Программа «профилактика неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни у населения самарской области»



Скачать 173,61 Kb.
Дата 26.06.2015
Размер 173,61 Kb.




ПРОЕКТ



ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«ПРОФИЛАКТИКА НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У НАСЕЛЕНИЯ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ» НА 2013-2015 ГОДЫ

(далее – Программа)



ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

НАИМЕНОВАНИЕ

ПРОГРАММЫ



областная целевая программа «Профилактика неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни у населения Самарской области» на 2013 – 2015 годы


ДАТА ПРИНЯТИЯ

РЕШЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ




поручение вице-губернатора – председателя Правительства Самарской области А.П.Нефёдова от 09.08.2012 № 1-43/162.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК

ПРОГРАММЫ




министерство здравоохранения  Самарской области

(далее – Министерство)




ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

ПРОГРАММЫ



целью Программы является увеличение продолжительности активной жизни населения Самарской области за счёт формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний.

Для достижения цели Программы предусматривается решение следующих задач:

информирование населения о факторах риска заболеваний и принципах формирования здорового образа жизни;

укрепление материально-технической базы учреждений министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области для развития инфраструктуры профилактической направленности;

повышение доступности и качества профилактической медицинской помощи населению Самарской области;

организация мониторинга здоровья населения и факторов риска развития заболеваний, связанных с воздействием факторов образа жизни.



СРОКИ И ЭТАПЫ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ



2013-2015 годы.

Программа реализуется в три этапа




ВАЖНЕЙШИЕ ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ (ПОКАЗАТЕЛИ) ПРОГРАММЫ




информированность населения о факторах риска заболеваний и мерах профилактики;

количество лиц, принявших участие в массовых профилактических мероприятиях;









число специалистов, обученных на семинарах по проблемам общественного здоровья;







доля государственных бюджетных учреждений социального обслуживания Самарской области, улучшивших условия для занятий физической культурой;







число лиц, охваченных занятиями физической культурой в государственных бюджетных учреждениях социального обслуживания Самарской области;







доля учреждений здравоохранения, имеющих отделения и кабинеты медицинской профилактики, оснащенные в соответствии с утвержденным стандартом для повышения доступности и качества профилактической медицинской помощи;







число специалистов центров здоровья, прошедших обучение на циклах профессиональной переподготовки и тематического усовершенствования по вопросам гигиенического воспитания;







доля охвата населения профилактическими стоматологическими осмотрами;







распространенность потребления табака среди взрослого населения;







распространенность потребления табака среди детей и подростков;







потребление алкогольной продукции;







распространенность низкой физической активности среди взрослого населения;







распространенность ожирения среди взрослого населения.

ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ



реализация Программы осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств по реализации мероприятий Программы, предусматриваемых на соответствующий финансовый год в установленном порядке Министерству как главному распорядителю бюджетных средств.

Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 53 808,5 тыс. рублей, из них:

в 2013 году – 14 768,2 тыс. рублей;

в 2014 году – 20 953,1 тыс. рублей;

в 2015 году – 18 087,2 тыс. рублей.


ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО -

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ




отношение степени достижения основных целевых индикаторов (показателей) Программы к уровню ее финансирования


СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ




контроль за ходом реализации Программы осуществляется в соответствии с Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации областных целевых программ в Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 12.12.2007 № 253.

Управление реализацией Программы осуществляет Министерство.












1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ

НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА
Профилактика неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни являются приоритетным направлением в сфере охраны здоровья в соответствии со статьями 12, 16 и 30 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Реализуемые в последние годы в регионе государственные программы позволили добиться некоторой позитивной динамики демографических показателей. Вместе с тем в целом современная демографическая ситуация по-прежнему характеризуется низким показателем рождаемости и высоким - преждевременной смерти, что способствует общему снижению численности населения.

Тенденции основных показателей демографической ситуации и здоровья населения в Российской Федерации и в Самарской области аналогичны. Наблюдается увеличение среди населения больных с хроническими заболеваниями, обусловленными воздействием факторов образа жизни. В основе этих заболеваний лежат управляемые факторы риска, связанные с образом жизни: низкая физическая активность, нерациональное питание, избыточная масса тела, курение, злоупотреблением алкоголем, неумение справляться со стрессами.

На низком уровне находится уровень образования и культура сохранения индивидуального здоровья. К сожалению, для большинства населения здоровье не является ни нравственной, ни экономической ценностью. Остается высоким уровень потребления алкоголя и табака.

Экономические потери, связанные с социально значимыми заболеваниями составляют основную долю ущерба, наносимого экономике государства.

Офтальмологическая помощь относится к одному из самых востребованных видов медицинской помощи, что объясняется неоспоримым медико-социальным приоритетом состояния зрения в оценке человеком качества своей жизни.

По данным Всемирной организации здравоохранения (далее — ВОЗ) во всем мире насчитывается около 39 миллионов слепых и 246 миллионов слабовидящих (2011); каждые пять секунд в мире слепнет один взрослый человек, каждую минуту – ребенок. При этом в 80% случаев слепоту и слабовидение возможно предотвратить. По расчетам ВОЗ, если не будут приняты срочные меры, к 2020 году число слепых в мире удвоится и достигнет 75 миллионов.

Глазные болезни в общей структуре заболеваемости в Самарской области занимают 6,5%, однако по тяжести исходов и социальным затратам на компенсацию слепоты и слабовидения этот вид патологии значительно опережает другие профили. Показатели офтальмологической заболеваемости в Самарской области существенно превышают средние общероссийские показатели и имеют устойчивую динамику роста.

Остаются высокими у населения Самарской области показатели заболеваемости зубов и тканей парадонта. Так, у лиц наиболее активного возраста, с 35 до 44 лет, распространенность кариеса зубов достигает 98%, у детей - 85%.Требуется принятие дополнительных мер по обеспечению снижения стоматологической заболеваемости в регионе, обеспечения ранней диагностики и профилактики развития стоматологических заболеваний.

Развитие системы информирования населения о доступных мерах профилактики, воспитание приверженности населения здоровому образу жизни, повышение профессиональной квалификации медицинских работников по современным подходам к профилактике заболеваний, обусловленных воздействием факторов образа жизни, требует дополнительных вложений и затрат.

Работа с целевыми группами, в крупных трудовых коллективах требует привлечения некоммерческих общественных организаций (НКО).

Мониторинг состояния здоровья населения Самарской области на основе проведения специальных исследований позволит оценить фактические данные и зафиксировать изменения, появившиеся в ходе реализации мероприятий Программы.

Данные мониторинга позволят донести до различных категорий населения информацию не только о проблемах, но и вариантах их решения, помогут привлечь дополнительные трудовые и финансовые ресурсы для разработки и внедрения методов и средств, позволяющих ориентировать население на профилактику неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни.

Необходимость создания и реализации областной целевой программы «Профилактика неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни у населения Самарской области» на 2013 – 2015 годы» базируется на положениях Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (статьи 12, 16,30), Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактики алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 – 2015 годы, Основах государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года в части реализации мер со стороны субъекта Российской Федерации, направленных на профилактику заболеваний, обусловленных воздействием факторов образа жизни.

Разработка областной целевой программы по формированию здорового образа жизни рекомендована Правительству Самарской области решением восьмого Областного собрания депутатов Самарской Губернской Думы, депутатов представительных органов муниципальных образований в Самарской области и членов общественного совета при Самарской Губернской Думе от 8 июня 2012 года.

В условиях реорганизации здравоохранения, современных преобразований необходима серьезная административная поддержка и выделение средств на цели коррекции факторов риска неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни. Необходимо наиболее полное обеспечение пропаганды здорового образа жизни в системе культуры, образования, телекоммуникаций и в средствах массовой информации. Необходимо решение проблемы подготовки медицинских кадров в системе учреждений профилактической медицины.

Программа сохраняет преемственность с мероприятиями, проводимыми Министерством здравоохранения Российской Федерации, и предполагает реализацию комплексного подхода, направленного на сдерживание уровня неинфекционной заболеваемости и формирование здорового образа жизни у населения Самарской области.

Программно-целевое планирование будет соответствовать основным направлениям государственной политики в сфере охраны здоровья граждан благодаря повышению доступности оказания медицинской помощи, совершенствованию профилактических мер.

Реализация программных мероприятий должна способствовать сокращению прямых и косвенных потерь общества, связанных с воздействием факторов образа жизни, и реализации государственной политики в сфере укрепления здоровья, предупреждения социально значимых заболеваний и формированию здорового образа жизни населения Самарской области.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, СРОКИ

И ЭТАПЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Целью Программы является увеличение продолжительности активной жизни населения Самарской области за счет формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний

Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:

Задача 1. Информирование населения о факторах риска заболеваний и принципах формирования здорового образа жизни

Задача 2. Укрепление материально – технической базы учреждений министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области для развития инфраструктуры профилактической направленности

Задача 3. Повышение доступности и качества профилактической медицинской помощи населению Самарской области

Задача 4. Организация мониторинга здоровья населения и факторов риска развития заболеваний, связанных с воздействием факторов образа жизни.

Программа реализуется в период с 2013 по 2015 год в 3 этапа.

3. ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ (ПОКАЗАТЕЛИ), ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЕЖЕГОДНЫЙ ХОД

И ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для оценки эффективности реализации Программы используются следующие целевые индикаторы (показатели):

Задача 1. Информирование населения о факторах риска заболеваний и принципах формирования здорового образа жизни

1.1. Информированность населения о факторах риска заболеваний и мерах профилактики.

1.2. Количество лиц, принявших участие в массовых профилактических мероприятиях.

1.3. Число специалистов, обученных на семинарах по проблемам общественного здоровья.

Задача 2. Укрепление материально – технической базы учреждений министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области для развития инфраструктуры профилактической направленности

2.1. Доля государственных бюджетных учреждений социального обслуживания Самарской области, улучшивших условия для занятий физической культурой.

2.2. Число лиц, охваченных занятиями физической культурой в государственных бюджетных учреждениях социального обслуживания Самарской области

Задача 3. Повышение доступности и качества профилактической медицинской помощи населению Самарской области.

3.1. Доля учреждений здравоохранения, имеющих отделения и кабинеты медицинской профилактики, оснащенные в соответствии с утвержденным стандартом для повышения доступности и качества профилактической медицинской помощи.

3.2. Число специалистов центров здоровья, прошедших обучение на циклах профессиональной переподготовки и тематического усовершенствования по вопросам гигиенического воспитания.

3.3. Доля охвата населения профилактическими стоматологическими осмотрами.

Задача 4. Организация мониторинга здоровья населения и факторов риска развития заболеваний, связанных с воздействием факторов образа жизни

4.1. Распространенность потребления табака среди взрослого населения.

4.2. Распространенность потребления табака среди детей и подростков.

4.3. Потребление алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь).

4.4. Распространенность низкой физической активности среди взрослого населения.

4.5. Распространенность ожирения среди взрослого населения (индекс массы тела более 30 кг/кв.м.)

Значения целевых индикаторов (показателей), характеризующих ежегодный ход и итоги реализации Программы, определены в приложении 1 к Программе.
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Мероприятия по реализации Программы систематизированы в соответствии с задачами Программы и изложены в приложении 2 к Программе.
5. ОБОСНОВАНИЕ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
На реализацию программных мероприятий в 2013-2015 годах предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 53 808,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

в 2013 году 14 768,2 тыс. рублей;

в 2014 году 20 953,1 тыс. рублей;

в 2015 году – 18 087,2 тыс. рублей.

Заказчиком и разработчиком программы является министерство здравоохранения Самарской области.

Главными распорядителями бюджетных средств по реализации мероприятий Программы являются министерство здравоохранения Самарской области и министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области.

Общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренный министерству здравоохранения Самарской области на реализацию мероприятий программы в 2013 – 2015 годах составляет 36 931,2 тыс. рублей, в том числе:

в 2013 году 10 797,9 тыс. рублей;

в 2014 году 14 304,2 тыс. рублей;

в 2015 году – 11 829,1 тыс. рублей.

Общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренный министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области на реализацию мероприятий программы в 2013 – 2015 годах составляет 16 877,3 тыс. рублей, в том числе:

в 2013 году 3 970,3 тыс. рублей;

в 2014 году 6 648,9 тыс. рублей;

в 2015 году – 6 258,1 тыс. рублей.

Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию пунктов 1.1. – 1.8., 3.1. – 3.4., 4.1. – 4.4. приложения 2 к Программе является министерство здравоохранения Самарской области.

Финансовое обеспечение мероприятий, указанных в пунктах 1.1., 1.4. – 1.7., 3.2. – 3.3., 4.1. – 4.4. приложения 2 к Программе, осуществляется в форме субсидий, предоставляемых из областного бюджета государственным бюджетным учреждениям здравоохранения Самарской области, подведомственным министерству здравоохранения Самарской области, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Порядок определения объема и условия предоставления указанных субсидий устанавливаются настоящим постановлением Правительства Самарской области.

Финансовое обеспечение мероприятий, указанных в пунктах 1.2., 1.3., 3.1. и 3.4. приложения 2 к Программе, осуществляется в форме бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд в целях оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам. Исполнителем мероприятий по согласованию будет являться Государственное казенное учреждение Самарской области «Самарафармация».

Финансовое обеспечение мероприятия, указанного в пункте 1.8. приложения 2 к Программе, осуществляется в форме субсидий некоммерческим организациям, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями, на реализацию общественно-значимых мероприятий по формированию здорового образа жизни и профилактике социально значимых заболеваний у населения Самарской области.

Порядок определения объема и условия предоставления в 2013 – 2015 годах субсидий некоммерческим организациям, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями на реализацию общественно-значимых мероприятий по формированию здорового образа жизни и профилактике социально значимых заболеваний у населения Самарской области, устанавливаются настоящим постановлением Правительства Самарской области.

Исполнителем, главным распорядителем средств областного бюджета на реализацию мероприятий, указанных в пунктах 1.9 – 1.16, 2.1 – 2.6, 4.5, 4.6 приложения 2 к Программе, является министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области.

Финансовое обеспечение мероприятий, указанных в пунктах 1.13, 1.14, 2.1 – 2.6 приложения 2 к Программе, осуществляется в форме субсидий, предоставляемых государственным бюджетным учреждениям Самарской области, подведомственным министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, из областного бюджета в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Порядок определения объема и условия предоставления указанных субсидий устанавливаются настоящим постановлением Правительства Самарской области.

Финансовое обеспечение мероприятий, указанных в пунктах 1.10 – 1.12, 4.5 и 4.6 приложения 2 к Программе, осуществляется в форме бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд в целях оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам.

Реализация мероприятий, указанных в пунктах 1.9, 1.15 и 1.16 приложения 2 к Программе, осуществляется в рамках текущей деятельности министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области.
6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Координацию и мониторинг хода реализации Программы осуществляет Министерство как государственный заказчик Программы.

Контроль за ходом реализации Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством, в том числе с учетом Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных целевых программ в Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 12.12.2007 № 253.

В ходе реализации Программы Министерство осуществляет контроль за ходом реализации программных мероприятий и эффективным использованием средств, в том числе: ежегодно проводит анализ затрат по программным мероприятиям; ежегодно формирует бюджетную заявку на выделение средств из областного бюджета для осуществления программных мероприятий; по мере необходимости уточняет состав исполнителей и вносит в установленном порядке на рассмотрение Губернатора Самарской области предложения о корректировке Программы.

В течение всего периода реализации Программы осуществляются ежеквартальные (по итогам I, II, III кварталов) и ежегодные мониторинги хода реализации Программы. Ответственные исполнители министерства социально-демографической и семейной политики осуществляют руководство и контроль за реализацией соответствующих программных мероприятий, ежегодно до 15 февраля представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы за истекший год в Министерство.

Министерство ежегодно в срок до 1 марта подготавливает информацию о ходе реализации Программы за отчетный год, включая оценку значений целевых индикаторов (показателей) Программы, а также показателей эффективности реализации Программы, рассчитанных в соответствии с Методикой оценки эффективности реализации Программы (приложение 3 к Программе), и  направляет ее в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерство управления финансами Самарской области на рассмотрение.

Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерство управления финансами Самарской области в течение двух недель подготавливают и направляют в Министерство соответствующие заключения.

Министерство в срок до 1 апреля представляет информацию о ходе реализации Программы за отчетный год с приложением вышеуказанных заключений для рассмотрения на заседании Правительства Самарской области.
7. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация  мероприятий Программы будет способствовать увеличению продолжительности активной жизни населения Самарской области за счет формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний.

Ожидаемые результаты реализации Программы:

снижение уровня распространенности заболеваний, обусловленных воздействием факторов образа жизни;

повышение уровня информированности населения о влиянии на здоровье управляемых факторов риска и возможностях снижения этого влияния;

воспитание приверженности населения здоровому образу жизни;

повышение доступности и качества профилактической медицинской помощи населению Самарской области;

повышение профессионального уровня медицинских работников по вопросам профилактики неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни;

уменьшение числа курящих и лиц, употребляющих алкоголь;

снижение доли лиц, имеющих ожирение;

уменьшение доли населения с низкой двигательной активностью.

Реализация мероприятий Программы позволит продолжить совершенствование методов государственной поддержки службы профилактической медицины, стабилизировать неинфекционную заболеваемость в регионе, связанную с воздействием факторов образа жизни, развить профилактическое направление офтальмологической и стоматологической служб региона.

Снижение затрат будет достигнуто за счет:

- снижения расходов на лечение заболеваний, обусловленных воздействием факторов образа жизни;

- снижения затрат на реабилитационные мероприятия, выплату социальных льгот вследствие выхода на инвалидность, что позволит обеспечить экономию бюджетных средств;

- снижения расходов на оплату листов временной нетрудоспособности в связи с заболеваниями, связанными с воздействием факторов образа жизни.

В целом экономическая эффективность от реализации данной Программы в отдаленном прогнозе неизбежно принесет экономический эффект в сохранении трудовых ресурсов области и увеличении продолжительности активной жизни населения Самарской области.

Оценка эффективности реализации Программы осуществляется Министерством путем установления степени достижения ожидаемых результатов, а также сравнения текущих значений показателей (индикаторов) Программы с их целевыми значениями в соответствии с Методикой оценки эффективности реализации Программы (приложение 3 к Программе).

Оценка эффективности реализации Программы осуществляется ежегодно и в целом по окончании ее реализации.






База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
ЭКО по ОМС в СПб - Euromed In Vitro

    Главная страница