влияние социального фактора, дающего возможность проследить интересы, движущие обращением к человеку, человечеству, человечности.

История антропологических знаний зависит от потребностей общества. В эпоху античности - это интеллектуальное, культурное и социально-политическое совершенствование цивилизации городов-государств. Влияние социального фактора в становлении антропологических знаний проявилось в процессах накопления, осмысления знаний об облике людей, возрастных, расовых и этнических особенностях, языках. Знания о человеке вошли в труды греческих мыслителей, мастеров изобразительного искусства, историков. Греческое мышление понимает человека частью упорядоченного Космоса, в котором людей отличает стремление его познать. Человеку необходимы усилия в развитии этих способностей, опираясь на разум, опыт, оценку, воображение, память, нравственность. Оценки фактов жизни человека связывались с природной реальностью. Так, Пифагор (6 в. до н.э.) охарактеризовал индивидуальное развитие человека сопоставлением с климатическими циклами в природе: весна (до 20 лет) – период становления, лето (20 – 40 лет) – период молодости, осень (40 – 60 лет) – период расцвета жизненных сил, зима (60 – 80 лет) период угасания.

Колоссальная энергия средневековой истории была сконцентрирована на божественном в человеке. Связь человека с Богом – отличительная черта средневекового мировоззрения и миропонимания - позволяет очеловечить образ Бога. В христианстве Бог появляется на земле в образе человека – Иисуса Христа. Обнаружить Христа в своей душе христианин способен как откровение, в лучших сторонах своего бытия. Именно человек осуществляет Волю Бога, позволяя царствию Божию из мира символов перейти в историю человечества: это антропологическое знание об Эйкумене подготавливает обществознание, историю к принятию идеи человеческой близости к совершенному, всеблагому. Человек мыслится как существо, наиболее близкое Богу, подлежащее воле его и решениям.

В эпоху средневековья это признание священными души и жизни христианина позволяло защитить его в общественной практике. Предпринимаются записи о благочестивых и языческих народах, о подлежащих христианизации племенах и народах, искореняется рабство в христианских странах.

Эпоха Возрождения – это эпоха изучения народов, находящихся вне стран Старого Света. Благородная задача защиты человеческого как части богоустроенного мира необходимо ставила вопрос о принадлежности вновь открываемых народов и племен. Уже папа Павел III в булле “Sublimus Deus” в 1537 году признал человеческими племена индейцев Нового Света. Этот документ положил основание культурной антропологии и пресекал расистские представления о дикарском (животном) состоянии индейцев обеих Америк и населения других открываемых земель. Время великих географических открытий необходимо потребовало изучение особенностей физического облика представителей обществ и народов, ранее неизвестных европейским людям: импульс их изучению придает христианизация племен и обществ Африки, Азии и Латинской Америки. Тогда и появилось понятие антропологии, как учения об исторических обликах, а не духовных образах человека.

Понятие «антропология», применяемое для изучения физического облика человека, сформировалось в XVI веке. Европейская наука восприняла антропологию возвышенным рассуждением, указывающим на богосозданность или совершенство людей. Возрожденческая эпоха анатомические исследования украшает названиями «Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах человеческого тела» (Магнус Хундт, 1501) или «Антропология, или рассуждение о человеческой природе» (Галеаццо Капелла, 1533). В течение XV – XVIII веков ученые собирали сведения и объясняли происхождение и распределение рас, языковых особенностей и культур народов. Некоторые из них рассматривали первобытные племена как остатки древних цивилизованных народов, ввергнутых в дикость в прошлом. Французские энциклопедисты трактовали понятие «антропология» расширительно, понимая под антропологией всю совокупность знаний о человеке.

Классическая антропология появляется в ХIХ веке. Круг антропологических объектов значительно расширяется, а появление теории Ч.Дарвина позволяет уверенно преодолевать теологическое объяснение человека как богосозданного существа. Биологическая антропология получает научные основания: дарвиновская теория эволюции посредством естественного отбора становится центральной в ее развитии. Уже в эпоху Ч. Дарвина в ней тщательно рассматриваются важные характеристики человеческого существа: большой объем мозга и прямохождение. По доисторическим остаткам представители физической антропологии изучали изменение физических особенностей предков людей именно по данным характеристикам. Ряд антропологов исследовал животных (человекообразных обезьян), близких по физическому строению к людям, наблюдая которых пытались определить содержание изменений в сравнении с приматами, современным человеком. Значительное внимание уделялось изучению различий: цвета кожи, волос, глаз.

Биологическая антропология исследует биологию человека и других приматов с эволюционной и сравнительной точек зрения. С открытием великой роли общества в жизни каждого отдельного человека, биологическая антропология используется для показа роли именно биологии в изучении Homo Sapiens. Современная биологическая антропология изучает эволюцию человека и приматологию (физическая антропология); генетику человека, рост народонаселения и экологию. К ней тесно примыкает медицинская антропология, соотносящаяся с социальным и культурным измерениями здоровья, болезней и медицины. Один из основателей медицинской антропологии Риверс указал на историю «примитивной медицины» как на общественный феномен в истории всех народов. Как практика древних врачевателей переходит в понятия о болезнях и их причинах, существуют ли всеобщие категории всех народов – все это интересует современную историю медицины и антропологию медицины, как работающей с конкретным историческим материалом. Риверс ввел генеалогический метод антропологии, требующий обширного интервьюирования списочного состава. Естествознание способствует складыванию этномедицины, биокультурной антропологии, психоаналитической антропологии. Все ветви знаний биологической антропологии изучаются с привлечением естественных наук и медицины. Даже экология человека изучается естественнонаучными методами. Основные методы классической антропологии – это антропометрия и биометрия.

Экология исследует взаимодействие организмов и окружающей среды. Экологическая антропология (экология человека) изучает адаптацию человеческих групп к своему окружению. Значительное внимание в трудах представителей экологии человека уделяется изучению эпидемий и болезней, наследственных болезней, демографии, репродуктивной функции полов, эксплуатации человека и естественных ресурсов. Антропологические исследования подобного рода находят практическое применение: болезни по-разному влияют на развитие населения, животного мира. Имеют значение продолжительность и последствия для представителей разных полов, возрастов, состояние здоровья окружения. Поэтому исследования факторов, влияющих на здоровье: структура хозяйственной деятельности, домовладение, положение с питанием, плотность проживания населения – становятся важными для подобных экологических исследований. Весьма распространены исследования женской фертильности (численности рождений), качества пищевых ресурсов. Изучением связи культурных и биопсихологических факторов занимается современная экологическая антропология и культурная антропология, уделяющие внимание роли технологии в жизни людей.

Антропологи уже в ХIХ веке обнаружили, что биопсихологическая жизнь людей не может быть объяснена только биологическими фактами. Необходимое влияние на жизнь людей оказывает культура. В странах Европы и Соединенных Штатах развивается культурная антропология.



Культурная антропология изучает процессы и явления жизни людей, которые протекают в культуре (обществе). Видные представители культурной антропологии Ф. Боас (1858 - 1942), М.Мид (1901 – 1978), А.Кребер (1876 - 1960) обращают внимание на культуру человеческих групп; особенно популярны в ней этнографические, археологические и лингвистические исследования. В процессе развития культурная антропология разделяется на Западе на ряд субдисциплин. Заметное место среди них занимает археология и этнология. Этнология, в свою очередь, распадается на этнографию, лингвистику, социальную антропологию как исследующую формы коммуникаций и взаимовлияния различных культур. Культурантропологическое знание обосновывает научное изучение человеческой культуры, и материальные культурные объекты, и духовные проявления культуры (верования, ценности, идеи). Огромное внимание культурные антропологи уделяют религиозным верованиям.

Культурная антропология внесла заметный вклад в международную жизнь, сближая и способствуя пониманию между народами с различными культурами. Влиятельной ветвью культурной антропологии является лингвистическая антропология. Эти представители культурной антропологии пытаются найти взаимосвязи между языками народов и другими аспектами народной культуры: понятия, которыми пользуются люди, отражают огромные различия в культуре социальных классов. Значительный интерес для ученых представляют неписьменные языки. Теоретические направления внутри лингвистической антропологии заняты разработкой и уточнением понятий для характеристики культуры, общества и языка как явления общественного сознания (ментальности). Им предстоит изучить громадное разнообразие устных и письменных источников сотен народов мира, и что отличает их от лингвистов – ученые-антропологи не могут пропустить, обобщить, игнорировать хотя бы небольшие остатки культурных текстов. Их задача состоит в полном охвате языковых проявлений человечества, и распознание в них социальных и культурных контекстов, восстановление смыслов языковых форм.

Объекты, которые археологи находили на местах стоянок древних людей, имели и имеют огромное разнообразие и типологическое сходство в формах: предметы труда, строение жилищ, одежда, посуда, приспособления и орудия охоты, рыболовства и т.п. Их сходство объясняется наличием устойчивых техник и технологий изготовления орудий труда, передающихся в обществе научением подрастающих поколений, разнообразие – различными условиями деятельности людей в разных регионах мира. Это – произведенные людьми предметы, отражающие надприродные явления жизни людей. С.Платтнер издает книгу «Экономическая антропология», в которой исследуются материальная хозяйственная практика людей и идеи, сопровождающие экономические занятия людей. Экономическая антропология изучает, таким образом, как люди используют материальные и духовные ценности для сохранения и выражения собственного хозяйственного существования в обществе. Детальная характеристика форм хозяйственной деятельности и их истории – ее важная черта. Материальная практика людей, утверждает К.Поланьи, ориентируется их социальными формами существования. Еще до роста рынка, труда, и земледелия хозяйственная жизнь в обществе контролировалась общественными отношениями. Экономическая антропология не изучает экономические явления как изолированные, дающие образцы эффективной или ошибочной деловой стратегии. Экономика для нее сфера пересекающихся разнообразных интересов людей, живущих определенными системами родства, в религиозных отношениях, политической жизни или другими повседневными системами общественного и индивидуального бытия.

Социальная антропология посвящена изучению общественных и культурных различий людей. Оцениваются социокультурное в жизни людей, объясняющее разнообразие культур. Антропологов отличают занятия с представителями отдельных культур, а не с понятиями об общностях и культурах, принятых в других дисциплинах (социологии как учении об обществе, культурологии как теории культуры, истории культуры). Эти занятия приковывает большее исследовательское внимание в современной антропологии, имея целью создания адекватного образа человека в обществе.

С социальной и культурной антропологией связано современное человекознание. Антропология как человекознание характеризуется как поглощенное социально-научным, естественно-историческим знанием о человеке. В человекознании, близком социально-философской традиции, основными категориями выступают жизненный путь человека, духовный мир человека, его свобода, совесть, ответственность, объективное духовное. Социально-антропологическое знание отражает автономность человека: это знание, неотделимое от самооценки, не позволяющее элиминировать субъективность самой человеческой рефлексии, в индивидуальности познавательного отношения к миру (В.В.Шаронов). Формирование научной рациональности становится влиятельным фактором изучения человека, его современного образа в антропологии.

Современное человекознание стремится к синтезу всех знаний о человека, опирается на научную и философскую антропологии, мировоззренческая основа которых позволяет собрать все знания и придать им единство. Так, антропологизм философской культуры позволяет осуществлять понимание целостности Мироздания изучением уникальных саморазвивающихся систем в нем. В этом, мировоззренческом контексте антропология как человекознание шире антропологии как науки. Антропологическое знание здесь близко истолкованию понятия антропология как осваивающем духовное развитие человечества. Задача современного человекознания – в гармоническом сочетании знаний о человеке, особенно его духовного и материального мира.

Особенность антропологии как человекознания – это рельефное изображение культурного содержания человеческого в сущностном, а следовательно в самосознающем разумном отношении к окружающему миру и деятельности. Мировоззренческое осуществление индивидуума, нравственность общения в структуре человекознания осваиваюся как необходимые. Поэтому антропологии как человекознанию близки методы и материалы философской антропологии (методы спасения, рационализма, реализма), общественных наук, всеобщей истории, истории семьи, истории культуры, религиоведения.


План семинарских занятий по теме
1.Основные особенности классической антропологии и антропологии как человекознания

2. Интерпретации антропологии и эволюция познания

3.Ключевые понятия антропологии. Предмет антропологии, ее методы

4.Культурная антропология и другие измерения человека


Темы докладов и рефератов
1.Антропология в системе наук.

2.Человекознание как синтез знаний о человеке

3.Социально-антропологическое познание социальной действительности.
Литература
Алексеев В.П. Очерки экологии человека. М.: Наука, 1993.

Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1999.

Клод Леви-Стросс Место антропологии в системе наук/ Глава 17 в книге: Клод Леви-Стросс Структурная антропология. Спб., 2001.

Федорчук Л.С. Антропология. Томск, Изд.-во ТПУ, 2001.

Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М.: Логос, 2000.

Тема 2. Антропогенез. Происхождение и эволюция человека


2.1.Появление неживой и живой природы
История Земли и живого на планете основывается на представлении о них как результате преобразований во Вселенной. В астрономии и астрофизике, изучающих структуру, динамику и развитие Вселенной, предлагается теория Большого Взрыва, объясняющая происхождение метагалактики (включающей в себя и определенное понимание свойств Вселенной). Согласно этой теории, метагалактика возникает как результат взрыва – названного Большой Взрыв – 10-20 млрд. лет тому назад. В 1965 году радиоастрономы обнаружили, что из глубин космоса идут радиоволны, возникло предположение о волновой природе явлений нашей метагалактики. Современные данные относятся только к метагалактике, потому что распространение сведений о видимой части Вселенной на всю Вселенную может оказаться ошибочным. Остывая в течение миллиардов лет, метагалактика сложилась в систему галактик. Галактики еще движутся друг от друга.

Наша галактика - Млечный путь, одна из крупных, расположена недалеко от центра метагалактического взрыва. Солнце появляется 5 млрд. лет тому назад, имеет массу, значительно превосходящую массы вращающихся вокруг него планет. Возраст нашей планеты – 4,6 млрд. лет, а появление гидросферы на Земле относят ко времени 4 млрд. лет назад.

Жизнь – способ существования тел, способных к самовоспроизведению, к созданию порядка из хаоса, а с развитием структурно-системных качеств организмов и их усложнением – и к эволюции.

Естественная природа Земли складывается в условиях масштабных физических, химических и биологических взаимодействий и изменений. Началом жизни на Земле считается появление нуклеиновых кислот, способных к воспроизводству белков. Живая оболочка Земли в ней, названная В.И.Вернадским биосферой, вызвала глубочайшие изменения в развитии планеты. Энергия живого вещества, поглощающего солнечный свет и тепло, производит грандиозные преобразования на планете, изменяет ее геологический облик.

Геологическая история земли разделяется на четыре периода (эры).

Первый период – криптозой - наиболее древняя эра в истории Земли и датируется 4600 -580 млн. лет. Это самая продолжительная эра, в течение которой на Земле появилась жизнь, что и отразилось в ее геологическом названии (криптос – скрытый, зоэ – жизнь).

Второй период – палеозой (580 – 225 млн. лет) – эра распространения территории суши на Земле и форм древней жизни. Живое характеризуется распространением растений, пресмыкающихся, первых земноводных, крылатых насекомых.

Третий период – мезозой (225 – 65 млн. лет) – эра дальнейшего распространения живого, характеризуется расцветом голосеменных растений, появлением крылатых рептилий, а затем и птиц, распространением примитивных млекопитающих, рыб. Понятие отражает в названии переходный (средний) характер развития живого вещества нашей планеты к более высоким (усложненным) формам жизни.

Четвертый период – кайнозой (65 млн. лет – по настоящее время) – современная геологическая эра, получившая название «новой жизни». В этот период появляются приматы, от которых в последующем произошел человек. Антропогенез – учение о происхождении человека. Антропогенез, раскрывая место человека в животного мира, указывает на его реально существующую видовую эволюцию: с биологической точки зрения человек – один из видов млекопитающих, относящихся к отряду приматов. Человеческая эволюционная история вместила предшествующую историю живого на Земле как необходимый этап. Как биологический организм человек характеризуется принадлежностью к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид. Развитие эволюция гоминид завершается появлением человека и его общества, существа не только биологического, но и социального: разумного и универсального во Вселенной.

2.2.Антропоген. Возникновение человечества: основные этапы


Антропоген – геологическая эра, самая молодая в истории Земли. По различным оценкам охватывает от 0,6 млн. лет до 3,5 млн. лет. Это эпоха появления предков человека, зарождения и становления человека современного типа и человеческого общества.

Появление человека и человеческого общества в истории Земли является революцией в развитии живого, по значимости сравнимой с появлением живого из неживого. Генетическое сходство человека и представителей животного мира (человекообразные обезьяны) заставляло ученых прошлого и современности изучать вопрос его происхождения сопоставлением с миром животных. Эти вопросы рассматривает приматоведение – дисциплина, изучающая обезьян, и антропоидов (человекообразных обезьян, предков человека, человека современного типа). Человек имеет сходный с животными вещественный состав и строение организма: такие же белки и нуклеиновые кислоты, единый для всего органического мира принцип хранения и реализации генетического кода, сходные структуры и функции частей организма. Человек должен жить и как природное существо, он должен жить в реальном мире: то, что необходимо для телесной жизни, гоминоид первоначально получает от природы (окружающей среды).

Максимальное сходство человека, которое обнаруживается с человекообразными обезьянами, дополняется внешним сходством. У человека и гориллы, например, 385 общих морфологических признаков. Зародыши приматов почти невозможно отличить от эмбриона человека. Эмбрион человека в своем развитии проходит стадии, которые осуществило живое, обнаруживает признаки истории животного мира. У него обнаруживается хорда, жаберные борозды, жаберные дуги, подобно тому, как это имеет место у древних рыб. Биология человека на уровне нервной деятельности имеет сходные признаки с высшими животными: наличие мозга как материальной системы, нервных системы и волокон.

Механизмы и факторы эволюции предков человека были сходными с механизмами и факторами эволюции других типов живых существ на Земле. Биологическая совместность человека и всего живого мира планеты – результат всеобщей эволюции биологических существ планеты. Эта эволюция – результат адаптивного процесса. Под адаптацией в широком смысле слова понимается гармония организмов со средой обитания. В узком смысле слова адаптация – это процесс приспособления к естественному и социальному окружению; адаптации способны обеспечить выживание и сохранение не только отдельной особи, но и всего вида, популяции в конкретной среде. Адаптивные признаки организмов – связаны со средствами решения проблем, поставленных перед организмом окружающей средой.

Поведение предков человека, их организация, связанная с добыванием пищи, активность при размножении и сохранении себя как вида, все это особенности, подверженные действию естественного отбора. Естественно исторически в ходе развития адаптаций предков человека складываются морфологические особенности, позволяющие им оптимально осуществлять свою жизненную активность.

Происхождение человека от обезьян обнаруживается в анатомических особенностях найденных археологами древних останков предков человека. Древний предок человека и высших обезьян – рамапитек – жил примерно 14 млн. лет тому назад. Австралопитеки – объем мозга 520 куб. см. – обнаружены в Африке, жили примерно 9 млн. лет тому назад. Они не пользовались искусственно созданными орудиями, имели выпрямленное положение тела. Австралопитеки – это гоминиды, человекообезьяны. Продолжительный период эволюции охватывает сотни тысяч лет, в ходе которой росла масса мозга человекообразных обезьян. Масса мозга австралопитеков – около 500 куб. см., позднее, у питекантропов – до 900 куб.см., и у синантропов – до 1000 куб. см. Практическая занятость изготовлением орудий для улучшения существования, а затем и орудий для изготовления орудий труда, стадный образ жизни и использование мясной пищи стимулировали развитие головного мозга. Естественно-исторически предки людей создавали свою половую, родовую общность, устраивали собственную среду обитания, отходили от принуждающего природного инстинкта в руководстве своим поведением, управляли своим существованием и продолжением рода в окружающей среде обитания.

В настоящее время выделяют следующие этапы этой эволюции: дриопитек (рамапитек) – австралопитек – человек умелый – человек прямоходящий – неандертальский человек (палеоантроп) – кроманьонский человек (неоантроп). Неоантроп - это уже человек современного типа, одаренный сознанием, мышлением, членораздельной речью. Звуковая и жестовая сигнализация видимо существовали уже у человекообразных обезьян (психическое отражение существовало задолго до появления сознания, мышления человека, членораздельной речи). Она возникла у высших животных и регулировала отношения организма и среды. В результате и в ходе гоминизации мозг и центральная нервная система совершенствовались. Гоминизация – процесс очеловечивания – отличается развитием прямохождения, прогрессивными преобразованиями мозга, адаптацией руки к трудовой деятельности, формированием членораздельной речи, перестройкой онтогенеза, развитием социальной организации, материальной и духовной культуры и другими явлениями. Человека из мира животных выделяют принципиальные отличия, как биологические, психические, так и социальные. Уже вертикальное положение тела, прямохождение, высокая степень развития рук, способность выполнять высокоточные операции, большой объем головного мозга, который более чем в два раза превышает мозг антропоидов и в 3,5 раза – площадь его поверхности, членораздельная речь - свойственны только человеку. Потребности совместной жизнедеятельности, изготовление и совершенствование орудий труда, приводит к качественно новому этапу в развитии психики – социально психическому отражению, способности к познанию без биологических потребностей. Появляется абстрактное мышление и вырабатывается речь. Совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Эта деятельность по осуществлению общей цели, ее наличие обеспечивало существование людей. Речь способствовала более эффективному взаимодействию в первобытном обществе, развитию разумности.

Возникает человечество: кроманьонец – человек современного типа, появляется 40 тыс. лет тому назад. Эволюционная анатомия человека позволяет утверждать это. Кроманьонец успешно приспосабливался к изменяющимся природным условиям, включая похолодания. Его жилища многообразны, орудия охоты эффективны, орудия обработки продуктов питания разнообразны. На местах стоянок кроманьонцев находят керамические изделия, предназначенные для приготовления горячей пищи. Это уже Человек Разумный – Homo Sapiens. Человек охватил своей деятельностью в первую очередь биосферу: занятиями собирательства, рыболовства, охоты с помощью орудий труда, затем - приручением животных, выведением культурных растений. Чистота окружающей среды древнего человека позволила ему выжить и накопить резервы выживания. Человек создает вокруг себя ландшафт и живое, ранее не существовавшее в природе. Формируется возделывание природных земель и создание присущего только человеку – мира культуры. Трудовые процессы, будучи биологически выгодными, совершенствовались: появлялись возделываемые и выводимые образцы живой природы. Биосфера как живое вещество планеты сочетает в себе человека, человечество и органический мир, жизненные процессы которого происходят в наследуемом из поколения в поколение постоянном обмене веществ с окружающей средой.

Человек как живое существо всегда зависит от условий окружающей среды, солнечной и тепловой (костра) энергии. Уже кроманьонский человек сооружал жилища, которые обогревались и содержали очаг для приготовления пищи. Ему уже присущ оседлый образ жизни, высокое совершенство приготовления орудий охоты, рыболовства, труда, произведения искусства, наличие религиозных чувств. Увеличилась продолжительность жизни человека этой эпохи, о чем свидетельствует палеоантропология.

Постепенно человек постигает мир и его тайны. Только человек создает глиняную посуду, гончарный круг, пользуется вареными (осознанно приготовленными) продуктами и отварами, заводит земледельческое хозяйство. Эволюционное развитие человека необходимо завершается формированием вида, качественно отличающегося от животных и животного мира. Овладение знаниями о мире, силах, в нем действующих, превращение образования в институт социальной жизни позволяет накопить необходимые для жизнедеятельности материальные и духовные ценности, развить мифологию, религию, культуру. В прошлом и современности культурный прогресс вел к росту продолжительности человеческой жизни: средняя продолжительность жизни гоминид и особенно их численность на планете росли именно в период цивилизации. Становление цивилизации в естественно-исторических условиях улучшает положение и возможности человека во Вселенной, способствует развитию культуры, полезных знаний и зачатков наук, письменности.

2.3. Экологические аспекты социальной эволюции человечества в антропологии
Физическая антропология тесно связана с экологическим подходом, становлением экологии человека. Так, биологическая эволюция, как считают ученые-антропологи, перестала играть решающую роль в развитии человечества с тех пор, как человек выделился из животного мира. Не зафиксировано возникновение новых видов рода Homo Sapiens и физиологически человек неизменен уже несколько тысяч лет. Определяющим фактором в развитии человечества становится развитие общества.

Экологическая антропология древнего общества сосредоточена на изучении групп охотников, рыболовов, собирателей, приручающих животных, преимущественно в плане изучения адаптации к разнообразным возможностям основного ресурса (объекта охоты, наличия приручаемых животных, рыболовных и растительных ресурсов). Изучаются предметы охоты, рыболовства, методы добычи или выращивания животных и того, что тесно связано адаптацией древних обществ. В изучении традиционного общества меняются объекты антропологического исследования и уже земледельческие и животноводческие племена, их социальная организация, культурные артефакты, ведение домашнего хозяйства приковывают внимание экологически ориентированных антропологов. Рассматривается ниша, которую занимает традиционный уклад и его представители в окружающей среде. Позднесредневековая окружающая среда и деятельность человечества, капиталистическое производство изучаются системно. Производители всегда были способны защитить себя и семью, свои земли и предприятия от факторов внешнего природного окружения, признают современные ученые. Однако политика государств, войны, неуспехи дипломатии или, напротив, удачное решение международных дел становились фактором экологического развития в колониях европейских стран. Экологические неопределенности ХХ века актуализировали изучение экологической антропологии, связанной с современным обществом. И именно последние десятилетия ХХ века указали на решительное изменение экологической ситуации в странах мира. Окружающая среда уже признается агрессивным пространством человеческой жизнедеятельности (как для отдельных этнических групп, так и человечества в целом).

В самом общем виде окружающая среда трактуется тем надчеловеческим, которое влияет на людей, природным миром в котором люди живут. Следует признать, что окружающая среда все больше включает биоантропологический аспект. Заметную роль в истории человечества играет антропогенное влияние на окружающую среду. Это влияние в антропологическом исследовании охватывает огромный шлейф понятий и широкую область социально-научных знаний. Интерес к человеку в научноэволюционном аспекте давно перестал быть чисто теоретическим: американский антрополог М.Мид (1901 – 1978) уже в середине ХХ века указывала на противостоящую спорам о мутациях, длящихся несколько поколений, панику американской общественности, вызванную обнаружением в молоке стронция-90, который может «повредить моему ребенку теперь». В современную эпоху обострилась ранее несущественная проблема сохранения телесности Homo Sapiens как родового существа: загрязнение окружающей среды создает устойчивые средовые условия несвойственных и даже вредных изменений тела человека, его систем и органов. Причем наиболее прогрессивные человеческие системы (психика, эмоциональная сфера и др.) испытывают это надприродное воздействие этих средовых условий в увеличивающихся размерах. Примечательно, что с техническим ростом сплетение этих факторов способно совершить удар по человеку и его жизненным системам.

Конечно, в современном мире, как и во времена написания М.Мид «Духовная атмосфера и наука об эволюции», где американский антрополог назвала линии экоантропологического исследования, антропологическое знание увязываются с творческими возможностями, предоставляемыми новой техникой, расширением человеческих возможностей, контролированием изменений, происходящих между близкими поколениями, достаточным экологическим анализом эволюции индивидуума и общества. Человеческое во Вселенной выражает качество самосознающего разума, определяющего отношение человека к другим людям в действиях, мыслях, характеризующее ориентацию сохранения и поддержания их совместного существования. Антропологам в изучении экологических аспектов социальной эволюции важно указать контекст биологического развития (биологическим анализом), общественного развития (анализом ресурсов развития), культурных изменений (освоением образцов поведения, стиля жизни). Для решения наиболее важных проблем социальной эволюции человечества необходимо знание режимов прибылей и собственности (общих, частных, единичных) в обществе.


План семинарского занятия по теме
1. Метагалактика: живое и неживое.

2. Возникновение и развитие Земли. Важнейшие эпохи истории планеты.

3. Антропоген. Возникновение и развитие человечества.

4. Понятие антропогенеза.

5. Появление человека разумного (Homo sapiens).

6.Роль общества в формировании человеческого бытия.


Темы докладов и рефератов
1.Антропогенез. Происхождение и эволюция человека

2.Деятельностный подход к проблеме человека и сознания

3.Загадки антропосоциогенеза.
Литература
Антропология. Хрестоматия. Москва. Изд.-во: Институт прикладной психологии. Воронеж. Изд.-во: НПО «МОДЕК».1998.

Алексеев В.П. Очерки экологии человека. М.: Наука, 1993.

Бунак В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. М, 1980.

Ефимов Ю.И. Философские проблемы теории антропосоциогенеза. Л., 1981.

Келер В.Р. Homo sapiens. Человек разумный. М.: Молодая гвардия, 1964.

Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1983.

Льюис Д. Человек и эволюция. М.: Прогресс, 1964.

Матюшин Г.Н. У истоков человечества. М.: Мысль, 1982.

Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. М.: Высшая школа, 1977.

Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М.: Наука, 1966.

Федорчук Л.С. Антропология. Томск, Изд.-во ТПУ, 2001.

Фоули Р. Еще один неповторимый вид: экологические аспекты эволюции человека. М.: Мир, 1990.

Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М.: Логос, 2000.

Тема 3. Морфология человека


3.1. Понятие «морфология человека»
Морфология – (в дословном переводе - учение о форме) есть учение о формах и вариациях форм. Морфология человека как раздел антропологии изучает основные формы, в которых осуществлялось бытие животных предков человека и Homo Sapiens и факты этого процесса с целью проследить законы и закономерности, которыми эти факты управляются. Такая ориентация изучения человечества требует изучения отдельных признаков строения тела антропоидов. Данные морфологии используются в определении мест происхождения человечества и его расселения на планете. Современные научные сведения, как и во времена естествоиспытателей XIX века, позволяют назвать Восточную Африку, гигантскую территорию от Ближнего Востока до Южноафриканской республики, прародиной человечества.

Морфология включает 1. Мерологию – дисциплину, изучающую вариации органов человека, вариации отдельных тканей и их взаимную связь. Материал мерологии связан с описаниями строения покровов тела, зубной системы, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, органов чувств и других систем; 2. Соматологию – (в дословном переводе – учение о теле), которая изучает строение человеческого тела в целом, то есть закономерности вариаций роста, массы, пропорций, и т.п. Полезные сведения, здесь получаемые, используются в производстве, науке, технике, медицине, в других отраслях. Морфология позволяет научно обосновать стандартизацию производства индивидуальных предметов: от предметов широкого потребления до костюмов и шлемов, употребляемых пилотами и космонавтами.

Наиболее близкие морфологии дисциплины – нормальная анатомия, эмбриология, гистология (Рогинский Я.Я.). Самостоятельность морфологии проистекает из освоения причин, законов, значения уклонений от среднего типа, усередненной характеристики человека. В мире реальной истории человечества наиболее ценные результаты получают постижением реальных материалов, форм, тканей человека, тогда как в анатомии предлагается усередненная трактовка этой реальности (нормальная анатомия). Строго говоря, антропология выходит за пределы предлагаемых «норм» медицины, биологии и осваивает все имеющиеся количественные данные физического облика представителей рас, полов, народов мира и отдельных людей, их предков. Особо следует подчеркнуть, что предметом морфологии человека является изучение организма на всех уровнях – от молекулярного до популяционного. Ключевые морфологические описания и характеристики единообразны и придают устойчивость антропологическому знанию.
3.2. Характеристика формы тела
Учение о строении человеческого тела в связи с его развитием и жизнедеятельностью предполагает описание его основных форм и процессов формообразования. Антропометрия в морфологии человека как прием антропологического исследования состоит в измерении тела человека и его основных частей для установления особенностей физического строения тела (расовых, возрастных, половых, профессиональных и т.п.). Как самостоятельная ветвь знания антропометрия оформилась в середине ХIХ века. Антропометрия предполагает производство измерений по строго определенной методике, между определенными точками на теле.

Важным для представления морфологических знаний в антропологии является характеристика формы тела. Характеристика формы тела включает полное описание покровов: кожи, волос, пигментации. Описание размеров тела: роста (длины), массы, пропорций. Характеристику скелета туловища и конечностей, отдельно – и черепа, зубов, мягких частей лица.

Для современного человека характерны следующие покровы:

1) Кожа – ее цвет, оттенки (до 36 оттенков от бледного до черного);

2) Волосы – их цвет (белокурые, светло-русые, темно-русые, рыжие, черные), форма волос (жесткие, извилистые). Поперечное сечение прямых волос круговое, а кучерявых и волнистых волос – овальное;

3) Пигментация глаз – окраска радужной оболочки (светлые, смешанных цветов, темные). Светлые – это светло-серые, голубые, синие; глаза смешанных цветов – это желто-зеленые, зеленые, серые; темные глаза – черные, карие, желтые.



Описание размеров тела закономерно подтверждает идею единства человеческого рода на планете. Рост (длина) – средний рост у мужчин составляет 165 см и у женщин 154 см. Наименьший и наибольший средний рост у народов Африки: пигмеев – 141 см, и африканского населения, живущего южнее озера Чад - 182 см.

Пропорции тела определенно варьируются между тремя типами фигур: брахиморфным, долихоморфным, мезоморфным. По индексу скелии (приему установления соотношений размеров) можно выводить принадлежность к типу фигуры: индекс скелии до 84,9 брафискелия (широкое туловище, относительно короткие руки и ноги) – к брахиморфному типу; индекс скелии от 85 до 89,9 мезоскелия (среднеразмерные параметры конечностей, толщины тела) – к мезоморфному типу; индекс скелии 90,0 и выше макроскелия (сравнительно длинные конечности, короткое туловище, узкие плечи и таз) – долихоморфный тип. Единство в вариациях внутри пола, формах и параметрах всех людей является надежным свидетельством биологической близости представителей человечества.

Параметры головы (черепа, мягких частей лица и его строения, массы мозга) убедительно свидетельствуют о генетическом родстве человечества всех рас и народов. Принято различать три типа форм головы. Брахикефалия (брахис –короткий, кефалос – голова) при индексе соотношения ширины головы к длине более чем 81 %; мезокефалия (мезос-средний, кефалос-голова) при индексе соотношения ширины головы к длине между 76 и 80,9%; доликефалия (долихос-длинный, кефалос-голова) при индексе соотношения ширины головы и длины головы менее 75,9%.

Конституции человека – характеризуют внешний облик человека. Единого мнения о понятии «конституция человека» среди специалистов нет. Различают подходы в определении конституции человека: 1)соматопсихологический; 2)физиологический; 3)генетический; 4)смешанный.

Соматопсихологический подход оценивает конституцию конкретного индивида как форму проявления его общей психофизической личности. Имеют значение в освоении понятия индивидуальные особенности строения тела и его функций.

Физиологический подход определяет конституцию как относительно постоянное состояние человеческого тела. Конституция есть сумма всех факторов, из которых существенными являются те, которые в большей или в меньшей мере характеризуют сопротивляемость организма по отношению к внешним повреждающим факторам.

Генетический подход позволяет оценивать конституцию развитием наследственных предпосылок, организацией тела на молекулярном уровне и как черту генотипической структуры человека.

Смешанный подход осваивает изучение конституции с позиций учета существенных индивидуальных особенностей, связанных со строением тела, работоспособностью и т.п., или особенностями, связанными с наследственными характеристиками и воздействием среды.

Следует различать расовые и конституционные особенности морфологии человека. Расовые особенности связаны с определенными ареалом обитания человека, а конституционные имеют глобальный характер, сходные конституции встречаются в различных регионах мира. Разные конституции представлены у самых разнообразных популяций планеты, и частота встречаемости их различна.

Несомненно видовое единство всех современных людей. Но это единство не противоречит разнообразию индивидуальных форм существования всех современных людей планеты. Обратим внимание в последующей характеристике морфологии именно на многообразие форм и факторов их изменений.
3.3. Индивидуальная изменчивость физического типа человека
Весь комплекс последовательно протекающих преобразований организма в ходе жизненного цикла организма – онтогенез – изменялся в процессе формирования человека. Удлинился утробный период, возросла продолжительность детства, увеличилась продолжительность жизни в целом. Более того, каждый человек морфологически уникален, так как неповторима наследственная программа, специфичны условия среды, контролирующие реализацию индивидуальностей. Изменчивость строения тела устанавливается экологически, географической обусловленностью, исторической обусловленностью. Подтверждением широкой морфологической изменчивости человеческого организма служит ассиметрия строения тела: расположение непарных органов (сердце, печень), преобладание правой верхней и левой нижней конечности – праворукость и левоногость и др.

Изменчивость строения тела устанавливается при межпопуляционных, внутрипопуляционных, и индивидуальных сопоставлениях. Сложность явлений, составляющих основу многообразия форм, подтверждают генетические, биохимические, физиологические и другие признаки. Развитие организма и его старение представляет сложное явление, опосредованное формообразованием и дифференциацией в нем, и их динамикой процессов.

Возрастная изменчивость изучается морфологией человека. Современное человечество переживает очевидное удлинение средней продолжительности жизни в индивидуальном развитии людей как закономерное явление общественной жизни. Возрастная антропология предлагает сбор, обработку и объяснение фактов и факторов демографических периодов в истории и современности. Важнейшим в возрастной антропологии является понятие развития.

Общая картина эволюции становится возможной при характеристике индивидуального развития человека. Научная периодизация индивидуального существования человека включает период внутриутробного и внеутробного существования. Эта периодизация предполагает наличие первых периодов внутриутробного развития: эмбриональный и фетальный (плодный). В течение эмбрионального периода (8 недель) происходит формирование органов и частей тела, свойственных взрослому человеку. В течение фетального периода (вплоть до рождения в 9 месячный срок) увеличиваются размеры и завершается органообразование. Сразу после рождения ребенок вступает в новорожденность. Новорожденность - это период с первого до десятого дня жизни ребенка после появления на свет. (Основанием для выделения этого периода имеет факт вскармливания ребенка 8-10 дней молозивом).

Следующий период в индивидуальном развитии ребенка – грудной (10 дней – 1 год). В грудной период длина тела увеличивается примерно в полтора раза, начинают прорезываться молочные зубы (с 6-и месяцев).

Затем – раннее детство (1 – 3 года). В период раннего детства до четырех лет продолжается прорезывание молочных зубов, на третьем году приросты размеров тела уменьшаются.



Первое детство ребенка (4 – 7 лет) – это период его роста и некоторого ускорения прироста. В возрасте 6 лет появляются первые постоянные зубы. Второе детство – период, более длительно протекающий у мальчиков и более высокими темпами у девочек. Второе детство мальчиков (8 - 12 лет) – это период интенсивного роста в длину, проявления определенных половых отличий в их теле. Второе детство девочек (8 – 11 лет) отмечено более интенсивным, чем у мальчиков, увеличением массивности скелета, роста нижних конечностей, длины, веса тела и ширины плеч.

Подростковый возраст у мальчиков и девочек не совпадает хронологически. Подростковый возраст мальчиков (13 – 16 лет) отмечен быстрым ростом длины тела, и они к 14 годам обгоняют девочек. Начинается половое созревание, пубертатный скачок сопровождается заметными морфологическими изменениями. Развивается мышечная система, происходит перестройка основных физиологических систем.

Подростковый возраст девочек (12 – 15 лет) является периодом полового созревания, начавшегося еще в предшествующий период, что сопровождается ускоренным ростом их длины и веса тела. Продолжается развитие грудных желез, появляются месячные.



Юношеский возраст у юношей и девушек продолжается как морфологически устойчивое явление, но его временные рамки изменяются в половом измерении. Юношеский возраст юношей (17 – 21 год) характеризуется увеличением силы, атлетизма, физической выносливости. Организм в основном заканчивает свой рост. Юношеский возраст у девушек (16 – 20 лет) является периодом окончательного формирования форм тела: его рост почти заканчивается, изменения в теле становятся малозаметными.

Зрелый возраст имеет два периода. Первый период зрелого возраста у мужчин (22 – 35 лет), у женщин (21 – 35 лет). Второй период этого возраста у мужчин (36 – 60 лет), у женщин (36 – 55 лет). Содержит свидетельства расцвета адаптивных возможностей жизнедеятельности человека. Их проявления затрагивают все уровни организации: от молекулярного уровня до систем саморегуляции.

Пожилой возраст у мужчин (61 – 74 года), у женщин (56 – 74 года). Период затухания адаптивных возможностей жизнедеятельности человека.

Старческий возраст у мужчин и женщин (75 – 90 лет). Старение есть универсальный биологический процесс, характеризующийся постепенным, подчас поступательным регрессом адаптивных возможностей жизнедеятельности, определяющий продолжительность жизни человека. Его внешние признаки многочисленны: от уменьшения роста (в среднем на 0,5 – 1 см за пять лет после 60 лет) и изменения формы и состава тела до потери зубов и уменьшения размеров лица.

Последний период возрастной периодизации человечества – это долгожительство (90 лет и больше). Механизмы природы самой длительности жизни еще недостаточно изучены. Факты истории долгожительства свидетельствуют о проживании в этой стадии жизненного цикла менее 6 человек на тысячу одновременно родившегося населения. Тем не менее, существуют этносы и географические ареалы, содержащие заметное количество долгожителей, возраст которых может достигать 110 и более лет (например, горная Абхазия). Умственная и физическая активность, трудовая занятость, здоровые условия труда и быта – важные составляющие долгожительства.


3.4. Экология и конституциональная антропология
Важным понятием всей современной антропологии является понятие целостности. Общая картина эволюции становится возможной при характеристике индивидуального развития и целостности человека.

Конституциональная антропология как дисциплина сопряжена с изучением сложения организма, шире, факторов, поддерживающих целостность организма. Конституция человека, это медико-биологическое понятие, и есть признанная биологическая характеристика целостности организма. «В общей форме конституцию можно определить как достаточно стабильную комплексную биологическую характеристику человека, вариант адаптивной нормы, отражающей реактивность и резистентность организма к факторам среды. В комплекс конституциональных признаков обычно включаются важнейшие характеристики телосложения, физиологические и психофизические параметры» (Хрисанфова, Перевозчиков).

Важнейшим понятием конституционной антропологии является понятие биохимической индивидуальности (Уильямс). Нормальная жизнедеятельность организма отмечена определенными значениями биохимической «нормы» здорового человека; знание ее конкретных вариантов основывает понятие биохимической индивидуальности. Информация о пределах и границах биохимической изменчивости в нормальных популяциях имеет экологическо – антропологическое значение в современной науке. Пристальное внимание специалистов приковывают экологические проблемы конституции человека. Признав экологию человека целостным феноменом, характеризующим место и роль человека в природе в меняющихся условиях окружающей среды, мы обосновываем по существу центральную идею существования человека как относительно стабильного существа – идею целостности человека и природы (Вернадский). Функция, и, следовательно, назначение выработанного эволюцией космического живого вещества в адекватном мире неживой природы (водных, воздушных, геологических, электромагнитных и др. условиях) – сохранить биопсихосоциальную форму человеческого существования. Так, биологическая адаптация выражается в диалектическом сохранении не только физических, но и социальных функций человека, что не противоречит социальности, которая открывает поистине неисчерпаемые возможности человеческому осуществлению. Человек изыскивает формы поддержания телесности, развиваемые в ходе биологической эволюции и искусственным, общественно опосредованным путем. Например, для сохранения биологического гомеостаза – устойчивых состояний, поддерживаемых в организме, человек использует медицинские средства, включая вживление технических устройств, стимуляторов и т.п. Важной для существования людей становится антропогенная среда. Человек адаптируется во всех климатических зонах планеты, опираясь на активное воздействие на природу, через труд и общество. Человек активно осваивает околоземное пространство. Конституция человека должна адекватно соответствовать целям существования человека в мире.

Всевозрастающая роль сознания и общественности человека необходимо ведет рационально адаптирующееся человечество в мир ноосферности. Можно говорить об единстве человеческой конституции с пространством и временем активной, саморазвивающейся и самоустрояющейся Вселенной.

План семинарских занятий по теме
1.Понятие морфологии. Предмет морфологии человека

2.Многообразие форм и факторов изменчивости человека

3.Биологическая изменчивость человека
Темы докладов и рефератов

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
ЭКО по ОМС в СПб - Euromed In Vitro

    Главная страница