Министерство здравоохранения республики беларусь



Скачать 487.72 Kb.
страница 1/2
Дата 26.06.2015
Размер 487.72 Kb.
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

2-я КАФЕДРА ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ


Л.Г. Борисенко

МЕТОДЫ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ СТАРШИХ
ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

Учебно-методическое пособие


Минск 2004

УДК 616.31084053.8 (075.8)

ББК 56.6 я73

Б 82

Автор канд. мед. наук, доц. Л.Г. Борисенко



Рецензенты: доц. 1-й каф. терапевтической стоматологии, канд. мед. наук Л.А. Казеко; доц. каф. общей стоматологии, канд. мед. наук Л.И. Палий

Утверждено Научно-методическим советом университета в качестве

учебно-методического пособия 29.10.2003 г., протокол № 2

Борисенко Л.Г.

Б 82 Методы лечебно-профилактической стоматологической помощи населению старших возрастных групп: Учеб.-метод. пособие / Л.Г. Борисенко.  Мн.: БГМУ, 2004.  31 с.

ISBN 9854622924.

Представлены научно-обоснованные подходы и методы лечебно-профилактической помощи по состоянию здоровья среди населения старших возрастных групп.

Предназначено для студентов старших курсов стоматологического факультета и врачей стоматологов.
УДК 616.31084053.8 (075.8)

ББК 56.6 я73
ISBN 9854622924  Оформление. Белорусский государственный

медицинский университет, 2004



ВВЕДЕНИЕ

В учебно-методическом пособии изложены научно-обоснованные подходы и методы лечебно-профилактической работы по состоянию стоматологического здоровья среди населения старших возрастных групп.

Все мероприятия описаны в рамках Комплексной целеориентированной программы, которая включает первичную, вторичную и третичную профилактику основных стоматологических заболеваний и их осложнений, опасных для общего здоровья пациента. Базой для практической реализации Программы является сохранившаяся государственная система стоматологической помощи населению Республики Беларусь и внедрение новых технологий в профилактику и лечение стоматологических болезней. В Программе изложены также предполагаемые обязанности стоматологического персонала по ее внедрению в практику на уровне всех типов лечебно-профилактических стоматологических учреждений.

Для дополнительного чтения предлагается 10 источников специальной стоматологической литературы.

Автор выражает искреннюю благодарность Сотрудничающему центру ВОЗ по стоматологии и главному стоматологу Минздрава Республики Беларусь профессору С.А. Наумовичу за помощь в подготовке учебно-методического пособия.

Тема: ОСОБЕННОСТИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА
И МЕТОДЫ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ СТАРШИХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

Общее время занятий: семинар — 6570 мин.

Практические занятия 910-го учебных семестров — 37 занятий, 259 учебных часов.



Мотивационная характеристика темы: как следствие прогресса в области медицины, средняя продолжительность жизни в высокоразвитых странах значительно увеличилась. При этом возрастает количество пожилых и старых людей в процентном отношении ко всему населению, и вероятно в третьем тысячелетии более 20% населения будут составлять люди старше 65 лет. Системы стоматологической помощи должны ориентироваться на изменившуюся демографическую ситуацию, необходима выработка стратегии оказания помощи этой части населения. Высокий уровень знаний об особенностях состояния полости рта и эффективных методах лечебно-профилактической стоматологической помощи в популяции пожилых, позволит улучшить стоматологический статус, а следовательно и качество жизни пожилого населения.

Цель семинара: интегрировать знания об особенностях стоматологического статуса пожилых людей. Определить схему эффективных методов лечебно-профилактической стоматологической помощи.

Задачи семинара

После окончания семинара студент должен знать:



  1. Возрастные изменения органов и тканей ротовой полости.

  2. Эпидемиологическую ситуацию по основным стоматологическим заболеваниям пожилого населения.

  3. Особенности кариеса зубов и заболеваний пульпы у стариков.

  4. Отличительные особенности заболеваний периодонта и слизистой полости рта у пожилого населения.

  5. Методики обследования пожилых.

  6. Психосоциальные проблемы геростоматологического обслуживания с точки зрения врача-стоматолога.

  7. Уметь определить схему оказания стоматологической помощи пожилым людям.


Требования к исходному уровню знаний:

  1. Эмаль, дентин, цемент: гистологическое строение, химический состав.

  2. Периодонт: гистологическое строение.

  3. Слизистая оболочка полости рта: гистологическое строение.

  4. Планирование обследования и лечения стоматологического пациента.


Контрольные вопросы по смежным дисциплинам:

  1. Анатомическое строение зубов.

  2. Кровоснабжение и иннервация зубов и тканей периодонта.

  3. Гистологическое строение эмали, дентина, цемента, периодонта и слизистой оболочки полости рта.

  4. Клиническая картина кариеса зубов, пульпита, заболеваний периодонта и слизистой оболочки полости рта.

  5. Принципы профилактики и лечения основных стоматологических
    заболеваний.


Контрольные вопросы по теме занятия:

  1. Определение понятия «геростоматология», основные фазы старения организма.

  2. Тенденции стоматологических заболеваний населения пожилого возраста Республики Беларусь.

  3. Возрастные изменения органов и тканей ротовой полости: эмаль, дентин, цемент, пульпа, периодонт, челюстные кости, слизистая оболочка, язык, слюнные железы.

  4. Клинические аспекты кариеса зубов и корней. Методы профилактики и лечения.

  5. Эпидемиологическая оценка полной вторичной адентии и потребности в ортопедическом лечении.

  6. Клинические особенности заболеваний периодонта в пожилом возрасте. Методы профилактики и лечения.

  7. Клинические особенности слизистой оболочки полости рта стариков. Ксеростомия, ее осложнения, методы профилактики и лечения.

  8. Клинические особенности и лечение заболеваний слизистой оболочки полости рта и языка в пожилом возрасте.

  9. Особенности некариозных поражений. Классификации стираемости и истираемости зубов.

  10. Психосоциальные проблемы геростоматологического обслуживания.


1. Ситуационный анализ
В Республике Беларусь, как и в большинстве стран Европы, наблюдается тенденция увеличения пропорции населения старших возрастных групп. По данным официальной статистики возрастная когорта населения 60 лет и старше в РБ за последние 10 лет увеличилась на 2,7% и составила в 2001 году 1,9 млн. или 19,1% от всего населения [Здравоохранение РБ, Минздрав, БелЦНМИ, 2001].

По данным эпидемиологических стоматологических исследований, в РБ [В.Н. Орда и соавт., 1994; П.А. Леус, 2000; Л.Г. Борисенко, 2003; Л.А. Казеко и соавт., 2003] самая высокая распространенность и интенсивность основных стоматологических заболеваний (кариес зубов, осложнения кариеса, болезни периодонта, некариозные поражения зубов, заболевания слизистой оболочки полости рта) определена среди пожилого населения. В возрасте 6574 г. среднее количество сохранившихся в полости рта естественных зубов в 2003 г. было 10,9, что на 45,5% ниже допустимых пределов утери зубов, рекомендованных Всемирной Организацией Здравоохранения. Двадцать два процента пожилых людей полностью беззубые (полная вторичная адентия) и 48% из них нуждаются в протезировании. Из 10,9 сохранившихся зубов 1,0 пломбированные, 3,05 зубов имеют клинические проявления кариеса, из них 0,35 — кариес корня (цемента) зуба, который можно лечить только пломбировочными материалами 45 поколений. На сохранившихся естественных зубах и протезах у протезоносителей имеется большое количество зубного налета и зубного камня


(DI-S=2,55; CI-S=2,56; OHI-S=5,11), что является фактором риска возникновения стоматологических заболеваний. По данным индекса CPITN выявлено большое количество исключенных секстантов (CPITN «X» — 4,26), что является следствием тяжелых форм болезней периодонта.

Проведение систематических эпидемиологических исследований дает возможность определить объем лечебно-профилактической работы, необходимой населению старших возрастных групп. При этом важно отметить, что средний статистический житель РБ посещает стоматолога 1,3 раза в году.

На основании вышеизложенного следует, что стоматологическая лечебно-профилактическая помощь населению старших возрастных групп недостаточно эффективна, так как не предупреждает прогрессирующую утерю зубов и, следовательно, нуждается в оптимизации. Базой для реализации комплексной программы лечебно-профилактической стоматологической помощи населению старших возрастных групп является сохранившаяся государственная система медицинской помощи населению. Гарантией улучшения качества стоматологической помощи является внедрение новых технологий и научно-обоснованных методов их практической реализации.
2. Цель и задачи комплексной программы
Основной целью долгосрочной целеориентированной программы лечебно-профилактической помощи населению старших возрастных групп является достижение показателей стоматологического здоровья, рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения (основной показатель: 20 или более естественных функционирующих зубов).

Измеримыми (контролируемыми) задачами Программы являются:



  1. Увеличение на 1015% пожилых людей, практикующих ежедневную гигиену полости рта и улучшение группового индекса гигиены OHI-S на 2030%.

  2. Увеличение на 5060% пожилых людей, знающих и употребляющих пищу, безвредную для зубов.

  3. Уменьшение на 4050% нелеченного кариеса зубов.

  4. Уменьшение на 50% числа осложнений после лечения кариеса зубов, пульпитов и апикальных периодонтитов.

  5. Уменьшение числа удаленных зубов в среднем на 1,5 на одного
    человека.

  6. Восстановление жевательной функции всем нуждающимся путем рациональных методов зубопротезирования.

3. Методы лечебно-профилактической работы
В профилактической работе практического здравоохранения РБ основное внимание уделяется детям и молодым людям. Профилактика кариеса зубов и болезней периодонта пожилым людям на коммунальном уровне практически не проводится, так как многие врачи стоматологи в ее эффективность не верят (по нашим данным анкетирования — 12,7%), а пациент обращается к стоматологу в основном по острой боли и с целью протезирования. Однако, на основе доказательной стоматологии, кариес зубов возможно предотвратить в любом возрасте, а прогрессирование болезней периодонта можно существенно замедлить обычной чисткой зубов и ежегодной профессиональной гигиеной рта. Прогрессирующую утерю зубов возможно остановить или замедлить своевременным и рациональным лечением кариеса и его осложнений; нарушения жевательной функции зубочелюстной системы восстанавливаются методами зубопротезирования. Следовательно, в комплексной программе лечебно-профилактической помощи пожилому населению должны быть методы первичной, вторичной и третичной профилактики.

Первичная профилактика кариеса зубов и болезней периодонта в рамках настоящей Программы базируется на сочетанном использовании следующих трех методов: гигиены рта, регулярного использования фторидов и рационального питания.



3.1. Методы первичной профилактики

3.1.1. Гигиена рта

Главная задача гигиены рта для профилактики кариеса зубов и болезней периодонта — максимальное уменьшение количества мягкого микробного налета и зубного камня. Это достигается регулярной чисткой зубов и удалением зубного камня.

Гигиена рта осуществляется с помощью зубной щетки и фторсодержащей зубной пасты. Жесткость щетки определяется индивидуально: от мягкой до жесткой, в зависимости от стоматологического статуса. Рекомендуется применение дополнительных средств гигиены, таких как флоссы, ершики, зубочистки. Стоматолог дает рекомендации и, если необходимо, обучает пациентов чистить зубы во время амбулаторного приема. Для протезоносителей рекомендуются специальные методы гигиенического ухода.

Согласно доказательной стоматологии, чистка зубов имеет профилактическое значение для снижения заболеваемости кариесом только в сочетании с фторидами и рациональным питанием.



3.1.2. Использование фторидов

Для предупреждения кариеса наиболее эффективно сочетание системного и локального использования фторидов. В Беларуси осуществляется фторирование пищевой соли. Для ее эффективного использования в качестве средства профилактики кариеса зубов необходимо:



  • концентрация фтора в пищевой соли должна быть не менее 250 мг/кг соли (обязательно указание концентрации ион-фтора на упаковке);

  • фторированная соль должна быть доступна всему населению как обычная пищевая соль;

  • цена продукта не должна быть выше обычной соли с учетом потенциальной экономической эффективности профилактики кариеса.

Среди многочисленных методов локальной фторпрофилактики, в условиях Беларуси наиболее практичным является использование фтор-содержащих зубных паст. Этот метод оправдан также потому, что чистка зубов рекомендована и для профилактики болезней периодонта.

Зубные пасты, содержащие фториды, должны иметь гигиеническую регистрацию с указанием содержания активного фтора. С 2001 г. в продаже имеются фторсодержащие зубные пасты, рекомендованные Белорусской стоматологической ассоциацией на основании их клинической апробации.

Для пожилых людей рекомендуются пасты, содержащие от 1000 до 1500 ppm ион F (0,10,15%). Пасты с более высокой концентрацией фтора могут использоваться только по рецепту врача через аптечную сеть.

3.1.3. Рациональное питание

Для профилактики болезней зубов и периодонта в питании важны два взаимосвязанных фактора: полноценный набор пищевых продуктов и умеренная частота приема углеводов. Необходимо, чтобы в рационе были продукты четырех основных групп: хлебные, молочные, мясные и фруктово-овощные. Прием углеводов чаще пяти раз в день является фактором риска заболевания кариесом. Следовательно, пожилым людям нужно советовать ограничить число приемов углеводистой пищи, включая закуски и сладкие напитки, так как любая углеводистая пища создает во рту условия для развития кариеса.

Режим питания регулируется по совету стоматолога во время посещения стоматологического кабинета: прием пищи не более 5 раз в день. Если необходима коррекция питания, ведется дневник, который анализирует стоматолог.

3.2. Методы вторичной профилактики

На основании анализа данных эпидемиологических исследований стоматологических заболеваний в РБ (установлена 100% распространенность и высокая интенсивность кариеса зубов и болезней периодонта, высокая частота осложнений кариеса, большое число утерянных зубов), а также с учетом международного опыта в виде рекомендаций Всемирной Организации Здравоохранения и Международной Федерации стоматологов, наиболее приемлемыми методами вторичной профилактики стоматологических заболеваний являются


следующие:

  • мотивация пациента к регулярному посещению стоматолога;

  • устранение факторов риска стоматологических заболеваний;

  • рациональное планирование лечения;

  • атравматичное лечение.

3.2.1. Мотивация пациента к регулярным посещениям стоматолога

В 90% случаев пожилые пациенты посещают стоматолога из-за боли во рту или по поводу зубопротезирования. Это обусловлено несколькими причинами: 1) безразличием к своему стоматологическому здоровью; 2) неверием в эффективность лечения; 3) существованием очередей и других проблем доступности лечения; 4) страхом перед стоматологическими процедурами.

При очередном или плановом посещении пациенту необходимо объяснить тесную взаимосвязь стоматологического статуса и общего здоровья, рассказать о влиянии состояния зубов на ряд факторов, определяющих качество жизни человека. Пациент должен быть информирован, что с помощью появившихся совершенно новых методов и технологий, позволяющих пломбировать зубы на всю жизнь, можно полностью устранить дискомфорт во рту, восстановить нарушения речи, сделать косметическую реставрацию и, при необходимости, изготовить протезы не отличающиеся от естественных зубов.

Очередь на лечение может быть устранена методом предварительной записи, в том числе по телефону, методом плановых назначений пациентов и организацией неотложной стоматологической помощи. В долгосрочной перспективе очередь ликвидируется путем реализации программы первичной и вторичной профилактики стоматологической заболеваний среди населения обслуживаемого участка.

Страх перед стоматологическими процедурами является следствием использования в прошлом отсталых методов и технологий лечения: препарирование и удаление зубов без анестезии или при использовании неэффективных анестетиков типа новокаина; применение бормашин препарирующих без охлаждения и др. Для устранения страха необходимо создать новые условия лечения. После 23 посещений стоматолога, практикующего современные методы лечения, страх пациента перед стоматологическими процедурами бесследно исчезнет.

3.2.2.Устранение факторов риска стоматологических болезней

Из-за дефицита времени и ряда других причин, врач стоматолог нередко не замечает очевидные факторы риска возникновения стоматологических болезней при осмотре и лечении пожилого пациента. Внимание врача сконцентрировано на конкретной жалобе, с которой обратился пациент.

Правильной тактикой врача при осмотре пациента является:


  • тщательный опрос пациента о состоянии здоровья, так как общие болезни могут быть причиной многих стоматологических заболеваний и/или их симптомы могут проявляться во рту;

  • выявление факторов питания, отрицательно влияющих на зубы и слизистую оболочку рта;

  • выявление вредных факторов, таких как курение, которое является риском возникновения заболеваний слизистой оболочки рта и усилением тяжести болезней периодонта;

  • определение индекса гигиены, для выявления избыточного накопления зубного налета и зубного камня, которые являются патогенными факторами кариеса зубов и болезней периодонта;

  • выявление нарушений окклюзии, нависания пломб, некачественных коронок и протезов;

  • выявление очагов хронического орального сепсиса, таких как глубокие периодонтальные карманы, апикальный периодонтит;

  • выявление кариозной болезни как потенциального источника орального сепсиса и развития осложнений в виде пульпитов и апикальных периодонтитов;

  • выявление доклинических симптомов опухолей челюстно-лицевой области путем пальпации лимфатических узлов;

  • выявление очагов гиперкератоза и эритроплакии как возможных признаков злокачественных образований.

3.2.3. Рациональное планирование лечения

Большинство пожилых пациентов обращается к стоматологу с острой болью или по поводу протезирования, в результате этого план рационального комплексного лечения, как правило, не составляется. Врач ограничивается


лечением причинного зуба, а пациент не знает и не настаивает на вторичной
профилактике.

Целью рационального планирования комплекса лечебно-профилактичес-ких мероприятий является устранение факторов риска и лечение ранних стадий стоматологических заболеваний, чтобы максимально исключить развитие осложнений. План включает:



  • устранение факторов риска развития стоматологических заболеваний (см. п. 3.2.2);

  • индивидуальный подбор средств гигиены;

  • определение индекса гигиены рта;

  • обучение пациента правильной чистке зубов, включая использование дополнительных средств гигиены;

  • мониторинг уровня гигиены рта при последующих посещениях;

  • профессиональную гигиену;

  • лечение ранних стадий кариеса зубов;

  • лечение пульпитов и апикальных периодонтитов;

  • комплексное лечение болезней периодонта;

  • удаление разрушенных и/или не подлежащих консервативному лечению зубов;

  • хирургическое лечение стоматологических болезней по показаниям;

  • ортопедическое лечение, для восстановления жевательной функции;

  • систематическое наблюдение путем вызова пациента не реже 1 раза в год;

  • поддерживающая терапия при повторных посещениях пациента для профилактических осмотров.

3.2.4. Атравматичное лечение

Старшее поколение населения имеет отрицательный опыт стоматологического лечения, которому сопутствовали боль, стресс, страх и дискомфорт. Современные методы и технологии позволяют не только избежать вышеперечисленных побочных эффектов, но и доставить удовольствие пациенту результатами лечения. Например, улучшением вида после эстетической реставрации зубов, немедленным и полным устранением боли, с которой пациент обратился.

Цель атравматичного лечения состоит в минимизации травмы зубных тканей и десны при консервативном и оперативном лечении стоматологических заболеваний. Атравматичное лечение включает:


  • обезболивание всех зубоврачебных процедур;

  • профилактику инфекции;

  • пломбирование без препарирования зуба или с минимальным препарированием в пределах размягченного дентина — новая техника ART;

  • полное удаление пульпы зуба при пульпитах для профилактики возможных осложнений после частичного удаления пульпы;

  • исключение выведения пломбировочного материала за верхушку
    корня зуба;

  • расширение показаний для удаления зубов при неуверенности в успешном лечении пульпитов и в большинстве случаев апикальных периодонтитов;

  • щадящее препарирование витальных зубов под коронки;

  • исключение девитализации зубов с целью протезирования;

  • расширение показаний для изготовления частичных и полных съемных протезов.

3.3. Методы третичной профилактики стоматологических заболеваний

Основной целью третичной профилактики является максимальная минимизация возможных последствий уже возникших болезней и состояний в полости рта на общее здоровье пациента. Наиболее важными задачами профилактики следует считать устранение инфекции и реабилитацию жевательной функции.



Хронические очаги инфекции в полости рта могут быть устранены:

  • удалением зубов, ранее леченных по поводу пульпита или апикального периодонтита и имеющих очаги хрониосепсиса;

  • удалением корней разрушенных зубов;

  • удалением зубов, имеющих патологическую подвижность III степени при атрофии альвеолярной кости челюсти на 2/3 и более длинны корня зуба;

  • устранением глубоких периодонтальных карманов с гнойным экссудатом хирургическими методами с пред- и послеоперационной противовоспалительной терапией (профилактика очаговой септической инфекции);

Утерянная жевательная функция зубочелюстной системы может быть частично (до уровня 20 и более функционирующих зубов) или полностью восстановлена следующими лечебными мероприятиями:

  • реставрацией разрушенных коронок зубов методом пломбирования, вкладками или искусственными коронками;

  • мостовидными протезами (при условии полного исключения перегрузки опорно-удерживающего аппарата зубов);

  • частично съемными протезами;

  • полными съемными протезами.

Показания для зубопротезирования съемными конструкциями протезов у пожилых пациентов должны быть расширены. Это позволит делать их функционально эффективными. Откладывание съемного протезирования на более поздние сроки приводит к необратимым изменениям челюстей, затрудняющим надежную фиксацию протезов.

Третичная профилактика включает также выявление и лечение ранних стадий воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области и опухолей, а также диагностику проявлений во рту общих заболеваний.


4. Ориентировочные обязанности стоматологического персонала
по реализации комплексной Программы

Программа может быть практически реализована в существующей системе стоматологической помощи населению с учетом особенностей методов лечебно-профилактической помощи, первичной, вторичной и третичной профилактики стоматологических заболеваний для старших возрастных групп населения 5564 г., 6574 г., 75 и более лет.

Наиболее существенными организационными формами и дополнениями к традиционным методам лечебно-профилактических мероприятий среди пожилых пациентов являются:



  • организация регулярных (не реже одного раза в год) посещений стоматолога пациентам прикрепленного участка для профилактического осмотра и своевременного лечения выявленных заболеваний. Хотя среднестатистический житель Республики Беларусь посещает стоматолога ежегодно, показатель «использование» стоматологической помощи составляет от 30 до 60%, что недостаточно для эффективной профилактической работы. В этой связи необходимо реабилитировать систему стоматологической диспансеризации, придав ей профилактическую направленность: наблюдать следует не только больных, но и здоровых, тогда пропорция первых будет постепенно уменьшаться;

  • тщательное и полное заполнение амбулаторной карты стоматологического здоровья (Ф043 У-98) всеми специалистами;

  • обязательное составление плана профилактики и лечения;

  • ежегодный мониторинг результатов лечебно-профилактической работы по данным записей в амбулаторных картах;

  • максимальное использование в лечебно-профилактической работе новых научно-обоснованных методов и современных технологий, включая:

  • методы первичной и вторичной профилактики (изложены в разделе 3);

  • определение утери функции зубов (индекс УФЗ);

  • оценка динамики стоматологического статуса ежегодно при повторном посещении, в том числе индексы OHI-S, КПУ, КПИ и УФЗ [Приложение 1].

Вся инфраструктура лечебно-профилактических стоматологических учреждений изначально ориентирована в своей деятельности на профилактическую работу. Каждому врачу выделено специальное время (4 часа в месяц) для проведения просветительных бесед, профилактических осмотров, создания информационных бюллетеней и т. п. Мероприятия по индивидуальной профилактике на приеме оцениваются трудовыми единицами. Любой пациент, в том числе и лица пожилого возраста, имеют право обратиться к стоматологу с целью профилактического осмотра и проведения лечебно-профилактических мероприятий, включающих первичную, вторичную и третичную профилактику стоматологических заболеваний и их осложнений, отрицательно влияющих на общее здоровье.

Уровень и объем лечебно-профилактической работы в рамках настоящей Программы зависит от квалификации и функциональных обязанностей различных видов стоматологического персонала.



4.1. Административный персонал

На всех уровнях (республика, область, город, район, поликлиника, отделение) административный персонал (главный стоматолог, главный врач, заведующий отделением) осуществляет руководство реализацией программы профилактики на своем административном участке. В рамках этой функции административный персонал в частности:



  • утверждает программу в органах здравоохранения и власти;

  • осуществляет согласования с заинтересованными ведомствами;

  • обеспечивает финансирование программы;

  • издает необходимые распоряжения и инструкции для персонала;

  • организует учебу персонала;

  • обеспечивает персонал методической и просветительной (для пациентов) литературой;

  • контролирует исполнение и оценивает эффективность программы;

В области, районе, городе и т. д. должен быть сделан ситуационный анализ (уровень заболеваемости, факторы риска) и определены задачи Программы на долгосрочную перспективу. Программа утверждается местными органами власти и здравоохранения. Практически на все мероприятия Программы уже заложены средства в государственном бюджете на стоматологическую помощь, однако, при эффективном взаимодействии с органами местной власти возможно выделение дополнительного финансирования на издание методической и просветительной литературы, организацию уголков гигиены, приобретение зубных паст и щеток.

Для проведения учебы персонала, семинаров руководителей и др. необходимы соответствующие распоряжения. Каждое рабочее место стоматолога должно быть обеспечено инструктивно-методическими материалами. Практическая реализация Программы на всех уровнях должна осуществляться по плану разработанному и утвержденному местной администрацией.

В виду того, что Программа базируется на методах профилактики и лечения, отличающихся от установок 7080-х годов, большинство стоматологов нуждаются в обновлении знаний по новым технологиям. С этой целью организуются семинары на республиканском, областном и районном уровнях с привлечением специалистов, участвовавших в разработке Программы. Областные и районные стоматологи обеспечивают учебу персонала в подведомственных ЛПУ.

Персонал, участвующий в реализации Программы, должен быть обеспечен методической литературой по методам первичной, вторичной и третичной профилактики и организации их внедрения в практику. Методические пособия предполагается подготовить силами специалистов стоматологических кафедр и опытных организаторов здравоохранения. Пособия могут быть подготовлены и изданы и на местном уровне (область, район), однако, для обеспечения единства методов лечебно-профилактической работы эти разработки должны быть утверждены главным специалистом вышестоящего административного уровня. При разработке методических материалов следует помнить, что методы первичной, вторичной и третичной профилактики и методы оценки их эффективности должны быть едиными для всей республики, а формы и методы реализации Программы могут быть разными в зависимости от местных условий.

Основная форма практической реализации методов первичной профилактики в рамках данной Программы — просвещение населения. Поэтому очень важны просветительные материалы (памятки, плакаты, брошюры и т.п.). Руководители Программы всех административных уровней заказывают эти материалы в Центрах здорового образа жизни в количестве достаточном для населения. Очень важно тщательно проанализировать уже имеющиеся просветительные материалы с целью выявления в них устаревших методов профилактики и лечения стоматологических заболеваний, а также рекомендаций, противоречащих изложенным в настоящей Программе.

Для действенного контроля хода реализации Программы администратор, наряду со сбором статистических материалов (количество бесед, число охваченного населения и т. п.), должен использовать методы оценок эффективности, рекомендованные в разделе 6. При необходимости, для проведения выборочного стоматологического обследования, научного анализа амбулаторных карточек повторных пациентов и др. администратор может привлечь специалистов БГМУ и БелМАПО.



4.2. Стоматолог терапевтического, ортопедического и смешанного приема

В повседневной лечебно-профилактической работе на амбулаторном стоматологическом приеме при планировании лечения пожилых пациентов максимально возможно использовать методы вторичной и третичной профилактики настоящей Программы (раздел 3).

Особое внимание следует уделить индивидуальной первичной профилактике стоматологических заболеваний. Для этого врач осуществляет следующие мероприятия.

Определяет стоматологический статус и факторы риска возникновения кариеса зубов и болезней периодонта.

Во всех случаях, кроме острой боли и неудовлетворительного состояния больного, стоматолог, принимая пациента, обязан определить состояние каждого зуба, периодонта и индекс гигиены, записать данные обследования в амбулаторную карту Ф043 У-98. На основе данных стоматологического статуса составляется индивидуальный план профилактики и лечения.



Проводит индивидуальную беседу о профилактике.

Обращается внимание пациента на выявленные факторы риска (зубной налет, зубной камень, нарушение режима питания и др.) и методы их устранения. Необходимо провести мотивацию пациента к регулярному (не реже одного раза в год) посещению стоматолога.



Проводит обучение или коррекцию навыков гигиены рта.

Пожилое население в Беларуси нуждается в обучении правильной гигиене рта. Такая ситуация сложилась вследствие хронического дефицита средств гигиены и их невысокого качества в 6080-е годы прошлого столетия. При любой занятости стоматолог должен найти немного времени для обучения или коррекции навыков гигиены, а также подобрать зубную щетку и зубную пасту. Если времени недостаточно в первое посещение, можно назначить пациента специально для профилактики. Для этой важной работы можно привлечь медицинскую сестру стоматологического кабинета.



Обеспечивает пациентов просветительными материалами.

Кроме того, что просветительные материалы должны быть в необходимом количестве в зале ожидания, стоматолог или медсестра вручает пациенту необходимые для его возраста памятки и/или брошюры о профилактике кариеса зубов и болезней периодонта. Необходимо также посоветовать, где можно купить дополнительные просветительные материалы и/или эффективные средства гигиены.



Контролирует эффективность лечебно-профилактических мероприятий.

Эффективность профилактических мероприятий проверяется вначале на индивидуальном уровне выборочно у пациентов, посетивших врача, затем можно оценить средние показатели обслуживаемого участка. С этой целью анализируется динамика индексов КПУ, OHI-S и КПИ (CPITN) и УФЗ.



4.3. Стоматолог хирургического профиля

На амбулаторном хирургическом приеме пожилых пациентов используют методы вторичной и третичной профилактики, рекомендованные в разделе 3.



Определяет стоматологический статус и факторы риска возникновения кариеса зубов и болезней периодонта.

Эту работу стоматолог-хирург обязан выполнить в случаях подготовки пациента к плановой операции. В многопрофильной поликлинике хирург может взаимодействовать с терапевтом по вопросам санации и устранения факторов риска заболеваний, таких как зубной налет.



Проводит беседу и, если необходимо, обучает пациента гигиене рта.

При подготовке к плановой операции, хирург должен убедиться, что пациент имеет навыки регулярной чистки зубов. Если имеется зубной налет, то следует научить пациента правильно чистить зубы. В случаях, когда у хирурга нет времени для профилактической работы, ее может выполнить медсестра, или же пациента необходимо направить в кабинет гигиены рта, или к терапевту. Хирурги, оперирующие пациента с нечищеными зубами, подвергают его риску возникновения осложнений.



4.4. Медсестра стоматологического кабинета

Проводит индивидуальные и групповые (в комнате ожидания) беседы о профилактике.

С разрешения врача медсестра может найти 510 минут времени для проведения беседы о профилактике среди ожидающих приема пациентов. По назначению врача медсестра также может провести индивидуальную беседу с пациентом, подобрать ему средства гигиены, продемонстрировать на моделях правила чистки зубов.



Вручает пациенту памятки, рассказывает, где можно приобрести средства гигиены.

Медсестра спрашивает пациента, желает ли он ознакомиться с памятками о профилактике кариеса зубов и болезней периодонта. Если пациент проявляет интерес, то ему необходимо вручить нужную просветительную литературу. Часто пациент не знает, где можно приобрести средства гигиены, которые ему посоветовал врач или медсестра. Медсестра должна иметь такую информацию и предоставить ее пациенту.



Вызывает пациента с целью профилактики и для контроля эффективности профилактических мероприятий.

По поручению врача медсестра с помощью открыток и телефона напоминает пациенту о необходимости посещения врача с целью профилактического осмотра.



4.5. Частный стоматолог

С учетом больших возможностей технического и материального оснащения стоматологического кабинета и с согласия пациента, врач стоматолог может осуществить весь комплекс профилактических мероприятий и лечебных процедур, рекомендуемых в Программе. При этом преимущество отдается атравматичным методам лечения.



Определяет стоматологический статус пациента в полном объеме, с занесением данных в амбулаторную карту.

Стоматолог частного кабинета сам планирует продолжительность времени для приема пациента. Практика показывает, что для стоматологического обследования пациента в полном объеме необходимо от 5 до 20 минут (в зависимости от опыта врача). Обследование включает опрос и мануально-инстру-ментальное обследование полости рта, включая определение индексов КПУ, OHI-S, GI, CPITN (или КПИ).



Определяет предрасположенность пациента к кариозной болезни.

Для этого используются специальные диагностические системы: SM, LB, DS, «Кариограмма». Показаниями для применения диагностических систем являются множественный кариес и выявленные факторы риска. Необходимо получить согласие пациента в связи с оплатой этих видов диагностики.



Определяет общее состояние пациента.

Для этого необходимо рационально использовать специальный вопросник, который пациент заполняет самостоятельно. Вопросник включает также сведения о гигиене, привычках питания и вредных привычках. [Приложение 2].



Проводит мотивацию к систематическому посещению врача с целью профилактики.

Это наиболее важный аспект профилактической работы стоматолога частного кабинета, так как только при регулярном наблюдении пациента возможно добиться его полного стоматологического здоровья. Используются любые методы мотивации, включая бесплатные профилактические осмотры и профилактические процедуры. Самым сильным фактором мотивации является впечатление пациента о проводимых врачом профилактических мероприятиях в данное посещение. Во время мотивации врач вручает пациенту необходимую просветительную литературу (памятки, брошюры).



Обучает чистке зубов.

За редким исключением, пожилые люди чистят зубы неправильно. Очень важная задача стоматолога — исправить это положение путем практического обучения пациента. Идеально, если врач отводит на эту процедуру от 1 до 4 посещений (в зависимости от состояния гигиены) в ходе которых обучает пациента правильно чистить зубы и осуществляет профессиональную гигиену. Наряду с тщательным подбором зубной щетки и пасты, необходимо показать и научить пациента использовать дополнительные средства гигиены: флоссы, ершики, зубочистки, а также методы самоконтроля (красители).



Контролирует эффективность гигиены рта.

При каждом посещении стоматолог должен определить гигиенический индекс и продемонстрировать пациенту его/ее успех. Следует избегать резко негативных оценок. Однако задача врача — добиться приемлемого уровня гигиены (OHI-S<1.2)



Беседует о здоровом образе жизни и контролирует результат.

В случаях выявления факторов риска, таких как частые приемы пищи (более 56 раз в день), врач проводит беседу, а в следующее посещение контролирует эффективность беседы. Если проблема не устранена, следует применить метод ведения дневника питания.



Назначает фториды.

В беседе о здоровом питании уместно рассказать пациенту о пользе для зубов фторированной пищевой соли. Из методов местного воздействия, в рамках Программы обязательно рекомендует фторсодержащие зубные пасты. Зубная паста должна иметь сертификат производителя (страна, фабрика, предпочтительно хорошо известная), регистрационное удостоверение Республики Беларусь; на тубе должна быть указана дозировка фтора и указан срок годности продукта. Желательно, чтобы паста была клинически апробирована в Беларуси и рекомендована стоматологической ассоциацией. Обычно об этом пишут на упаковке и имеются публикации в стоматологических журналах.



Оценивает эффективность профилактических мероприятий.

Путем повторных приглашений пациента, уже через несколько месяцев, можно оценить эффективность чистки зубов (индекс OHI-S) и динамику в состоянии периодонта (индексы GI, CPITN или КПИ). Эффективность профилактики кариеса оценивается через два и более года. За этот период не должно быть новых кариозных поражений зубов. Очень удобно для врача и убедительно для пациента ведение паспорта здоровья (книжечка типа санаторной), в котором отмечается стоматологический статус пациента 1 раз в год.




5. Задачи по обучению персонала
Программа подготовки врача стоматолога в медицинском университете и курсанта на курсах усовершенствования должна предусматривать лекции по геронтостоматологии, по научным основам и методам практической реализации национальной программы профилактики, семинары по гигиене, фторидам и питанию, а также контроль знаний по профилактике у врачей при их аттестации и лицензировании

Для ознакомления практических врачей стоматологов с методами реализации Программы рекомендуется: 2-дневный семинар по Программе для главных стоматологов, главных врачей городских и районных поликлиник и заведующих лечебными и профилактическими отделениями, а также серия однодневных тематических семинаров для всего персонала в городских и районных поликлиниках

Для ознакомления нестоматологического персонала (врачи, медицинские сестры домов для престарелых) необходимы лекции, семинары, конференции в районах, крупных общих поликлиниках по методам реализации Программы.
6. Оценка результативности внедрения Программы
Первичная:

  • обеспеченность методической и просветительной литературой

  • охват (в%) населения программой профилактики

  • вовлечение (в%) стоматологов в программу профилактики

Промежуточная:

  • увеличение процента пациентов, регулярно использующих зубную пасту

  • увеличение процента пациентов, практикующих правильное питание

  • тенденция улучшения гигиены рта (по индексу OHI-S)

Окончательная:

  • сравнение стоматологического статуса населения старших возрастных групп с целями программы.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ


  1. Боровский Е.В. и др. Терапевтическая стоматология.  М., 2003.  500 с.

  2. Кузьмина Э.М. и др. Профилактика стоматологических заболеваний.  М., 2003.  320 с.

  3. Кюнцель В. Геростоматология.  Берлин, 1990.  160 с.

  4. Леус П.А., Михайлов А.С., Борисенко Л.Г. Некоторые методы прогнозирования кариеса и индексной диагностики состояния пародонта.  Мн.: МГМИ, 1992.  56 с..

  5. Леус П.А. Коммунальная стоматология.  Мн.: БГМУ, 2000.  150 с.

  6. Методические пособия для стоматологов по практической реализации национальной программы профилактики кариеса зубов и болезней периодонта среди населения Республики Беларусь.  Мн.: Минздрав РБ, 1999.  30 с.

  7. Пейсахович И.М., Заксон М.Л., Овруцкий Г.Д. и др. Геронтостоматология.  Киев, 1973.  191 с.

  8. Carranza F.A., Newman M.G. Clinical Periodontology. 8-th edition. Saunders, Philadelphia, 1996.  546 p.

  9. Edgar W.M., O'Vullane. Saliva and oral healh.  London, 1996.  140 p.

  10. Kunzel W., Borutta A., Leous P., Orda V. et al. Multinationale studie zur Ermittlung des gerostomatologischen Behandlungsbedarfs. WHO Kollaborationszentrum, Universitat Jena, Erfurt, 1994.  40 p.

Приложения
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ

Методика определения индекса гигиены рта OHI-S
(Green, Vermillion, 1964)

Визуально с помощью стоматологического зонда определяется зубной налет и зубной камень на губных поверхностях зубов 11, 31, щечных поверхностях зубов 16, 26 и язычных поверхностях зубов 36, 46. Оценка проводится с использованием следующей цифровой градации.

Показатель налета (DI-S):

0 — налета нет;

1 — мягкий зубной налет покрывает 1/3 поверхности зуба или плотный коричневый налет (любое количество);

2 — мягкий зубной налет покрывает 2/3 поверхности зуба;

3 — мягкий зубной налет покрывает более 2/3 поверхности зуба,

Показатель зубного камня (CI-S):

0 — зубной камень не обнаружен;

1 — наддесневой зубной камень покрывает 1/3 поверхности зуба;

2 — наддесневой зубной камень покрывает 2/3 поверхности зуба или поддесневой зубной камень в виде отдельных конгломератов;

3 — наддесневой зубной камень покрывает 2/3 поверхности зуба или поддесневой зубной камень окружает пришеечную часть зуба кольцом.

Индекс рассчитывали по формуле: OHI-S= DI-S + CI-S.

Интерпретация индекса OHI-S:

0,00,6 — хорошая гигиена;

0,71,6 — удовлетворительная;

1,72,5 — неудовлетворительная;

>2,6 — плохая.


МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРИОДОНТАЛЬНОГО ИНДЕКСА КПИ (Леус П.А., 1988)
Исследуются зубы 16 или 17, 11, 26 или 27, 36 или 37, 31, 46 или 47. При отсутствии зуба, подлежащего исследованию, обследуется ближайший, но только в пределах одноименной группы зубов. Если отсутствуют все зубы одноименной группы, то регистрируется максимальная тяжесть состояния периодонта. Используется обычный набор зубоврачебных инструментов. Для определения признаков поражения периодонта (кровоточивость, зубной камень, патологический карман), а также зубного налета используется зубоврачебный зонд; для определения патологической подвижности зубов — зубоврачебный зонд или пинцет. Для оценки используются следующие критерии:

0 — здоровый — зубной налет и признаки поражения периодонта при обследовании не определяются;

1 — зубной налет — любое количество мягкого белого налета, определяемое зондом на поверхности коронки, в межзубных промежутках или придесневой области;

2 — кровоточивость — видимое невооруженным глазом кровотечение при легком зондировании зубодесневого желобка (кармана);

3 — зубной камень — любое количество твердых отложений (зубного камня) в поддесневой области зуба;

4 — периодонтальный карман, определяемый зондом;

5 — подвижность зуба — патологическая подвижность зуба 23 степени.

При наличии в обследуемой области нескольких патологических признаков регистрируется более тяжелое поражение (более высокий бал).

Сумма кодов делится на количество обследованных зубов.

Интерпретация индекса:

0,11,0 — риск к заболеванию;

1,12,0 — легкий уровень интенсивности болезней периодонта;

2,13,5 — средний уровень интенсивности болезней периодонта;

3,65,0 — тяжелый уровень интенсивности болезней периодонта.


  1   2


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
ЭКО по ОМС в СПб - Euromed In Vitro

    Главная страница